Ара-Ошей, июль 2010

Маршрут: пос.Ниловка — Сухое русло — Лесорубная Поляна — р. Хургуты — — пер. Хургутский (1Б) — правый приток Ара-ОшеяАра-Ошейпер. Дабан-Жолгар. ЖолгаКитойАра-Ошейр. Ара-Хубутыр. Баром-Голр. Архатозера на АрхатеБаром-Голпер. ХубутскийНиловка

Идея сходить на Ара-Ошей зрела уже давно. Я был до этого в Саянах на Шумаке, и от Барун-Хандагая до Аршана. На карте зияло огромное белое пятно. К тому же на Природе с завидным постоянством появлялись просто изумительные фотографии Ара-Ошея и Архата, в основном Александра Рютина. Глядя на нереальную красоту этих рек, уже зимой я твердо решил, что если выберусь летом в Саяны, то именно в эти места. После долгих консультаций со знакомыми, остановились на предложенном Женей Рензиным варианте захода по Хургутам, а выход — через Хубуты. При этом мы проходили весьма значительный отрезок Ара-Ошея, имели возможность посетить Китой и Архат. Ну и немного поупражняться в прохождении не самого простого перевала.

Что касается компании, то она подобралась на редкость сплоченная и ровная по силам. Каждый день, по-моему, кто-то отличался, ведя за собой всех остальных на скоростях, близких к предельным. Особенно в этом преуспевала Галя, и еще Костя, особенно в последний день.

День 1. Иркутск — Ниловка — р.Хургуты

Сборы были недолгими, что-то многовато навалилось на работе, поэтому детали маршрута уточнялись до последнего момента, а на сборы рюкзака остался только один день. К счастью, с рюкзаком, то есть с его содержимым, все в результате получилось очень неплохо. С маршрутом позднее возникли сложности. Изначально в плане были перевалы Связочный и Козлиный. Но после того как прошли Хургутский, Галя категорически забастовала против Козлиного. Видимо, ей не понравилось название, и маршрут спрямился, сократился, а наша скорость резко возросла. Еще были затруднения с палаткой. Четыре участника — это очень хорошо, за исключением одной малости. У нас на четверых было четыре двухместки, и ничего побольше. Нам была любезно предоставлена 4-х местная палатка, я ее даже почти присобачил к рюкзаку, но ее вес оказался запредельным. Тогда Костя мужественно провел дома полевые испытания своей двушки-FreeTime, уложив в нее всех своих родных. Эксперимент прошел успешно, никто не был задавлен, и мы в дальнейшем жили весьма компактно, зато сэкономили на весе очень серьезно — минус 2.5 кг!

Итак, рано утром мы вчетвером — Серега, Галя, Костя и я выезжаем из Иркутска в Ниловку. По пути, на отвороте в Аршан, посещаем позную, которую запомнили по прошлогоднему сентябрю. Позная немного сдулась, на наш взгляд. Кстати, мы там захватили штук 8 чебуреков на перекус. Проглатывая очередную позу, имел неосторожность сказать — "если будем хорошо есть, будем хорошо ходить". СВ-младший тут же конечно все повернул на свой лад, все начали двусмысленно хихикать, и продолжалось это в дальнейшем все шесть неполных дней.

По расчетам Жени Рензина, мы, как недавно зарекомендовавшие себя законченными лосями, должны были к вечеру перевалить на Ара-Ошей. Но что-то в Жениной теории не сработало в этот раз. Хотя до окончания тропы вскоре после Лесорубной поляны все шло очень неплохо. Дорога из Иркутска заняла не больше 4 часов, в Ниловке быстренько пристроили машину, и нашли возможность подъехать до Сухого русла, чтобы не топать по гравийке 6 км с рюкзаками.

Ровно в 13-00 старт по народной шумакской тропе. Как и говорил Женя, примерно через полчаса (точнее — 35 минут, не смотря на все наши старания) выходим на Лесорубную Поляну, где валяется кабина от трелевочника.

Сухое Русло
Лесорубная Поляна
Река Хургуты

Далее — по заросшей лесной дороге, потом по тропе, а затем и без нее, точнее какие-то тропинки все время появлялись и исчезали, а мы топали, держа направление на р. Хургуты. Вскоре мы ее и достигли, немного поплутав, так как попали на очень хорошую тропу, но она нас увела скорее назад, чем вперед. Первая задача достигнута, на речку мы встали, можно и перекусить. Тут начал сбываться метеопрогноз, причем по полной программе. На нас полилось как из ведра, так что пищу — запасенные 8 чебуреков даже и запивать не нужно было, все само заливалось в избытке. Вид у них, правда, у чебуреков, был неважнецкий. В рюкзаке они помялись, перемешались с пластиковой подложкой, которая измельчилась в хлам. Одновременно с приемом пищи натягивали на себя дождевики, любезно помогая друг другу. Сначала мне помог Серега, потом я помог ему, предварительно попросив слезть с высокой кочки, а то, одевать его трудно — будто на дерево лезешь. Дошла очередь и до Гали, которая стонала: "Помогите, а? Меня оденьте, а?". "Слезай, — говорит ей Серега, — и ты Галя с кочки, ты хоть и маленькое дерево, но весьма сучковатое…" За что получил очередной тумак в бок. Далее ничего сильно интересного не было. Вскоре мы вышли на тропу вдоль реки и под дождичком неспешно пошли вверх. Однако в какой-то момент тропа видимо перешла на другой берег, и начались сложности. Склон был изрядно завален, и приходилось не просто его траверсировать, но и перелезать через поваленные деревья, а потом еще и морена, будь она неладна. Камни покрыты мокрым и очень скользким лишайником. Не хватало только Аннушки с маслом. Скорость упала почти до нуля. Потеряли наверно час, пока тропа не вернулась обратно. Время идет, а двигаемся довольно медленно, поглядывая на ГПС. Около 9 вечера принимаем решение вставать на ночевку, так как темнеет, идет дождь, тропа не ахти, а когда будет что-то более подходящее — неизвестно. Встаем, как потом выяснилось, примерно в часе-полутора до границы леса. Лоси из нас в тот день вышли никакие. В лагере какое-то уныние, есть никто не хочет, пить тоже. Чуть не насильно удается накормить народ заваренной быстренько лапшой. Начало выдалось не шибко простое. Валимся спать в начале одиннадцатого и сразу вырубаемся. Дождь продолжался, наверно с полночи.

День 2. р. Хургутыпер. Хургутский — ручей Средний

Подъем поздний, спим до 8 часов. Готовлю овсянку, поднимаю засонь и пытаюсь их заботливо накормить. Попытки выдать добавку встречают сопротивление. Только зазевавшийся Серега проходя мимо с чашкой, получил невзначай полновесную поварешку ценнейшего продукта. Отчего он потерял дар речи, вид у него был как оплеванный, и долго он еще боролся с этим подарком, нудно взывая о помощи. Выходим после 10, приходится несколько раз бродить реку. Часа через полтора доходим до зимухи у границы леса, останавливаемся там ненадолго — нужно подкрепиться.

Впереди скальная ступенька, за ней — граница леса
Зимовье на границе леса
Справа по ходу — высоченный водопад

Овсянка все же не такая и питательная, хватает ее от силы часа на полтора-два, хоть она и была с маслом и сухими сливками. Место красивое на берегу реки, впереди справа виден очень высокий водопад — тонкая струя воды падает с огромной высоты, метров за 50.

Водопад!
Прощальный взгляд на Тунку
Показался перевал Хургутский

Погода радует — солнце, облака, ветерок — не сильно жарко. Наедаемся и идем дальше. Вскоре вдали показывается перевал Хургутский. Я его сразу узнал по фотографии Жени Рензина. Но топать до него еще прилично, не меньше часа до начала подъема.

Такие разные
эмоции от вида
перевала
Он совсем рядом

Примерно через полчасика показал Гале, куда нам нужно забраться. Лицо у нее как-то переменилось. Взлет отсюда выглядел крутовато. Да и наверху там что-то непонятное было, какие-то складки с узким технологическим отверстием. Я тоже немного напряженно вглядывался в эти природные неровности. Следует отметить, что из нас четверых альпинистский опыт имеет только Костя, остальные разок в жизни прошли перевал 1Б под чутким руководством Жени Рензина опять же. Тут, кстати Галя спросила — а что такое 1Б? Серега опять как-то неудачно ответил — "да, одна тут прошла..."

Здесь руководителя у нас не было, поэтому приходилось рассчитывать только на свои силы. Поднимаемся по относительно подвижной сыпухе, не так и круто на самом деле. Аккуратненько так идем плотной группой, чтобы камушек не спустить на ближнего своего. Наконец подходим к узкой расщелине в верхней части. Женя говорил, что там все просто. При виде узкого пролаза мне становится как-то не по себе, тесно, круто, да еще и камни сыпятся. Сразу решаем, что нужна веревка. Костя с Серегой без рюкзаков поднимаются наверх, мы с Галей прячемся от летящих камней. Через пять минут сверху прилетает конец веревки. Подсаживаю Галю, и она начинает подъем. С определенными трудностями ей это удается. Эмоционально приговаривая – "чтобы я еще пошла с вами в Саяны", она поднимается по полочке перед перемычкой. Когда она уже скрывается за нависающим камнем сверху начинают лететь неслабые булыганы, вдавливаюсь в щель в скале, закрываю голову. Мелкие камушки отскакивают от спины, а крупные летят мимо. Через несколько секунд камнепад прекращается — Галя выбралась наверх. Кричу ребятам, что все нормально, а то они там уже перепугались за меня. Кое-как протискиваюсь с рюкзаком в узкую расщелину, отчего меня охватывает радость. Это было самое трудное — пролезть с запасами пищи, а то я прямо уже представлял себя этаким Саянским Винни-Пухом, которому придется съесть недельный запас пищи, чтобы протиснуться в эту щель. Выбираюсь наверх, там еще метров 10 пологого подъема и вот мы все на перемычке.

Вид через технологическое отверстие
Галю спустили
Теперь Костя и Серега
Перевал сзади
Впереди новые горы и долины

Впереди — ручей Средний. Но нужно еще спуститься с перевала. Видим оставленную Женей синенькую петельку и конечно используем ее на спуске. Галю Костя привязывает веревкой, и осторожно спускаем ее, страхуя всей нашей мужской компанией. Следом и мы — несколько метров почти вертикальный участок, но ничего сложного. Дальнейший спуск на сторону Среднего — довольно подвижная сыпуха, спускаемся очень осторожно. Крутовато и камни едут, да и ноги-руки уже подустали. Наконец мы у реки. Ура! Тут вспоминаем, что по запарке не съели на перевале шоколадку. Надо отметить, что запасы сладкого мы доверили носить Гале, как человеку исключительно ответственному. Но мы недооценили ее — она наотрез отказывалась выдавать шоколад, даже когда положено было. Типа он на самом дне рюкзака, да мы недавно ели и все такое... Даже пришлось слегка прибегнуть к насилию.

На сегодня сложности закончились, теперь — до границы леса на стоянку. Тут начались как раз самые приятности. Спустившись немного по реке, видим огромную наледь. Шли довольно далеко от берега, но тут не утерпели, бросили рюкзаки и спустились на лед.

Широкая долина верховий р. Среднего
Красавица-наледь
На наледи
Девушка тоже ничего

Мне здесь нравится
Подледные шалости
И еще ...
Еще чуток

Долгая фотосессия — и на льду, и подо льдом, и внутри него. Пролезаем через ледяную нору, залезаем на толстенную наледь, красота, необычность этого места дали мощный положительный заряд, мы окончательно ожили после перевала. Нафотались вдоволь и еще минут 15 вниз, почти сразу удобное место под стоянку — на песочке, тут же куча дров, практически на берегу реки. И вид — зашибись! Дело к закату, нужно скорей готовить ужин, обустраиваться, что мы и делаем быстренько.

Здесь будет наш дом
Что-то надвигается
Солнце светит не понять откуда
Такое было замечательное утро
Отличные были макароны!

Минут через 45 ужин готов, можно садиться, разливать, но тут ... Сразу такие крупные капли заставляют насторожиться, а через полминуты мы просто пулей влетаем по очереди в палатку вместе с котелком супа и прочими приятными вещами. Началась сильная гроза с ливнем. Ужин — в палатке, впрочем, несмотря на некоторую стесненность, все замечательно. Ощущение праздника. Самый технически трудный участок пройден. Впереди длинный пологий спуск по Ара-Ошею. Мы как-то сразу поняли, что через Связочный и Козлиный мы не пойдем. Во-первых, по времени это весьма напряженно выходило, а во вторых — преодоление Хургутского заставило нас задуматься о своих альпинистских возможностях.

Пока ужинаем, дождь прекращается, кто-то выглядывает из палатки и видит необычную картину — на закате солнце как-то очень ярко лучами подсвечивает тучи. Редкая картинка. Выскакиваем, любуемся, фотаю.

Устраиваемся на ночлег, вырубаемся кажется за минуту.

День 3. Ара-Ошей — р.Жолга — Китой

Подъем опять поздний, часов около 9 наверно. Не спеша завтракаем, собираемся. Сегодня были макароны с сыром, а на десерт — толстый такой какао из Российского порошка. "Эхх, хорошо!" — сказал Серега, почесывая округлившееся пузико.

На небе сначала ни облачка, потом потихоньку начинают выползать красивые кучевые облака. Перед выходом сфотал нашу компанию на фоне всей этой красоты. Место отличное. Выходим в 11, поздновато...

Сначала немного возвращаемся назад, так как по карте видно, что по левому берегу должна быть тропа. Но чтобы перейти реку — вернулись до наледи и спокойно перебрались на другой берег. Действительно — тропа, весьма неплохая.

Минут через 30-40 доходим до правого Ара-Ошея. Его долина очень широкая и совершенно плоская. Рекой это трудно назвать — вода растеклась на множество мелких ручейков, мы их перепрыгиваем по камушкам. И лишь в самом конце натыкаемся на речушку, которую пришлось бродить чуть выше щиколотки. Переобуваемся туда-обратно, надеваем рюкзаки, топаем по долине реки.

русло р. Среднего сужается
Иногда попадаются водопады
А это уже Ара-Ошей
Его долина — очень широка

Тут и падают первые за сегодня капли дождя. Зачехляемся в накидки, выходим на тропу, которая начинает удаляться от берега все дальше влево, в лес и наверх. Далее в течение пары часов мы практически не видим реку, тропа идет в метрах 200-300 от берега. Тропа местами неплохая, но в основном заболоченная. Место, в общем, не шибко интересное, по крайней мере, в такую погоду. Мы стараемся идти пошустрее, выход поздний, а намечено на сегодня много. Часа через два на повороте реки вправо тропа выходит к берегу, впереди видим прижимчик, место красивое, погода налаживается, и голод уже подкатывает. Встаем на обед, перекусить, отдохнуть и обсушиться. Примерно час — обеденный перерыв. Потяжелевшие, какие-то сонные выбираемся наверх по крутому склону, даже очень крутому. Еще часа два ходу и мы выходим на очередной левый приток Ара-Ошея, по которому идет народная тропа на пер. Дабан-Жолга и далее на Китой. Снова приваливаемся. Вообще днем мы обычно проходили без остановок часа по полтора-два, отдыхали минут по 10-15 и топали дальше. Темп был, как правило, довольно высокий. Иногда вприпрыжку под гору, и немного бегом — наверх, “с разгончика”, при этом сзади кто-нибудь кричал — "Это не по правилам!"

Итак, немного отдыхаем — пьем чуть не до упаду, жарко уже очень, а последние часа полтора не было совсем воды. Вот вам и тропа вдоль реки! Дальше идем по отличной тропе на Дабан-Жолгу. Она полого забирает в гору, опять же вдали от речки, по левому ее берегу. Тропа просто замечательная, ровненькая такая, без всяких болотин, камней. И пейзажи обалденные! То лес, то широкая долина в обрамлении разноцветных вершин, в том числе и с кучей дырок природного происхождения. Картинки какие-то нереальные, мы глазеем по сторонам, полны сил, ноги несут почти бегом. Особенно отличается Галя, ее не остановить. Нам даже не удается посидеть на перевале Дабан-Жолга и съесть заслуженную шоколадку. Галя проносится мимо перевала и бегом — на спуск. Бежим за ней.

Впереди — перевал Дабан-Жолга
Справа по ходу — дырявая гора
Позади — все замечательно...
Но что нас ждет впереди?

Вскоре видим наледь и широкую долину реки Жолги. Переходим ее и приближаемся к сужению русла, почти до каньона. Смотрим на ГПС, часы, на небо. До Китоя примерно км 6, а на небе — ужас что, черная грозовая туча неумолимо надвигается на нас. Делать нечего, не останавливаться же, когда осталось идти, как нам казалось, час-полтора. Двигаем вперед, с неба начинает литься, а тропа вскоре резко ухудшается. Мы все время идем по тропе по левому берегу. Но, видимо, это натоптали такие же упорные как мы — по прижимам, кустам, камням. Вроде тропа и есть, но ее как будто нет. Двигаемся очень медленно. Время идет, дождь не прекращается. Где-то часа через полтора-два после сужения русла понимаем, что нужно переходит реку почаще — тропа переходит туда-сюда несколько раз. Так уже получше, полегче и побыстрее. Уже хорошо виден противоположный берег Китоя, постепенно приближаемся к нему. В ботинках давно хлюпает, поэтому особо не заморачиваясь бродим речку без разбору. Немного начинает проглядывать солнце, впрочем дождь не прекращается. И тут включают обалденную радугу.

А впереди ...
самое
красивое

Все уже чувствуют близость финиша, мы топаем уже три часа без перерыва, но я не могу удержаться и несколько раз останавливаюсь что бы сфотать разгорающуюся радугу. Она становится ярче с каждой минутой на фоне почти черных туч и закатного неба. Время то — 10 вечера. Камера в чехле, а чехол под дождевиком, поэтому каждый кадр требует немало времени. Я здорово отстаю от всех. Впрочем, еще 2-3 минуты и я вижу впереди Китой. Ура!! Мы сделали это! С утра мы даже не очень и планировали успеть дойти так далеко. Усталость, правда, чувствуют уже все и давно. Сразу натыкаемся на неплохую стоянку, немного загаженную правда. Как роботы — каждый за свое. Кто занимается ужином, кто палаткой, кто костром. Готовлю я на горелке, так быстрее и удобнее, когда немного времени. Да и дождь только прекратился после почти трех часов непрерывного полива. Ну вот все почти готово, бегом к реке, смыть с себя .. чуть не написал пыль. В общем, окунаюсь в Китой, вода нехолодная, но я уже весь остыл, подмерзаю.

Жолга впадает в Китой
Китой вечером
Китой утром

Бегом к костру, к горячей нашей любимой кастрюльке, к бутылочке красного продукта от СВ-младшего, к теплой компании в конце-концов. Галя отказывается от главного продукта — я, говорит, спирт не пью. Думаю, это от усталости. Зря она это, все подмерзли, нужно согреться, полечиться. Чем мы и занимаемся сугубо мужской компанией. Наедаемся до отвалу, я сообщаю, что завтра с утра будет овсянка, в темноте к счастью не вижу понурые лица участников, падаю в спальник и засыпаю тут же. Где-то под утро меня разбудил возмущенный голос Сереги — "Эй, мужик, хорош уже буквой "Зю" спать, выпрямляйся давай, дай и другим поспать." Это у него по неопытности конечно. Ясно же, если кто-то лег буквой "Зю", тут же все должны последовать его примеру, а не пытаться строить из себя такого длинного и стройного. Мне кстати совсем не тесно было вчетвером в двухместной палатке. Спал замечательно и никто не мешал. Повернулся на спину и тут же уснул.

День 4. Китойр. Жолгар. Ара-Ошей р.Ара-Хубуты

В этот раз мы побили все рекорды. Встали в 9, потом еще долго и вяло собирались. Точнее даже не собирались, а стирали и сушили вещи, завтракали — каша шла не очень хорошо, медленно шла, со скрипом, слезами и даже немного матами. Позднее я узнал, что в то утро меня прозвали злобным Берримором. Не понимаю за что, я очень старался, Галя всегда очень любила овсянку, так и она чуть не визжала при ее каждом упоминании. А есть нужно хорошо, чтобы хорошо .... Потом — купание, загар. Наконец совесть в ком-то проснулась, решили, что надо же и пройти сегодня сколько-то, не все же разлагаться. В 11-20 вышли, самый поздний был выход.

Пошли по своим следам — назад, на Ара-Ошей. Мы решили не следовать совету Жени и не идти по правому берегу Китоя. Тропы там нет, прижимы видно сразу, а что дальше — вообще бог его знает. Посмотрели мы уже на Китой, он показал себя с самой лучшей стороны, песчаные пляжи, спокойная, довольно теплая вода навсегда останутся в нашей памяти. Не будем ничего портить, поворачиваем и топаем назад.

Теперь мы умные — идем быстро по ровному
Широкая долина в верховьях Жолги
Классная погодка
Впереди снова долина Ара-Ошея

Теперь мы умные, переходим Жолгу везде, где положено, все время идем по хорошей тропе, преимущественно по лугам. Скорость поэтому хорошая, выходим к расширению русла намного раньше расчетного времени, на час быстрее, чем потратили вчера на тот же отрезок. Немного отдыхаем, а дальше все совсем зашибись — те же красоты, но под другим освещением. На небе — просто прелесть, редкие облака-белые барашки. И ни одного намека на дождь. Похоже на четвертый день нас впервые не будут мочить.

Быстренько добегаем до Ара-Ошея. Немного спускаемся по мощной тропе. Прошло уже 4 часа со старта, темп был хороший, жарко, мы подустали и проголодались, конечно. Тропа выходит прямо к реке. Лучшего и не придумаешь, встаем на обед. Впервые за 4 дня он у нас полноценный — с костром, чаем и картошечкой-лапшей. Плюс немного мяса и сыра. Купаемся в быстрой реке, валяемся даже после обеда минут 15-20. Сегодня решили рекордов не ставить, и вообще пройтись, не спеша и немного. Впрочем уже км 15 пробежали. Далее — пара часов вниз по Ара-Ошею до устья Ара-Хубутов. Здесь тропа идет в основном недалеко от реки, поэтому местность очень живописна. Попадается красивейший водопад с изумрудным бассейном сразу после падения мощной уже реки. Там же красивый песчаный пляжик, райский уголок просто. Потом был участок тропы по почти белому песку, и в широкой долине стоит одинокая сосна, красиво очень.

Тропа подходит к самой реке
Одинокая сосна
По белому песочку
Еще один водопад и бассейн
Наледь в нижнем течении Ара-Ошея

Уже видны Китойские Гольцы — зубастые вершины с острым гребнем. Впереди у нас сегодня на белом коне — Галя. Она потихоньку ворчит на нас, когда мы останавливаемся по какой-то надобности. Типа — мы тормоза, лентяи и все такое. Девушка выспалась, отдохнула, согрелась и все время рвется в бой, никакой силой ее не остановить. Вот уже подходим к устью Ара-Хубутов, надо уже думать, где бродить Ара-Ошей, а Галя усвистела вперед. Немного ругаем ее, проходим еще метров 200-300 и подходим к месту брода. Сначала река немного настораживает — течение довольно сильное, но неглубоко. Даже по колено кажется не было. Вода не холодная, спокойно переходим. Я успеваю сделать несколько кадров. Ну что же, думаем что это ключевой момент на сегодня, главное мы выполнили. Но время-то — еще только 5 вечера. Еще можно гулять и гулять.

Бродим Ара-Ошей
Да тут весьма красиво!
Почти весь Ара-Ошей под нами

Глядя на карту 500-метровку, на большие зеленые пятна, которыми украшено русло Ара-Хубутов, думаем, что нас ждет пологая, отличная тропинка с великолепными видами. Несмотря на обилие прекрасных стоянок на стрелке, конечно, решаем идти вверх, хотя бы час-полтора до следующих стоянок. Наивные. Сначала как-то с трудом определяемся каким берегом идти. На одних картах тропы по левому берегу вообще нет, на других — она есть по обоим берегам. В конце концов, решаем идти по правому. Встаем на тропу, стартуем и сильно удивляемся. Тропа ведет себя необычно. Она сразу поворачивает в прямо противоположную нужному направлению сторону и при этом довольно круто и долго забирает вверх. Долго так и идем — назад и вверх. Подъем сравним с участком Горелая-ГМС на Хамар-Дабане. Наконец, когда мы уже почти были уверены, что это тропа идет вообще на Китой, дошли до развилки. Сворачиваем вправо, и теперь мы хотя бы по направлению топаем примерно туда, куда нужно. Наконец и подъем заканчивается, выходим в небольшой заболоченный цирк, и тут народная тропа теряется в каких-то промоинах. Видно, что здесь бывают потоки воды — от тающего снега и льда, от прошедших дождей, а на тропу и намека не видно! Бегаем кругами по долинке, ищем и ничего не находим. Идем немного дальше, по направлению к реке, ждем что подрежем тропу. Не тут то было. Ее нет. Достаю карту, ГПС, смотрю, тропа на карте проходит совсем далеко от реки, идем в нужном направлении и минут через 5 находим ее. Ну слава богу!

Продолжается подъем по довольно крутому склону. Ну мы и забрались! Выбираемся на пупырек и далеко-далеко внизу видим чуть не весь Ара-Ошей! Полюбовались и потопали дальше. Уже часа полтора гуляем, а местом под стоянку и, в частности питьевой водой, и не пахнет пока. Дальше тропа периодически выходит на заболоченные участки. Камни, вода, грязь, ничего хорошего короче. Так еще с час. Идем уже не останавливаясь. Я заметил, как только начинаются какие-то напряги, мы ломимся без остановок. Видимо побеждает желание побыстрее проскочить, но никак не получается это “побыстрее”, хоть ты тресни.

Наконец слышим шум реки впереди справа. Это вселяет надежду. Проходим еще минут 15 и выходим на высокий берег реки, начинаются стоянки. Места не сказать, что сильно красивые. Лес какой-то чахлый, река шумит сильно, и мы замотанные опять под вечер. Но, главное -мы дошли, и прошли немало совсем. Километров 25-30 за день все же вышло, вполне нормально. И не поздно еще совсем, около 9.

Как обычно каждый занимается своим делом. Вскоре готов ужин. В этот вечер, видимо как-то особо почувствовалась и сказалась накопленная усталость, тесное общение в узком кругу, назрел маленький кризис в общем. Поэтому было как-то не так весело как обычно. Мне это не понравилось, и я сделал небольшое заявление, уже лежа в палатке. Во-первых с этого вечера я ложусь с краю — у выхода и общий подъем будет не позднее 8 утра. А во-вторых, если будем с такими кислыми рожами тут сидеть, завтра все пойдут сразу домой, это уже вполне реально. Народ критику воспринял правильно. Я занял удобную позицию у выхода, а кислые рожи стали выправляться уже сразу перед сном. Поболтали немного на отвлеченные темы, и заснули необычайно поздно — около 1 ночи.

День 5. р. Ара-Хубуты — р. Баром-Гол — р. Архат радиально

Это, думаю, был самый лучший день нашего похода. Проснулся я в 7, Серега тоже подскочил сразу, видимо очень боялся, что я овсянку опять приготовлю. Вылез контролировать. В 7-40 макароны с сыром были готовы, чай закипал, и я начал поднимать Галю и Костю. Это прошло на удивление гладко, без эксцессов. В 8 все уже стучали ложками, выскребая остатки макарон — настоящий деликатес. Где-то в начале десятого мы уже собрались и пошли вверх по Ара-Хубутам. Почти сразу пришлось бродить на другой берег. Тропа, похоже, опять ушла очень высоко влево и наверх, нам этого не хотелось, а на другом берегу были сплошные поля-луга с низенькой травкой. Ломанулись туда и нисколько не пожалели, идти было комфортно, попадались участки слабой тропы, а потом вдруг подрезали почти дорогу — настоящую народную тропу. Запомнилось место — белый скальник в каньоне, очень красиво. Освещение для фотосъемки правда было очень не удачное. Посидели там, поглазели, перекусили, отдохнули и побежали дальше.

По правому берегу Ара-Хубутов. Вид вниз
А это — вверх, в сторону Хубутов

Сил было полно, ноги впервые за все время сухие, погода отличная, и еще не жарко. Подходим к устью Зун-Гола, и тропа переходит на другой берег. С трудом перепрыгиваем по камням — место удобное, но и река не маленькая тут. Отличное место для купания, я, конечно, не могу пропустить, раздеваюсь и ныряю в воду. Хорошо. Свежо, красиво очень. Дальше тропа идет вверх, взбираемся довольно круто на правый берег реки – кстати, не совсем понятно по картам, это уже Архат? Или еще Ара-Хубуты? Ну и еще примерно час или даже меньше, и мы подходим к очень удобным стоянкам в устье Баром-Гола. Места — море, красиво, удобно, и никого нет. Не расстраиваемся, конечно, просто слегка удивляемся — гуляем который день по народным тропам, а никого еще не встретили, где все шарахаются — непонятно. Решаем отдохнуть как следует, сварить обед и вообще никуда не спешить. Время раннее, часа 2 дня. Так что занимаемся всем строго по плану. Готовим на костре, наедаемся и напиваемся вкуснейшего чаю от Кости, точнее — его мамы. И с круглыми животами расползаемся по коврикам. Сончас — полчаса примерно. Я даже натурально засыпаю. Классный поход по Саянам я вам скажу! Поспать, впрочем, долго не выходит, зверские, хоть и немногочисленные пауты не дают вкусить удовольствия по полной. Поднимаемся, утаскиваем рюкзаки в сторону от тропы в кусты, берем с собой перекус и двигаемся дальше. У нас по плану — верховья Архата с озерами.

Едва переходим через Баром-Гол, сразу видим людей. Серега радостно так — "а вот и первые человеки!" Немного приближаемся и тут видим, что это не просто люди, это наши!!! Мы встретили Лену, Иру и Ко. Их четверо, идут на Китой. В основном порыбачить. Мы примерно знали, когда и куда они пойдут, и даже рассчитали, что они вот-вот где-то должны нам встретиться. Но все равно это было неожиданно, и очень-очень приятно. Еще они сказали, что где-то недалеко от них с тяжелыми рюкзаками идут Витя с Гришей, и мы их обязательно встретим. Немного поговорили, послушали про чудеса с рыбой на Китое, как ее ловят там резинкой из трусов. Тоже похвастались, что мы видели огромную рыбину на Жолге — в самом деле было, напугала меня, когда я снял штаны и полез купаться. Минут через 10 расстаемся, мы двигаем вверх и в сторону Архата, а девчонки уже пообедали и отдохнули, им сегодня нужно дойти до Ара-Ошея.

Идем на Архат, пересекаем болотинку
Каскад водопадов на Архате
Архат в каньоне
Мы над Архатом

Поднимаемся по тропе и поворачиваем направо, выходим на заболоченную большущую поляну, пересекаем ее и вскоре попадаем на тропу. Выходим по ней на высокий склон над Архатом. Вид обалденный — внизу каньон Архата с отвесными белыми скалами. Небольшая в общем то река пропилила ущелье в мягком известняке. Все это обрамляют горные вершины, а над ними — высокое голубое небо с белыми облаками. Идиллия. Полюбовались, постояли и пошли дальше, почти сразу тропа пошла круто вниз, прямо к реке. Спускаемся, там большая наледь, толщиной в рост человека. Но, конечно поменьше, чем мы встретили на Ара-Ошее. Гуляем по льду, и дальше какое-то время идем по его поверхности. Потом лед заканчивается, и река входит в каньон.

Внизу большая наледь
Серьезное препятствие
Вверх по наледи
По полочке над рекой

Идем сколько можем по руслу. Прыгаем по камням, потом переходим на другой берег и проходим по узкой скальной полке. Дальше пути нет — русло совсем сужается. Впереди даже небольшой водопад. Поднимаемся вверх и влево по ходу движения, забираемся на высокий борт реки и скоро попадаем на слабую тропу по лесу. Далее практически все время идем по тропинке, выходим за границу леса и по слегка болотистой равнине постепенно набираем высоту. Проходим какую-то большую песчаную плоскотину- но сейчас к ней не спускаемся, на карте тут обозначено болото. Еще немного и показывается огромное озеро. Прошло уже около 3 часов с нашего выхода со стоянки. Идется помедленнее, чем рассказывается. Серега, Галя и Костя прямиком топают к озеру, а я взбираюсь на небольшой пупырек, чтобы всю эту красоту заснять. Пока гуляю и фотаю, ребята уже раздеваются, и когда я подхожу к ним, Серега ныряет в воду. Вода оказывается необычайно теплая.

Самое большое озеро на Архате
Ну просто курорт
Песчанное болото — так оно обозначено на карте
По песчанным просторам
Оставляя свои следы на песке

Серегу так просто в холодную воду не загонишь. Я следую его примеру. Ныряю, проплываю метров 20 и назад. Вода освежает. День жаркий и эта прохлада очень кстати. Галя бродит у берега, не решаясь забраться целиком в воду. Впрочем, бродит она долго, даже слишком.

Валяемся, загораем, подъедаем наш перекус — шоколад, мясо, курагу и орехи, все не упомнишь. Много и вкусно. Уже 19-00, надо собираться и топать на стоянку. Сюда шли почти 3 часа. Правда, это скорее – просто гуляли, а не шли. Выходим. Спускаемся на песчаную плоскотину. Вблизи оказалось что это просто удивительно красивое и необычное место. Ярко-желтый песок лег ровным слоем. Почти идеальная плоскость. Море пространства, красиво. Интересно – когда эта равнина заполняется водой? Идем дальше, теперь мы уходим от реки вправо, минуя каньон. Поднимаемся высоко, уходя от реки довольно далеко вправо. Идем в основном без тропы. Еще подъемчик, и еще один, Серега начинает беспокоиться, пытается все свалить вниз влево. С трудом удерживаю его от этого, еще немного поднимаемся и видим внизу болотистую плоскотину – это уже совсем рядом с тропой с Хубутов на Баром-Гол. Почти кубарем летим вниз, далее по серпантину, и мы дома! От озера всего 1-10! Здорово. Если не ставить перед собой цели поглазеть на все красоты среднего Архата, то это – оптимальный вариант, короткий и удобный. Как обычно быстренько разбиваем лагерь. Готовим наш последний ужин. Мы уже определились, что завтра выходим в Ниловку и едем в Иркутск. Когда планировали маршрут, думали что в предпоследний день выйдем куда-то недалеко от Ниловки, что бы на следующий день утром выехать уже на машине домой. Но получился немного другой расклад. От устья Баром-Гола легко можно за день выйти и вернуться в Иркутск. Так что мы устраиваем пир – кроме традиционного супчика, в котором ложка стоит что надо, куча мяса, собранный тут же дикий лук, к чаю – вкусное печенье. Наверно кое-кто будет нас критиковать за эдакое обжорство. Но, во-первых, это очень приятно. Во-вторых – от такого здорового питания хорошо и быстро ходится, и, в-третьих, совсем не тяжело. Даже на старте не было ощущения, что рюкзак тяжелый.

Этот день был какой-то очень приятный во всех отношениях, отличная погода. Прекрасная разнообразная природа, купание в горном озере, небольшая нагрузка. Мы совсем не устали. Замечательное настроение, все время — шутки, веселье. Но, завтра по плану — ранний выход. Решаем в 8 уже стартовать. Ложимся рано и быстро засыпаем.

День 6. пер. Хубутский — Ниловка

Подъем первой партии в 6-00 по будильнику. В 6-45 будим Галю и Костю. Завтракаем, собираемся и в 8-10 выходим. Идем бодренько, хоть и с остановками. Ровно в 10 – мы на перевале. Хорошо. Еще совсем утро, не жарко, для июля это наверно одна из основных проблем. Я, например, лучше буду весь день под дождем идти, чем в 30-градусную жару. Минут 20 отдыхаем, традиционная шоколадка и топаем вниз. С этой стороны перевала подход на границу леса очень длинный, хотя короче, чем с Шумакского. У нас до границы леса получилось примерно 2 часа, с небольшими остановками — пособирать саган-далью, окунуться в ручей, ну и попить да полежать тоже надо.

На Хубутском
Это не Куда случаем?
Выход в Тунку

Первые люди стали попадаться именно на границе леса, на самом спуске. Довольно крутой участок, когда входишь в лес. Все, значит мы уже почти дома. Доходим до места, где тропа идет почти вплотную к Хубутам. Останавливаемся минут на 40, обедаем. Надеваем рюкзаки, капают несколько капель дождя. Но нас не испугаешь. Мы даже накидки не достаем. Пугается дождь и прекращается через 5 минут. Минут через 30 выходим на стоянку у развилки троп у озер. Там конечно толпа, ребята выходят с Шумака. Здороваемся и топаем дальше без остановки.

Костя говорит, что отсюда до Сухого русла часа 4 хорошего хода. Блин, что-то многовато. Ноги уже слегка гудят. И жарко. Хорошо еще, что все время спуск и вокруг лес — не так печет башку. Костя идет первым, теперь он у нас лидер, Галя похоже свое отбегала, держится в хвосте, впрочем не особо отставая. Я с трудом держусь за Костей, вот еще один лось подрастает, ужас просто. Идем в общем не очень медленно. Один разок остановились надолго. Минут на 20 наверно – тропа отвернула к Хубутам, сбегали за водой и искупаться. Возвращаемся, идем дальше, какие-то знакомые места встречаются, я здесь ходил на Шумак лет 7 назад, совсем нулевым чайником. И вдруг – кабина трелевочника. Глазам своим не верим. Это же часа 1.5 прошло от развилки троп. Костя с Галей убежали вперед, пока я купался, пытаемся догнать хотя бы Галю. Поскольку на старте мы этот отрезок прошли за 35 минут, сейчас с пустыми рюкзаками и под гору думал, что уложимся минут в 28. Идем как можем быстро, ну разве что не бежим. Время идет, а Сухого русла все нет. Все уже сточилось и израсходовалось. Ровно через 35 минут выходим к Сухому руслу. Мы – трупы. На часах — 16-00.

В голове одна только мысль – ну, сейчас на нас накинутся желающие подзаработать на туристах водители на разнообразных авто. Вместо этого видим штук 15 оставленных туристами машин и одинокую бурятку, присматривающую за лагерем. С транспортом полный облом. Все в унынии, еще 6 км до Ниловки. Большей частью по гравийке. Местная жительница поит нас водой, немного поговорили с ней, душевно как-то. "Ну что, сходили хорошо?" — спрашивает. "Угу"- едва ворочаем языками. "Еще пойдете?" — тут уж мы все смеемся, вид у нас был видимо такой, что возникли сомнения, пойдем ли еще. Посидели минут 10, пошли дальше.

И тут происходит чудо, вы не поверите. На спуске уже к дороге на Ниловку, навстречу мне вдруг выезжает такая вся сияющая серебристая тойота-такси с шашечками на крыше. Останавливается, внутри вальяжно развалившийся с голым пузом таксист, любезно предлагает подвезти до Ниловки по 100 р. с человека. Подходит Галя и спрашивает, откуда такси? Ну как откуда, вызвал же, сразу как пришли на сухую речку. Типа все по плану, как же иначе то. Счастью нет предела. Едем в Энергетик, весело болтаем с шофером. Откуда-то появляется бодрость, настроение и аппетит. Чувствую, что страшно хочу фруктов, хоть чего – но сочного, сладкого и много. Грузимся и летим по дороге, скоро – Кырен и куча счастья в виде мультифруктовой смеси. Я не отрываюсь от руля, а Серега заталкивает в меня очищенные кусочки разнообразных, сочных фруктов. Сок течет по щекам, из динамиков несется «Ромео и Джульетта» Прокофьева, авто мчит нас домой. Тоже счастье!

Sergey V

Вячеслав ПетухинПриятно сходили!

Сергей, что-то с выходом на Ара-Ошей ты где-то напутал. Или в походе или при написании рассказа.

Сначала немного возвращаемся назад, так как по карте видно, что по левому берегу должна быть тропа. Но чтобы перейти реку - вернулись до наледи и спокойно перебрались на другой берег. Действительно - тропа, весьма неплохая.

По фотографиям видно, что вы ночевали на границе леса на ручье Среднем. А по нему нет смысла идти по левому берегу. По правому намного короче, да и тропа по правому получше, чем по левому. Что-то я не знаю карты, на которой по левому берегу Среднего была показана тропа.

И на фотографиях с этого места подписи неправильные. "Иногда русло Ара-Ошея сужается", "Иногда попадаются водопады" — это явно не на Ара-Ошее (на Ара-Ошее ниже устья среднего тоже есть сужение, но совсем не такое), а на Среднем. Немудрено, что там русло узкое.

Про тропу по правому берегу Ара-Хубутов интересная информация. А то я толком не знал, есть она там или совсем нет. Хорошая тропа по левому берегу (верь отчётам, а не картам!).

Она не на Китой, она на Яман-Гол. Если надо на перевал Обзорный (тоже интересный вариант маршрута), то надо именно по этой тропе — по-другому плохо.
05.08.2010, 17:27:10 |
Sergey VДа, Слава, насчет Ара-Ошея тут у меня не совсем точно. Конечно это мы еще по Среднему шли и водопад на нем, тот самый про который Женя писал и говорил. "Стакан" . Но вот тропа по Среднему. по левому берегу была точно. Возвращались совсем немного, минут 5 максимум, что бы спокойно пройти на другой берег по наледи. Ну и то что русло сужается, да — это р. Средний.

Тропа по Ара-Хубутам — да, дорога почти. Теперь интере сно сравнить — как там по левому берегу. Просто мы уже переобулись, и не захотели еще раз бродить, раз есть вариант не мочить ноги :-)
05.08.2010, 21:39:00 |
Sergey Vнемного поправил текст и названия к фотографиям про р. Средний
06.08.2010, 08:42:29 |
Ярослав ГладунМОЛОДЦЫ.
Душевный поход, прекрасный рассказ. Гале привет, с ней весело.
06.08.2010, 09:34:09 |
Игорь КлименкоХорошо сходили! Отчет отличный!
Все, засобирался в те края
06.08.2010, 11:36:27 |
Елена ЗдОрово, Серёжа! Так подробно описал маршрут, места, что всё легко узнаётся. Там действительно очень красиво, сразу за пер.Дабан-Жолга мы вообще считаем пейзаж лунным, не иначе. На Ара-Ошей есть великолепные водопады, а Китой вообще красавец. Мы пожалели, что при встрече с вами так обрадовались этому событию, что даже не сфотографировались вместе.
07.08.2010, 14:11:55 |
Sergey VНу вот как всегда, отвлекаешься на окружающую красоту и забываешь про нас, любимых. Эхх, до нас тоже через полчаса только дошло, что забыли сфотаться вместе. За участок маршрута до Китоя через Дабан-Жолгу — отдельное спасибо, Лена. Пошли туда по твоему совету и остались очень довольны.
Ребята, всем спасибо за теплые слова!
07.08.2010, 19:44:11 |
Владимир МедведевЗамечательный рассказ, отдохнул душой ну "овсянка сэр..." это сила. Кстати ребята когда ходил в прошлом году на Шумак черех Хубуты, перевалы "Гранатовый" "Надежду" и "Горных духов" выручала отечественная сырокопченная колбаса. Ее преимущества вес небольшо,й каллорий достаточно и главное не портится (начало августа). Иногда бросишь кусочки три на сковородку заскворчит, добавишь в кашу и как-то она лучше проскакивает.
10.08.2010, 16:17:42 |
Станислав НоркинСергей, отличный отзыв. Вчера наконец-то руки дошли прочитать.. места красивые, да и вы молодцы. К концу похода расходились.. стали рано вставать... обычно наоборот. :-)
11.08.2010, 11:15:32 |
stydendВ который раз с удовольствием прочитал про наши подвиги и посмотрел фотки. Надо отдать должное автору, ведь если б не он и его энергия, поход не состоялся бы вовсе и .... не повидали бы мы этих мест прекрасных!!! Не вкусили бы новых ощущений! А такжо не поимели бы полноценного представления о том, что за зверь эта "Овсянка, сэр!"
13.08.2010, 21:44:41 |
Игорь БлиновНу вот Сергей, добрался и до твоего рассказа! Читал с упоением и очень медленно, чтобы все ваши ощущения пропустить и через себя. Пока, в силу обстоятельств, путешествую только с вами на сайте....но ничего дело временное. Спасибо за увлекательный с юмором рассказ и конечно за очередной для меня маршрут, который отметил на карте и положил в копилку на будущее. Интересно, как там сейчас, спустя 6 лет....Даже на Шумаке уже не был с августа 2013-го....Дальнейших тебе увлекательных походов!
18.01.2017, 15:32:08 |
Sergey VИгорь, спасибо за добрые слова! Примерно в этих же краях были в 2015, точно скажу — хуже не стало! :) И маршрут 2010 года нисколько не потерял, отличный маршрут. Да и варианты есть — и удлинить и упростить и, наоборот, и разнообразить!