Перевал Горных Духов
Вид на верховья Архата

И снова с утра солнце. Собравшись, продолжаю вчерашний путь по тропе. Выше леса на каменистых участках она обозначена туриками, сбиться с неё невозможно. Так я иду почти до притока из-под перевала Костиной, перед которым на другой стороне замечаю множество стоянок. Тропа в этом месте спускается почти до реки, так что я, не раздумывая, перехожу на другой берег, и натыкаюсь там на отличную широкую тропу. Всё-таки, как оказалось, основная тропа идёт по левому берегу, только значительно выше, нежели можно подумать. Стоянки здесь действительно отличные, а количество их велико. Вздохнув, что ночевал в гораздо менее живописном месте, продолжаю путь уже по основной тропе.

Гребень перевала Усть-Илимцев
Верховья Шумак-Гола

После устья притока с перевалов Четырёх, Лабиринт и Семинарский и небольшого взлёта тропа теряется, но путь по широкой долине не доставляет сложности. Поворачиваю направо и передо мной открываются перевалы Усть-Илимцев, Горных Духов и пик 3037 м. Помня совет с сайта, не штурмую Горных Духов в лоб, а иду сначала на Усть-Илимцев. Перед перевалом подъём начинает выполаживаться и делает это бесконечно долго.
Перевал Школяр вдали
Перевал Школяр крупным планом

В конце концов, скидываю рюкзак и бегу посмотреть, что там видно в верховьях Яман-Гола. Становится очевидно, что категорию перевалу Усть-Илимцев дали именно за противоположный склон. Ну и ладно. Я же траверсом начинаю подъём на перевал Горных Духов – самый высокий на маршруте. Глядя вниз убеждаюсь, что совет идти через Усть-Илимцев весьма разумен – таким образом, я миновал несколько неприятных участков. Здесь, конечно, тоже не асфальт, но половину высоты я набрал по простому пути.

Вот и перевал! Здесь впервые решаю заглянуть в перевальный тур и вижу там записку от группы омичей, которые ночевали на Шумаке в апреле в той же зимухе, что и мы, но на 2 недели раньше. Забавно.
Гребень перевала Яросама
Перевал Заблудщих
С перевала уже открывается отличный обзорный вид, что же будет с вершины. Бросив рюкзак, иду вверх по гребню. Путь, в принципе, несложен, но высота ощущается – хоть я и налегке, приходится останавливаться передохнуть каждые 2-3 минуты. Наконец я на пупыре перед вершиной. Конечная часть гребня меня не прельщает – местами там лежит снег, а склоны достаточно круты. Но и здесь я уже выше 3 км! Впервые в жизни! А вокруг со всех сторон горы! До этого, конечно тоже вокруг были горы, но с вершины открывается вид на многие десятки километров и горы виднеются во всех сторонах. Создаётся ощущение, что на Земле нет ничего кроме гор!
Гребень перевала Горных Духов
Панорама у пика 3037 м
Где-то вдали виднеются верховья Архата, а внизу, в стороне куда мне идти – пик Трёх Капитанов.

Во время спуска назад к перевалу слышу какое-то завывание. Думаю, что может поэтому перевал и называется Горных Духов. Потом завывание приобретает какой-то техногенный оттенок, и я понимаю, что это – вертолёт.

Спустившись с перевала, располагаюсь на обед. Что интересно, вода почти во всех ручьях, да и в самом Шумак-Голе имеет белёсый оттенок, как на Алтае. Любуюсь свежими лавинами после недавнего снегопада в кулуарах под вершинами.

Пообедав, продолжаю путь вдоль Шумак-Гола, временами натыкаясь на тропу. Наконец, перед началом леса тропа перестаёт теряться. Зато на ней начинаются вверх-внизы. Кроме того усиливается жара.
У подножия перевала Горных Духов
Перевал Горных Духов с Шумак-Гола
На небольшом притоке полностью окунаюсь в ледяной ручей, чтобы остудить пышущий жар. На следующем притоке – ещё одна процедура омовения. Иду в размышлениях о том, как же хорошо, что основная часть маршрута проходит выше – нет ни кустов, сквозь которые надо продираться, ни необходимости регулярно набирать-сбрасывать высоту. Пока я занят подобными размышлениями, тропа становится заметно хуже, а после небольшого сухого притока почти теряется. Прихожу к выводу, что основная тропа спустилась вниз к реке и по сухому руслу туда же спускаюсь и сам. Действительно натыкаюсь там на турики. Путь по руслу, конечно, не так быстр, как по лесной тропе, но тоже неплох. Правда через полкилометра река часто начинает подходить вплотную к левому берегу, заставляя меня продираться по кустам.
Белёсые воды Шумак-Гола
Речная петля в каньоне
Местами видны следы тропинок, но хорошую тропу это явно не напоминает. В одном месте вижу турик, предлагающий перебрести на другую сторону, но река не вызывает желания бродить, к тому же ниже по течению я вижу скалы на правом берегу, т.е. вскорости пришлось бы бродить обратно. Так и оказалось – снова турики в месте предлагаемого брода. Что интересно, после этого сразу хорошей тропы не появляется, она начинается только спустя ещё метров 200, вынырнув словно из небытия. Тропа, однако, радовала недолго. Ниже по течению Шумак-Гол прижимается к скалам на левом берегу и в этом месте хочешь не хочешь, а бродить на другую сторону надо. Хорошо, что в этом брод несложен – можно перепрыгнуть по камням. Тропа по правому берегу просто шикарная. Я ускоряю шаг, чтобы успеть на источники пораньше и натыкаюсь сапогом на сучок, который протыкает внешний слой сапога. Как позже выяснилось, внутренний всё-таки воду держит и ноги во время дальнейших бродов у меня не промокали. Вот и совсем знакомые места – Левый Шумак. Сколько раз я уже тут был. Брожу Шумак-Гол в устье и продолжаю путь вдоль Левого Шумака. Склон справа всё ниже и ниже. Вот и первое зимовьё. У следующего виднеются люди – первые, которые мне встретились с 23-го числа. Иду дальше. Обпиваюсь водой из своего любимого 6-го источника и направляюсь к турбазе, чтобы позвонить домой, и сообщить, что жив-здоров. Даже с апреля заметны большие изменения – вход на турбазу и магазин декоративно украшены и последний уже не напоминает металлический контейнер, каковым на самом деле является. А на стене возле магазина висит спутниковый телефон-автомат. Антенна же выведена наружу-наверх. С одной стороны, это повышает качество связи, с другой, нет нужды брать трубку портативного телефона, чтобы позвонить – достаточно купить карточку. Но в этом-то и есть некоторый подвох. Карточки продаются только одного номинала – 800 рублей, которых хватает на 20 минут звонков на мобильный и на 22 на городской; на московский городской же даётся целых 44 минуты. Для группы это вполне нормально, да и если один человек живёт достаточно долго, тоже приемлемо. Я же собираюсь задержаться всего на один день, но выбирать особенно не из чего. Покупаю карточку и местный хлеб (70 руб./булка). Звоню родным сообщить, что всё в порядке. После этого ухожу на правый берег искать свободную зимуху. Нахожу уютный небольшой домик недалеко от светёлки, в которой мы в течение трёх лет останавливались в апреле, после чего иду принимать минеральные ванны. Поплавав в целебной водичке и поужинав, ложусь спать.