По состоянию на начало лета 2009-го года мы с Колей очень хотели сходить в Саяны, поскольку не были там уже почти два года (в последний раз там были в 2007-м году, до этого ходили в 2005-м и 2006-м). Сходить хотелось минимум дней на десять, однако обстоятельства нам этого не позволили в итоге: Коля должен был приехать в Иркутск 22-го июля утром, мне нужно было уезжать из Иркутска 2-го августа. Таким образом, сроки похода определились автоматически: с 23-го по 31-е июля (и день про запас). Всего девять дней. Затем в начале июля, когда я уже был в Иркутске, Коля мне сообщил, что с нами в поход пойдут два его питерских товарища (Юра и Рома), и для них это будет первый поход в горы. Последнее нужно было учесть при выборе маршрута. К маршруту Коля предъявил требование обязательного захода на Шумак. С учётом этого требования отпали варианты типа АршанШумакНиловка и НиловкаШумакАршан как слишком длинные. Действительно, в 2007-м году мы с Колей и ещё одним товарищем на маршрут АршанШумакНиловка (заход через ДинозаврБЕПКАНДолгожданный, выход через Шумакский) потратили восемь дней и при этом сильно упахались. А в нашей ситуации имеется всего на один день больше, зато двое новичков, и неизвестно, как они пойдут. Так что оставалось придумать маршрут с началом и концом в Ниловке. Шумакский перевал нам с Колей порядком надоел за предыдущие три раза, да и по загаженной тропе не очень хотелось идти, поэтому нужно было составить маршрут, не проходящий через этот перевал. Следующий момент. Все перевалы, через которые мы ходили три предыдущих раза, имели сложность 1А. Это тоже порядком поднадоело, и мне захотелось в этот раз посмотреть на какой-нибудь перевал следующей сложности 1Б. Правда, из всех участников похвастаться опытом прохождения перевалов сложности выше 1А мог только Коля — он как-то раз с другой группой без меня проходил через перевал Иванникова (1Б), и там использовалась верёвка. Однако на момент нашего похода подробностей Коля уже не помнил. Мне же такой опыт просто не у кого было перенять. Тем не менее, на случай наличия в маршруте перевала сложности 1Б предполагалось взять с собой верёвку и предварительно разузнать у кого-нибудь, как ей нужно пользоваться. Что, в общем-то, и было сделано в итоге.

Итак, требования к маршруту были обозначены, и я принялся изучать карту. Для захода на Шумак из Ниловки используются только две долины — Хубытов и Эхе-Гера. Долина Эхе-Гера не соответствовала нашим требованиям как ведущая на Шумакский перевал, поэтому из стандартных оставался только вариант по долине реки Хубыты. Что ж, это неплохой вариант, его можно взять для движения в одну из сторон. В 2006-м году мы как раз заходили по Хубытам, значит, в этот раз нам вполне подойдёт использовать этот вариант при выходе. В 2006-м году маршрут был таков: Ниловкар. Хубыты — связка Гранатовый-Надеждапер. Горных Духовшумакские источникипер. Шумакскийр. Эхе-ГерНиловка. Тогда мы шли через перевал Горных Духов, значит, на этот раз в обратную сторону для разнообразия можно пройти через перевал Четырёх. Тем самым маршрут выхода был составлен. Что до маршрута захода — здесь всё оказалось значительно сложнее. К востоку от Эхе-Гера находится река Илтыкшин, однако в её верховьях имеется лишь один перевал на Левый ШумакБемедин. Его сложность — 2А, что при имеющемся уровне подготовленности нам явно не подходит. Следующая река к востоку — Хэр. В её верховьях обнаружился перевал Хэрский (1Б). О, это уже лучше! Затем на этом сайте я обнаружил, что из долины Хэра в долину Левого Шумака можно пройти через Барунбортойский перевал (1А) или связку перевалов Барунбортойский-Лисий хвост (1Б). В общем, долина реки Хэр прекрасно подходила под наши требования. Теперь в долину Хэра надо было как-то попасть из Ниловки. И тут я на карте обнаружил лесную дорогу, идущую от Ниловки на северо-восток и выходящую на Илтыкшин чуть ниже впадения в него реки Хайр. Отличный вариант! Правда, от этого места дороги дальше на Хэр не было. Что ж, в таком случае отсюда можно подняться по Илтыкшину до его верховьев, а там на Хэр есть Илтыкшинский перевал сложности 1А. Таким образом, обозначился маршрут захода на Шумак. Далее, в описании Илтыкшинского перевала я обнаружил интригуюущую фразу следующего содержания: "С перевала возможен выход на гребень между Илтыкшином и Хэром и по нему движение до Левого Шумака и спуск вниз к Левому Шумаку. Сложность этого варианта — около 1а". Этот вариант был ещё интереснее! Поскольку в этой точке на картах до сих пор нет перевала, то мы в нашем походе можем побывать в роли первопроходцев! Этот вариант и был выбран. После нового перевала можно было либо сразу спускаться к Левому Шумаку, либо идти дальше через Лисий Хвост. Вторая из этих альтернатив была предпочтительнее по двум причинам: во-первых, в первом случае внизу нас ожидает неприятный каньон, а во-вторых, так мы проходим через перевал сложности 1Б, а это очень интересно. В итоге запланированный маршрут выглядел следующим образом:

п. Ниловкар. Мал. Хонголдой — руч. Мал. Хонголдой — отметка 1694 м — р. Илтыкшин — по Илтыкшину вверх — пер. Илтыкшинский (1А) — [выход на р. Левый Шумак] — вниз по р. Левый Шумак — мин. источникир. Шумак-Голпер. Четырёх (1А)р. Зун-Гол — левый приток р. Зун-Гол — пер. Надежда (1А)пер. Гранатовый (1А)р. Хубытып. Ниловка

Здесь фрагмент "[выход на р. Левый Шумак]" означает один из следующих четырёх вариантов:

1) первопрохождение перевала в сторону р. Левый Шумак — пер. Лисий Хвост (1Б) — правый приток р. Левый Шумак — р. Левый Шумак;

2) первопрохождение перевала в сторону р. Левый Шумак — спуск к р. Левый Шумак по её правому притоку;

3) р. Хэрпер. Барунбортойский (1А)пер. Лисий Хвост (1Б) — правый приток р. Левый Шумак — р. Левый Шумак;

4) р. Хэрпер. Барунбортойский (1А) — спуск к р. Левый шумак по её правому притоку.

Нужный вариант предполагалось выбрать на месте. При этом варианты должны рассматриваться последовательно, начиная с первого; переход к следующему варианту должен происходить, если осуществить предыдущий не получается по тем или иным причинам.

Выбранный мной вариант захода на Шумак оказался очень необычным: про лесную дорогу от Ниловки до Илтыкшина я в интернете не нашёл вообще ничего. Поспрашивал знакомых — никто не знает. Съездил в СЮТур (Иркутск, ул. Красноказачья, 9) — там тоже не в курсе (правда, они там, как оказалось, были даже не в курсе некоторых перевалов, имеющихся на данном сайте, в том числе Барунбортойского). Написал письмо Вячеславу Петухину, но он мне так и не ответил до начала похода (отсутствовал в городе). Уже после похода я прочитал его ответ: "...Один раз встречал упоминание о том, что лет 15 назад по той дороге возвращались с Шумака". Короче говоря, места дикие. Ясно, что в такой ситуации вероятность успешного прохождения этой части маршрута далеко не стопроцентна, поэтому следовало иметь запасные маршруты. Они были (например, уйти через перевал Красавина или стартовать из Шимок), но подробно я их не изучал.

Временные расчёты показали, что по плану на пребывание на Шумаке у нас имеется целых двое суток. В связи с этим нужно было обязательно куда-нибудь сходить в округе. На перевале Трёх Капитанов я уже был три года назад (правда, Коля тогда не пошёл), поэтому нужно было найти ещё что-нибудь. И я нашёл перевал Университетский. Сложность у него 1Б — как раз можно налегке посмотреть. Кроме того, через него можно пройти по кольцевому маршруту, который по времени занимает целый день. Сложно было придумать что-либо лучше, и этот вариант был включён в маршрут на случай наличия времени и сил.

После составления маршрута я ещё поспрашивал кое-каких знакомых в Иркутске, не хотят ли они присоединиться к нашей компании в этом походе. В конечном счёте все отказались, так что окончательная численность группы так и осталась четыре человека. В середине июля погода в Иркутске была очень дождливая, из-за чего много времени мне пришлось провести дома. И это сыграло на пользу походу — подготовиться получилось очень хорошо.

Утром 21-го июля я встретил на вокзале Юру и Рому, приехавших с интервалом в полтора часа (Юра — из Кемерово, Рома — из Якутска). Пока мы с Юрой ждали Рому, я ему рассказал о предполагавшемся маршруте. Идея первопрохождения перевала впечатлила Юру, особенно вот эти слова, произнесённые мной: "Есть гипотеза, что там 1А. Надо её проверить." Эту цитату мы ещё несколько раз мусолили до приезда в Ниловку.

Следующим утром, 22-го июля, приехал Коля, и сборы перешли в заключительную стадию. Изначально я планировал выезд из Иркутска в Ниловку на утро 23-го июля с автовокзала на рейсовом автобусе Иркутск — АршанНиловка. Этот вариант был не очень удобен, поскольку автобус довольно поздно приезжает в Ниловку (около трёх часов дня). Другой вариант — уехать вечером 22-го июля на электричке в Слюдянку, там переночевать и утром оттуда уехать в Ниловку на рейсовом автобусе Слюдянка — Ниловка. Коля после трёхдневной тряски в фирменном поезде "Байкал" чувствовал себя бодро и сказал, что без проблем сможет стартовать вечером. На том и порешили.

Далее (0-й день (22.07.2009): отъезд в Слюдянку)