Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Когда в последний момент я решила присоединиться к группе, запланировавшей сплав на 4-местном самодельном катамаране по реке Утулик, протекающей в горном массиве Хамар-Дабан и впадающей в озеро Байкал, билетов из Самары до Иркутска уже не было. Поэтому 14.07.08. в 21.30 по московскому времени я выехала в г. Уфу (поезд №376), где прождав 3 часа в здании вокзала, в 9 утра встретилась с ребятами, которые пол-первого ночи 15.07 сели в поезд №134. И проехав в нём без особых происшествий трое суток, мы благополучно высадились с нашей многочисленной поклажей в г. Иркутске.

Пока Серёжа с Пашей осматривали местные достопримечательности и ждали, когда откроются магазины, чтоб купить новую батарейку для Серёжиного фотоаппарата, мы с Агзамом, ожидая их на вокзале, взглядом полным сожаления проводили две утренних электрички на Слюдянку (в 8.30 и 9.30 по местному времени, разница с Москвой 5 часов). Со сдержанным негодованием встретили своих припоздавших друзей (которые появились спустя минут 15 после отхода последней электрички), и стали ждать электричку на 14.00, которая при более детальном изучении расписания оказалась ходящей только по выходным. Итак, поскольку это была ещё только пятница (18.07) мы, взяв рюкзаки, катамаран, вёсла, палатку и доп. пакеты с едой выбрались на привокзальную площадь. И в скором времени нашли местного рвача, который за 150 рублей с носа плюс за 3 места с рюкзаков (хотя они потеснились и заняли всего 2), милостиво согласился доставить нас в Слюдянку. Правда, дождавшись, пока его «микрик» полностью загрузится другими пассажирами. По дороге попутчица нам сообщила, что обычная цена билета- 100р.

Через 2 часа бесчисленных поворотов горной дороги нам открылась необыкновенной красоты картина – величественная гладь Байкала, в окружении гор, покрытых лесом и подёрнутых лёгкой дымкой!!!

Проехали село Култук и вскоре остановились на автовокзале г. Слюдянка, где и провели время до позднего вечера, По очереди ходили – кто искать лошадей, кто купаться на Байкал (недалеко, метров 500 через ж/д мост). Берег каменистый, ветер нагнал зелёную тину, вода холодная, но лично я получила огромное удовольствие от омовения, хотя и пришлось заходить в воду горизонтально.

Потом мы сели в маршрутку №1, доехали до ул. Слюдяной, по которой нам предстояло пройти ещё сколько-то. Но мы не успели почувствовать всей прелести перехода с таким количеством груза, т.к. рядом с нами остановилась бортовая машина, и водитель предложил довести нас до конца улицы абсолютно бесплатно (сказал, что по говору узнал земляков – он из Оренбурга). Так что, прошли мы ещё совсем немного по грунтовке и поставили палатку слева на косогоре, у пустого загона для лошадей. За водой сходили к колонке у крайних домов. На Конном Дворе (ул. Набережная 59, тел.89086609278, 89041368363, 89500819877 и 89041295549 хозяин- Николай) доставка туристического снаряжения до реки Утулик стоит 3000р. лошадь + 1000р. проводник в день, а на кемпинге пообещали, что утром пришлют к нам проводника с лошадьми подешевле.

В самом деле, в 8 утра к нам приехал бурят по имени Пётр, с лошадью в поводу. Договорились, что проведёт он нас за 3000р. в день, взял 300р. аванс, оставил в залог лошадь и уехал собираться в дорогу (да, ещё обещал соли нам раздобыть – поиздержались мы в пути). Не было его долго… Сборы были явно не легки… Наконец он появился, слегка «не в кондиции», но бодр и весел, правда, соль забыл. За солью Серёжа съездил на кемпинг на его лошади, пока завьючивали другую. Мучались долго и так, и сяк приторачивали наши огромные рюкзаки к «ездовому» седлу. Зато лошадь, не будь дурна, в мгновение ока наши «тюки» с себя скинула. Седло просто провернулось вокруг неё. Пётр стал громко ругаться, что лошадь сильно жирная стала, седло на ней не держится. Поехал за другой, оставив нам в залог то самое седло, знатное такое, со старинными стременами. Пока проводник был в отъезде, я обучалась выездке, взгромоздив оставленный залог на Пашу. Он оказался с норовом, удила закусывать не хотел, но хоть не брыкался – и то ладно.

Долго ли, коротко ли приехал Пётр с другой лошадью, с вьючным седлом. Завьючили. Лошадь присела на задние ноги, давая понять, что тащить это всё до Утулика она явно не расположена. Пётр подумал и сказал, что приведёт нам ещё одну лошадь за ту же цену, ибо так измываться над животным нельзя. И привёл в скором времени (степень опьянения мы конечно не замеряли, но она явно увеличивалась с каждой отлучкой), а вместе с лошадью пришёл её хозяин, всё тот же Николай, принёс «баулы» (большие болоньевые сумки), в которые, оказывается надо упаковывать рюкзаки, чтоб в лесу за ветки не цеплялись. Николай стал всё делать сам, отвергнув нашу помощь, тихо, но очень колоритно ругаясь на тех, кто не умеет правильно «завьючить» лошадь (интересно, кто бы это мог быть? Ума не приложу…). Итак, очень быстро обе лошади были правильно «завьючены» (вот что значит обратиться к специалисту!), но тем временем пропал наш проводник! По неотложному надо полагать делу отлучился. Мы уже тёрли свои лбы, сожалея о том, что поздно вспомнили слова гения: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!» Да и Николай тихо ворчал, что тоже уступил бы, если бы с ним поторговались, но расторгать ранее заключённый договор не рекомендовал. И спокойствия ради приставил к своей лошади своего шурина (брата жены), мальчика 15 лет по имени Андрей. И пошли мы на Конный Двор, ожидать пока наш второй проводник соберётся.

Вид с Конного Двора великолепный – гора с поднимающимися уступами «башенками», похожая на средневековый замок!

Полюбовавшись окружающими красотами и испив предложенного гостеприимной хозяйкой чайку, мы всё-таки тронулись в путь, хотя минуло уж три часа пополудни. Андрей догнал нас вскорости, а Пётр…нет, не скоро. Сначала 10 км дорога была широкая и гладкая (любая машина проедет), броды мелкие и практически везде – мостики или брёвна для перехода. Одну лошадь мы вели по очереди, через броды её переводил Агзам, вторую вёл на поводу Андрей. Потом дорога перешла в горную тропу и были довольно крутые подъёмы.

Часа через 2 нас догнал Пётр и… обогнал. Секретом столь небывалой прыти оказалось лесное кафе, расположенное по ходу следования, примерно посередине между Слюдянкой и метеостанцией. Мы хотели переждать там начавшийся было дождь (на территории кафе и гостиницы большие навесы – можно спрятаться вместе с лошадьми), перекусили сухариками. Но решили, что стоять хорошо, а идти надо, и пошли под дождь, с одной лошадью. А наши проводники со второй лошадью остались ещё «принять на грудь», во всяком случае, один из них остался точно по этой причине.

Недалеко от намеченной на этот день стоянки попали в небольшое болотце и промочили ноги. Здесь нас догнал Андрей. Вскоре сделали привал на живописной лужайке, вокруг рос кустарник с тёмно-синими, продолговатыми, кисленькими ягодами. Это потом мы выяснили, что это жимолость. А пока я ела их в гордом одиночестве, памятуя о том, что «все опасные эксперименты – на менее ценных членах экипажа…»

Часов в 8 вечера дошли до метеостанции, там уже стояла палатка с туристами из Ангарска. Нам любезно предложили воспользоваться их костром. Вернее, местом для костра, т.к. разжигать и обучать сей хитрости молодых туристов пришлось Серёже. Пётр прибыл на стоянку несколько позже, громко стеная о том, как он устал и как тяжело так долго ехать на лошади…

Воду брали в колодце на метеостанции, Серёжа, Светлана, Паша, Агзам. Поужинав, чем Бог послал (а Бог нам в тот вечер послал ведёрко рисовой каши, сваренной ещё утром), мы легли спать. Так прошло 19.07, суббота.

20.07, в воскресенье встали часов в 8, сварили гречневую кашу, поели, обменялись адресами с ребятами из Ангарска. Через 2 часа, поднявшись на гору и немного спустившись, мы дошли до перевала Чёртовы ворота.

Вид на ущелье и панораму гор за ним ну просто сказочный! На самом перевале есть небольшое озерцо с топким дном, памятник погибшему здесь в 1992 году туристу (имя не запомнила, на фотографии молодой и красивый, попал под снежную лавину) и рукотворный холм из камней, как у Тамерлана. Мы тоже положили на этот холм по камешку. Такова традиция, как нам объяснили местные ребята, которых мы встретили на перевале. Ещё сказали, что недалеко отсюда видели медвежий помёт прям на тропе, что медведей здесь много. Они шли с зимовья, несли с собой некое «каменное масло», вещество белого цвета, на вкус кисло-солёное, как витаминка, якобы выступающее прямо из скал, где они вертикально уходят в реку. Свойства описали прямо чудодейственные: при разведении 1ч.л. на литр воды и приёме 1 стакана этой жидкости в месяц удовлетворяет полностью потребность человеческого организма в минеральных веществах, лечит все мыслимые болезни, любые раны. Правда, кто это установил, насчёт потребности, пояснить не смогли.

Потом уже дома в Интернете посмотрела – действительно, это вещество широко известно, по- бурятски называется «бракшун» — «кровь горы», по-тибетски «сок скалы».

Отдохнули мы на перевале полчаса, перекусили сухариками с сыром. Спускались вниз по «серпантину», потом снова броды, броды, броды… Мы уже разуваться перестали (все, кроме Паши) для ускорения процесса. Так и шли в мокрых кроссовках, благо, день был тёплый. Через 3 часа от перевала вышли к реке Утулик. Разгрузились. Рассчитались и распрощались с проводниками. Начался дождь, поэтому катамаран собирать не стали. Ровных берёз на раму не нашли, поэтому срубили кого-то из хвойных. А чтоб избавиться от липкой смолы, обжигали их на костре, сколько не обожгли – обмотали скотчем. Варили в этот день грибной суп с 1 картофелиной (такие были расчетные нормы).

21.07, понедельник. Ребята с утра занимались стапелем, я варила пшённую кашу. Потом нарвалась на очередное порицание Сергея, за то, что отчистила котелок и по его мнению, совершила совершенно не нужные и бесполезные трудозатраты. Ну что ж, будем исправляться. На обед варила рис с чечевицей, нашим мясоедам очень понравилось, прям как с мясом. Конечно, бобовые – это же белок. Тут надо пояснить, что компания подобралась разношёрстная – мы с Серёжей этические вегетарианцы («не убий»), а Паша с Агзамом – убеждённые мясоеды. Иногда в горячих спорах о смысле бытия я в сердцах и обзову их «трупоедами», но они вроде не обижаются и парируют тем, что я тоже поедаю трупы… огурцов и морковки.

Сборку катамарана к тому времени уже закончили. Мимо проходили всё те же местные охотники, которых встретили на перевале, и соблазнили нашего Пашу рыбалкой на хариуса. Недолго думая он собрался и ушёл с ними (18 км до следующего зимовья).

Тогда Сергей стал складывать баню из близлежащих камней, а мы с Агзамом пошли на зимовье «Кентавры» посмотреть, как же варится это каменное масло. Поднимались в гору километра три, потом спускались к Утулику.

Зимовье стоит на берегу ручья, впадающего в Утулик. Добротное такое, из больших брёвен сложено. Масло выпаривалось в огромном чане на костре, порция уже сушилась под плёнкой и ещё (1-я стадия приготовления) было замочено в большом строительном корыте. Объёмы вполне промышленные. Производством заведует абориген Альберт. Назавтра он пригласил нас на сбор «сырца» на ближнюю скалу, сказал, что повесил там уже веревки (альпинистское снаряжение). Обратно посоветовал нам идти по реке (всего 2 брода, близко). Зато какие это были брода! Агзаму положили с собой полпакета мяса изюбра (похож был на маленького оленя, говорят), но на первом броде поток сбил его с ног, и изюбр был принесён в жертву Утулику. Хорошо, хоть сам выбрался. По дороге любовались отвесной скалой, нависшей над рекой. На ней и собирают каменное масло. Удивительно, на отвесной голой скале растут огромные кедры! Как держатся, чем питаются – непонятно…

На втором броду Утулик пожелал получить в жертву меня. На моё счастье мы предусмотрительно пригласили ребят с зимовья «вечерком в баньку» и точно в тот момент, когда я уже больше не могла бороться с течением, они нас догнали, и Альберт успел поймать меня за руку.

Баня удалась на славу. Сергей с Агзамом парились, потом с воплями торжествующих неандертальцев ныряли в омут под скалой (слышно, я думаю, было по всей реке). Когда они вернулись в полном восторге, уже совсем стемнело. Местные ребята ушли к себе, так и не попарившись, т.к. были «зело пьяны». Настало время и для меня по достоинству оценить Серёжино творение.

Право, это чудо: на улице холодно, раздеваешься, вздрагивая, заходишь в палатку, а там – жара, раскалённая каменка, горячий пар, распаренный веник… Удовольствие необыкновенное, близкое к «щенячьему восторгу». А потом – в ледяной поток, несущийся между камней, ощущение лёгкого электрического разряда, иголки по всему телу – и обратно в горячий пар! И ещё раз… И ещё… А вот нырять не стала – тёмная ночь, тихий омут, чёрная скала за ним, а мне в шуме реки слышатся голоса – жуть! Зато после всего этого взрыва эмоций в состоянии полной невесомости, совершенно не чувствуя веса своего тела – бегом к костру, пить горячий чай с травами и мёдом… Блаженство… Покой… Ничего больше не нужно, всё остальное – лишнее…

22.07. Вторник. Ждали Пашу, который обещал не задерживаться, но появился только к вечеру. Подошла группа из Хабаровска с четырьмя спортивными катамаранами «двойками». Всё несли на себе. Шли из Слюдянки 2.5 дня, рюкзаки у ребят – по 40 кг, у девочек – по 25 кг. Гераклы и гераклиссы, не иначе.

Далее (Глава 2. Утулик.)


Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную