Станислав Марков

14 июля -17 июля

14 июля в 11 утра встретились на Казанском вокзале. Жене, Марине и мне предстояло трястись в поезде 92 часа до самого Северобайкальска. Рома с Наташей предпочли сэкономить время, добравшись до Красноярска самолетом и подсев там на наш поезд. Решили отправить весь груз с нами на поезде, чтобы ребята не связывались в аэропорте с багажом. Разница между самолетом и поездом в Красноярске составляла 3 часа, и, в случае задержки рейса, времени могло быть впритык. Беспристрастные вокзальные весы показали 130 килограммов, что, признаться, было для меня неожиданностью. Правда, еды взяли на все 16 дней, и часть её мы должны были оставить на корабле, а что-то съесть в поезде. Кроме того, лодка с веслами, весящая 11 кило, предназначалась только для похода на Фролиху. Оплатили 400 рублей за перегруз и пошли садиться на поезд.

Не буду описывать подробности четырёхдневного путешествия, скажу только, что встреча в Красноярске произошла, как планировали. Самолет сел вовремя, и Рома с Наташей даже успели посмотреть какие-то достопримечательности города.

18 июля

В Северобайкальске нас встретил сын Виктора Стефановича и отвез на причал. Собирались получать разрешение на посещение Фролихинского заказника, но нам сказали, что в администрации бардак, кто их выдает, неизвестно, а егерей никаких в заказнике нет. Ну нет так нет, одной проволочкой меньше.

Прибыли в Аяя

При полном штиле катер МЧС доставил нас в Аяя не более чем за час. Это было очень кстати, т. к. если бы мы пошли на более тихоходном судне, не факт, что на Фролихе успели переправиться на остров, как собирались.

Переход от Аяя до Фролихи с непривычки дался нам непросто, особенно Наташе, которая готова была упасть после первого же километра. Увлекшись, в поезде изрядно перегрузили ее рюкзак, поскольку изначально он был почти пуст. Однако она стойко отказывалась передать часть вещей остальным.

Лагерь хотели разбить на маленьком острове Верхний, но идти до него по берегу нам показалось нецелесообразным, поэтому решили переправляться на Нижний. Дойдя до ближайшей к нему точки на берегу, мы начали надувать лодку.

Нам туда

Наша лодка Sevylor HF250 сделана из тонкого ПХВ и имеет несколько достоинств: малый вес, большую грузоподъемность за счет толстых бортов (трёх человек держит легко, хотя рассчитана на двоих), и большое количество отсеков (внутренний и внешний кольцевые контуры, дно и 2 боковых поплавка). Кроме того, не подвержена гниению и устойчива к перевороту.

При этом, как выразился кто-то на форуме, посвященном надувным плавсредствам, нельзя плавать по открытым водным пространствам на лодке, продающейся в одном отделе с надувными крокодилами. Ход у нее медленный, сама на воде вертлявая. Тонкий неармированный ПХВ не выдерживает нагрева, на солнце тянется, образуя огромные грыжи, и лодка может попросту взорваться, если ее не приспустить. Прожигается упавшим угольком сигареты и даже вылетевшей из костра искрой. И уж точно не выдержит столкновения с корягой. Поэтому был куплен и взят с собой специальный чехол для этой лодки, который сделан из прочной синтетической ткани и предохраняет её от всего вышеперечисленного. Весит около килограмма. В чехле лодка и надувается, распирая его изнутри.

Учитывая, что в лодке с трудом помещаются 2 человека и 2 рюкзака, и одному пришлось бы возвращаться за следующей партией, нужны были 4 переправы. В связи с этим Рома придумал гениальный план (хотя, наверное, не он первый). В магазине канцтоваров купили моток синтетического шпагата (1 кг, 625 м, 150 руб), таким еще перевязывают торты и всякие коробки. С его помощью оставшиеся на берегу подтягивали к себе пустую лодку, причем гораздо быстрее, чем она передвигалась при помощи гребца. Длины шпагата, кстати, еле хватило. На расстоянии интересно смотрится, как сама по себе движется по воде с берега на берег пустая надувнушка.

При подтягивании совершенно не обязательно наматывать веревку на что либо, можно просто скидывать ее на берег, выбрав поверхность поровнее и почище. После этого она замечательно расходится вновь, не пытаясь утащить за собой всю кучу. Но все же таких куч лучше делать несколько, переходя с места на место. Шпагат тянется вслед за лодкой и не тонет, поэтому не может зацепиться за какую-нибудь корягу на дне. Так мы переправились в 3 приема против 4-х при обычном способе, когда один возвращается на веслах, и времени потратили вдвое меньше. А будь нас 8 человек, получилось бы 4 переправы против 7, что еще более значимо. В общем, Роме пятерка за идею, и всем – за претворение в жизнь.

Что-то заманчивое есть для меня в том, чтобы жить на небольшом необитаемом острове, который можно пересечь за минуту-другую. С нашей легкой руки остров был объявлен столицей Фролихи, а над лагерем водружен флаг Москвы. Надеюсь, недовольные этим простят столичным гостям маленькую прихоть.

Хороших мест для постановки двух палаток там немного, а реально удобное всего одно, где мы и обустроились. Впрочем, неудивительно, остров тоже невелик. Зато на нем море дров и очень чисто. В таком же состоянии мы его и оставили, если не считать кострища. Что касается комаров, то их количество, по крайней мере в описываемое время, нас не впечатлило. Их столько же у меня на даче во Владимирской области, а в Карелии больше в разы.

На следующий день мы с Ромой собрались покорять Медвежью гору, поэтому после ужина не стали затягивать со сном.

19 июля

Встав и быстро позавтракав, в 9 утра мы подкачали лодку и отчалили. Стояла тихая солнечная погода. Через полчаса мы уже были на острове Верхний. Для постановки лагеря он оказался поинтереснее нашего, половина его периметра – пологий песчаный берег, на нем больше мест для палаток. Правда, дрова добывать несколько сложнее, уж очень густой лес. Никаких следов пребывания человека не обнаружили – ни мусора, ни кострища.
На острове Верхнем
У подножия Медвежьей
Медвежья гора на закате

Осмотрев остров, тронулись дальше, к подножию Медвежьей горы, по кратчайшему пути. Налегая на весла, оценивали, откуда лучше начинать восхождение. Было видно, что наиболее пологим (градусов 30) является левый склон горы. Чтобы добраться до подножия в этом месте, пришлось бы плыть на лодке или идти пешком по берегу чуть ли не до верхнего (северного) изголовья озера, чего делать не хотелось. Поэтому решили причалить и начать подъем там, где к воде спускается “ребро” горы, обращенное в сторону островов и Байкала, и, поднимаясь, сильно забирать влево, чтобы выйти из леса уже вблизи левого “ребра”, где уклон нам показался наименьшим.

Наиболее сложным участком мне казался лес, растущий у подножия, а выше гора с виду, издалека, становилась гладкой, лысой, удобной для дальнейшего подъема. На самом же деле все оказалось совсем наоборот. Надо сказать, что это было первое в моей жизни восхождение. Единственную до этого момента гору я “покорил” при помощи канатной дороги на Красной Поляне.

Причалив, мы набрали воды, вытащили лодку и пошли по запланированному пути. Лес был не особо густой, передвигаться по нему не сложно. Сначала он был сплошным, позже начали попадаться безлесные участки, заваленные камнями. На одном из таких участков мы очередной раз остановились отдохнуть. Я достал полторашку с водой.

- Черт, водички-то маловато взяли!

- Ну что ж теперь делать, не обратно же из-за этого возвращаться. Всё равно наливать было больше не во что.

- Да, потерпим. Экономить будем. – ответил я, сделав пару-тройку значительных глотков.

Рома последовал моему примеру. Бутылку убрали в рюкзак, в ней оставалось меньше литра воды. Пить уже хотелось так, что я один с удовольствием выпил бы всё.
Склон горы
Вид с Медвежьей, прошли лес

Через 1.5-2 часа лес был пройден, только местами торчали кусты стланика. Нашему взору предстала картина интересная, но безрадостная. Вышли из леса мы непонятно где, далеко ли оставалось идти до пологого “ребра”, было не ясно. Крутизна подъема приближалась к 45 градусам, а размеры камней – к размерам автомобиля.

Иногда отдельные кучи камней образовывали такой угол подъема, что преодолеть следующие 2-3 метра оказывалось невозможным, приходилось обходить такие места. В общем, подниматься пришлось не пешком, а больше на 4-х конечностях, цепляясь руками, карабкаясь, подтягиваясь. Не то что бы мы были к этому физически не готовы, но я лично всё представлял немного по другому.

Далеко ли до вершины, тоже не ясно, поскольку видно было, как правило, лишь ближайшую сотню метров пути. Это не удивительно, т. к. склон является выпуклым, скрывая дальнейший путь за своим “горбом”. Но ведь всегда приятно видеть конечную цель пути, а тут мы шли уже часа 3, и даже не понимали, поднялись ли хоть наполовину.

Плюс ко всему стояла дикая жара, пот тек ручьями, раскаленные камни были местами покрыты высушенным бледно-зеленым лишайником, который от одного прикосновения рассыпался в труху. Стоило поставить на него руку, и возникало ощущение, что он начинает высасывать через ладони влагу из организма. Воды же оставалось катастрофически мало, около полулитра, на привалах мы делали по крохотному глотку, чтобы лишь смочить рот. А ведь еще неизвестно, сколько подниматься, и спускаться надо! Найти наверху ледник мы не надеялись, все же гора не высокая. (Тем не менее, позже нам сказали, что, якобы, он там есть. Но мы бы все равно вряд ли его нашли.)

Оценив все эти факторы, особенно отсутствие воды, мы в один момент малость приуныли. У меня даже промелькнула мысль, не пора ли позорно завершить наше восхождение? Как же можно было так облажаться с водой! Ведь в лагере на острове была еще полторашка, а мы ее не взяли!

Однако лес, составляющий не менее трети пути, был уже далеко внизу, и жаль было столько пройти и вернуться, когда до вершины, возможно, оставалось не так много. Да и от жажды за несколько часов еще никто не помирал. В общем, подавив в себе упаднические настроения, двинулись дальше, за что скоро были вознаграждены.

Мы вышли на “ребро” горы, обращенное к островам. Случилось это потому, что, выйдя из леса на курумник, перестали забирать левее, как собирались делать сначала, а просто полезли вверх, наоборот, инстинктивно уходя правее, чтобы уменьшить уклон. На этом “ребре” обнаружили небольшую ровную площадку, почти свободную от камней, с которой впервые увидели с горы нижнее (южное) изголовье озера. С неё также был виден наш дальнейший путь. Было видно, что еще сотня метров, и уклон резко уменьшается, и достаточно густо начинает расти стланик, а значит вершина близко. Еще на ней лежал довольно большой вывороченный из земли плоский камень, от которого осталась ямка глубиной сантиметров восемь. Возможность того, что он перевернут медведем, подтвердил местный проводник, с которым мы познакомились через день в Аяя. Будем считать, что гора оправдала свое название.

Воодушевленные, мы сделали по глоточку воды и двинули вверх. Достаточно быстро дошли до места, где уклон почти исчез. К сожалению, вся макушка заросла трехметровым стлаником, и с нее ничего не видно, а так хотелось посмотреть на обратную сторону горы! Опять же, будь у нас вода, мы бы как следует полазили в этой чащобе, может быть там где-нибудь и есть открытая площадка или ярко выраженная вершина. Можно было даже немного спуститься по обратному склону, пока стланик не закончится, и запечатлеть вид оттуда. Но не в этот раз.

Мы вернулись обратно, где стланик был редкий и не такой высокий, и откуда можно обозревать окрестности. Была половина четвертого, а ровно в четыре мы собирались запалить дымный фаер. С ребятами мы договорились, что они будут каждый час смотреть с острова на гору, пытаясь увидеть и сфотографировать наш сигнал.

Вид почти с вершины Медвежьей горы
Правая Фролиха

Вид оттуда открывается великолепный. Ради этого стоило лезть! Хорошо виден Байкал, губы Аяя и Фролиха, Байкальский хребет, всё озеро Фролиха, кроме левого рукава, озеро Источное, реки Фролиха и Правая Фролиха. Оба острова лежат на темной синеве озера, как два маленьких кругляшка. Наслаждаться зрелищем мешала только всепоглощающая, мучительная жажда и сухая едкая горечь во рту. Вода уже кончилась, а мысли о ней невозможно было отбросить. О ней напоминала каждая клеточка тела. В ушах одновременно шумел прибой, журчали ручьи, и шелестел дождь, перед глазами стояли горные реки со сверкающими на солнце аквамариновыми перекатами. В голове всё увеличивалась четырехзначная сумма, которую я готов был отдать за пол литра живительной влаги. И это с видом на 20% мировых запасов жидкой пресной воды! Молчание нарушил Рома:

- Эх, сейчас бы пару бутылок хорошего светлого холодного пива!

Да. Я налил бы пиво в заранее охлажденную кружку. Первую я выпил бы залпом, а вторую – небольшими глотками.

- Больше не надо, все-таки спускаться еще, – добавил он, как будто перед нами стоял целый ящик.

- А я бы взял из холодильника спелый ледяной арбуз, вырезал из середины огромный ломоть, и ел бы, обливаясь соком.

- Или кваску холодненького, не из бутылок, а настоящего, деревенского, не очень сладкого, с ароматом хлебной корочки.

- Да, а внизу Фролиха журчит, представляешь? И вода в ней теплая, не как обычно в горных реках бывает, можно лечь на течении и чувствовать каждым сантиметром кожи струящуюся прохладу…

- Ладно, хватит уже фантазировать, пора фаер поджигать.

Дым оказался жидковат, нечего было и думать, что наши увидят его с острова, на расстоянии в 4 километра, да и шел меньше 10 секунд. Уж не знаю, насколько он эффективен для отпугивания косолапых. Будь у них чувство юмора, можно попытаться убежать, пока медведь катается по земле от смеха при виде нелепой попытки его напугать.
Спускаемся с Медвежьей

В пятом часу начали спуск. Видимо, продолжительный отдых и стремление быстрее напиться дали о себе знать, благодаря этому набрали невиданный для себя темп. Мы неслись, как горные бараны, особо не выбирая дороги, иногда спрыгивая на следующий камень более чем с метровой высоты. Сползали по таким местам, где не решились бы подниматься. Подошвы прямо таки прилипали к сухому шершавому камню. “Да в таком темпе мы спустимся меньше чем за час“ – удовлетворенно подумал я, наслаждаясь скоростью передвижения. Казалось, даже пить хотелось не так сильно.

Однако, когда мы продолжили спуск после небольшого отдыха, силы куда-то исчезли, а жажда стала нестерпимой и окончательно заполонила сознание. Шли медленно, аккуратно. Солнце переместилось к западу и теперь светило в лицо. На очередном привале Рома сел в жиденькой тени куста стланика, а я забился в щель между камнями. Угрюмо смотрели вниз, где на подножии горы рос лес. Деревья были еще едва различимы, и нас разделяло расстояние, которое в тот момент казалось огромным. Попытались жевать иголки, чтобы улучшить вкус во рту, идея оказалось неудачной.

После этого привала я понял, что ноги меня почти не слушают. Если при очередном шаге перепад высоты был хоть 30 сантиметров, опорная нога подгибалась в колене, не в силах удержать вес тела. В ногах как бы исчезли мышцы, невозможно было шагнуть на следующий камень, если он был хоть немного ниже предыдущего. Пару раз чуть не упав из-за этого, я стал садиться на камень, на котором стоял, и ставить сразу обе ноги на следующий. У Ромы были такие же проблемы. Наша скорость снизилась почти до нуля. Порой хотелось расплакаться от собственного бессилия.

Все же в конце концов мы вошли в лес, и стало полегче. Землю покрывал толстенный слой мха, и мы даже не пытались идти, только съезжали по нему на заду и на коленках, как со снежной горки. Мне кажется, если бы не фотоаппарат, я покатился по нему кубарем. Когда идти все же приходилось, держались, как пьяные, за деревья. По пути жевали травинки и листики, иногда находили и ели мелкую зеленую бруснику.
Спустились

Остров Верхний на закате

В самом низу берег стал совсем пологим. Увидев воду в просвет между деревьями, я просто обезумел и, издавая дикие вопли, из последних сил ринулся вперед. На ходу сняв с себя фотоаппарат, рюкзак и футболку, в ботинках и джинсах по шею забежал в озеро. Я даже не пил, а ел воду, как бы откусывая её большими кусками. Пил долго, пока она не встала в горле. Рома оказался более сдержан и пил, сидя на камне. Напиться было невозможно, желудок был полон, а организм все еще обезвожен. Раз десять я заходил в озеро, чтобы выпить еще несколько больших глотков.

Скоро мы начали приходить в норму, и, когда тронулись вдоль берега к лодке, осталась лишь обычная общая усталость, а ноги работали нормально. Спускаясь с горы, мы сильно забирали направо и вышли чуть ли не к устью Правой Фролихи, поэтому до лодки долго топали вдоль берега. Дорога там несложная, лес не очень густой. Наконец обнаружили лодку, перед отплытием опять долго отдыхали. Я наелся какого-то гибрида смородины. Ягоды непонятного цвета, разных оттенков от грязно-желтого до темно-малинового, со странным привкусом, листья клейкие с удивительно сильным и необычным запахом. Но всё же это была смородина, даже листьев на чай набрал.

К нашему острову причалили уже на закате. У нас оставался еще коньяк, и по прибытии мы рассчитывали им воспользоваться. Но, услышав еще с воды смех Наташи, поняли: придется пить спирт. Зато Женя поймал 5 крупных окуней, от 20 до 30 см. Поймал бы больше, но сломалась катушка. В любом случае, вечер прошел весело.

20 июля

Этот день мы провели в неспешном отдыхе. По очереди сплавали на пляж полуострова Валунный, сначала мы с Мариной, потом все остальные.

Отчаливаем с нашего острова
На п-ве Валунном
Змея

Красивое место, но сплошь состоит из стоянок, и берег изрядно замусорен. Видели там пятнистую змею, у нас таких не водится, потому отнеслись с опаской.
Еще один!

В одном из лагерей нашли оставленную кем-то мышеловку, в другом – проржавевшие кусачки. Надеюсь, не навлек на себя гнев владельцев, забрав эти “артефакты” с собой. С их помощью нам удалось починить катушку, и вечером Женя буквально за полчаса поймал еще 6 окуней. После этого катушка сломалась уже окончательно и ремонту не подлежала. А жаль! Клев был отличный, ловили прямо с острова. Ради интереса меняли блесны и воблеры, но окуням было все равно. Иногда хватали прямо из-под ног, на мелководье. Самых прожорливых из них мы и запекли к ужину в фольге.

Этим днем закончилось наше пребывание на Фролихе, а на следующий была назначена переправа и переход в Аяя, а может и дальше, как получится.

21 июля

Опять в Аяя
С утра и до обеда мы неспешно переправлялись на берег. Первыми отчалили девушки, чтобы не ждать нас и самостоятельно идти к Байкалу. Вторым с острова уплыл Женя и ушел вслед за ними. Мы с Ромой произвели торжественный спуск флага, сожгли веревку и другой мусор и тоже отплыли. В общем, как и следовало ожидать, переправа прошла без сучка, без задоринки. На берегу долго сдували и сушили лодку, упаковывали рюкзаки. До Аяя шли чуть ли не бегом; остальные, имея 2 часа форы, опередили нас лишь на полчаса.

Однако этого времени ребятам хватило, чтобы на берегу познакомиться с Анатолием Ивановичем, северобайкальским проводником, который расписал им все трудности пути по берегу губы Аяя до мыса Шудин-Нокан. Он предложил дождаться катера, идущего вечером в Хакусы, либо продолжить путь с утра налегке, отправив одного человека на лодке с пятью рюкзаками вдоль берега. Этим человеком вызвалась быть Марина, которая любит грести, а ходить пешком – не очень. Катер, к счастью, вечером не пришел, а мы с Ромой сходили на разведку и вообще не нашли никакой тропы вдоль берега. С мыслью, что завтра придется прыгать с камня на камень, легли спать.

Далее (АЯЯ - ХАКУСЫ)

ArtemХороший рассказ, прочитал с интересом. Знакомые места, как бы, со стороны.
"К сожалению, вся макушка заросла трехметровым стлаником, и с нее ничего не видно, а так хотелось посмотреть на обратную сторону горы! Опять же, будь у нас вода, мы бы как следует полазили в этой чащобе, может быть там где-нибудь и есть открытая площадка или ярко выраженная вершина."
Чуть-чуть вам не хватило, рядом вы были с такой "площадкой".