От правобережной части Енисея, до побережья Байкала и границы Монголии,раскинулась горная система Восточный Саян. Те горы, которые видны с любой точки Красноярска и Железногорска – его отроги. Они невысокие (как правило 400-500 м в районе Железногорска и до 800 м в районе Красноярска), поросли лесом, и, являясь излюбленным местом отдыха Нашгородцев, исхожены вдоль и поперек. Но в своей Восточной части, эти мирные, домашние горы вздымаются на высоты более 3-х километров. Здесь уже все как в настоящих горах — неприступные скальные бастионы, вечные ледники и ураганный ветер.

Именно там расположен высокогорный массив Мунку-Сардык.

Массив Мунку-Сардык является частью хребта Большой Саян. Здесь Саяны достигают наибольшей высоты. Восточная, главная вершина, также носящая название Мунку-Сардык, достигает 3491 м. Вершины Мунку-Сардыка поднимаются выше снеговой линии. Здесь расположено несколько ледников общей площадью до 1 кв.км. Резко выделяясь высотой и заснеженностью, хребет являет собой грандиозное зрелище.

Вид на массив Мунку-Сардык от пос. Монды

Общая протяженность массива – всего 14 км. На столь небольшом участке, компактно расположены самые разнообразные формы горного рельефа. Именно этим обусловлена особая ценность района как полигона для подготовки альпинистов и горных туристов.

В конце апреля – начале мая, район очень активно посещаем. Проводятся разнообразные туриады, практические занятия, просто находится очень много групп на маршруте. В это время на стрелке рек Белый Иркут и Мугувек (в дальнейшем просто Стрелка), сосредотачивается огромное количество людей (до 3000). Как и на Мане они живут своими лагерями, некоторые команды имеют свое название и флаг, но общего фестиваля как на Сухой Мане, не происходит.

Многие из этих людей приехали для того чтобы совершить восхождение на Мунку-Сардык, часть посещает район с альпинистскими целями, а большая часть просто для того чтобы отдохнуть на природе.

Вершина Мунку-Сардык очень почитаема у буддистов Бурятии и Монголии. В первых числах мая в районе моста через Белый Иркут проходит национальный праздник. Считается, что те кто совершил восхождение на святую вершину в этот день очищают свою карму.

По хребту Мунку-Сардык проходит граница России с Монголией, поэтому весь район массива считается погранзоной и для нахождения в ней требуется погранпропуск, который оформляется на погранзаставе в пос. Монды.

С июля 2009 года введены новые правила оформления пропусков в погранзону, согласно которым, заявки на оформление пропусков надо подавать за месяц. (прим. автора)

Примечание В. Петухина

Несмотря на то что массив активно посещаем туристами, в интернете очень мало описаний маршрутов, перевалов и вершин района. Поэтому в этом рассказе я буду стараться подробно описывать технические стороны путешествия.

После возвращения с Кавказа, наша группа несколько месяцев посещала семинары туристской подготовки при Красноярской городской секции горного туризма. Обучение на семинарах должно было завершиться итоговым походом на массив Мунку-Сардык.

Сначала мы хотели пойти в составе одной из групп, но за месяц до начала похода разошлись со спортсменами в некоторых вопросах и решили идти самостоятельно.

Тем не менее до места начала похода мы добирались все вместе.

Цели похода были тренировочно-прогулочные. Как-то: восхождение на вершины Катька-дура и Мунку-Сардык, траверс вершины Обзорная (обязательно), прохождение ряда перевалов (как получится), а также отдых на Стрелке (ну это вообще главный пункт !).

Самой главной неприятностью похода было то, что с нами не смогла пойти наша Марина. Марина на нас затаила и называет пердателями, поэтому и повесть эту я назвал пердательской.

Одежда и снаряжение у нас было точь в точь как брали с собой на Кавказ. В этот раз я сделал хитрый ход – взял вместо одного тяжелого (2600 грамм) пухового спальника, рассчитанного на двадцатипятиградусный мороз, два легких. Один – синтепоновый High Peak Light Pack 800 весом 800 грамм и пуховый Red Fox Fantom D2 весом 400 грамм. В сумме получалось 1200 грамм, а всунутые друг в друга они давали эффект как спальник рассчитанный на пятнадцатиградусный мороз. Кроме того, синтепоновый спальник сверху, предохранял пуховый от излишнего намокания.

Изрядно померзнув в ночевках на Кавказских ледниках, мы с Саней прикупили тонкие фольгированные маты на дно палатки. Совсем новым элементом экипировки для нас стали бахилы от ОЗК, которые нам подсказали взять с собой те, кто уже бывал в начале мая в этом районе.

Специальная снаряга была обычная для несложного горного похода.

Готовить пищу решили целиком на газе, не связываясь с кострами, однако на всякий случай взяли с собой цепную пилу.

Раскладка была наша обычная, единственное, что, наученные Кавказским опытом, порошкового картофеля взяли меньше, сделав упор на каши быстрого приготовления. Вообще, наша раскладка это отдельная тема. Обычно, опытные туристы глядя на ее состав, пророчат нам голодную смерть на третьи, максимум четвертые сутки похода.

(Подробнее о снаряге и питании, я расскажу в Эпилоге.)

Далее (Глава 1 И снова — Бурятия.)