Жання Хаярова, Евгений Погребняк

Байкал 2009

Думаешь это просто камни?! Без мыслей и эмоций? А что, если их непростой темперамент, заключен под слоями пород?

Они порой возвышаются над тобой, а солнце, отражаясь на их плоскостях, превращает тебя в ничто, по сравнению с их мощью. Иногда они, как кокетливая леди, прячут свои вешины под невесомым кружевом облаков. Не зная, насколько они непредсказуемы, мы летели к ним по бесконечным рельсам за тысячи километров. Потерянные во времени мы проезжали через каменные туннели БАМа, поражались его далеким строителям. Тому, как они отдавали себя, разбирая горы по песчинке. Север сплачивает, его бескрайние площади делают народ ближе друг к другу. Так, что забыв про бережливость, про свои проблемы эти люди готовы с радостью принять путника, меняя гостеприимство на маленькие миры каждого из нас. Напившись кофе и впечатлений, мы отправляемся в путь, награжденные пожеланиями удачи, которая была в тот момент нам так необходима.

Сибирь. Её природа бывает преподносит нелепые сюрпризы, одним из которых явилась для нас пустыня. Это северное чудо сразу же обожгло наши пятки своим горячим, шершавым языком, забралось в наши ботинки. Её желтые пески складывались в дюны, создавая лабиринт для неопытного путника. А впереди, серой непреступной стеной, высился Кодар, куда лежал наш долгий путь. У каждых ворот непременно найдется стражник, который представал перед нами в лице комаров, пекущего солнца, крутых подъемов и даже в лице диких зверей. Мы заходили в горы, встречая на своем пути странников в лохмотьях. Их лица сочетали в себе усталость и удовлетворение. Тогда я ещё не понимала в полной мере, что же это такое.

Кодар.

Первый день мы видели только тонкую полосу тропинки, слепо доверяя ей, мы шли к цели. Отдых стал для нас пыткой. Цель тяготила. Ноги несли нас дальше, перешагивая холодные, неподкупные горные реки. Боясь сделать неверный шаг, оказаться во власти воды. Дорога пронеслась перед нашими глазами в один момент. Мы оказались перед подъемом к перевалу, уставшие, раскидывая палатку, не зная, что за испытание ждет нас завтра. Горячие лучи второго дня коснулись нашей «крыши», залезли в наш «дом», выгнали нас из теплых спальников, заставляя нас бежать дальше. Долгий подъем к перевалу удивлял нас туристами, живущими в горах, потом, уже на высоте, альпийскими лугами, где открывалась великолепная панорама гор. Отражение облаков на их склонах создавали эффект будто мы под водой, в недрах большого океана. А свет все играл и играл со склонами. И вот мы на вершине 2300 метров, мы на небе, на седьмом небе от счастья. Вдалеке темнота, а впереди пропасть. И мы уже скользим по крутому склону, утопая по колено в камнях. Порыв отчаяния. Не сдаваться, главное не сдаваться. Ещё чуть–чуть, не показывать свой страх друг другу, дабы не испугать его. Бывают моменты, где необходимо сохранить хладнокровие, но как это было сложно в этот раз. Внизу мы уже опустошенные, перевал забрал себе все наши силы и эмоции. Залезть с головой в спальник, забыть этот своеобразный жест гор. Оказалось, они лишь только здороваются с нами. Как мы спугнули медведя, мы узнали только на третий день. Тропинка начинает обманывать нас, то исчезая, то появляясь вновь. В низкой траве мы ещё можем простить ей эту оплошность, но когда начинается полоса диких зарослей, закрывающих небо, тропинка остается нашей единственной надеждой выбраться к свету. И лишь порой перед нами мелькали свежие следы незримых путников. Догнав их, мы удивляемся, слушая историю о спасении их жизни. О том, как они прятались от медведя за ледником, а он беззаботно щипал травку, словно он не дикий хищник, а большой плюшевый мишка. О том как летящие камни из под наших ног испугали зверя.… Весь день мы раздвигали руками смолистые ветви кедрового стланика, перешагивая его распластавшиеся по всей земле стволы и корни. Мышцы немели от усталости, а глаза от постоянного просмотра карты. Выбираясь из джунглей по склону ненадежного курумника, мы находим более менее ровную площадку и падаем на неё без сил. Просыпаемся на кладбище гигантских пауков. Когда-то жестокое солнце подожгло кедровый стланик, видимо проклятый не одним десятком путников. Его ветви сгорели, оставив лишь стволы, напоминающие очертаниями огромные лапы паука. Лежат стволы сеткой по всему склону на камнях, и за целый день перелезая через их стволы, мы прошли всего семь километров, снова рухнув на сооруженную из мха перину, морально готовясь к следующему препятствию. Следующий день дарит нам надежду. Пересохшее русло реки, как глоток свежего воздуха после того кошмара непроглядных зарослей. Нас поражают камни «прыгуны». Частички этих гор, оторванные ветром, оставляют следы своих прыжков на склонах в виде огромных ям, опять показав этим нашу ничтожность. Теряя счет дней, утром мы поднимаемся к следующему перевалу. Он награждает нас божественными видами. Да-да, именно божестенными, ибо только богам подвластна токая высота. Перевал на удивление оказался не сложным, открывшим простор лугов следующей долины. Идти по мягкой, низкой траве мало походило на реальность, после всего пережитого, казалось, препятствия уже преодолены, пока мы не увидели перед собой обрыв. Это был результат многолетней работы талой воды, потоком рухнувшей с вершины. Тяжелые спуски по выступам скал и не менее тяжей подъем по корням деревьев мутил в наших сердцах отчаяние. И это испытание повторялось несколько раз. Но цель для человека тверже камня. Потом был и крутой подъем в долину озер. Какое же долгое ожидание, за каким из холмов мы увидим озера. Два чудесных озера как очи гор смотрящих в небо, наполненные прозрачной, как стекло, водой. И те холмистые луга, окружавшие их, с мягким мхом и высотой, от которой кружилась голова. И мошки, верные стражи этих гор. Если б не случайно взятые с собой накомарники, мы рисковали бы быть съеденными заживо. Но красота озер, окружавшая нас, затмевала все трудности пройденных километров. Следующий день – путь к последней преграде, перевалу Хадатканда. Болотистые реки и мох, тяжелый подъем к перевалу, гроза, заставшая нас на вершине. Как будто кто-то обрезал эту гору, лишил её крутой вершины. Спускаться… «Как мы уже привыкли к крутым спускам». Всё. Казалось бы, все испытания пройдены, горы покорены, но они не отпускают нас, просто так, не попрощавшись. Махать платочком у них получилось здорово. Платочек превратился в каменные складки, постоянные спуски и подъемы. Мы немножко ошиблись дорогой. Эта ошибка стоила нам кучи сил затраченных на подъем, которого можно было бы избежать. Два дня мы выходили из гор по речке Мергели. Сначала по камням на склоне, потом по камням на русле пока, наконец, не увидели железную дорогу. Пройдя немного мы встретили вахтовку, на которой и добрались до железнодорожной станции. До поезда оставалось чуть больше шести часов. И мы спешим окунуться в воды прекрасного озера Леприндо. Мы смотрим друг не друга, первый раз за столько времени оценивая наш внешний вид. Одежда, разодранная в лохмотья дерзкими ветками местной растительности, и кожа под слоем засохшего пота и грязи. Озера были нашим единственным выходом. Спустившись к ним, мы увидели небольшое селение, оказавшееся местной метеостанцией. Мы растворились в чистой и теплой воде, а маленькие рыбки, жители этих озер, лизали наши избитые камнями ноги. Что за чудесный народ живет в этом не менее чудесном месте. Мы познакомились с Сашей и Олесей. В их уютном доме мы и провели оставшиеся часы испробовав местный деликатес во всех его видах. Они рассказывают нам о жизни в этих краях, о том как они круглый год смотрят на небо, каждый день удивляясь его непредсказуемости, о летней рыбалке и о бесконечных ветрах. Недаром же Леприндо это долина ветров. Как миг пролетело время в ожидании поезда.

Те прекрасные озера в горах, пустынные луга, темнеющие на фоне неба вершины, торопливые реки, плодовито разросшиеся растения. Как здесь хорошо было без нас.… Не привыкли горы к ноге человека, не признают и не понимают горы этого, как упрямые мужчины стоят они грудью на пути! Силен ли ты?! Думаешь что горы это просто камни?! Ответ для себя найдет только тот, который стоя на вершине, будет восхищаться тому, как ленивые облака отражаются на суровых склонах.

Слюдянские озера.

Поезд везет нас обратно, на север Байкала, на Слюдянские озера. Где мы на пять дней забываем про всякого рода двигательные упражнения!!! Прилагая огромные усилия, чтоб повернуть свое расслабленное тело на песке. Это место кишит людьми, весьма разношерстной публикой всех возрастов. Среди неё мы встречаем некоторых знакомых. Песни у Байкала под гитару. Только загорающиеся звезды и костер, потрескивающий в такт мелодии. Но наши ноги все ещё помнят ритм постоянного бега. Бежать, бежать дальше, впереди ещё пол мира надо посмотреть. И бегут наши ноги на Ольхон. Хочется добавить огромное спасибо всем тем, кто готовил чудесную еду и развлекал нас в этом лагере.

Ольхон.

Едем до Нижнеангарска, садимся на Комету. Скоротав ночь перед поездкой на катере, в порту, с местным моряком, добродушно пустившим нас на судно. Вечер прошёл не скучно. Было много пельменей. И даже приехал дядя Женя Погребняк! Всю ночь нас убаюкивал Байкал на своих волнах. Утром мы уже летим по этим волнам на Комете, крылатом полукорабле-полусамолете!

Остров Ольхон встречает нас теплым ветром, расчесывающим обожженные травы Ольхонских степей. Стопим автобус, вскоре везущий нас по этим степям в центр острова, деревню Хужир. Малочисленное население её поглядывает на нас щуря и без того узкие бурятские глаза. Байкал, как магнит, притягивает нас к своему берегу. На этот раз окруженный скалами, сложившиеся в причудливые силуэты, как на пример скала Шаманка, считающаяся одной из четырех буддистских святынь мира! Около неё стоят столбы с повязанными на них ленточками – как дар местным богам. Дальше мы двигаемся по песочным пляжам к северу Ольхона. Эти пески оказываются для нас столь заманчивыми, а солнце уже приготовилось зайти за гору на противоположном берегу. Подожди, Солнце, не садись, дай нам посмотреть, как волны смывают следы на песке. Проснувшись на пляже... Нас несет дальше любопытство, желание пересечь этот остров, по пляжам, по редкому хвойному лесу. Мы приземляемся в сказочном месте, на обрыве, спустившись с которого можно оказаться на очередном песочном пляже. Мы кормимся свежей рыбой, выловленной утром и огромными недрами энергии озера. В этой сказке мы живем три дня, но внезапно сломавшийся фотоаппарат перечеркивает часть наших планов, развернув нас на юг. Священное озеро на юге находится на мысе и продувается святыми ветрами. На вершине мыса люди складывают пирамидки, загадывая желания. И вот мы уже покидаем остров на пароме с ребятами из Иркутска, под веселые разговоры, пересекая пролив и бесконечные степи в лучах заката. Марина и Денис довезли нас прямо до Иркутска. Ночью мы вместе путешествуем по городу, пьем мартини на городском пляже, на Ангаре. Днем, купив фотоаппарат Зенит, через газету «Из рук в руки», отправляемся дальше. Останавливаемся на мысе Шаманский, недалеко от Слюдянки. Ночуем. Следующую ночь проводим вблизи станции Буравщина, где делаем баню из палатки на берегу. А горы, как магнит, все тянут и тянут к себе. Следующая наша цель Шумак.

Шумак.

Едем почти до границы с Монголией в поселок Нилова Пустынь. Оттуда нам предстоит пройти сорок километров к источникам Шумак, известным своими целебными свойствами. Дорога оказалась не сложной, если не считать бесконечно падающих капель дождя. Последние километры к Шумаку мы проходили, перешагивая скользкие камни, торчащие из заболоченной тропы. В теплое зимовье нас приняла доброжелательная семья из Иркутска. Почти неделю мы провели в огромном, сказочном срубе из кедра. Три раза в день мы пили воду из источников, главного богатства этих гор. Источники стекались в один ручей, образуя минеральные и грязевые ванны. Среди них была и радоновая ванна, радиоактивный газ которой убивал все ненужные клетки нашего организма. Обратный путь мы проделали за полтора дня, остановившись лишь на перевале, чтоб посмотреть, как огромная дождевая туча выходит из ущелья. Как оказалось позже, мы шли наперегонки с двумя ребятами, но в Нилову Пустынь добираемся весело, шагая уже вместе. Познакомившись, едем с ними в бурятскую деревню, с совершенно несоответствующим ей названием: Жемчуг. Покупавшись в горячей радоновой воде, отправляемся дальше в поселок Аршан, где и ночуем вблизи буддистского дацана. Что мы нарушили все правила, узнаем только утром, заметив огромный щит с такими пунктами как:

- костры не разводить

- палатки не ставить

- на машине не заезжать

- спиртное не употреблять и т.п.!

Немного удивленные, аккуратно сваливаем, дабы не краснеть перед ламой или ещё кем.… Напоследок заехали попить минеральной воды да побродить по местному рынку. Юля и Андрей довезли нас до Иркутска, чему мы безумно были рады.

Перенасыщение впечатлениями гонит нас домой, но рвет на части так полюбившийся нам Байкал. Он манит и зовет к себе, поэтому тут же мы оказываемся в Листвянке. Ночуем на вершине горы, спускающей свои склоны, как кисти рук, прямо в священные воды. Утром, по пути к парому через Ангару к нам присоединяется компания хиппи из Анапы, которых нелегкая занесла на Байкал. Там на берегу Черного моря они растят ганджу и говорят «доброе утро» даже в глубокую ночь. В такой веселой компании мы идем вдоль берега озера по Кругобайкальской железной дороге. По которой в своё время разъезжал сам царь Николай. Пройдя через каменные туннели, мы вновь останавливаемся на берегу, в последний раз погрузившись с головой в воду Байкала, выбегая из раскаленной бани. В ночи останавливаем поезд, рисуя фонарями круги. В следующий миг мы уже в вагоне, ещё не понимая того, что это был последний разговор с Байкалом, мы проносимся по его берегу. А ещё через несколько часов Байкал прощается с нами своей незабываемой манящей синевой.

Wladimir"Утром, по пути к парому через Ангару к нам присоединяется компания хиппи из Анапы, которых нелегкая занесла на Байкал. Там на берегу Черного моря они растят ганджу и говорят «доброе утро» даже в глубокую ночь...".
----------------------------------------------------------------------------
Вот бедолаги,перепутали КБЖД с югом Бурятии
24.11.2009, 00:30:51 |
Евгений ПогребнякЯ Вас не понимаю.... поясни пожалуйста=)
25.11.2009, 02:48:53 |
Евгений Погребняк...или на юге Бурятии много травы?!
25.11.2009, 02:49:47 |
Владимир Никитинзамечательное эссе
живо, эмоционально, на одном дыхании
отличный стиль

Думаешь что горы это просто камни?!
так каков же ответ?
12.12.2009, 06:10:22 |
И. Фефелов

Евгений Погребняк:  ...или на юге Бурятии много травы?!

Хватает, к сожалению. Заброшенных полей, заросших известными сорняками, много, а работы у местных жителей нет...