Последние плоские вершины
Ключевой день похода. Не в том смысле, что самый красивый или трудный, а именно ключевой.
Верховья долины Эхе-Булная
Если погода даёт мне пересечь ГВХ (а все перевалы в этом районе выше 2800 метров), то дальше в случае длительной непогоды возможны варианты прохождения некоторых отрезков пути долинами вместо перевалов. Здесь же особо выбора нет (спуск вниз к Хойто-Голу за выбор считать не будем).

Что интересно, при времени подъёма от 7 до 7:35 утра, время выхода варьировалось за исключением 3-х дней в диапазоне 9:26-9:30. Поэтому в дальнейшем укажу время выхода только этих трёх нестандартных дней.

Судя по всему, погода расположена ко мне. Светит солнце, надрываются кукушки. Как-то раз, пытаясь сосчитать число «ку-ку», я пришёл к выводу, что здесь кукушки предсказывают продолжительность жизни очень детализировано, считая то ли в месяцах, то ли в неделях.

Перевал Олимпийский
Озёра Нуркутул
Внизу — Хойто-Гол
Напротив — уже альпийский рельеф

Пересекаю левый приток, над которым начинал и начинаю двигаться траверсом по склону, чтобы не терять высоту на подходе к Эхе-Булнаю, заодно срезая петлю. Путь не очень сложен, уж по крайней мере проще вчерашнего спуска с перевала Девяти. За полчаса дохожу до плоского участка над Эхе-Булнаем, откуда открывается отличный вид на озёра Нуркутул. Отлично видно перевал Олимпийский, на который мне и надо. Пройдя ещё немного, вижу впереди Эхе-Булнайский перевал, на который поднимались в апреле 2008 года. Спускаюсь к Эхе-Булнаю и, чтобы не терять время начинаю подъём на перевал Олимпийским, траверсируя склон. Подъём несложный, идти можно практически в любом месте. С перевала – хороший вид на Хойто-Гол. На ближайшие дни – это последний раз, когда вдали видна Тункинская долина. Да и вообще после этого я попадаю в горную страну, где со всех сторон будут только горы, до самого горизонта.

Направление спуска
Река с перевала Улан-Дабан
Перевал Олимпийский
Ложная седловина

С противоположной стороны перевала разнообразие вариантов спуска отсутствует – по крайней мере, траверсом не сбрасывая высоту пройти невозможно из-за скал. Спустившись к притоку Бого-Булная, двигаюсь вверх по течению левым берегом, переходя после каскада водопадов на правый. Последнее выполаживание перед перевалом и впереди седловина перевала Улан-Дабан. Точнее целых три.

Оттуда я спустился
Перевал Улан-Дабан
Чудо-озеро
Финальный взлёт

Центральная отпадает сразу же – двухсотметровый скальный участок убеждает, что это не перевал. Вроде бы логичной кажется левая седловина, но судя по снимкам Славы с обратной стороны перевала, истинной является правая, путь к которой идёт по винтообразному крупноглыбовому кулуару, зажатому среди скал. Всё-таки выбираю левую седловину. По пути натыкаюсь на очередное озерцо-лужу, образовавшуюся при протаивании земли вокруг свалившегося сверху камня. Подобных луж было много и возле перевал Девяти, но в дальнейшем они не встретились мне ни разу.

Подъём оказывается далеко не синекурой. Если внизу крупные глыбы удавалось обходить по зелёнке или сыпухе, то выше приходится перелазить с камня на камень, местами делая зигзаги, спускаясь и вновь поднимаясь. Над самим перевалом нагромождения камней принимают причудливую форму и я начинаю волноваться насчёт спуска. Совершенно напрасно – с противоположной стороны склон пологий и до ручья совсем недалеко. Неподалёку – перевал Фрам, а вот попытки понять, где же Самарский, через который ходил в прошлом году ни к чему не приводят. Только дома удалось разобраться по снимкам. Сбегаю вниз к ручью. Оглянувшись назад, понимаю, что перевал нисколько не напоминает седловину на фотографиях Славы. Впадаю в размышления – то ли я не там прошёл, то ли Слава не ту седловину отметил.

Причудливые скалы на перевале
Вид на Самарский перевал
Перевальный перегиб
Вид на перевал Фрам

В это время передо мной открывается долина Ара-Ошея, а слева от неё виднеется большое озеро, почти полностью покрытое льдом. Спускаюсь вдоль ручья, падающего вниз водопадами, что сложнее, чем сам спуск с перевала. Неожиданно прямо из-под ног вылетает куропатка. Чего это она так близко меня подпустила? А, понятно – я чуть не наступил на гнездо. Быстро делаю снимок кладки и ухожу, чтобы не прерывать процесс высиживания птенцов.

С нижней части водопада делаю снимок центральной и «правой» (с этой стороны левой) седловин. Центральная с этой стороны так же скалиста, как и с противоположной, да и левая не вызывает энтузиазма её преодоления, хотя и очень напоминает снимок с сайта. Как выяснилось позже, Слава сам на перевале не был и поставил значок, руководствуясь описаниями Стрелюка. Правда теперь, сидя дома и разглядывая фотографии, начинаю сомневаться, а так ли уж и непроходим второй вариант. Может, он просто кажется таким страшным?

Улан-Дабан со стороны Ара-Ошея
Ледяное озеро
Ара-Ошей зовёт
Кладка

Как бы то ни было, пообедав у водопадов, продолжаю путь вниз. Вскоре по правую руку остаются перевалы Богобулнайский и Гельфгатта, а затем слева подходит Ара-Ошей. Узнаю места, где спускались в прошлом году вдоль русла после прохождения Самарского перевала. На плоском участке в месте впадения левого притока с большого озера сохранилась наледь. Делаю глубокомысленный вывод, что плоская наледь лучше самой хорошей тропы. Но наледь кончается быстро, поэтом приходится начинать выискивать тропу, начинающуюся, судя по карте, приблизительно в этом месте. Тропа находится, теряется, снова находится. Что интересно, местами она идёт в духе «с такой тропы невозможно сбиться» — широкая, с непонятно зачем поставленными туриками. Затем тропа ныряет в кустарник и из него не выходит. И так многократно. Так в непрерывных поисках тропы чуть не пропускаю верхний водопад на Ара-Ошее. Впереди же виднеются скалы восхитительной красоты. Пожалуй, самое красивое место на протяжении всей долины. В зоне леса тропа отходит от реки, поднимаясь наверх и проходя по сквозной долине ручьёв – притоков Ара-Ошея, будучи отделённой от неё небольшой горой. Там я и устраиваюсь на ночлег. Первый раз останавливаюсь на месте, только потому что оно мне понравилось – по времени можно было ещё с полчаса идти, но слишком уж тут красиво. Да ещё и стоянка готовая.

Скальная седловина
Ложный Улан-Дабан
Ара-Ошей в верховьях

Небольшие ремработы – сползая с камня, порвал штаны, поэтому приходится делать заплату из кармана.

Перед закатом убеждаюсь, что выбор места ночёвки был идеален: хмарь рассеивается, и скалы напротив над Ара-Ошеем оказываются освещёнными каким-то фантастическим светом.