02.08.2010 – 15.08.2010.

Руководитель: Алексей Мисюркеев, г. Иркутск.

Участники: Александр Шеметов, Евгений Воробьев, Дмитрий Горбунов, Александр Глазунов – г. Иркутск.

Нитка маршрута: пос. Нилова Пустыньр. Хубытыпер. Гранатовый Ложный (1Б) – р. Эхе-Гер – пер. Ля Контес (1Б) – р. Зун-Голпер. Зунгольский (1А) – р. Левый Шумакпер Костиной (1А)* — пик Костиной (2970)* — пер. Зунгольский (северный вариант) (1Б)* — пер. Лабиринт (1Б) – р. Зун-Гол — пик 2915 – пер. Заблудших (ВМР) (1А) – пик Мама (п/п) – пер. Усть-Илимцев (1А) – пер. Горных Духов (1А) – р. Шумак-Голр. ШумакШумакские источникируч. Мраморныйпер. Петрович (1б) – р. Правый Шумакпер. Грозный (1Б) – р. Левая Билютыр. Правая Билюты – 5-й правый приток Правой Билюты – пер. БЕПКАН (1А) – р. Барун-Хандагай – пос. Тагархайпос. Аршан.

Особенности маршрута: Все участники нынешнего похода – люди проверенные, поэтому смело можно было рассчитывать на сильную группу (пусть не в техническом, но в физическом смысле). Только Саня Глазунов в Тункинских Гольцах был впервые, но до этого не раз в мае ездил на Мунку, так что сомневаться в нем не приходилось. В этом году решено было отказаться от завтрака (с чем были согласны не все участники, поэтому полноценный завтрак был заменен чаепитием). Это должно было поспособствовать, наконец, более раннему выходу, но поспособствовало лишь после первой ночевки. А потом все как обычно – выход не раньше 10-11 утра. Как всегда в планах было кое-что иное; а удалось меньше, чем хотелось. Вмешалась, конечно же, погода. В этом году было холоднее, чем когда-либо ранее, и падало много снега. Тем не менее, все участники остались довольны пройденным.

02.08. г. Иркутск – пос. Нилова Пустынь – озера на развилке троп по Эхе-Геру и по Хубытам.

В 9 утра на улицы Иркутска на своем StepWagon`е выехал Алексей Заяц. С целью собрать всех участников похода он сначала заехал за Женей, потом за мной и далее по списку и по ходу движения.

Я только вчера приехал с Малого моря, поэтому вся забота по сборам легла на плечи остальных участников команды. Общие вещи необходимо было распределить и переупаковать по рюкзакам, что мы и собирались сделать по приезду в Ниловку. Из крупного общака мне досталось 4 кг сыра (2 шмата по 2 кг каждый); столько же сала и всякая мелочь типа газа и котелков отошла Жене и Сане Глазунову; Саша Шеметов убаюкал в рюкзаке 50 м веревки; Дима же тащил свою четырехместную «басковскую» палатку, в которой мы все должны были разместиться. В результате самым тяжелым оказался рюкзак Димы, но в силу своего нордического характера он и не возражал. Вес рюкзака каждого участника составлял, таким образом, примерно 20-25 кг. Со всем этим барахлом, часам к 11, мы, наконец, покинули Иркутск.

В дороге до Ниловой Пустыни особых приключений не было. По пути выпили пива (осталось у меня в холодильнике — не пропадать же!) и попробовали култукских чебуреков и беляшей с мясом, которые благополучно отправили в утиль (лука в них оказалось больше, чем всего остального). Около 15:30 подкатили к кафе «Шумак», что в Ниловке, в надежде как следует подкрепиться перед выходом на маршрут.
Хойтогольский дацан
Но, оказалось, кормят там только отдыхающих в пансионатах; других же доступных любому едоку заведений общепита в Ниловке нет. Но, как нам подсказали, что-то вроде позной существует теперь около дацана у горы Хайр-Хан. Последняя надежда на непоходный харч осталась только на то, что эта позная будет работать.
В позной у дацана
И тут нам повезло: бурятский борщ, позы и кофе немного расслабили, но настроение подняли. А главное, наконец, появилась возможность посмотреть на сам дацан (обычно мы просто проезжали мимо).
На сухом ручье

И вот мы на Сухом ручье, сытые и довольные, готовые ринуться в бой. Окончательное перетряхивание рюкзаков, общее фото перед началом похода (в конце маршрута участников должно быть столько же!) и, по традиции, попинав друг друга по рюкзакам, мы отправились в двухнедельное (хотя тогда в планах было на пару дней меньше) путешествие по любимым Тункинским Гольцам.

В первый день сильно упираться не хотелось, но было понятное желание скорее добраться до гор. Заход в горы, как и выход с оных, наименее приятная вещь в горном походе. Даже если это не бурелом, а натоптанная (и наезженная) народом дорога к Шумакским источникам. Вечером мы как всегда планировали быть перед входом в хубытское ущелье или, при желании, забраться к разваливающемуся летнику в самом его начале. Но не получилось не только желаемое, но и даже обычное. Виной всему, нетрудно догадаться, была погода. Нет, поначалу все было очень даже здорово: светило солнышко и не было жарко. За час с небольшим мы добрались до балагана, от которого начинаются взлеты к озерам. Затем, немного передохнув, мы рванули к озерам, по пути обгоняя довольно большие группы туристов, идущих на источники (а может, и еще куда). Я и Саня Шеметов вышли к озерам через 45 минут, и тогда сразу же начался дождь. Остальным нашим товарищам, да и тем туристам, которых мы обгоняли, повезло меньше – уже серьезный ливень застал их в пути. Все разбежались по палаткам, а мы спрятались под развалинами бывшего «здания» местного кафе. Здесь кто-то уже поставил палатку, и пережидали дождь несколько туристов.

Время шло, прибывали все новые постояльцы. Очень хотелось идти дальше, но дождь, похоже, только усиливался. До выполнения программы минимум не хватало 40 минут пути, но этого вполне хватило бы, чтобы вымокнуть насквозь. Смысла в этом было мало, поэтому после того, как через два часа дождь так и не утих, мы решили ставить палатку. Точнее, ставил ее Дима; остальные, скажем так, помогали.

На газе мы приготовили нехитрый ужин в виде гречневой каши, раздали каждому по куску сала и сыра и разбадяжили немного спирта. Как оказалось, 2 августа – день десантника. Да и шут бы с ним, но, тут выяснилось, что Дима служил в ВДВ. И тогда понеслось: «За ВДВ! За ВДВ! За ВДВ!». Дима-то как раз скромно молчал, а вот мы от души орали на всю поляну один и тот же тост. «За ВДВ! За ВДВ! За ВДВ!» — пришлось бадяжить еще поллитра. Соседи вели себя тихо; наверное, они с опаской ждали десантского разгула.

В-общем, легли спать мы довольно поздно. А дождь так и не прекратился…

03.08. Озера на развилке троп по Эхе-Геру и по Хубытам – р. Хубыты – пер. Гранатовый Ложный (1Б) – р. Эхе-Гер.

Ночью дождь прекратился. А мы в первый и последний раз встали рано. Рано для нас – это около 8 утра. Было довольно прохладно и сыро, а выше в горах — заснежено и туманно. Быстро собравшись и вскипятив на горелке чай, мы легко позавтракали и отправились в сторону ущелья Хубыты. Этой оперативностью мы несколько удивили просыпающихся потихоньку соседей: полночи бухали, а с утра пораньше, бодрые и веселые, как ни в чем не бывало, попили чайку и рванули вперед.

Надо сказать, что тропа от озер до Хубытов не самая приятная штука, особенно после дождя. Местность здесь болотистая; всю грязь, к тому же, как следует вымесили коровы. Плюс мокрые после дождя кусты. Тому, кто шел впереди (а это был по большей части я), пришлось изрядно вымокнуть.
Хубытский водопад
Но через 40 минут мы уже были на последней перед взлетом в ущелье стоянке. Еще 15-20 минут занял подъем к разваливающемуся летнику в самом начале ущелья. Вот мы и в горах. Стандартная фотосессия у Хубытского водопада и – прощай лес – впереди приятный подъем по хорошей тропе.
Вверх по Хубытам

Хубыты – мой любимый заход в горы в этом районе; именно поэтому мы чаще всего для этого его и используем. Лично я ни разу не выходим с гор по Хубытам, а поднимался не раз. Погоду здесь заставали всегда разную. Конечно же, приятно подниматься в солнечный денек, осматривая по ходу живописные склоны по обоим бортам; но можно и подниматься в туман, когда не видно не зги (чего мы тут не видели!) – сбиться с тропы сложно. В этот раз видимость была хорошая, но было пасмурно и очень уж ветрено. Двигались мы каждый своим темпом, периодически останавливаясь для того, чтобы собраться и передохнуть. Задерживаться не слишком-то и хотелось – холодный ветер и взмокшее тело взаимодействовали плохо — на остановках приходилось постоянно доставать и надевать куртку (хотя некоторые сразу оделись тепло).

В-общем, часа через два мы подошли к левому притоку реки из цирка нужного нам перевала Гранатовый Ложный (1Б). Еще издалека мы заметили, что здесь, возле неплохо скрывающей от ветра скалы, стояло несколько разноцветных палаток. Кроме разбуженной нами девушки в лагере никого не оказалось. «Вы откуда? Куда идете? А вы? А где остальные?..» — стандартная серия вопросов друг к другу, и любопытство было удовлетворено. Группа из Новосибирска пережидала здесь вчерашнюю непогоду, а сегодня все разбрелись кто куда. Ну что ж, удачи!
Водопад на притоке р. Хубыты из цирка пер. Гранатовый Ложный (1Б)

Прямо по притоку мы отправились к водопаду, которым он падал из цирка Гранатового Ложного. А вот и часть участников новосибирской группы по правому (ор.) берегу тащат в лагерь какие-то странные дрова – где нашли? Мы же по камням, кому где удобней, доскакали до подножия водопада. Вода падает из цирка несколькими ступенями, а внизу бьется о глыбу и красиво фонтанирует вверх. Правда, этот эффект возникает только в большую воду; после же вчерашних осадков напор был вполне достаточный. Без продолжительной фотосессии не обошлось, что позволило заодно и отдохнуть перед взлетом в цирк. А затем, правым (ор.) берегом мы полезли друг за другом наверх. Здесь, на траве, уже лежал снег, поэтому было скользко. В самом цирке снега было еще больше, точнее, он лежал повсюду. Мне даже сложно было найти место для обеда — давно пора подкрепиться! В итоге я дождался остальных, и мы натянули тент от палатки на какой-то неровной площадке. Укрываться пришлось вовсе не от осадков: порывы ветра достигали серьезной скорости, к тому же было очень холодно — тут уже все надели на себя теплые вещи. Вода что-то никак не закипала – видимо, не хватало мощности горелки на полный котелок воды. Дожидаться не стали – заварили лапшу просто горячей водой, остатки вскипятили на чай.

До чего же приятно (пусть и не совсем удобно) сидеть под тентом с кружкой горячего чая в руках, когда на улице конкретный «дубак». Но чай заканчивается, да и дальше идти пора. Осталось только обсудить дальнейшие планы. А обсуждать было что — запланированное заранее пришлось корректировать уже во второй день похода.

Еще ни разу у меня не получилось пройти то, что я запланировал заранее. Маршруты приходилось изменять из-за людей, сломанной горелки, а чаще всего, конечно же, корректировки вносила погода. Так было и на этот раз. Изначально планировалась ночевка в этом цирке с радиальным выходом на пик Скалистый, куда мы с Женей немного не добрались из-за нехватки времени в 2007-м году. Но в такую мрачную погоду лезть туда было неразумно. Неприятно, когда что-то не получается в самом начале маршрута. Можно было подождать до завтра, но очень не хотелось терять время и выбиваться из графика. Да и ждать у гор погоды… В-общем, пик Скалистый решено было отложить до грядущих времен. Нет худа без добра — появилась возможность график опередить, перевалив сегодня через Гранатовый Ложный. Времени хватало, и опыт его прохождения уже был – ничего сложного перевал не представлял. На том и порешили: собрали манатки, закутались поплотнее и рванули вверх.

пер. Гранатовый Ложный (1Б), 2780 м
Пер. Гранатовый Ложный (1Б) со стороны р. Хубыты
Вид на ущелье Хубыты из цирка пер. Гранатовый Ложный (1Б)

3 года назад мы сразу же определили седловину перевала, хорошо рассмотрев ее с подъема на пик Скалистый. На этот раз, ничуть не сомневаясь, я пошел не туда. Все дело в том, что логичной казалась седловина, которая находилась по ходу слева — подъем на гребень здесь был не круче 35-40 градусов. Но Саня Шеметов крикнул мне, что идти надо прямо, с чем я, собственно, был согласен. Снизу верную седловину видно не было – она была скрыта за поворотом — но в прошлый раз мы сразу пошли именно туда.

Подъем сначала по средней устойчивой осыпи (150 м, 35 градусов). Затем поворот налево (отсюда седловину становится видно), уклон уменьшается до 25-30 градусов и через 150 м вы на перевале. К верху осыпь становится мелкой и рыжей. С этой стороны перевал с трудом дотягивает до 1А к. с. Седловина широкая, много места для установки палаток. Тур находится в правой части (его мы тут и установили 3 года назад). Трехлетней давности собственную записку в туре и обнаружили. Мы оставили новую записку, и не стали долго задерживаться – очень уж некомфортная стояла погода.

Спуск с перевала в сторону р. Эхе-Гер несколько сложнее подъема, но до 1Б к. с. дотягивает также с натяжкой. В этот раз склон был сильно заснежен (все-таки он северный), но это мало осложняло спуск. Сначала движение от седловины по рыжей осыпи вправо (100 м, 35-40 градусов) в обход скал. Затем поворот налево (здесь единственная трудность в виде некрутой скальной плиты, по которой бежит вода), и 200 м по средней осыпи до подножия перевала (30-35 градусов). Спуск у нас занял около 30 минут. Внизу стало понятно, что перевалить можно и через седловину, на которую я было пошел вначале. Притом, похоже, этот вариант и проще, и короче.

На пер. Гранатовый Ложный (1Б)
Вид на спуск с пер. Гранатовый Ложный (1Б) в сторону р. Хубыты
Пер. Ля-Контес (1Б) с пер. Гранатовый Ложный (1Б)
На спуске с пер. Гранатовый Ложный (1Б) в сторону р. Эхе-Гер
Пер. Гранатовый Ложный (1Б) со стороны р. Эхе-Гер

Казалось, что с этой стороны перевала как-то теплее. Возможно, так оно и было. А может, и мы уже привыкли. Но ветер здесь, в любом случае, усердствовал не так, как по ту сторону. Спускаться с висячего цирка Гранатового Ложного в этот раз мы решили слева (по х/д). Если же вам необходимо попасть в Эхегерское ущелье, лучше спускаться справа. Сверху все это сразу не поймешь, потому как не видать. В прошлый раз мы пошли прямо, но именно в этом направлении впереди нас и ждали сбросы, поэтому нам пришлось уйти влево и спускаться как и в этот раз. Спуск сначала прямо по ручью или по левому (ор.) берегу, потом уход на правый берег и вниз по склону (200 м 30-35 градусов). На все про все у нас ушло еще 20 минут. Снизу оба варианта спуска из цирка в долину хорошо просматриваются.
Пер. Ля-Контес (1Б) со стороны р. Эхе-Гер

Спустившись, мы перешли приток Эхе-Гера с пер. Гранатовый и Надежда и направились к пер. Ля-Контес (1Б), под которым и хотели заночевать. Перевал хорошо просматривался, как с Гранатового Ложного, так и снизу. Без труда мы нашли хорошую площадку недалеко от подножия перевала, установили палатку, заварили порошковой картошки и выпили немного спирта за первый перевал на маршруте. Оказалось, что где-то на перевале (или под ним) Саша Глазунов потерял сапог, который, за неимением места в рюкзаке, приспособил на лямке сбоку. От "дружеского" совета прогуляться обратно вверх он, с тоской бросив взор на перевал, уверенно отказался. Отдал своеобразную дань первому пройденному перевалу в Тункинских Гольцах. Спать легли затемно.

04.08. р. Эхе-Гер – пер. Ля-Контес (1Б) – р. Зун-Гол – пер. Зунгольский (1А) – р. Левый Шумак – пер. Костиной (1А)* — пик Костиной (2970 м)* — пер. Зунгольский (северный вариант) (1Б)*

Сегодня проснуться пораньше, как планировалось, уже не получилось. Утро нас встретило холодным, пронизывающим ветром и низкой температурой. Радости не добавила вода в котелке, которая за ночь превратилась в лед. Удивившись такой аномально низкой температуре здесь в начале августа, мы приступили к утреннему моциону. Оставшийся сапог Саша решил оставить на стоянке, мотивируя это нежеланием переть лишний груз, а также гениальным предположением: "А вдруг пригодится такому же бедолаге, который, по иронии судьбы, где-нибудь поблизости также утерял правый сапог?". Сей железный аргумент не произвел впечатления на остальных, и Саше настоятельно было рекомендовано не мусорить в горах и нести левый сапог с собой. Не обошлось без "чудес".
Подъем на пер. Ля-Контес (1Б) со стороны р. Эхе-Гер
Саша Глазунов, которому, видимо, надоела ирония товарищей по поводу утерянного сапога, не выдержав, запустил второй бот в палатку, в надежде попасть в обидчиков, но сделал это напрасно — угодил прямо в котелок, стоявший на газе в центре палатки. Результатом этого действия было опрокидывание почти полного, уже закипающего котелка на штаны Саши Шеметова и Жени, которые тихо-мирно созерцали процесс подогрева воды на газе. Добры молодцы, были, мягко говоря, не в восторге, и первые впечатления от случившегося прозвучали абсолютно непечатно. Немного взбодрившись и даже повеселев, мы поставили новый котел. Штаны пострадавших на ветру быстро высохли, и настроение ошпаренных резко улучшилось. Пока сборы да чай — вышли в одиннадцатом часу. Погода стояла куда лучше, чем вчера, и это не могло не радовать. Мы по-прежнему опережали график, поэтому сегодня в планах были пер. Ля-Контес (1Б), Зунгольский (1А), траверс гребня до пер. Костиной (1А) и спуск к стоянке геологов на Зун-Голе.

пер. Ля-Контес (1Б), 2608 м

На пер. Ля-Контес (1Б)
Верхний цирк левого притока Зун-Гола с пер. Ля-Контес (1Б)
На спуске с пер. Ля-Контес (1Б) в сторону р. Зун-Гол
Седловина пер. Ля-Контес (1Б) со стороны р. Зун-Гол
Пер. КАТЕК (1А) с верховий левого притока р. Зун-Гола
Подъем на перевал со стороны р. Эхе-Гер не представляет никакой сложности, что хорошо было видно с пер. Гранатовый Ложный. У подножия перевала всю линию подъема не видно, седловина скрыта за моренным валом. Сначала 200 м вдоль моренных валов (они остаются слева по х/д) (20-25 градусов); затем уход влево (отсюда седловина уже видна) и еще 150 м до перемычки (30-35 градусов). Подъем занял 30 минут. Седловина перевала широкая, тур справа. С этой стороны перевал некатегорийный, все сложности на спуске к Зун-Голу.

На перевале, как обычно, дул промозглый ветер, от которого мы скрывались на нашем склоне; со стороны Зун-Гола сидеть было негде, да и ветер там тоже дул. В туре мы обнаружили записку братьев Зубковых недельной давности; движение они так же продолжали к пер. Зунгольский, который отсюда хорошо просматривался. Тут я решил, что они шли с Гранатового Ложного, но раз не оставили записку там в туре, возможно, прошли через альтернативную седловину. На самом деле, потом я выяснил, что шли они так же, как и мы, просто записку нашу не нашли.

Спуск в сторону Зун-Гола был крутоват и полностью не просматривался. Я разведал его, и решил, что покатиться отсюда можно запросто, так что веревку все-таки лучше кинуть. Дима навесил нашу 50-метровую веревку на глыбу в трех метрах ниже перемычки, и мы, по одному, с рюкзаками, стали спускаться. Крутизна вначале примерно 55 градусов, камнепадоопасно. Через 40 м выполаживается до 45 градусов, здесь можно спускаться без страховки. Я пошел последним по сдвоенной веревке, которой до конца крутого участка не хватало, и я пару раз ее перевешивал. Сдергивать веревку было сложно — камни летели, а срываться она не хотела. Раз помог Дима, так что скоро и я прошел опасный участок. Остальные участники уже спускались к подножию перевала (300 м, 40-45 градусов). Мы с Димой смотали веревку и пошли вдогонку. Спуск с перевала занял чуть больше часа. Внизу все согласились с тем, что перевал Ля-Контес — хорошая 1Б.

Погода радовала все больше – потеплело, и облака стали пропадать. Впереди нас ждал моренный участок пути до пер. Зунгольский. Надо сказать, что скакать по камням наше «излюбленное» занятие, так что мы с оптимизмом рванули вперед. Двигаться здесь лучше по виляющему между валами сухому руслу с плавным набором высоты; таким образом, не приходится постоянно напрасно набирать и сбрасывать высоту. То растягиваясь, то собираясь, через полтора часа мы подошли к нужному нам Зунгольскому перевалу, справа по ходу остался пер. КАТЕК (1А). Настал обеденный час, чему все были рады. Воду взяли из лужи под перевалом, приготовили лапшу и отдохнули под приятным послеполуденным солнышком.

пер. Зунгольский (1А), 2741 м

Снизу подъем на перевал хорошо просматривается; седловина — самое низкое понижение в гребне — определяется сразу. Сначала подъем на увал по средней и крупной осыпи (150 м, 30-35 градусов). Затем еще 200 м до перевальной перемычки, крутизна увеличивается до 40 градусов. Седловина перевала неширокая, тур находится в центре, в нем, как и ожидалось, записка братьев Зубковых. Гребень траверсируется в обе стороны, нам предстояло двигаться по гребню с сторону пер. Костиной (1А).

Я пошел разведать траверс, и решил отказаться от этой затеи. Сразу же на пути возник жандарм, лезть с рюкзаками по которому было небезопасно; что дальше — видно не было. Связываться с перилами не хотелось, рисковать тоже. Было принято решение спускаться с перевала на Левый Шумак, одновременно траверсируя склон в сторону плато перед пер. Костиной.

Спуск с перевала сложность не представляет: средняя осыпь, крутизной до 40 градусов. К подножию перевала мы спускаться не стали, постепенно забирая влево. Так мы подобрались к плато, на которое поднимались еще 100 м, крутизна до 35 градусов.

Пер. Зунгольский (1А) со стороны р. Зун-Гол
На пер. Зунгольский (1А)
Пер. Ля-Контес (1А) со стороны р. Зун-Гол
Вид в сторону верховий левого притока р. Зун-Гол с пер. Зунгольский (1А)
Вид в сторону р. Левый Шумак с пер. Зунгольский (1А)
На пике Костиной

Мы немного опасались за то, что на плато не окажется воды, но повсюду были заметны небольшие участки снега, так что без воды мы бы не остались. Было решено заночевать на плато. Мы поднялись чуть выше и обнаружили там небольшой ручеек. Кажется, что именно здесь мы и ставили палатку с Женей 3 года назад.
На пер. Костиной (1А)

Выход к стоянке геологов на Зун-Голе запланировали на завтра через пер. Лабиринт (1Б): так мы посмотрели бы еще один перевал, а сегодня была возможность сделать радиальный выход на пик и перевал Костиной и траверс гребня оттуда к седловине северного варианта пер. Зунгольский (1Б). Саши остались в палатке готовить ужин, а Дима, Женя и я пошли в радиалку. К тому моменту уже начало смеркаться.

пер. Костиной (1А), 2965 м

Вид на левый приток р. Зун-Гол с пер. Костиной (1А)
На пер. Зунгольский (северный вариант)(1Б)
Пер. Зунгольский (северный вариант)(1Б) со стороны р. Левый Шумак
Со стороны р. Левый Шумак перевал определяется легко и находится в 20 м левее пика Костиной. Непосредственно перевальный взлет начинается с плато перед перевалом и представляет собой среднюю и мелкую осыпь ( 250 м, 35-40 градусов). Седловина перевала неширокая, гребень легко траверсируется в обе стороны, тур в центре. В нем мы нашли нашу записку трехлетней давности, когда с Женей совершали первопроход.

Спуск в сторону Зун-Гола непосредственно от тура раза в три длиннее подъема. Это подвижная мелкая осыпь (800 м, 35-40 градусов). Вправо по гребню, в 20 м от перевала, на вершине, тур пика Костиной (2970 м). С этой вершины отличный обзор во все стороны. От перевала влево по гребню идет плавное понижение, и через 200 м обнаруживается тур северного варианта пер. Зунгольский (1Б).

пер. Зунгольский (северный вариант) (1Б)

Перевал абсолютно нелогичен. Гораздо проще и ближе при движении с Левого Шумака на второй приток Зун-Гола пер. Зунгольский. Как альтернативный вариант перевал существует, и, судя по записке в туре, туристы по-прежнему его используют. При желании можно сделать однодневную радиальную петлю по левым притокам Зун-Гола от стоянки геологов, используя связку перевалов Зунгольский (северный вариант) и Костиной.

Спуск в сторону Зун-Гола определенно сложнее (по визуальным оценкам это хорошая 1Б). Спуск с перевала в сторону Левого Шумака простой и короткий – средняя и мелкая осыпь (150 м, 30-35 градусов).

Прогулка по гребню заняла у нас около полутора часов. С перевала мы крикнули своим, чтобы они ставили еду на огонь, и за 10 минут спустились к палатке. Каша с салом и сыром, немного спирта и приятная усталость после пройденных перевалов – счастье есть, его не может не быть! Пора спать – завтра будем в лесу.

05.08. р. Левый Шумак – пер. Лабиринт (1Б) – полудневка на стоянке геологов на р. Зун-Гол.

Встали около 9-ти утра. По негласному правилу бремя всех хозяйственных вопросов по приготовлению завтрака и т. д. добровольно брал на себя тот, кто утром первым вылез из палатки. Сегодня, как и в большинстве последующих дней, кашеварил наш "Завхоз" — Саша Глазунов.

Обязанности завхоза он возложил на себя добровольно, как-то плавно и незаметно. Мы не возражали, наоборот, даже обрадовались такой инициативе нашего товарища. В целом, в нашей группе благие намерения Саши Глазунова (и не только его) сделать что-то для всеобщего блага коллектива были совсем не наказуемы, а поощрялись под одобряющие взгляды отдыхающих ребят. Сколько деревянных ложек было аккуратно выстругано им, сколько разных ноу-хау придумано за 14 дней похода! Что ни говори — Саша удивлял и радовал группу. Настоящий Завхоз, одним словом.

День обещал быть хорошим — это предчувствие витало в воздухе, несмотря на небольшую облачность с утра. Окончательно с планами на сегодня мы не определились, но определенно планировали пройти пер. Лабиринт (1Б) и обедать на стоянке геологов на Зун-Голе. Чай и сухари с салом и сыром на завтрак, быстрые сборы и 5 минут хода по плато — мы у подножия гребня пер. Лабиринт.

Пер. Лабиринт (1Б) со стороны р. Левый Шумак
На пер. Лабиринт (1Б)
Вид с пер. Лабиринт (1Б) в сторону р. Зун-Гол
Пер. Лабиринт (1Б) со стороны р. Зун-Гол

пер. Лабиринт (1Б), 2800 м

Седловина пер. Лабиринт (1Б) со стороны р. Зун-Гол
Определить точное расположение перевала со стороны р. Левый Шумак сложно (по крайней мере, с той точки, откуда на него поднимались мы). Если смотреть отсюда на гребень перевала, то седловина находится в самой правой точке перед поворотом гребня влево. Именно под ней обычно остается небольшой снежник. Тогда мы этого не знали, да и не особо это было нужно – забраться на гребень с этой стороны можно в любом месте, а сам гребень легко траверсируется. Так мы и сделали — подъем на гребень занял 10 минут (150 м, 20-25 градусов).

Затем мы с Димой пошли по гребню искать тур, одновременно осматривая возможные варианты спуска в сторону Зун-Гола. Варианты были, но все не менее 2А к. с. Через 100 м мы обнаружили тур, а от него и самый логичный спуск на Зун-Гол, который просматривался донизу и не требовал какого-либо специального снаряжения. В туре мы, как и ожидалось, обнаружили записку братьев Зубковых. Затем вернулись за рюкзаками, и уже всей нашей группой перешли к туру.

Сложно понять по какому кулуару на Зун-Гол спускался Л. Е. Стрелюк, давая описание перевалу, но такой крутизны при движении от тура нет нигде. Хотя легко согласиться с тем, что на спуске камнеопасно. Именно поэтому мы двигались с интервалом 50 м. Сначала движение по узкому кулуару влево, потом прямо (мелкая и средняя осыпь, 200 м, 45 градусов). Затем, когда скальный пояс заканчивается, 400 м по средней и крупной осыпи до дна цирка (35-40 градусов). На спуск всей группой ушло около часа. Мне кажется, что веревка с этой стороны не понадобится ни на спуске, ни на подъеме (у Стрелюка уж как-то очень сурово описан перевал).
Пер. Четырех (1А) со стороны р. Зун-Гол

Надо сказать, что перевал Лабиринт со стороны Зун-Гола полностью оправдывает свое название — снизу достаточно сложно определить его местонахождение: кулуаров для подъема много, четкой седловины перевала из цирка не видно. С этой стороны перевальная седловина – дугообразное понижение в гребне. В трехстах метрах левее, на повороте гребня, видна явная седловина пер. Четырех (1А). Далее, на замыкании цирка, просматривается действительно суровый подъем на пер. Семинаристов (2А).

Пока я ждал внизу остальных участников, заметил буквально в метре от себя рыжую пищуху. Зверек сидел, не замечая меня, и оценивал ситуацию. Создалось впечатление, что он вместе со мной наблюдал за тем, как ребята спускаются с перевала. «Эх, красиво ползут!» — думала мышь в этот момент. А потом скрылась где-то в камнях. Передохнув внизу и испив чистейшей водицы из ручья, мы двинули вниз, к стоянке геологов в верховьях р. Зун-Гол.

Тункинские луга, которые многие называют "альпийскими" (в силу схожести последних с Альпами) — отдельная тема. Насколько приятно идти по ним, спустившись с перевалов и вершин, утопая во мху и шлёпая через бесконечные ручейки, бегущие с гор! После череды испытаний "подьем-спуск", ноги просто отдыхают от такой дороги. А как радуется душа при виде разнообразной растительности — трав, ягод, жучков-паучков. После суровых каменных гряд, радуешься, как школьник, появлению жизни.

Значит, скоро лес, а там — костер и отдых. От цирка перевалов Четырех и Лабиринт до стоянки геологов добрались к обеду, особо не напрягаясь и никуда не спеша. По пути нарвали листья смородины, саган-далю, пощипали ягоду, одним словом, расслабились.
Стоянка геологов на р. Зун-Гол

Стоянка геологов на Зун-Голе — одно из ставших "культовым" для нас мест в Тункинских Гольцах. Ну что поделаешь, нравится бывать нам здесь, с удовольствием располагаться на ночлег, коротать за разговорами и чаем (и не только им) полночи у костра. Всякий раз, когда мы приходим сюда, стоянка встречает нас хорошей погодой, дровами и прочими приятными мелочами, радующими глаз. Уютный стол возле дерева, настоящий железный лом(!), остатки былой деятельности геологов, когда-то здесь что-то ищущих — все это позитивно сказывается на настроении уставших путников.

Придя на стоянку, основательно расположились: развесили по многочисленным веткам кедрачей одежду для сушки, занялись заготовкой дров, мылись и т. п. Отобедав от души, народ разлегся на поляне, греясь под лучами августовского солнца. Дима с Сашей Глазуновым занялись заточкой и без того острых как бритва ножей. Остальные просто отдыхали на карематах. Ничто не нарушало полную идиллию. Вскоре, однако, данная идиллия была нарушена звуком сыплющихся камней. Завертев головами, мы увидели приближающуюся к нам группу девушек(!), неспешно идущих в нашу сторону снизу. Народ активизировался. Девушки, увидев нас, пятерых добрых молодцев, двое из которых сидели с ножами, особой радости от встречи не проявили: ответив на пару-тройку стандартных вопросов, не останавливаясь, ушагали в сторону пер. Усть-Илимцев (1А). Замыкал колонну юных любительниц гор молодой парень (руководитель, что ли?). Парень был тих и печален, выглядел каким-то замученным. Еще бы! Ухаживать за четырьмя (да-да, их было четверо) девушками сразу довольно сложно. Хотя на джентльмена он как-то слабо смахивал. Не став донимать его расспросами, мы лишь молча проводили печальную группу взглядами.

В это время небо начало затягиваться, и вскоре сверху закапало. В планы на этот день, точнее, вечер, входил подъем на пик 2915 м и траверс гребня от оного до пер. Усть-Илимцев (1А). Дождь эти планы, конечно же, скорректировал. Хотя народ особо и не стремился к лишним телодвижениям — игра в "1000" в палатке не располагала к активным действиям. Штурм пика решено было отложить до завтра, как распогодится. Подъем на него с рюкзаками за плечами никого, похоже, не пугал. Вечером дождь прекратился. Когда вылезли из палатки, нашему взору явилась двойная радуга на фоне гор. Добрый знак. Как и само место. Угомонились только около 2-х ночи. В результате полудневки опережение графика движения было ликвидировано.

06.08. р. Зун-Гол — пик 2915 м — пер. ВМР (Заблудших) (1А) — пик Мама (первопроход) — пер. Усть-Илимцев (1А).
На подъеме к пику 2915 м от стоянки геологов на р. Зун-Гол

Сегодня встали в 8.30. Выйдя из палатки, от души порадовались чистому синему небу. Погода шептала. Вкусно и сытно позавтракав, начали сборы. Здесь же, на костре, произошло первое большое сожжение пришедших в негодность вещей: Я сжег брошенные здесь кем-то джинсы, Саша Глазунов — свой бесполезный левый сапог. Остальные, взяв с нас пример, избавлялись от ненужных мелочей. Заодно прибрались на стоянке. Лом, который просто не давал нам покоя и являлся предметом многих острот, было настоятельно рекомендовано взять с собой Саше Шеметову. Якобы для нашей безопасности, а также "от лохов отбиваться". Осмотревшись, Саша, "лохов" поблизости не обнаружил. Переть лом на пик 2915 м и далее, видимо, даже в целях общей безопасности, ему вовсе не улыбалось, поэтому от такой поклажи он решительно отказался. Поблагодарив стоянку за гостеприимность и попинав друг друга по рюкзакам, в 10.40 мы ринулись на штурм пика 2915 м. Солнце уже светило вовсю — день обещал быть жарким. Было решено забираться на пик прямо от стоянки. Сначала мы напрямик, через бурелом, направились к правому притоку Зун-Гола, который чуть ниже вытекал из ущелья. Через 10 минут мы были у входа в это ущелье.

На пике 2915 м
На траверсе гребня от пика 2915 к пер. Усть-Илимцев (1А)
Вид на Зун-Гол с гребня, разделяющего Яман-Гол и Зун-Гол

пик 2915 м

На траверсе гребня
Думается мне, что на пик 2915 м обычно забираются с юго-востока, из цирка пер. Усть-Илимцев. Мы же решили зайти на него с юго-запада, с правого притока Зун-Гола. Подойдя ко входу в ущелье этого притока, мы столкнулись с небольшим прижимом, который решили облезть по увалу на левом (ор.) берегу. Лес здесь заканчивался, и по травке мы начали взбираться на увал (40-45 градусов). Так мы ползли все выше и дальше вправо от нашего ручья. Стало понятно, что спускаться к ручью – напрасно терять высоту. Поэтому мы стали двигаться вправо-вверх, непосредственно к вершине. Отсюда ее не видно – постоянно скрывается за подъемом. Крутизна то уменьшалась, то увеличивалась и составляла теперь 25-30 градусов. Мы растянулись по склону, и я потерял друзей из виду. Так и идешь – не видно ни куда, ни откуда. Прямо как и должно быть — ты все ближе к вершине, а она все дальше! Прошло часа полтора безостановочного хода, дерн стал сменяться мелкими и средними острыми серыми камешками. За этот период, три раза(!), неизвестно откуда, набегали тучи, и шел дождь; так же быстро тучи пропадали, и дождь заканчивался. И вот я поднялся на вершинку, которая оказалась южным отрогом пика 2915 м. Отсюда, наконец, стала видна сама вершина, до которой оставалось 200 м по гребню с небольшим набором высоты. Я покричал вниз товарищам, что-то, вроде бы, услышал от них и пошел с правой стороны гребня к вершине. На всем протяжении подъема камнеопасности не было, здесь также были вполне устойчивые плоско-острые камни серого цвета. На все про все у меня ушло около 2-х часов. Вскоре я был на вершине, о чем радостным криком известил все окрестности (а их отсюда было видать ох как много): Зун-Гол, Ара-Хубуты, Яман-Гол – панорама впечатляющая. Притом, мне повезло все это увидеть – отовсюду сразу же полез туман.

Пик Мама с траверса гребня
Трон Бурхана
Пер. Усть-Илимцев (1А) с гребня, разделяющего Яман-Гол и Зун-Гол

На вершине был сложен небольшой тур, записку в нем я не обнаружил. Вскоре на предвершине появился Женя, сфотографировал меня и пропал в тумане. Потом пошла перекличка, из которой я понял, что ребята отдыхают на предвершине и собираются оттуда спускаться в цирк пер. Усть-Илимцев. Я настоятельно советовал им подняться на саму вершину, после чего все резко стихло. Пошел дождь. Я сидел у тура и писал внутри накидки записку. Куда же все-таки пошли остальные? Вскоре ответ на вопрос я получил. Ребята стали появляться из тумана, двигаясь по гребню к вершине. Через 15 минут все снова были вместе. Порадовавшись сему событию, мы фотографировали себя и все, что вдруг иногда открывалось вокруг. Дождь в очередной раз прекратился, а нам предстоял траверс к пер. Усть-Илимцев.

В хорошую погоду, всё, конечно же, намного проще, но сейчас было пасмурно, сыро и туманно. Камни были склизки и скользки. Сначала 50 м по гребню вниз (20-25 градусов) до первого жандарма, который мы начали обходить со стороны Зун-Гола. Тут камешки уже начали сыпаться, крутизна возросла до 40-45 градусов. Еще через 150 м мы вылезли в узкий длинный кулуар, который спускался до дна цирка. На этом кулуаре группа разделилась: мы с Димой решили продолжить траверс, разведать пер. ВМР (Заблудших) (1А) и спуститься на седловину пер. Усть-Илимцев. Перспектива корячиться по мокрым камням вместе с нами не вдохновила остальных, и два Саши и Женя выбрали спуск вниз по кулуару, в долину, к подножию пер. Усть-Илимцев. Встретиться решили на седловине перевала.

Через некоторое время тучи окончательно исчезли с горизонта, и воссияло яркое солнышко, что хорошим образом отразилось на нашем настроении. Ребята начали спуск по кулуару с большим интервалом (мелкая и средняя осыпь, 40-45 градусов, камнеопасно!). Мы с Димой скрылись за поворотом, где нами вскоре был обнаружен удивительный каменный трон, в виде стула. "Трон бурхана" — так мы его нарекли. Казалось, что именно здесь восседает бурятский бог, наблюдая сверху за тем, что творится в его царстве. Пока бурхан где-то отсутствовал, мы с Димой не преминули посидеть на его стуле (поесть из его тарелки и поспать в его кровати получится как-нибудь в другой раз).

Впереди, на гребне, мы рассмотрели три возможные седловины пер. ВМР (Заблудших) (1А).

пер. Заблудших (ВМР) (1А), 2700 м

Спуск с пер. Заблудших (ВМР) (1А) в сторону р. Зун-Гол
Спуск с пер. Заблудших (ВМР) (1А) в сторону р. Яман-Гол
Вскоре мы попали в кулуар, который вел на первую возможную седловину. 70 м подъема по средней осыпи (35-40 градусов) и мы наверху. Тур мы здесь не обнаружили (есть ли он вообще?), но зато в сторону р. Яман-Гол почти до самого низа просматривался несложный спуск по извилистому кулуару. Сначала движение влево, а затем поворот направо. Спуск в сторону р. Зун-Гол так же шел по неширокому кулуару не более 1А к. с. Ну что ж, вот он и пер. ВМР! Мы установили тур, положили в него записку и снова немного спустились в сторону Зун-Гола, чтобы продолжить траверс склона.

Где-то внизу сидели остальные участники похода, но как мы ни старались отсюда их разглядеть — не могли. Какая-то красная точка внимание привлекала, но рядом никакого движения замечено не было (может, ребята неподвижно отдыхали, а может и не они это вовсе были).

Вскоре мы с Димой выбрались в следующий кулуар, по которому поднялись на очередную возможную седловину пер. ВМР. Не было ни тура, ни возможности легкого спуска в сторону Яман-Гола. Не то! Мы снова немного спустились на склон. Я предложил Диме не только проверить последнюю возможную седловину пер. ВМР, но и забраться на безымянную вершину, которой логично заканчивался наш траверс гребня (ей замыкались долины рек Зун-Гол, Левый Яман-Гол и Яман-Гол). Дима от предложения отказался и решил идти, как и было запланировано, прямиком на пер. Усть-Илимцев, широченная седловина которого виднелась в 200-х метрах прямо-вниз по склону.

Мы разделились, и через 10 минут я был на последней возможной седловине пер. ВМР, которая таковой также не оказалась – в сторону Яман-Гола она обрывалась скалами. Но зато как здесь было уютно! Она как будто была специально оборудована под стоянку: невероятно ровное место под палатку, от которого будто бы расходись дорожки в разные места по гребню. Так и хотелось задержаться. Одна беда – воды здесь было не найти, да и смысла лезть для ночевки так высоко на гребень не было.

Стало точно ясно, что та седловина, на которой мы установили тур, и была пер. Заблудших (ВМР) (1А) – других возможных седловин теперь не было. Впереди оставался только безымянный пик.

Пик 2915 м и пер. Заблудших (ВМР) (1А) с пика Мама
Вид на Зун-Гол с пика Мама
Тур на пике Мама
На пике Мама

пик Мама, 2883 м (первопроход)

Перевалы Усть-Илимцев (1А) и Горных Духов (1А) с пика Мама
Можно было продолжить движение по гребню, но тогда я сначала бы забрался на предвершину, а потом уже на сам пик. Поэтому я решил пойти прямо на пик по склону – движение траверсом наверх по средней и крупной осыпи (300 м, 35-40 градусов). Пока я преодолевал это расстояние, голова моя была занята мыслями о том, как назвать эту вершину. GPS-ки у меня не было, поэтому точную высоту я рассчитать не мог. Да и не нравятся мне все эти безликие обозначения вершин – 2915, 2970, 3037… Начинаешь все их путать, а объяснить кому-либо тем более сложно. Другое дело какое-нибудь красочное название! И запомнится легко, и звучит красиво! Почему-то вспомнилась мне моя мать, и шел я дальше, вспоминая ее. У каждого на свете есть она, этот самый близкий и родной человек. И очень плохо и тоскливо на душе бывает, когда мамы нет рядом. Или уже совсем нет. Подумал о том, что нет в Саянах названия, связанного с этим близким человеком, а потому, еще не поднявшись на саму вершину, решил назвать ее в честь наших матерей – «Мама». Есть в этом названии что-то такое теплое, милое, домашнее, близкое сердцу…

Пик Мама с пер. Усть-Илимцев (1А)

Мама оказалась довольно ласковой – лишь на самую верхушку пришлось 3 м карабкаться по крупным камням. И вот я наверху: ровной площадки нет, на небольшом пятаке торчат крупные, прямоугольной формы валуны. Притулил между ними рюкзак, чтобы не улетел вниз, и оглянулся вокруг. Панорама, как и на всех вершинах рядом, потрясающая! Сама вершина в сторону Яман-Гола обрывается скалами, в сторону Зун-Гола и Левого Яман-Гола — осыпной склон. Проведя длительную фотосессию окрестностей и сложив тур, в который вложил записку, я, усталый и довольный, наслаждался шикарной панорамой и, как мог, оттягивал счастливый момент спуска вниз, на перевал. Седловину перевала с самой верхушки видно не было, но при подъеме я видел, что ребята уже установили там палатку.

Немного погрустив и подумав о смысле жизни, я надел рюкзак, спустился с верхушки и пошагал вниз, навстречу ужину и заслуженному отдыху. 300 м крутизной 35-40 градусов по средней осыпи я преодолевал очень нехотя, а потому и медленно. Сверху покричал ребятам, которые, похоже, так и не смогли разглядеть меня снизу. Спускался я целых полчаса (по крайней мере, так мне показалось).

На сегодня моя миссия выполнена. Когда я спустился, ужин уже был готов, и ребята томились в ожидании меня. За трапезой выяснилось, что сегодня забыли(!) про обед, и даже как-то удивились такому героизму. Стоял тихий и безоблачный августовский вечер. Довольные собой и насыщенным событиями днём, мы, ближе к ночи, плавно отошли ко сну. Что день грядущий нам готовит?

07.08. Дневка на пер. Усть-Илимцев (1А)
Утро на пер. Усть-Илицев (1А)
Вид с пер. Усть-Илимцев в сторону р. Зун-Гол (зима пришла неожиданно)

День грядущий, как выяснилось позже, ничего хорошего для нас не приготовил. Всю ночь дул сильный ветер, что, собственно говоря, не стало для нас сюрпризом, т. к. палатка стояла на перевале. Седловина перевала широкая и длинная — в футбол можно смело играть. Такой аэродром имеется только на плато, что в цирке пер. Зунгольский (северный вариант) и пер. Костиной. В футбол играть в наши планы не входило, а имелись души прекрасные порывы — сегодня, как только солнце позолотит верхушки деревьев, прибыть на Шумакские источники. Проснулись мы от подозрительной тишины: ветер стих, дождя не слышно. Только какой-то странный шорох по палатке убаюкивал нас. Открыв замок палатки, мы вышли... в зиму.

Снега намело 10-15 сантиметров. Огляделись — пришла зима, вокруг не видно ни зги. Снег продолжал упорно сыпать, перевалы скрыты. Что делать? Ломиться в неизвестность не рискнули, тем более, что опять задул холодный ветер. Решили не испытывать судьбу и устроить дневку.

Хотя некоторые горячие головы и предлагали двинуть вперед, но не ощутив поддержки остальных, успокоились и оставили эту навязчивую идею. Сперва необходимо набрать воды. Но где её найти? Небольшие ручейки, которых здесь всегда в изобилии, оказались погребены под снегом. Из молодцев никто особо не стремился идти на её поиски. Поступили мудро: кто проиграет в карты, тот и водовоз. Вакансия недолго пустовала, и Саша Глазунов, забрав с собой всю пустую тару, растворился в тумане. Минут через 20 водовоз вернулся, уже с водой, которую мы бережно принимали в палатку. Отряхнув снег, влез и сам Саша, румяный и помолодевший. Оказалось, чтобы найти воду, герой ушуршал вниз аж метров на 300. Выслушав его сбивчивый рассказ, мы, как могли, восхищались таким поступком. Завтрак плавно превратился в обед. Поев от души, и не увидев погодных изменений к лучшему, мы решили зарубиться в "1000". Ничем особенным этот день больше не порадовал. Идея Жени "прогуляться на пер. Яросама (2А) дальше идеи не пошла, да и сам инициатор, поняв её экстремальность, не решил идти супротив мнения товарищей. До самого вечера дул ветер, шел снег, было очень холодно. Единственно, что хорошего было сделано 7 августа — коллективное фото возле тура, и торжественное помещение в него нашей записки. Самым печальным было то, что теперь мы отставали от графика на целый день, а значит, планы придется корректировать.

08.08. пер. Усть-Илимцев (1А) — пер. Горных Духов (1А) — р. Шумак-Гол — Шумакские источники.
На пер. Усть-Илимцев (1А)

Открыв глаза, долго вникал в обстановку — что за бортом? Спросил, который час, у Жени (поскольку часы были только у него, остальные не заморачивались подобными мелочами). На часах 9 утра. Ветер дул — это однозначно. Никаких признаков осадков пока не ощущалось. Вылез из палатки. Следом повылезали остальные. Погода — не фонтан: холодно, пасмурно, северный ветер. Хорошо, что пер. Горных Духов (1А) чуть приоткрыт, хотя отсюда мы легко найдем его и в туман. Народ настаивает идти, невзирая на холод и перспективу новых снежных осадков. Я с этим полностью согласен – терять время совсем ни к чему. Быстрый завтрак, недолгие сборы, на прощание фото на туре перевала Усть-Илимцев. Прощай, перевал! Неласково, однако, у тебя в гостях.

пер. Горных Духов (1А), 2880 м

На пер. Горных Духов (1А)
Вид с пер. Горных Духов (1А) на гребень пер. Заблудших (ВМР) (1А)
Обычный подъем на перевал со стороны р. Зун-Гол начинается из цирка.. Возможен также и подъем через перевал Усть-Илимцев (1А). Он ничуть не сложнее, разве что чуть-чуть длиннее, но зато интереснее. Мы уже были на перевале Усть-Илимцев, поэтому начали движение наверх прямо от тура. Сначала 50 м по седловине перевала до непосредственно перевального взлета. Затем 250 м по средней осыпи вправо-вверх до перевальной перемычки (30-35 градусов). Холод и ветер не позволяли расслабиться, и практически на одном дыхании, по камням и снегу, через 20 минут, группа зашла на перевал. Я поднялся последним – идти было тяжело, то ли из-за вынужденного отдыха, то ли… то ли почему-то еще. В этот момент, сквозь стену кирпичей облаков пробилось солнышко, как будто поздравляло нас с восхождением. Хорошее начало дня.

От Жени поступило предложение взойти на пик 3037 м, но данный почин опять не вызвал энтузиазма остальных – по-прежнему было очень холодно, и хотелось поскорее спуститься вниз. Хотя погода налаживалась — это было ясно. Здесь же, на перевале, в 10-ти метрах от тура обнаружили большую походную карту "Природа Байкала", которая гордо реяла, будучи привязанной растяжками через камни. Сделав несколько фото на фоне путеводителя, и, поблагодарив перевал за гостеприимность, группа спускалась "в лето", поскольку долина Шумак-Гола была освещена солнцем и радовала обилием растительности.

Спуск с перевала Горных Духов в сторону Шумак-Гола никакой сложности не представляет: явная тропа по средней осыпи серпантином уходит вниз (200 м, 35-40 градусов). Внизу осыпь укрупняется, живых камней мало. Во всяком случае, на спуске ни один из нас не загремел (что редко бывает). Еще 100 м (30-35 градусов), и мы на дне цирка. На спуск у нас ушло около 20 минут.

Пер. Горных Духов (1А) со стороны р. Шумак-Гол

В цирке перевала уже вовсю таял снег и текли ручьи. Еще недавно, одетые по полной, мы промерзали на перевале; здесь же разделись до футболок. Подъем на перевал можно было назвать переходом «зима-весна», спуск – переходом «весна-лето». Еще через 20 минут хода мы спустились в долину, где снег полностью уступил место зеленой травке. Мы скинули с себя остатки теплой одежды, устроили перекус и достали фотоаппараты. Это только у Пушкина, крестьянин торжествовал зиме, мы же активно радовались приходу лета, что незамедлительно сказалось на темпе, с которым мы устремились вниз по Шумак-Голу. Сначала движение правым (ор.) берегом реки по «альпийским лугам», справа остается цирк пер. Четырех (1А) и Школяр (1А). Затем местами начинает проглядывать тропа, которая вскоре переходит на левый берег, и потом уже не теряется почти до самого низа.
Седловина пер. Семинаристов (2А) со стороны р. Шумак-Гол
Пик 3037 со стороны р. Шумак-Гол
Пер. Школяр (1А) со стороны р. Шумак-Гол
Напротив входа в цирк перевалов Козлов (1А) и Медвежонок (1Б) со стороны р. Шумак-Гол

Следующая остановка была запланирована у входа в цирк пер. Козлов (1А) и Медвежонок (1Б). Час ходьбы по хорошей тропе, и мы на месте. Здесь, помимо саханки и горного лука, в изобилии пижмы. Пижма — моя слабость; пока не соберу — не успокоюсь. Не обращая внимания на ироничные замечания товарищей, набрал полный пакет корзинок этой целебной травы. После сборов устроили совещание: идти или не идти по заранее запланированной связке пер. Козлов-Медвежонок. Радужная перспектива дошагать к вечеру до Шумакских источников, а особенно попариться ночью в бане, искушала достаточно сильно. Тем более, мы уже на один день отставали от графика. Решение большинства оказалось в пользу скорейшей бани, и связка пер. Козлов-Медвежонок (также, как и пик Скалистый на 2-й день пути) были оставлены до лучших времен. Дойдя до первой цивильной стоянки на границе зоны леса, мы устроили привал.

Солнце жарило уже во всю. Вскоре все близлежащие к костровищу кусты были обвешаны нашей одеждой, заботливо вывешенной их хозяевами для просушки. Колоритное зрелище, скажу я вам: вещевой рынок "Шанхай" г. Иркутска на этом фоне просто бы померк.

Хорошо просушив одежду, позагорав и от души наевшись, в 16.30 группа тронулась вниз по Шумак-Голу. Постепенно тропа ушла вверх, обходя каньон. Через полтора часа она вновь вывела нас на реку, по сухому руслу которой мы и двигались далее около получаса (здесь тропа помечена туриками). Искать возможность подойти к источникам не переходя на правый берег мы не стали, хотя на карте была обозначена какая-то новая обходная тропа (старая пропала вследствие бурелома, который образовался после наводнения в 2001-м году). Как и несколько лет назад, мы переправились босиком на правый берег реки, где появилась тропа, которая шла до самой стрелки с Левым Шумаком. Немного выше этой стрелки мы переправились на левый (ор.) берег Левого Шумака. Отсюда по лошадиной тропе 30 минут хода до первых изб на «бурятском» берегу Шумакских источников.

На данном отрезке случилось небольшое ЧП: Женины часы чуть было не накрылись медным тазом, поскольку было утеряны. Благо их обладатель вовремя заметил потерю, и, вскоре, немного поодаль, часы им были найдены. Не хватало стержня, на котором держался ремешок. Но и он вскоре был найден Женей (как нашел?!). Больше всех возрадовался найденному имуществу, естественно, их счастливый обладатель, а пугающая перспектива остаться в походе без времени отпала.

Ночевать в зимовье мы не сильно-то рассчитывали, но буквально у третьей зимухи мы поздоровались с приветливым ее обитателем, отдыхавшем на лавочке. Житель Санкт-Петербурга Леонид (а это он и был) с радостью пригласил нас к себе, потому как свободные места в зимовье (называлось оно гордо – Орленок) были. Он остался здесь только со своими друзьями, иркутянами Андреем, Катей и Юлей. Не став испытывать судьбу, отказываться мы решили не отказываться от столь щедрого. Нам явно везло: пришли засветло, да ёще и зимовье козырное нашли.

Как правило, на Шумакских источниках мы всегда появляемся не благодаря, а скорее, вопреки. Пройдя безумно напряженный день, вконец вымотанные, грязные, небритые и.т. д., почти всегда после 22 часов, мы добредали до сакрального места. Ни о каком зимовье и комфортности в столь поздний час уже не мечтаешь, а просто ставишь палатку на правом, "русском", берегу, поближе к бане, чтобы "забуриться" туда ночью. Почему ночью? Баня, построенная здесь несколько лет назад г-ном Сайковым, пользуется безумной популярностью среди отдыхающего люда. Запись в неё производится заранее, на обычном тетрадном листе над входом в баню. Желающие попариться извещают остальных о своем стремлении заранее, так что здесь бывает все расписано на два-три дня вперед. Нашу группу, по понятным причинам, никто заранее на листок не записывал. В итоге мы оказываемся лишними на этом празднике жизни. И чтобы как-то восполнить сей пробел и вновь ощутить на себе жизнь, приходится приобщаться к ней, т. е. париться глубокой ночью, когда желающих и ранее записанных нет. Данное обстоятельство, впрочем, нас ничуть не смущает, наоборот, даже радует.

Нынче все было прописано даже на ночь – шансов нет. Судя по листку, ребята, которые парились в бане в настоящий момент, забили баню как-то уж шибко надолго. Я постучался к ним и спросил, необходимо ли им все это время. Они предложили приходить уже через час – им вполне хватило. Снова везуха – у нас есть 2 часа на помывку.

В это время остальные занимались сбором дров (что на Шумакских источниках весьма проблематично) и приготовлением ужина. Ночь предстояла для нас долгая: около полуночи, вооружившись спиртом, нехитрой закуской и банными принадлежностями, мы отправились в баню. Дружно натаскав в баках воды, и жахнув по "маленькой", молодцы перекочевали в парилку. Здесь ещё было достаточно тепло (но уже не жарко), и Дима, негласно возложив на себя обязанности банщика, принялся энергично плескать воду на печь. Температура резко поползла вверх, прямо пропорционально нашему блаженному состоянию. Невозможно передать словами снизошедшую на тебя благодать, которую испытываешь здесь, в парилке культовой бани на Шумаке. Сколько дней, грязный и потный, шастая по горам, ты мечтаешь об этих счастливых мгновениях райского наслажднения. Никакой "Баунти", не заменит этого.

Завершив процесс омовения, мы распахнули дверь и довольные расселись по лавкам в предвкушении "рюмки чая". Начислив на "дорожку", усталые и свежие, уже глубокой ночью, отправились на другой берег, в наше временное пристанище. Ночное небо было сплошь усыпано звездами. Вообще, звезд на Шумаке в ясную ночь — мириады. "Звезд этих в небе, как рыбы в прудах", — пел Владимир Семенович. Запрокинув голову, разглядишь такие созвездия, которых не увидишь в городе. Да и звезды над тобой становятся ближе и роднее. Если загадать желание и ждать появления падающей звезды — в момент её падения необходимо успеть это желание произнести. Сбудется. Проверено нами. Вот такие добрые приметы. Все, пора спать…

09.08. Дневка на Шумакских источниках
Грязевые ванны на Шумакских источниках
У зимовья Орленок

Встали в 11 утра, естественно. На первое — грязевые ванны, затем обход с кружкой по часовой стрелке (от восхода к закату) по легендарным минеральным источникам Шумака. По глоточку черпаешь кружкой из каждого источника — вода сама дойдет куда надо. Напившись до пуза и накидавшись грязью друг в друга, повеселев, вернулись к нашему "Орленку".

Впрочем, для грусти у нас не было причин: солнце светило, где-то уже наступил "рабочий полдень", а у нас начинался "нерабочий завтрак". Неторопливо вкусив гречневой каши с луком, мы так же, "с чувством, толком, расстановкой", приступили к обряду удаления недельной щетины. А куда торопиться? Дров на сей раз решили в местном »универмаге» не покупать — куда нам куль, коли завтра двигать дальше? Женя с Димой отправились за дровами, которых, как известно, на источниках просто нет. За час, по методу Димы, удалось собрать неплохой урожай — по поводу топлива для готовки ужина можно не переживать.

Побрившись и позагорав, кто-то отправился в радоновые ванны. Радон на источниках ядреней и гораздо эффективней, чем, скажем, в той же Ниловке. Поэтому и сидеть в ней надо по времени. В 2009 г. после радона на Шумаке у Жени и Дениса Гербера поднялась высокая температура — резко поплохело, и до вечера они провалялись пластом в зимовье. Хотя находились они там строго по песочным часам. Что ни говори, радон — штука серьёзная. Освежившись в радоне, после которого настоятельно рекомендовано отдохнуть, мы "зарубились" в волейбол. Из нас получилась прямо-таки неплохая команда, которую мы назвали "Орленок" (по прописке). У наших соперниц (в команде были одни девушки) названия не было, но играли они профессионально, четко и слаженно, чего нельзя было сказать о нас. Играли долго и интересно — наша компания росла как снежный ком. Девушек по-джентельменски одолели всухую.

Всему хорошему когда-то приходит логический конец, и ближе к закату команда "Орленок", поблагодарив всех за содержательную игру, в полном составе, стройным шагом устремилась на свой, "бурятский", левый берег. Чрезвычайно довольные собой и насыщенным днем, мы оговаривали планы на вечер. Уходить не хотелось: хорошая погода, девушки, волейбол, свежий хлеб манили нас остаться ещё на денёк

Стоял теплый, безоблачный вечер... Уже стемнело, когда все обитатели зимовья "Орленок" собрались за праздничным столом. Предстоял прощальный ужин. Вокруг нашей избы, как грибы после дождя, выросли палатки вновь прибывших туристов с перспективой скорого заселения в избу, узнав о нашем намерении завтра с утра освободить занимаемую нами жилплощадь. Развели спирт, сегодня больше обычного — праздник на душе. За разговорами с Леонидом, Андреем, Катей и Юлей о житие-бытие время летело незаметно. Как и спирт. Развели ещё. И ещё. Уже и Леонид с Андреем угомонились, уже и Юля с Катей давно отошли в объятия Морфея, а мы всё продолжали и продолжали ностальгические посиделки на свежем воздухе у костра. Разброд и шатание прекратились только на рассвете. С мыслями о том, как же вставать уже через 2 часа, я улегся, наконец, спать.

10.08. Шумакские источники – руч. Мраморный — пер. Петрович (1Б) – правый приток р. Правый Шумак.

Наступило утро "стрелецкой казни". Встали в 10 утра. Внешний вид после вчерашнего оставлял желать лучшего. В темпе вальса, пробежав на прощание по источникам, легко перекусили. На сборы ушло 20 минут. Можем, когда хотим. Небо было ясным — ни облачка. День обещал быть хорошим. По жаре с похмелья топать совсем не радовало, поэтому в спешном порядке, около полудня, группа немного помятых товарищей покинула источники.
Каньон Мраморного ручья
Один из водопадов на Мраморном ручье
Верхний водопад на Мраморном ручье

Сегодня в наших планах был перевал с Мраморного ручья на правый приток Правого Шумака (в цирк пер. Долгожданный (1А) и Грозный (1Б)). Его не раз ходил мой отец, но только в обратном направлении. С его слов в названии перевала было что-то про комсомол (точное название он не помнил), категория сложности в записке в туре была 2А. Как-то давно он нечаянно вышел на него в поисках пер. Изумрудных Озер (2А). Через 13 лет он снова его ходил с группой; за это время там тоже кто-то побывал (в записке было указано, что какая-то группа сняла его прошлую записку). Он рассказал, что определить его со стороны Мраморного ручья сложно – при спуске он с одного кулуара переходил в другой, а когда спускался к подножию, трудно было понять, откуда именно он начал спуск и где седловина перевала. Ну да как-нибудь разберемся!

Наш путь лежал через Мраморный ручей. Первое время идти было достаточно непросто. Уже войдя в каньон Мраморного ручья, взяли неплохой темп и разошлись. Сначала движение от крайних изб по тропе (-ам) на правом (ор.) берегу ручья до начала каньона. Здесь тропа переходит на левый (ор.) берег (!). Л. Е. Стрелюк в описании пер. Университетский (1Б) говорит о том, что идти надо по правому берегу, но идти там представляется мало возможным. На левом берегу тропа начинает резко взбираться вверх (45-55 градусов), лес здесь сразу же заканчивается. Затем движение по тропе траверсом левой стенки каньона высоко над ручьем (дерн и белая мраморная крошка, 40-45 градусов). Технической сложности никакой нет, но идти нужно соблюдая осторожность – укатиться вниз вполне реально. Если б не было тропы, было бы гораздо сложней.

Солнце нещадно пекло наши буйны головы, вода в пластиковых бутылях опустошалась со страшной скоростью. Голова болела с похмелья, но было... весело. Весь путь по Мраморному ручью горланили патриотические песни: "День Победы", "Прощание Славянки" и т. д., отчего дорога «вдоль обрыва, по-над пропастью" по ручью прошла легко и непринужденно. Как в песне — вместе весело шагать по горным просторам. Немного отставал только Саша Шеметов, который периодически напоминал о себе протяжным криком: "Ти-жа-ло!".

Поднявшись по Мраморному ручью до водопада, что на границе зоны леса, устроили небольшой отдых. Слева по х/д открылся пер. Университетский (1Б), но нам на сей раз туда не надо. Наш путь — прямо. Отсюда рассматриваем пару-тройку возможных седловин – решаем двигаться к центральной. Сначала обходим справа (по х/д) травянистый увал (который на самом деле оказывается отрогом гребня) и входим в небольшой цирк. Справа также есть цирк, но, судя по карте, нам точно не туда. Перед нами широкий извилистый кулуар, сужающийся к верху.

Решили так: я пойду первым, остальные участники с интервалом в 10 минут друг от друга за мной. Если прохода здесь нет, я сверху крикну об этом вниз следующему товарищу. И так, по цепочке, информация долетит до замыкающего подъем. Бездумно тратить силы совсем не хотелось. Дружно покричав Саше Шеметову, который немного отстал, чтобы "быстрее шевелил колготками", Женя с Димой отправились на поиски воды, поскольку далее наличие оной было под большим вопросом. Сделав традиционное фото предполагаемого перевала, и, получив напутствие товарищей по заду, окрыленный, я шагнул вверх. Облачность к тому времени уже была переменной, но пугающей перспективы осадков, вроде, не намечалось.

пер. Петрович (1Б), 2900 м

Пер. Петрович (1Б) со стороны Мраморного ручья
Подъем на пер. Петрович (1Б) со стороны Мраморного ручья
Верхний цирк правого притока р. Правый Шумак с пер. Петрович (1Б)
Подъем на перевал стороны Мраморного ручья оказался очень затяжным. Но обо всем по порядку. Сначала движение по траве с камнями до входа в кулуар (100 м, 25-30 градусов). Затем камней становится все больше, а травы все меньше. Кулуар постепенно сужается, крутизна постепенно увеличивается. Движение по мелкой сыпухе, которая катится вниз – лучше выбирать участки, где проглядывают крупные плоские камни (300 м, 35-40 градусов). Кулуар сначала поворачивает влево, потом вправо – идущего ниже Саню Глазунова я потерял из виду. Пробовал докричаться до него: бесполезно, ничего не слышит. Или в ответ ничего не слышу я. Выше начинают попадаться скальные участки, пролезать которые несложно (150 м, 50-55 градусов). Кулуар продолжает изгибаться то вправо, то влево, и, кажется, что ему нет конца и края. «Где здесь отец переходил, спускаясь, в другой кулуар? Вообще, туда ли мы ползем? Когда выберемся на гребень, будет ли спуск на Правый Шумак?» — такие мысли лезли мне в голову. Как всегда в случае нескончаемого крутого подъема, совершенно неожиданно появилась седловина. Еще несколько метров вверх, и – ура! – я увидел тур. Выбравшись, сразу глянул на спуск в другую сторону – снова ура! – спуск есть, притом не более 1Б к. с., и просматривается донизу. Радостным криком я известил об этом остальных – надеюсь, кто-то из них все-таки услышал. На подъем у меня ушло около двух часов.

Напротив хорошо различим пер. Долгожданный (1А) , чуть правее — пер. Грозный (1Б). Я начал разбирать тур в надежде отыскать записку с точным названием нашего перевала (скорей всего, отцовскую – они ее точно писали), но, кроме какого-то клочка бумаги и фантика от конфеты, ничего не обнаружил. Надо перевал как-то обозначить, а раз старое название уже утеряно, нужно дать свое. Например, «Петрович». Почему "Петрович"? Во-первых, Пётр Петрович Мисюркеев, мой отец, рассказал о существовании данного перевала, других упоминаний я нигде не встречал. Во-вторых, батя уже более 30 лет занимается горным туризмом и сам водит по горам группы туристов. И, наконец, сегодня, 10-го августа, — его день рождения (в честь этого события мы и проходили сегодня этот перевал).

Через 15 минут появился Саша Глазунов, на которого перевал также произвел сильное впечатление. Удивительно, но, узнав, что название перевала мне неизвестно, он сам предложил назвать его «Петрович», сказав, что другие не будут против. По этому случаю на большой плоской плите возле седловины Саня даже накарябал камнем новое название. Через 10 минут, уже на перевал Петрович, выполз Женя, а за ним и Дима. Отставал только Сашок Шеметов. Пока ждали, устроили перекус, достали камеры и активно фотографировались. Вскоре появился и Александр. С новым названием все были согласны, поэтому в записке мы перевал так и обозначили – Петрович (1Б). 1Б – с этим также все согласились, до 2А он вряд ли дотягивает; хотя на спуске в сторону руч. Мраморного, возможно, веревка понадобится.

Спуск в сторону р. Правый Шумак гораздо короче, чем на Мраморный ручей. Он, действительно, оказался несложным, хотя и камнеопасным. Кулуар сначала идет немного вправо, затем поворачивает налево. Движение по мелкой сыпухе (250 м, 40-45 градусов) до подножия перевала на замыкании цирка. Несмотря на то, что мы шли с интервалом, Сашу Шеметова чуть не накрыло здоровым каменюкой, который со свистом пролетел над ним.

Спуск с пер. Петрович (1Б) в сторону Мраморного ручья
Спуск с пер. Петрович (1Б) в сторону р. Правый Шумак
На пер. Петрович (1Б)
Пер. Петрович (1Б) со стороны р. Правый Шумак
Седловина пер. Петрович (1Б) со стороны р. Правый Шумак

Перевалы Изумрудных Озер (2А), Долгожданный (1А) и Грозный (1Б) с верхнего цирка правого притока р. Правый Шумак
Петрович (1Б) со стороны р. Правый Шумак
Движение от перевала мы продолжили по плоскому снежнику, который ввиду постоянной тени, судя по всему, никогда не тает полностью. Затем по среднему куруму к краю подцирка, в котором перевал и находится, и спустились по средним камешкам к озеру (100 м, 40-45 градусов). Озеро мы обошли справа (по х/д). На все у нас ушло около 40 минут, к этому моменту солнце уже во всю клонилось к закату. Запланированный на сегодня же пер. Грозный (1Б) было решено перенести на завтра – сказалась к тому же усталость (надо меньше пить и раньше выходить!). Мы нашли ровную площадку под палатку практически на берегу озера и прямо у подъема на пер. Долгожданный (1А) (до которого отсюда, казалось, рукой подать). Кстати, весьма логична связка перевалов Петрович и Долгожданный для прохода от Левой Билюты к Шумакским источникам через Мраморный ручей.

Нам явно повезло сегодня с погодой: набегавшие периодически облака так и не разразились дождем, а к вечеру и вовсе разъяснило. Мы от души покричали на стоянке, наслаждаясь потрясающим звуком в формате 5.1, который выдавало эхо в этом цирке. Затем приготовили вкусный ужин, развели спирт и с удовольствием выпили за день рождения моего отца и новый перевал, который назвали в его честь. Спать легли раньше, чем обычно – нужно нагонять график, от которого мы теперь снова отставали. Свободных дней у нас уже не было, а по плану 13-го вечером мы должны быть в Аршане (впереди, помимо Грозного, выход в долину через связку Туманный (1Б) – Крупенина (1Б-2А) – успеем ли?). Загадывать дело бесполезное, надо спать. Что-то будет завтра? Завтра и увидим.

11.08. пер. Грозный (1Б) — р. Левая Билюты — стоянка на стрелке р. Левая Билюты и Правая Билюты.

Встали в 9.20. День обещал быть хорошим — небо ясное, с утра полный штиль. Условия располагали к штурму пер. Грозный (1Б). Хотя мне почему-то очень хотелось пойти на Долгожданный (1А) – он совсем рядом, да и сложностей там нет никаких. Другое дело – Грозный! В прошлом году он довольно суровым показался братьям Зубковым, правда, шли они его в непогоду, по снегу. У нас же с погодой полный порядок. Так что, раз уж запланировали Грозный, то его и пойдем. Позавтракав куском сыра с сухарями и испив по кружке "чайковского" с конфетками, в 10.30, со свежими силами, мы ломанулись на перевал.

Ключевое место подъема на пер. Грозный (1Б) со стороны р. Правый Шумак
На подъеме к седловине пер. Грозный (1Б)
Верхняя часть подъема на пер. Грозный (1Б)
Седловина пер. Петрович (1Б) с пер. Грозный (1Б)

пер. Грозный (1Б), 2765 м

Озеро в верхнем цирке правого притока р. Правый Шумак
Вид на р. Правый Шумак с пер. Грозный (1Б)
От места стоянки мы пошли траверсом склона вправо-вверх прямиком к скальной части перевала (средняя осыпь, 250 м, 30-35 градусов). Через 15 минут группа собралась под стенкой, уклон в этом месте доходил до 70 градусов. Я залез на первый уступ высотой около 10 м. Далее шла мелкая и средняя осыпь крутизной 45 градусов; слева она ограничивалась скальной стеной. Камни катились вниз и летели с уступа, поэтому я крикнул ребятам спрятаться чуть сбоку. Потом полез Дима и кинул мне конец веревки, которую я закрепил на небольшой полке за камень у стены, 15-ю м выше. Взобравшись, Дима закрепил веревку на узел понадежней, и через 15 минут на небольшой полке собралась вся группа. Через 15 м начинался следующий скальный уступ высотой 7 м и крутизной 60-65 градусов. Я забрался на него и закрепил веревку. Ребята стояли на полке, прижавшись к скальной стене, а мимо пролетали хорошие камешки. По очереди на этот уступ забрались и все остальные. Отсюда до седловины оставалось 50 м по хорошо расчлененным скальным плитам (50-55 градусов). На всякий случай я снова забрался первым до перемычки и закрепил веревку, после чего на седловину забрались все участники. На подъем у нас, таким образом, ушло чуть больше часа. Если при движении наверх с этой стороны веревка не обязательна (а так, на всякий случай), то при движении в эту сторону вниз, я думаю, она весьма желательна.

Погода шептала: солнечно, ясно, безветренно. В туре мы обнаружили прошлогоднюю записку тех же братьев Зубковых. Отсюда хорошо просматривалась седловина пройденного нами вчера пер. Петрович (1Б). Хорошо просматривался спуск в сторону Левой Билюты. Мы оставили свою записку и двинули вниз.

Спуск с перевала в сторону Левой Билюты проходит по мелкой и средней осыпи (250 м, 40-45 градусов) и особой сложности не представляет.

Пер. Грозный (1Б) со стороны р. Левая Билюты
Пер. Долгожданный (1А) со стороны р. Левая Билюты
Пер. Лавинный (1Б) со стороны р. Левая Билюты
Пер. Лавинный Ложный (1А-1Б) со стороны р. Левая Билюты
Верхнее озеро на левом истоке р. Левая Билюты

Через 25 минут группа расселась у подножия перевала и устроила перекус. На этом месте у Жени "умер" второй аккумулятор его "Sony", и эстафету принял фотоаппарат Саши Глазунова, который до этого также был на подхвате. Настроение отменное, погода радует — что ещё нужно в горах для полного счастья? Наверное, обед, который планировался на границе зоны леса, но до него еще 1,5-2 часа пути. Сначала движение от перевала по дну цирка с небольшим сбросом высоты до верха ригеля, который обрывается к озеру. В прошлый раз мы поднимались на него прямо по средним и крупным камням (35-40 градусов). На этот раз мы не полезли прямо вниз, а обошли ригель справа, более полого сбрасывая высоту. Затем, моренными валами мы спустились к озеру, которое как всегда обошли левым (по х/д) берегом. Слева остался пер. Лавинный (1Б). Таким образом, спустя час, мы были на противоположном травянистом берегу озера (здесь выложена из камней роза ветров или что-то такое). Тут устроили желанное "купа-купа". Купание здесь уже стало нашей доброй традицией. Приветливое озеро, и погода на нем всегда хорошая (для нас, во всяком случае). Здесь я нарвал себе еще немного пижмы, которая росла прямо на берегу.

Затем еще полчаса с постепенным сбросом высоты по травянистым холмам (местами проглядывает подобие тропы), обход небольшого озера под цирком пер. Ветреный (1Б) и Мраморный (2А) справа, и мы у левого истока Левой Билюты. Далее возможны различные варианты движения вниз, но мы давно уяснили для себя, что лучший из них двигаться прямо по этому истоку.

Через 100 м спуска по камням ручья вниз мы вышли на стоянку, на которой 3 года назад воссоединилась наша группа. Это достаточно "попсовая" стоянка, и с дровами здесь напряг. Тем не менее, Женя где-то раздобыл заныканные кем-то дрова, чем несказанно обрадовал товарищей. Здесь же мы увидели жалкие останки тарелки Дениса Гербера с того похода. Тогда, после спуска рюкзаков с ложной седловины пер. Университетский (2А), тарелка приказала долго жить. Довольные нахлынувшими воспоминаниями о былом, мы пообедали и отдыхали под лучами ласкового солнышка. Тогда мы и не подозревали, что погода вскоре совсем неласково с нами обойдется. По морене напротив ползла вверх какая-то группа, но ребята выбрали подход по правому истоку Левой Билюты. Мы им что-то покричали, они нам тоже – никто ничего не разобрал.

В 16.00 мы шагнули вниз. Буквально через несколько метров от стоянки я поскользнулся на камне и сильно раскроил палец. Обидно! (да это еще и не все травмы на сегодня). Тропа (а здесь местами ее можно разобрать) сразу же переходит на правый (ор.) берег и спускается по каменистому руслу с хорошим сбросом высоты. Разобрать ее здесь сложно, но в любом случае вскоре она выбирается с русла на берег и идет до самой стрелки двух истоков Левой Билюты по лесу с высокой травой. Там тропу тоже очень просто потерять, что мы успешно и сделали, а потому шагали просто по зарослям и бурелому. На стрелке мы поднялись на 50 м вверх уже по правому истоку Левой Билюты и переправились на его правый берег. Если ты хороший скакун, можно перепрыгнуть ручей по камням, даже не замочив обуви. Но не всегда желания совпадают с возможностями — у нас кто-то из толпы все же загремел в воду. На этот отрезок пути мы потратили около 30 минут.

После стрелки некоторые группы отправляются вниз прямо по правому берегу реки. Должен сказать, что это не лучший вариант — приходится довольно долго лазить по огромным валунам, из которых этот берег и состоит. Более оптимально от стрелки идти не понизу, а забраться вверх на моренный вал, и уже поверху скакать по камням поменьше (они довольно устойчивые). Вскоре камешки начинают постепенно сменяться травой и редкими кедрами; здесь снова можно обнаружить тропу и снова ее потерять. К концу увала камней снова становится больше, и вскоре по ним можно несложно спуститься с увала вниз (50 м, 35-40 градусов). На этот отрезок пути мы потратили еще около получаса.

Отсюда до начала тропы по правому берегу реки еще один «приятный» этап – высокий кустарник с болотиной. Продравшись через кустарник мы вышли к началу тропы по Левой Билюты. На часах 18.20. Здесь, по тропе, около 2-х часов ходу до стрелки Левой и Правой Билюты. Именно в этот момент небо померкло, и подул северный ветер. Затянуло конкретно. Дождь неизбежен — это было понятно всем. Ускорившись, в хорошем темпе, мы пробежали минут 40 до первых капель. Тропа все время шла по берегу реки: то прямо по руслу, то немного удаляясь в лес (где это было возможно). Надев накидки от дождя, которые безумно мешали при ходьбе по такой тропе, группа продолжила свой путь.

Чуть дальше того места, где в реку впадает приток с пер. Ясный (1Б) я поскользнулся на камне и со всего маху навернулся коленом о другой камень. Сначала, матерясь по чем зря, я полминуты так и валялся рожей в грязи, чем сильно напугал ребят (они понятия не имели, что произошло). Превозмогая сильную боль, прощупал ногу – слава Богу, перелома нет, и коленная чашечка тоже цела. Рядом стояли невеселые товарищи — как на поминках. Я отослал остальных вперед и еще немного повалялся. Делать нечего – не спеша двинулись дальше: впереди Женя, далее остальные, замыкал процессию я. Места для стоянки до стрелки Левой и Правой Билюты не предвиделось. Дождь только усиливался. Вымокли до нитки — накидки не спасали. Тропа, которую пересекали бесчисленные ручьи, превратилась в вязкую жижу.

С минуту на минуту начнет смеркаться. Но вот он, последний взлет на косогор (тропа здесь уходит вверх, обходя прижим), за которым море голубики и долгожданная стрелка. Окоченевшими пальцами ребята умудряются по ходу собирать голубику: она здесь повсюду. Мне не до этого – колено болит, хотя позволяет идти. Вот и стрелка. На стрелке разглядели две палатки: люди! Как зомби, народ стал подтягиваться к костру. Сняв рюкзаки, сели под растянутый меж кедров тент. Познакомились с обитателями стоянки, их четверо: Юра, Алексей, Ольга и Галя — все из Иркутска. Земляки!

Дима принялся под дождем ставить палатку. К нему присоединился Женя. Поставив палатку, вперли туда подмокшие рюкзаки. Следом влезли сами и скинули с себя мокрую одежду. Сразу стало веселее. Места под тентом на всех явно было недостаточно, поэтому постоянно негласно происходила борьба за место под солнцем, то бишь костром. Тем не менее, как говорится, в тесноте да не в обиде. Разговорившись с иркутянами, выяснили, что они спустились с пер. Ветреный (1Б). Далее их путь лежит на пер. БЕПКАН (1А). Мы же пока еще планируем завтра спуститься вниз по Билюты до р. Звериной и по ней уйти на пер. Туманный (1Б) и далее на пер. Крупенина (1Б). Резюмировав, что человек предполагает, а Бог располагает, около часа ночи разошлись по палаткам. Дождь так и не стих.

12.08. Дневка на стрелке Левой и Правой Билюты.
На стоянке на стрелке Левой и Правой Билюты

Не стих дождь и на следующий день. Всю ночь с небес лило, долго и нудно. Утром никаких изменений в сторону улучшения погоды не наблюдалось — затянуло конкретно. Если в долине шел дождь, то в горах наступила настоящая зима. С нашей стоянки были хорошо видны заснеженные горы. Что и говорить, если у нас, в долине, стоял холод, то вверху "дубак" был конкретный. Вследствие ночного дождя вода в Билюты значительно поднялась — река превратилась в мутный бурлящий поток. Хотя сомнений в броде через неё у нас не возникало — переходили реки и похлеще. Перспектива спуститься сегодня вниз по Билюты, подняться по Звериной и взять пер. Туманный (1Б), выглядела все более туманно (такая вот тавтология). График трещал по швам.

В голове вертелась фраза из старой песни: "Пора перейти эту реку вброд". Такое же предложение поступало от Жени и Саши Шеметова — дескать, "неизвестно, когда разъяснит, нечего ждать у гор погоды, пора действовать". Остальные участники вели себя более осторожно и прагматично — явных стремлений двигаться куда-либо не выдвигали. Только Ольга мужественно собрала полный котелок голубики под дождем, при этом полностью вымокнув в процессе сбора. Две группы объединились благодаря одной цели – выйти с гор. Из вариантов теперь рассматривался только выход через пер. БЕПКАН (1А), либо через пер. Снежный (1Б). Коллективно решив ждать прекращения осадков, приступили к приёму пищи. Друзья-иркутяне угостили нас тушенкой из бич-пакета, чем несказанно порадовали поникших товарищей — мы такую роскошь в поход не берем.

После вкусного завтрака боевой дух немного поднялся, но не настолько, чтобы искать приключений на свою голову. Дождь то затихал, то усиливался, но совсем, паразит, не прекращался. Дело хоть и было не вечером, но делать в такую погоду нам было нечего: разнообразили свой скудный досуг игрой в "1000", которую неспешно и расписывали в палатке. К вечеру ничего не изменилось: дождь не утихал, и, казалось, он будет идти вечно. Скука и уныние все чаще стали посещать нас вечером этого бездарно проведенного дня. Единственной отрадой нам служил незатухающий костер. Поужинав и потравив байки возле него, около полуночи народ разошелся по палаткам. Выйти, как планировалось, 13-го, нам уже не суждено.

13.08. Полудневка на стрелке Левой и Правой Билюты — р. Правая Билюты – 5-й приток Правой Билюты.
Облака после непогоды

Утром осадки не прекратились. Чрезвычайно огорчившись сему природному явлению, группы собрались на консилиум у костра: что делать? Делать что-то было необходимо. Река стала ещё больше и уверенней. Но не это пугало нас. Совсем не радовало "гаситься" здесь далее: 13 августа мы должны были уже выйти в Аршан. Поскольку изначальный план выхода с гор через связку пер. Туманный — Крупенина успешно провалился, решили идти на проверенный нами пер. БЕПКАН (1А). Моросящий дождь, как мог, мешал воплощению этой грандиозной идеи.

Тем не менее, в 16.30, под стук мелкого дождя, народ покинул стоянку. Наш путь лежал в сторону 5-го притока Правой Билюты. Главная задача — перейти бурлящие потоки Правой Билюты выше стрелки. Снимать обувь пришлось дважды. Хотя некоторые товарищи, сняв боты перед первой, небольшой переправой, так, босиком, по камням (5 минут ходу) и прошагали до основного брода. Брод в этом месте мы форсировали уже не раз: тогда таких дождей не было, поэтому проблем с переправой не возникало. Сейчас река стала сильной и стремительной. Взявшись за руки, группа из 9-ти человек решительно вошла в пучину. На середине стремнины, вода достигала пояса некоторых участников. Сильное течение и большой напор вскоре разрушили данную идиллию: цепочка разорвалась, и первая, большая часть туристов, оторвалась от остальных. Немного экстрима, и пионеры уже на противоположном берегу. Вскоре к нам присоединились трое остальных. Обошлось без неприятностей. На переправе очень пригодились трекинговые палки, которые в походе эксплуатировались нами достаточно редко.

Обувшись, мы бодро зашагали по правому (ор.) берегу Правой Билюты к нужному нам притоку под моросящим дождем. Определенной тропы здесь нет, движение проходит по широкому руслу реки. Через 15 минут мы пересекли один из притоков Правой Билюты, а еще через 10 минут вышли к началу тропы, которая уходила отсюда в лес и шла рядом с берегом. Через 10 минут хода по тропе весь караван вышел на уютную и популярную у походников стоянку. От неё тропа сквозь заросли жимолости и поваленные деревья резко взбирается вверх. Вскоре в этих джунглях происходит её раздвоение: вправо уходит тропа вверх по Правой Билюты, влево-вверх — к верховьям 5-го притока Правой Билюты. В 2007 г. на этой развилке, уйдя вправо, а не влево, как было велено, потерялась одна из участниц нашей группы. Обнаружить её удалось лишь поздним вечером, да и то случайно: сам спасатель заблудился и вел поиски не там, где ему указали. В итоге, за поздним ужином не хватало уже двух туристов. Лишь около 2-х ночи, когда их поиски на сегодня уже были завершены, измотанные "потери" добрели до нашей стоянки. Печальная история со счастливым концом, одним словом.
Объединенная группа на стоянке на границе зоны леса 5-го притока р. Правая Билюты

В это раз и мы, не раз проходившие здесь, умудрились не заметить развилку и пошагали вправо. Обнаружив это, вернулись обратно и продолжили крутой подъём, по пути подкрепляясь спелой жимолостью, которой здесь в изобилии. По мере набора высоты все чаще можно было увидеть лежащие островки снега. Через час ходьбы подъём стал положе и вскоре, тропа вывела нас на стоянку, что расположена на границе зоны леса. Встали здесь, как и планировали. Меж кедров растянули тент прямо над костровищем и в темпе вальса поставили палатки – все вымокли, и замерзали теперь под холодным ветром. Порадовавшись хоть такому, пусть и небольшому, продвижению в сторону конечной цели, народ сгруппировался возле костра. Скоро подоспел и ужин. В аккурат к нему, осадки прекратились. Надолго ли?

Небо было по-прежнему хмуро. По палаткам разошлись пораньше, около одиннадцати ночи.

14.08. 5-й приток Правой Билюты — пер. БЕПКАН (1А) — р. Барун-Хандагай.
По дороге в цирк перевалов БЕПКАН (1А) и Снежный (1Б)

Проснулись и повылазили из палаток по нашим меркам рано — в девятом часу. Погода (наконец!) наладилась: на небе словно выстроилась армия из мелких одинаковых остатков облачности, скоро из-за гор появится солнце. День ожидался теплый и солнечный. Хорошо и плотно позавтракав (теперь экономия провизии неактуальна), приступили к сборам. Нас ждут великие дела! Главная задача на сегодня — дойти до зоны леса на р. Барун-Хандагай, а если повезет — допилить до Аршана. Первый вариант выглядел более реально, а насчёт второго терзали смутные сомнения. Групповое фото на фоне стоянки, общее построение, и караван тронулся в путь, в снежную, но теплую зиму.

На часах 10.10. Прошли немного вверх от стоянки; здесь снега стало гораздо больше. Через 10 минут хода лес закончился, далее тропа шла по руслу ручья. Здесь мы в молчании остановились у деревянного креста, что возвышается над могилой неизвестного туриста. Вспомнилась фраза Воланда: "Человек смертен, причем иногда внезапно". Вечны только горы и этот мир.

Хороший темп восхождения, взятый от самой стоянки, вскоре пришлось охладить: сбивали трещины в крупных камнях (из них русло и состоит), "заботливо" скрытые от нас снежным покрывалом — в них периодически проваливались участники. Больше всех доставалось, конечно же, идущему впереди. Остальные, хоть и старались ступать след в след, также периодически проваливались в трещины и разломы. Радости и оптимизма данное обстоятельство совсем не добавляло. Печальным финалом очередного проваливания мог стать сильный ушиб, вывих, или (что уже совсем трагично) перелом ноги.

Снежный наст под нами, на ощупь был липким и мокрым — сказывались теплые лучи яркого августовского солнца. Одежда и обувь вымокли одним махом. Благо, было солнечно и относительно безветренно. Холода не ощущалось, и наиболее решительные участники, скинув с себя всё лишнее, продолжили путь по снегу уже в майках и шортах. Но идти было довольно сложно – путь в цирк представлял собой сплошной крупный курумник, а снег покрыл все ровным слоем (куда ступать?!). Неплохо выручали палки – ими можно было хоть как-то нащупать, куда ступать, а при падении опереться. Такие нагрузки мои палки долго выдержать не смогли (одна сломалась, другая погнулась). Остальные участники шли по следам.
Вид из цирка перевалов БЕПКАН (1А) и Снежный (1Б)
Подъем к пер. БЕПКАН (1А)

Около часа дня группа поднялась к озеру, что в цирке пер. БЕПКАН (1А) и Снежный (1Б). . Летом оно всегда голубое, но сегодня его было не узнать: яркое солнце и снег вокруг совсем по-другому играли светом, потому оно казалось абсолютно черным. В очередной раз мы порадовались тому, что сегодня тепло и солнечно. Подъем на пер. БЕПКАН обещал быть продолжительнее и сложнее обычного — сказывалось обилие снега. Но больше пугало другое – спуск по каньону ручья из цирка перевала к Барун-Хандагаю (валуны там действительно огромного размера, плюс снег…). Очень логичным в данном случае казался пер. Снежный (1Б) – спускаемся с него гораздо ниже на Барун-Хандагай, к тому же, избегаем злосчастного каньона. Подъем с этой стороны на перевал не сложнее, чем на БЕПКАН, но что с другой стороны? Все-таки 1Б вполне может быть с сюрпризом, БЕПКАН же – штука проверенная. Думал я недолго – Юра сказал, что он брал Снежный, и что там есть какие-то сложности – отметаем! Позднее, на сайте, я узнал, что никаких сложностей нет, и все-таки Снежный в такой ситуации – более оптимальный вариант.

Что ж, надо идти. Галя решила выйти вперед — догоните, мол. Все с интересом наблюдали, как Галя корячится, забираясь на моренный вал, с которого и начинается подъем непосредственно на перевал. Казалось, что девушка выбирала явно не оптимальный путь: камешки здесь выше человеческого роста, опять же пространства между ними завалены снегом. «Мы пойдем иначе!» — так и думали, сидя у озера. Но когда шагнули, двигались по следам Галины. И не потому что по натоптанному идти легче (там, где снег Галю выдерживал (а я по весу был как две Гали), мне приходилось проваливаться по пояс), а потому что наша молодая туристка шла верно. Более того, взбираясь по морене, мы также шли практически по ее следам. Не меньше получаса у нас ушло на подъем к перевалу. К этому моменту лично я был уже порядочно измотан морально. Но это еще только начало.

пер. БЕПКАН (1А), 2635 м

Подъем на перевал со стороны Правой Билюты начинается левее седловины, хотя некоторые группы иногда штурмуют перевал прямо в лоб (скорее всего, они просто не в курсе); в этом случае наверху их ожидают несложные скалы. Мне кажется, что оптимальным в нашей ситуации был именно этот вариант, но мы пошли старым, проверенным.

Вид на 5-й приток р. Правая Билюты от пер. БЕПКАН (1А)
Пер. БЕПКАН (1А) со стороны р. Правая Билюты
Озеро в цирке перевалов БЕПКАН (1А) и Снежный (1Б)
Вид на спуск с пер. БЕПКАН (1А) в сторону р. Правая Билюты
На пер. БЕПКАН (1А)

Обычно летом здесь просматривается извилистая тропка, которая прямиком, по устойчивой мелкой сыпухе, выводит к скальной стенке (300 м, 30-35 градусов). Сегодня по понятным причинам тропы видно не было. Я шел, как обычно, первым. "Под собою ног не чую, и качается земля" — завертелось в голове. Чем выше мы взбирались, тем глубже "закапывались" в снег. Замыкали колонну четыре "балбеса" (Женя, Дима и два Саши), которые, невзирая на постоянные провалы, умудрялись весело обкидываться меж собой снежками. Инициировал данный процесс Женя, шедший впереди них, но доставалось больше всех ему — Дима и Саши объединились против одного и не давали обидчику расслабиться. Их оптимизм и "детство", позитивно отражались на настроении остальных, несмотря на трудности пути. Чего не скажешь обо мне, я все больше нервничал и матерился. Со стороны, наверное, смотрелось бы немного странно: от передовой к авангарду эмоции плавно менялись от отрицательных к положительным. Я безостановочно ругался; за мной шла Ольга, которая все это выслушивала; в центре сохранялся нейтралитет; а в хвосте царили радость и веселье.

Через час штурма мы уперлись в скалу; уходить отсюда надо траверсом вправо, в сторону седловины (100 м, 15-20 градусов). Снег таял уже во всю, и небольшие ледяные осколки постоянно летели со скалы вниз безуспешно пытаясь попасть в наши головы. Иногда в ход шла и тяжелая артиллерия – вместе с комками снега вылетали мелкие камешки. Слава Богу, что серьезных попаданий не было. Этот траверс осложнялся еще и тем, что ветром под скалу нанесло реальные сугробы, которые карнизами свешивались вниз. Казалось, что они вообще могут поехать. Проваливаться в снег тут было настоящим «удовольствием» — пытаясь выкарабкаться, ты закапывался еще глубже. Спасала оставшаяся гнутая палка, которую я плашмя упирал в снег и вытягивал себя на поверхность. Сил становилось все меньше, а матов – все больше (доставалось и погоде, и снегу, и горам, и Бурхану). Хочется извиниться перед Ольгой, которая столько отборных ругательств не слышала, пожалуй, в течение всей своей жизни.

И тут я нашел замечательный способ передвижения – ползком. Площадь давления на снег становилась больше, и он меня выдерживал. Радовался я недолго: преодолевая таким образом очередной нанос, я стукнулся коленом (больным, конечно же) о камень, который в этом месте оказался покрыт от силы 5-сантиметровым слоем. На этот раз мою тираду молча слушала не только Ольга, но и все остальные участники.

Ольга посоветовала мне дать возможность потропить кому-нибудь из веселых замыкающих шествие участников. Вызвался Женя. Около минуты перебирая ногами и пытаясь забраться на снежную поверхность, он закопался выше своего роста. Затем попробовал Саня Шеметов. Лучшего результата он не добился. Снова включив свой вербальный аппарат, я пошел первым, теперь уже не пытаясь передвигаться ползком. В итоге на этот короткий участок у нас ушло около часа (или мне так показалось).

Далее, обогнув скалу, снизу похожую на человеческий нос, мы оказались непосредственно перед перевальной перемычкой. Отсюда проще всего забраться на седловину по узкому кулуару, который уходит влево (средняя осыпь, 50 м 30-35 градусов). Снега в кулуаре было значительно меньше. С радости я рванул прямиком наверх по каким-то скалкам, абсолютно дико и безрассудно. Большой валун сбоку поехал вниз, и, прежде, чем я дал ему упасть, сообщая об этом остальным, скинул камень поменьше. Камешек попал в ногу Диме, идущему в 5-ти метрах снизу. Дима успел отскочить, но камень все же зацепил его ногу. Дима мужественно и молча стерпел боль. На мой вопрос: "Что с ногой?", — он только посетовал на то, что камень порвал штаны.

На седловине перевала мы были ближе к четырем часам пополудни. Если в нормальную погоду подъем на перевал занимал у нас около часа, то по снегу штурм занял 2,5 часа. Седловина перевала широкая, при желании можно встать целым лагерем. Тур находится в центре, мы же выбрались в крайней левой (по х/д) от него точке. Я где-то здесь и осел совсем обессилевший. Оглянувшись, я заметил довольного Женю, гордо размахивающего флагом на туре. Пригляделся: флаг-то испанский. Где взял? Оказывается, флаг находился в туре. Бросив рюкзаки, все участники разместились на туре для продолжительной фотосессии. Погода радовала. Последний и трудный подъем позади. Всё! Теперь вниз и только вниз, в долину р. Барун-Хандагай.
Пер. БЕПКАН (1А) со стороны р. Барун-Хандагай

Спуск с перевала гораздо проще и короче подъема. Движение по средней и мелкой осыпи сначала вправо от тура, затем поворот влево (150 м, 25-30 градусов). Снега на этой стороне было меньше; видимо, в предыдущие хмурые дни дул северо-западный ветер. Спускаться было гораздо легче. По возможности мы выбирали чистые от снега участки. Было скользко — падений на спуске участникам "концессии" избежать не удалось, но сильных ушибов не было. Через полчаса группа спустилась к подножию перевала.

Впереди нас ждал еще один «приятный участок» — каньон ручья, выходящий к первому небольшому озеру в долине. 10 минут по заснеженному альпийскому лугу, и мы у начала каньона. Уже привычные карабкания по огромным заснеженным валунам с предельной осторожностью. Чем ниже мы спускались, тем страшнее становились провалы и разломы, скрытые снежной массой. В середине спуска я провалился с головой в какую-то трещину, даже испугаться не успел. Сверху с ошарашенным взглядом на меня смотрела Оля. Удивительно, но отделался я только легким испугом. Ребята вытащили меня наверх.

И тут (не бывает худа без добра!) у правого (по х/д) склона каньона мы увидели ровный слой прошлогоднего снега (он отличался некоторой желтизной от нынешнего ярко белого). В этом месте он лежит круглый год. Мы подобрались к нему, и (о, кайф!) как по дороге, нет, по шоссе, прошагали около 100 м почти до самого озера.
Вид вниз по Барун-Хандагаю

Все хорошее рано или поздно заканчивается. Причем, плохо. Обход озера справа (по х/д) давался особенно сложно: каждый шаг был как в бездну – вообще непонятно куда ступать! А идти приходится траверсом – скорость 50 м/час. И тут возникла очередная идея. Я спустился к озеру и пошел прямо по воде (не в смысле как Иисус, по поверхности, а по дну возле берега). Глубина здесь максимум по колено, зато прекрасно видно куда ступаешь. К тому же вода кажется теплой – до того в ботинках постоянно таял попадавший туда снег (а он холоднее).

Пройдя озеро, мы выбрались наверх и расположились на плоских валунах -отдохнуть и выжать воду из хлюпающей обуви. Здесь же, уставшие, устроили перекус. Отсюда просматривался верх ущелья Барун-Хандагая. Далее снега было меньше. Экстрима при спуске — также.

На часах около пяти вечера. Немного спустившись к озеру, мы поднялись на увал, справа от которого оставалось второе озеро, слева – пер. Динозавр (1А), а впереди красовалась долина р. Барун-Хандагай. Как и ожидалось, снега внизу было еще меньше, а природа радовала буйством красок. Воспрянув, бодро шагнули вниз. Через 15 минут на левом (ор.) берегу появилась тропа, по которой идти было гораздо приятней. Тропа петляла по обоим берегам, но сбиться с неё было затруднительно, хотя иногда она все же пропадала. По ней мы практически бежали — так хотелось быстрее добраться хотя бы до границы зоны леса. Привал сделали через час, на голубичной поляне, мимо которой многие пройти просто не смогли. Внизу хорошо просматривалось длинное и извилистое ущелье Барун-Хандагая. Стало ясно, что никакой Аршан нам сегодня не грозит. Смирившись с данным обстоятельством и наевшись голубики, зашагали далее.

От нижнего озера уже абсолютно четкая тропа пошла по правому (ор.) берегу реки. Справа остался цирк пер. Снежный (1Б), там же виднелся домик. Вскоре мы спустились в зону леса, появилась первая уютная стоянка. Мы прошли дальше и вскоре увидели вдалеке цветные пятна чьих-то палаток. На часах было 20.30, день подходил к своему логическому завершению. Стоянка нам понравилась сразу — мест под палатки много, костровище имеется. Хозяева палаток отсутствовали. Поскольку Барун-Хандагай — одно из излюбленных мест сбора альпинистов, то обитатели палатки где-то рядом, решили мы. Здесь поблизости пики Купол, Стол, Чарские Зори, в общем, есть куда подняться и на что посмотреть. Заготовив дров и поставив палатки, принялись за ужин. Последний ужин в походе — дело серьёзное и ответственное. К данному процессу подошли основательно — приготовили от души. Но ни вкусный и сытный ужин с тушенкой, ни чай с конфетами, ни чудесный тихий вечер не вызвали столько радости, сколько произвела извлеченная на свет, заначенная Алексеем на прощальный ужин бутылка виски! Восторг от сюрприза, никто и не скрывал. Обрадовал, старик, что ни говори! Леха и сам был доволен — не только произведенным эффектом, но и тем, что донес и не разбил бутыль. Долго и радостно продолжался наш последний вечер в горах. Уже когда совсем стемнело, на стоянку спустились парень с девушкой, хозяева одной из палаток. Уставшие, они поведали народу, что совершали восхождение на пик Купол, и на закате дня поспешили обратно. Ещё двое участников остались штурмовать пик на ночь. Мы не стали донимать ребят вопросами, видя их усталость, лишь удивились такому экстриму со стороны оставшейся на скале пары. Посиделки у костра длились до полуночи. Уставшие и довольные все разошлись по палаткам, чтобы достойно провести последнюю ночевку в горах.

15.08. р. Барун-Хандагай — п. Тагархай — п. Аршан – г. Иркутск.

Встали в 7 утра. Погода стояла ясная, ни ветерка. День будет хорошим. Дорога домой манила: "Смелей вперед, труба зовет!". Парень с девушкой были печальны: вторая пара альпинистов в назначенное время не возвращалась. Уже за завтраком, в девятом часу, ребята спустились. Вид у них был, мягко говоря, сильно уставший и удрученный. Мы только сочувственно косились в их сторону, не задавая глупых вопросов. Слава Богу, что живы и здоровы остались. Мы же в спешном порядке собрались и, пожелав всего доброго альпинистам, около 9 утра бодро двинули вниз.
По дороге вдоль Тункинских Гольцов
В кузове грузовика по пути в п. Аршан
Прощание с горами
After-party в Арюне

Тропа по Барун-Хандагаю приятно извивалась под ногами, которые словно крылья несли нас на спуске. По пути народ собирал дары леса: жимолость, бруснику, свинячий багульник. Попадались и шишки, спущенные кедровкой, до которых не добрались зубы бурундуков. Женя, Ольга и Саша Шеметов скоро исчезли впереди. Мы с Димой шли в хвосте цепочки. Со стоянки тропа все время шла правым берегом, огибая сбросы крутых берегов Барун-Хандагая. Темп был достаточно высоким и через 2 часа мы собрались возле "легендарного" бревна. Данное бревно на Барун-Хандагае служит основным ориентиром при переходе с правого берега на левый (или наоборот). Главное его не прозевать. Здесь, на бревне, появилась связь — сотовые телефоны, заранее включенные, известили нас напоминаниями о пропущенных вызовах. Обрадовавшись приходу цивилизации, мы начали звонить близким и любимым: за мной и Женей уже приехали жены. На часах 12.30. Перейдя по бревну реку, на другой стороне встретили небольшой лагерь, состоявший из двух парней и двух девушек. По пути мы встретили ещё две группы, поднимающиеся вверх. От бревна до дороги, идущей вдоль гор, мы дошли за полчаса.

Всё, горы позади. Впереди долгая и однообразная дорога по равнине до п. Аршан. Пару раз переходя разлившийся после дождей Зун-Хандагай и его протоки, приходилось снимать обувь. Но это так, приятные мелочи. Солнце жарило по полной. "Пилить" по солнцепеку до Аршана не радовало. Мы звонили ожидающим нас девчонкам с просьбой найти нам подходящий автомобиль. Удивительно, но у них не получилось это ни в Аршане, ни в Тагархае. Причина была простая – сенокос – все на полях.

У выхода тропы с ущелья Зун-Хандагая мы повстречали первых бурят, мирно косивших траву. У них как раз была сиеста. Спросив у Жоры (так звали главу семейства косарей и владельца небольшого грузовичка «Nissan Atlas») не подбросит ли он нас до Аршана, мы получили утвердительный ответ. Переговоры были недолгими (500 рублей было достаточно), и вскоре вся группа забралась в грузовик.

По пути мы, устремив взгляды в сторону Тункинских Гольцов, с грустью прощались с ними. В Тагархае нас уже ждали на машине наши с Женей боевые подруги. После недолгих минут радости встречи, мы опять влезли на борт грузовика, и уже колонной из двух машин доехали до "Арюны" — нашего культового места сборов в Аршане. Получив пятихатку, довольный выгодным бизнесом водитель уехал далее косить, а мы дружной гурьбой "забурились" в кафешку, распугав там немногочисленных посетителей, харчевавшихся в это время. Сдвинув столы и заказав поз и водки, мы по традиции стали отмечать выход с гор. Полетела душа в рай, понеслась... Юра, Ольга, Галя и Леха, немного усугубив, спешно ретировались на Юриной машине в сторону Иркутска. Мы же, всё выпив и съев, уже "летящей походкой" добрели до маршрутки, в которую и погрузились в шесть вечера. Без приключений добравшись до г. Иркутска, народ нетрезвыми шагами разбредался по домам.

В итоге все пришли к единому мнению: поход выдался успешным и насыщенным. Количество участников на входе совпало с количеством последних на выходе (даже наблюдался прирост). Травмы были, но все живы. Было всё: дождь, снег, град, метель, камнепады, жара и холод – мы испытали все контрасты природы. В походе среди участников возникали и споры и различные мнения — чувство команды, в итоге, было превыше всех этих мелочей. Все это мы с честью перенесли, сохранив при этом нашу дружбу и чувство локтя. Вот уж, поистине: "Парня в горы тяни, рискни..."

Что будет в году следующем? Понятно что: 7-й традиционный поход памяти Оксаны Костиной в Тункинских Гольцах…

Алексей Мисюркеев

И. ФефеловХорошо сходили!

... А метание сапог, межу прочим, требует куда большей квалификации, чем метание дротиков, и даже чем метание бумерангов, — траектория ну оочень замысловатая :) Это вспомнил я одну прогулку, где имели место быть: разлившаяся ни с того ни с сего речка, кустистые берега, очень холодная вода, дно с потенциальным битым стеклом и единственная пара сапог на четверых. Решили мы перебродить ее по очереди и потом перекидывать сапоги следующему. Но немного недооценили ширину и кусты (размахнуться тяжело). В результате сапоги то падали в кусты, то на них вешались, то падали в воду (а чтоб их выловить, надо опять же к берегу подойти, а там кусты и подмоины)! В итоге, потратив в числе прочего минут 20 на съём сапога с дерева и 15 минут — на вылавливание другого из воды, мы, точнее, "последний с того берега", решил таки рискнуть и перебрел босиком. К счастью, не порезался.
21.05.2011, 20:06:02 |
Ольга ТарасоваНа одном дыхании, спасибо, очень оптимистично. В процессе чтения вспоминались и комментарии от первоисточников, как будто спектакль просмотрела)
21.05.2011, 21:33:36 |
александр шеметовНу что ж, одно могу сказать, дождались. Буквально появление младенца на свет Божий (ожидание отчета длилось как раз 9 месяцев). Читал и переживал все заново. Спасибо, Леш)
21.05.2011, 21:44:38 |
Ирина ДмитроченковаА как правильно -Хубуты или, может, Хубыты? Я не только тут натыкалась на такое написание. Может, так принято?
ДА, точно! Время перейти эту реку вброд и
"Ветер научил меня ходить одному..."! Очень близко.
Но тут Вы, Алексей, не один — с такими же добрыми молодцами и красными девицами — быстроходами :). Не оскудела ещё земля русская!
Здорово! Спасибо за интересный рассказ! Особенно понравилось название первопрохода — Мама!!!
22.05.2011, 14:23:57 |
Алексей МисюркеевОтчет написан совместно с Евгением Воробьевым
23.05.2011, 08:10:14 |
Станислав НоркинХороший рассказ и хорошие места.
Проблема первого, что всегда в случае падения камня — виноват он. Жду рассказ о 7-м походе...
23.05.2011, 19:27:33 |

Алексей Мисюркеев: заметил буквально в метре от себя рыжую пищуху. ... «Эх, красиво ползут!» - думала мышь в этот момент.

Из зайцев они.

Алексей Мисюркеев: Такие нагрузки мои палки долго выдержать не смогли (одна сломалась, другая погнулась).

Для такого богатыря как вы, нужны трекинговые дубины :)

Сколько вы перевалов прошли — жуть! Я даже со счета сбился.
Молодцы!

александр шеметов: ожидание отчета длилось как раз 9 месяцев

Я свой до сих пор пишу. Примерно треть пути ещё описать осталось. Только кто читать будет? Уже 41 страницу накатал. То ли дело Алексей с Евгением — и не слишком длинно, и подробно — хороший рассказ!
23.05.2011, 23:19:49 |
Алексей Мисюркеев

Станислав Норкин: Проблема первого, что всегда в случае падения камня - виноват он.

Согласен. Такое ощущение, что камни скидывал только я.

Станислав Норкин: Жду рассказ о 7-м походе...

Ну пока еще только в планах. А потом, как всегда, еще 9 месяцев писать буду.

Евгений Рензин: Радует, что до Китойских гольцов вы никак не соберётесь сходить. А то мне потом рассказывать не о чем будет. Вы же там за раз всё истопчете:)

Женя, мы, кстати, как раз и собирались в Китойские Гольцы, да только не вышло по времени. Но истоптать не получится — мы собирались по твоим следам практически.

Евгений Рензин: Я свой до сих пор пишу. Примерно треть пути ещё описать осталось. Только кто читать будет? Уже 41 страницу накатал.

Не прибедняйся — всегда интересно читать твои рассказы.

Евгений Рензин: То ли дело Алексей с Евгением - и не слишком длинно, и подробно - хороший рассказ!

Спасибо.
24.05.2011, 08:29:07 |
Сергей МакаровА при чем тут Костина ?
25.05.2011, 22:14:38 |
Евгений ВоробьевОксана Костина-Великая спортсменка и талантливейшая гимнастка, гордость Иркутской (и не только) области. К сожалению, очень рано ушедшая от нас. Такие люди не должны быть забыты.
26.05.2011, 09:15:49 |
александр шеметовОксана Костина-семикратная чемпионка Мира по художественной гимнастике, заслуженный мастер спорта. Будучи трудящимися на иркуском ТВ, мы с Лешой Мисюркеевым, снимали сюжет про Оксану, были в гостях у ее мамы (она живет до сих пор в Иркутске). И настолько были проникнуты этой историей с таким печальным концом и радостью за нашу сибирскую спортсменку, что решили снять документальный фильм. Фильм по некоторым причинам не сняли, а летний поход 2005 года посвятили памяти Оксаны Костиной. С тех пор стало хорошей традицией.
26.05.2011, 16:11:35 |
Александр Рютин

александр шеметов: ...

А я другого Сашу Шеметова знаю из Шелехова и увидев имя и фамилию удивился, что он по горам лазит. Он Вас раза в два больше.
26.05.2011, 16:50:40 |
александр шеметовНе такая редкая фамилия, а Саш так совсем как грязи...)))
26.05.2011, 20:53:58 |
Сергей МакаровДа знаю, я, кто она, поэтому и спрашиваю, как никак в одном классе в школе учились.
27.05.2011, 22:03:23 |
александр шеметовСергей))) тогда понятен ваш вопрос)))