... не ходите дети в Тагархай гулять ...

Бимба Тагархайский

8 августа. Водитель часовой маршрутки “Иркутск-Аршан” был неумолим: ни за какие деньги он не подбросит нас до Тагархая, у него обратный рейс. Выгружаемся на стрелке к Тагархаю, здесь намного больше шансов поймать попутку хотя бы на два-три километра, что сейчас было бы весьма кстати, учитывая предстоящий двадцатикилометровый марш-бросок по долине к руслу Мойготы. Сейчас начало шестого, и к полдесятому желательно быть на Угутэрэ или Мойготе.

Чешем по асфальту, пытаемся остановить редкие попутные машины. Такое ощущение, что буряты на авто нас боятся: даже увеличивают скорость. Вот уже и крайние дома Тагархая показались. Но какая-то типа Caldina вдруг остановилась. Внутри три больших бурята и один маленький. Водитель готов подбросить до противоположной околицы, но это не его машина и как там загрузить кули, он не знает. Сами открываем багажник, опускаем третий ряд кресел, спихиваем кули, пацан садится на колени к переднему, мы трамбуемся на задние сиденья, поехали. В пути знакомимся, братаемся, водителя зовут Леонид, и он производит очень культурное впечатление, видно, что население Тагархая очень выросло над собой за последние десять лет. На околице от избытка чувств ссужаю Леониду 120 рублей мелочью, надеюсь, что эти деньги пошли на добрые и умные книги. Дальше идем пехом.

Одна важная деталь: примерно в этот момент произошел крупный погодный сдвиг в хорошую сторону, солнце разогнало облака, которые грозились дождем час назад, и на четыре с половиной дня установилась очень жаркая погода. Судя по многим данным, до этого Саяны неделю просто заливало. Как следствие, на привычном пути по покосам от Бугатая до Зун-Хандагая появилось два новых поперечных водных потока, оба пришлось бродить. И если дальний по ходу поток через десять дней уже высох, то ближний только слегка уменьшился, став, скорее всего, постоянным.

Где-то между этими новыми потоками я, при подъеме своего куля, наступил на пряжку поясника, и она отлетела к свиньям навсегда. Весь дальнейший поход я то и дело завязывал поясник узлом и мысленно щелкал хвостом.

Вот нас снова нагнал Леонид, на этот раз на Ниве, помахал, как старым знакомым, и уехал налево, в сторону озер-болот. Наверно, на рыбалку. Перекусываем домашним пловом на Зуне, бродим основной его рукав. Далее за час проходим перегон Зун — Барун, бродим Барун и еще за час преодолеваем перегон Барун — Угутэрэ. По бревну перелазим неспокойную реку и останавливаемся. Время примерно полдесятого, скоро стемнеет, а нам нужно еще встать, приготовить ужин. В общем, ночуем здесь на какой-то намытой песчаной площадке.

Далее (9 августа. Мойгота, лето)