… Если гаубица бьет по параболе, то, положив ее на бок, можно
выстрелить за угол...

(из артиллерийского юмора)

Солнце светит в палатку

11 августа. В семь утра — момент нашего подъема — солнце уже насквозь прошивает палатку. Люблю такие места, где восход солнца не загорожен высокими стенами. Но они (такие места) попадаются редко: в прошлогоднем походе одно – на нижнем озере в истоках Левой Билюты, в этом – так же одно. По всей видимости, день предстоит жаркий, и в прямом, и в переносном смыслах. У нас по плану первая 2а – перевал Шоколадный.

Верховья Билюты (панорама)

Если судить по фото с сайта, сделанному “в лоб” с перевала Байконур, к скальной части нашего перевала нужно добираться по “практически вертикальным” сыпухе и снежнику. В реальности, сыпуха оказалась не более тридцати градусов, а снежник к середине августа большей частью растаял. На подходах мы оставили слева стену перевала Иркутянин, затем слева же одно из верхнебилютских озер, находящееся непосредственно под пиком Старкова, и вот — начало нашей сыпухи. Сначала прямо и полого, затем налево и чуть менее полого, но все мирно, без подвигов. Между двумя снежниками подхожу к началу скальной части (небольшому гребешку, из-за которого верхней части не видно, нужна разведка). Сергей слегка отстал при подъеме по сыпухе, поэтому, не дожидаясь его, оставляю рюкзак на последнем большом валуне и налегке ухожу вверх. Если бы я был тогда умным, то оставил бы рюкзак ПОД валуном.

Однозначного пути не просматривается, но вроде особых сложностей нет и пролезть можно много где. Для того чтобы попасть в левый от гребешка кулуарчик, нужно пройти по снегу, а мне этого сейчас делать не охота. Лезу по гребню прямо вверх, поглядываю влево…

;) ;) ;)

Стрельникова — Иркутянин
Перевал Шоколадный
Перевал 25 Партсъезда
Перевал Тринадцати

Под валуном притаился Сергей

…Никаких особых сложностей при подъеме по гребешку я не обнаружил, но его солидная крутизна, и особенно — наличие на склоне живых и очень метких камней — побудило спуститься по другому пути. Поднявшись на самый верх гребешка, и обнаружив, что дальше просто пешком по наклонной сыпухе метров пятьдесят, поворачиваюсь и начинаю спуск. Пробую пройти по уже упоминавшемуся водопадному ручейку, орографически слева от которого и находится мой гребешок. Здесь, во всяком случае, больше “материковых плит” и меньше живого. Что-то вроде трех водопадиков, метров по пять-семь, средний довольно неприятен для спуска, но потом я поднялся по нему с кулем, даже не почесавшись. В конце спуска попадаю в ту самую бобслейную трассу, здесь скользко, лежат упавшие сверху камни, в общем, как-то неуютно. Максимально быстро ухожу влево по снежнику, почти по следам пропрыгавших здесь чуть раньше метких камней. На валуне вместо моего рюкзака лежит порядочный каменюг, под валуном притаился Сергей со своим кулем, а мой рюкзак сиротливо валяется ниже по склону. Оглядываю его и вижу, что все неплохо: дыра, конечно, есть, но лишь в верхней части куля и, частично, в верхнем клапане. В том месте, куда попал камень, в рюкзаке лежат две пустые двухлитровые пластиковые бутылки, они отлично самортизировали и свели повреждения к минимуму. Достаю из нижнего кармана рюкзака фотоаппарат и проверяю его функционирование – работает!

Панорама с Шоколадного

Вид на восток

Вид на запад

Амфитеатр

После такой многообещающей разведки сам подъем прошел как-то буднично. Я прошел большей частью по руслу и водопадикам, Сергей облез все по гребешку параллельно и чуть правее меня. Так и вылезли на седловину. Виды отсюда впечатляют. После, разбирая фотографии, обнаруживаю, что отсюда видны: перевалы Зун-Бортойский, Политехников, Цхинвал, неуловимый Амфитеатр, W, как на ладони Байконур и масса других, которые сейчас менее интересны. Из известных пиков можно видеть: Зун-Бортой, обруб 3231, пик 3110 над перевалом София (вроде бы он называется Первомайский), Купол, СОАН и, присмотревшись, самую верхушку пика Стрельникова. Сергей: "Еще хорошо виден наш прошлогодний перевал Медвежий, почти виден наш нынешний перевал Ахтунг, на восток видны почти все вершины водораздела Иркут — Китой, а вдалеке на западе можно разглядеть Ара-Ошей, самую макушку Маттерхорна и, если хорошо-хорошо присмотреться, даже Мунку-Сардык!" Высота Шоколадного по двум замерам GPS 3050 метров, выше указанной в хребтовке. Если посмотреть на фото и учесть, что пик Старкова имеет высоту 3200, то высота Шоколадного явно больше 3000.

В туре пластиковая бутылка, из которой в результате многих попыток и ласковых слов выцарапываю типографский бланк группы из пяти человек. Они в прошлом июле шарахались здесь по вершинам и перевалам в честь 70-летия своего родного Хабаровского края. Никак не могу понять, при чем в походе какие-то даты, денег что-ли под них выделяют?

Левый исток Елоты-Харагуна
Верхняя часть спуска с Шоколадного
Общий вид спуска

Озеро на Елоты-Харагуне

Гребень пика Старкова

Спуск несложный, по расширяющемуся кулуару средней крутизны. Две ступеньки, верхняя проходится просто на пятках, метрах в сорока-пятидесяти ниже – вторая, более интересная. Ушли сначала вправо от нее, затем влево под нее, а потом просто спрыгнули на метр вниз, на сыпуху. Дальше пешком. У первой воды – перекус и, по зеленым моренам перемещаемся вниз по Елоты-Харагуну к озеру, и далее к подножию перевала Рекорд. Этот перевал я уже рассматривал с севера, теперь смотрю на него с юга, один раз мы просто промахнулись мимо него через Травянистый. Если не получится первопроход, придется вернуться и все же пойти на Рекорд. Но как-то не хочется.

Вид назад с озера
Неуловимый Рекорд
Каскад над стрелкой
Туманный

Перевал Пламя (Травянистый)

Цирк пика 3231 (панорама)

Единственный шанс

Траверсируем без сброса стрелку с притоком и уходим выше, в цирк пика 3231, где я наметил пройти первопроход на Булык. Здесь отличные места для стоянки, несколько древнючих, отдельно стоящих на травке глыб и прекрасные виды на перевалы Туманный и Травянистый. Это все, конечно “очень благородно, но как там насчет…” первопрохода? А вот с этим не очень. Пик 3231, в отличие от Булыка, в наш цирк обрывается впечатляющими альпинистскими стенами. Никаких шансов нигде пролезть по ним с нашими чайниковскими возможностями. Раньше, разглядывая фотографии, я надеялся на зеленку в северо-западной части цирка, но отсюда видно, что зря. Единственный шанс – маловразумительный, явно очень крутой, явно с водопадами, полностью закрытый от взгляда кулуар, сразу после которого начинаются стенки пика 3002. Перевал обязан там быть. Утешая себя этой совсем неочевидной мыслью, ухожу на разведку. Сергей остается обустраивать лагерь.

Метров двести подъема по сыпухе я преодолел только благодаря своей немыслимой силе воли и мысли о том, что если я сейчас поверну и не дойду до начала закрытого кулуара, то потом мне такой возможности уже, скорее всего, не представится. А плюнуть на все и повернуть поводы были: чуть выше стало видно, что в низу кулуара, как и ожидалось, водопад, а над ним нависают две громадных расклиненных глыбы метров по семь. Выше их чуть лучше, но тоже круто. Потом кулуар резко поворачивает влево, что там – неясно. Подхожу ближе – водопад “ложится” и оказывается вполне проходимым.
Противоположная сторона Елоты-Харагуна
Вечереет
Глыбы все также нависают, но слева по ходу их можно облезть без куля по трещине в зализанной стенке кулуара. Выше пейзаж весьма пестрый: сначала крутой слежавшийся песок, заканчивающийся метровой песчаной ступенькой, на которой лежат себе спокойненько булыжники, но их лучше не трогать. Как-то пролажу справа почти по стенке. Далее еще несколько раз встречаются висящие непонятно на чем груды камней, если они поедут, будет совсем “не айс”. Есть еще рыжая пологая поверхность метров семи поперек кулуара градусов до шестидесяти крутизной, она проходится по полочкам и щелям на трении. Потом снова черный песок, рыжий сбросик, поворот влево… Крутизна, как и следовало ожидать, не уменьшается до самого седла и в среднем составляет градусов 45. Если бы не было поворота по спирали, вряд ли этот кулуар можно пройти с нашими средствами. Осознание того, что здесь никто еще не проходил, увеличивает мою осмотрительность и осторожность до космических масштабов, теперь я – Мистер Осторожность. В таком состоянии и выползаю на гребень. А тут французы в кислородных масках. Шучу. Просто спуск к Булыку – беговая сыпуха. Тура нет. Довольный собой, греюсь некоторое время на солнышке, а потом ныряю обратно, в мрачный, опасный и непредсказуемый кулуар.

Далее (12 августа. Булык, лето)

Алексей МисюркеевОписание этого первопрохода впечатляет и интригует. Здорово!
17.03.2010, 10:19:05 |
Евгений ВоробьевСмотрится с Елоты-Харагун достаточно неприятно. Да и описание подъема "в неизвестность" впечатляет. Любой первопроход придает силы вдвойне, все остальное на этом фоне-просто меркнет. Жаль, снимков внутри этого экстремального подъема нет. И огромное спасибо за фото "неуловимого" перевала Амфитеатр. Теперь есть, от чего отталкиваться. В 2007г. у нас в планах было взятие этого бастиона, но не получилось. Желание побывать на нем только увеличилось. Молодцы!
17.03.2010, 13:42:39 |
Сергей Зубков

Евгений Воробьев: огромное спасибо за фото "неуловимого" перевала Амфитеатр. Теперь есть, от чего отталкиваться. В 2007г. у нас в планах было взятие этого бастиона, но не получилось. Желание побывать на нем только увеличилось.

Так сами его хотели пройти на выходе, но пока что не судьба :) Он не очень-то хорошо вписывается в маршрут, а выходить в долину в том районе — это тот еще подвиг :)