30 июля

Утром мы немного волновались, т. к. вещи были собраны, а наш корабль не приходил, хотя было уже 9.40, и при такой погоде, казалось бы, он должен быть виден издалека. Но Виктор Стефанович не подвел, ровно в 10.00 бросив швартовочный канат на причал санатория.

Идем от Котельников на юг

Безымянная речка

Идущий по воде

Пройдя мысы Болсодей и Мужинай, причалили в устье какой-то безымянной речки в губе Большая коса, чтобы порыбачить. Поставили катер так, что заброшенная снасть уплывала по течению. Оставалось только стравливать леску. Капитан с помощником Сашей ловили с кормы, мы по очереди с борта. Снасть представляла собой чуть ли не бельевую леску, огромный поплавок, десяток грузил размером с горошину, и маленький крючок с искусственной мушкой, которая, похоже, почти никогда не меняется.
Турпан

Такой рыбалки мне видеть не приходилось! Редкий заброс оставался без поклевки, правда сходила рыба тоже частенько. Просто какой-то невероятный жор, поплавок мгновенно исчезал под водой. Ловился хариус, размером частенько более 30 см. За полчаса на 3 удочки мы наловили рыбы, которую всемером ели 2 дня. А через несколько дней, вблизи Хобоя на Ольхоне, я был свидетелем того, как пять человек ловили с катера из-под винта и вытаскивали одну рыбку в несколько минут, размером с ладонь.

Мы варили уху, жарили на сковородке и на костре, а эвенок Саша приготовил блюдо из сырой рыбы, которое назвал “хе”. В принципе, примерно то же самое на Ольхоне в кафе предлагалось под названием “загудай”. Филе хариуса (ну или другой свежей рыбы) мешается с тертым чесноком, репчатым луком и зеленью, солится и перчится по вкусу. Потом туда же выжимается сок лимона и перемешивается. Всё, можно подавать на стол. Это одно из лучших рыбных блюд, которые мне доводилось пробовать.

Жаль, не все ольхонские заведения общественного питания придерживаются этого нехитрого рецепта, пренебрегая чесноком и, главное, лимоном. В лучшем случае они просто кладут дольку лимона на тарелку. Впрочем, как говорится, на вкус и цвет…

После рыбалки прогулялись по берегу. Проломился немного вверх по речке, но быстро вернулся, ничего интересного не обнаружив. Зато в сотне метров от катера нашли на берегу турпана. К сожалению, будучи с перебитым крылом, он был явно при смерти, видимо, от голода. Мы долго не могли понять, жива ли птица вообще, пока она несколько раз не моргнула. Даже пошевелиться не могла, только вроде бы в какой-то момент чуть повернула голову.

В губе Большая коса
Подготовка к вечерним посиделкам — несем лавочку
Скоро будет уха

Первую ночь на катере решили провести в губа Малая коса. Причалив, капитан посоветовал нам пройти по тропинке километр по берегу и триста метров вглубь леса к небольшому озеру. Озеро было, скажем так, среднестатистическое, зато по пути к нему спугнули оленя. Идя впереди, я увидел его метров с тридцати. Он рванул через кусты, как ветер, но за пару-тройку секунд я все же успел кое-что разглядеть. Олень был небольшой, метра полтора длиной, коричневый, без рогов. Судя по цвету, это изюбр, а судя по отсутствию рогов и небольшому размеру, детеныш или самка.

Вечером, у костерка, под ушицу, мы изрядно набрались. Собравшись спать, я сумел зайти на борт лишь со второго раза, первый раз упав с трапа в воду. В своё оправдание могу лишь сказать, что трап был без поручня и сильно пружинил.

31 июля

Устье р. Ледяная

Утром мы уже подошли к кордону Елохин Байкало-Ленского заповедника. Погода была отвратительная: туман, дождь, низкая облачность. Сзади догоняла метровая волна, ветра почти не было. На кордоне капитан пообщался с егерем, и мы пошли дальше.

Тут я хочу попросить прощения у администрации заповедника, т. к. через полчаса мы высадились в устье реки Ледяной. Впрочем, думаю, что не нарушили хрупкую природную экосистему, поскольку только полазили по прибрежным камням, не помяв ни одной травинки, да и пробыли там минут десять.

Впадая в Байкал пологим водопадиком, речка, видимо, не имеет ни метра равнинного течения. Жаль, погода опять подвела: в этих местах Байкальский хребет подходит вплотную к воде, но мы из-за низкой облачности почти ничего не увидели.

На кордоне между Елохиным и Заворотной

Потом причалили еще к одному кордону, но егеря там не было, зато нас встретили две собаки, которым мы скормили целую буханку хлеба.

Едва отойдя от кордона, заметили в воде, метрах в пятидесяти, темный объект, который тут же нырнул и оказался нерпой. Вынырнула недалеко, и мы увидели, что она в сети, да к тому же детеныш. Впрочем, сеть не мешала ей преодолевать под водой значительные расстояния. После нескольких минут безуспешной погони на катере Саша сбросил за борт резиновую лодку и пошел на веслах, чтобы не пугать животное шумом двигателя. Гонялся он за нерпой очень долго, в итоге она, видимо, обессилела и в какой-то момент не нырнула. Саша передал её нам на катер, держа в сетке, как в советской авоське из-под картошки. Виктор Стефанович аж присвистнул, увидев сеть: “Такие короткие сети местные ставят в апреле-мае, в отдушины на льду, специально на нерпу. Значит, она эту сеть утащила и уже не меньше трёх месяцев в ней живет, вон, сгорбилась вся. Это же детеныш, он активно растет”. Судя по тому, как нерпа пыталась от нас уйти, не удивительно, что и ловить рыбу она была в состоянии, добывая себе пропитание. Шкура на шее была прорезана сетью до мяса. Это ж надо ловить и убивать таких лапочек, глядя в их бездонные темные глаза, огромные, как у лошади, в которых отражается безжалостная действительность! Взяв животину на руки, чтобы сфотографироваться, я ощутил сырое тепло и быстрые удары сердца. Рыбу малыш есть не стал, и, срезав сеть, пришлось выпустить его голодным :). Поплыл весьма бодренько, быстро уйдя в глубину.

Нерпёнок
Я с нерпёнком
Плыви!

Этот замечательный эпизод был одним из самых запоминающихся в нашем путешествии. Нам посчастливилось увидеть и подержать на руках живую дикую нерпу, да еще и спасти от неминуемой смерти. Надеюсь, он поправился и сейчас жив-здоров. Уж если действительно жил в сети, думаю, проживет и без неё.

Следующая остановка была у нас в бухте Заворотной. На причале нас встретили несколько мужичков, пребывающих в различных стадиях алкогольного опьянения. Решили узнать, не поделятся ли они (разумеется, за соответствующую плату) частью горячительных напитков. Они ответили, что спиртного у них нет, но скоро пойдет Комета, на которую нужно забросить некоего Пушкина, и с которой нужно забрать кого-то еще. И вот, мол, пока будет происходить стыковка моторки с Кометой, мы сможем сбегать на нее в буфет за пивом.

Выйдя из бухты на полкилометра в открытое море на моторке под управлением Олега, остановились. Комета опаздывала. Увидели её на горизонте почти сразу, но приближалась она крайне медленно. Когда начали проявляться очертания судна, стало ясно, что она не стоит на крыльях, а идет, как обычный корабль. Увидев это, Олег завел мотор и погнал навстречу, из-за чего долго ругался с Пушкиным. Зачем впустую тратить бензин, Олег объяснить не смог, сказав лишь, что так надо и что ему виднее, т. к. он “морской”, а Пушкин — нет.

Комета

К остановившейся Комете мы зашли с кормы, я юркнул внутрь, а Рома остался в лодке. Попросив у других покупателей разрешения отовариться без очереди, я быстренько заказал пива и сигарет. Ожидая товар, я с ужасом услышал, что Комета завелась и начала набирать ход. Сразу представил себя в Северобайкальске, без денег и документов, в шортах и тапках на босу ногу. Через несколько секунд увидел пробегающего по салону на нос человека в форме из команды судна, который наблюдал за высадкой и посадкой. Скоро Комета опять встала, а этот товарищ пришел обратно и начал ругаться: “Устроили здесь клоунаду, а у меня судно неисправно, не знаю, когда в Северобайкальске будем. Магазин нашли, понимаешь ли!” Я извинился и поспешил ретироваться.

Недоразумение произошло следующим образом. Олег, видя, что Пушкин вышел из лодки, а прибывший на Комете сел в нее, ни слова не говоря, завел мотор и дал задний ход. Про меня он или вообще забыл, или решил, что мне тоже нужно в Северобайкальск. Видя такое дело, член команды, заведующий отправкой, подумал, что все, кому надо, пересели, и махнул рукой рулевому. Тот, сидя в кабине, отвернулся и занялся своим прямым делом – управлением судном. Хорошо, что Рома остался в лодке и не пошел со мной в магазин. Он остановил Олега и дал знать, чтобы остановили Комету. На следующий день она должна была идти в Иркутск, но так и не прошла. Видимо, действительно сломалась. Вот и рассчитывай на неё, особенно если планируется пересесть на поезд или самолет.

Тихий вечер
Солонцовые мысы
м. Малый Солонцовый

А волны бегут от винта за кормой...
Под периной облаков
Перевал Солнцепадь
Вечер на м. Покойники

Перегрузив “добычу” на свой катер, решили в Заворотной не задерживаться, а идти на мыс Покойники. Погода наладилась, волна к вечеру стихла. Небо расчистилось, и только Байкальский хребет был укрыт плотной периной облаков, точно повторяющей его рельеф. Привлекла также наше внимание высоченная многоярусная галечная коса Солонцовых мысов.

На кордоне Покойники вошли в заливчик, настолько мелкий, что капитан попросил нас перейти на нос, чтобы приподнять корму и винт. Буквально сразу же пожаловал госинспектор, который был приветлив, но строг, сразу потребовав разрешение. Убедившись в легальности нашего пребывания в заповеднике, он рассказал нам о маршруте на Лену, часик потравил таёжные байки и отчалил на своей лодке.

1 августа

Берег бурых медведей
Здесь мы повернули назад

На кордоне Покойники

Табун лошадей на метеостанции Солнечная

Рассказ госинспектора о походе на Лену заключался в том, что нужно идти от кордона по автомобильной колее, плавно переходящей в тропинку и, в принципе, всё. Единственное, он забыл упомянуть, что автомобильная колея вблизи кордона не одна. Хотя, как говорится, нечего на зеркало пенять, коли… Обе дороги изображены даже на карте-пятикилометровке, которую я как раз с собой и не взял, понадеявшись на рассказ госинспектора.
Вид с перевала Солнцепадь
Мак
Вблизи метеостанции Солнечная мы направились вдоль берега, хотя дорога на перевал уходила в лес. Правда, развилки как таковой мы не заметили, видимо, она теряется на плотной сухой каменистой почве.

Всю дорогу нас сопровождал пес с метеостанции

Дорога по берегу была как раз автомобильная и переходила в тропинку, что полностью соответствовало описанию, поэтому опомнились, только когда перевал Солнцепадь остался если не позади, то сильно слева. Всю дорогу нас сопровождал белый пес с метеостанции. Жаль, он не мог сказать, что мы идем не той дорогой. Вернувшись на метеостанцию, мы выяснили правильный путь, но было уже около двух часов дня.

Всё же на перевал мы пошли. Когда тропинка начала становиться более пологой, решили, что это уже вершина. Но вот вышли из леса на каменистую насыпь и увидели длинную пологую ложбину, а за ней настоящую вершину. Не сказать, что далеко, но еще час до нее, наверное, шли бы. Не успевали, короче говоря, вернуться к тому времени, когда договорились отчаливать. Так что Лену мы не увидели. Тоже было очень обидно, хотя и не так, как по поводу Птицы.

Далее (ОЛЬХОН. ЭПИЛОГ)

Aлександр Софронов

Да, есть такое дело — почему-то все время забывают говорить про дорогу вдоль берега.
Первый раз я тоже "штурмовал" перевал отправившись именно по ней :-)

В этом году вырваться не удалось, но вот вы предоставили возможность словно бы побывать в тех местах.
Станислав, спасибо за отчет!
25.09.2009, 12:27:54 |
Георгий Борисов Очень интересно — спасибо! Про нерпу потрясающий рассказ — здорово, что вам удалось её вызволить из сети!