Хабаровцы стартовали рано утром. Мы начали подвязывать вещи. Лил дождь. Было холодно. В 2 часа дня мы в конце концов стартовали, и водная часть маршрута началась!

Прошли несколько несложных перекатов и шивер. Неожиданно на одном повороте поток вырвал из рук у Акзама весло. Причалили, взошли на скалу, пытаясь увидеть, где оно легло. Бесполезно, вода под скалой «кипит», ничего не видно. Решили уже вырезать весло из дерева, отошли от берега и увидели его лежащим на дне посредине реки, за скалой, метрах в двух от большого камня. Паша сказал, что сможет нырнуть за ним. Нырнул. Течение Пашу унесло, не дав погрузиться на дно. Пошли к берегу за большим камнем, привязали его к катамарану длинной верёвкой. Три раза нырял Паша с камнем, всё равно уносит мимо весла. Потом камень зацепился где-то в расщелине, нас стало крутить вокруг него, периодически притапливая корму. Теперь Паша стал нырять, чтоб достать камень из расщелины. Достал с третьей попытки. Пошли к берегу, набрали ещё камней. Прикрепил Паша мешок с камнями к поясу. Всё равно не успевает погрузиться на дно. Разработали целую операцию. Зашли подальше против течения, спрыгнул Паша с катамарана со всем набором камней задолго до того, как стало видно весло, и надолго скрылся в бурных водах. Сумел. Добрался. Достал. И под рёв восторга лавры победителя увенчали его чело!

Итак, наш корабль, обретя все свои четыре лопасти, снова двинулся в путь. В скором времени подошли к порогу «Рассохинский». Как утверждает капитан, неслаженность в выполнении команд привела к тому, что катамаран развернулся поперёк потока да и застрял между камней! Нам с Акзамом пришлось сойти прям посреди порога, для облегчения катамарана, а Паша с Сергеем изрядно потрудясь, сдёрнули его с камней и направив носом по течению, застряли таким же образом между двух других камней, но теперь (другое дело!) действую абсолютно слаженно! Долго ли коротко ли, порог прошли, вернее, его первую ступень. Решили встать на стоянку, т.к. у Сергея было сломано весло, у катамарана продрана шкура, впереди серьёзный порог, а время – семь часов вечера.

Стоянка была удобная, слева – бурный приток, спереди – Утулик, сзади и справа – скалы. Стоянка отличалась от прочих обилием клещей, которых мы с себя снимали. Нас с Сергеем укусили, поэтому теперь мы пьём таблетки. Паша изловчился поймать двух хариусов и пёк их, несчастных, на палочках.

24.07. Четверг. Ремонтировали весло, зашивали катамаран, во все вёсла забивали куски пенки для плавучести. Когда отобедали, с превеликим удивлением обнаружили, что время – полседьмого и уже вечер! День промелькнул совершенно не заметно. Решили остаться ещё на одну ночёвку. Мы с Серёжей пошли осматривать вторую ступень Рассохинского. Вид вдоль ущелья был великолепный! Присели на скалу прямо напротив порога.

Обсудили некоторые вопросы эзотерики. Место, право, весьма располагало. Поток спускался тремя ступенями и мощной струёй бил в скалу прямо у нас под ногами.

Проскочив порог надо было резко уходить влево, чтоб нас не размазало об эту скалу! Потом мы увидели, что к нашей стоянке подошла большая группа катамаранов – двоек, и поспешили вернуться. Это были москвичи, студенты, 11 человек (5 катамаранов и каяк). До этого они прошли Хамар-Зурин. Сюда забрасывались из Улан-Удэ, 500 км. Из Слюдянки до лесной гостиницы доехали на Камазе, дальше пешком с грузом по 40 кг. Спросили девчонок, как же они шли с таким грузом, отвечают: «Через мат!» Да-а.

Мы на ужин попили чайку и легли спать.

25.07, в пятницу, встали не торопясь, часов в 9, москвичи уже ушли. Я решила немного поболеть, а потому чай, гречневую кашу, витаминки и таблетки от клещей добрые мальчики мне принесли «в постель», т.е. к коврику. Потом Серёжа заявил, что меня может вылечить только адреналин, и я стала собираться его получать. Увязались, обвязали заплатки на катамаране верёвками и в 13.00 отплыли.

Пороги в этот день были серьёзные. Первый «Раздельный». Как проходили – не помню. Только плеск, визг, эмоции. Второй – «Чижик», на выходе из него нас прижало слева к скале,

Сергей согнул лопасть весла под 90 градусов, вот стоим, ремонтируем. Паша поймал два хариуса, теперь доволен жизнью и сам собой.

После ремонта весла прошли еще серию шевер, за ними порог «Трёхкаскадный», снова шеверы, два безымянных порога (перед ними была стоянка) и порог «Траверс». Прошли с осмотром довольно чисто. Встали на ночёвку перед порогом «Гротовый». Это была самая замечательная стоянка! Камни на берегу естественным образом сложились в огромный очаг, диаметром метра полтора. А неподалёку внушительных размеров завал из сухих стволов (видимо сель стащил с горы). Много сухих дров – это мечта промокшего туриста, просто сказка!

Варили макароны с сыром. Начался дождь. Это был не просто дождь, это был тропический ливень, который окатывал, как из ведра. Грохотал гром, туча спустилась такая чёрная, что когда сверкала молния, всё вокруг высвечивалось, как декорации на сцене. Ребята спрятались в палатку, а мне захотелось остаться поддерживать огонь. Благодаря энергичному перетаскиванию довольно больших брёвен (иногда методами рычага и качения) замёрзнуть было невозможно, хотя дождь стоял стеной. Получился невероятно огромный костёр, и одежда на мне высохла сразу же, как закончился дождь. Я прогрелась, как в бане и почувствовала себя практически здоровой (до этого болела). Когда сверху перестало лить, я начала взывать в сторону палатки:

- Выходите, соплеменники, Бог Перун больше не гневается на нас!

-Чем ты его умилостивила?

- Жертвой! (Жертвой, вероятно, была моя насквозь промокшая одежда). Выходите и возрадуйтесь, ибо я сохранила огонь, и моё племя теперь всегда будет иметь горячую пищу!

Да, костёр был знатный. Наверное, я никогда раньше не видела такого мощного пламени.

26.07. Суббота. Ночью опять шёл дождь и закончился только к полудню. Поэтому полдня мы сидели в палатке, ели сухари, а Серёжа развлекал нас байками о звёздных войнах (причём Паша был расстреливаемым звездолётом), далее я представила на суд слушателей сие произведение, которое и было молчаливо одобрено. Правда, Паша заявил, что природа мало описывается. Что ж, будем стараться устранять вскрытые недостатки…

Потом были обсуждены история христианства и возможные пути развития православной церкви.

Когда дождь позволил нам выйти, Акзам разжёг костёр, Паша сварил рис с чечевицей, а я нарезала салат из одуванчиков. Очень вкусно, особенно если учесть, что в течение уже 10 дней едим одни каши. Чай заварили с чабрецом, благо, растёт он по этим берегам в изобилии. Растут между камней также пижма и тысячелистник (цветков у них в соцветии меньше, но каждый из них крупнее, чем у нас), ива и что-то вроде дикой яблони.

Шкура нашего катамарана оказалась изрядно израненной во многих местах, и мужчины занялись штопкой, а я, как обычно, дровами и котелками. Паша ходил на осмотр порога и грота. Сказал, что там есть мемориальная доска в память о четырёх погибших сплавщиках, что грот в конце порога очень опасен, особенно по большой воде.

На ужин была гороховая каша, зелёный чай с жасмином и большой костёр.

Ночью опять начался сильный ливень. Вода в реке значительно поднялась (примерно на 1 метр) и теперь вполне подходит под определение «большая вода».

27.07. Воскресенье началось с бурного спора о технике прохождения порога «Гротовый». Серёжа доказывал, что самая опасная – последняя ступень порога, где течение активно забивает всё проплывающее в грот под скалой, и заходить в этот участок порога нужно кормой вперёд, якобы так легче развернуться и уйти от грота. Паша категорически с этим не соглашался. А мы с Акзамом не вмешивались – пусть отцы-командиры решают.

Дождь то лил, то брызгал, то припускался, то утихал, но не прекращался ни на минуту. Мы целый день принимали меры по укреплению днища катамарана. Пришивали петли (из брезента в несколько слоёв!) к обвязкам, скроенным из запасного гамака. Сначала меня не привлекали к этой работе (из соображений гуманизма, вероятно), но когда день начал клониться к вечеру, а не пришитых петель оставалось уйма, пришлось и мне взяться за иглу (толстую, как бивень мамонта!)

К вечеру дождь прекратился, но вода подошла к самой палатке. Серёжа предлагал перенести палатку повыше в лес, утверждая, что вода будет подниматься и без дождя за счёт усиленного притока ручейков в верховьях. Тут даже у меня (существа вобщем-то безропотного) вырвался вопль протеста. Ну очень не хотелось вытаскивать жалкие остатки сухих вещей туда, где нет ни миллиметра сухого пространства. Пришлось бы запаковывать всё в гермы, потом распаковывать, утром снова запаковывать… И хотелось думать, что река больше не поднимется. Решили остаться на прежнем месте, и быть готовыми ночью к экстренной эвакуации. Но: «Господь не выдаст – свинья не съест», ночью обошлось без авралов!

28.07. Понедельник. С утра пришнуровали к гондолам новые обвязки (для усиления шкуры), сходили все вместе на осмотр порога (рисунок порога сильно изменился из-за поднявшейся воды). Вода стала мутной, бурлит и грохочет, тащит камни. Небо серое, тучи висят низко, кажется, что вот-вот головой воткнёшься. Сыро. Промозгло. Вокруг мокрое всё, что может быть мокрым. Вещи не сохнут. Гидрокостюм снимаешь мокрым, надеваешь влажным – разница не велика. Проблески солнца только в нашем настроении – мы наконец-то снимаемся с якоря!

Вышли в 13.15. Порог прошли чисто, носом вперёд, к гроту даже не приблизились (гребли яростно, я бы сказала – отчаянно, Серёжа орал «ГР-Р-Р-ЕБЁ-Ё-ЁМ!!!!!» так, что перекрывал грохот потока). Прошли «Гротовый», возрадовались, расслабились, а зря. Катастрофа случилась на пороге «Мангутайский».

Отцы – командиры снова не могли прийти к соглашению, с какой стороны обходить огромный кусок скалы, торчащей из воды. В результате катамаран встал боком к этой скале. Все, кроме меня, сошли «сдёргивать» его, а когда он пошёл, дружно прыгнули на одну гондолу, на которой по чистой случайности находилась ещё и я, пристёгнутая ремнями. Перегруженная гондола пошла вниз, а пустая стала задираться на скалу… Глазом моргнуть не успели, как катамаран нас скинул и накрыл… Как я выскочила из ремней – не знаю (может, сказались Серёжины уроки, когда он многократно командовал: «Вылезай!», «Привяжись!», а может, просто жить очень хотелось). Следующее после погружения в воду ощущение – за спиной скала, в лицо бьёт поток, а сверху – катамаран, перевёрнутый рюкзаками вниз. Удивительно, но страха не было. Было недоумение: «Неужели это всё? Так просто?!!» Длилось это всего секунды или их доли, я даже захлебнуться не успела. Течением катамаран потащило вдоль скалы, я ухватилась за переднюю перемычку, подтянулась и вынырнула из – под гамака. Стала крутить головой – кто где? Паша и Акзам зацепились за гондолы у кормы, Серёжа стоит далеко — далеко на камне. Слава Богу, все живы! А нашу неуправляемую посудину стремительно несёт в последнюю ступень порога! Паша делает большие глаза и кричит мне негодующе: «Ты же спиной в порог входишь!» Интересный такой, вроде я выбирала, как мне лучше войти. Соображать времени не было, да и сделать я ничего не могла – меня прижало к перекладине, и я представляла собой сирену на носу судна. Но бум, бултых, буруны, пена в лицо – прошли, я и испугаться не успела. Видим, недалеко от нас проплывают наши два весла. Паша бросает катамаран и плывёт их спасать. А поток–то бурный. Мы с Акзамом буксируем наше неуправляемое судно к берегу, а нас тащит дальше и дальше. Паша скрылся из виду, Серёжу не видно уж давно…

Наконец мы с Акзамом сумели пришвартовать наш потерпевший крушение корабль к тихому месту. Вскоре пришёл Паша (по воде, вдоль берега), вёсла не поймал, пошёл посмотреть дальше по течению. Акзам пошёл на гору встречать Сергея. Серёжа пришёл по воде с одним веслом. Все собрались, слава Богу, живы, здоровы, не покалечены.

Мы с Серёжей пошли по горе обратно к порогу посмотреть, не встало ли где враспор наше четвёртое весло. Надо признаться, что это было одно из самых острых ощущений в моей жизни: лезть по вертикальной скале в мокрой гидре и кроссовках, из которых выхлюпывается вода! Но, право, вид, который нам открылся со скалы, стоил того! Весь порог был как на ладони! И он был великолепен! Мощный поток, с рёвом несущийся по горному ущелью, разбивающийся о каменные глыбы, торчащие из воды, стеной брызг! Лавина воды, ниспадающая с обливных камней грохочущим водопадом и образующая за ними огромные «кипящие» «бочки»! Всё это предстало нашему взору с высоты птичьего полёта, искрясь в лучах яркого солнца! Незабываемо, потрясающе, дух захватывает от восторга!!! (Ну вот, испытываю взрыв негодования по поводу своего косноязычия и недостаточного запаса лексики… Вижу такую красоту необыкновенную и не могу её толком описать, чтоб все почувствовали… И «грешный мой язык» такой тяжеловесный, такой неуклюжий, а хочется, чтоб звенел хрустальными колокольчиками!)

К сожалению, застрявших где-либо вёсел мы не обнаружили. Вернувшись к катамарану, на вопрос: «Как сходили?» Серёжа ответил: «По таким кручам продирались, что я не только за неё, за себя стал опасаться, предлагал пойти обратно, а она бежит вперёд, как горная козочка!» Гм-м, козой обозвали, а приятно…

Так вот, вернувшись с прогулки по горным кручам, прилегла я на гондолу погреться под солнышком и уснула. И приснился мне ангел… Об этом общении умолчу, как о воспоминании сугубо личном. Но не могу не сказать об ощущениях тепла, света, доброты и всеобъемлющей любви ко всему сущему с которыми я проснулась…

Ребята усиленно вырубали вёсла из стволов деревьев. Два больших, распашных и одно маленькое. Потом делали уключины под распашные вёсла из рогатин, прикручивали их стропами к каркасу.

Ночевать остались здесь же, в русле ручья. Для палатки нашлось место буквально в одном камне от воды, в 30см. Т.е. утром, не правильно рассчитав траекторию выхода, можно было сразу приступить к омовению.

29.07. Вторник. Этим утром меня почему-то пожалели и разбудили к завтраку, когда каша была уже готова. День выдался сложный. С распашными вёслами сели спиной вперёд Акзам и Паша. Им явно не понравилось выполнять команды, не видя, что впереди. Прошли таким образом совсем немного. Уключины раскачались, гребки у распашных оказались слабые (т.к. лопасти маленькие). В команде возникли трения и разногласия. В итоге все сели лицом вперёд. Шеверы и стоячие волны проходили вполне успешно всем экипажем. Порог «Зев» прошли вдвоём Серёжа с Пашей, а так же безымянную шеверу, на которой немного застряли. Потом обнесли порог «Большой Мордоворот» и встали на нём ночевать. Решили дойти до тропы и дальше – 25 км пешком по тайге.

30.07. Среда. Был прекрасный солнечный день, с утра всё получалось и тропу мы на энтузиазме проскочили. Каскадом шли несложные шеверы. К полудню подошли к порогу «Малый Мордоворот» и провели по нему катамаран в поводу. По берегу там растёт необыкновенно вкусная чёрная смородина, с ягодами огромного размера!

Во второй половине дня благополучно вышли в Байкал. Радостными воплями приветствовали начавших встречаться по берегам людей и уточнили, какой сегодня день (у меня возникли сомнения по поводу правильности моего «летоисчисления»). Встали на правом берегу, пошли осматривать территорию, оказалось, что это остров. Экипировались снова и пошли дальше. Прошли мысок каменистый, где стояли машины, палатки, и видимо, отдыхал местный народ. Встали дальше, на свободном месте, и снова не угадали – оказались окружены болотами.

Мы с Акзамом пошли на разведку, пришлось разуваться и брести по болоту босиком. Отоварились (конфеты, печенье, молочка – очень дорогая по сравнению с нашей), узнали расписание электрички на Улан-Удэ и спросили у мужика в магазине, где можно найти баню. Он объяснил: «По этой улице до конца, увидите деревянных истуканов, спросите Валеру». Предельно лаконично. Нашли. Валера появился сразу, как мы позвали его у ворот. Визиту нашему не удивился, повёл показывать баню. Баня была шикарная, отделана свежим деревом и украшена поделками из дерева. Мы быстро договорились, что скоро придём в полном составе с рюкзаками (а ночевать решили у вокзала на полянке, премиленькая там оказалась полянка). Но Валера был просто Ангелом, посланным на спасение измотанных туристов. Поехал с нами за рюкзаками (мы и не просили вовсе, сам предложил), терпеливо ждал, пока мы их соберём (вещи и шкуру от катамарана разложили сушиться) и переправим через болото. Даже предложил мне сесть в машину, несмотря на то, что я провалилась в это самое болото по пояс. Хорошо, что на этом поясе всегда есть пенка для сидения в несанкционированных местах, так что машина от моего проезда почти не пострадала.

Итак, как поведал нам Валера, в доме жили три мужика: овчарка Грей, кот Косяк, ну и Валера с ними. Дом в три комнатки и кухня на первом этаже и мастерская резьбы по дереву на втором. Масса поделок, заготовок и картин. Для меня, любительницы и собирательницы всевозможных «коряжек», это был просто подарок судьбы! Замирала от восхищения над каждой поделкой! Это были шедевры! Видя мой неподдельный восторг, Валера принёс из загашника необработанную заготовку – гриб чага «обтянул» ствол молодой берёзки. Спросил:

- «Что видишь?»

- «Лягушку со стрелой!»

-«Точно. Будет время – доделаю.»

Я даже поучилась работать его инструментом. Как жаль, что времени было так мало!

Тем временем подоспела баня. Хозяин оказался на редкость радушным – баню натопил так, что «в зобу дыханье спёрло». И после всегда холодной воды, сырой палатки, мокрого гидрокостюма, вечно влажных вещей – это было просто райское блаженство. Сказочное, волшебное, неописуемое наслаждение! Горячий пар, берёзовый веник, чистый полок из толстенных досок… Однако, мои товарищи ждали своей очереди, и мне пришлось урезать время удовольствия до минимума. Ну, это мне так казалось. Они же почему-то дружно ворчали, что меня не было очень долго. Ну и ладно. Зато, пока они парились, я нажарила (от щедрот хозяйских) целую сковородку картошки. А ещё Валера угощал наших мясоедов (Пашу с Акзамом) омулем. А потом Валера с Пашей по очереди пели нам под гитару, до утра. Часа в два ночи ушёл спать Серёжа, недолюбливающий «кустарное» исполнение. Валера любезно предложил нам спальные места, но остальные расходиться не пожелали. Часа в четыре ушёл спать Валера, сославшись на то, что утром надо работать. А мы решили не ложиться, дабы не проспать в 7.00 электричку на Улан-Удэ. В пять часов Серёжа встал и мужчины пошли паковать катамаран и рюкзаки, а я, без особых детективных изысков обнаружив в хозяйских закромах горсточку муки и решив искупить свою бестактность последующими извинениями и порцией блинов, напекла их, родимых, целую стопочку. Правда, на последнем этапе меня любезно подменил Паша (надо было и мне рюкзак собирать), но видит Бог – не бескорыстно (блинов явно поубавилось). И вкушая сие творение, мечтательно напевал: «Женюсь, женюсь, какие могут быть игрушки…» Кто бы мог подумать, что элементарные блины могут так радикально повлиять на мировоззрение убеждённого холостяка…

Перед уходом разбудили Валеру, поблагодарили, простились. Я потом написала ему письмо, прося разрешения напечатать его адрес в этом повествовании (ведь такая баня – это просто Божья благодать для усталых путников, дарованная им за долготерпение и непритязательность к условиям существования в походе), но ответа, к сожалению, не получила, может, в адресе что-то напутала.

Дошли до вокзала, погрузились на электричку – и спать, до самого Улан-Удэ, часов семь, если не ошибаюсь.

В Улан-Удэ погуляли по главной улице. Ну… красиво, ну… колоритно. Ну не впечатляют меня города. А тут ещё Паша бурятами пугает, которые-де могут быть дикими и нападать на отставших женщин. Призывает не отрываться от коллектива. Шутит, наверное. Мясоеды поели чебуреков, мы с Серёжей – мороженого. Всё искали дешёвый фотоаппарат взамен безвозвратно усопших после потопления, или реанимацию для наших утопленников – безрезультатно. Так и поехали в Иволгинский дацан без средств к запечатлению оного, чем наш капитан и был безмерно удручён.

Прямого транспорта из Улан-Удэ до Иволгинского дацана нет, поэтому на автобусе №30 мы доехали до Иволги (по 25 рублей билет, ходит с городского автовокзала), а там частные маршрутки возят до дацана по 20 рублей с человека.

Добрались мы до дацана под вечер. Это целый комплекс храмов и жилых домов, расположенных на большой огороженной территории. Издалека похож на игрушечный (или сказочный!) городок из «Волшебника Изумрудного города». Яркие (в основном используются жёлтый и бардовый цвета), красивые, необычной для европейского глаза формы храмы, ламы в бардовых одеждах. У главного храма – скульптуры ланей и тигра. По преданию эти лани были первыми слушателями Будды после его прозрения и поэтому сразу вышли из круга Сансары, миновав долгий цикл рождений и смертей. Вообще о буддизме можно говорить долго и интересно, но – не в этот раз.

Договорились мы об экскурсии на следующий день и пошли искать ночлег. Нам сказали, что если бы компания была строго мужская, возможно, пустили бы на ночлег монахи, а так пожалуйте за территорию и разбивайте палатку. Нам не привыкать, но «за территорией» сплошные кочки, болотца, комарья тучи. Воды нет, дров нет. А тут, так некстати, Паша заболел – жар, озноб. Пока я над ним «колдовала», Серёжа с Акзамом исхитрились раздобыть и воды и дров, чай вскипятили, кашу сварили. Вот такие чудотворцы. Итак, переночевали мы на болотных кочках, но сытые и на ¾ здоровые, (кстати, к утру Паша себя чувствовал почти хорошо), и утром пошли на экскурсию по дацану. Стоимость её по-моему 350 рублей с группы (не более 6 человек). Фото-видео съёмка — 50 рублей. Рюкзаки оставили в домике экскурсоводов. После проведённой для нас лекции наш гид Александра сердечно благодарила нас, пояснив, что узнала от нас очень много нового о буддизме. Тут надо заметить, что наш Серёжа – просто кладезь всевозможной информации на все случаи жизни. Наверное, нет темы, на которую он не смог бы с ходу, пространно и обстоятельно прочитать целую лекцию. Поток его красноречия может быть прерван какими-нибудь внешними обстоятельствами, как то: позднее время и «клюющие носами» оппоненты, или отсутствие слушателей, но никак не нехваткой информации. Так что преисполнимся благодарности за то, что вести летопись похода он поручил мне, иначе она соперничала бы по объёму с «Войной и миром».

На этом первая часть нашего путешествия закончилась, мы вернулись в Улан-Удэ, из которого Серёжа с Акзамом поехали домой, не пожелав завершить ранее намеченный маршрут, а мы с Пашей, как наиболее упёртые, отправились на ШУМАК.