“Целью похода была самая высокая точка хребта Яблоновый, что в Читинской области, – гора Кусотка (Косотуй) 1678 м.”... У Александра Резницкого (С.Р.) уже имеется фотоповесть по адресу: http://www.ar-video.xost.ru/Bada_2010.htm, но там в основном технические описания, мне же захотелось поделиться личными впечатлениями и переживаниями. Данный рассказ был написан сразу после похода, поэтому любые совпадения с вышеуказанным материалом – чистая случайность))

Утром 1 января 2010 года обнаруживаю себя на кухонном полу между двумя куртками. (Не подумайте, что среди биологов нет джентльменов, просто квартира у Андрюхи не резиновая, а число вместившихся уже и так удивляло. На кухне спали самые стойкие!) С ужасом понимаю, что вечером – поезд, а у меня конь не валялся, точнее, именно он и повалялся в вещах.

К обеду добралась до дома. Без паники и нервов начинаю поспешать. Чем ближе к отъезду, тем чаще звонит Горнов (А.Г.) и напоминает о времени этого самого отъезда. Всеми силами пытаюсь убедить, что ни за что не опоздаю. С занудной пунктуальностью прибыла на вокзал. Ну вот, наконец-то перрон остался позади. Мы с Володей покупали билеты в последний момент и потому оказались в другом вагоне, а теперь пришли в командную ставку на смотр войск и вообще познакомиться. Ох, и волнительно же это было!

Саша, Саша, Толя, Сережа... очень приятно, Женя.

После переклички Горнов объявил раздачу слонов: носки, шапки, рукавички, жилетки... на стельках я сдалась. Их тут же обрезали и вставили в мои ботинки. Большинство вещей вернулось в хозяйский рюкзак.

- Ну, смотрите! И не говорите потом, что мерзнете.

Познакомившись, но никого не запомнив, пошли спать в свой вагон через весь состав.

-Филиал пошел к себе, — зашушукались оставшиеся.

Еще в городе я решила, что буду спать в пристроенной палатке к основной, так называемом филиале, так как первый опыт спанья в “Зиме” можно приравнять с парилкой в бане. Наивная!! Но об этом ниже.

Дважды наивная, надеялась отоспаться за новогоднюю ночь. На нижней боковой полке у выхода спать невозможно!

В 3.30 проезжали Улан-Удэ. На табло -34 по Цельсию, что-то нас ожидает...

Автор

Небольшое отступление: на этот момент я ни разу не ходила на лесных лыжах и вообще в этом ничего не понимала. Всецело доверилась позвавшему меня Володе.

"Бескиды" дали старые знакомые, но уже без тросиков и пружинок, их заменили репиками.

Не было б надписи — полезли б купаться
2 января

Станция Бада. Стремительно вывалились из поезда, перетащили свой скарб в здание вокзала и сделали вид, что все 10 дней собираемся жить в нем. Уборщица несколько раз выясняла, когда же мы, наконец, освободим поле её деятельности, при этом угрожающе сжимала веник в руке.

Первое измерение термометра показало 39. Памятуя ранее сказанное командиром: "ниже -35 — не идем", остались ждать потепления. Через час (около 11 утра) было уже -42. И страшно, и любопытно уже выдвинуться вперед.

На вопрос А.Г.: "Почему у вас так холодно?" житель Бады ответил: "Сибирь!". Крыть было нечем.

-41! Потеплело!! По коням!! Мой экспериментальный линолеум в качестве волокуш был воспринят с юмором. Меня это нисколько не огорчало. Морально я готовилась ко всему: от насмешек и издевок до пренебрежения и игнорирования – на всякий пожарный случай, чтоб не расслабляться. Володя доработал мои веревочные хитросплетения, и получилось весьма недурно. Если бы первые километры пролегали не по поселку, то кто знает, сколько бы "жучка" меня выручала, но на пути был мост с острыми металлическими заплатками. И вот мой «спиногрыз» занял место на моем же горбе на самых законных основаниях. Остальные впряглись сразу, там дела с волокушами обстояли гораздо грустнее. Остальные… Пока с трудом различаю своих спутников по именам, а сейчас еще и в лицо. Оказавшись во власти мороза, мужики обросли инеем и масками.

На каждом передыхе А.Г. справлялся о моем самочувствии. Мелочь, а приятно. Пройдя часа 4 свернули на лесосеку и затаборились в полста метрах от дороги. Работа закипела мгновенно. Оркестр! Каждый был на своем месте в слаженной команде. Мне же приходилось заглядывать в глаза начальству и угадывать, где в данный момент от меня будет польза, а где и зашибить ненароком могут (в совершенстве научилась на стройке у друга). А вообще в мои обязанности входило следить за лопатой и радовать взор.

Первый вечер
Я поспешила угодить ребятам с ужином, и за 30 минут ожидания вода почти выкипела, а борщ (борщевая химия, макароны+гречка и соевое мясо) превратился в супокаш. Впервые встречаюсь с людьми столь потрясающе разборчивыми в еде: без соли, заварки, мытья котлов и посуды – настоящий рай! Конечно, в тех условиях выпендриваться и варить себе геркулесовую кашу было бы чистой воды безобразием. Но то, что не навязывался черный чай при отсутствии других жидкостей не могло меня не радовать. Хотя, кроме меня никто этой радости не разделял и Горнова не поддерживал.

После принятия пищи и распития..

- Восколько подъем?

- В -35.

Я сделала “ход конем” и осталась в основной палатке.

- Сегодня в филиале спит Якшин, завтра – я, – прогремел А.Г.

Радовали ночные объявления температуры: 42, 44.

Последним дежурил Николаич (С.П.), мой сосед справа, и, когда он ушел, я поняла, что больше поспать не удастся.
Первая ночь)

3 января

Яблочки нынче по 45.

Не спалось уже давно, но все же под полуторами спальниками теплее, а снаружи себя хорошо чувствует только нос. Выходить ужасно не хочется. Совершила над собой усилие и села — уже пол дела. Филиал дольше всех не вылазил, толи пригрелся, толи примерз.

На лесосеке

- Нас ждет санаторно-курортный поход, – А.Г.

- Осталось только определить, в какой части палатки курорт, а в какой – санаторий, – С.Р.

Завтрак был фирменный, от Николаича. Говорит, что это всё, чему он научился у жены. А на кухню заходит лишь мыть посуду (в этом месте я позавидовала его жене).

На раздачу чаще остальных садился А.Г. Сегодня я в первый раз выслушала от него упрек по поводу отсутствия чашки и заменяющей её кружки. На самом деле чашка была, но сначала мне было лень её вытаскивать, а после завтрака еще и боязно: чашка по объему уступала кружке.

За бортом -40. Решаем пойти на разведку.

- Есть мнение, что лыжи нам не понадобятся.

- Из-за отсутствия снега?

- Из-за присутствия дороги.

Уже через 200 метров попалась “таблетка”, водитель Сергей вернул нас до лагеря и переговорил с А.Г. Договорились, что завтра подвезет до перевала. Хорошее начало лыжного похода. Дорога действительно не входила в наши планы. Появилась она совсем недавно, на карте не обозначена, куда петляет и как долго – точно никто не мог сказать.
На разведке
Была одна, но по умолчанию она заросла. А эту организовали в зимний период (с первых морозов до первого перевернувшегося самосвала по весне) для вывоза леса. Прокладывали её непонятно, главное — подальше в лес. Дело обстояло так: ехали мужики на тракторе. Один: “ну, куда дальше?” Второй: “...давай — вправо!” И дорога стала ВПРАВО.

Сергей уехал, а мы снова пошли гулять (я, С.Р, С.П, С.Я, В.).

Поднялись на холмик, вышли на Кусотку – реку, прошли километров 7 и вернулись. Всё!-стерла обе ноги. Из-за стельки в ботинке нога находилась выше положенного привычного места. -37 сменилось на -28, а
Ремонтируюсь
я вышла к костру клеить мозоли. Конечно, чтоб обратили внимание и пофотографировали)) Не, просто мне так было удобнее.

Человеческие лица приобрели имена, фамилии и отчества. Я оказалась в самой замечательной компании!

Толя, поначалу казавшийся здесь случайным, самый молодой после меня. В его голубых глазах утонула на третий день.
Толя Борозненко
До этого я в них не заглядывала. На самом деле легкий, активный, доброжелательный и напористый (“барды – они все бесцеремонные” — С.Р.).

Саша Резницкий, начиная со второй ночи мой постоянный сосед. Одно
Саша Резницкий
дело, когда храп где-то ТАМ, другое, когда с ним соприкасаешься. Мои эмоциональные вспышки сдерживал внешний вид Горнова, привыкшего к Леонидычу основательно. И мне приходилось включать равнодушие, дожидаясь второй час возможности выйти из палатки, т.к. С.Р. одевается на выходе. Постоянно всё роняя и тут же теряя вынудил меня взять над ним негласное шефство.

Александр Горнов
Александр Горнов – что тут сказать? Начальник и авторитет.

Саша Панасенко (Николаич) – обладатель замечательного приазовского акцента. В процессе сборов еще более интересный персонаж, но в отличие от Леонидыча, он всё делает быстро, по два раза и, как кажется порой со стороны, необходимости в этих действиях нет. Саша же имел свое мнение: он доставал всё из мешочков, складывал, снова доставал,
Саша Панасенко
менял местами и мучился: правильно ли всё сложил и всё ли, что надо, достал. Неутомимый доцент кафедры физкультуры и ремнаборщик.

Сережа Якшин остался для меня наибольшей загадкой. Он единственный,
Серёжа Якшин
кто не говорил: “я!” Не пытался всех поразить талантами (меня одну, только я не была с ним знакома). О нем почти не говорили, его ни о чем не спрашивали, сам же он в разговоре мог перейти на доверительный шепот. Постойте! Его спрашивали! И очень часто! “Ты выдашь нам сухари?”, “А когда будем есть сыр?”, “А колбаса еще осталась?” Все вопросы сводились к его обязанностям завхоза, спокойного, доброго и скромного. Он обычно отвечал: ”Ну, давайте достанем”.

Наконец, Володя — ответственный по медицинской части. Сказать про него могу лишь одно, но он от меня уже сто раз это слышал, повторяться не стану. Великая ему благодарность, что первая, кому он позвонил, была я.
Володя Кузьменко

Ужин опять готовился мной. Вновь гречка, макароны и борщ с соевым мясом. Вода снова сошла на нет. Встал вопрос о количестве еды и о том, что хочется жиденького. Спасибо Николаичу. Он нахваливал очередной кашесуп и вспоминал всю неделю. Спасибо тебе, Саша, что не дал развиться комплексу неполноценного кашевара!

В палатке начались великие переселения. В филиал мужественно ушел Горнов, сославшись на свой морозостойкий спальник.

Ночью запустили безжалостный эксперимент по перекатыванию на освободившееся место. Только-только я начинала погружаться в сладкое забытие, как меня тут же куда-то сдвигали. Я отдежурила с каждым из них!! Думала, что утром взорвусь, но, спешу успокоить, этого не произошло, вечером все дружно посмеялись.

4 января

Леонидыч отрапортовал о готовом завтраке и принес котел с нечто. Что-то кошмарное заполняло его до самых краев. Вроде обычный рис. Ага! Как бы не так! С начинкой! Из изюма, мандариновых родственников и песка, и даже не сахарного, а самого обычного. Насобирать его среди снега – тут нужен огромный талант. Еще одно фирменное блюдо. Скрипя зубами...нет, я старалась не скрипеть, а глотать сразу. А потом придумала глушить песок сухарями. Весь котел не перебороли. Но точной судьбы останков Нечты не припомню.

В 12.15 приехал Сергей и всех увез на перевал. При развороте он влез в снег, и колеса откапывали лыжами, руками и ногами. Я сочувственно стояла в стороне.

Итак, мы на высоте 1400, проехали 23-25 км. Осталось только сориентироваться, в какую сторону идти.

Отошли от дороги метров на 20 для приличия и встали. Палатка, костер,
Черное на белом
дрова, все дела. От показаний градусника на душе потеплело: -25, к вечеру -29. Красота! Хотя, фиг бы кто уговорил меня прокатиться с Трудного в такой день, будь я дома. Вместе с Толей пошли за лапником. Я ломала, он – относил. Жертвой выбрали заваленный кедр неподалеку.

-Хорошее место под берлогу. — Сказал Толя и ушел с мешком. Я осталась.

Ага, хорошее. До медвежути хорошее. Чтобы не разбудить предполагаемого дядю Мишу, я сбавила тон хруста веток до минимума и очень обрадовалась возвращению Толи. Теперь, если что, вдвоем, может, и отобьемся.

Ужин – жидкий, как и хотелось. Разнообразия в крупах не было. Были лишь их разные пропорции.

Слово о снеге.

Сразу почувствовала его особенность. При отсутствии соли в пище и употреблении только талой воды не ощущалось нехватки всяких там веществ. В результате не было жажды. Мы, конечно, попытались вспомнить, какие тут поблизости химические заводы, но, думаю, дело не в этом. Такого снега еще нигде не пробовала.

“А мне вчерашний борщ понравился!” – заметил Саша П.

5 января

Утром пятеро из нас были отправлены в разведку и тропежку. Я попросилась посидеть с мозолями в лагере. Горнов остался со мной. Разлагаться не пришлось. Вышли они, мягко говоря, не рано: 11.30 (-27), ходить будут в лучшем случае до темноты (до 17.00). Нужно было успеть наготовить дров на две ночи и день.

- Пилила?

- Уже срубленные.

- Самый большой травматизм при валке деревьев. Недопиливаем до конца, с другой стороны не доводим до края. А потом ныряешь в безопасное место, не боясь показаться смешной.

Кедры, елки, гнилые, сухие... Натаскали стволов.

Я уже схватилась за инструмент.

- Нет. Мы же будем ПИЛИТЬ. Процесс этот долгий и увлекательный. Нужно устроиться, чтоб было удобно.

Он подкатил чурочку, я тоже. Сидим, пилим, на небо поглядываем, ведем неспешные беседы. Сказка!

В пол четвертого вернулась первая группа: Николаич, Сережа и Толя. Саша с Сережей рассказали, что смогли. Есть повод задуматься, почему Резницкий так отстал. Володя, конечно, его не бросит. Он же там в своих кожаных! Да еще и тесных! Не подморозился бы. Смеркалось, на градусомере -29. Раздался хруст – ну, наконец-то, приехали.

Опасения не напрасны, палец на ноге дал о себе знать. Второй ужин разбавился водой, разогрелся и занял место в желудках опоздавших.

Подышав воздухом и “подсчитав оленей” возвращаюсь и застаю почти всех над картой. Вклинилась между ребятами. Все свелось к тому, что тропежники не дошли — “березок испугались”.
Кедрушки — мохнатушки
Затем последовали деление на группы и подгруппы бегущих, отстающих и запрет на фотосессию.

- Как ты себе это представляешь? Ты бежишь впереди, у последнего ломается крепление, весь ремнабор у тебя, — А.Г.

- Два ремнабора или подождать, — А.П.

- Остаюсь, жду, и на обратной дороге вы меня подбираете окоченевшего.

Не, тут не то, что ежу, мне понятно, что ремонтник должен идти крайним с конца. Это место и займет завтра Панасенко. Идем одной группой. Я еще не знала своих сил и ощущений, поэтому решила записаться «в послабже». На вопрос, что кому нужно, все, за редкими исключениями, ответили, что гора. Значит, цель – гора. Идут все? Да. Идут – все. Теперь встала новая проблема: мы находимся в 10 метрах от дороги, лесовозы каждый день ездят на работу, так что вся Бада знает о нашем здесь присутствии. Стратегически важный набор необходимо закопать. Каждый сам для себя решил, что он унесет с собой подальше, но часть продуктов, топоры и пилы припрятали сразу. Перед отбоем В.К. сделал заявление: палец болит, усугублять не хочет и остается в лагере.

- Ты нам все планы поломал! Мы ж уже все зарыли! Так что теперь тебе задание: в радиусе 100 метров от лагеря закопаны продукты, необходимо их найти к нашему приходу.

6 января

Вот они — яблоньки!!

Ночь пролетела незаметно и внезапно взорвалась врезавшейся в сон командой “подъем!”. Быстро налопалась пельменей и выскочила разбираться с лыжами. Володя принялся помогать. Как же хочется
Хребет Цаган-Хуртэй с Яблонового
сказать: “Я – сама!”, но, при полном отсутствии понятия, как это делается, стою и смотрю. Обулась, попрыгала, поболтала ногами.
Белые наступают
Разулась. Вновь обулась, теперь – сама.

Пробежалась метров 100.

До чего же это восхитительно! Утро, мороз, скрип снега, а ты в нем не тонешь!! Вернулась к лагерю:

- Предлагаю выход перенести на полчаса раньше!

Через час:

- Ну, пойдемте уже!!

Дядя Саша о состоянии готовности моих лыж и креплений справился у Володи. Тот отчитался. Меня даже не слушали!

- Ну, смотри, если что-то не так пойдет, шкуру спущу.

- Я ведь здесь остаюсь!

- Всё равно. Спущусь и спущу.
Приятный сюрприз, днем бы раньше

В 8.55 мы вышли (-28). Через километр встретили рабочее новое зимовье. Вполне удобное. Затем выше, глубже, интереснее. Еще одно зимовье, развалившееся, у заросшей, но отмеченной на карте дороги, которую, как и предположил дядя Саша, вчера не заметили. Так и шли молча. Пожалела, что подписалась под тихим ходом. Хотелось рвануть, да нельзя. Зато есть время любоваться окружающей таинственностью леса.
Яблонька
Маленькие кедрушки, укутанные в шубки, казались причудливыми зверушками. И повсюду следы, следы...

Две горы прошли, вот и страшная кустарниковая поляна, где кончается лыжня.

- Серега! Ты че по кустам ломишься? Есть же открытое место!

- Хотел посмотреть, куда лось пошел.

Через три с половиной часа ходу моя левая вылетела из крепления.

- Николаич, к Жене – разбирайся.

Со мной справились одной веревочкой. Довольно быстро догнала впереди идущих и... Оппа! Тригопункт среди леса! Даже если захочу сюда вернуться, самостоятельно уже вряд ли найду. Тем более к тому времени деревья еще подрастут.

Богом забытый и людьми, опаляемый солнцем, обдуваемый ветром и засыпаемый снегом он тихо и мирно гниет на высоте 1678 метров и являет собой высочайшую точку Яблонового хребта с именем Косотуй. К восхождению подошли основательно и без промедлений полезли на рукотворное строение. Ступенечки хлипкие, за бревна не держаться и вообще – опасно для жизни.

Ребята защелкали затворами.

Докурю и — обратно
- Пойду вниз, а то я как белая ворона – одна без фотоаппарата.

В первый день я рискнула его достать. Аккумуляторы сразу показали, что на нуле – подмерзли. Я (хватило же ума!)...подышала на них и вовнутрь ф/а!! Всё тут же покрылось инеем, конденсатом (или чем там должно покрываться? я — не физик, мало что понимаю), в голове мелькнуло: “капец”, убрала его и больше не доставала, пока сам хорошенько не просохнет.
Гул затих, он вышел на подмостки...

Вид с вершины))
Сережа, как водится, написал записку.

-Только вздумай написать меня РИзницкий! Тогда я всю жизнь буду ходить в Онораке.

Закусили-выпили и поспешили вниз. Пришлось встать в снег. Пока идешь на лыжах, как-то даже не допускаешь того, что здесь может быть по пояс. Привыкаешь к безнаказанности топтания этого белого пушистого одеяла.

Улыбка с меня не сходила весь день! Чего врать-то? Весь поход!! (спустя месяц и еще три скажу, что она перестала вообще с меня сходить, как у девочки в каске).

На открытых местах можно разбежаться по насту и не быть привязанным к лыжне. А деревья...все укутаны. Дерева и не видно, оно в некоем Белом. И это Белое — везде. Столько серебра за один раз! Все-таки лес там сказочный. Мдаа, “я многое поняла, и, если бы у меня была вторая жизнь, я бы провела её здесь..(с)” Но не надо забывать, что с заходом солнца начнет холодать резко и безжалостно.

- Дядь Саш, можно я пойду до солнечной полянки?
Река Кусотка, левый хилокский приток

- Можно.

Так небольшими перебежками скакала первой, Никалаич и Леонидыч всецело отдались запечатлению красот на память, Сережа и Горнов, обладатели мыльниц, были мобильнее в этом плане. Меня же ничто не держало. Наоборот, подстегивало двигаться, смотреть, дышать,
В зимних шубах
запоминать каждой клеточкой мозга и сердца. Временами замирала на солнышке и слушала тишину. В тишину врезался дядя Саша. Из-за кедрят и березок показывался командир с убеленной инеем бородой, крупный и уверенный
А над Канадой небо синее...
в себе. Вот с кого нужно было писать Морозко. Осталась еще одна горушка. Он посмотрел на меня:

- Ну, Женя, давай!

Я это расценила так: вали вперед и никого не жди!

Даже не спросив, до какого места мне это можно делать, учесала вниз.

У разваленной зимухи дождалась Толю.

- Команды “ждать у зимовья” не было?

- Нет.

На “нет” и суда нет.

На последнем обзорном месте накорябала на снегу “Мы пошли домой”. Да обзорных мест вообще было по пальцам пересчитать.

Володя встретил троекратным “УРА”!!

Достижение цели расслабляет и веселит. Эмоции были самыми положительными. Не Монблан и не Эльбрус, но – ЦЕЛЬ, и мы смогли сквозь леса и морозы её найти, а это вам не хухры-мухры, фигушки воробьям показывать.

Редкий случай — у костра не только дежурный
Толя предложил намешать к приходу ребят целебный напиток и тут же начал алхимить. Я ради такого дела не поленилась достать пробирку с 20 мл боевых. Непьющий Вова ушел варить ужин.

Остальные без происшествий дошагали. Время хода с момента выхода первого до момента прихода последнего в 16.45 – 7 часов 15 минут.

Огласили 27 градусов.

Вечером Саша П. снова достал свою мегашоколадку и снова за неё побоялись браться — в ней было всего 6 долек, и не хотелось лишний раз ломать голову, как же их делить. По кругу гуляла кружка с каркадэшным спиртом.

Толя как всегда что-то рубит. А.Г. сидит на раздаче. Кроме него иногда этим занимался А.П. и еще реже Сережа. Все зависило от того, кто не разулся. Я чего-нибудь чистила и искала в "зеленках" нужности. Праздник продолжался, как вдруг вспомнили о недавно пропавшей колбасе. Ведь была же! И нету! На кого думать? Мы с Горновым были свидетелями друг другу и ручались, что не мы. А вот Володя оставался совсем один...свалили всё на него.
Саша мужественно заступился за меня и сам всё доел

Я в очередной раз выслушала ворчание дяди Саши по поводу моей кошачьей мисочки. После ужина вычищать котел “в наказание” поручили мне, но есть уже совсем не хотелось. Я поплакалась, и Саша Р. меня пожалел. И даже спас!

7 января

Утром подорвалась с последним дежурным.

Солнышко еще не вышло. Сумрак. А меня энергия аж подбрасывает. Впрыгнула в лыжи, убежала за зимуху и вернулась прямо к завтраку. Даже шоколад уже нарубили. Каждому достался кусочек с половину моего кулака.

Кадры из жизни животных)
Николаич сидел у печки и, видно, спарившись, снял свитер. Потом подумал и выдал:

- Нет! Я ли не доцент кафедры физкультуры?!

И принялся снимать штаны.

- Николаич, что, доцеты кафедры должны есть голыми?

Но Николаич только отмахнулся. После утренней каши Саша приступил к утренней зарядке.

- Конечно, всего лишь 22, ты бы так попробовал в 44!

Володя и дядя Саша
Саша был в ударе и купался во внимании к себе. После пробежки, разминки, стойки на голове и опрокидывания в снег он, не теряя достоинства и почти нехотя пошел погреться. Снова вышел для демонстрации “жизни рябчика”. Из того, что показал Николаич, мы поняли, что рябчики живут в сугробах присыпая себе голову снегом.

В обед впятером отправились на истоки Мултуна и Унго. Первые 6 км. мы
Незапланированная дорога
несли лыжи, все последующие – они нас. Нужно было пройти немного по дороге и свернуть, где понравится. Или вообще где-нибудь. Саша изнылся:

- Просто нагрузить себя я могу и дома.

Мы все можем. Грустно было уехать в такую даль, чтобы ходить по дороге с лыжами на шее. Володя по техническим причинам лыжи брать не стал и остался не при делах. Мы же, неугомонные и бесстрашные
Ориентируемся на местности
первооткрыватели, пустились в путь. Довольно скоро обнаружили русло реки Пр.Верхн.Мултун, запечатлелись на его фоне и полезли дальше через буреломы и буераки.

- Тут даже заяц прошел! А мы чем хуже? Тоже пройдем.
Под снегом р. Прав.Верхн.Мултун

Специфика зимы – короткий день. Сильно не разгуляешься. Попытались преодолеть водораздел и уперевшись в кустарную чащу повернули назад. Если б было часа на три больше, мы бы ни за что не дрогнули!

Речка найдена!
Попили чай на полянке. Съели ТРИ шоколадки и двинули домой.

По лесовозной дороге катились в лыжах без шкертов. Местами на спусках удалось получить удовольствие, но, в любом случае, так быстрее.

Встретили нас хлебом с солью (спиртом с закуской). Свободное время Толя эксперементировал и дегустировал. Но предложенный нам напиток имел потрясающий вкус. Говорят, его даже Володя попробовал.

Денек выдался на ура. Самый теплый в истории нашего похода. Днем всего -15, а сейчас -20.

Уже когда стемнело Горнов взялся за спутниковый телефон. По одному подзывал к себе на дорогу и набирал названный номер. На мне все спутники разлетелись. Продолжили в палатке – дома трубку не берут. Вот, блин, напасть.

8 января

В 12 часов обещался приехать Сергей. Встали вовремя, собрались с
Застукали!!
запасом времени. Упаковали даже колотые дрова и стали занимать еще больше места, чем когда ехали сюда. Соболек растревоженный свистел метрах в двадцати, явно ждал, когда же мы отсюда уберемся. Сергея всё нет. И на звонок не отвечает.
Подходи! Налетай!!

Сварили пельмени, ловко их поделили (по 40 штук на нос). Один, последний, дружно отдали мне.

Мужики точно издеваются! Ставят мой желудок в один ряд со своими. Напрасно!

В костер не залезешь, а палатка собрана да и вещи убраны. Начали подмерзать. Толя пошел кататься на лыжах. Я — просто пошла. Около трех часов подъехал Краз. Водитель – Гена из Хахатуя, принял нас на борт. Лыжи навязали между колес, дрова и почти все рюкзаки – за кабину. Неизвестно, как там с другими машинами и когда, но в этой однозначно поедут я и двое из ближе стоящих: Саша и Толя. Потом еще и Леонидыч к нам влез, потерявший фотоаппарат. Горнов крикнул, что найдут и отправил нас на Хилок.

Доцент кафедры мужественно висел на привинченной к потолку ручке, чтобы не съехать на рычаг. Я — билась коленями о панель управления, а Резницкий...обрадовался, что я проследила за его техникой и не дала пропасть.

За мостом через Хилок экстренно десантировали и атаковали замудреные вовины узлы. Николаич Резницкому:

Три кразиста — три веселых друга
- Саша, работай камерой!

Дальше, наверно, могло последовать: “так будет больше пользы”, но я за это не ручаюсь. Вовремя подоспел Якшин, он ехал совершенно пустой. Все внизу, ничего не забыли. Счастливой дорожки! Горнов и Володя ехали вдвоем с рюкзаком и санками. Сказали, что было тесно. Поинтересовались, как добралась первая партия.

- Мне интересно стало, сколько человек поместится? Гляжу, и Леонидыч где-то место нашел.

Как обычно отползли от дороги на несколько метров. Мороз в долине ощутился сразу. “Бада, Бада, кругом Бада..”-промурлыкал С.Р.

Доверили поучаствовать в установке “Зимы” в качестве шеста. Мне и это в радость!

А вот когда совсем стемнело и более-менее освободились, я, возвращаясь к лагерю, увидела ЧУДО. Было несколько костров, скорее даже, на деревьях был жестяной мусор, который и отражал свет пламени. Но почему я раньше не заметила? И почему их становится всё больше? Подошла ближе...Толя...

- Че стоишь? Помогай.

Высыпал на меня свечки и продолжил разгребать сугроб.
Светлячки открыли огонь по ночи...

...А потом светлячки открыли огонь по ночи.

И было нетрудно, и ночь проходила мимо...

Как порой не хватает сказки и веры в чудеса! Ребята, надо ВЕРИТЬ В ЧУДЕСА! Огоньки плотным кольцом кружили вокруг нас, а я кружилось на месте не отрывая взгляда от них. Потом бродила от одной “звезды” к другой, поправляла и зажигала потухшие. И посреди всего этого из-за угла подкрался Володя и прямо по крыльям!

- Как у тебя дела с учебой?

Взял и рубанул! И всё разрушил. Злодей.

- Ну, о какой учебе может идти речь?! Бросила её и переезжаю в другой город!!

После ужина застала всего троих. Что же вы так быстро уходите? Вот и последний светлячок перестал трепыхаться. Жаль, что некоторые смогли разглядеть лишь три десятка свечек в снегу...

Ночь предстояла не из теплых. Ближе к утру замерзшие ноги меня разбудили. Пришлось их доставать и растирать.

9 января

25 и ветер. Вылазить неохота. С улицы крикнули: “Погода хорошая, дождя не будет!” Что ж, это тоже неплохо.

Хилок
Поступило предложение сходить в поселок. Меня оно не привлекло. Второе – погулять по Хилку, но ведь это можно сделать в любое время. Сейчас же хочется лежать завернутой в три спальника. Где бы третий взять... Вова подбивает поменять билеты на сегодня.
Берег р.Хилок
Дядя Саша, привыкший к подобным выходкам, отвечал снисходительно: “Никого не держу”. Экскурсанты, наконец, разбрелись.

Скоро и мы вышли в мороз.

Потом рубили и пилили, но уже без меня (вернулся Саша П.). Как же все прекрасно! Гуляли по степным просторам и скучали по заросшим горам вдали. Только сегодня захотелось помыться. И то после слов Николаича: “Хочу в баню”, а так бы о ней никто и не вспомнил.

Стемнело. Саша П. решил, что ему бы уже можно основательно сложить вещи. И началось! Уложил, вроде бы все хорошо, но НЕТ. Постоял, подумал. Начал доставать по одному предмету и укладывать в ряд на земле. Опять погружает их в мешок. На сей раз удовлетворен. Из палатки доносится голос Вовы:

-Саша, у тебя ножницы далеко?

Саша кряхнул, вздохнул и ответил:

- Щас достану.

Дядя Саша, я и Сережа разразились хохотом. Мы уже запомнили, что ремнабор лежит на самом дне.

- Давай, Николаич, собирайся. Ночь – длинная!

Перед сном разговор зашел о фотоаппаратах.

- А тем, у кого монитор дешевле 20 тыс.долларов, мои фотографии не смотреть.

Их взвешивали с копрами и без, сравнивали характеристики, хвастали.

- Женька, знаешь,чем отличаются 5-летние мальчишки от 50-летних?

Я на всякий случай помотала головой отрицательно.

- Стоимостью игрушек.

10 января

Завалите меня антарктическим льдом, но верните меня в этот сказочный дом…(с)

Опять сбежала от неминуемого задубения нижних конечностей. Печка забилась, извиняюсь, дерьмом, но так сказал руководитель. Почистили её, сварили в двух котлах пельменей. Разбудили народ в 7.30(-39). Блин, в 7.30 уже должен быть завтрак! Он уже готов, ясное дело, но вот народ не готов к его принятию. Будить нужно было в 7.

- Это мне хватит 5 минут, а некоторые собираются по 2 часа. — Укоризненно донеслось из филиала.

Наш уютный домик
Успела сходить на Хилок и сделать единственные 4 снимка. Как-то всё слишком быстро. Ни разу не заскучала ни по дому, ни по кому-либо еще.
Хилок и Яблоновый

Некто догадался поставить термосы у костра. Другой некто забросил почти все дрова. В результате сережин термос “заварился” пластмассой, вода оказалась замурованной. Мой получил небольшой ожог.

Со стороны дороги посигналили. Стараниями Володи и Сережи мы даже до вокзала доберемся на колесах – грузовичок корейского происхождения за 200 рублей прибыл в назначенное время. Вот так, с 39-градусным ветерком мы домчались в кузове до уже знакомого вокзала.

Вот и всё, ну а скажет кто...всё равно, всё равно (с).

Получился настоящий альпинистский поход: ездили, ходили радиалки и много ели.

Поезда ждать три часа. Что делать в ожидании его? Да ничего! Расслабляться. Я переоделась в единственную чистую вещь – папину футболку.

- А для нас ты так не наряжалась!

Володя сел разбираться с Сережиным термосом.

- Александр Николаич, я тебе еще когда отдал свой термос? – А.Г.

- ...? — С.П.

- А вот Владимир Викторович уже поделки строгает из якшинского. Оперативно! Учись!

Затем А.Г. с Толей пошли в магазин, где накупили вкусностей: белый хлеб, немороженный сыр, паштет и мороженое, самое настоящее ангарское “Солнечный зайчик”. Правда, здесь он популярностью не очень пользовался (а может не сезон), на вкус – давно тут лежит. Но это не важно! Главное, традиция соблюдена: мороженое по выходу к людям съедено!! И дело даже не во вкусе, а в самом моменте. Сижу на подоконнике, улыбаюсь солнышку, оно мне отвечает взаимностью. И вокруг все тепло и радостно. И люди улыбаются.

...а счастье мгновенно. Для нас это счастье сейчас...(с)

Местные подтянулись на электричку, а мы присели вокруг импровизированного стола. Вернулся Алексей (наш новый знакомый) с подарками. Когда достал сковородки, Саша заинтересовался и подошел.

- Отгоните Панасенко!

Подошла я.

- И Женьку отгоните! – командовал Горнов.

Все ж таки одна мне досталась. Никто ничего не вырывал, не дрался, взял, что дали. Дружно резали парашют и запчасти забирали желающие

Пьяные и ошалевшие ввалились в поезд.

Вагонную пьянку пересказывать не буду. Скажу только, что дядя Саша удивился, как это обошлось без милиции. Видно, очень терпеливая проводница попалась.

Иркутск. Час ночи -29.

11 января

Горнов всех нас собрался принять у себя, но Сергей Попов (к сожалению, не смог пойти с нами и потому встречал в Иркутске) настоял, что лучше всех развезет.

- Я знаю, что такое с рюкзаком и “дровами” утром тащиться домой.

Пол четвертого переступила порог своего дома. Спать завалилась даже
Вот такие вот мы
не помывшись, но с мыслью, что обязательно еще пойду на лыжах, да так, чтоб именно ИДТИ.

Прошу ребят, если что, не обижаться. Писала от чистого сердца и от большой любви к вам. Помните? — “не важно где, главное с кем”))

В тексте были использованы фотографии всех участников, за что каждому отдельное спасибо!!

ПредыдущаяСтраница 2 из 2:  1 2

И. Фефелов: ЯблоновОй - первый раз слышу такой вариант.

Это я опечатался.
26.11.2010, 13:05:13 |
Ирина Дмитроченкова

Евгений Рензин:   Это я опечатался.

Интересно — я тоже была в экспедиции на Яблоновом Хребте в свои школьные годы — и тоже опечаталась :))! Это моя тетка нас, школьников, пристроила к экспедиции А.П. Окладникова, они копали стоянки неолита на Лысой горе, за ней, и там, на Яблоновом хребте. Но это были для нас скорее экскурсии, чем реальная работа. Зато мы много узнали, даже держали в своих руках наконечники стрел!
26.11.2010, 13:24:13 |
И. ФефеловНа мой взгляд, буква О, а не Е, в названии хорошо подтверждает, почему этимология такова. В бурятском названии ударение в конце слова. Иного способа взяться в этом месте букве О, кроме как связи с бурятским названием, не вижу.
26.11.2010, 13:37:35 |

Ирина Дмитроченкова: Но это были для нас скорее экскурсии, чем реальная работа.

А я каждый день ходил в маршруты и таскал радиометр (он лёгкий). На экскурсию ни капельки не было похоже. К тому же, моих сверстников в отряде не было.
26.11.2010, 13:43:08 |
Ирина Дмитроченкова[cite;Евгений Рензин] А я каждый день ходил в маршруты и таскал радиометр (он лёгкий). На экскурсию ни капельки не было похоже. /cite]
Ая! А я! А я была в экспедиции на Чаре, целую неделю! Мы там с геодезистами ходили с "чебурашкой" Это такой прибор — рулетка. У нее два конца. И задний, перелезая через ямы и буреломы часто чебурахался. Потом в базовый лагерь залез медведь (я его не видела, мы все, кроме дежурного, были на маршруте. Дежурный тоже испугался и убежал. А медведь зубами вскрыл кучу банок с тушенкой и сгущенкой и погнул ружье. Сама видела). После этого нас — детей, двоих старшеклассников — срочно отправили домой. Как он учуял через железо? И зачем расправился с оружием — непонятно.
26.11.2010, 13:51:14 |
И. ФефеловМожет, и учуял, а может, уже просто знал, что там, внутри банок, бывает. Для этого достаточно пообщаться с уже пустыми банками, медведи ж звери неглупые.
26.11.2010, 13:56:25 |
Ирина ДмитроченковаДа, наверное... А ружье-то ему зачем было? Тоже стрелял раньше когда-то :)?
Женя, а Вам там какие-то зверушки и следы на снегу в Забайкалье встречались? Дядя Миша, я так поняла, где-то спал, слава те, Господи...
Кроме нас, Женя и Женя, там, на Яблоновом, бывали и великие люди: Арсентье, Обручев...
27.11.2010, 14:10:59 |
Евгений РензинЖека, прочитал. У тебя хорошо получилось, радостно! Давай, ещё пиши :))
29.11.2010, 23:10:15 |
Ведерникова Женя

Ирина Дмитроченкова:  там какие-то зверушки и следы на снегу в Забайкалье встречались?

Ну, набор почти стандартный)): следы заячьи, копытных (чьи именно — не знаю), птичьи и соболиные. Передвигаться бесшумно у нас как-то не получалось, так что лесные обитатели разбегались заранее. Но вот похвастаюсь, что видела соболя! Он долго возле лагеря ходил и свистел, смешной такой)).

Ирина Дмитроченкова:  А медведь зубами вскрыл кучу банок с тушенкой и сгущенкой и погнул ружье. .. Как он учуял через железо? И зачем расправился с оружием - непонятно.

Охотник с Якутии рассказывал, что вообще мимо консерв не проходят (сгущенку очень любят). Наблюдал, как мать подсадила медвежонка, когда сама дотянуться не смогла, и тот с верхних тайников поскидывал все банки. А она их плющила и выдавленное содержимое слизывала.

А с ружьем расправился понятно почему: нечего зверушек обижать))

Ирина Дмитроченкова:  бывали и великие люди: Арсентьев, Обручев...

А так же Георги, наверняка где-то рядом проходили Мессершмидт, Паллас, Радде, Дыбовский, Годлевский...

Среди таких великих как-то и сам становишься...(с)))

Евгений Рензин:  хорошо получилось, радостно!

Значит, задуманное удалось, эмоции передала)) Спасибо.
29.11.2010, 23:54:07 |
Ирина ДмитроченковаЯ еще вспомнила, что Яблоновый хребет по-другому называется Становой и начинается он аж где-то а Монголии. А вот сколько метров в Чокондо (это самая высокая гора там) — не могу посчитать. Фут — это сколько?
"Чокондо (Сохондо) — горный массив Забайкальской области, в юго-западной части Читинского уезда, в кряже Ингодинских гор, на юго-восточной стороне Яблонового хребта, отделяющий верховья реки Ингоды от правых притоков реки Онон. Высота этого массива достигает, по определению Радде, 8260 футов (гора Ч.)".
02.12.2010, 16:18:39 |
Александр Тагильцев

Ирина Дмитроченкова: Фут - это сколько?

фут это 30,5 см или 0,305 метра. т.е. 2519 метров
02.12.2010, 17:02:55 |
И. ФефеловСтановых хребтов там несколько, северо-восточнее (Олёкминский Становик) и юго-восточнее Яблонового (Даурский Становик) и еще какой-то. Там вообще система хребтов.
Сохондинский голец, в сущности, уже не в Яблоновом, а в параллельном ему хребте Черского. 2505 м. Там же гора Барун-Шабартуй, выше его, 2519.
02.12.2010, 17:38:45 |
Александр РезницкийНу, вот, сугубо благодаря записи А. Тагильцева в моей гостевой книге узнал, что Женька разразилась рассказом к концу года :)))

Евгения! Немедленно исправь ачипятки и ашыпки, застрелю! То есть, захраплю!

--------------
5-е

Натоскали стволов

6-е

Ступренечки хлипкие

начнет хлодать

накорябола на снегу

--------------

А рассказ хорош! Умница! Пеши есчо.
03.12.2010, 05:53:51 |
Ведерникова ЖеняСаша, здравствуй)) Да, я, как партизанка, никому из вас не сказала (опасаюсь мести:)))
А ошибки..по невнимательности, уже исправляю!! Это — хорошо, это — надо!
Если кто еще что найдет, говорите, пожалуйста, а то у меня глаз, наверное, замылился на этом тексте.
Вот, спасибо)
05.12.2010, 14:09:43 |
Елена Женя, наконец-то добралась, прочитала весь рассказ. Умница, всё так живо описАла, с юмором. Ещё раз респект тебе и уважуха: зимний поход — это не хухры-мухры, это во-первых, а во-вторых ещё и рассказала о нём красиво:)
05.12.2010, 15:00:10 |
Ведерникова ЖеняНу, всё..захвалили..*краснеет, опускает глазки в пол и водит пальчиком по столу*))
05.12.2010, 15:44:12 |
Надежда Степанцова

Ведерникова Женя: Ну, всё..захвалили..*краснеет, опускает глазки...

Ну тогда уж "добью": отличный рассказ, Женя! И действительно чувствуется, что от чистого сердца. Молодец!
12.12.2010, 15:54:22 |
Ведерникова Женя

Надежда Степанцова:  Ну тогда уж "добью"

)))) Добивают, а почему-то приятно)