Маршрут: овраг с ручьём недалеко от озёрр. Эхе-Гер — ручей из-под пер. Красавина — пер. Красавина (1А, 2684 м) — верховья р. Илтыкшин

Ночью (как оказалось, уже под утро) наш сон подпортила гроза. Яркие вспышки молнии и громкие раскаты грома заставляли, по крайней мере меня, просыпаться и тревожиться о том, как бы погода нас сильно не задержала. В шесть утра зазвенел будильник, я его выключил и прислушался, что творится на улице. А на улице шёл дождь, и поэтому я решил сразу не поднимать никого и подождать, что будет дальше. Слушая дождь, трудно было бодрствовать, и я погрузился в полудрёму. Когда очнулся, дождя уже не было. Часы показывали 6:50. Выглянув из палатки, я убедился, что погода хорошая, и разбудил всю команду. Предыдущим вечером мы часть заготовленных дров предусмотрительно положили в тамбур палатки, поэтому утром у нас не возникло проблем с разведением костра.
Каньон реки Эхе-Гер после её выхода из гор

Около девяти утра, когда наша подготовка к выступлению уже была на завершающей стадии, со стороны тропы мы услышали шум и голоса и увидели на тропе людей. По их количеству мы поняли, что это та самая вчерашняя толпа и что нам снова придётся через неё просачиваться. Мы вышли на тропу в 9:10. Основную часть толпы мы обошли довольно быстро, а вот с её авангардом мы ещё долго пересекались. То мы пройдём мимо них, когда у них привал, то они пройдут мимо нас, когда у нас привал. Оторваться от них нам удалось, когда тропа подошла к долине Эхе-Гера и стала терять высоту (10:15).

После подъёма на полку
Небезызвестный водопад на правом притоке реки Эхе-Гер

Теперь нашей промежуточной целью было дойти до места, где в Эхе-Гер впадает ручей из-под перевала Красавина, и переправиться на левый берег Эхе-Гера. Так как перевал Красавина не входил в наш первоначальный маршрут, то я перед походом не изучал подробно его описание. Но, тем не менее, это описание я читал (как и описания многих других перевалов, не вошедших в наш маршрут). Правда, единственное, что мне из него запомнилось, — что от границы леса до места, где нужно переправляться через Эхе-Гер, требуется полчаса ходу. После подъёма на полку, с которой уже видно горы в верховьях Эхе-Гера (мы на эту полку поднялись около 11:10), лес поредел значительно по сравнению с лесом, окружавшим тропу ранее. И показалось, что те группы деревьев, которые видны впереди вдоль тропы, уже не могут считаться лесом. Но идя по тропе дальше, вопреки ожиданиям мы периодически обнаруживали довольно густые рощицы, в которых даже возможно найти дрова. В одной из таких рощиц мы видели довольно большую группу, которая стояла там лагерем и особо никуда не торопилась. Так и не определив точное местоположение границы леса, на берег Эхе-Гера в том месте, где в него впадает нужный нам приток, мы вышли около 12:20.

На последнем участке пути перед покиданием тропы нам с интервалом в минут двадцать встретились две небольшие группы, шедшие в обратном направлении. Я у каждой из этих групп спросил, в каком месте тропы они ночевали. Оказалось, что первая группа ночевала прямо на перевале [Шумакском], а вторая группа заночевала на подъёме к нему, недалеко от седловины. Затем я спросил и у тех, и у других, как они находят грозу, бушевавшую ночью. Ответ был однозначный: страху натерпелись и впечатления ужасные. Позже мы с ребятами, обсуждая эти группы, смеялись над ними. Ибо нам (мне уж точно) казалось, что надо быть сильно повёрнутыми на голову, чтобы додуматься встать на ночёвку на перевале. Но после похода, пошарив по интернету, я обнаружил, что всё-таки в горном туризме имеется практика ночёвок на перевалах. Тем не менее, здравый смысл подсказывает, что решения о таких ночёвках должны приниматься только в крайнем случае, когда уже просто деваться некуда... Ну да ладно, оставим эту
Вид с шумакской тропы на долину ручья из-под перевала Красавина
тему.

Коллективное фото напротив устья ручья из-под перевала Красавина

Итак, мы подошли к месту, где в Эхе-Гер со стороны левого берега впадает приток из-под перевала Красавина (около 12:20). Переправиться на другой берег Эхе-Гера прямо там или чуть выше не было возможности, поскольку река в этом месте была узкая, а течение — стремительное. Поэтому я пошёл на разведку и метрах в ста выше по течению нашёл подходящее для брода место с несильным течением и небольшой глубиной (уровень воды не выше колена). Там мы и переправились на другой берег. Затем, преодолев крутой травянисто-земляной склон высотой 10-15 метров (13:10), мы вышли на болотистую местность и направились вдоль ручья из-под перевала Красавина в сторону его верховий (со стороны его правого берега). Вскоре начался ощутимый набор высоты, но помимо усталости на нашем пути не было никаких затруднений: подъём проходил по холмам, поросшим невысокой травой. Медленно, но верно мы продвигались вверх, и в конце концов путь нам преградил огромный холм из наваленных камней (15:10). В описании перевала Красавина этот холм называется ригелем. Под ним мы сделали продолжительный привал перед последним броском к перевалу и подкрепились сухофруктами, орехами и шоколадом (фактически это и был наш обед в этот день). Затем мы двинулись дальше, обошли холм с правой (по ходу) стороны, и только в этот момент мы смогли увидеть саму седловину перевала, скрытую доселе ригелем. Дальнейший подъём не вызвал затруднений, и в 17:15 вся группа собралась на перевале. Тура не было (а может, мы плохо искали), так что никаких записок мы с перевала не снимали и свою не оставили.

Брод через Эхе-Гер
Юра (слева) и Рома (справа)
Набор высоты сказывается!
Седловина перевала Красавина скрыта за ригелем
Перевал Красавина со стороны реки Эхе-Гер

С седловины перевала Красавина просматривался только начальный отрезок спуска в сторону реки Илтыкшин. Поэтому, пока вся группа подтягивалась на перевал, я спустился налегке по этому отрезку и посмотрел, что же нас ожидает на этом спуске дальше. А дальше нас ожидал весьма крутой, но проходимый скальный участок (в описании перевала Красавина он фигурирует как "участок разрушенных скал (20 м, до 55°)," о чём я узнал уже после похода), после которого шёл несложный осыпной склон.

Коллективное фото на перевале Красавина
Погода портится

Пока мы находились на перевале, погода, радовавшая нас своей идеальностью всю предшествующую часть дня, начала быстро ухудшаться. Со стороны Эхе-Гера небо стремительно покрывалось тучами, издалека стали доноситься раскаты грома. А со стороны Илтыкшина можно было наблюдать, как облака (а может, это лучше назвать туманом), двигавшиеся из низовьев долины, с огромной скоростью проносились через верховья и уносились дальше через гребень, в котором находится перевал Бемедин. Времени было много, погода ничего хорошего не обещала, поэтому мы не стали долго засиживаться на перевале и приступили к спуску. Когда тело перевала осталось позади (18:05), мы надели накидки от дождя (с неба капало, и казалось, что в любой момент может пойти ливень) и направились в сторону Илтыкшинского перевала. Сместившись к левому борту цирка, мы очутились на морене, и наша скорость возросла. Природа нас по-прежнему щадила и угощала только мелким моросящим дождём. В один прекрасный момент перед нами возник достаточно крутой травянисто-осыпной склон, уходящий далеко вниз. И вот на этом склоне нас и застала стихия: с неба полетел град. Да настолько сильный, что все члены группы остановились, не рискуя продолжать спуск под этим обстрелом белыми снарядами. Отдельные градины достигали в диаметре 1 см и могли причинить немалую боль, попадая в незащищённый участок тела. После нескольких минут ожидания град кончился, и мы смогли двигаться дальше. Мы пересекли ручей и продолжили спуск вдоль него по склону высокого холма, разделяющего этот ручей и реку Илтыкшин. Но и тут нам не удалось далеко уйти, так как сверху опять посыпался град. Теперь мы присели организованной кучкой и стали ждать успокоения стихии. Ну и заодно наблюдать за облачностью и погодой. Как только одна туча с градом покидала стрельбище над нами, её тут же сменяла другая, и всё начиналось по новой. И так несколько раз. В конце концов осадки прекратились, и мы наконец спустились на морену под холмом (20:15). Там и встали лагерем недалеко от озера. Это была наша первая и единственная за весь поход ночёвка вне зоны леса.

Самый сложный участок перевала Красавина со стороны реки Илтыкшин
Тело перевала Красавина со стороны Илтыкшина
После града
Уходят градовые тучи

Далее (3-й день (25.07.2009): верховья р. Илтыкшин - пер. Илтыкшинский - пер. Трёх Долин - р. Левый Шумак)