Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Маршрут

24 июля

Наш капитан, Виктор Стефанович Лампицкий, был нам отрекомендован как чрезвычайно обязательный и пунктуальный человек. Мы опоздали на причал на 2 минуты, а он уже разыскивал нас на берегу. “Север-2” – 15-метровый катер, на борту две моторные лодки, 8 спальных мест в двух удобных каютах с отделкой деревом, душ, туалет, кухня, горячая вода, 220 вольт, спасательный плот (белый бочонок такой, на всех пассажирских судах имеется). Двигатель шумит несильно, по крайней мере, меньше, чем на Ярославцах (мне приходилось ходить на двух экземплярах). Имеется лицензия на перевозку пассажиров. При этом цена в 1.5 раза ниже, чем на Ярославцы. Базируется в Северобайкальске. В общем, мы, по результатам нашего круиза, можем с чистой совестью рекомендовать это судно и услуги его капитана и помощника.

В горячей ванне на м. Котельниковский

Через 4 часа мы были в Котельниках. Расположенный на берегу небольшой, но шикарный дом отдыха БАМтоннельстроя, который, по слухам, этой организации принадлежит только формально, приватизировал горячие источники, и допуск к ним стоит 250 рублей в час. По словам охранников, он пустует большую часть времени даже в сезон, но, несмотря на это, генератор санатория работает и ночью, снабжая электричеством обслуживающий персонал. Да оно и неудивительно: около генератора стоят три бочки топлива, близкие по размерам к железнодорожным цистернам.

Искупались в бесплатной горячей ванне за территорией дома отдыха. Она отделена от Байкала узким галечным перешейком шириной 1.5-2 метра, можно принимать контрастные ванны, но температура лично для меня маловата, не получается прогреться, как в парилке.

После водных процедур, около 15.00, тронулись в путь. Стояла задача, как минимум, дойти в этот день до реки Куркулы. 26-го мы должны были выйти к Гитаре, 27-го попытаться подняться на Птицу, 28-го и 29-го идти назад, 30-го утром сесть на катер и идти на юг. К сожалению, реальность скорректировала наши планы.

В одном из описаний походов подробно написано, как дойти от санатория до Куркулы, но мы умудрились заблудиться. Впрочем, как показало дальнейшее путешествие, мы можем заблудиться и в трёх соснах, особенно некоторые члены группы.

Дойдя до полуразрушенного зимовья, мы пошли по дороге, и скоро вышли к другому зимовью, около которого пасся табун лошадей, и стояла телега. Несколько удивившись, что не встречали такого ни в одном описании, пошли дальше. Скоро Женя догадался посмотреть на компас, и сообщил, что мы уже давно идем на север. В общем, потеряли часа 2-3, да еще и дождь пошел. Несильный, недолгий, гаденький, но, чтобы насквозь промочить лес, его хватило. Вернувшись к первому зимовью, устроили привал, и услышали отдаленный шум Куркулы. Мы уже поняли, где совершили ошибку, и двинулись в правильном направлении. Тропа, судя по шуму, сначала приближается к реке, а потом долго идет вдоль нее на некотором отдалении, так что вышли к воде, когда почти стемнело, мокрые и уставшие. Искать место для лагеря было уже некогда, поэтому пришлось ставиться где попало, прямо в высокой сырой траве.

25 июля

Пройдя метров 200, обнаружили хорошее место для стоянки, до которого могли бы добраться и вчера. Скоро началась каменная осыпь, на которой мы встретили пожилую пару. Им обоим было на вид за шестьдесят, на спине огромные рюкзаки. Они сказали, что идут в автономке уже 13-й день, поднимались на Птицу и на Черского, и еще много куда. Вот это я понимаю, вот это молодцы!

Лавина?

Что касается тропы, она не столь однозначна, как может показаться на первый взгляд. По тропе мы часто сильно удалялись от реки, один раз она ушла так далеко по какому-то небольшому притоку, что, казалось, так по нему и пойдет до самых верховий. Будучи в сомнениях, вернулись к Куркуле, но, не найдя других вариантов, опять пошли по притоку. Там, еще почти не поднявшись относительно уровня Байкала, нашли огромную кучу слежавшегося снега не менее 2-х метров толщиной. Она была завалена толстым слоем сосновых веток, щепок и переломанных стволов, закрывающих ее, как одеялом. От нее шел подъем, на котором ничего не росло, кроме какого-то низкого кустарника и травы. Видимо, весной или зимой сошла лавина, переломала лес, а растаявший сверху слой снега обнажил находящиеся в его толще ветки и стволы. Они и прикрыли основную массу снега, замедлив ее таяние.

Так вот, насчет тропы. Часто она уходит в сторону, или сильно поднимается в гору, и не всегда имеет смысл следовать ей. Иногда быстрее и проще проломиться через какие-нибудь дебри прямо по реке. В таких местах, обычно, ответвляется вторая, чуть заметная тропка, а на развилке стоят каменные пирамидки.

Ручей Пешеходный
Никуда без видеокамеры
Перекур

Когда начало темнеть, мы несколько километров не дошли до Водопадного ручья. Этот день был самым тяжелым, опять был дождь, и нас преследовала беспросветная сырость. Я давно шагал по ручьям, аки посуху, не обращая внимания на хлюпающую в ботинках воду. Поставив палатки, уже в полной темноте мы столпились у костра, каждый со своей мокрой шмоткой, как бомжи около горящей бочки в американских фильмах. В принципе, с виду мы не сильно от них отличались, а в палатке образовался стойкий запах казармы.

Через силу запихнув в себя половину положенной порции гречки с тушенкой, я ушел спать, и это при том, что в обед мы вообще ничего не ели. По себе заметил, что чем тяжелее дается путь, тем меньше хочется есть. А вот зато при сидячем образе жизни, придя на работу в 9 утра, в 11 уже начинаешь думать об обеде, а в 12 уже откровенно начинает сосать под ложечкой. То же самое происходит вечером, когда приходишь с работы.

Остальные, забрав в палатку высушенные вещи и развесив недосушенные на веревке, легли спать через полчаса после меня. Ночью нас разбудили сильные удары грома и опять начавшийся дождь. Я понял, что надежды просохнуть на следующий день у нас нет, и опять уснул.

26 июля

Утро в тумане

Спать решили до упора и выйти попозже, т.к. было ясно, что до Гитары мы в этот день в любом случае дойдем. Проснулись около одиннадцати то ли в тумане, то ли в облаке (что, в принципе, одно и то же). Было еле видно противоположный берег Куркулы, и белая пелена продолжала сгущаться. Влажность была неимоверная, микроскопические капли водяного пара висели в воздухе. Стоило тронуть любой куст или небольшое дерево, чтобы попасть под холодный душ. Неспешно позавтракав (или пообедав), в 15.00 напялили привычно мокрую обувь и тронулись дальше.

Впереди — царство тьмы

Через час-полтора мы дошли до Водопадного ручья. Туман рассеялся, и даже иногда проглядывало солнце. Настроение немного улучшилось, особенно когда мы поднялись выше и увидели горный цирк, окружающий озеро Гитара. То ли близость цели придавала сил, то ли рассказы о сложности этого участка сильно преувеличены. Да, местами кусты, местами тропа идет прямо в ручье, но все это мы уже видели в предыдущий день, зато нет прижимающих к реке каменных осыпей и поваленных деревьев.

Почти пришли

Часов в 9 вечера мы вышли к озеру. Небо затянуло, дул сильный ветер, но было сухо. Спустились в ложбинку, где было потише, и я незамедлительно развесил сушиться мокрую еще с утра палатку. Из зарослей стланика натаскали дров, из озера принесли воды. Однако радоваться погоде пришлось недолго: в ущелье вползло облако, и в воздухе опять повисла неприятная морось. Странное ощущение: дождя вроде бы нет, но любой порыв ветра как будто швыряет воду в лицо. Так раньше, когда не было современных утюгов с кучей наворотов, при глажке набирали в рот воды и плевали на белье. Дождь как бы начинался и заканчивался каждые полминуты. Недосушенные палатки пришлось срочно ставить и прятать вещи.

Марина от ужина отказалась и ушла спать, сославшись на усталость, а мы вчетвером готовили еду и пили чай, стоя у костра в обтекающих дождевиках, в уже собравшихся под ногами лужах. В отличие от первых двух ночевок, нам было очень весело, оживился разговор. Чувствовалась просто какая-то эйфория. Наташа от лица женской части коллектива попросила нас на Птицу не ходить, а тронуться в обратный путь на следующий день после обеда, т.к. девушки боялись за двое суток не дойти до Котельников и опоздать на корабль. Мы с Ромой подумали, что при такой неустойчивой погоде идти на Птицу всё равно не стоит, и, хоть и с некоторым сожалением, дали согласие, решив до обеда подняться лишь на водопад Большой каскад, который, кстати, громко шумел на расстоянии в километр.

Конечно, в том районе нужна хотя бы неделя, чтобы как следует побродить по окрестностям, особенно, если нужно дожидаться погоды. Но, с другой стороны, ехать в такую даль и за весь отпуск увидеть одну лишь Гитару тоже не хотелось. По-хорошему, нужно было урвать один день у Ольхона, но зимой, когда мы планировали путешествие и договаривались с капитаном, кто ж знал…

27 июля

Никогда раньше не приходилось лепить снежки в июле

Водопад Большой каскад

В 9 утра мы c Ромой двинулись на ту сторону озера, к водопадам. Продолжало моросить, идти пришлось в дождевиках. Решили обходить озеро по самому берегу. Мокрые камни доставили массу неприятностей: лезть по таким на гору было бы опасно. Облака с огромной скоростью влетали в расщелину над Большим каскадом, но, когда мы подошли к озеру Тазик, дождь кончился, и стало ясно, что погода улучшается. На берегу Гитары мы встретили большую группу новосибирцев, которые уже возвращались с Тазика, а выше не ходили. Оказались, что они полностью, день в день повторяют наш маршрут Котельники-Гитара-Котельники, опережая нас на час-два и ночуя чуть впереди, и тоже собираются в обед идти обратно.

Тазик со своими двумя водопадами – прекрасное озерцо, удивительно синее, особенно при солнечном свете. Нам повезло, что мы не вышли раньше: пока фотографировали Тазик и любовались им, камни высохли, и можно было легко подняться на Большой каскад. Видимо, Медвежья гора преподала нам хороший урок, подъем показался прогулкой. Вообще, после Медвежьей мне стало казаться, что я способен одолеть любую гору, если будет достаточно воды. Вот уж с чем, а с водой тут было все в порядке!

На Большом каскаде

На самом верху каскада устроили фотосессию на краю обрыва. Место, конечно, шикарное, прямо-таки страна тысячи ручьев. Из каждой расщелины бежит ручеек или водопадик. Снег, вода, цветы, горы, камень, облака… На Гитаре рододендроны уже отцвели, а здесь еще нет.

Озеро Проточное
Еще водопад

Дошли до озера Проточного, поднялись на следующий водопад, пофотографировали, я покатался на пятой точке по леднику, что весьма забавно, особенно учитывая его рельеф в виде крупной ряби.

И всё, дальше не пошли, чтобы часа в 3 выдвинуться с Гитары. Даже Изумрудного озера не увидели. А погода, в принципе, позволяла идти на Птицу, облака поднялись, и иногда появлялись кусочки синего неба, хотя вершина была полностью скрыта от наших взоров. Возвращались со смешанным чувством: вроде бы посмотрели на красоту, но, с другой стороны, наоборот, почти ничего не увидели, и было немного печально. Ведь такой путь проделал ради этого, шутка ли, 5 дней пешком, и 7.5 дней в поезде (туда-обратно, естественно). И всего 6 часов дневного времени провели на Гитаре! Далеко не только ради этого ехали, конечно, но все же Птица была одной из основных целей. Тем более, что обратно идти оказалось намного легче, и за два следующих дня мы бы запросто дошли до Котельников, т. е. этот день как раз можно было посвятить восхождению. Что ж, на ошибках, говорят, учатся, в следующий раз будем тщательнее планировать маршрут.

Впрочем, хватит о грустном, сейчас я с удовольствием вспоминаю о лишениях, которые мы терпели из-за сырости, о красивейших синих цветах, ручьях, водопадах и о приключениях, выпавших на нашу долю в этом походе.

оз. Тазик
Гитара и Тазик
Гитара

Водичка в оз. Гитара
Лужайка на оз. Гитара
Прощание с Гитарой

Ручей Водопадный

Непокоренная Птица

Когда мы уже шли по берегу Гитары, сзади раздался сильный грохот. Первое мгновение я был уверен, что это удар грома, но, обернувшись, увидел шикарный обвал. Глыба весом, наверное, не меньше тонны (ну, по крайней мере, с расстояния 150-200 метров хорошо была видна ее форма) сорвалась над водопадом Нитка и понеслась вниз, увлекая за собой камни поменьше. Подпрыгнув, очередной раз ударившись в середине падения о скалу и попав прямо в водопад, глыба как бы вышибла из горы здоровенный столб воды. Судя по направлению движения обвала, махина должна была упасть в озеро Тазик, который, к сожалению, уже был скрыт от нас пригорком. Задержись мы у Тазика еще немного, увидели бы самый грандиозный в своей жизни бултых, если бы только не зашибло каким-нибудь отлетевшим в сторону камнем.

К 19 часам мы были на Водопадном ручье. Вся стоянка была занята, мы едва нашли место для двух наших палаток. Там расположились на ночевку аж 7 групп! Сначала думали пойти дальше, потом решили, что спешить нам особо некуда, тем более можно засветло побриться, помыться и постираться. До сих пор такой возможности не было, все время шли до темноты. Вещи я стирал, привязав их к веткам прибрежных кустов и предоставив им возможность пару часов полоскаться в Куркуле.

28 июля

Сквозь стланик
Имея приличную “крейсерскую” скорость ходьбы, я предпочитаю уйти вперед и ждать тех, кто ходит медленнее. Шагать сзади не люблю, т. к. утыкаюсь в спину впереди идущему, и раздвигаемые им ветки хлещут по лицу. Вот и в этот день, убежав вперед и ожидая остальных, я понял, что жду дольше, чем иду, т. е. наша средняя скорость сильно снизилась. Оказалось, Марина плохо себя почувствовала и еле-еле передвигала ноги. Мы приняли волевое решение и расформировали ее рюкзак. Я взял одежду, Рома – фотоаппарат, спальник и маленький рюкзачок с ценными вещами, деньгами, документами, Женя – еще чего-то по мелочи. Когда Марина осталась с абсолютно пустым рюкзаком, Рома не удержался: “Ладно, Марин, приятно было иметь с тобой дело, но с таким ходом на корабль ты не успеешь. Так что извини. Может когда-нибудь в Москве увидимся. Удачи!”

Жесткая шутка была понята позитивно. Посмеялись, в том числе и Марина. Девушки ушли вперед, а мы втроем остались есть голубику, которая именно в этом месте полностью созрела. По пути с удовольствием ели также незрелую смородину, бруснику и горьковатую жимолость. Наверное, не хватало растительной пищи.

Минут 10-15 поев ягоды, мы бросились вдогонку, и с удовлетворением подумали, что разгрузка рюкзака помогла: девушек догнали не меньше, чем через полчаса, и в дальнейшем они особо сильно не отставали. Когда мы переправились через Пешеходный ручей, они шли в сотне метров позади. Сняв рюкзаки, остановились отдохнуть, и крайне удивились тому, что через 10 минут их все еще не было. Решили, что они тоже остановились на привал, немного не дойдя до нас. Когда ждать надоело, Женя пошел искать туда, где последний раз их видел, но никого не нашел. Шум реки не дает ни малейшего шанса докричаться друг до друга, если кто-то потерялся. Потом пошли искать мы с Ромой и прошли еще дальше, чем Женя, и опять безрезультатно. В голову начали лезть нехорошие мысли. Вроде и заблудиться там негде: тропинка идет как бы в узком коридоре между рекой и подножием горы. Идя обратно, искали место, где можно было куда-то свернуть, и, наконец, нашли. Перед самым устьем Пешеходного ручья, буквально в тридцати метрах, тропа раздваивается. Левая тропка плавно поворачивает и уходит вверх по Пешеходному, причем реки и переправы через ручей с этого места не видно из-за леса. Наши девицы минут двадцать шли по ней, не обращая внимания на то, что спуск сменился крутым подъемом, а река вдруг потекла в другую сторону. Ходить туда за ними, слава богу, не пришлось. Пока мы искали их на берегу Куркулы, они вернулись сами. Потеряли около часа, но были очень рады их благополучному возвращению. Впрочем, мы никуда не опаздывали, у нас еще был целый день в запасе.

Было бы гораздо хуже, если бы мы не успели их догнать до Пешеходного ручья. Допустим, девушки свернули на Пешеходный, а мы, перейдя ручей, продолжали бы “догонять” их по Куркуле, всё увеличивая темп, и разбежались бы на несколько километров. К тому моменту вечерело, и у них не было палатки, а спальник был один на двоих.

Найдя остатки зимовья, которое, кстати, обозначено на старой карте-пятисотметровке, остановились на ночлег. Вечерний рацион удалось разнообразить десятком подосиновиков, которые нашли по пути.

29 июля

Угодья Виктора Петровича
Без всяких приключений к обеду добрались до Котельников. Лагерь разбили прямо на полянке у горячей ванны, где расслабленно купались и загорали. Кроме нас, там было еще много народу, но все они жили где-то за лесом, только приходили группами на водные процедуры.

Там нам довелось познакомиться с Кузнецовым Виктором Петровичем, байкаловедом, охотником, исследователем, соавтором фильмов о Байкале, судостроителем, проводником и т. д., который сошел на берег с катера “Отважный” в меховой шапке из росомахи. Он одарил нас замечательными деликатесами: макаронами-рожками, майонезом, кетчупом, банкой сайры и тремя буханками серого хлеба, который северобайкальцы называют булками. Наш набор продуктов был очень прост: овсянка, рис, гречка, тушенка, сухие супы (после которых невозможно отмыть котелок), арахис, сухофрукты и шоколад, и к тому моменту почти всё кончилось, даже на ужин не хватало, так что мы были весьма благодарны. Кроме того, Кузнецов “отчитал” нас за то, что мы совершили “попсовый” поход на Гитару, в то время как должны были, по его мнению, идти как минимум в глубины Баргузинского заповедника. Заодно мы должны были зайти в его угодья в бассейне реки Илокалуй, границы которых он изобразил на нашей карте. Далась, мол, вам эта Гитара, где всё исхожено вдоль и поперек, а на восточной стороне такие красоты, и почти никто не посещает. Он и там зимовье срубил, и сям, а здесь баньку, и минеральные источники никому не известные обнаружил, и олени чуть ли не ручные ходят (он говорил, если не ошибаюсь, о девяти головах), а всё приходится одних иностранцев да журналистов водить.

И я с ним полностью согласен, я даже ничуть не сомневаюсь, что в будущем совершу путешествия и в подобные районы, но только не в случае с нашей группой, где половина состава впервые в жизни надела на спину рюкзак.

Уже позже, сканируя карту, я подумал, что место действительно должно быть замечательное. Долину реки окружают серьезные вершины, вокруг множество озер, сравнимых по размеру с Гитарой. Красота, короче. Точками Кузнецов отметил якобы построенные им зимовья, пунктиром — маршрут, по которому он заходит в долину. Прямо даже побывать захотелось.

Попрощавшись с Виктором Петровичем и другими пассажирами “Отважного”, мы буквально разорвали на части две подаренные буханки и с удовольствием слопали их, приправив майонезом, а после этого еще приготовили макароны с тушенкой. В общем, попировали. Девушки устроили помывку головы и капитальную стирку, при помощи котелка поливая белье и друг друга водой из горячей ванны.


Далее (КРУИЗ)


Татьяна ОдинцоваДобрый день, спасибо за ваш замечательный отчет. У меня вопрос практического свойства: как в этих краях (вокруг озера Гитара) работает мобильная связь. Есть ли вообще возможность связи? Заранее спасибо.
31.07.2010, 18:12:58 |
Александр КозубВ прошлом году там были- связи не было на 100%
01.08.2010, 05:28:36 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную