30 апреля 2009 г.

Стоянка не доходя 100 метров до устья притока Белого Иркута – р. Белый Иркут – Стрелка – р.Мугувек – оз. Эхой

Дольше 8 часов утра спать не удалось. Опять какая-то чухня со сном. Всерьез подумал о том чтобы принимать Донормил.

Погода – супер ! Солнце светит прямо в глаз. Мимо проходят толпы народу в сторону Обзорной. Не спеша собрались и со словами: «Время валить», вышли около 11 утра.

Вниз на Стрелку
На Белом Иркуте

Ниже по течению лёд на Белом Иркуте сильно раскис, но идем бодро, почти бежим. На полпути встретили группу Жени Пестриковой, которая поднималась вверх по Белому Иркуту нам навстречу. Потрепались минут 5 и побежали дальше.

На реке народу как на бродвее. Большинство готовится к восхождению на Мунку и делает прогулочные выходы на Обзорную. Некоторые проводят ледовые занятия на ледопадах и заснеженных берегах Белого Иркута.

На Стрелке просто столпотворение. Лагерями заняты все берега Белого Иркута и Мугувека. Ходят просто толпы народа. Одни идут вверх по Иркуту, другие — вверх по Мугувеку.

Стрелка Мугувека и Белого Иркута
Начало ледопада на Мугувеке

Почти сразу после Стрелки начинается знаменитый ледопад на Мугувеке. Надели кошки. В кошках идется просто супер ! Как по асфальту.

Пока поднимались встретили две Красноярские группы, в том числе и группу Юлиана. Весело пообщались. Они вчера были на Мунку. Зашли почти все. Юлиан рассказал, что вчера видел на Катьке-дуре праздношатающихся личностей. Мы пояснили что кроме нас там никого вчера не было, значит он наблюдал наше праздное шатание.

Поднимаемся по ледопаду

Каменистый участок проходить было не очень приятно, выбрались на берег и после перекуса пошли по тропе, идущей по орографически левому берегу реки.

По льду Мугувека

С набором высоты лед становился прочнее и вскоре мы снова вернулись на реку. Идется очень хорошо. Солнышко светит и припекает. По реке идет натоптанная восходителями тропа. Постоянно кто-то попадается навстречу или обгоняет нас.

Тропа по левому берегу Мугувека. Хорошо видны обе ступени подъема на оз. Эхой

Наконец река закончилась и открылся вид на подъем к озеру Эхой. К озеру ведут две колоссальные ступени. Первая метров 50 высотой, а вторая метров 100. Между ними расположено травянистое плато.

Подход к первой ступени

Подъем на первую ступень идет по снежнику. На нем уже протоптана тропа и подъем идет как по лестнице. На подъеме довольно круто и приходится попыхтеть.

Наверху ветренно. На камнях устраиваем привал. Пока доставал бутылку с водой, сильный порыв ветра унес мою хобу.

На плато перед второй ступенью

Далее метров 200 идем по практически ровному травянистому плато и после привала начинаем подъем на вторую, самую высокую ступень. На подъеме встречаем тех трех парней, что ходили на пик Конституция в день нашего восхождения на Катьку-дуру. Радостно здороваемся. Они рассказали что на озере в снегу выкопана роскошная пещера и все ходят ее смотреть, что на вершину сегодня не ходили потому что поздно пришли на озеро.

Начало подъема по второй ступени

Примерно треть пути идет по снежнику примерно также как и на первую ступень. Дальше, до поворота в кулуар, ведущий к озеру идет смесь снега со средней сыпухой. Тропа утоптана, камни скользкие. Передвигаться сложно. После поворота за скальную стенку начинается подъем по кулуару, который проходит по крупной осыпи. Все тоже самое, но еще труднее. В целом, подъем к озеру с рюкзаками – не самое легкое и приятное занятие.

На крупной осыпи перед выходом на озеро Эхой

Так или иначе все плохое имеет свойство рано или поздно заканчиваться и мы выходим на ровную поверхность замерзшего озера. Озеро полностью окружено моренным валом. Лишь в том месте где мы поднялись находится слив. Берега покрыты толстым слоем слежавшегося снега, а на самом озере снега нет – чистый лед.

Вид на Мунку-Сардык с оз. Эхой

Виды открываются сногсшибательные. Чуть левее по ходу ледяной стеной блестит на солнце Мунку-Сардык, правее – перевал Седло Мунку, ведущий в Монголию, затем вершины Динамо, Заслон, Эскадрилья, Опасная, Тыхен-Ордын и замыкает полукольцо Катька-Дура.

Наконец-то добрались ! В целом на переход затратили около 6 часов.

На озере все было всерьез и не по детски. Прямо как в настоящих горах. Ветрено, морозно, снег, лед, вокруг палаток – ветрозащитные стенки.

Наша палатка на оз.Эхой

Вопреки рассказам и ожиданиям, палаток на озере почти нет, лишь у левого по ходу берега зеленеют две палатки спасотряда МЧС. Осмотревшись, решаем встать рядом с ними. Больше никого на озере не стоит, да и вообще весь народ куда-то подевался.

Палатку крепили за камни и единственный ледобур, который я прихватил с собой на всякий случай. Лед на озере настолько твердый что ледобур не сразу удалось закрутить. Камни пришлось собирать по берегу, а некоторые выковыривать из льда

Вокруг палатки мы устроили небольшую ветрозащитную стенку из снежных блоков. В этом походе наша титановая лопата была задействована по полной программе. Оказалось что ей достаточно удобно рубить снежные кирпичи из фирна. У спасателей приспособа была лучше. Они орудовали фирновой пилой, представляющей собой лист дюраля, с одной стороны которого сделаны зубья по типу пилы. Когда будем ходить в сильно большие горы тоже сделаем себе такую.

Возле нашей палатки стоит небольшой снежный домик – иглу. Решили что он очень хорошо подходит для хранения наших рюкзаков.

Спасатели ходят строго в пухле, поэтому я сразу переоделся в зимнее и одел пуховку, но «тапочки» остались прежние – бахилы от ОЗК.

Бахилы от ОЗК и пуховка — такова одежда обитателей озера Эхой

Бытовые условия жизни на Эхое были спартанские. Воду брали из проталины на озере, туалетом служила одна из обрушившихся пещер, а еду готовили прямо в палатке.

От нечего делать изучили пещеру. Ничего там особенного не было. Входить в нее надо было на четвереньках. Свод был довольно низкий, а в одном месте над нарами сильно просел. В общем в ней можно было только сидеть или лежать.

Периодически поглядывали на Мунку. Путь подъема отлично просматривался и не предвещал ничего хорошего. Уклоны были крутые и продолжительные. С пологим Эльбрусом ничего общего. Не знаю как у остальных, а лично у меня, в успехе завтрашнего мероприятия уверенности никакой не было.

Спасатели рассказали, что сегодня под вечер в самом начале спуска с Мунку сорвался восходитель. Он пролетел 300 метров по крутому льду, но по счастливой случайности остался цел и невредим.

К вечеру подошли еще люди – парень с девушкой и поставили палатку рядом с нашей. У них не хотела гореть горелка и мы одолжили им свою.

Познакомились с соседями. Спасатель Саша рассказал нам, что в начале скального участка перед вершиной провешано 70 метров троса в пластиковой оплетке за который можно страховаться. Что перед самым выходом на вершину несколько лет назад упал в пропасть камень и теперь проход представляет собой узкую полку под которой почти километровый отвес в Монголию. Два года назад с этого участка сорвалась девушка. Он рекомендует одеть страховочные системы с усами самостраховки. На восхождении лучше пользоваться ледорубом т.к. склоны крутые и много участков льда. С каменного участка периодически летят камни, поэтому не помешают и каски.

Вечером, мы приготовили на завтра снарягу. Беседки решили надеть все кроме Жеки, который как всегда был очень уверен в себе. Я же считаю что пока нет своего опыта надо не стесняться пользоваться советами и рекомендациями более опытных людей. Впрочем каски, кошки и ледорубы взяли все без исключения. В рюкзачки решили положить перекус, шоколадки, термосы и пуховки. Затем накипятили чай во все термосы и завалились спать пораньше – завтра ответственный день и надо хорошо отдохнуть.

К вечеру ветер усилился и изрядно трепал палатку, но нам был не страшен серый волк – палатка стояла прочно и к тому же была прикрыта стенкой из фирновых блоков.

Пройдено 6 км. Сброс высоты – 200 м. Набор высоты – 800 м. Высота ночевки — 2600 м.

Далее (Глава 6 Мунку-Сардык)