Этим летом с 21 по 23 августа был на туристической тропе от Большого Голоустного до Больших Котов. Очень понравились места.

Расстояние 24-30 км при спокойной ходьбе преодолевается за 2 дня. Но если не останавливаться на обеды и иметь хорошую выносливость, а, главное, хорошо знать дорогу, то можно пройти за световой день, т.к. общее время чистого хода со скоростью 4 км/ч не превышает 6-8 часов.

Большое впечатление произвели облачные формирования на вершинах Байкальских гор и бродячие туманы над Байкалом. Очень живописные места и мысы — мыс Кадильный, Соболев, Чаячий, Скрипер. За время похода можно набрать хорошую спортивную форму, размять всё тело, надышаться чистейшим воздухом и напиться чистейшей воды Байкала, полазить по горам и сопкам, побывать в каменных пещерах, сделать исключительные фотографии. А теперь подробнее о том, как мы шли, где были и что делали.

В группе нас было двое. Моего спутника зовут Игорь.

Выезд из Иркутска в 16.00 в пятницу. Цена билета составила 175 руб., но водитель автобуса с нас взял ещё по 43 рубля за каждый рюкзак. Итого с багажом получилось 218 руб. с человека. Вообще, я в первый раз видел, чтобы до Байкала с меня брали за багаж, но что делать…
Малое Голоустное

Прибыли в 18.30 в Большое Голоустное. Расстояние от Иркутска до Б. Голоустного порядка 120 км. Из них 83 по грунтовой дороге. Если водитель будет ехать аккуратно и беречь автобус, то доберётесь не меньше чем за 3 часа.

По прибытию зашли в магазин за колбасой и далее отправились в путь. До выхода на тропу от конечной остановки расстояние порядка 2-3 км, это ещё 40 минут ходу. До выхода на тропу мы решили заглянуть на сухое (мёртвое) озеро, которое расположено в 15-20 минутах ходьбы от дороги в сторону гор, в ущелье. Поворот на озеро находится за турбазой «Семёновка». Нужно пройти за шлагбаум и двигаться по тропе с плавным уклоном вверх. Перед озером уклон тропы становиться круче. Воды в озере не было, чему я не удивился, так как по словам местного лесничего оно наполняется водой раз в 4 года в высокосный год в летние месяцы с конца мая и до середины августа. Если пройти дальше вдоль озера по его правой стороне можно найти дерево, где, кинув монетку, обычно загадывают желание. Так же есть камни – один мужской, другой женский. Если есть проблемы, надо постоять возле этих камушков, подержаться и проблемы должны отойти. Вид на той поляне красивый, но для отчёта я не стал фотографировать водоём без воды. Так же местные говорят, что место с озером обладает мощной энергетикой. Для подзарядки биоэнергетики человеческого организма нужно там пробыть не менее часа. Мы на всякий случай загадали желание и подержались за камушки, пробыли у бережка от силы минут 20-30 и стали спускаться к Байкалу. До заката оставалось уже меньше 1.5 часов, а нам ещё надо было успеть выйти за пределы всех мыслимых для обычных машин дорог и найти место для ночлега.

Лесная туристическая тропа начинается там, где заканчивается грунтовая дорога вдоль обрывистого берега. На расстоянии ещё 1-2 км по тропе есть отличное место для первой ночёвки, около самого Байкала со столиком и скамейками. Там мы и остановились. На нашу удачу место было пустое, поскольку желающих пройти тропу бывает от 2-х до 4-х групп на выходные и больше.

К моменту ужина было уже темно, так как ставили палатку на закате. Возможно, лучшим вариантом было не заходить на сухое озеро, но очень хотелось повидать мифическое место.

Итак, в первый день мы прошли порядка 5-6 км от конечной остановки автобуса и до места первого ночлега.
Ягода, название хотел бы узнать. Растёт почти в самом начале тропы у Б. Голоустного.

На следующий день, рано проснувшись, приготовив завтрак мы вышли в 9.45.
Вид на мыс малой Кадильной в начале тропы
Шли по лесной тропе и видели по пути встречные группы. Встретили пожилого туриста, путешествующего в одиночестве. Он нам поведал о мальчике лет 18, которого так же встретил, как и нас, держащего путь от Бухты Песчаной до Листвянки. Мальчик рассказал, что в одном из прижимов водой скрывало тело по грудь. Что нас, как начинающих туристов, немало удивило и развеселило.
Домик на турбазе в Ушканьей пади

Шли мы вдоль Ушканьей пади, около турбазы. Турбаза строится по слухам для иностранных туристов. Домики и вид у турбазы довольно-таки приятный и место распологает к отдыху. Хотя шибко там и не нагуляешься — рядом нет ни пещер, ни интересных, недалёких маршрутов для прогулки. В настоящий момент в дома на поселение никого не пускают. Встрече с туристами обитатели базы не шибко рады и нас не пустили срезать по территории базы немножко свой путь. Я спросил о бане, сказали баня есть, стоимость часа — 1000 рублей, минимум 2 часа.

Путь продолжался порядка 2-х часов и мы стали приближаться к мысу пади Малой Кадильной. Возле начала самых обрывистых участков шла лестница вниз на берег. Так как я был второй раз уже на этом участке, но проходил его по берегу, то решил пройти по обрывистому участку, чего повторять не рекомендую. Лучше спуститься на берег и пройти спокойно 20-30 минут, проваливаясь ногами в гальку до следующего подъёма к тропе, чем будете идти порядка 40-60 минут с довольно острыми нервными и мышечными напряжениями.

В итоге на Малую Кадильную мы пришли к 13.30. Удалились в безветренную часть леса и занялись приготовлением обеда. После обеда, спрятав рюкзаки, отправились на поиски пещеры. Пещера находиться на тропе, уходящей в ущелье.
Пещера. Снимок сделан на расстоянии в метрах 5 от пещеры и поэтому за травой не видно подъём размером в 2-3 метра до пещеры по обтёсанному и скользкому камню.
Тропа в сторону пещеры хорошо протоптана с указателями краски на корягах и деревьях. Вход в неё, однако, не прост и требует сноровки, а дальше пещера уходит вверх и по описанию посетителей приходит вскоре в тупик. Однако, говорят, есть и другая пещера, хорошей тропы к которой мы как ни пытались, так и не обнаружили. Во второй пещере, как говорят, есть большой зал и вход туда довольно лёгкий в полусогнутом состоянии. Там же, согласно легенде, были обнаружены следы пребывания древнего человека. Какой может быть древний человек на Байкале, да ещё в жуткой пещере на высоте порядка 100 метров над уровнем озера мы не могли и догадаться, и скорее всего, живший там человек был не настолько древним.

Я ещё слазил на высоту выше 100 метров по ближайшей сопке, пофотографировал и в 17.25 мы вышли из Малой Кадильной в сторону в поисках следующего ночлега.
Вид на Малой Кадильной. Средняя высота мыса.
На оставшемся участке я не был и поэтому мне стало ещё более интересно.
Вид с одной из сопок на М. Кадильной, с довольно высокой точки съёмки.
Прошли живописные места между Малой и Большой Кадильной.
Байкальская сосна на М. Кадильной. Её классический непритязательный вид. Нетронутая и не обвязанная до смерти туристами, как на Ольхоне и прочих местах массового посещения.
Почему Кадильная называется Большой, где горы ниже чем на Малой для меня остаётся тайной, но всё же. На Большой Кадильной есть домики, машины, турбаза, сам лично видел мотороллер.
Мотороллер и дом в Большой Кадильной
Там же на Большой Кадильной есть пирс, к которому пристают катера.

Пройдя от Большой Кадильной по тропе ещё минут 40-60 встретили на тропе небольшое стадо коров. Во главе был большой чёрный бык. Коровы стояли в аккурат на тропе. Бык смотрел грозно и приближаться мы не решились, обойдя их за 10-15 метров ниже по горе – благо было место для манёвра.

В 19.25 не доходя минут 20-30 мыса Чаячьего остановились на ночлег на прекрасном открытом месте. От прошлых постояльцев там остался хворост и мы приступили к приготовлению ужина и постановке палатки. Мы изрядно устали к вечеру, ноги были уже ватные, сказывались нагрузки на малой кадильной и отсутствие опыта. Чинно поужинав легли спать. О наших приключениях ночью с коровами повествует рассказ «Война с коровами» в закладке у меня на странице.

На следующее утро отправились уже 9.15. Шли и гуляли, по нашим расчётам до Больших Котов оставалось не более 2 часов и даже меньше. Почти сразу вышли на мыс Чаячий и прошли через Чертов Мост.
Вид на мыс (утёс) Чаячий
Но на тот момент ни я, ни мой спутник не знали что идём через Чёртов Мост и не предали месту особого значения.
Сосна у Чёртового Моста
Я лишь сделал фото растущей на обрывистой части скальника сосны и пару фотографий перед входом на него.

Далее, около 11 часов утра, остановились на мысе Соболева, искупались на песчаном берегу, отдохнули и пошли дальше. Настроение было хорошее, места нас принимали, вода в Байкале была тёплой, поэтому я купался пока не стал — хорошо ощущать свежесть и прохладу. В нас жила полная уверенность дойти до конечного пункта нашего похода в ближайшие пару часов, в чём нас также уверили встречные ребята, отдыхавшие на мысе Соболева.

Довольно быстро дошли по тропе, выходящей непосредственно на мыс Скрипер. По тропе дошли до обрывистых мест и зашли в тупик до полного обрыва. Пришлось возвращаться. Немного вернувшись по тропе увидели еле заметную тропу наверх, на мыс. Решили подниматься. Поднялись метров на 70-90 над уровнем Байкала. С рюкзаками мы быстро выбились из сил и стали сомневаться — будет ли дорога через мыс, хотя осталась меньшая часть подъёма – ещё метров 50.
Вид со Скрипера на бродячие по Байкалу туманы
Решили спускаться и пробовать перейти его в брод.
Цветы на каменных берегах ниже тропы

Решение о переходе в брод я принял, памятую слова лесничего из Большого Голоусного о том, что можно пройти до Котов вдоль побережья по карге. По карге, значит по камням в непосредственной близости у воды. Я разделся и пошёл вброд с рюкзаком, через 100 метров участок стал с глубиной по грудь и ещё глубже. Ноги сводило, на камни под мысом ставить ноги было очень больно. И я замерзал. Я вспомнил легендарного мальчика, путешествующего из бухты Песчаная, о котором нам поведал встречный старожил. Но пришлось вернуться, так как дальнейшего обзора не было и я не имел представления о протяжённости прижима.

Далее мы оказались в тупике, я хотел вернуться немного и поискать потерянную тропу. Я предполагал, что она должна обходить мыс в лесу. Но где именно мы пропустили вход на правильную дорогу, для меня остаётся пока загадкой. Время подходило к 13.30. План пройти от места последнего ночлега до Б. Котов за 2 часа безвозвратно канул в лету. Если бы мы шли правильной тропой, то, думаю, к этому времени мы были бы уже точно в посёлке и скорее всего уже обедали.

Мы увидели приближающуюся лодку и попросили нас перевезти. Пожилой водитель на лодке был сказочно любезен, когда запросил с нас 500 рублей за помощь. Но его милейшие спутницы уговорили своего товарища нам помочь практически бесплатно и нас довезли до самых Котов за 200 рублей. Проезжая на лодке мимо Скрипера, мы ясно видели, что он имеет абсолютно обрывистый уклон, уходящий в воду на протяжении не менее 300 метров. Думаю пройти такой участок с рюкзаками в брод абсолютно невозможно. Через м. Скрипер также не может быть никакой тропы. Было очевидно, что тропа уходила от берега наверх вглубь леса.

Итого: мы бы могли дойти в третий день до Больших Котов с 9.15 к 13.00 и, возможно, даже к 12.30. Всего ещё 3.5 часа ходу. Всего в первый день вечером 1 час ходу до места первой ночёвки, потом 3.5 часа во второй день до Малой Кадильной, чуть меньше 2-х часов с Малой Кадильной до места второй ночёвки. Всего мы были в пути с передышками без обедов менее 9 часов, но если выбирать правильно дорогу и не тратить время на обрывистые участки, то легко сократить время хода до 7-8 часов без спешки.
Конец пути и начало нового.

В третьем часу дня, изрядно уставшие, добрались до Больших Котов. Пообедали в ларьке с пирожками. Магазинов и ларьков в Б. Котах мало. Похоже, что цивилизация обходит это милое место частенько стороною. Инфраструктура с кафе присутствует только на дорогих база, где стоимость проживания за сутки составляет не менее 1.5 тысячи рублей. Дождались до 19.00 теплоход Баргузин и уехали в Иркутск за 450 рублей с человека.

Лев Белых

Вячеслав ПетухинЛев, красная ягода — это бузина.
В Малой Кадильной пещер — более десятка. Правда, все небольшие. Древний человек вполне мог в них жить. В этом Вы зря сомневаетесь. Вообще, по Иркутской области очень много стоянок древнего человека, а Малая Кадильная — ничуть не хуже других мест. Правда, чтобы находили следы стоянок в Кадилинских пещерах, мне неизвестно, но зато они есть совсем неподалёку — в пещере на Скрипере.
Тропа по Скриперу начинается от ьерега по небольшому распадочку. Она, действительно, в нижней части плохо натоптана и её можно пропустить. Насколько она близко от "тупика", точно не знаю, никогда до конца не доходил, но, думаю, что не очень далеко.
04.09.2009, 15:53:25 |
И. ФефеловЛев, в районе самого высокого места Скрипера тропа проходит как бы "за" береговыми пикушками Скрипера, в понижении, и потому с воды ее не видно. Вглубь леса она при этом не уходит. Подъем... точнее, по вашему маршруту это будет спуск... действительно довольно большой и крутенький.
04.09.2009, 16:19:20 |
Лев Белых

Вячеслав Петухин:  Лев, красная ягода - это бузина.
В Малой Кадильной пещер - более десятка. Правда, все небольшие.

Спасибо, у меня есть большое желание в 20-х числах сентября всё таки пройти этот маршрут и найти тропу. Берёза пожелтеет и станет по осеннему красиво. Хочу побольше побродить по скриперу и сделать более качественные фотографии в тех местах. Так что если будут желающий в группу — пусть пишут, бум брать на заметку.

И. Фефелов:  Лев, в районе самого высокого места Скрипера тропа проходит как бы "за" береговыми пикушками Скрипера, в понижении, и потому с воды ее не видно. Вглубь леса она при этом не уходит. Подъем... точнее, по вашему маршруту это будет спуск... действительно довольно большой и крутенький.

Ага, очень интересно смотреть на места с воды, которые пытался штурмовать — не передоваемое впечатление. Вспоминается песня Высоцкого "Здесь вам не равнина" )). По той еле видимой тропе ,где мы пытались подняться , было совсем круто. Там девочкам делать нечего ). Думаю , что основная тропа намного более податливая.

Буду признателен. если названия и цветов на фото кто напишет :).
04.09.2009, 21:34:31 |
И. ФефеловЯ всё как-то или со стороны Котов шел, или же ходил только до Скрипера — с той стороны не доводилось подыматься на него ни разу.
04.09.2009, 22:09:51 |
Zoolyдаа... рассказ так рассказ, прямо подробнейшее действо)
насчет того, что "девочкам там делать нечего": как же я вас понимаю, глядящих на Скрипер и не знающих как его обойти. Была в точно таком же положении, и до конца тропы тоже доходила (только там не 300 метров обрыва -у страха глаза как говорится...). Правда мне хватило "ума" не лезть вброд, а взять его (Скрипер то есть) штурмом. О том как это было история умалчивает, и я предпочитаю не рассказывать. Одно только непонятно -если вы на маршруте были второй раз -почему не знали где подъем?
Ну и вообще, отправляясь в такой "матрас", советовала бы читать описания маршрута и тропы (или попросту купить буклет с картой в "союзпечати"), дабы не совершать "подвигов" в виде бродов и хождения обрывами.
16.09.2009, 12:39:00 |
И. ФефеловМожет, в первый раз они шли со стороны Котов?
16.09.2009, 13:38:44 |
Zooly

И. Фефелов:  Может, в первый раз они шли со стороны Котов?

а со Скрипера без тропы что ли спускались?
16.09.2009, 14:42:31 |
И. ФефеловА со Скрипера в этом направлении, по-моему, элементарно просто проскочить не заметив, есть отвороты, нет отворотов и куда именно. Более того — мы, когда шли, там и пресловутого отворота в тупик не заметили.
16.09.2009, 15:20:56 |
Artem KuharenkoПеред Скрипером если идти по тропе на высоте метров 7 над уровнем воды,тропу пересекает как бы кулуарчик — ярко выраженное сухое русло ручья с понижением на несколько метров. По его дну тропа уходит вверх , потом метров через 70 поворачивает налево и дальше уже не собьётесь.
А чтобы полюбоваться осенними красками, нужно идти в середине октября, когда лиственницы ярко-жёлтые и по берегу краснеют какие-то кусты. Главное,выбрать солнечный ясный день.
Нам очень повезло в прошлом году- в середине октября выпали дни , когда воздух прогрелся до +20, встречались насекомые и даже пару клещей сняли.
Фотографии получились очень насыщенными, но делал их не я , поэтому выложить не смогу.
17.09.2009, 12:43:46 |
Лев Белых

Zooly:  даа... рассказ так рассказ, прямо подробнейшее действо)
....

Знаете, я не о чём не жалею. Немного жаль, что пришлось принять решение и подвернулась лодка — если бы не лодка, то уверен мы бы нашли тропу. Такое всё таки не забывается . Глупо получилось... но такие глупости красят жизнь ))

А шли со стороны Б.Голоустного и в том месте были в первый раз.

Artem Kuharenko:  Главное,выбрать солнечный ясный день.

Спасибо за детальные пояснения :) Очень бы хотелось побывать там (в декабре — исправлено:) в октябре! Жаль только световой день будет совсем уже коротким.