* * *

Вряд ли это можно назвать безаварийным спортивным походом. Вряд ли, по Константину Суханову, достигнута его цель. Эта мысль заставляет задуматься, а что для меня является целью таких мероприятий, для чего лично я стремлюсь в горы, несмотря на вышеописанное. У меня четкое ощущение, что своей цели в этом походе я все же достиг.

Однозначно, это НЕ желание посетить “шумак” с ”днёвкой на источниках и любованием природой”, медленным продвижением с тяжеленным кулем по хорошо проторенной тропе в компании себе подобных, а также посиделками у костра, песнями под гитару, порчей окружающего леса при помощи топора и молодецкой силушки, загаживанием пластиковым мусором и без того загаженных популярных стоянок на тропе.

Ближе к цели желание увидеть новые места, пройти новые перевалы, сделать хорошие фотографии и описать испытанные новые ощущения, которыми потом поделиться с другими. Может быть… В какой-то мере… Но фотоаппарат я завел только год назад, хотя хожу с 98-го, а места, по которым хожу, трудно назвать новыми для меня. Большинство из пройденных нынче перевалов я уже проходил: W в 2001-м; Цхинвал в 2008-м; БарунБортойский+Лисий хвост не то в 2002-м, не то в 2003-м; Грозный налегке в 2000-м; Бепкан и в ту и в другую сторону в 2001-2003-х.

Еще ближе к цели желание пройти маршрут в быстром или очень быстром темпе, испытать ни с чем не сравнимую радость набранной формы, когда организм работает как часы и любой подъем кажется удовольствием, любое препятствие и расстояние проходится на раз. Когда познаются собственные границы и раздвигаются горизонты, ставятся рекорды и рождаются легенды. Но в скоростных забегах мне навряд ли удастся перещеголять успехи товарищей Суханова и Гибадуллина, а скорость нашего перемещения хотя и впечатляет некоторых, но никак не является основным фактором.

Пожалуй, ближе всего к моей цели следующая формулировка: прохождение в хорошем спортивном темпе малой группой достаточно сложного маршрута, большая часть которого проходит выше границы леса и по малолюдным местам с обязательным посещением некоторых заранее выбранных ключевых мест (в основном, перевалов). При этом важны следующие условия:

• перемещение происходит по заранее продуманному плану, по-возможности, никаких “посмотрим и решим на месте куда идти”, места ночевок достаточно четко зафиксированы, и любое отклонение уменьшает ценность пройденного;

• при себе имеется минимум альпснаряжения (в идеале вообще без него), как в целях облегчения рюкзака и увеличения скорости, так и для того, чтобы проверить и подтвердить для себя довольно скользкую, но, на мой взгляд, верную мысль, что в летнем походе 60-метровые перила, обвязки, спусковины, крючья и прочие причиндалы на перевалах до 2а (а может и выше) — как бы это помягче выразиться... излишни. Достаточно 20 метров 8-мм репика, расходника на две-три спусковых петли и карабина. Часто и это лишнее. Про каски ничего не говорю, это у кого как религия позволяет. При этом накладываются дополнительные условия: прохождение сложных перевалов происходит исключительно по хорошей погоде, с осознанием собственной ответственности и уязвимости, желательно с предварительной разведкой налегке.

Никого не агитирую повторять и проверять. Инцидент на Цхинвале был напрямую связан с потерей мной необходимой внимательности, ответственности и чувства меры — я почувствовал себя суперменом, за что и поплатился, причем весьма умеренно.

Итак, все начинается с планирования: вот оно дословно в той части, что касается маршрута (в скобках указаны дополнительные, и так достаточно очевидные, детали):

• 8 августа, 1 день: заброска (по долине от Тагархая) до Угутэрэ или Мойготы;

• 9 августа, 2 день: (подъем по Мойготе, ночевка на поляне) под W;

• 10 августа, 3 день: (прохождение перевала) W, (спуск на Правую Билюту, подъем по ней выше границы леса) ночевка под Шоколадным;

• 11 августа, 4 день: (перевал) Шоколадный, (перемещение в цирк пика 3231), разведка первопрохода (на Булык);

• 12 августа, 5 день: первопроход (перевала на Булык), Цхинвал (перевал);

• 13 августа, 6 день: (траверс) Барун-Бортойский — Лисий хвост, разведка Ахтунга;

• 14 августа, 7 день: (перевал) Ахтунг, подход под (перевал) Грозный.

Здесь следует остановиться и упомянуть о ключевых этапах маршрута. Первый – это прохождение того куска маршрута “Поперечный”, который мы так лихо обрулили в 2007-м через долину Правого Шумака по двум перевалам сложности 2а. Этот участок держал меня в некотором заинтересованном напряжении уже два года: мне НЕОБХОДИМО было пройти его по моим правилам, то есть без пересечения водораздела между Иркутом и Китоем. Второй ключевой момент – прохождение двух перевалов из репертуара пожилых людей: Ахтунга и Грозного, здесь просто захотелось посмотреть, что их там так впечатлило. Итак, после прохождения Грозного, долгое время вообще ничего особого не планировалось. Но ведь нужно же как-то выйти. В итоге, завершение оказалось запланировано несколько экстравагантно:

Такой длительный выход по Хурай-Хайру был заложен, памятуя об экстремальном выходе по Ганга-Хайру 2004 г. Судя по косвенным данным, Хурай-Хайр может быть орешком покрепче. К сожалению (или счастью), этого на данный момент я так и не знаю, может, кто-то просветит, каково там, в нижнем течении и в долине? Кроме Байконура и Амфитеатра, после Грозного была предусмотрена банальная возможность быстрой эвакуации по Левой Билюте с выходом либо по Зун-, либо по Барун-Хандагаю. Забегая вперед, отмечу, что она и сработала.

Пройденный маршрут: Тагархай — р. Мойгота — пер. Дубль-В, 1а — р. Правая Билюты — пер. Шоколадный, 2а — р. Елоты-Харагун — пер. Необходимый, 2а (первопроход) — пик Альбатрос (3231) — р. Булык — пер. Цхинвал, 2а — р. Хэр — пер Барунбортойский, 1а — пер. Лисий Хвост, 1б — приток Левого Шумака — пер. Ахтунг, 2а — р. Правый Шумак — пер. Грозный, 1б — р. Левая Билюты — р. Правая Билюты — пер. БЕПКАН, 1а — р. Барун-Хандагай — Тагархай — Аршан

Далее (8 августа. Прощание с равниной)

Андрей И.при себе имеется минимум альпснаряжения. Достаточно 20 метров 8-мм репика, расходника на две-три спусковых петли и карабина. Часто и это лишнее.
------------------------------------------------------------------------------
Спасибо за рассказ на кавказскую тему! Имелся ли у вас этот минимум, если да, то использовался ли он на 2а? :)
18.03.2010, 15:01:31 |
Олег ЗубковСобственно здесь я и перечислил все что у нас было из снаряжения. Этого вполне достаточно для прохождения 10-метровых стенок, большинство же 2а (в Саянах) больших локальных препятствий не имеют, другое дело, что их может быть несколько на перевал. В данном походе веревка была использована один раз при прохождении Необходимого (обход расклиненных глыб по стенке), а именно для вытягивания рюкзаков.
18.03.2010, 15:53:21 |
Андрей И.

Олег Зубков:  Собственно здесь я и перечислил все что у нас было из снаряжения. Этого вполне достаточно для прохождения 10-метровых стенок, большинство же 2а (в Саянах) больших локальных препятствий не имеют, другое дело, что их может быть несколько на перевал. В данном походе веревка была использована один раз при прохождении Необходимого (обход расклиненных глыб по стенке), а именно для вытягивания рюкзаков.

______________________________________________________________________
Спасибо за ответ!
18.03.2010, 15:59:26 |
Андрей И.Однозначно, это НЕ желание посетить “шумак” с ”днёвкой на источниках и любованием природой”,
_______________________________________________________________
Это желание(Не желание) вполне понятно!:). Это как побывать в Москве и не иметь желания посетить самые посещаемые места...%) (это я про себя).