Прогулка на праздник Победы, или запланированный Подвиг.

Обычно майские праздники Алексей проводил на Белом Иркуте. Причём, эта традиция не нарушалась в течение 16 лет. Особых подвигов не совершал, но два раза посетил Мунку-Сардык, забрался со Стипурой и Калабиным («госы» начала 90-х) на Крылья Советов, один раз участвовал в спас работах, много раз орал песни с хором мальчиков и девочек, раз пять затаскивал трубу (музыкальный инструмент) в чемодане, один раз притащили кегу пива на санках, два раза пытались с Маугли (в миру Алексей Марчук) проделать прорубь на озере Эхой.… Ну, и так далее.

Однако в 2010 году решил прервать эту традицию, так как было только три дня (8,9,10 мая), и ехать на это время за 350 км тяжеловато. Решил с любимой женщиной Людмилой и другом Славой начать какой-нибудь маршрут в Аршане. Понятно, что это не оригинально, зато очень простой заезд и сразу попадаешь в горы. Так как Слава не очень опытный турист, а Лёша и Люся не очень спортивные люди (у Алексея, к сожалению, килограмм 20 лишнего веса), то планы были скромные, но разнообразные. Вариант маршрута зависел от количества снега, лавинной опасности и наличия протропленных участков.

Самый сложный шёл по нитке: пос. Аршанпер. Аршанский (1А) – Федюшкина речкапер. Неизвестный (Зелёный (Козий)) (н/к) – р. Эхе-Голпер. Горных Туристов 2 (1А)р. Толта – пос. Аршан.

Из простых вариантов было колечкопер. Аршанский (1А, 1954) – Федюшкина речкапер. Кынгарга (1 А,) или: пос. Аршан – р. Левая Кынгарга – пер. Артёмовскийр. Артемьевапос. Аршан.

Это были планы. А теперь об их свершении.

7 мая 2010. Выезд. Ночёвка на Иркуте.

Выехали из Иркутска около 7 вечера, соответственно подъезжали к Аршану около 9-ти. Так как впереди было две ночи в палатке, решили начать привыкать к спальникам и улеглись втроем в машине, благо Нисан-Эксперт, при опущенной спинке заднего сиденья, позволяет троим, не очень толстым взрослым, разместиться там без особых проблем в горизонтальном положении.

Поэтому в Аршан не поехали, а остановились на левом берегу Иркута, повернув направо сразу после моста. Дорога идёт по верху мимо кладбища и занимает минут 5-8. Там на бугорке лежит куча сухих веточек и поваленных ветром деревьев, поэтому проблем с дровами у нас не было. Сварили еду, употребили её вовнутрь и легли спать, предварительно полюбовавшись огнём костра.

Рисунок 1. Первый ночлег на берегу Иркута

8 мая 2010

Встали около 7-ми, позавтракали, собрали кули, поехали в Аршан. Там оставили машину во дворе напротив автостанции и стартанули вверх. На водопаде встретили Сашу Рютина с двумя приятелями, его фотографии Саян можно найти в Интернете с датами от 1987 года. Они там, на водопаде ночевали и тоже собирались наверх. Алексей почему-то привык заходить по Кынгарге через «Пъяный» перевал. То ли нравиться такая разминка, то ли не нравиться альтернативный вариант – как-то долго-долго шли по нему в длинной очереди отдыхающих с пакетами в руках и сандалиями на ногах.

Исходя из среднего физического состояния участников прогулки и вида густо заснеженных южных склонов Алексей стал склоняться к промежуточному варианту маршрута: затабориться на Левой Кынгарге чуть выше стрелки с Правой, прогуляться налегке на Аршанский и выходить через Артёмовский.

Около 12 часов одолели все прижимы и водопады, вышли в широкую пологую долину и, перейдя через мостик, почти сразу встали на обед.

Рисунок 2. Алексей планирует окончательный вариант маршрута

Дойдя до стрелки, перешли мостик и стали подниматься по Левой Кыгарге. Сначала шли по камням, но Слава сказал, что Рютин и Ко заходили в лес, и мы тоже поднялись. Зря – нарвались на такое густое минное поле, что почувствовали себя сапёрами. И мусора на стрелке тоже до фига. Всё-таки засранцы эти туристы-матрасники, а может и не только матрасники. Дойдя до «Красного» ручья (см. отчёт Алексея Мисюркеева о походе 8-10.06.2007 г.) – это первый, и, по-моему, единственный крупный правый приток Левой Кынгарги, увидели большой синий тент и маленькую рыжую палатку. Под тентом был хорошо и давно оборудован лавками, таганом и пр. зал для посиделок, а также два котла литров по 7-8. Палатка была двухместная, и это несоответствие посуды и спального места несколько нас озадачило. Спросить было не у кого.

Оставив в этом лагере Людмилу, Алексей и Ростислав пошли на разведку. Перешли на левый (ор.) берег по камням, затем по мостику ручей и поднялись метров на 700. Там, примерно напротив хозного, с перилами мостика через Л. Кынгаргу (видимо, это начало подъема на пик Аршан), обнаружили ещё один лагерь, с лавками, обилием заготовленных дров и выравненным плоскими камнями местом под палатку.

Рисунок 3. Гора трёхглавая. Вид с Левой Кынгарги чуть выше "Красного" ручья.

Вернулись за Людмилой, надели кули и переместились в это место. После ужина пошли в гости к соседям с синим тентом. Их было всего двое – Анатолий и Михаил, мужчины в самом расцвете сил. На наше недоумение об объеме посуды они только рассмеялись, а затем рассказали о своих прогулках. Очень их впечатлил след сошедшей лавины с ближайшего крупного левого притока Левой Кынгарги. Там много сломанных деревьев хорошего диаметра на высоте 2-3 метров от корней.

Мы рассказали свои планы о выходе через Артёмовский и получили respect и уважуху.

- Без рюкзака я бы туда прогулялся, но тащить куль по нетропленному снегу необъятной глубины – это слишком по-взрослому, — поделился своими опасениями Анатолий.

- У нас запланирован подвиг, — ответил Алексей, понимая, что может быть действительно не сладко, так как впереди «Терра инкогнита». Про Артёмовский перевал практически ничего не написано на «Байкал в натуре».

9 мая 2010 г. Прогулка в сторону Аршанского, подъем до нужного ручья (с пер. Артёмовский).

В горах Лёха встаёт рано. Когда ходил в поход со студентами по маршруту 2-й категории:пос. Самарта – пер. Малахай-Жолга (н/к) – пер. Саган-Сайр (н/к)пер. Оспа-Дабан (1Б) – пер. Оспин-Дабан (1А) – р. Саган-Сайр – брод через р. Китойпер. Новогодний (н/к) – пер. Дабан-Жолга (н/к) – р. Ара-Ошейр. Ара-Хубутыр.Зун-Голпер. Лабиринт (1Б)– р. Левый Шумак – Шумакские источники – пер. Шумак (1А)пос. Нилова Пустынь, то каждый день готовил завтраки и устраивал побудки.

Сегодня побудка была праздничной. Спели «День победы», прокричали троекратное «Ура!!!», да так, что Слава забеспокоился, не разбудим ли мы соседей за 700 м от себя.

Вышли около 8-ми с одним кулём. В него положили «перекус», теплые вещи, крем от загара и «каремат». Взяли курс на пер. Аршанский.

Соседи не подавали признаков активности, поэтому постарались пройти их лагерь максимально тихо.

Первый перекур (хотя никто не курит) был за вторым мостиком через Правую Кынгаргу. Там ещё сальное место под одной корягой, а под второй лабаз. Снега на тропе не было, на реке местами был.

Второй перекур был немного раньше запланированного, так как перед началом крутого подъёма стоял Рютин и Компания. Саша только что вылез из палатки, и мы попытались уточнить у него координаты приюта «Надежда». Он достал сначала маленький компьютер, затем – побольше, но зимушки мы так и не нашли на карте.

Однако найти её в натуре не представляло никакого труда, так как к ней шла по снегу неплохая тропа (провалились по… только раза три-четыре). Там были альпинисты, которые встретили нас несколько настороженно. Алексей даже сначала подумал, что они иностранцы и по-русски ни бум-бум. Чуть не заговорил по-английски, но кто-то что-то произнёс. Мы уточнили, действительно ли это «Надежда», спросили, есть ли тропа на перевал, на что получили отрицательный ответ, передохнули две минуты (разговор не клеился) и потопали сначала по очень плотной тропе, которая заканчивалась метров через пять небольшим заминированным участком, а потом по белому чистому девственному снегу.

Сверху он был рыхлый и свежий, а на глубине 10-15 см вполне плотным. В общем, идти было не трудно, хотя раз 7-8 все же провалились. Перевал был хорошо виден, погода была отличная – редкие облачка, и мы потихоньку ползли в его сторону. Сначала мы усмотрели тропу наверху – как будто она шла траверсом с набором высоты на перевал, но потом поняли, что это верхняя граница сошедшей лавины. Следы от них были везде и в районе «Трёхглавой» пару раз мы услышали звук сыплющихся камней, а один раз увидели небольшой «водопадик» из снега.

Стало как-то некомфортно. Лавинных шнуров и лопат у нас не было, подниматься на «Снежную» желания не было – ведь основной подвиг ещё впереди – всё это поспособствовало решению повернуть на 180 градусов. Немного спустившись, отдохнули, пофоткались и пошли обратно на «Надежду». Часть пути Алексей проделал на пятой точке – знакомые, но подзабытые ощущения: году в 94-м лихо мчались таким образом с пер. Горного (1Б) в районе Мунку-Сардыка. Туристам, не имеющим навыка руления и торможения ледорубом или альпенштоком, повторять не рекомендуется!!

На «Надежде» встретился ещё незнакомый нам альпинист, котрый оказался гораздо общительнее и доброжелательнее предыдущих. Мы познакомились. Его зовут Константином (как позже подсказал Рютин – Киселёвым). Прошли они траверсом Трехглавая Южная – Трехглавая Центральная.

Наши планы выходить через Артёмовский, несмотря на то, что маршрут ему знаком не был, посчитал авантюрой, учитывая лавиноопасность. Но… Мы не привыкли отступать!

Спустившись до Рютина, устроили перекус с колбасой, салом, орешками и сухофруктами.

Рисунок 4. Ростислав.

А пили мы с вечера наваренный компот… А сидели на каремате… А вокруг КРАСОТА!!! Погода шепчет…

На случай, если мы задержимся на маршруте, освежили номера телефонов.

– Если не дозвонишься вечером 10 мая отправляй спасателей на пер. Артёмовский, — сказал Алексей Александру.

На Красном ручье застали собирающихся вниз Михаила и Анатолия. Они решили съездить на экскурсию на Зун-Хандагай, благо транспорт (Лэнд-Крузер) это позволял.

Во время приготовления обеда Люся обнаружила в палатке клеща. Это послужило организации карантина.

Рис 4а.

Все вещи тщательно просматривались и перемещались на уже просмотренные коврики, которые лежали на снегу. В результате был обнаружен ещё один. Они были преданы огню, так как меч их не брал.

После обеда собрали кули и около 16-ти пошли наверх. Увидели сначала след одной лавины, затем ещё одной. Действительно впечатляет. И идти по плотному снегу сошедшей лавины хорошо. Да и река особых проблем не доставляла. Шли либо по камням, либо по льду, присыпанному снегом. Только пару раз провалились, да столько же попали в заросли кустов.

Добравшись до стрелки Левой
Рисунок 5. По следам сошедшей лавины.
Кынгарги с искомым левым её притоком, решили поискать место для стоянки, так как дальше начиналось ущелье. Место нашли с дровами для печки, но оно было всё в снегу. Пришлось его утоптать под палатку и немного постричь кедрёнышей, чтобы подстелить под себя лапник (прости нас дедушка Хангай). Когда лагерь был готов, и на веревочном тагане висели котелки над костром, Лёха со Славой пошли на разведку и, заодно, потропить.

Шли по льду со снегом. Местами он был глубоким и рыхлым, так что мы поздравили себя с удачной идеей потропить.

Через пять-шесть мелких поворотов вышли к месту впадения в ручей правого притока. И в этом месте река была перегорожена плотиной метров 20 высотой – след ещё одной лавины. Так как она остановилась в узком ущелье, то высота снега была значительно выше, чем на Кынгарге. Слава даже оторопел и почему-то стал сравнивать высоту нашего роста с высотой этой плотины.

Рисунок 5 а. Вечерняя разведка

Забравшись на неё, хотя уже было время поворачивать назад (21.00) поняли, что спускаться смысла нет — дальше была еще одна плотина. Тогда решили подняться по крутому склону на высокий берег, и это было правильное решение – увидели перевал и примерный маршрут подхода к нему.

Спустились быстро, поделились информацией с Люсей и, поужинав, легли спать около 23-х.

10 мая 2010 г. Перевал Артёмовский. Река Артемьева. Аршан.

Вечером друзья попросили Алексея не будить их раньше шести. Он и не объявлял побудку, но с половины шестого, когда уже напился кофе и доваривал кашу, начал петь песни. Начал пианиссимо, а затем плавное крещендо довело уровень звука до фортиссимо. Слава сказал, что слух у него есть, а Люся посетовала на полное отсутствие совести. Тот не стал спорить, предложил кофе в постель, но народ уже одевался. Ночь была теплой и утро тоже. На небе очень медленно плыли негустые серые облачка.

Вышли около 8-ми. По тропе прошли быстрее, чем вчера. Правда подъем на «плотину» и дальше на берег с кулями дался труднее. Затем пошли по лесу, и начались провалы почти по пояс. Алексей шёл впереди, как самый опытный. Но он же был и самый тяжёлый (около центнера), а с кулём 120, поэтому решили отправить вперед Ростислава. Это не очень помогло, но, к счастью, лес
Рисунок 6. Перевал Артёмовский.
заканчивался и на открытом участке мы пошли, почти как по асфальту, по крепкому насту.

Ростислав решил сразу начать набор высоты и пошёл левее прямо под козырьки нависающего снега с левого по ходу борта долины. Алексей потребовал остановки и подкорректировал движение на дно долины. Подошли под перевальный взлет.

Он был не высоким, но достаточно крутым. Седловинки было две – правая чуть ниже, но многоснежная. Решили идти на левую, так как там проглядывали камни и трава. Подъем дался не легко, местами жесткий наст не позволял делать глубокие ступени – пробивался только на 5-6 см, заставляя идти на цыпочках.

И вот перевал (около полудня)- впереди в дымке Тункинская долина, под нами белые поля
Рисунок 7. Взгляд назад
верховьев реки Артемьева. Очень холодный и довольно сильный ветер погнал нас вниз. Спускались по дну долины, чтобы не подрезать многоснежные борта.

Снег держал, спускаться было весело, впереди было замерзшее озеро с пупырем с правой стороны. Так как продолжался не очень тёплый, несмотря на солнечную погоду, ветер, то Алексей запланировал остановку у озера,
Рисунок 8. На перевале.
под прикрытием пупыря. На озере, в нижней его части, просматривалась вода.

За холмом действительно, практически не было ветра, и мы решили сварить полноценный обед на горелке. Лёха и Слава пошли за водой. Так как котелки у нас были маленькие, то взяли с собой пластиковое ведро. При объеме 11 литров и плотной крышке, позволяющей тащить его по пересечённой местности, не проливая
Рисунок 9. Вид с перевала на юг (Тункинская долина)
ни капли, весит оно всего 400 г. Вода на озере оказалась поверхностной, но набрать её котелком не представляло никакого труда.

Забравшись на нижний борт озера, обнаружили тур и в нём записку в пластиковой бутылке.
Рисунок 10. Записка учёных.

«Привет всем путешественникам, натуралистам, в общем странникам и скитальцам! Мы были на этом месте 3 августа 2006 г. в 14.00 Мы – это: Карамышев Александр СИФиБР СО РАН Збышек Осадовски Поморская педагогич. академия (г. Слупск, Польша) Максимова Евгения ИГПУ Координаты места N 51º56’, Е 102º29’ высота 1842 м н. ур. м.»

Также была приписка на польском, но, боясь ошибиться, её не приводим. Единственное, на что обратили внимание, город написан «Stupsk». Жаль, что это не единственное разночтение между поляками и русскими.

Положив в бутылку свою записку и подперев её камнями, вернулись к Людмиле. Сварили гречки с тушонкой, наполнили чаем две полуторалитровые бутылки и, пообедав, двинулись вниз.

Продвижение сопровождалось климатическими изменениями и мы, постепенно из зимы попадали в лето. Весенняя распутица, т.е. проваливающийся снег, вода, текущая поверх льда, сквозь который тоже можно было провалиться, доставляла нам немало трудностей. Раза три мы выходили на берег, но потом возвращались обратно в русло. Через некоторое время вода исчезла, и идти стало удобнее. Теперь только завалы леса и кустарник мешали быстрому спуску.
Рисунок 11. Лестница для великанов.

В какой-то момент, выйдя на берег, обнаружили тропу, которая затем перешла в лесную дорогу. Когда дорога стала широкой, решили сделать ещё один осмотр на предмет клещей. Он дал результаты в виде двух довольно крупных экземпляров. Также нам портили жизнь огромные комары. Причём их укусы после такого напряжённого дня не ощущались. И только дома следы этих укусов дали о себе знать.

Вывод следующий: не забывайте приобретать средство от клещей и комаров, даже если вы идете в горы в начале мая.
Рисунок 12. Левая долина – река Артемьева.

Дорога не быстро, но всё же привела нас к трассе в километре южнее Аршана. Мы были там около 9-ти вечера. Так как ноги идти уже не хотели, а плечи не хотели нести рюкзаки, то мы разделились: Славе достались рюкзаки и ожидание, а Алексей с Людмилой поплелись в Аршан, надеясь остановить попутку. Попутки не останавливались, и мы добрели до д/о «Саяны», купив по дороге минералки. Там, на столбе было спасительное объявление с номерами телефонов такси.

По общему впечатлению, подвиг, запланированный на 65-тилетие Победы, был совершён! Оставалось только не заснуть за рулём, что, как вы уже догадались, получилось.

Алексей Азаров

Александр РютинПовесть понравилась.
Но теперь Алексей, тебе надо сгонять на ледник Нины Азаровой на Кодаре. Наверное твоя родственница. Азаровых у нас не так много, как Ивановых в Латвии (сама распостраненная фамилия в Латвии — официальные данные).
25.05.2010, 21:46:42 |
И. Фефелов

Stupsk

Это не T. Это у них L такая, с черточкой.
Часть авторов записки мне знакомы.
26.05.2010, 12:33:50 |
Станислав НоркинИнтересная нитка маршрута, за день как мне кажется можно сбегать от Аршана.
26.05.2010, 13:46:43 |
Вячеслав ПетухинИмеется в виду летом, когда тропить не надо?
26.05.2010, 13:56:11 |
Алексей МисюркеевЭто точно. Есть на сайте обсуждения летнего захода на речку Артемьева. Легко ли, по-вашему, Алексей, обнаружить заход туда с долины. Рассказ с удовольствием прочитал!
Кстати, есть интернетовский гид, Антон, не раз встречались с ним на стрелке. Он по этому маршруту всегда водит иностранцев.
27.05.2010, 09:40:58 |
Алексей АзаровСпасибо на добром слове, Алексей! Ты, кстати, узнал Ростислава — вы знакомы.
А заход с долины проще всего определить по реке Артемьева — она пересекает дорогу на Аршан километрах в десяти от него. Не уверен, что это оптимальный вариант, но достаточно надёжный, особенно для таких скороходов как ты.
27.05.2010, 14:33:18 |

Алексей Азаров: А заход с долины проще всего определить по реке Артемьева - она пересекает дорогу на Аршан километрах в десяти от него.

Не вполне понял, что имеется в виду. Но: 1. Артемьева не пересекает дорогу, она пропадает перед дорогой. 2. По крайней мере идти от того места, где Артемьева подходит к дороге точно не рационально.

27.05.2010, 14:53:33 |
Алексей Мисюркеев

Алексей Азаров: Ты, кстати, узнал Ростислава - вы знакомы.

Нет. Интересно, а откуда мы знакомы? Ростислав, напомните.

Вячеслав Петухин: То есть находить Артемьева всё равно лучше не по тому, где она в долине течёт, а считая от Аршана (или Броненосца) по хребтикам.

Так вот, Слава, я боюсь, что хребтики-то как раз и не видно становится, как в лес зайдешь. Чаще всего по рекам отсчитываешь. Ну, это когда вдоль гор. И то сухие русла и ручьи всякие сбивают. А тут как-то непонятно.
28.05.2010, 14:59:40 |

Алексей Мисюркеев: хребтики-то как раз и не видно становится, как в лес зайдешь.

Есть такой момент. Но вот здесь-то как раз по рекам очень неудобно считать. Мало того, что они там очень нерегулярно текут (на одном отрезке может быть несколько русел, на другом — ни одного, под землю уходят), там ещё и карте местность не вполне соответствует. (Частично это объясняется тем, что в разное время года реки по-разному текут и после землетрясений могут изменятся.)
28.05.2010, 15:21:59 |
Станислав Норкин

Конечно летом.
28.05.2010, 19:07:01 |
Сергей ЗубковНе надо ручьи считать, Алексей :) GPS нам поможет!
30.05.2010, 23:02:19
Йамаха

Алексей Мисюркеев: А заход с долины проще всего определить по реке Артемьева - она пересекает дорогу на Аршан километрах в десяти от него. Не уверен, что это оптимальный вариант, но достаточно надёжный

— я в позапрошлом году заходил как-раз от этого моста. Сначала началась свалка, потом карьер, потом тропа потерялась.. Лучше идти с посёлка, есть хорошая тропа, надо только правильно встать на неё :)
31.05.2010, 01:46:40 |
Алексей АзаровНа полукилометровой вставке двухкилометровых Китойских и Тункинских гольцов нарисована дорога-тропа вдоль Второй Шихталайки, но сверху мы на неё попасть не смогли, хотя старались. Возможно снизу это сделать проще.
31.05.2010, 12:35:32 |
Людмила ПехтереваРостислава больше нет. Погиб в мае этого года.
21.09.2017, 07:56:38 |
Людмила ПехтереваЕсли жизнь твоя — есть черновик,* то портрет будет в карандаше, * безорбитный метеорит* слепо ищет покоя уже* В чём же прелесть набросков на жизнь?,* репетиций в поту- где же толк?*... Может вот из-за этой мазни* с тобой встретиться хочет Ван Гог.*