27 апреля 2009 года

Стрелка – стоянка не доходя 100 метров до устья притока Белого Иркута – левый приток Белого Иркутапер. Средний (1А, 2750 м)в. Обзорная (2900 м)пер. Контрастов (2598 м)р. Белый Иркут – стоянка у ледопада на притоке Белого Иркута

Спалось хреново. Проснулись в 5:30 утра, с рассветом. Позавтракали, свернули лагерь и в 7:30 вышли вверх по Белому Иркуту. Чача на реке слегка подмерзла. Через некоторое время стало круто и скользко, одели кошки.

Вверх по Белому Иркуту
В районе 9 утра увидели неплохое место на левом берегу реки не доходя 100 метров до ледопада на притоке Белого Иркута. Поставили палатку, попили чая и в 11 часов, налегке вышли на траверс вершины Обзорной.
Наш второй лагерь

Ледопад на притоке Белого Иркута
Ледопад прошли без кошек так как на нем есть много пологих мест. Некоторое время шли по ручью, но потом стали проваливаться в глубокий снег и вышли на берег.

Погода стоит отличная, жара, солнце светит прямо в глаз. Иду в одной майке. Лишь изредка задувает прохладный ветерок.
Путь подъема на перевал Средний

В долине притока Белого Иркута
Мне шлось как-то тяжко. Хоть и налегке, но все через силу, почти как тогда, на Кавказе, когда мы поднимались по крутому склону Каргашильского хребта. Тем не менее, ползем довольно-таки уверенно.

Перевал Средний
Седловина перевала Средний – ярко выраженная. Подъем на перевал Средний – пологий и не представляет никакой технической трудности. С этой стороны он скорее тянет на н/к, чем на 1А.

В одной трети от гребня, мы с Жекой, вспугнули сухопутную птицу Дрофу. Дрофа не особенно собиралась убегать, но Жека начал орать – «доставай камеру !» и она утопала за гребень. Дрофа была размером со среднего индюка, только ноги длиннее. Удалось немного снять ее на видео, а Жека сделал шедевральное фотополотнище — «Жопа убегающей дрофы».
Жопа убегающей дрофы

Как подсказала общественность этого сайта, на самом деле это была не дрофа, а Алтайский Улар. Впрочем, это не делает эту встречу менее редкой.

прим. автора

Последние метры подъема на перевал
На перевал выбрались в 14 часов. Ветренно, пришлось одеть ветровку.

На перевале стоит тур. Обыскал его на предмет записки, но нашел лишь пустую зелененькую бутылочку. Таня предложила заложить туда свою записку. Пишем ее на клочке упаковки от каких-то таблеток и я прячу ее в тур.
Группа на перевале Средний

Вид в сторону Среднего Иркута
В это время с Обзорной спускается группа туристов. Ребята из Иркутска налегке совершают прогулку по хребту, частью которого является вершина Обзорная. Я так понял они по этому хребту прошли аж до самой Стрелки и там спустились.
Вид в сторону Мунку-Сардык

Путь подъема на гребень г.Обзорная
После фотосессии, выдвигаемся дальше. На Обзорную ведет крутоватый гребень с живой средней и мелкой сыпухой. Подъем не очень приятен, но как говорится – видали и хуже.
Подъем на гребень

Откуда ни возьмись появились силы и настроение, похоже мы потихоньку втягиваемся в походный ритм.

Вид на Мунку-Сардык, Катьку-дуру и Тыхен Ардын с гребня Обзорной
По ходу подъема объясняю народу что то, куда мы сейчас залезем не есть вершина, до нее надо еще с полкилометра идти по гребню.

Поднявшись на «ложную Обзорную», спускаемся чуть ниже, чтобы немного укрыться от сквозняка и устраиваем привал с перекусом.

Далее путь идет вниз, метров на 50, а потом снова подъем, примерно на столько же, затем – практически ровный гребень до самой вершины.

На вершине постоянно толкется народ. С восточной стороны гребень украшен снежными карнизами. Идем подальше от них во избежание обрушений. Тем временем народ с вершины сваливает прямо по крутому снежному склону вниз, в долину ручья по которому мы поднимались. Жаль что мы не видели этот процесс. Наверное ехали на задницах.

Последние метры перед в. Обзорная
На вершину вышли в 15:30. На вершине стоит тур без записки. После фотосессии выдвигаемся вниз, на перевал Контрастов. Спуск идет по средним и крупным курумам. Живых камней практически нет. Склон достаточно пологий, идется хорошо, как по ступенькам. На выполаживании – снег. В основном держит, но иногда проваливаемся по колено. В 16:10 вышли на перевал Контрастов.
На вершине Обзорная (2900 м)

Спуск в сторону пер. Контрастов (с середины спуска)
В перевальном туре записки не обнаружили, посидели и повалили вниз, в долину Белого Иркута. Спуск с перевала простой и пологий. Спускались сначала по тропе в снегу, а когда снег перестал держать вышли на траву левого берега.
Пусть спуска с Обзорной (вершину не видно, там еще примерно третья часть)

На перевале Контрастов
На ходу осматриваем подходы к перевалу Архаров, который ведет в долину Жохоя. По планам, на завтра у нас назначена связка перевалов Архаров (н/к) и Шатаевой (1Б). Подходы не радуют – все завалено снегом, а значит нам предстоит долгая тропежка по пояс в сыром снегу с тяжелыми кулями на плечах.
На спуске с перевала Контрастов

Одновременно рассматриваем Катьку-дуру и подходы на перевал Горный. Катька доминирует над местностью, возвышаясь невероятным каменным исполином, а подходы на перевал Горный кажутся отвесной стеной. Не верится что мы туда залезем.

Ветер дует с долины Тунки и несет дым лесного пожара. Окружающая реальность приобрела сизый оттенок.

Место слияния притоков Белого Иркута
Дойдя до характерного камня в месте слияния двух притоков Белого Иркута, перешли на правый берег и пошли по нему, т.к. река представляла собой сплошную чачу из воды со снегом и льдом. Повсюду журчали потоки и били фонтанчики. Начиная от приметного камня, река разлилась, а затем, ближе к ледопаду переходила в узенький каньон. В этом месте вздулся гигантский ледяной пузырь, высотой примерно в половину роста человека и диаметром метров 10.
Пузырь на Белом Иркуте

Мы подумали, что река вот вот вскроется. Помятуя Манские торосы после ледохода, мы решили, что нашу палатку, стоящую на берегу сначала смоет, а потом раздавит льдом.

Оставшуюся часть пути до ледопада, шли по правому берегу реки. Приходилось частенько лавировать между снежниками. Снег не держал, был мокрый и проваливаться в него было крайне неприятно. Вобщем времени потеряли много.

Ледопад на притоке Белого Иркута. Наша палатка за повортом
Подойдя к ледопаду, мы с Жекой надели бахилы и нащупали дорогу по льду. Поверх льда почти сплошным потоком текла вода, было много промоин. По нашим следам выбрались на левый берег и все остальные.

Добрались до палатки в 19:15. Стали думать что делать. Если река вскроется ночью – мы можем потопнуть. Можно перенести палатку повыше, но тогда вскрывшаяся река сильно затруднит нам выход к мосту. Палатку переносить было лень, поэтому решили утром спуститься на Стрелку и посмотреть что делает народ. Может уже все свалили по-быстрому ? Смешно сейчас это писать, но тогда было совсем не до шуток.

У всех кроме Тани, ботинки промокли. У меня аж хлюпало внутри. Третий сезон мои боты не протянут. Надо брать новые.

Таня, зимой купила себе крутые треки фирмы Boreal и у нее единственной весь поход ноги были сухие.

Развели костер, пытаемся просушить боты, носки развесили на кустарник. Мы с Жекой, в качестве тапочек используем бахилы от ОЗК. Тепло и сУхо.

Во время ужина, заметили двух парней идущих по реке. Подошли, поздоровались и узнали что парни сегодня совершили налегке кольцо – пер. 26 партсъезда – пер. Архаров. Они сказали, что в долине Жохоя по пояс мокрого снега и что они 700 метров шли более часа.

Затем мы их спросили насчет перспектив вскрытия реки. Они поинтересовались: а вы чо, не местные ? И пояснили, что это каждый год так бывает. Что Белый Иркут не вскрывается, а потихоньку стаивает в течение летних месяцев.

Успокоенные легли спать в 23:30, решив, что запланированное на завтра кольцо пер. Архаров – пер. Шатаевой проходить не будем, а пойдем сразу на Катьку-Дуру налегке.

Пройдено 8 км. Набор высоты – 1100 м. Сброс высоты – 900 м. Высота ночевки – 2000 м.