…В реальности все оказалось существенно сложнее: последняя сотня
метров подъема – крутая скальная плита с небольшими травянистыми
полками. Скала прочная, ничего не сыпется, но лазанья много и выбор
пути неочевиден – один раз пришлось довольно сильно возвращаться…

С. Завьялов
("Пеший поход по Тункинским Гольцам 18 июля — 2 августа 2006")

…Преодолев несколько морен, подходим к перевалу Ахтунг (2А).
… Со стороны притока Правого Шумака к перевалу ведёт осыпь,
переходящая в растущую на крутых плитах скользкую от росы
зелёнку. Заканчивается это безобразие стометровым взлётом 60-70°,
с косыми полками внизу. В левой части плита уходит во внутренний
угол…

К. Суханов ("Пожилые люди в Саянах")

14 августа. Я – ахтунговед. Так уж вышло, что два самых мне приглянувшихся отчета о мероприятиях в Саянах в исполнении С. Завьялова и К. Суханова пересекаются именно по данному перевалу. Значит нам туда дорога, значит нам туда дорога… Всю информацию, что касалась данного перевала, я разобрал в указанных отчетах до символа, все фото просмотрел до дыр в мониторе. Оба описания не сулят ничего хорошего ни с той, ни с другой стороны. С востока — пресловутая стометровая плита, с запада — крутая нестабильная осыпь плюс весьма неоднозначный и изрезанный склон. Долго примеряю к местности мысль Константина Суханова: “Смотрим на спуск с Ахтунга. Очень круто, везде скалы, путь неочевиден. Но где осыпь крайне левого кулуара заканчивается сбросом, можно перевалить левее через скальный контрфорс и попасть в приемлемый для спуска кулуар. По крайней мере, такой вариант обещает минимум кульбитов и лабиринтов на склоне.” Когда говорят “право” или “лево”, того и гляди, все перепутается (взять хотя бы историю с перевалами Рекорд и Травянистый), я в таких случаях стараюсь привязать описание к сторонам света. Так и не разобравшись с вышеупомянутым умозаключением, рискую предположить, что имелся в виду приглянувшийся мне южный кулуарчик.
Утро на озере
Перед подъемом
Солнце встает над Лисьим Хвостом

Когда я сказал, что погода испортилась окончательно и надолго, то, как обычно, обманул. Перед окончательным ухудшением выдалось небольшое окно, когда метео стабилизировалось. Это окно оказалось как нельзя кстати. Оно — наш шанс. Проскакиваем по берегу озера, пересекаем осыпную юбку и долго пыхтим вверх в упомянутом кулуарчике. Сергей: "Отмечу, что в том месте даже сыпуха какая-то уж слишком крутая, хоть и состоит из крупных камней." Не доходя метров пятидесяти до водопадного сброса, в районе хорошо видимого снизу булыгана, выдающегося из почти калиброванной осыпи, делаем резкий оверштаг налево и по крутой зеленке выгребаем на левый по ходу гребешок. Далее некоторое время движемся вверх по этому гребню, местами рельеф становится альпинистским, требуется внимательно ставить ноги и аккуратно трогать камни. Круто. Далее самое интересное: гребень превращается в скальный бастион и нужно уходить с него еще левее в верхнее течение. Снизу этот переход не просматривается и если он непроходим, то мы крупно встряли. На наше счастье, все оказалось в рамках приличия. Пару раз задержав дыхание, пролезаю над сбросами, и вот уже снова крутой подъем, но все основные препятствия уже позади. Пожалуй, этот вариант самый короткий и, вполне возможно, самый простой путь на Ахтунг. Однако спускаться по нему будет так же несладко, как и по ранее разведанному москвичами северному варианту.

Почти бегом заскакиваю на перемычку и спешу увидеть своими глазами мегаплиту, по которой предстоит спускаться. Первое впечатление: все значительно лучше, чем могло бы быть, “здесь вам не тут”. На всех ранее доступных фото этой плиты нет ничего, с чем можно сравнить ее размеры, поэтому вполне можно поверить в стометровую высоту скальной части. В реальности, даже в самой широкой части, протяженность плиты не превосходит двадцати метров. Внизу куча зеленых полок. Кроме того, несколько полок наискось поднимаются почти до перемычки, где метров семь не достают до верху.

"Мегаплита"
Разведка спуска
Оптимальный путь найден
Панорама с перевала Ахтунг
Ахтунг-трава
Ромашки поникли

Для начала, без куля иду на разведку. По малозаметной скальной полочке плавно сваливаю в сторону внутреннего угла и там выхожу на нижнюю зеленку. Полочка сопливая, сантиметров пять шириной, улететь с нее очень просто. Нужно что-то посолиднее. Оглядываю диспозицию и вижу замечательную зеленую горизонталь, которая идет вдоль-под плитой. Но вот как с нее уйти вверх? Испробовав пару вариантов, останавливаюсь на самом оптимальном, где все лазание разбивается на три части по метру-полтора. Там где этот вариант выходит на гребень, ставлю приметный камешек-грибок. Собираем манатки, и без особых приключений и эмоций спускаемся на полочку. Забегая вперед, скажу, что проходить Ахтунг в эту сторону по хорошей погоде значительно приятнее, чем Грозный в ту сторону по плохой. Дальнейший спуск происходит по системе полок, крутизна его порядочная, но вполне терпимая. Единственное, чем он мне запомнился, это тем, что примерно посередине у меня резко заболело правое колено, поврежденное при падении на Цхинвале. Под конец спуска я похож на Антона, который из-за аналогичной травмы был вынужден отказаться от участия в данном мероприятии. Некоторое время пришлось перемещаться по системе Паниковского, не сгибая травмированную ногу. После попадания на ровную поверхность колено прошло так же резко, как и заболело, больше оно о себе не напоминало.
Нам туда (дельтоплан нихт)
Кто-то укрылся от дождя
Так низко мы пали

Оставшаяся на сегодня часть пути воспринимается как некий бонус: нетривиальный, но простой рельеф, неплохая погода, полегчавшие кули. Минут двадцать по верхней части из-под-ахтунгского потока выводят нас к месту, где он двумя водопадами обрушивается вниз к Правому Шумаку. Прямо напротив нас через долину двухсотметровым каньонным сбросом впадает в Шумак его правый приток, куда нам, собственно, и нужно. Оба притока похожи, как братья-близнецы, расстояние между их стрелками не превышает ста метров. В который раз досадую, что не захватил дельтаплан, с ним можно так славно пролететь в двух сотнях метров над основной рекой и не потерять высоты. Но…, приходится ножками. Быстро теряем высоту по правому берегу сброса, прыгаем по глубокому мху, хватаемся за стволы и сучья пробегающих мимо кедров, все весело и непринужденно, вниз – не вверх. Как низко мы пали: вот и русло Правого Шумака, течение вполне спокойное, если так можно говорить о горной реке. Но даже такие спокойные броды лучше делить на более мелкие части, используя перекаты и островки. А вот и удачный островок. Наконец-то применяю свои новые переправные шлепанцы на липучках, коими обзавелся, памятуя о прошлогодней переправе в устье Шумака. Сергей решил бродить босиком, что и сделал без особых проблем.

...без особых проблем...

Сразу попадаем на тропу. Она какая-то пьяная, то идет уверенной торной просекой, то, разбившись на мелкие ручейки, исчезает в прибрежных кустах. Нужный нам приток из-под перевалов Грозный и Долгожданный отсюда абсолютно не просматривается и его присутствие только обозначено двумя мощными поперечными потоками, которыми он впадает в основное русло. Нужно пересечь оба: там, чуть выше по течению, в некотором удалении от притока вверх уходит крутая, но хорошо натоптанная тропа. Здесь часто бегают те “шумакцы”, кому скучно сидеть все время на источниках. По тропе со ступеньками движемся вверх, время от времени падаем в зарослях черники, уже почти спелой на солнечных косогорах. Крутой подъем и лес заканчиваются практически одновременно, здесь на перегибе отличное место и время для перекуса…

Снова перевал Пламя
Грозный приток Шумака

Дальнейшее движение довольно скучно, долгий пологий подъем вверх по руслу притока постепенно открывает верхний цирк, там висит чача, из которой явно поливает. Несмотря на некоторый ветерок в нашу сторону, чача стоит стабильно и не собирается куда бы то ни было уходить. Забегая вперед, скажу, что она так и простояла над этим цирком все 18 часов, что мы были там, только слегка изменился характер осадков.

Перевальный взлет на Грозный уже как на ладони, и пора искать место под лагерь. Как-то раз мы уже ночевали здесь, тогда место нашлось как-то быстро и без проблем. Нынче, видимо, я стал очень привередливым, во всяком случае, полчаса бегал по последнему перед подъемом кривому, заболоченному склону-зеленке, наконец, придумал, как вписать нашу палатку на полусухом пятачке рядом с большим камнем. Зато мы максимально близко подошли к перевалу.

Далее (15 августа. Левая Билюта, зима)