Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

По поводу розыгрышей. Считаю, что есть тема для розыгрышей запретная – здоровье близких или знакомых тебе людей. Вот тут, действительно, шутить не надо!

А заговорил я об этом вот почему: вспомнился рассказ моего доброго и «старого» товарища.

Занятие туризмом (я имею в виду туризм, как хождение по лесам и горам) интересно ещё и потому, что в разговорах с товарищами и новыми знакомыми, у костра, в электричке, в лесной избушке, в палатке… можно услышать много интересного – рассказы о смешных, забавных, а иногда и не очень смешных случаях становятся своеобразным изустным развлечением. Какие-то рассказы память удерживает, и потом ты сам пересказываешь их. История, переходя от рассказчика к рассказчику, живёт своей самостоятельной жизнью. Бывало, что из уст людей, с которыми только что познакомился, я слышал рассказы о событиях, участником которых был сам, но уже в несколько изменённом состоянии. В общем, интересная это штука – походные рассказы, но пора и за дело. Давно это было. С некоторыми участниками этой истории я был знаком. Вполне возможно, что документального совпадения не получится, но канва событий была именно такова.

Я бы назвал эту историю — странной. Итак – было дело…

Группа из 7 человек затеялась провести лыжный поход по Хамар-Дабану. Район для лыжного похода сложный. К такому походу надо готовиться и физически и психологически, а в этом случае, люди знали друг друга, но вместе зимой не ходили. В группе было 5 парней и 2 девушки. Так получилось, что из продуктов, запланированных завхозом, «народ» взял часть, а другую часть заменил на то, что посчитал нужным. В результате оказалось, что вместо 4 кг сахара, в рюкзаках несли что-то около 9 кг, а вот нужных продуктов: крупы, тушёнки, сухарей, ровно на 5 кг стало меньше. Выяснилось это уже на лыжне, утром второго дня, то есть возвращаться никому не хотелось. Руководитель не стал менять маршрут из-за того, что в составе продуктов произошли незапланированные изменения.

Двигаться зимой очень тяжело, особенно в зоне леса, где снег недостаточно хорошо держит. Лыжный туризм – это «забава» для очень хорошо физически подготовленных людей. Как правило, на участках тропления , первый идёт без рюкзака. Протропив свой участок, он уходит с лыжни, начинает тропить следующий, а первый возвращается за рюкзаком и догоняет группу – такая «работа»! Кроме того, устройство на ночлег, заготовка дров, установка, а утром снятие палатки, короткий световой день, в общем, есть на что силы тратить, правда, все издержки компенсирует красота зимней тайги, общение с товарищами…

Как всегда бывает, кому-то нагрузки даются легко, а кто-то, постепенно, от дня ко дню начинает накапливать усталость. Так случилось и у них: один парень – назову его Виктор, довольно легко справлялся со всем, несмотря на то, что тушёнку сахаром не заменишь. С усталостью каждый борется по-своему: кто-то пытается найти «второе дыхание», кто-то экономит в движениях, кто-то замыкается… Народ постепенно, благодаря продуктовой беспечности, начал выдыхаться. Где-то ко второй трети похода они должны были выйти на зимовьё. Надежда на «крышу» питала оптимизм. И вот в тот день, когда должна была появиться избушка, народ выложился по полной программе. Лыжню пришлось прокладывать вблизи от реки и частично по её руслу. Были небольшие участки с быстриной, где река не замерзала, были места с пропаринами, где необходимо было проверять прочность наста. Основную работу по троплению выполнял Виктор. Он устал, но чувствовал себя хорошо, обладая задорным характером, он относился ко всем возникшим издержкам с большой долей иронии, а иногда даже громко и очень немузыкально пел от переполнявших его чувств. Уже поздно вечером, протропив последний участок, он вышел к зимовью и повернул назад. По дороге, встретив пятерых из товарищей, он сообщил им радостную новость и поспешил к своему рюкзаку, до которого было ещё далеко. Так как группа довольно сильно растянулась, на обратном пути, уже с рюкзаком, он нагнал идущего последним. Они посидели, передохнули. Его товарищ, назову его Павлом, за день устал, шёл в отрыве от группы, но нормально, и зная, что зимовьё найдено, решил, не торопясь, дойти до него. А Виктор, обогнав его, покатил по уже твердой лыжне к избушке. Cовсем стемнело. Температура, как только скрылось солнце, сразу упала. Морозец крепчал... Зайдя в зимовьё, он обнаружил, что печка не топится, за дровами никто не ходил, даже рюкзаки не раскрыты. Народ полулежал на топчанах — день здорово всех вымотал. И тут он решил разыграть товарищей. А розыгрыш состоял в том, что Виктор сказал, что Павел, который шёл последним, попал в пропарину, а, когда пытался согреться, то подвернул ногу и теперь идти не может. За ним надо срочно идти, делать волокуши и тащить до избы, пока парень не замерз совсем! В зимовье повисла «мёртвая» тишина. Все понимали, что надо подниматься и идти, но кто? Девчонки смотрели на парней – ведь это, прежде всего они должны идти, парни — на друг друга. Тяжёлый день, долгожданное зимовьё, желание наконец-то отдохнуть в тепле, и понимание того, что где-то в лесу их ждёт товарищ, что он нуждается в помощи и срочной помощи. Одно дело готовность оказать помощь и другое дело, когда это становится реальностью и накладывается на усталость, когда силы закончились задолго до зимовья, ты шёл «на автомате», и вот новая задача, и надо собрать силы, которых нет, а сказать это вслух – как это сказать!

Я слышал рассказ об этом случае от двух человек: от самого Виктора и много позднее от руководителя похода, он был одним из тех, кто сидел в зимовье.

Виктор, когда рассказывал, шутил по поводу своих товарищей, особенно над их реакцией в момент, когда в дверях избы появился Павел. Он так ничего и не понял! Он не понял – какой эксперимент поставил над ними! Думаю, что скажи они ему откровенно о том, что каждый увидел внутри себя, он и тогда бы не понял, какую «шутку» он отмочил.

А руководитель похода, человек далеко не угрюмый, рассказывая про этот случай, вспоминал, что девчонки испугано смотрели на каждого из парней, как бы подталкивая их взглядом – ребята, надо идти, вставайте, ну, что же вы, вставайте, там Павел замерзает! Но не было сказано ни слова. Двое из трех парней встали – один остался сидеть.

Такая вот история с розыгрышем. Я так и не знаю имени того, кто остался сидеть на нарах, до сих пор не знаю – это правда, а не художественный приём. Виктор не обратил на это внимание, а второй мой приятель не назвал его.

Владимир Прадедов


Надежда СтепанцоваОбычный компромисс — материться, но идти выручать. А тут и молчали, и не шли... Наверно Виктор не очень реалистично разыграл. Не поверили ему до конца. А вот если бы девчонки не смотрели на парней, а сами первыми пошли, то мужикам бы гордость не позволила остаться... Наверное... Скорее всего...
А вот если бы поверили Виктору, то зарыли бы его потом по уши, в виде розыгрыша ;-) И уж дрова-то и печка точно на нем бы были. А может даже и ужин.
А вообще так разыгрывать — только беду кликать...
08.06.2009, 01:58:27 |
WladimirНе розыгрыш в итоге получился, а проверка на "вшивость"...
08.06.2009, 17:45:18 |
Александр МамонтовДумается противоположное. Скорее всего розыгрыш не получился — не поверили, но раз гонят, идти надо именно по причине возможных последующих обвинений.
В истории смущает другое — придя на зимовье не растапливали печку, не шли за дровами — это может говорить только о крайней степени усталости. Обвинить группу в непрофессионализме — причин нет. Уставший человек в спасгруппе — обуза и потенциальный второй потерпевший. Думается, что Виктору не поверили по причине того, что тот вернулся с рюкзаком, бросив товарища, не утеплив его, опять же прийти с рюкзаком он не мог, если хотел звать на помощь — скорость не та. Так что розыгрыш какой то странный получился, нехороший.
08.06.2009, 19:31:49 |
Wladimir"Придя на зимовье не растапливали печку, не шли за дровами — это может говорить только о крайней степени усталости. Обвинить группу в непрофессионализме — причин нет" — неспособность грамотно расчитать силы на маршруте, тем более зимнем — вопиющий и опасный непрофессионализм (ладно, были люди выносливые, такие как Виктор, но ведь остальные — "никакие")! А представим на миг — дошли до зимухи, а её нет (сожжена, допустим). И что тогда?
08.06.2009, 19:38:47 |
Андрей ЗарубинА ребятки здорово устали, если даже печку не затопили. Чтобы оценить их "вшивость", надо их знать, знать их возможности(может они просто физически не могли), и сколько времени прошло, как Виктор сказал им, что надо идти? Может отдохнули бы и пошли, ведь двое встали.
У нас зимой был похожий случай, только по-настоящему. Шли втроем в зимовье, четвертый шел другим путем, но туда же. У одного не было лыж, лыжи должны были взять на лабазе, но по каким-то причинам их там не оказалось. Вот один шел на снегоступах, а потом пешком — в снегоступах оказалось тяжелее. Снегу было от по колено, до по пояс. Поздний вечер, темно, темнохвой, тропы нет. Мы вдвоем пришли на зимовье, я остался варить ужин, а напарник, взяв мои лыжи пошел к "пешеходу". Когда он его встретил, тот уже не мог передвигаться, сидя "грелся" у фонарика. Когда они пришли в зимовье, "пешеход" не мог самостоятельно снять лыжи, и по моему уже плохо соображал. Чаю в тот вечер выдули огромное количество.
08.06.2009, 19:42:31 |
Андрей Зарубин

 Wladimir:  ......... - неспособность грамотно расчитать силы на маршруте, тем более зимнем - вопиющий и опасный непрофессионализм (ладно, были люди выносливые, такие как Виктор, но ведь остальные - "никакие")! А представим на миг - дошли до зимухи, а её нет (сожжена, допустим). И что тогда?


Расчитывать всерьез на зимухи вообще опасно. У меня был случай в один из первых моих лыжных походов. Делали кольцо на несколько дней. По расчетам ночевать должны быть в зимовьях, потому идя на кольцо палатку с печкой залабазили. Пришли на место уже в темноте, мороз давит, а избушки то нет... Скверное настроение тогда было. В четырех км должна была еще одна избушка стоять. Пошли туда, на наше счастье она была цела. Урок хороший получился.
08.06.2009, 19:53:42 |
Александр Мамонтов

 Wladimir:  ....А представим на миг - дошли до зимухи, а её нет (сожжена, допустим). И что тогда?

Как что? Ставить палатку и жить дальше. На самый худой случай легкий навес и нодья.
В апреле на Белом Иркуте первую ночь так и провел, укрывшись спальником у костра по причине невыносимой духоты в палатке :).
08.06.2009, 19:55:30 |
WladimirАлександр, и я про то ж — дошли до места, а сил даже на организацию лагеря не осталось (вопрос личного выживания), тем более на спасение товарища. Они ж в холодной зимухе валялись без сил на нарах, пока их товарищи не пришли (время прилично прошло)!
08.06.2009, 20:14:38 |
Александр МамонтовРаз силы были растянуться, значит просто расслабились чуток, начали бы подмерзать , зашевелились бы :). Зимуха после палаточных ночевок сильно расслабляет.

 Андрей Зарубин: ....а напарник, взяв мои лыжи пошел к "пешеходу". .....


Андрей, а как обратно выбирались, с двумя парами лыж на троих?
08.06.2009, 20:25:03 |
Вячеслав Петухин

 Wladimir:  Александр, и я про то ж - дошли до места, а сил даже на организацию лагеря не осталось (вопрос личного выживания), тем более на спасение товарища.


Такое, что действительно не осталось сил, очень маловероятно. На самом деле резервов у человеческого организма очень много. Если человек долго шёл и сильно устал, то неторопясь обустраивать лагерь (тепло одевшись) всё равно, как правило, силы находятся. Это вот если зимовьё... Тогда другое дело. Человек просто расслабляется.

P.S. Ну вот, мы с Александром сошлись во мнениях. :-) Я немного опаздал.
08.06.2009, 20:25:19 |
Владимир ПрадедовКогда сильно устаёшь, то тогда не до логики: с рюкзаком пришёл твой товарищ или без него. Долгожданная изба и ты, считающий, что "дело сделано" — на сегодня всё. Силы, которые хоть сколько ещё питавшие тебя, тут же улетучиваются — всё тело требует — теперь отдохни, а надо ещё дрова найти и напилить, разобрать вещи, приготовить ужин, поэтому правильно заметили — люди действительно сильно устали. А тут, встань и иди. Я думаю, что каждый из трех, мысленно подталкивал других: ведь достаточно и трёх человек. Ведь кто-то, наверно, должен был остаться на избе, чтобы помочь девчонкам? Впрочем, не знаю — может так, а может иначе думали они, как долго длилась эта пауза?
В каждом есть нравственное начало, но мы не рождаемся героями.
Зарисовка эта возникла как ответ на разговор о розыгрышах на одном из форумов, которые я посещаю.
08.06.2009, 20:31:04 |
Владимир ПрадедовИ, пожалуй последнее. Сидя дома, "перед телевизором", редко кто скажет: "Пожалуй, я бы не смог пойти..."
Когда первый раз услышал этот рассказ от "Виктора" (имена я изменил), у меня не было сомнений: а что — я встал бы и пошёл. Мне было неловко за парней, которых "Виктор" разыграл. И только когда услышал вновь эту историю, но "с противоположной" стороны, то понял, что не факт, что я не остался бы в избе. Я очень надеюсь, что мне хватило бы сил, встать и пойти.
08.06.2009, 20:46:47 |
Андрей Зарубин

 Александр Мамонтов
  Андрей Зарубин:   ....а напарник, взяв мои лыжи пошел к "пешеходу". .....
Андрей, а как обратно выбирались, с двумя парами лыж на троих?


Выходили другим путем, покороче, там лесная дорога идет, идти пешком немного легче. "Пешеходник" шел в лыжах, а парень который ходил его встречать, шел в снегоступах — он полосистее будет.
08.06.2009, 20:48:33 |
Вячеслав ПетухинОчень трудно догадываться, что думал каждый на самом деле. Тем более, когда это рассказано с чужих слов.
Кроме рюкзака есть ещё одна явная несуразность, как мне кажется. Чем делать волокуши, тащить человека, гораздо правильнее сначала просто развести костёр, чтобы он не замёрз (и сделать это, скорее всего мог бы сам Виктор). А потом уже можно и не торопиться сильно. То есть участники (а особенно руководитель) и не должны были сразу бежать делать то, что сказал Виктор, а сначала разобраться в ситуации.

Ну и ещё. Трудно представить реалистичный розыгрыш. Виктор вернулся, заглянул в зимовьё и только потом у него возникла мысль о розыгрыше. Это должно выглядеть очень ненатурально. Сначала он спокойно заходит в зимовьё, а потом, увидев, что там никто ничего не делает, вдруг начинает говорить о чэпэ.
08.06.2009, 20:56:11 |
Олег Берлов

 Вячеслав Петухин:  То есть участники (а особенно руководитель) и не должны были сразу бежать делать то, что сказал Виктор, а сначала разобраться в ситуации.


Ещё надо учитывать, что участники были
представителями разных знаков зодиака.
Некоторые (не будем тыкать пальцем) явно тормозят... ;-))
08.06.2009, 21:22:16 |
Владимир Прадедов

 Олег Берлов
Некоторые (не будем тыкать пальцем) явно тормозят... ;-))



Это — зодиакальный шовинизм. Явно. (шутка).
08.06.2009, 21:24:32 |
Владимир Прадедов

 Вячеслав Петухин:  а потом, увидев, что там никто ничего не делает, вдруг начинает говорить о чэпэ.


"Виктор" говорил, что отчасти то, что "никто ничего не делает", его и подтолкнуло заговорить о мнимой травме товарища.
08.06.2009, 21:31:59 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную