Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

…Ты просыпаешься в аэропорту Сиэтла, Сан-Франциско, Лос-
Анджелеса. Ты просыпаешься в О’Хара, Далласе или Вашингтоне.
Если можно проснуться в таком месте, где идет другой отсчет
времени, нельзя ли проснуться другим человеком?..

(из к/ф “Бойцовский клуб”)


Под кедрами сухо

Траве все нипочем

17 августа. Просыпаемся в 8 часов – хлопьями валит густой снег, поляна на глазах превращается в сугроб. Полное ощущение, что окружающим цветам и прочим лопухам пришла окончательная хана.

Просыпаемся в 10 часов – снег прекратился и на просвечивающем сквозь прорехи в облаках солнце начал таять. Под каждым кедром нетронутые круглые сухие полянки: от снега без ветра кедры защищают еще лучше, чем от дождя.

Просыпаемся в 11 часов, солнце дотапливает остатки снежного покрова на поляне, трава, как пружина, освобождается из-под снега и явно довольна утренней зарядке. Зима покинула нас.

Далеко зиме не убежать

Нехотя сворачиваемся и уходим вверх. Далеко зиме не убежать, буквально через десять минут мы снова идем по щиколотку в снегу. По руслу и валунам проходим довольно длинный участок до основного цирка. Тут останавливаюсь и фотографирую замечательные сугробы над зарослями багульника — впечатляющий контраст времен года в течение всего лишь часа передвижения. В Саянах все рядом, все по-домашнему, и зима и лето. Выглянувшее солнце добавляет летней зиме нестерпимого блеска, хоть очки-консервы надевай. Но довольно лирики, нужно решать куда идти — БЕПКАН или Снежный. Поднимаемся по пологим плитам к верхнему озеру и окидываем взглядом диспозицию. Снежный и ниже, и выводит в долину Барун-Хандагая без лишних крюков. Не знаю, каково было бы там на спуске, но если бы я знал, как напряженно спускаться по свежему снегу с БЕПКАНА, то выбрал бы без раздумий Снежный (такой вот парадокс). Но с этой стороны, Снежный все-таки какая-никакая 1б, а БЕПКАН — 1а, в данных погодных условиях это, а так же принятое ранее, еще под Грозным, решение сыграло главную роль, мы идем БЕПКАН.

Панорама "Маленькая, но солнечная зима"
Снег и камни
Хоть очки-консервы надевай
Панорама "Озеро под Бепканом"

Идем Бепкан

Скалы облеплены снегом

Не очень приятный, особенно в верхней части перевал. Там нужно уходить в невидимый снизу крутой воронкообразный кулуар, где очень часто сыплет (сам видел, как из-под Константина Киселева в этом кулуаре на спуске ушел двухметровый каменюг, казавшийся вполне надежным). В тумане аккуратно выгребаю наверх и обнаруживаю, что вылез на перемычку метров на двадцать выше тура, нужно было уходить правее. Это все проделки тумана или, в данных условиях, лучше сказать – низкой облачности. Через некоторое время появляется смутный силуэт моего брата – он идет по моим следам и повторяет мой маневр.

Далее самое интересное – спуск. Туман стирает последние очертания рельефа, не заглаженные еще снегом. Иду по собственным дырявым воспоминаниям семилетней давности, помню лишь, что перед выходом на БЕПКАН со стороны Баруна порядочно заморененный и даже зачемоданенный склон. Передвигаюсь хитрыми загогулинами и дугами, делаю вид, что обходу сложный рельеф. В связи с этим успешно добиваюсь поставленной цели – оказываюсь в самой середине чемоданника. Некоторое время приходится скребстись на четырех конечностях по могучим чемоданам, скользко, мокро, и руки дубеют (почему-то в августе не додумался взять варежек, обхожусь нитяными китайскими перчатками). Наконец, под снегом появляется зеленка, полого скатывающаяся влево вниз. Вперед, там, в русле нас ждут новые приключения.

Сергей: "Уточню, что с этой стороны все было прямо-таки сплошь завалено снегом, даже камней не видно, соответственно, в тумане не осталось почти никаких деталей, пригодных для локальной ориентации в пространстве. Только чувство гравитации :) Хорошо, что там пологий склон, можно было и в таких условиях по нему двигаться."

Никаких прыжков и джигитизма, прекрасно помню, как кое-кто здесь и ногу поломал. Постепенно до меня доходит самый надежный метод передвижения без использования рук – нужно ставить ногу не на плоскость, не на грань или угол, нужно ставить ногу только в стыки между соприкасающимися камнями. Иногда она может и застрять, но этот секретно-полишинельный метод позволяет передвигаться без особых падений и, практически без рук даже по обледеневшим (извиняюсь за выражение) чемоданам, коими наш спуск оборудован с избытком. Так мыкаемся среди холодных бездушных камней минут сорок (никогда бы раньше не подумал, что такое возможно). Наконец туман, камни и сплошной снег потихоньку рассеиваются.
Вечер на Баруне

Дальше довольно долго движемся по верхним тундровым зарослям и альпийским лугам, покрытым фрагментарным снежком. Хочется спуститься пониже, где этого (…вырезано цензурой…) снега нет вообще.
Павшая цитадель
Сумерки. Туман

Наконец, в районе фанерного домика на левом берегу Барун-Хандагая обнаруживаю приемлемую полянку (в лес идти не охота). Перепрыгиваем туда по забавным плоским и слегка выдающимся из воды каменным островкам, прямо как в старинной компьютерной игре. Рыжие спины этих камней странным образом гармонируют с окружающей зеленкой и вновь появившимся туманом, возвращая ощущение сказки. Особый штрих к этому добавляет уже упоминавшийся мной ранее мегалит, покинутой долговременной огневой точкой утвердившийся на противоположном берегу. Много лет он сдерживал натиск противника, потом в него попала тысячекилограммовая кумулятивная авиабомба, и цитадель пала. После этого татаро-монгольские орды прорвались в долину, круша и насилуя все на своем пути.

В общем, пора баиньки.

Далее (18 августа. Прощание с горами)


Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную