Маршрут

Сначала, узнав про наше намерение отправиться в это путешествие вдвоем, все наши родные и близкие встали на дыбы. Основных возражений было два: первое – две девушки – это неправильная команда (без каких бы то ни было веских аргументов), второе – на Шумак в это время никто не ходит (что, мягко говоря, не совсем так). Однако, пришлось им смириться, а нам пришлось зарегистрировать поход в МЧС. И вот, 1 июня. Маршрутка до Аршана. Из Иркутска в 8.00, прибытие в Аршан — около полудня. Традиционно заходим на источник на Кынгарге. У
источника лежат местные собаки, которые имеют обыкновение провожать людей с рюкзаками. Развлечение у них такое. После того как мы напились воды и продолжили наш путь, мы обнаружили, что с нами идет мелкая рыжая собачонка. «Иди домой! Еды на тебя нет!» Не помогло, собака прошла с нами за «Пьяный перевал» и начала нас охранять – погавкивать на других туристов на тропе. Через пару километров другие туристы кончились, а собака осталась.

По чудесной погоде мы дошли до зимовья «Приют Надежды». В нем — никого. Решили провести ночь в комфорте – под крышей и с печкой.

На следующее утро, ясное и свежее выдвигаемся к Аршанскому перевалу. Кое-где тропу
перекрывают снежные поля. Стараемся
обходить, где это возможно. На перевал зашли легко. Смотрим вниз на ту сторону. Полный цирк снега. Повеселимся. Начало спуска идет по камням. Снега нет, но грунт заледенелый.

Доходим до снега и начинаем в него проваливаться. Иногда нога проваливается полностью. Снег мокрый и липкий, пока вытаскиваешь одну ногу, проваливаешься другой. Пробуем скатиться. Получается! Быстро и весело (правда еще мокро и холодно, но это мелочи). Дальше тропа закрыта снегом, проходится идти рядом по кустам. В целом, ничего сложного. У брода через Федюшкину речку мы думали, что собака повернет обратно, но она заскулила и залаяла, явно
выражая намерение идти с нами дальше. Пришлось перенести это чудо через реку. Итак, доходим до Китоя и около 7-ми вечера останавливаемся в устье реки Эхе-Гол, напротив турбазы. На нашем берегу таблички с надписями «Ночлег. Питание. Кричите». Попробуй, докричись – шум реки перекрывает человеческие голоса. Наша (уже наша) собачка начала звонко лаять. С той стороны приплыл человек лет примерно 40/50/60. Спрашиваем его, чего, мол, у вас интересного? Отвечает: ночлег 300 рублей с носа, баня 600 рублей в час. Спасибо за информацию, нам и на этом берегу хорошо.

Желтые воды Китоя
Китой ранним утром

На следующий день, 3 июня мы двинулись дальше. Через Эхе-Гол
переходим по мостику из 2-х бревен.
План: дойти до реки Билюты. Тропа не сложная, ее везде хорошо видно. Горстями сбрасываем с себя клещей. Ну, может не то, чтоб горстями, а штук 7 – 10 каждые 5 минут. (Из-за этого двигаемся медленнее, чем могли бы.) Вокруг – потрясающая красота. В 2-х часах ходьбы от Ехе-Гола, на Китое изумительные пляжи с белоснежным песком. Не долго думая, мы сделали там остановку для купания и приготовления чая. Кстати, «дневной чай» у нас был монгольский, со сливками и солью. Нечто среднее между чаем и супом. Купили мы его в Аршане, когда пробегали мимо плотных торговых рядов. Шел этот чай «на ура».

К мосту через Билюты мы пришли часов в 9 вечера. Стоянка удобная, но клещи ползут по штанам и палатке стаями.

Утром проводим краткую фотосессию в месте впадения Билютов в Китой и бежим дальше. Местность то похожа на идеальный ухоженный парк, то тропа оказывается завалена буреломом и становится совсем неприметной. Тропа порой выходит на берег, надо следить, где она снова забирается на скалы, чтобы не потерять ее и не упереться под прижим. Вверх – вниз. Вверх – вниз. И опять, и снова. Останавливаемся передохнуть, попить чайку. Около лужи с чистой речной водой все истоптано маленькими медвежонкиными лапками. Следов Большой Мамы не видно. Видимо, она ждала
малыша на тропе в лесу. Слева, на крутом
склоне, почти во всю его высоту, застыли белые шлейфы-наледи. Когда они разморозятся — это будут небольшие водопадные ручейки, а пока зрелище грандиозное. Мы идем по чудесному теплому и душистому лесу. Чуть-чуть брызнул дождик и ароматы изменились, наполнились силой, стали ярче. Листики и хвоинки засверкали в солнечных лучах. Настроение метнулось вверх, хочется петь и смеяться.

Но вот, наконец-то, Китой разливается, появляются
острова. Мы приближаемся к месту впадения р. Шумак в Китой. Это происходит как-то незаметно. Мы вдруг замечаем, что вместо мутных желтоватых вод Китоя мило нас несутся прозрачные зеленовато-серебристые потоки. Шумак. Тропа начитает карабкаться наверх. (На всем пути вдоль Шумака тропа идет высоко над ним и нигде не спускается к берегу, вплоть до самой долины источников). Мы делаем пару часовых переходов вверх по Шумаку. Время – около 7-ми вечера, но сгущаются тучки. Ровное место есть, ручей рядом есть. Ставим палатку. Дождь шел минут 10. Опять светит солнце.

5 июня. Цель – дойти до источников. По предварительным расчетам идти нам часов 11 – 12. Выход в 9 утра. Погода прекрасная. Тропа, как обычно, то карабкается под облака, то стремительно идет вниз (справедливости ради надо отметить, что ровные участки тоже попадаются).

Около 5-ти часов мы на самом впечатляющем участке Шумакского каньона. Белые и серебристо-серые скалы вертикально уходят вниз, глубоко под ними ревет пенный поток. Тропа идет по самому краю.
Несколько раз пересекает осыпи. Потом ныряет в идиллический кедровый лес. Возникает обманчивое ощущение, что цель близка. Да еще какое обманчивое!

Только около 8-ми вечера мы подходим к Столбам, святому месту. Это аванпост волшебной долины.

А до источников еще топать и топать. В любом случае, не ставить же палатку. Умрем, но дойдем. В итоге мы приползли на Шумак в 11 вечера, серо-зеленые от усталости, больше похожие на зомби, чем на живых людей. Ребята из Шелехова, единственные (кроме нас) пришедшие на источники пешком (как позднее выяснилось через перевалы Хубуты и Обзорный) дали в руки кружку чая, что-то говорили, (мы уловили только, что кроме них, нас и тех, кого завез вертолет, никого нет). В полубессознательном состоянии мы нашли домик (как оказалось самый лучший) и рухнули спать. И тут, оказавшись под крышей, в тепле и комфорте, мы имели возможность в полной мере оценить, как благосклонны были к нам Саяны – полил дождь. И не просто дождь, а ливень. Он отчаянно барабанил по крыше и бился в потолочное окошко с такой страстью, как будто что-то сдерживало его, не выпускало, и вот он, наконец, вырвался на волю, и, переполненный энергией, лупит по земле мощными ударами.

6 июня. Утром облачно и сыро. Идем звонить, сообщить мамам, что мы на Шумаке и в полном порядке. Связь работает. Затем идем в соседям, узнать обстановку. Сведения неутешительные. Они не пошли штурмовать Шумакский (хоть ребята опытные и лихие) т.к. перевал уж шибко завалило снегом, а прошли в обход, по «старой дороге», через Хубуты. Мы слегка загрузились. Или не слегка. Парни нам посочувствовали и посоветовали не проявлять упертость, а отдохнуть несколько дней на Шумаке и подождать, пока через перевал пойдут группы (и протропят…) То есть, идея в том, чтоб свалить ответственность за первопрохождение перевала на кого-нибудь. Очень привлекательная идея, надо сказать. К вечеру появилась группа. Парень из этой самой группы зашел к нам и сообщил, что на перевале полная засада, и (по его особому мнению) они спустились живыми только благодаря усердным молитвам. После тщательных взвешиваний за и против, мы решили не геройствовать и
зависнуть на Шумаке еще на пару дней, тем более, что погода облачно-дождливая и к подвигам не располагает. Но
когда, на третье утро, поле ночного ливня, снега на горах недвусмысленно прибавилось, мы посовещались и решили, что пора вырезать феньку «спасибо тебе Шумак», а иначе, похоже не уйти. Почему феньку? Как известно, многие приходят на Шумак лечиться. «Эта вода лечит от всех болезней…» Люди приходили и приходят на недели и месяцы, и между питьем воды и принятием радоновых ванн имеют свободное время. А свободное время плюс искренняя благодарность вдохновляет на творчество: они выжигают картины, вырезают фигурки, в общем, творят шедевры, благодаря которым Шумак и выглядит необыкновенным, и даже волшебным местом. Надпись «Спасибо тебе Шумак» наиболее популярна и встречается повсюду. Мы, хоть и не лечиться пришли , но «Спасибо тебе Шумак» с нас тоже
причитается. Пока, 8-го июня, я бродила по горкам собирая траву и кедровую смолу, Машуня создала шедевр. К вечеру наш домик украсила деревянная птичка, похожая на взъерошенного воробья, очень милая, и, конечно же, с надписью «Спасибо тебе, Шумак». Выход назначен на завтра.

Утром небо как выстиранное. Ни облачка. В 9 стартуем к Шумакскому перевалу. По дороге пристроили нашу милую собачку «приемным родителям» — ребята, пришедшие 6-го, успели с ней подружиться и решили взять ее себе как родную. Не зря животинка прошла долгий путь от Аршана.

Погода прекрасная, настроение тоже. Идется легко. В 12.30 доходим до зимовья «Бегущий олень». Около него компания – трое идут на Шумак. «Как на перевале?» — «Снега много!»; «Ну, вы нам там протропили?» — они, кажется, юмора не поняли. Вид у ребят совсем не спортивный. Но мы решили, что если они прошли, то и мы пройдем. Полные оптимизма, идем дальше. К двум часам доходим до водопада на границе леса. То есть до ледопада.
Зрелище, достойное пера…, или кисти…, но у нас только фотокамеры. К сожалению, они не могут передать нашего потрясения, восхищения и благодарности этому миру за то, что мы имеем возможность видеть такое чудо.

Бежим дольше. В 15.30 сидим над озерами под перевалом. Мысленно даем себе 3 – 4 часа на штурм перевала. Снега действительно много. «Первопроходцы» действительно протропили "не там и не так". То есть, им было хорошо съезжать вниз, а вверх идти по их следам неудобно. Стараемся обходить снежные поля, где это возможно, где нет, идем потихоньку и продвигаемся неплохо. На финише – сплошная стена снега. Преодолеваем ее и… о чудо! Время 17.40, а мы уже сидим на перевале, в компании поднявшейся со стороны Ниловки парочки, напуганной и, похоже, не очень опытной в горных путешествиях (одеты в джинсы и кроссовки). Мы пытаемся их успокоить, что их дела не так уж плохи, спустятся, куда денутся. Устраиваем «фотосессию в купальниках», смотрим, что ребята спускаются вполне успешно и идем вниз.

вид на Шумакский перевал
облака зацепились за горы
нам туда
на перевале
спускаемся в долину Эхе-Гера

Будучи особами упертыми, мы решили доскакать до границы леса. Она, граница, оказалась не так близко, как хотелось бы, но отступать поздно. К 10-ти вечера мы нашли ровную площадку под палатку. Воды нет. Только в бутылке. Кипятим чай, падаем спать.

Утро 10 июня. Быстро собрались, решили идти до первого ручья, и сделать остановку на чай и завтрак. Тропа разбита лошадьми. Идем час. Воды для питья нет, хотя под ногами все время хлюпает. Переваливаем гребень, разделяющий долины Ехе-Гера и Хубутов. Воды нет. Два часа ходу. Счастье есть! Лесной ручей с красноватой, подозрительного вида водой. Для чая сойдет. 11 часов, остановка на завтрак. Уложились минут за 20. Вокруг вьются гигантские комары. Не расслабишься. Еще через 20 минут доходим до озер. На тропе встречаем двух парней, идущих с перевала Хубуты. Разговорились. Ребята говорят, что они из Иркутска, в Ниловке у них машина и предлагают нам ехать с ними. Фантастическое везенье! Естественно, соглашаемся. В 3 часа дня мы на Сухом ручье. К счастью, ручей не сухой и вода в не слишком холодная. Умывшись и переодевшись, чувствуем себя готовыми к встрече с цивилизацией.

Наш поход был просто идеальным. Погода была столь хороша, что лучше уже не может быть. Люди, с которыми мы встретились на пути, были прекрасны, добры и отзывчивы. Даже заминка с Шумакским перевалом только добавила прелести и остроты нашему приключению. И еще: вечная благодарность тем, кто провешил весь маршрут голубыми полиэтиленовыми ленточками! Сбиться с пути просто невозможно!

Автор: Светлана Дигас

Фотографии: Мария Конова, Светлана Дигас

Светлана Дигас

И. ФефеловЭкая героическая оказалась собачка! Профессиональный проводник, не иначе. Работает по найму, за еду :)
27.06.2011, 09:20:29 |
Ирина ДмитроченковаМария Конова, Светлана Дигас — ура!!! Молодцы! Замечательный маршрут и фоток бы побольше и побольше :).

И. Фефелов

Так её усыновили :), взаправду? Это здорово!
27.06.2011, 13:45:04 |
Светлана ДигасСобачка еще более героическая, чем это может показаться — она, похоже, даже не за еду работает, а за ИДЕЮ. Кормить нам ее было нечем — наша еда состояла из орехов, семечек, сухофруктов и меда. Было несколько сухарей, но собака ими не интересовалась. Она ловила какую-то живность (мы пару раз видили ее с добычей), а на источниках она подкрепилась птенцом кедровки (судя по перьям торчавшим изо рта и истерике, которую закатила кедровка).
27.06.2011, 15:09:30 |
александр шеметовза нами тоже часто увязывались собаки, но больше ходового дня не сопровождали...воистину пес героический))) и отчет хороший, читать интересно)))
27.06.2011, 15:21:31 |
Алексей МисюркеевМолодцы!
27.06.2011, 15:27:45 |
Светлана Дигасальбом в фотографиями выложен на Picasa https://picasaweb.google.com/118002395948108369960/1102011?feat=email
27.06.2011, 17:39:45 |
Евгений ВоробьевХорошо сходили, и отчет удался -рад за вас!
27.06.2011, 18:15:46 |
И. Фефелов

Светлана Дигас: альбом в фотографиями выложен на Picasa https://picasaweb.google.com/118002395948108369960/1102011?feat=email

О, вы там калипсочку нашли! (~в конце 3-го десятка фото)
(только не говорите, где именно)
27.06.2011, 18:44:17 |
Светлана Дигасни за что не скажем, но в увы после нас там пойдут толпы и толпы... Надеюсь не затопчут...
27.06.2011, 21:43:03 |
И. ФефеловНу, сейчас она уже отцвела, если не затоптали, то и не должны — по крайней мере, до будущего года.
27.06.2011, 21:50:22 |
Мария Конова

Светлана Дигас

в альбом добавлены еще фотографии :)
29.06.2011, 11:44:24 |
cerendondokovНа источниках сотовая связь появилась? какой оператор? или с турбазы с таксофона звонили?
01.07.2011, 11:23:53 |
Эраст БутаковСпасибо. Хороший рассказ!
01.07.2011, 13:03:45 |

cerendondokov

нет, сотовой связи на источниках нет. Мы звонили с турбазы.
02.07.2011, 14:46:14 |
Svetlana SХороший рассказ, спасибо! Мы в этом году в июле прошли с Ниловки до Аршана семьей и другом семьи, были очарованы Шумаком, Китоем, Билютойи всей той красотой вокруг. Водопады были, естественно, уже "мокрыми", тропа более наптоптанная, но хотелось не про это.
Эту собачку, что шла с девушками, мы увидели там, на Шумаке, а была она в ошейнике. До этого видели в ноябре 2010 года в Аршане, с нашей группой она ходила на пик Любви, где дети окрестили ее "Отрыжка". Отзывалась она и на Маоышку и на Дружок. В общем, разговорившись с ее нынешними хозяевами, узнали, что ее действительно усыновили , живет она в Ангарске, зовут ее Кузя, хотя по половому признаку это девочка. Вот такая у нее интересная жизнь. )))
08.08.2011, 17:25:29 |
Пётр ГорбачевскийКлассный отчет. В июне плонирую пройти именно этим маршрутом . Спасибо.
23.01.2012, 20:15:57 |
виктор тимирязевХодил на Шумак в 2011г.
В июне 2014г собираюсь опять на Шумак.
06.05.2014, 19:56:23 |
Игорь БлиновМолодцы девчонки! Заходить 1 июня непросто. Сам хожу на Шумак с 2005 года и как правило с семьей, но и бывало просто с напарниками. Самое раннее заходил с 17 июня...и тогда еще снежка на перевале хватало! Но с Аршана не заходил ни разу, хоть и на Аршанском перевале тоже бывал. Обычно приезжали на машине и оставляли ее на Сухом ручье, поэтому и возвращаться надо было обратно. Но как-нибудь оставим машину в Аршане и вернемся к ней через Шумак, обратной дорогой....а сколько еще маршрутов хотелось бы пройти....:). Удачи Вам в дальнейших походах и не останавливайтесь на достигнутом...пока идем — живем....;)...