Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Исход

Маршрут

Под ногами - Старокомаринский тракт

В день девятнадцатый первого месяца лета две тысячи десятого года от Рождества Христова, утром, мы выдвинулись на микроавтобусе в сторону населенного пункта Слюдянка. Это - начальная точка отсчета нашего похода на Хамар-Дабан. Уфф-ф-ф… Началось… Позвольте представить Вам участников этого бродяжничества: Балаха (Александр Баландин), Бондареныч (Сергей Бондаренко) и Я (Игорь Кравчук). Ну, так вот что: долго-ли, коротко-ли, но с божьей помощью и некоторого времени, затраченного на дорогу, прибыли в Слюдянку. Поворот ключа в замке зажигания останавливает урчание двигателя и на близлежащую травянистую лужайку разом полетели продукты питания и снаряжение для дележки по нашим рюкзакам. Ну, в принципе еще ничего себе так все еще кучка выглядит. Не такая уж и большая получилась.

- Это надо выкинуть – Бондареныч скептически крутит в руках “колемановский” газовый баллон + головку.

- И это нам не понадобится… – отбрасывает сторону бухту “репа-четверки” вместе с аптечкой.

- Куда столько сахара? Да и сухари-то, тоже уже взяли. Что-то и конфет сильно много. Кто их ест? Оставляем…

- Сухое горючее, что ли? Туда же!!!

- И это нафиг… - задумчиво крутит в руках литровую бутыль спиртяги…

- Стоп! Стоп. Стоп… Аптечку берем в любом случае! А если выкидывать спиртягу, так я лучше палатку выброшу или продукты! Или одного из участников… – начинаю отбивать обратно спиртное…

- А зачем нам два фотоаппарата?

- Зачем, зачем. Надо! Берем оба, мало-ли что.

Балаха с усмешкой покуривая, молча, поглядывает на нашу пикировку.

Непродолжительные беззлобные препирательства по поводу забивки кулей перед выходом и - остается только самое необходимое. Как ни резали снаряжение, а все равно рюкзаки у каждого получились за 20 кг. Тяжеловато будет… но других вариантов у нас нет. Да и у варианта кроме нас, тоже выбора нет. Так что ничья пока вышла… И мы тоже вышли. Тропа до метеостанции всеми вызубрена до секунды. Иногда, кажется, можно идти даже и с закрытыми глазами. Мостики - тропка - Горелая Поляна - Казачья Поляна - Метеостанция! Пришли. Где-то здесь, говорят, ошивается Никифор – на сегодняшний день – это наша заброска на Патовые озера. Нужно его найти и договорится о месте и времени заброски (В планы похода входит попутная заброска половины наших продуктов, общим весом около 12 кг. в верховья реки Шубутуй, а иначе наши рюкзаки были-бы где-то под 30 кило). Нашли и договорились. Ну, теперь - лады! Двигаем дальше на серпантин. Серпантин, как серпантин – ничего особенного в нем нет. Да нет, оказывается не простой он – этот серпантин. На самом деле под нашими ногами кусок одной из позабытых дорог Хамар-Дабана – Старокомаринского тракта, проложенного более двух столетий назад через эти неприступные каменные твердыни.

Из дневника А.Мартоса от 18 декабря 1828 года – “…Двадцать три зигзага, огражденные перилами, поддерживаемые искусственной террасой, в разных направлениях ведут в гору. При первом взгляде на сию колоссальную работу невольно чувствуешь Великость Русского, не уступающего в трудах, требующих сил исполинских, древним римлянам…”

М.М.Гендештром – “…дорога ведена извилиной, укреплена обрубом из толстых бревен и высокими надолбами со стороны пропасти. Через гору от подъема до спуска считают пять верст. Каких трудов стоила дорога можно представить уже из того, что каждое бревно (которых тысячи) взносилось руками, потому что по крутизне ни лошадей, ни быков к этому употребить было невозможно… …Проезжающий в полной мере оценит смелость и настойчивость строителей и удивляется чрезвычайному усилию, изнурению и терпению бурят при сей исполинской работе…”

По этим исполинским сооружениям мы сейчас и топаем (так заросшим, что ни черта не видно). Надо отметить, что строительство дороги, после неоднократных челобитных местного люда в Москву, началось при Екатерине 2, а официально закончилось в 1805 году. Потом дорога постоянно исправлялась… Потом постоянно ремонтировалась… (Прямо, как сейчас… у русских этих, это видимо в крови! Или уже тогда научились грамотно пилить казенные денежки? Вот оно откуда все идет-то, с древних времен оказывается!) Ну и, наконец, после непродолжительной службы, в 1830-1840 годах этот тракт был уже практически заброшен. А после того, как каторжные поляки-арестанты в 1860 годах закончили прокладку Кругобайкальской дороги, думается, по этой ходили только контрабандисты, да бродяги вроде нас. Да и медведи заодно. …Тем не менее, на всем протяжении старого тракта, можно встретить и сейчас остатки просек, укреплений над обрывами, срезы склонов, бревенчатые мосты, гать, остатки почтовых станций
Первое заныривание в Чертову Воду
(кстати - их проекты утверждались высочайшим установлением. Сидит так себе Царь-Батюшка на троне, да и мило так разглядывает дизайнерские каракули-изыски. Глядишь – а головка-то и склонилась: засопел благодетель… Вот и хорошо-то, так…).
Насчет станций, что-то я загнул сильно… Ну, да ладно, вот они – “Чертовы Ворота”. Да и озеро Чертово в них сидит. А вокруг красота… альпийско-чертовская! Все! Пришли. Первая ночевка. Ставим палатку, разводим костер и - первое заныривание в Чертову Воду в этом году. Ай, хор-р-о-ш-а-а-а…!!! Водичка-то! Чертовски-и-и!!!


Далее (Босанская стража)


Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную