…Не обращай на меня внимания, я просто ветер. Если хочешь, зови
меня “марсианин”…

Дерек Хартфильд
(Харуки Мураками, "Слушай песню ветра")

13 августа. Ночь выдалась бурная. Часам к двенадцати, когда мы уже спали, над ущельем, прямо над нами, разразилась гроза. Вспышки молний, как стробоскоп, на миг высвечивали палатку и Сергея в спальнике. Я развлекался подсчетом примерного расстояния от молнии до нас. Выходило совсем недалеко: один раз между вспышкой и ударом грома прошло не более трех секунд, то есть молния ударила менее чем в километре, в районе слияния Хэров. Стало как-то не по себе, вспомнилось точное попадание камня в рюкзак, а так же обугленная капсула на Альбатросе. Постепенно вспышки стали реже, удары грома тише. Ливень хлестал всю ночь. Несмотря на все издержки прошлого дня, мы поступили правильно, пройдя на скорости Цхинвал: как показало будущее, следующая возможность пройти этот перевал у нас была бы только 14-го, но тогда Ахтунг мы бы не прошли вовсе.

Подушка под Барун-Бортоем

Утром все затянуто низкими тучами, сильный ветер, морось. Часов до десяти спим, морось прекращается, но ветер остается. Сегодня желательно проскочить связку невнятных перевалов Барун-Бортойского и Лисьего Хвоста. Завтракаем и быстро скатываем лагерь. При таком ветре это не очень-то и просто, любую легкую вещь нужно придавить чем-нибудь тяжелым, иначе унесет. В последний момент, когда мой рюкзак упакован, осталось только приторочить каремат, ветер коварно уносит его у меня из-под ног. Пришлось пробежаться метров тридцать и во вратарском прыжке утихомирить разыгравшуюся вещь.

Неприступный Зун-Бортой

Я так подробно описываю процесс сборов, потому что в этот день описывать больше особо нечего. Собрались, ушли на правый исток, пробежались по ровной булыжной мостовой, выложенной за многие тысячелетия рекой, и стали подниматься по узкому, заваленному глыбами распадку между Хэрским и Барун-Бортойским перевалами. Ушли направо, на подушку под Барун-Бортоем, здесь, при желании можно даже поставить лагерь человек на сто, есть вода, но весьма сурово, особенно когда ветер. Отсюда метров сто по некрутой крупной сыпухе, и мы на перевале Барун-Бортойском, 1а. Можно сходить на саму вершину, но не очень-то и хочется. С другой стороны перевала полого понижающееся каменистое плато, в правой части которого проглядывают рыжие породы перевала Лисий хвост. На всякий случай скажу, что в хорошую погоду здесь есть на что посмотреть, в прошлый раз, когда я здесь был, меня очень позабавил отдельно стоящий на противоположном берегу Шумака почти изолированный от окружающих гребней, замкнутый, как чаша, висячий цирк-исток одного из мелких притоков, впадающий в Шумак чуть выше известного водопада. Тогда, помнится, мы довольно долго наблюдали пролет вертолета через перевал Шумакский и далее вдоль ущелья Шумака на источники, и развлекались вообще. Нынче ветер задувает со всех сторон, чаще всего в лицо, очень мерзко, не до любования люботами и красования красотами.
Панорама Лисьего Хвоста
...Здесь ветер потише...

Быстро проскакиваю плато и, даже не останавливаясь на перемычке Лисьего хвоста, спускаюсь по рыжей щебенке метров на пятьдесят вправо вниз – здесь наконец-то ветер чуть потише. Сергей демонстрирует силу воли и на самом ветродуе, встав чуть повыше перемычки, минут десять фотографирует очередную панораму. Сергей: "А все потому, что на таком холоде у меня тут же закончился заряд аккумулятора, пришлось возвращаться на перемычку, доставать из рюкзака запасной и идти обратно. И пальцы перестали слушаться — настолько пронизывающий был ветер."

Оглядываюсь и я: вот он – Ахтунг. Остальные полдня его взлет стоит у меня перед глазами, и я постоянно прикидываю варианты подъема. Совсем справа, за южной вершинкой, идет пологая сыпуха до верха, но потом нужно подняться на эту вершинку и спуститься по изрезанному гребню на перемычку. Сергей предлагает пройти так, но мне не нравится ни гребень, ни порядочный лишний набор-потеря высоты. Если идти в лоб, то нужно выбирать из трех узких кулуаров-сыпух, начинающихся в высокой осыпной юбке и заканчивающихся стенками и водопадами. Возможностей для маневра предостаточно, но везде есть вероятность заторчать. Мне больше нравится правый (южный), самый высокий кулуар, из него можно подняться на левый по ходу гребешок, по нему чуть вверх и затем в верхнее течение потока, выводящее чуть южнее перемычки. Частично этот вариант не просматривается, и там могут быть сложности, но в принципе все проходимо. Идти по пути первопроходцев-москвичей что-то не хочется.

Сергей: "Кстати, рассматривая потом фотографии, обнаружил, что с Лисьего Хвоста был виден кроме Ахтунга и следующий за ним по плану перевал Грозный."

Спуск с Лисьего хвоста несложный, но с вывертом, нужно уходить все время вправо: там в узкой части Сергей пролез прямо по руслу потока, а я спустился чуть слева по ходу по скале, метров пять несложного лазания. Намечаем место для лагеря, больше всего нравится небольшая площадка-балкон, возвышающаяся метров на пятьдесят над основным озером. Это озеро на схеме Стрелюка похоже на таракана. Ущелье весьма завалено камнями, и наш зеленый балкончик – редкое исключение.

Далее (14 августа. Правый Шумак, осень)