Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Из лагеря вышли в 09.30. Поздновато. Особенно, если учесть, что по правилам альпинизма, нас на этот маршрут вообще выпускать нельзя. Я — единственный в группе, кто имеет опыт восхождений до 2Б включительно, но участником, а не лидером. А Саня с Димой вообще — круче, чем по 1Б никуда не ходили. Ещё с нами собиралась идти Лена Кириллова, но накануне, когда мы впотьмах шли к будущему базовому лагерю, ей попала ветка в глаз. Ничего особо ужасного не произошло, но глаз слезился и вечером, и наутро. В общем, от восхождения ей пришлось отказаться.


* * *

Примерно в 10.30 были у начала маршрута. Не там, где он начинается по описанию, а возле кулуарчика, что выводит к ближайшим к зоне леса жандармам. Снега ещё совсем мало, лавиноопасность практически нулевая, поэтому вылезать на гребень севернее нет никакого смысла.

Передохнули минут пять и полезли. Шли ходко, плотной группой. Только когда до гребня оставалось не больше четверти пути, чуток приостановились отдышаться. Из-за хребта стала видна Тункинская долина. На небе ни облачка, а там, внизу, всё
затянуто плотным туманом.

Дима щёлкнул открывшийся вид.

- Саня, ты чего, снимать не будешь?

- Да, видок красивый. Потом сниму.

- Потом всё это безобразие поднимется и мы можем вообще больше ничего не увидеть.

- Да, вообще-то, — Саня полез за камерой.

- Покурим? – решил воспользоваться паузой Дима.

- Да уж дойдём до гребня, там и покурим. Заодно и обвязки надо будет надеть.


* * *

Первый жандарм обошли без каких-либо сложностей, затем перелезли через контрфорс и, чтобы не спускаться вниз, не обходить небольшую стенку, решили пройти её лазаньем. Для этого нужно было метров пять прокарабкаться по внутреннему углу, наклонённому градусов на 50, и уйти траверсом влево. В углу имелась удобная трещина. Я запихнул туда френд и пропустил через него верёвку. До этих пор верёвка была не нужна – ехала в рюкзаке лишним грузом.

- Ну что, кто вторым будет?

- Я могу.

- Давай, я буду.

- О, сколько у нас вторых! Давайте уже, определяйтесь сами.

Дима решительно вышел вперёд. Я тем временем развесил на себя железяки, достал расходник.

- Саня, ты грейпвайн вязать умеешь?

- Не знаю. Ты покажи, может и умею, только названия не знаю.

- Если бы я мог показать, то у тебя бы не спрашивал.

- А что за узел-то? Чего им вяжут?

- Петли вяжут. Сейчас попробую.

Я отчикал кусок репа и, к собственному удивлению, с первой же попытки завязал очень даже красивый узелок.

- Надо же, не разучился!

Разучиться я вполне мог. До сего дня вязать мне его приходилось только с целью тренировки. Возле костра или дома. А тут, в реальных условиях и без всякой надежды, что кто-нибудь подскажет как это делается, вязал впервые. Радуясь такому обороту, я расчикрыжил весь расходник на куски и сразу навязал петель разной длины. Получилось четыре штуки и, чтобы не рыться потом в рюкзаке, я нацепил их на себя. Этот завершающий штрих придал моему облику окончательно суровый вид: на правом боку болтается молоток; на левом несколько карабинов с закладухами; на груди, перекинутая через плечо на манер пулемётной ленты, петля с другими железяками – скальными крючьями, френдами, гексами, стопперами; поверх неё ещё несколько петель; на башке каска; в руке ледоруб. Не хватало только кошек и солнцезащитных очков – и то, и другое я, слава богу, позабыл дома. Ещё один-другой снегопад и без них, конечно, не обойтись, но пока, уж повторюсь, снега ещё маловато.

- Ну, давай, Дима, страхуй.

- А как?

- Через восьмёрку умеешь?

- Нет.

- Да ладно, никуда я здесь не улечу, страхуй так. Просто выдавай верёвку понемногу да и всё.

Я решительно полез вверх. Угол прошел больше на руках и на трении, а дальше вылез на узенькую горизонтальную полочку, над которой была куча удобных хапалок. Прошел по ней метров десять и вылез пару метров вверх, к камню, на который удобно наделась петля. Промежуточные точки не ставил. Уж больно всё просто проходилось. Да и в случае срыва, даже без верёвки, далеко бы я не улетел.

- Перила готовы.

- В смысле? Как идти-то?

Действительно, как же идти? Я что-то об этом не подумал. Раньше на все относительно сложные восхождения мы ходили двойкой, и у меня всегда был жумар. То есть меня — я же шел вторым — либо страховали, выбирая верёвку, либо я шел с жумаром. А вот как идти втроём, да ещё когда жумар остался у меня?

- Короче, просто продёрни верёвку в карабин и иди. Только за верёвку не держись, иди сам. Даже если сорвёшься, далеко не улетишь.

- Ладно.

Дима довольно уверенно прошел вслед за мной. Только последние пару метров, когда нужно было лезть вверх, я помог ему, вытягивая на верёвке.

- У тебя ус самостраховки есть?

- Нету.

Я достал из рюкзака фирмовую пецелевскую петлю, завязал на конце восьмёрку и протянул Диме.

- Один конец пристёгивай к себе, а другим вщёлкивайся в петлю.

- Ну что, мне идти? – донеслось от Сани.

- Френд сними и иди.

- Снял. Выбирайте потихоньку.

Я дождался, пока Саня подойдёт к нам и полез, вернее, пошел дальше. Дальше было всё просто. Я забрался в кулуар и, пробивая ступени, просто шел вверх. Снег, к моему удивлению, был очень плотным. Прежде чем ступить, приходилось два-три раза пинануть снежную корку. Прямо как летом, когда много раз растаяв и замёрзнув, он превращается почти что в лёд.

- Вроде всё просто. Я не буду точки организовывать, давайте одновременно идти.

- А куда верёвку?

- Я сейчас ещё немного отойду, а ты завяжи петлю, встегнись и иди следом. Потом так же Саня.

- А какую петлю?

- Да любую. Восьмёрку завяжи.

Дело
пошло как по маслу. Мы в очередной раз вылезли на гребень. Тут же упёрлись в жандарм, который легко обошли справа. А может быть, это только мне было легко. Во всяком случае, Дима иногда просил его подстраховать и сам подстраховывал Саню. Точки мы для этого не делали, хватало камней и просто пологих площадок, на которых можно было устоять, упершись ногой в какую-нибудь неровность.

Ближе к северной башне снежники и короткие скальные обходы сменились на чуть более серьёзное лазанье. Несколько раз даже приходилось организовывать перила. Следом за мной вверх лез Дима на жумаре и потом вытягивал Саню уже на страховке.

Я всё ждал, когда же будет страшно, но страшно не было. С самого начала я придумал отмазку на случай малодушья – дойду до северной башни, а там, если что, можно и вернуться. Такое восхождение уже тянуло бы на 1Б или даже на слабенькую 2А – какое-никакое, а достижение. Но когда мы, наконец, добрались до вершины, я уже гораздо больше стал бояться возвращения по пути подъема. Как известно, вниз лезть сложнее, чем вверх. Конечно, можно спускаться дюльфером, но сколько на это уйдёт времени и где взять такую кучу расходных петель?


* * *

На башне решили пообедать. Тут же Дима уронил крышку от термоса, и она, посверкивая нержавеющими боками, покатилась к обрыву. Мы замерли, провожая её глазами.

- Уф, недалеко улетела. Давай, держи меня, я спущусь, — Диме явно было страшновато лезть вниз.

- Да ладно, я схожу.

Уклон был градусов 45-50, но кулуарчик, в который улетела крышка, просматривался совсем недалеко. Когда из-под моей ноги выскочил камень, напрягся уже я – боялся, что вот сейчас он собьёт крышку-кружку и её уже будет недостать. Камень пролетел мимо. Ещё пара шагов и добыча в моих руках.

- Я тяну, — Дима собрался затягивать меня вверх.

- Не надо меня тянуть, просто выбирай верёвку, а я сам поднимусь.

Горячий чай показался божественным нектаром. Мы смаковали чуть не каждый глоток. Сухофрукты же почему-то восторга не вызвали. На троих мы едва ли съели граммов двести.

- Слушайте, какая всё-таки погода нынче замечательная!

- Да, с погодой нынче повезло.

Повезло, это не то слово. Туман, который давеча устилал всю Тункинскую долину, давно разорвало в клочья. Он растаял, не оставив и следа. Не по-осеннему тёплое солнце приятно ласкало своими лучиками. Мы шли в одних футболках и тонких флисках и ничуть не мёрзли. Видимость вокруг – на сотни километров!

- А что там дальше? – полюбопытствовал Дима.

- Вроде бы ничего страшного, — я уже успел посмотреть на спуск и дальнейший маршрут.

- «Спуск на гребень с двумя жандармами между северной и центральной башнями по снежнику, далее по легким скалам, страховка одновременная. Подъем на центральную башню с попеременной страховкой. Две веревки трудных монолитных скал — ключевой участок. 2 скальных крюка, перила со схватывающим узлом. От северной до центральной башни — 1 час», — Саня читал описаловку.

- Жандармов я не вижу, а снежник есть. Только снега пока ещё совсем мало.

- Гребень что-то простым не кажется.

- Ага, остренький какой-то. Зато подъем что-то не выглядит отсюда таким уж трудным. Расчленённое всё вроде бы, — я подбадривал сам себя.

- Как-то не верится, что всё это за час можно пройти.

- Угу, далековато. Но вроде бы успеваем.

- Сколько сейчас?

- Почти четыре.

- А дальше, после центральной, что? – Дима, в отличие от нас с Сашей, ещё не бывал на Трёхглавой.

- Да там всё просто.

- Ну да, в сравнении с тем, что уже прошли, ничего сложного.

- Что, идём?

- Ещё покурим и пойдём.

Далее (Ключ)


Sergey VОтлично, Женя! Как всегда, читается легко, с удоольствием. Написано очень живо, я бы даже сказал немного с фантазией. У меня от рассказа вечатление, что маршрут прошли запросто. Вот было бы интересно прочитать впечатления Саши, и особенно Димы.
19.10.2009, 20:25:50 |
Евгений РензинСпасибо, Сергей!

 Sergey V: Вот было бы интересно прочитать впечатления Саши, и особенно Димы.

И мне тоже.
А маршрут мне, ей-богу, сложным не показался. То ли у меня опыта прибавилось, то ли снега ещё совсем мало, но 2А на Броненосец, которая, вроде, опять 2Б, мне далась куда как сложней. А 2Б Дружба-Аршан, сложней того и другого, вместе взятых!
19.10.2009, 21:35:16 |
Евгений ТютринДружба-Аршан и правда сложнее. Это 2Б учебная, это не говорит о том что она проще или сложнее, это говорит что она для обучения альпинизму на начальных этапах с ИНСТРУКТОРОМ. А 2А на Броненосец вообще никакая!
20.10.2009, 09:31:23 |
MustaphaДля меня, как обычно, самым сложным в этом маршруте было встать утром рано. В начале пути в меня закрались сомнения, что мы идем на тот гребень, т.к. в описании он выглядит несколько иначе, но Женя своим непоколебимиым авторитетом меня переубедил, и действительно, когда мы выбрались на этот северный гребень оказалось — это он. Ну а дальше почти все как по плану пошло. Особенно мне понравились здоровые камни в ключе, они шевелились. Но других не было. Очень хорошо, что погода была отличная. При таких условиях можно сосредоточится на лазаньи. Естественно солнце садится приходится малость поторопится, чего конечно делать нельзя. На счет двоек, я считаю, что их на данном этапе вполне достаточно. А если хочется троек или выше так можно и на Витязе поковырятся. Когда там все пролезем вот тогда и в горы можно.
20.10.2009, 11:41:37 |
MustaphaИли в составе группы где руководитель и основное кол-во людей уже имеют опыт восхождения на сильные горы.
20.10.2009, 11:43:45 |
Евгений Рензин

 Евгений Тютрин: А 2А на Броненосец вообще никакая!

Наверное, стоит мне повторить это восхождение. Я когда тем маршрутом ходил, у меня в зачёте был только Мунку-Сардык и Аршан по 1Б.

 Mustapha: Для меня, как обычно, самым сложным в этом маршруте было встать утром рано.

Странно, когда в прошлый раз на Трёхглавую ходили (центр), ты первым подскочил. Я думал, что ты легко встаёшь.

 Mustapha: На счет двоек, я считаю, что их на данном этапе вполне достаточно.

Да где их достаточно-то? Нехожеными остались только Бриг, Братчанка и Пирамида. Причём про Братчанку мне говорили, что 3А там лучше, чем 2Б.
20.10.2009, 12:29:51 |
Mustapha

 Евгений Рензин:  Да где их достаточно-то? Нехожеными остались только Бриг, Братчанка и Пирамида. Причём про Братчанку мне говорили, что 3А там лучше, чем 2Б.


Вот и смотри на сколько этих вершин хватит. Я не говорю, что всю жизнь теперь ходить на двойки, но я считаю, что этого опыта недостаточно для троек.
20.10.2009, 13:09:10 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную