Отчет о 7-м традиционном походе памяти Оксаны Костиной в Тункинских Гольцах

20.07.-01.08.2011

Руководитель: А.Мисюркеев (г.Иркутск)

Участники похода: О.Тарасова (г.Иркутск), А.Шеметов (г.Иркутск), Д.Горбунов (г.Иркутск), Р.Павлов (г.Иркутск), Е.Воробьев (г.Иркутск).

Нитка маршрута: р.Харимтапер.Харимта (1А) — р.Тёмнаяпер.Джоник (1А)* — р.Артемьевапер.Артёмовский (1А) — р.Кынгаргапер.между башнями г.Трёхглавая (1Б) — р.Бугатайпер.Солнечный (1А) — р.Толтапер.Иванникова (1Б) — р.Зун-Хандагайпер.Динозавр (1А) — р.Барун-Хандагайпер.Тункинский (1Б) — р.Угутэрепер.Мойготский(1А) — р.Мойготыпер.Монолит (1А)*(радиалка) — р.Мойготып.Тагархайп.Аршан.

ОЛЯ
СЛАВА
САША

ДИМА
АЛЕКСЕЙ
ЖЕНЯ

Особенности маршрута: проход вдоль верховий притоков Иркута, при этом не пересекая основной хребет Тункинские Гольцы. Зайти планировалось с тропы на р.Харимта, которая отходит чуть не доезжая п.Аршан, выйти — в п.Нилова Пустынь. На всё про всё отводилось 17 полных дней при условии хорошей погоды. В намеченном маршруте имелось несколько первопроходов и радиальных выходов. В планах имело место пройти 17 перевалов, из них: категории 1А — 9; 1Б — 6; 2А — 2, пересечь более 17 рек. В лесу было запланировано только три стоянки, все остальное время наши остановки отводились под горы. Газа взяли из расчета по 2 баллона каждому — проверенный Kovea ёмкостью 450 мл. Горелку взял Дима и Алексей. Верёвка имелась основная (50м) и купили ещё два расходника по 10 м. Одним из нововведений предстоящего похода была монгольская тушёнка в бич-пакетах, которой взяли целых десять штук — что ж, с мясом веселее! Идея пройти сей маршрут витала в наших головах давно, да как-то всё не воплощалась в жизнь. Стимулом к нашей концессии послужили описания походов С.Завьялова и братьев С. и О. Зубковых. Народ собрался проверенный: у Саши, Димы и Алексея — за плечами по несколько больших походов, со Славой и Ольгой ходили на Мунку-Сардык (и не только), где они проявили себя как хорошие ходоки по горам. Я в горах также "бываю". Наш штатный завхоз Саша Глазунов ввиду чрезмерной занятости на работе пойти на этот раз не смог, равно как и постоянный участник большинства сборов Денис Гербер не смог вырваться из сетей городской паутины. Тем не менее, отряд спокойно отреагировал на потерю бойцов и жарким июльским утром двинул на покорение новых вершин.

20.07.2011
После дождя
г.Иркутск — р.Харимта — зимовье на границе зоны леса р.Харимта.

Ранним утром 20 июля на улицы г.Иркутска выехал наш старый-добрый знакомый Игорь на своей "Истане" с целью сбора народа с нетерпением ждущего сего грандиозного события — ПОХОДА!

Все участники оказались людьми пунктуальными, собранными и ждали прибытия транспортного средства возле своих домов. В итоге уже в 11 утра "Истана" покинула стольный град Иркутск, держа курс в сторону п.Аршан. Учитывая печальный опыт прошлогоднего похода, от чебуреков на "серпантине" было решено категорически отказаться, а отобедать в "цивильной" кафешке в п.Култук. Так и сделали. В результате, довольный как обедом, так и успешной доставкой нас Игорем, около 16 часов горный десант выгрузил весь свой скарб на лесную дорогу, ведущую к р.Харимта. Несколько групповых фото перед заходом: количество участников на входе должно совпадать с количеством участников на выходе (!), и всё, вперёд, труба зовёт!

Труба, конечно же, звала, но здесь природа показала, кто в доме хозяин: пошел дождь, плавно перешедший в ливень. Все участники сгруппировались под козырьком пОднятой задней двери "Истаны", рюкзаки водрузили в салон, и, пережидая дождь, "ждали свежих новостей". Ливень перед походом — хороший знак, решили мы. Минут двадцать ожидания, и осадки прекратились. Вторично, вытащив наше барахло из микроавтобуса, мы, взгромоздив его на плечи и пожелав Игорю удачной дороги, весело зашагали по мокрой лесной дороге. При выходе каждый получил "душевный" удар ногой по кулю сзади — своеобразное напутствие удачи в предстоящем походе. Вес кулей некоторых участников оставлял желать лучшего, и вскоре Дима и я стали отставать. Взвесив все рюкзаки по очереди, пришли к выводу, что самый тяжелый рюкзак (по старой доброй традиции) у Димы, который, опять же, в силу своего нордического характера, против данного обстоятельства не возражал. На предложение товарищей немного разгрузить его Дима лишь добро щурился на нас, мол, попробуйте! Дождь то моросил, то прекращался, и через 2 часа выглянуло солнце. К тому моменту группа поднялась на поляну, с которой начинался резкий взлёт в ущелье Харимты. Здесь состоялся первый сеанс сотовой связи с цивилизацией — связь одного из операторов успешно соединила Алексея с Иркутском. На поляне дорога заканчивается, тропы нет, и караван, весело матерясь, пыхтя и тужась, по хорошему бурелому пополз в "попадаловец". Вернее, в самом начале подъёма тропка худо-бедно была, затем сгинула вовсе, что незамедлительно сказалось на темпе участников. Ещё час ушёл у нас на ползание по бурелому, и вот мы наверху косогора, с которого открывается чудный вид на долину. Где-то далеко внизу спряталась Харимта, отсюда её совсем не слышно. Вода давно закончилась. На часах 8 вечера. Здесь тропа вновь появилась и повела нас левым п/х берегом, постепенно теряя высоту и спускаясь вниз. Минут через 50 она вывела группу к реке, где, помимо водопоя, была устроена первая продолжительная фотосессия.

Отдохнув и вдоволь напившись чистейшей водицы, бойцы двинули дальше по тропе в предвкушении скорой развязки, т.е. отдыха. Вскоре тропа упёрлась в реку, через которую мы без труда перескакали по камням на правый п/х берег. Здесь предстоял небольшой взлёт, и (!) вот оно, счастье — долгожданное зимовье, что находится на границе зоны леса р.Харимта, как награда за долгий и трудный путь. Следует отметить, что на всем протяжении нашего подъёма по ущелью Харимты до данного зимовья мест под стоянку выявлено не было. Равно как и воды, которая появилась лишь после 4-х часового перехода от сворота на дорогу, при спуске тропы к реке. Возле зимовья нас встретил местный товарищ, постоялец усадьбы "Харимта", собирающий здесь летом по окрестностям целебную травку и прочее, как мы узнали позже. Вовремя — уже практически стемнело. На часах 10 вечера. Самое время обустроить ночлег и приготовить желанный ужин, чем мы, собственно говоря, и занялись. И только ближе к полуночи звонко застучали тарелки, зазвенели металлические кружки, и в палатке воцарились радость и веселье. Радоваться было чему: мы практически В ГОРАХ! План захода на сегодня выполнен, погода стоит хорошая, наша стоянка практически на границе зоны леса.

Ура, завтра мы будем уже в горах! С этой приятной мыслью и закончился наш первый день.

Дорога на Харимту
Начало тропы после бурелома
Спустились к Харимте
Зимовье на Харимте

21.07.2011 Зимовье на границе зоны леса р.Харимта — р.Харимта — пер.Китойский (ложный) — цирк пер.Харимта (1А)

Встали рано, не было ещё и 8 утра. Это, наверное, какая-то особенность наших походов: вставать рано лишь на 2-ой день, потом, как обычно, не раньше 9. Небо чистое, ветра нет: день обещал быть хорошим. Позавтракав в темпе вальса, Алексей с Сашей принялись тащить огромный чурбак, что бесцельно бездействовал недалеко от зимовья, в центр поляны для удобства колки в будущем на нем дров. Данным действом мОлодцы позабавили остальных зевак, которые как могли подбадривали сей великий почин. Таким образом, зарядившись не только завтраком, но и положительной энергией, народ взбодрился и был готов к активным действиям. Несколько фото на прощание, и в 10 утра караван тронулся в путь. Минут через 40 мы попрощались с лесом и поползли в крутой подъём. После подъёма нам открылся красивый вид на ущелье. Полноценным фото мешал туман, клубы которого стремительно перемещались по долине. Вскоре ветер его разогнал, воссияло солнце и жизнь стала совсем прекрасна. Не спеша процессия продвигалась вверх по альпийским лугам, наслаждаясь красотой вокруг. К часу дня группа сделала привал на обед перед хорошим взлётом предполагаемого перевала. Солнце жарило по полной, народ разделся и нежился под горячими лучами его Величества Звезды. Отобедали лапшой с сыром, и путников обуяла такая гармония с природой, что решено было устроить небольшой сончас (как в детском саду). Но все хорошее когда-нибудь приходит к своему логическому завершению, и около 16 часов мы впёрли в затяжной взлёт, что ведёт в нужный нам цирк. Забравшись в цирк, оглядевшись по сторонам и немного поспорив меж собой куда ползти, решили делать первопроход прямо сейчас. Подъём с Харимты просматривался хорошо, и никаких сложностей на нём замечено не было — на вид типичная 1А. Но что там, с другой стороны? Гадай — не гадай, а идти надо, и Алексей, а за ним и остальные, дружной гурьбой, двинули на штурм. Штурм продолжался минут 40, пока мы влезли на седло предполагаемого перевала. Здесь обнаружилось, что данный перевал ведёт с Харимты на р.Белокопытку, а не на р.Тёмная, как предполагал Алексей. Я решил разведать траверс по гребню до р.Тёмная, но, немного пройдя, вернулся, сообщив остальным, что сделать это будет затруднительно. Спуск на Белокопытку в наши планы не входил, тем более, что спуск обещал быть долгим и "счастливым", до конца не просматривался и внизу явно обрывался сбросами. Решив не испытывать судьбу, перекусив на седловине и сфотографировшись, разбившись по парам и держа дистанцию, первопроходцы, особо не спеша, спустились обратно в цирк. Настроение участников после ложного перевала ничуть не упало, наоборот, даже улучшилось: "Что ни делается — всё к лучшему", решили мы. Здесь же мы рассмотрели ещё одну седловину предполагаемого перевала, на которую и решено было взобраться завтра. Поставив палатки в цирке напротив выбранной нами седловины, мы радовались погоде, горам, себе, и вообще — жизни. Поужинали, начислили немного спирта и поиграли в дурака. Нас накрыла тихая звёздная ночь под будущим перевалом Харимта.

Страсти по чурбаку
С Хозяином зимовья
Димон "Харимтинский"

р.Харимта на границе зоны леса.
пер.Китойский (восточный) и Китойский (ложный).
Верховья р.Белокопытка с пер.Китойский (ложный)

22.07.2011 цирк пер.Харимта — пер.Харимта (1А) — р.Тёмная — пер.Джоник (1А) — р.Артемьева — пер.Артёмовский (1А)

Проснулись и повылазили из палаток в 9 утра. Погода шептала: ветра нет, небо ясное. Прямо по курсу четко вырисовывалась седловина предполагаемого перевала, словно приглашая нас в гости. Гости не заставили себя долго ждать и в 10.30 начали восхождение. Подъём группы занял минут 30, набор высоты со стороны Харимты не более 200 м.

Перевал с р. Харимта, достаточно прост: подъём по достаточно устойчивой осыпи, состоящей из средних и крупных камней, крутизной 30-35 градусов. Седловина перевала выражена явно, как с Харимты, так и с р.Тёмная (забегая вперёд). Поставить палатку здесь весьма проблематично, кругом одни валуны. Спуск в сторону р.Тёмная просматривается хорошо: сперва по зелёнке, затем по камням средней осыпи до самого низа, крутизной 30-35 градусов. "Ура!", несколько раз громко прокричал Алексей, первым взобравшись и радостно известив, таким образом, остальных поднимающихся участников, об успешности нашего мероприятия. Радоваться было чему: перевал с Харимты на Тёмную есть, его не может не быть, и вот Алексей находится на нём! Следом забрался остальной народ, и с удовольствием предстал перед объективом фотоаппарата. Когда прошла эйфория, стали думать и гадать, какое название дать перевалу. Особой оригинальностью никто не отличился, и мозговой штурм решено было закончить, а перевалу дали гордое имя — Харимта ("чтоб не мудрствовать лукаво"). С категорийностью перевала споров не возникло — явная 1А.

На предложение Алексея прогуляться траверсом на пик Портер, желающих не нашлось, и, оставив куль на перевале, инициатор затеи сам полез на Портер, остальная же часть группы бодро пошла вниз. Алексей взял камеру. Ему удалось забраться лишь на близлежайший пик, на Портер траверс оказался весьма проблематичен. Пока руководитель спускался, остальные удобно расположились у подножия перевала и грелись под лучами полуденного солнца. Спуск на р.Тёмная, как и ожидалось, никакой сложности не представил и занял около 20 минут. Испив воды и передохнув, караван перешел с левого борта долины на правый и оказался под кулуаром, ведущим на предполагаемый перевал, который мы рассмотрели с пер.Харимта. Здесь был устроен полноценный отдых — с обедом и солнечными ваннами. Правда ванны пришлось быстро свернуть, т.к. небо вдруг помутнело, задул ветер, и вскоре закрапал дождь. Оперативно поставив Димину "басковскую" палатку, трапезу совершили уже в ней.

В аккурат к её завершению осадки прекратились, но появился туман. Благо, стояли мы под входом в кулуар, посему данное обстоятельство никоим образом не скорректировало наши планы по восхождению на сегодня. К тому же ветер постоянно гонял облака и была надежда, что пока мы будем карабкаться, седловина предполагаемого перевала откроется. Так и поступили, и в 16.30 начали подъём. Как и ожидалось, никиках трудностей с ним не возникло: подъём по зелёнке, либо по осыпи, состоящей из камней средней величины, крутизной 35-40 градусов.

Через 30 минут Алексей влез на седловину. Сбросив куль, он сразу принялся искать спуск на р.Артемьева. Спуск начинался прямо с седловины перевала, сперва по зелёнке (уклон 35-40 градусов), затем по осыпному кулуару, плавно сворачивающему вправо, и состоящему из камней средней осыпи. Нижняя часть спуска не просматривалась, но было ясно: спуск есть! Троекратным "Ура" Алексей известил поднимающихся товарищей об успешности штурма перевала, что нас взбодрило и добавило оптимизма. Вскоре вся группа гордо разместилась на седловине. Насладиться окрестностями мешал туман, но, дождавшись просвета, мы тут же расчехлили фотокамеру и успели-таки нащёлкать несколько кадров. Дружно собрав тур и поместив в него записку, мы, по традиции, запечатлели себя на фоне тура. По поводу названия перевала, решили заранее: перевал Джоник. Таким образом мы увековечили память о нашем друге, который также ходил с нами в горы, но безвременно покинул этот мир в апреле 2011 г. Вспомнив друга и в тишине подумав о высоких материях, двинули дальше — нам на ручей Артемьева. Спуск, как и ожидалось, трудностей не представил, и через 30 минут группа уже позировала на фоне пройденного перевала Джоник. С категорией перевала также было все ясно — 1А. Левый цирк р.Артемьева, куда мы спустились, представлял собой довольно мрачное зрелище: кругом серьёзные скалы, особо не разгуляешься. Хмурое небо радости не добавляло. Вот-вот начнётся дождь. Теперь надо немного спуститься вниз, обойти по верху — справа по ходу озеро, а затем, подняться в правый цирк р.Артемьева, где располагается пер. Артёмовский (1А). Хорошим темпом группа начала движение далее, в сторону пресловутого озера. Уже через 10 минут ходьбы морось трансформировалась в полноценный дождь, который с каждой минутой только усиливался. Скакать по мокрым моренам пришлось очень осторожно: но вот и озеро, виднеется внизу. Теперь нам направо — к Артёмовскому. В этот момент пошел настоящей ливень, задул порывистый северо-западный ветер, в общем, продолжать движение стало совсем некомфортно. Дойдя до первого места, где можно разместить две палатки, решили ставиться. Место оказалось под самым перевалом, на небольшой лужайке, на самом ветру. До седловины перевала метров 100, но нам он сегодня, видимо, не грозит. Пока ставили палатки, вымокли окончательно. Скидав под навес намокшие рюкзаки, следом нырнули туда уставшие путники. Прихватив Димину железную кружку, Алексей отправился на поиски воды. Дело в том, что с неба вода лилась в изобилии, а на земле ни лужи, ни ручья не наблюдалось. Долгий поиск воды под камнями, и через 20 минут искатель воды вернулся в палатку с тремя пластиковыми бутылками, наковыряв, таким образом, литров 5. В результате извлечения воды из недр Димина кружка пришла в абсолютную негодность: совсем отлетела ручка, и ёмкость стала дырявой. Обнаружив данную метаморфозу, Дима радости не проявил. Тем не менее, наличие воды и крыши над головой, всё же компенсировало порчу утвари. В тот момент все наши силы брошены на укрепление растяжек, и обкладку палаток камнями, так как была пугающая перспектива срыва палаток, а ночевать под открытым небом в дождь и ураган нам вовсе не улыбалось. Заварив на газе лапши, нарезав сыра и сала, под неистовый вой ветра мы приступили к унылой трапезе. Почему, унылой, спросите вы? К ужину постояльцы второй палатки — Слава и я — пришли с печальными новостями: палатка намокла и покосилась, растяжки не выдерживают порывов ветра, вода уже внутри палатки. После трапезы добры молодцы удалились спасать вторую палатку, а оставшиеся в Диминой "BASKе" под нестовое завывание ветра зарубились в "дурака". Нашу ситуацию немного скрашивало употребление разбавленного спирта да игра в подкидного, больше радоваться было нечему. Вскоре присоединились Женя со Славой.

На вопрос товарищей о ситуации со второй палаткой комментарии из моих уст прозвучали абсолютно непечатно. Сильный ветер и ливень окончательно повалили палатку. Внутри последней под карематами текли ручьи, и набежала приличная лужа. Спать в таких условиях нас совсем не прельщало. Димина палатка рассчитана на 4-х человек, но в прошлом походе мы размещались в ней впятером. Что ж, в тесноте, да не в обиде: скоротаем эту ночь вшестером. Главное, чтобы с "BASKом" не случился подобный катаклизм. Ливень хлестал вовсю, пытаясь извести нас. Ветер вторил ему. Накидав на вконец поваленную вторую палатку сверху камней, чтобы её не унесло ветром, народ стал размещаться на ночлег. Спать на спине в таких условиях, оказалось слишком роскошно — места на шестерых было впритык, поэтому каждый лег на бок, тесно прижавшись друг к дружке. Здесь началась настоящая борьба за "место под солнцем": малейшее движении любого участника создавало дискомфорт остальным. Особенно "повезло" крайним: Алексею и Диме. По бортам палатки все намокло, капало, и просто стекало. Таким образом, уснуть было категорически невозможно. Несколько раз Дима уходил в ливень, чтобы укрепить растяжки и поправить камни, укрепляющие наш приют. Была надежда, что он не станет нашим последним...

Пер.Харимта (1А) с р.Харимта
На пер.Харимта (1А)
Пер.Трех Декабристов н.к. с пер.Харимта (1А)
Пер.Трех Декабристов с пер. Харимта (1А)

пер.Трех Декабристов
Пер.Джоник (1А) с пер.Харимта (1А)
Подъем на пер.Джоник (1А) с р.Тёмная
Пер.Харимта (1А) с р.Тёмная

Подъем на пер. Джоник (1А) со стороны р.Темная
Спуск с пер.Джоник (1А) на р.Артемьева.
На пер.Джоник (1А)
Пер.Джоник (1А) с р.Артемьева

23.07.2011 пер.Артемовский (1А) — р.Левая Кынгарга — стоянка на Красном ручье.

К рассвету всё стихло: ливень превратился в моросящий дождь, ветер также устал неистовствовать. Неспавшие бойцы несмотря на довольно усталый вид тем не менее были готовы к активным действиям. Позавтракав и подсчитав неприятности от минувшей ночи, решили идти дальше. Дождь к тому моменту прекратился совсем. Было сыро и мрачно. Побросав мокрые вещи в рюкзаки, народ пошёл на перевал. Через 10 минут мы уже гордо восседали на седловине пер.Артёмовский (1А). С перевала на Левой Кынгарге виднелись люди и несколько палаток. Громко прокричав им о своем присутствии, но так и не дождавшись ответной реакции, мы устроили фотосессию. В тур нами была помещена традиционная записка. Немного побродив по широкой седловине Артёмовского, группа начала спуск на р.Левая Кынгарга. Спуск порадовал: прост и непродолжителен. Через 30 минут караван спустился к лагерю, который мы радостно приветствовали с перевала. Большинство туристов к тому часу в нём отсутствовали. Как нам пояснила оставшаяся в лагере кашеварить женщина, все разбрелись: кто на п.Броненосец, кто на пер. Китойский. Не став донимать кулинарную труженицу вопросами, наша процессия быстро зашагала вниз по тропе. Через 10 минут ходьбы, при появлении первых лиственниц, тропа как-то плавно растворилась. Всё взвесив, решили спуститься к реке, и перейти на левый п/х движения берег. Перейдя реку и поднявшись на косогор, тропы не обнаружили. Пройдя по нему вдоль реки, метров через 300, вышли на хорошую тропу, идти по которой было просто удовольствие. Где-то далеко, в каньоне, бежала Левая Кынгарга, с тропы её совсем не слышно. Минут через 40, тропа стала круто спускаться к реке. В отдельных местах спускаться приходилось с помощью рук. Вскоре спуск привел к реке. Тому, кто будет подниматься сюда, не позавидуешь — хороший "попадаловец". Но нам — вниз, и это радует. Далее, до самого Красного ручья, тропа насколько раз пересекает реку. При её форсировании, нам ни разу не пришлось снимать обувь: где по бревну, а где по камням, мы успешно скакали с берега на берег. По пути нас застал "слепой" дождь, который быстро прекратился. В результате, в 16.30 путники оказались на ставшей для нас культовой стоянке на Красной ручье. Почему культовой, спросите вы? Просто на этой стоянке мы бываем 2-3 раза в год, совершая сюда 2-3х дневные вылазки из города. Никогда ещё в наших больших походах мы не включали данное место в маршрут, поэтому несколько необычно было прийти сюда в июле. День, в аккурат к нашему визиту на стоянку, разгулялся. Вместе с ним разгулялось и наше настроение. Выложив мокрую одежду под лучи солнца, мы отдыхали — как душой, так и телом. Хорошая погода, родная стоянка, костер и полноценный ужин были наградой нам за бессонную ночь под Артёмовским. По такому случаю спирта разбодяжили более обычного и оттягивались по полной программе. Посиделки возле костра закончились далеко за полночь.

Подъем на пер.Артёмовский (1А) со стороны лев.Кынгарги.
Пер.Китойский зап. и вост. варианты с пер.Артёмовский (1А)
На пер. Артёмовский (1А).
Стоянка на Красном ручье.

24.07.2011 стоянка на Красном ручье — стрелка (Балакиревские стоянки) — р.Правая Кынгарга — пер. между башнями г.Трёхглавая — п.Южная башня Трёхглавой (радиалка)* — цирк пер.между башнями Трёхглавой со стороны р.Бугатай.

Встали в 9 утра. Погода радовала: день должен быть хорошим, ветра нет, ясно и тепло. Водные процедуры, гречневая каша с сыром и чай с конфетками на завтрак зарядили нас энергией и оптимизмом по полной. Недолгие сборы, и около 11 утра группа выдвинулась в сторону Трёхглавой. Алексей, Ольга и Слава вскоре ушагали вперед. Саша, Дима и я, видимо, особо не торопились и шли своим темпом. Дойдя до Локомотивских стоянок, авангард группы свернул по тропе влево — здесь развилка. Пройдя еще около 30 минут, они сделали привал, чтобы дождаться остальных. В итоге, привал растянулся на 1,5 часа, т.к. на развилке наша "святая" троица благополучно ушагала по средней тропе, в результате чего поднялась аж к зимовью "Приют Надежды". Осознав свою вину — "меру, степень, глубину", ребята, спустившись от зимовья по правой тропе, вскоре упали на основную, ведущую к Трёхглавой, где группы и воссоединились. После небольшого "разбора полётов", группа продолжила движение в висячий цирк Трёхглавой. Около часа у нас ушло до подъёма в него, где мы и остановились возле обелиска погибшему туристу. На фото — молодой парень, погибший при спуске с Северной башни Трёхглавой в июне 2008 г.

Тишиной почтив его память, двинулись далее, к кулуару, что ведёт к перевалу. Возле входа в него решили отобедать. Обед особенным изыском не изобиловал — традиционная "Квисти" и кусок сала с сухарями.

Чай в наши планы на обед не входил: на часах около 17, надо поспешать. В процессе трапезы мы сперва услышали, а затем и увидели несколько человек, спускающихся к нам по кулуару. Поприветствовав народ и, на этот раз, услышав их ответную реакцию, мы тихо-мирно жевали, поглядывая на приближающихся путников. Отобедав, Алексей направился к ним. Выяснилось, что они — группа альпинистов из Питера (четыре парня и две женщины). Руководитель группы пояснила, что перевал осыпался, без верёвки в него не влезть, и спуск их совсем не порадовал. Посоветовав нам сегодня на перевал не идти (мол, долго это и уже поздно), женщина продолжила спуск вниз. Передав разговор своим товарищам и посоветовавшись, решили: (как и планировали ранее) идти сегодня и сейчас. Традиционное групповое фото в начале подъёма, и в 18 часов мы начали штурм. Нижняя часть подъёма по камням средней осыпи 30-35 градусов, около 400 м., трудностей не представляла. Затем кулуар свернул вправо, и движение удобней было продолжать, карабкаясь по большим камням — еще метров 300, уклон 40 градусов. Выйдя на перемычку, далее мы обнаружили снежный наст, ведущий в небо, крутизной 50-55 градусов. Без кошек туда лучше не соваться-уехать можно запросто. Решили обойти его справа п/x движения, держась за выступы скальных плит. Идти пришлось крайне медленно и осторожно: скальные выступы крошились в руках, сыпуха пыталась стащить нас вниз. Весьма круто: 55-60 градусов. Камнеопасно! Крикнув мне, чтобы я куда-нибудь спрятался, Алексей полез в бесконечность: перевал отсюда не просматривался. Поднявшись на 50 м. вверх, Алексей крикнул мне, что можно идти. Остальные участники попрятались внизу. Так, по одному, чтобы не спускать камни в голову идущего следом, мы пробирались на перевал. Последние 30 метров уклон составлял 65-70 градусов. Кое-как, корячась с кулём, вставая на коленки, ползком, Алексей преодолевал метр за метром. Забравшись на перевал, он сразу же достал верёвку и обвязал ею прочную скалу на седловине. Бросив мне её конец, сам сел на страховке. С верёвкой дело пошло веселее, и вскоре взобрался я, а за мной и остальные. На часах 21 вечера. Штурм у нас продолжался без малого 3 часа. Усталые и довольные, мы расселись на седловине. Особенно счастлив был Слава: для него это было первое такое серьёзное испытание. На предложение Алексея радиально сходить на Южную башню Трёхглавой желающих не обнаружилось. Взяв камеру, путник решил не упускать такой возможности и слазить одному. Хотя усталость уже давно брала своё (это было заметно), он не пожалел, что туда взобрался. Один вид — чего стоит! Насладившись шикарными панорамами и отщёлкав несколько кадров, Алексей спустился на перевал, где его ожидали остальные. На часах 21.30. Надо торопиться со спуском, пока не стемнело. С этой стороны также имеются сбросы и, по описаниям, не всё так просто. Сбросы не заставили себя долго ждать, и через 20 минут спуска Алексей оказался возле них. Ничего сташного они не представляли, но это надо доставать веревку, спускаться по одному и т.д. Главное — на спуск по верёвке уйдет больше времени, а у нас его в обрез. Резко темнело. Бросив рюкзак и сходив в разведку, он обнаружил обход скальных сбросов влево п/x движения. Крикнув мне, идущему следом, чтобы я сообщил об этом по цепочке, я, а следом и все, успешно миновали скалы. Далее сложных участков не было и в одиннадцатом часу, группа обосновала лагерь, встав, практически, под пройденным перевалом. На сегодня хватит. Невдалеке нашли небольшую лужу чистой воды — хватит на ужин. Усталые и довольные, под боевые 50 грамм за пройденный перевал, завершили мы этот день.

Легендарная стоянка на Красном ручье
г.Трёхглавая.
Памятник А.Забелину в цирке Трёхглавой.
Подъём на пер.между башнями г.Трехглавой (1Б

Спрятались.
Начало подъёма на пер. между башнями пер. Трёхглавая
Меж скал кулуара пер.Трёхглавая
Снежник на пер. между башнями Трёхглавой

Подъём на пер.между башнями Трёхглавой (1Б) с Кынгарги.
Финал подъёма на пер. между башнями г.Трёхглавая.
Довольный Р.Павлов.
На пер. между башнями Трёхглавой (1Б).

Пик Южная башня Трёхглавой с перевала
Хитрая страховка.
Спуск с пер.между башнями г.Трёхглавой (1Б) на р.Кынгарга.
Спуск с пер.между башнями г.Трёхглавой (1Б) на р.Бугатай.

Верховья р.Бухота с Южной башни г.Трёхглавая.
На Южной башне г.Трёхглавая.
Алексей на Южной башне Трёхглавой.

25.07.2011 цирк пер. между башнями Трёхглавой (левый приток р.Бугатай) — р. Бугатай — стоянка на границе зоны леса (правый приток р.Бугатай).

Утро нас встретило не только прохладой, но и моросящим дождём. Дул ветер. В воздухе достаточно "свежо". Решили не мокнуть попусту, а переждать непогоду в палатках. В планах на сегодня значился спуск с левого притока Бугатая с подъёмом на правый приток Бугатая и взятие перевала Солнечный (1А). Позавтракав, зарубились в "1000", чтобы как-то скоротать время. На часах 11 утра. Часы томительного ожидания летели незаметно. Дождь не переставал. Уже и карты надоели. Около 16 часов осадки прекратились, чем мы незамедлительно воспользовались: быстрые сборы и вперед! До зоны леса, несмотря на мокрые камни, спустились достаточно быстро. В лесу же темп движения стал катастрофически низок: без тропы, по бурелому, особо не побежишь. Здесь стало понятно — взять пер. Солнечный сегодня не светит. Именно здесь, на Бугатае, стало понятно, что пройти весь намеченный нами маршрут не реально — не укладываемся в сроки. "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги" — вспомнилась крылатая поговорка А.Суворова. На преодоление бурелома затратили 2 часа, и около 19 часов мы спустились на основную тропу, что идет вдоль русла р.Бугатай. Здесь сфотографировались и устроили перекус — кураги и арахиса взяли с запасом. Подкрепившись, сквозь мокрые кусты стали продвигаться вверх по реке. Здесь тропа шла левым п/x движения берегом. Вскоре тропа стала круто забирать вверх, и группа вскарабкалась на т.н. нами "марсианскую гарь". Гарь представляла собой печальное зрелище: место как после ядерной войны.

Здесь мы обнаружили пропажу Димы, который поднимался последним. Сбросив с себя ношу, стали ждать отставшего бойца. Через 10 минут Дима показался на горизонте. Усталый и недовольный тем, что его не ждут, недобрый молодец впервые за все время похода высказал нам свои претензии. Выслушав друга, сделали вывод: Диму бросать нельзя, чревато! Протопав по гари метров 300, остановились напротив стоянки на границе зоны леса, что ведет в цирк пер.Чернышевского (1А) и Презент (1Б). Здесь вспомнили, как в 2006 г., в первый день похода, недалеко от данной стоянки я вместе с рюкзаком с высоты 2-х метров сорвался с крутого прижима и плюхнулся в реку. Веселого, помнится мне, было мало. Вспомнив былое, сделали небольшой привал. На этом косогоре Алексей, несмотря на скабрезные шутки товарищей, успешно-таки, провел сеанс сотовой связи с Иркутском. Через 15 минут группа по тропе спустилась с косогора и перешла реку на правый п/x движения берег. Небольшой подъём, и мы наткнулись на уютную стоянку среди кедрачей. Костровище есть, дров вокруг полно, места под палатки в наличие имеются: что еще надо для полного счастья? Здесь и встали. На часах 20 вечера. Настроение у всех хорошее. Алексей с Сашей устроили импровизированную бойню: Алексей с деревянным тесаком, против Саши с пустым внутри чурбаком. Развеселив таким образом и без того веселый народ, занялись сбором дров и приготовлением ужина. В это время разъяснило, тучи сгинули и появилось голубое небо. На радостЯх спирта решили развести более обычного и отдохнуть душой и телом. Было достаточно тепло, поэтому посиделки у костра за кружкой чая (и не только) продолжались до глубокой ночи.

Пер. между башнями г.Трёхглавой со стороны Бугатая.
Пер.между башнями г.Трёхглавой (1Б) со стороны Бугатая-2
На границе зоны леса р.Бугатай
Долина р.Бугатай.

Жизнерадостная Ольга.
На р.Бугатай
Марсианская гарь.

Саша на бугатайско-марсианском плато
Разгулялись добры молодцы.
Хохочущие зрители.

26.07.2011 стоянка на границе зоны леса (правый приток р.Бугатай) — пер. Солнечный (1А) — р.Толта — пер.Иванникова (1Б) — левый приток р.Зун-Хандагай.

Утро порадовало нас полным штилем и ярким солнцем. Первыми проснулись Слава и я, занялись костром и приготовлением завтрака. Для остальных ночные посиделки не прошли бесследно, поэтому обитатели второй палатки вставать не торопились, предпочитая пребывать в горизонтальном положении. Только когда завтрак был готов, сонный народ потянулся из палатки за своей пайкой. С выходом не торопились: выдвинулись в 12-ом часу дня. Когда прошли от стоянки 5 минут, лес кончился и пошли любимые нами "альпийские луга". Сперва отставал Саша (сказывались последствия бурно проведённой ночи), но вскоре и он разошёлся и набрал групповой темп. Около часу дня команда подошла в цирк пер. Солнечный (1А). Пожевав кураги у подножия перевала, мы бодро пошли вверх. Настолько бодро, что Слава и я периодически обгоняли Алексея, идущего впереди. Подъём завершили в рекордные сроки, и вскоре вся команда расположилась на широкой, травянистой седловине перевала. Пер.Солнечный (1А) оправдал оказанное ему высокое доверие с названием, чем мы и воспользовались, скинув с себя майки и сняв обувь. Немного позагорав и поснимавшись, вложили традиционную записку с фото О.Костиной в тур. Отдохнув, откланялись перевалу, поблагодарив его за солнце и гостеприимность, направились вниз, на р.Толта. Надо сказать, что в Тункинских гольцах не все перевалы отличаются дружелюбием и гостеприимностью (по отношению к нам, например). В частности, сколько раз мы ни посещали пер.Усть-Илимцев, Шумакский, и Динозавр, встречали они нас не ласково, мягко говоря. Провожали тоже плохо. Спуск с Солнечного хлопот не доставил: сперва по зелёнке, затем по камням средней осыпи. С седловины в сторону р. Толта первые 150 м. лучше спускаться по одному — начало спуска камнеопасно! Через 30 минут мы уже расположились под перевалом, чтобы традиционно запечатлеть себя и пройденный перевал. Чтобы зря не терять высоту, решили уходить траверсом, забирая вправо. В результате, на Толту мы спустились чуть ниже живописного озерца, что на границе зоны леса. Здесь путники вовсю подкреплялись вкусной жимолостью, растущей в долине в изобилии.

Вскоре группа переправилась на левый п/x движения берег и начала подъём на увал, что ведёт к кулуару пер.Иванникова (1Б). В 17 часов мы очутились под кулуаром, где и решили перекусить и заварить лапши с салом. Прямо перед нами виднелся перевал 8 марта (2А), слева — пер. Постышева (1Б) и Соанский (1Б). Перекусив и отдохнув, в начале седьмого вечера группа начала затяжной подъём на пер. Иванникова (1Б). Первые 400 м. подъём представлял собой осыпь, состоящую из средних камней. Дойдя до небольшого водопада, решили обойти скалы по крутой зелёнке, слева п/x движения. Первым полез я, за мной, держа дистанцию — остальные. Зелёнка имела уклон в 50-55 градусов (местами и более), но имелись полочки, что уже радовало. До нас здесь явно кто-то ходил. Тем, кто здесь будет идти на спуск, не позавидуешь: полететь можно легко. Основной кулуар был справа и смотрелся шибко круто. Спускаться в него и карабкаться по нему вверх, как сказано в описании этого перевала, почему-то желания не возникало. Через 200 м. подъёма по крутой зелёнке, мы стали забирать ещё левее, на появившуюся далее осыпь из средних камней. По ним взбираться стало проще, уклон здесь составлял 40-45 градусов. Через 250 м. такого пути группа поднялась к заключительному этапу подъёма, с которого уже просматривался сам перевал. Здесь по скалкам мы спустились вправо, в основной кулуар, по которому по крупным и средним камням успешно поднялись на гребень. Надо сказать, седловина перевала с Толты явно не выражена, поэтому тур был обнаружен не сразу. Мест под палатку здесь нет, одни валуны. Как-то не уютно. Пока мы поднимались на перевал, погода начала портиться. Когда взобрались, нашему взору открылось полностью затянутое синими тучами небо, подул холодный ветер. Вот-вот начнется дождь. На часах 21.30. Вложив записку в тур и сфотографировавшись, группа не стала мерзнуть и начала спуск. Спуск в сторону левого притока Зун-Хандагая состоял из камней средней и крупной осыпи и занял около 30 минут. Далее спуск по крупным моренам к озеру, что виднеется внизу. Закрапал дождь. Дойдя до небольшой полянки внизу, решили перекантоваться здесь. До озера совсем недолго, но дождь усиливался и быстро темнело. Найдя более-менее пригодные места под палатки, ставили их уже в ливень. В результате одна палатка встала на склоне, другая на кочках возле ручья. Чем это опасно, мы прекрасно знали, но других мест не наблюдалось. Дождь лил по полной, где-то завывал ветер. Ветер нам не грозил, поскольку со всех сторон были скалы. Ужинали уже около полуночи.

Подъем на пер.Солнечный (1А) с Бугатая
На фоне пер. Солнечный (1А) с р.Бугатай.
На пер. Солнечный (1А).
под пер.Солнечный (1А) с р.Толта.

Подъем на Солнечный (1А) со стороны Толты
Долина р.Толта.
Солдат на привале.
Подъем на пер. Иванникова (1Б) с р.Толта.

Пер. 8-е марта (2А) с подъёма на пер.Иванникова (1Б)
Пер.Иванникова (1Б) с левого притока р.Зун-Хандагай
Левый приток р.Зун-Хандагай с пер.Иванникова (1Б)

27.07.2011 левый приток р.Зун-Хандагай — Зун-Хандагай — цирк пер. Динозавр (1А)

Ночь, как и следовало выдалась беспокойной: дождь прекратился только на рассвете. Вода в ручье, как мы и опасались, постепенно поднялась и подтопила вторую палатку, в которой базировались непьющие бедолаги Слава и я. Особенно мрачен был я — даже от завтрака отказался. Я настолько расстроился убогости второй палатки, что от греха подальше, были мысли спускаться по Зун-Хандагаю и идти в Аршан. Уединившись в стороне и хмуро что-то жуя, недобрый молодец сидел-икал, в обстановку вникал, мол, что делать? Остальные, тем не менее, потихоньку собирались. Выдвинулись поздно — около часу дня. На озеро пришли через 15 минут, где и устроили привал. Вскоре и я присоединился к группе. Дождь, хоть и прекратился, но в воздухе постоянно присутствовала какая-то морось, было сыро и туманно. Вскоре навстречу нам попалась группа туристов из г.Иркутска (как выяснилось позже), состоящая из 3-х человек. Ребята, поднимались с Зун-Хандагая к пер. Зик(1Б). Два парня и девушка оказались общительными и приятными людьми: они в этих местах не впервой и неплохо подкованы. Мило поговорив и на прощание пожелав друг-другу удачи, мы разошлись, и, как пела "Машина времени", "каждый пошел своею дорогой". Спуск на основное русло Зун-Хандагая мы, как и с пер. Солнечного на р.Толта, решили срезать и уйти траверсом вправо, чтобы совсем не потерять высоты. Так и сделали: вскоре тропка стала уводить нас влево вниз, а мы стали забирать вправо-вниз. Через 1,5 часа на границе зоны леса группа встала на основную туристическую тропу Зун-Хандагая. Данное обстоятельство позитивно сказалось на темпе движения, хотя в тот день мы особо не напрягались. Программой максимум на сегодня было пройти пер.Динозавр (1А), и встать уже на р.Барун-Хандагай. Около 18 вечера сделали привал на обед на берегу красивого озера, что расположено чуть ниже подъёма тропы в цирк пер.Динозавр. Дул северный ветер, было сыро и холодно. Запарив на газе лапши и порезав сала, голодный народ приступил к нехитрой трапезе. Холод не давал расслабиться, и, поев, мы сразу же двинули вверх. После обхода озера караван переправился на левый п/x берег и через 300 м. начал подъём к цирку пер. Динозавр. Спускаться с Динозавра на Зун-Хандагай нам приходилось не раз, и этот спуск по огромным чемоданам нас особо не радовал. Теперь вот поднимаемся — романтика! В это время нас накрыл плотный туман. Видимость ограничилась радиусом в 50 метров, и мы больше напоминали муравьев, сумбурно карабкающихся по огромным валунам в плотном мареве. Благо, большинство участников знали дорогу, поэтому мы не боялись здесь заплутать. Динозавр в тумане совсем не просматривается. На часах девятый час вечера. До перевала, по нашим подсчётам, ходьбы минут 30, затем подъём — ещё около 30 минут. Спускаться с Динозавра по темноте как-то не хотелось, к чему так упираться? Поэтому, когда нам навстречу попалась лужайка, где можно было разместить две палатки, решили базироваться здесь. Тем более и ручеек рядом бежит. Утро вечера мудренее: будем надеяться, разъяснит.

Хоть с неба не льёт. Поставив палатки и приготовив на ужин гарнир, сытый и довольный народ разместился в большой палатке. Начислив по 50 г, традиционно зарубились в "1000". Кто-то вспомнил, что по плану мы сегодня должны были ночевать под пер. Мойготским (1А). Таким образом, группа отставала от графика уже порядка двух дней. Угомонились около 2-х ночи.

Озеро на левом притоке р.Зун-Хандагай.
Долина р.Зун-Хандагай
Верховья р.Зун-Хандагай
Вид на р.Зун-Хандагай от входа в цирк пер. Динозавр (1А).

28.07.2011 цирк пер.Динозавр — пер.Динозавр (1А) — р.Барун-Хандагай — пер.Тункинский (1Б) — р.Угутэре.

Сегодня встали в 8.30 утра. Небо ясное, ветра нет. По всем прогнозам нас ждет хороший день. Над нами гордо возвышается легендарный Динозавр и часть игл Зун-Хандагая. Лёгкий завтрак, быстрые сборы и около 10 часов группа зашагала к перевалу. Через 15 минут мы подошли к перевальному взлёту и, пыхтя, полезли вверх. Данный перевал туристами используется весьма часто, поэтому вверх нас вела проторенная каменная тропа. В верхней части подъёма, что нас весьма удивило, оказалось много живых камней, поэтому взбирались по связкам из двух человек. Через 30 минут мы гордо разместились на перевале. Первый раз за все время проходов через данный перевал Динозавр встретил нас солнцем и хорошей погодой. До этого здесь нас встречал либо туман, либо дождь. Возрадовавшись благосклонностью к нам перевала, ребята устроили длительную фотосессию. Радоваться было чему: впервые нам открылись красивые панорамы с Динозавра: прямо — Бепкан (1А), где-то рядом, в том же цирке и чуть справа — Белоруссия (2А). Если смотреть совсем направо, то здесь пер.Людмила (1А) и пик Москва, а также спрятавшийся за скалой пер.Лазаря(1Б*). Кстати, пер.Лазаря пройти нам всё как-то не судьба, хотя и в 2009 г., и сейчас этот перевал был включен маршрут. Написав традиционную записку и вложив её в мощный динозавровский тур, Алексей решил пройти траверсом с Динозавра на пик, что возвышается слева п/x движения, с Зун-Хандагая. Данный пик был запримечен им давно, манил к себе, но ранее "нелетная" погода не позволяла взойти на него. Сегодня все условия для восхождения созданы. На предложение Алексея слазать туда, желающих, (как обычно), не обнаружилось. Одному лезть ему, вдруг, как-то сразу расхотелось. Тем более, что данная радиалка займет часа 2, не меньше. Нас несостоявшийся покоритель догнал уже на спуске с серпантина Динозавра. В сторону Барун-Хандагая спуск с пер.Динозавр по камням средней осыпи, сброс высоты небольшой. Через 20 минут группа была уже у его подножия. Далее спуск с небольшого холма по зелёнке, и вскоре наш караван очутился на хорошей тропе Баруна. "Вместе весело шагать по тропе Баруна", — почему-то постоянно вертелось в голове. Шагать, и вправду, было весело. Яркое солнце, прозрачное голубое небо без облаков, великолепная природа, от всего этого пела душа. Дабы не терять лишней высоты, мы решили немного срезать вход в ущелье пер.Снежный (1Б) и Тункинский (1Б). Забрав резко вправо и влоб взяв продолжительный "чемоданник", группа вышла на озеро, что находится в висячем цирке вышеозначенных перевалов. Таким образом, небезызвестный щитовой домик при входе в цирк остался где-то внизу слева. Озеро представляло собой тишь да гладь. На берегу его и обосновались на обед. С озера уже можно было разглядеть подъём на Тункинский. На часах около 15 часов. Запарив "Квисти" и порезав сала, неплохо отобедали. На сегодня у нас ещё взятие перевала Тункинский (1Б). Решив, что времени достаточно, и перевал никуда не убежит, путники немного расслабились и устроили сончас. Отдохнув около часа, двинулись дальше. На часах около 17. Озеро обошли слева п/x движения, т.к. справа находился бесконечный "чемоданник", и начали восхождение к кулуару, ведущему на Тункинский. Вскоре группа была уже под ним. Ещё с озера мы чётко рассмотрели нужный нам ориентир в виде ферзя, что возвышается над перевалом. Параллельно нашему кулуару вверх уходят ещё два — здесь важно не ошибиться! С подножия перевала кулуар зигзагами уходит в небо, и сам перевал не видно. В седьмом часу вечера начали восхождение. Подъём первые 350-400 метров по каменной осыпи средней величины, уклон 35-40 градусов. Затем вход в узкий кулуар, крутизна увеличивается до 50-55 градусов. Камнеопасно! Здесь мы разбились по парам, чтобы не убить друг друга "живыми" камнями. Алексей со Славой полезли в авангарде — тем более, что веревка у них. Взобравшись немного вверх, они крикнули следующей "двойке", что можно идти. Таким способом группа постепенно взбиралась вверх. Кулуар заворачивал то вправо, то влево и вскоре вывел первую двойку на финишную прямую. Данный отрезок состоял из небольшой скалы, которая преодолевается простым лазаньем. Вот и Тункинский. Перевальное седло отстутствует, тура нет. Вместо тура Алексей увидел нишу в скале, в которой имелась записка. Бумага гласила, что, небезызвестные нам тункинские первопроходцы братья Сергей и Олег Зубковы были здесь в 2008 г., и держали путь в сторону р.Угутэре. Но, что нас обрадовало более всего, так это нацарапанные на их чернильной записке карандашом каракули : "Киса и Ося, тоже здесь были!" Хорошо, хоть остатков пребывания здесь отца Федора мы не обнаружили. Спуск в сторону р.Угутэре не просматривался — он был явно не прост. Разместиться всей группой на Тункинском оказалось довольно затруднительно, поэтому групповую фотографию с покорителями сделали общим планом, кто-где приспособился. Корячиться же на спуске можно было только по одному. Поскольку ниже всех находился я, мне и лезть, разведывать спуск. Я, а за мной, по-одному, и остальные, предельно осторожно, начали спуск по почти вертикальным плитам. Прямо под перевалом находились явные сбросы, поэтому группа стала забирать левее п/x движения. Несколько метров активного лазанья с помощью рук, вставая на колени и пр., только добавили остроты спуска. Сеть хитрых головоломок вскоре мной была решена, о чем я радостно возвестил группу — оптимальный спуск найден! Неоднозначная линия спуска по плитам, траверсом влево вывела нас к кулуару, состоящему из камней средней осыпи. Спускались по одному, держа дистанцию: камнеопасно! Вскоре из под ноги Ольги, набирая обороты и скорость, вниз пошел огромный каменюга. Ниже Ольги, к счастью, находился только один человек — я, спускающийся метрах в 100-х ниже. Заорав в один голос "Камень!!!", народ тревожно смотрел, как каменная глыба с огромной скоростью, собирая все на своем пути несется вниз, в мою сторону. Я в то время обходил скалу и успел исчезнуть за ней. В ту же сторону улетел и камнепад. Тишина. Криков товарищей я не слышал (видимо, из-за скалы), поэтому группа так и не услышала моей ответной реакции. Жив ли? Больше всех, естественно, переживала Ольга. С утроенной скоростью, группа понеслась вниз. В голове возникали жуткие картины. Обойдя скалу, Ольга увидела, далеко внизу спускавшегося меня. Жив, слава Богу! Вскоре, вся команда расположилась у пожножия и осматривала пройденный путь. Да... Подъем на Тункинский отсюда, со стороны р.Угутэре, достаточно непрост и хитёр: одни скальные плиты. Рядом сидел ничего не подозревающий я. Молча выслушал сбивчивый рассказ народа о камнепаде: мол слышал, но до меня камнепад, к счастью, не долетел. Больше всех, что опять же, естественно, радовалась счастливой концовке Ольга. Она просто сияла. Довольные, мы продолжили спуск по морене к верхнему озеру Угутэре. Через 30 минут группа расположилась недалеко от берега живописного озера. На сегодня хватит — на часах около десяти вечера. Как оказалось, день сюрпризов на этом не кончился: возле нашей стоянки была обнаружена 5-литровая пластиковая ёмкость, полная маленьких сухариков. В горах радостью является вообще любая еда, а здесь такой царский подарок — пять литров сухарей! Открыв крышку, стали принюхиваться: запаха нет. Сухари сохранились прекрасно. Вспомнили, что в эти края в августе 2010г. ходил некто Indeec, которого мы встретили на Барун-Хандагае утром 15-го августа. Тогда Indeec заходил в горы, ну а мы, соответственно, с них спускались. Сделав вывод, что сухари были заботливо оставлены (забыты, потеряны и т.д.) именно им, народ стал осторожно пробовать продукт на вкус: а нет, ли в них яда Кураре, допустим? Сухарики с "кураре" (как мы их окрестили, и которые, впоследствии добавили нам много положительных эмоций) всем понравились. Не знаю, икал ли вечером 28 июля Indeec — народ же был ему очень благодарен. Тем более, что наши запасы сухарей таяли на глазах. Или во рту. Проведя аналогию с запиской от Кисы и Оси, мы пришли к умозаключению что Киса и Ося это и есть легендарный Indeec и его товарищ. Вкусный ужин, боевые 50 грамм за Динозавр и Тункинский, приятная усталость от пройденного за день, подарок от Indeec, тёплый летний вечер на берегу изумрудного озера в красивейшем месте Тункинских Гольцов, все это создавало такую идиллию и радость, которые невозможно передать словами. Это можно только чувствовать и видеть. И, по большому счету, это и есть — СЧАСТЬЕ! На этой оптимистической ноте и завершился этот прекрасный день. Второй день за наш поход (первым был день 21 июля), когда не было дождя.

Стоянка под пер. Динозавр (1А).
пер. Динозавр (1А) с Зун-Хандагая.
Мощный тур пер. Динозавр (1А).
Каменный страж пер. Динозавр (1а).

Цирк р.Барун-Хандагай с пер.Динозавр (1А).
Пер. Бепкан (1А) и Белоруссия (2А) с пер. Динозавр (1А).
Перед спуском с пер. Динозавр (1А).
Пик Байкал Северный и Южный и пер.Людмила (1А) с пер. Динозавр (1А).

Пер. Динозавр (1А) с Барун-Хандагая.
Вместе весело шагать по просторам.
Верховья Барун-Хандагая
Вход в цирк пер. Тункинский (1Б) и Снежный (1Б).

Перед подъемом на пер. Тункинский (1Б) с Барун-Хандагая.
Нижняя часть подъема на перевал Тункинский (1Б)
Пер. Снежный (1Б) с подъёма на пер. Тункинский (1Б)
При подъеме на пер.Тункинский (1Б).

Подъём на пер.Тункинский (1Б)
Верхняя часть подъёма на пер. Тункинский (1Б).
Ключевое место подъёма на пер.Тункинский (1Б).
На финишной прямой.

На перевале Тункинский (1Б)-сторона р.Угутэре.
Верхнее озеро р.Угутэре с пер.Тункинский (1Б).
Тур в скале на пер. Тункинский (1Б).
На фоне пер. Тункинский с р.Угутэре.

Пер. Тункинский (1Б) с р. Угутэре.
На верхнем озере р. Угутэре.

29.07.2011 р.Угутэре — пер.Мойготский (1А) — р.Мойготы — цирк пер.Дубль-Вэ (1А)

Встали в 9 утра. Небо ясное, скоро в ущелье появится солнце. Прохладно. День обещает быть хорошим. Над нами гордо возышается серьёзный горный массив, в котором непросто разглядеть пройденный перевал Тункинский. Где-то здесь, недалеко, перевал — Аэлита (1А), который мы с Алексеем в 2008г. со стороны притока Левой Билюты так и не нашли. С р. Угутэре сам пер. не просматривается. В 200-х метрах ниже нашей стоянки, виднелся "чемоданник", от прохождения которого были не в восторге братья Зубковы в 2008г. Судя по их описаниям, на обход слева п/x движения озера по злосчастному "чемоданнику" Сергей и Олег потратили целый час своего драгоценного времени. Мы покинули гостеприимную стоянку в 10.30, и сразу же полезли цепочкой по огромным камням. Если братья Зубковы лезли по нему снизу, мы решили пройти его, немного поднявшись над озером. В итоге: хрен редьки не слаще: что пОверху, что пОнизу, а корячиться и пыхтеть, конечно же, пришлось. Обход "чемоданника" пОверху у нас занял 30 минут. Так что, если пройти его чуть выше, а не по самому берегу, на это уйдет меньше сил и, соответственно, времени.

Пройдя каменные джунгли, мы очутились на берегу второго, нижнего озера. Солнце уже взошло и радостно освещало долину. Решили передохнуть. Желающих искупаться, кроме Алексея, не нашлось, а в одиночку лезть в ледяную воду он, опять-таки, не решился. Сразу после озера мы наткнулись на небольшой, но очень необычный водопадик: вода пропилила сразу четыре отверстия в скале, откуда мощными фонтанами падала вниз. Всю эту красоту, естественно, решили сфотографировать. После водопада мы миновали продолжительную морену и спустились к входу в ущелье перевала Мойготский (1А). Здесь устроили привал, отдохнули и приняли на этот раз не на грудь, а солнечные ванны. Продолжая движение в сторону цирка пер. Мойготский, увидели поразившую нас вещь: на высоте более 2200 м, одиноко росло небольшое деревце. Сохранилось и выжило оно в столь экстремальных условиях, благодаря четырем каменным плитам, по всему периметру сохраняющих деревце от ветрОв и непогод. Трогательная картина. Всем хочется жить, одним словом. Через час подъёма группа расположилась у подножия перевала Мойготский (1А). Набор высоты до седловины небольшой, порядка 200 метров, по каменистой осыпи средней величины. Полчаса подъёма — и мы на перевале. Седловина Мойготсткого просторна и травяниста. Палатку поставить здесь не проблема. Тур в наличие. Всё как полагается. Посещается, правда, перевал не часто: в туре сняли записку 2008г. Напротив перевала, величественно возвышается уважаемый пик Мойгота. Чуть правее него — перевалы Мойгота (1Б) и Мираж (1Б). Нам туда не надо, наш ориентир — вниз, к озерам, что в истоке р.Мойгота. Погода, похоже, установилась — ветра нет, солнце печёт на всю катушку. Довольная как перевалом, погодой, так и самими собой, команда пошла вниз. Спуск достаточно прост: сперва по зелёнке, затем по камням средней величины. Вскоре мы спустились к подножию перевала и встали недалеко от водопада, что ведёт в цирк пер. Мойгота и Мираж. Сфотографировавшись и передохнув, стали держать курс на верхнее озеро, что рассмотрели с перевала Мойготский. Небольшой сброс высоты, и через 30 минут мы вышли к озеру. Обедать решили здесь. Под солнечными бликами озеро становилось то изумрудным, то голубым, сверкая и переливаясь. Было жарко. Озеро так и манило нас к себе, приглашая искупаться в своих холодных водах. Упустить такую возможность было просто непростительно, и ребята поспешили ей воспользоваться. Ольга, решив, видимо, нас не смущать (или самой не смущаться), спокойно легла на каремат и отвернулась в другую сторону. Алексей, Саша и Слава, тут же нагишом вошли в ледяную воду. По ощущениям, когда окунаешься в ледяную воду, словно тысячи иголок сразу же впиваются в тело, сердце бешено бьётся, в висках стучит. Состояние эйфории, одним словом. Никакого допинга не требуется. Дима и я вовсю пялились на купальщиков, стоя на берегу. Окунувшись по очереди, добры молодцы словно три богатыря вышли на берег мойготский. Следом не утерпел я, сиганув с разбега в озеро, а за мной и Дима с опаской вошел в воду. Сполна получив заряд бодрости и здоровья, мы продолжали минуты блаженства, обсыхая под лучами палящего солнца. Ольга же, в это время отвернувшись от нас, следила за процессом варки супа на обед. На предложение присоединиться к купальщикам и окунуться, Ольга желания не изъявила. Вскоре суп сварился, и мы от души подкрепившись, решили немного расслабиться. Здесь наша идиллия с природой была нарушена, невесть откуда появившимися грозовыми тучами — все хорошее когда-нибудь заканчивается. Пришлось нам в спешном порядке спускаться с небес на землю и быстро собираться. Вышли около пяти вечера. Через 10 минут пошёл дождь. Далее, до цирка пер. Дубль-Вэ (1А), мест для стоянок не намечалось, а имелись в наличии "гектары морен", поэтому решили вернуться на озеро. Вернувшись, не стали ставить палатки, решив переждать дождь под накидками. Дождь, как ни странно, быстро прекратился, хотя небо было плотно затянуто. Что за чудеса? Не став ждать возобновления осадков, выдвинулись вторично. Прошли вниз около 400 м. от первого озера, нам открылась панорама ущелья Мойготы: красота! Недалеко внизу находилось второе озеро, но нам не туда. Свернув направо, и пройдя небольшим траверсом, группа вошла в ущелье, что ведёт в правый цирк, где и располагаются пер. Дубль-Вэ (1А) и Монолит (1А). Данное ущелье наших глаз не порадовало: череда бесконечных морен, уходящих за горизонт... Да... Таким темпом, взять пер.Монолит, а он сегодня в плане, не успеем. Но не так страшен чёрт, как его малютка, и через 40 минут прыгания по мокрым камням, группа вошла в цирк пер. Дубль-Вэ. Здесь же разглядели небольшой пятачок травки возле подножия перевала, к которому и направились. Данный пятачок приятно удивил: места под палатки имеются, рядом бежит ручей. Время — девятый час. Лезть в Монолит достаточно поздно, тем более, что данный перевал расположен в висячем цирке слева п/х движения, и со стоянки не просматривался. Зато, пер. Дубль-Вэ — как на ладони, можно идти прямо сейчас. Поставив лагерь, стали располагаться на ночлег. Приготовив ужин, традиционно начислили по 10 капель — за пер.Мойготский! Подсчитали: отставание от плана уже более двух дней. Спать легли около часу ночи.

Правый цирк р.Угутэре и пер. Мойготский (1А)
Подъем на пер. Мойготский (1А) с р.Угутэре.
На пер. Мойготский (1А).
Спуск с пер. Мойготский (1А) на р. Мойгота.
Пер. Мойготский (1А) с р.Мойгота

Пер. Мойготский (1А) с р. Мойгота-2.
Купание в озере на Мойготах.
Верховья р.Мойгота.
Гектары морен

30.07.2011 цирк пер. Дубль-Вэ (1А) — пер. Монолит (1А)*(радиальный выход) — цирк пер. Дубль-Вэ (1А)

Утро встретило туристов сильным дождём и ветром. Вверху шёл снег, горы были в плотном тумане. Метеоусловия не располагали к взятию пер. Монолит (1А). Маленький ручей разом превратился в мощный поток. Существовала пугающая перспектива подтопления палаток. Мы печально смотрели на водный поток, бегущий в метре от Диминой палатки. Предпосылок к улучшению погоды, не наблюдалось. Известно, что хуже всего неизвестность и неопределённость: у нас имелось и то и другое. Приготовив завтрак и заварив чаю, стали думать, как дальше жить. Карты надоели. Сегодня мы должны пройти перевалы Монолит (1А) и по Биронской дуге взять Подушечный (1А) и ночевать уже на р.Хохюр.

При такой погоде, куда-либо ломиться смысла нет-чревато! Алексею надо быть в городе 5 августа. Подсчитали, что даже при условии хорошей погоды мы только 4 августа берем пер. Необходимый (2А) и спускаемся по р.Булык в долину, а это уже 5-е августа. Опять же, не успеваем в город. Спуск по р.Хурай-Хайр, Ганга-Хайрым и Елоты-Харагун, даже не обсуждался-не логично. Стремились в город только Алексей и я, которого также ждали там какие-то бесконечные дела. Остальной народ никуда особо не торопился. Устав ломать голову, решили: Алексей и я будем спускаться по р.Мойготы, а Дима, Слава, Саша и Ольга имеют большое желание оказаться-таки на Шумакских источниках. Сразу отпала необходимость экономии продуктов и спирта: ешь и пей сколь хочешь. Кстати, на счет "пей сколь хочешь", вопрос даже обсуждался: спирт был разведен тут же. Начались "великие (для нас) мойготские посиделки" в палатке, под шум несмолкаемого дождя. Настроение резко улучшилось, народ стал травить байки и рассказывать свои истории. К полудню веселье в палатке уже пёрло вовсю. Вскоре "мойготские посиделки" мы переименовали в "большую мойготскую пьянку", что, вообщем-то, было недалеко от действительности. Радовались жизни все, даже не участвовавшие в "начислении" Слава и я. Закусывали плотно: сала, сыра и шоколада — навалом. Около 16 часов осадки неожиданно прекратились. Удивившись данному событию, разгоряченный народ повалил по своим делам на свежий воздух. Вскоре тучи и туман разнесло, появилось солнце. Моё предложение сходить в радиалку на пер.Монолит (1А) интереса со стороны выпивающего-закусывающего народа не вызвало. Даже Слава не изъявил желание. Около 17 часов я собрался и удалился с фотоаппаратом в сторону Монолита. Через час опять пошёл дождь, который вскоре прекратился. Сабантуй прекращаться не собирался, наоборот, только набирал силу. Довольный, я вернулся около девяти вечера, поведав веселому люду, что влез-таки на пер. Монолит, в доказательство предоставив публике снятую с него записку и показав отснятые кадры. На перевале меня застиг снег, который я пережидал, сидя на широкой седловине перевала. Поужинав и посидев с народом, я вскоре отбыл во вторую палатку ко сну. В первой же ёще долго продолжался разброд и шатание. Пить перестали только потому, "что устали", как пел Владимир Семёнович. Далеко за полночь, выйдя из палатки, мы увидели чистое и ясное небо, усеяное мириадами звёзд... Уходить с гор так не хочется!

Подъем на пер. Монолит (1А) с Мойготы.
Седловина пер. Монолит (1А).
Перевальный тур Монолита (1А).
на пер. Монолит (1А).

Пер. Подушечный (1А) с пер.Монолит (1А).
Туманный Бирон.
Биронская дуга и пер.Подушечный (1А) с пер. Монолит (1А).

31.07.2011 цирк пер. Дубль-Вэ (1А) — р.Мойготы — стоянка на лесорубной поляне возле р.Угутэре.

Встали в 9 утра. Погода ясная, солнечно, ветра нет. Некоторые участники вчерашнего сабантуя имели весьма помятый вид, но были готовы к новым подвигам. Подвигов, собственно говоря, особых не намечалось: одна группа спускается с гор по Мойготе, другая поднимается на Дубль-Вэ (1А) и держит курс на Шумакские источники. Изменений в составах не случилось: Саша, Оля, Слава и Дима шагают на источники, мы с Алексем спускаемся вниз по реке. За руководителя второй группы остается Саша. Совместно определились с маршрутом второй группы: пер. Дубль-Вэ (1А) — р. Правая Билютыпер. Байконур (1А) — р. Левая Билютыпер. Долгожданный (1А)- пер. Петрович (1Б) — р.МраморныйШумакские минеральные источники. За участников "квартета", мы с Алексеем были спокойны: люди проверенные, места знакомые, у Славы имеется GPS-навигатор. Заблудиться в трёх соснах, пусть и с похмелья, ребята не должны. Позавтракав, приступили к разделу имущества: большинство совместного скарба, таким образом, перекочевало в кули Сашиной группы. Мы с Женей забрали только вторую палатку и минимум продуктов — на ужин сегодня и перекусить утром завтра. Сделав коллективное фото и крепко обнявшись на прощание, мы, пожелав друг другу удачи, "разошлись как в море корабли". На часах 11.30. У нас с Алексеем задача на сегодня — спуститься по Мойготе и ночевать уже в долине. У Сашиной группы — заночевать под пер. Байконур (1А). Быстро пройдя "гектары морен", мы вышли на берег второго озера, где и сделали небольшой привал. Погода радовала. Через час наш тандем спустился к водопаду, на котором была устроена продолжительная фотосессия. Рядом с ним росло много пижмы и саган-дали, сборами которых мы и занялись. Вдоволь набрав столь ценных трав, продолжили спуск. Особо не упирались: радовались погоде, незнакомому ущелью, стараясь не пропускать каждую мелочь в нём. Вскоре, мы остановились возле гигантского валуна и запечатлелись на фоне его. Алексей даже пытался поднять "чемодан", но после вчерашнего разгула силы были уже не те. Спускаться вниз по "альпийским лугам", было весьмо комфортно и не хлопотно. Очередной сброс высоты привел нас в зону леса. Здесь мы безуспешно пытались отыскать следы пребывания человека. Не обнаружив ни следов, ни тропы, спустились к реке и пошли по ней, переходя то на левый,то на правый берег. Как оказалось впоследствии — движение по реке было самым оптимальным нашим путём. Вскоре начались прижимы, которые мы вынуждены были обходить, взбираясь по крутым склонам вверх. Ничего там хорошего нет: бурелом, трава по пояс, куда наступать — не видно не зги. Несколько раз мы улетали в глубокие ямы, скрытые сверху мхом и травой. Благо, не покалечились и не переломались. Темп движения резко упал. Оптимизм также. Сил и нервов тратилось всё больше и больше. Но это, как выяснилось позже, было только начало. Дальше наш путь стал ещё печальней. Переходя реку, нам постоянно приходилось снимать с себя боты Lowa и надевать китайские резиновые шлёпанцы. Ксати, очень удобная и полезная вещь в горах, рекомендую! На одном из бродов реки у меня сильным течением с ноги унесло левый шлёпанец. Молча перенеся утрату, я был готов к худшему. Алексей, судя по его хмурой сосредоточенности, также ничего хорошего от Мойгот уже не ожидал. В это время пошел дождь, стало ещё "веселее". Далее мы стали продираться по правому п/x движения берегу, корячась по мокрым камням и через заросли кустарников. За час таким "макаром" мы прошли около 300 метров. Идти становилось всё труднее, голод всё больше напоминал о себе. На часах 20.30. Мест под палатку здесь быть не может. Конца и края данному участку пока не было видно. Появилась реальная перспектива встретить ночь в этом богом забытом месте. Это совсем не радовало. Вскоре мы перебрели реку на левый п/x движения берег. Немного пройдя, упёрлись в очередной прижим, обход которого был возможен только взобравшись по крутому взлёту вверх. Цепляясь за растущие на склоне кусты и меся мокрую глину, мы, собрав, кажется, последние силы, впёрли в гору. Уклон здесь был порядка 50-60 градусов. В голове вертелось издевательское: "Мы не боимся трудностей, там, где мы — трудно всегда". Взобравшись на гору, мы обошли прижим и продолжили карабканье по бурелому. Теперь мы просто шли "через не могу": сил на эмоции и разговоры уже не осталось. Начало темнеть, когда мы спустились в лес. Справа шумела река, к ней и подались. Напившись воды и немного передохнув, опять вошли в темнеющий лес. Через 15 минут мы увидели еле заметную тропку, на которую и встали. Тропка постепенно стала превращаться в тропинку, а затем вывела нас на старую заброшенную дорогу. Сумеречный лес, заросшая дорога — одним словом глухомань. Я, шедший сзади, стал почему-то часто останавливаться. На вопрос Алексея "Что такое?", я ответил, что мне кажется, что сзади за нами кто-то наблюдает. Место, действительно, мрачное и унылое. В какой-то момент Алексею, тоже показалось, что за нами кто-то "следит из темноты". Через 15 минут заброшенная дорога привела нас на старую лесорубную поляну, где мы и встали. Где-то недалеко шумела река, и Алексей, собрав с собой пустую тару, отправился на её поиски. Набрав воды, он пошел к стоянке. Но где она? Крикнул меня и услышал моё "Я, здесь!", оказалось, что Алексей ушел в другую сторону. Вот так, заблудиться здесь оказалось легко. Поставив палатку, занялись приготовлением ужина, поставив котелок на газовую горелку. Дров вокруг было полно, но в темноте возиться с ними не хотелось. К тому же "наелись" мы на спуске сполна: ноги горели, во всем теле чувствовалась приятная усталость. Сошлись на том, что сегодняшний спуск — самое серьёзное за весь поход испытание. Не позавидуешь тому, кто будет совершать восхождение по Мойготам вверх. Ужинали в палатке около полуночи. Начислив немного спирта, проанализировали день сегодняшний, да и весь поход в целом. Сделали вывод: поход выдался на славу! Пусть и не прошли все задуманное, но впечатлений и положительных эмоций останется надолго. Довольные, что вопреки всему, мы спустились с гор в долину, что погода опять наладилась, что мы живы и здоровы, вели разговоры до глубокой ночи. Завтра мы будем спать, уже на мягком диване. Где-то-там, Саша и остальные наши друзья?

Надеемся, у них всё в порядке. Небось, уже тоже "начисляют" по-маленькой, и готовятся к взлёту на пер.Байконур. Наши взлёты уже позади. Завтра будем в Иркутске. С этими мыслями, с чувством выполненного долга, мы и легли спать, в эту последнюю ночь похода и последний июльский день 2011 года.

Прощание на фоне пер. Дубль-Вэ (1А)
Мойготские морены.
Пик Мойгота.
Пер. Мойготский (1А).

На мойготском водопаде.
Водопад на р.Мойгота.
Мойготский страж.

Сизифов труд.
Долина р.Мойгота ниже водопада.
р.Мойготы при спуске в долину.

1.08.2011 стоянка на лесорубной поляне возле р. Угутэре — п.Тагархай — п.Аршан — г.Иркутск

Встали в 8.30. Тратить драгоценное время на завтрак не хотелось — подкрепились шоколадом. Даже чай не стали заваривать, испили воды, набранной вчера в потёмках из р.Угутэре. День будет хорошим: ясно, солнечно, небо без облаков. Осмотрели стоянку: когда-то здесь занимались заготовкой леса, о чем свидетельствовали оставленные брёвна. Достаточно уютная, и нЕкогда обжитАя стоянка, на стыке трёх заросших дорог. Только вот непонятно: по какой дороге нам идти? По дороге, ведущей на северо-запад мы спустились — этот путь отпадает. Другая дорога держит курс на юго-запад, в сторону Мойгот-Бирона. Нам совсем в другую сторону — в Аршан. В сторону Аршана, по логике вещей, должен вести путь по дороге, уходящей от стоянки на северо-восток. По ней и решили двигаться. На часах 9.30 утра. От лесорубной поляны старая дорога повела нас на северо-восток. Пройдя метров 500 вверх, мы вышли к р.Угутэре, которую в этом месте без труда перескакали. Дорога как-то плавно растворилась, и вскоре мы вышли на другую заросшую дорогу, которая стала уводить нас на север. Проплутав около часу, мы сделали вывод, что идём не туда. Решили, что двигаться будем по лесу в направлении юго-востока. Многочисленные старые дороги, которые периодически нам встречались, доверия не внушали. Часа полтора мы двигались в заданном направлении — основной дороги всё не было. В голове начали вертеться мысли, что таким темпом в Аршане сегодня мы вряд ли появимся. В этот момент мы как-то плавно вышли на основную дорогу — это сразу стало понятно, судя по чьей-то свежей колее. На часах 12.30. Встав на основную дорогу, резко ускорились. Ничего интересного на данном этапе нет. Пару раз при броде через Барун-Хандагай пришлось разуваться. Солнце жарило на всю катушку, когда мы вышли к полям, которые начинаются сразу же после выхода тропы с Зун-Хандагая на основную дорогу. Здесь, на зеленой травке у дороги, я оставил "загорать" свой второй тапок (авось, кому и сгодится). Поскольку местного населения с гужевым и грузовым транспортом в полях нами замечено не было, пришлось топать своими ногами. Дойдя до окраины Тагархая, где положено начало асфальтовой дороге, мы остановились передохнУть. Здесь нас чуть не сбил местный лихач на белой "пятерке". Сразу же из машины повылазили все пассажиры — бурятская диаспора от мала до велика, державшая путь в местный культовый дацан, что расположен сразу же за посёлком. На их вопросы "Чё, такое?" и "В чём проблемы?" мы ответили, что у нас проблем нет, мол, спустились с гор и держим путь в Аршан. Они проявили к нам живой интерес, мы долго объясняли водителю и пассажирам (которые были в одинаковом состоянии), кто мы и откуда. Первым не выдержал я и одел рюкзак, собравшись идти. В этот момент у водителя вдруг проснулась коммерческая жилка заработать на нас, о чем он нам путанно и разъяснил, сделав, таким образом, нам "предложение, от которого нельзя отказаться". Мы стали кумекать: своим отказом мы бы повергли водителя в большое уныние. Расстраивать водилу нам не хотелось, и, обсудив стоимость билета и внеся 100% предоплату, мы с Алексеем загрузились на заднее сидение "пятёрки". Садиться на переднее сиденье никто из нас, почему-то, не решился. Надев тёмные очки и, что нас очень удивило и встревожило, пристегнувшись, водитель, окинув нас деловым взглядом, завёл мотор. "Ну вот, начинается" — подумали мы, и были правы. Мотор взревел, и машина быстро понеслась, набирая скорость по разбитой дороге Тагархая. По пути "Шумахер" резво обгонял все, что только можно было обогнать. После поселка впереди нас показался "Уазик", почему-то петляющий по дороге. Водитель "джипа" был явно в печальном состоянии, но нашему водиле оказалось просто необходимо обогнать его. Мы начали креститься. С четвёртой попытки "пятёрка" обошла-таки нехороший "Уаз", и наш герой продолжил ралли. Немного экстрима, и "пятерка" остановилась на обочине при въезде в Аршан. Категорично сообщив, что в поселок он не поедет, водитель, крепко пожав нам руки на прощание и назвав своё имя (видимо для пущего нашего устрашения), помчался обратно в Тагархай, где его дожидались родственники. Возрадовавшись благополучному исходу, мы направились в кафе "Арюна", что находится возле автостанции посёлка. Заказав поз и пива в кафе, Алексей отправился в кассы, где и купил два билета на маршрутное такси, которое отправлялось в Иркутск в 17.30. В запасе у нас был целый час, за это время мы успели пообедать в кафе и сбегать за сувенирами для близких, которые в изобилие представлены на местном рынке. В намеченное время Алексей и я отправились в обратный путь. За окном маршрутки гордо возвышались Тункинские гольцы, с которыми мы прощались и которых благодарили за все: за отдых, экстрим, хорошую погоду и не очень, за колоссальный заряд бодрости, энергии и массу впечатлений на весь год. Прощайте, РОДНЫЕ НАШИ ГОРЫ, до следующего года, до очередных встреч и походов! Спасибо Вам, что вы есть, и что вы помогаете ощутить настоящую свободу и найти смысл жизни многим людям, идущим к вам, чтобы испытать и обрести себя именно здесь!

I,ll be back...

На лесорубной поляне.
Шоколадный завтрак.
По этой дороге мы спустились.
Дорога на юго-запад от лесорубной поляны.

Дорога на северо-восток от лесорубной поляны
В долине
Уцелевший тапок.
Прощайте, горы !

P.S. Данный отчёт был написан мной и готов ещё в ноябре 2011 г. Оставалось сделать кое-какие корректировки и добавления. Жизнь, как показала практика, сама расставляет всё на свои места. Сделав небольшую редакцию готового материала, я довёл эту работу в январе 2013 г. до своего логического завершения.

ПредыдущаяСтраница 2 из 3:  1 2 3 всеСледующая
Ольга ТарасоваТак сухари теперь заначены под W на поляне, мы нынче проверили — все на месте, ни одна крошка не пропала. Вы из не видели, Дмитрий, в походе 2012г?
20.01.2013, 21:09:15 |
Олейник Дмитрий)))
Банки и баллоны из под газа валялись, а сухарей не видели.
Жаль.
Вот бы удивление было)))).

Мы ночевали чуть ниже. Там прекрасная полянка и озерко где то метров пять в диаметре.
20.01.2013, 21:18:25 |
Сергей ЗубковОтличный поход, замечательно живо и с юмором написано, прочитал с удовольствием! :)) С погодой, кстати, тем летом много кому не повезло, нам в том числе ;)
21.01.2013, 07:17:21
Олейник Дмитрий
Я в 2011м шлялся по Якутии.
Там — наоборот была засуха. Леса горели повсеместно, а дождей не было.
Во, как бывает...
21.01.2013, 09:17:24 |
Евгений Воробьев
Спасибо, Сергей, на добром слове. По поводу погоды, тем летом, вспомнилось: "А с погодой повезло-дождь идёт четвертый день, хотя по радио сказали, жаркой будет даже тень."
Так кто же, они, мифические Киса и Ося? Отзовитесь-страна должна знать своих героев!
21.01.2013, 10:20:28 |
Сергей ЗубковА вот бы фотографию записки в студию, может по почерку что будет понятно, явно же это кто-то пошутил. У меня есть небольшая коллекция фотографий снятых нами записок, можно попробовать сличить.

Кстати, имхо интересно было бы завести такой фотоочёт, скинуть туда у кого что есть.

А насчёт погоды: мы в том годы примерно в эти же дни ходили по Китойским гольцам. Из 10 дней дождя не было только 2 дня. В остальное время народ, не очень привыкший к специфике "мокрого" походного быта, только и занимался по вечерам сушкой одежды...
21.01.2013, 21:59:16
Вячеслав ПетухинЕвгений, а вот Вы упоминаете, что искали за год до этого Скалистый (или Аэлиту) с Билюты. А вот сюда не поднимались?

Когда я увидел это место, я почему-то был уверен, что это и есть перевал Скалистый (и даже мысли не возникло сходить проверить). А вот сейчас смотрю, что там, с противоположной стороны, и уже такой уверенности совсем нет. Может, на самом деле, Скалистый это тот, который мы Неожиданным назвали — там что-то вроде спуска 2А сложности просматривалось. Но тура мы там не нашли.
21.01.2013, 23:23:25 |

Хорошая идея.
Раньше не фотографировал, но теперь буду.
22.01.2013, 08:08:40 |
Евгений Воробьев
Ваша записка у Алексея. Те каракули ("Киса и Ося тоже здесь были") были начертаны карандашом, и чей там почерк-определить будет весьма затруднительно (хотя, кто знает?).
По поводу фотоотчета из записок- хорошая идея, сколько их за годы странствий накопилось!
22.01.2013, 10:05:09 |
Евгений Воробьев

Вячеслав Петухин: Евгений, а вот Вы упоминаете, что искали за год до этого Скалистый (или Аэлиту) с Билюты. А вот сюда не поднимались?

Когда я увидел это место, я почему-то был уверен, что это и есть перевал Скалистый (и даже мысли не возникло сходить проверить). А вот сейчас смотрю, что там, с противоположной стороны, и уже такой уверенности совсем нет. Может, на самом деле, Скалистый это тот, который мы Неожиданным назвали - там что-то вроде спуска 2А сложности просматривалось. Но тура мы там не нашли.

Сюда, Вячеслав, не поднимались. Искали мы пер. Аэлита (в походе 2008г.), но так и нашли: в первый раз мы влезли не туда (спуск в другую сторону был явно не 1А), а на второй день, нам помешал туман, в котором мы безуспешно пытались разыскать пер. Аэлита (1А). Поэтому, пришлось ретироваться и уходить обратно через пер. Бепкан. А Скалистый, в наши планы не входил, но есть фото: id 23178 (к сожалению, не знаю как сюда его вставить).
22.01.2013, 10:24:27 |
Олейник Дмитрий

Евгений Воробьев:    id 23178 (к сожалению, не знаю как сюда его вставить).

[photo;номер]
22.01.2013, 10:33:52 |
Евгений Воробьев [PHOTO;] 23178
22.01.2013, 10:59:03 |
Олейник ДмитрийЖеня, внеси цифры в скобки вместо слова "номер".
22.01.2013, 11:00:24 |
Евгений Воробьев [23178;] так, Дмитрий?
22.01.2013, 11:03:49 |
Олейник Дмитрийнет. не так.

[photo;Я]

вот тут замени букву Я на число 23178. больше ничего не трогай
22.01.2013, 11:10:24 |
Евгений Воробьев [23178]
22.01.2013, 11:15:18 |
Олейник Дмитрийдавай ещё раз.

[phZoto;23178]

в этом сообщении удали букву Z.
больше ничего не трогай.
22.01.2013, 11:20:30 |

22.01.2013, 11:23:18 |
Олейник Дмитрийура))

обратил внимание, что на ногах у Алексея маунтин эксперт.
как они себя вели?
(нынче взял себе тибеты — почти тоже)