09.08.11. День тринадцатый. *Перевал А.Хрущёва.

Встали в 6:40. Погода хорошая, ясно, t 10*С. Вышли около десяти.

Сегодня должны перевалить через очень логичный, но почему-то нигде не упоминаемый перевал, соединяющий ручей Тофаларский ключ
Озеро на перевале Комаринский.
Долина ручья Тофаларский ключ.
Перевал Комаринский.
К перевалу
Тофаларский ключ.
(правый приток реки Прямой Казыр) и левый приток р. Обманная. По альпийским лугам, к подножью перевала, идётся легко. У подножья перевала проходим интересную «мостовую», как сказал Саша: «Чем не Невский проспект?». Булыжники действительно лежат один к одному, как будто кем-то специально уложенные. Под перевалом мы в 13:03, в 13:19 уже на седловине. На перевале полуразрушенный тур, в котором записок нет.
В Тофаларии.
Перевал А.Хрущёва со стороны р.Тофаларский ключ.
Вид на перевал Комаринский с подъёма на перевал А.Хрущёва.
Замки
Перевал А.Хрущёва.
Взгляд назад. Перевал Комаринский.
Цветник у седловины перевала.
Без названия на перевал ссылаться как-то не очень удобно и соображаем, как его назвать. Название пришло быстро – стоим на границе Иркутской области и Красноярского края, отсюда и название – Пограничный (1А). Подновили тур, оставили записку. Отсюда хорошо виден оптимальный путь к истоку р. Фомкина 2-я через перевалы Родниковый и Ключевой, но мы туда не пойдём. Цель у нас другая.

**Когда этот маршрут планировался, ещё в начале прошлого года, было желание пройти от избы Хрущёва к истокам Фомкиной 2-ой не по Пихтовому, а по Обманной. Но, описанный уже летом прошлого года участок между Кизиром и стрелкой Обманных, совсем не порадовал. Там бурелом и весьма серьёзный, вот отрывок из того отчёта:

«Поначалу ничто не предвещало беды, но скоро борта долины стали сужаться пока широкая, просторная долина не превратилась в довольно узкий и совершенно непроходимый кошмар.
Сначала, поняв, что на ручье довольно сильные прижимы и по берегу пройти невозможно, мы забрались повыше, в надежде их обойти. Но на склонах было столько поваленного леса, что чтобы обойти тот или иной завал приходилось забираться выше и выше. Однако, выше по склону картина менялась не в лучшую сторону и там были не менее грандиозные заломы. Было ощущение, что здесь прошёл артобстрел, или бомбовый удар, может быть упал метеорит или ядерная бомба. Другого объяснения мне в голову не приходило. Откуда может быть столько поваленных в кучу стволов и кто их постоянно здесь роняет? Деревья по 20-30 метров лежат друг на друге, а между ними ещё и кусты! Кошмар! В квадрате 10х10 метров может лежать до 20 стволов, обойти которые просто невозможно, а лазить по ним с рюкзаком нет уже ни сил, ни желания. Такого бурелома я не видел ни до, и надеюсь, не увижу после». (http://www.egiki.ru/forum/viewtopic.php?t=2389&postdays=0&postorder=asc&start=75)

Вот только в этом отчёте данный ручей обозначен как Маралий. В общем, этот отрезок решили не идти,
Карта из дневника Андрея Хрущёва (фото: Стас Бондар).
но перевал с правого истока Обманной на Фомкину 2-ю в планах остался. Поэтом-то мы и не пошли к пер. Родниковый, а сделали впоследствии небольшой крюк.**

И ещё небольшое отступление: Уже позже, в октябре месяце, при обсуждении маршрутов 2011 года на сайте, посвящённому Центральному Саяну ( http://sibsolo.forumgrad.ru/t70p30-topic ), поступило предложение переименовать пер. Пограничный в пер. Андрея Хрущёва (тем более, что указания троп на карте из дневника А. Хрущёва говорили о том, что он точно был на этом перевале). Идея хорошая, возражений не было. Стало быть, перевал вместо Пограничного, теперь носит имя А. Хрущёва.

***** Перевал А. Хрущёва (Тофаларский ключ (Поперечный) / Обманная) (1А). Высота по GPS – 1977 м.

Подходы по пересечённой местности, много ручьев. Травяной склон до самого верха. С ю/востока подъём от перевального цирка ~300 метров, уклон около 30*.

Спуск с седловины с отклонением влево по границе зелёнки и сыпухи, уклон около 35*. После ~200 метров спуска идёт выполаживание. *****
Круговая панорама с перевала А.Хрущёва (1А).
Круговая панорама перевала А.Хрущёва (снято выше седловины).
Вид с перевала А.Хрущёва в сторону р.Обманная.

У подножья перевала курумник с интересной фактурой — оставшиеся более твёрдые прожилки и разрушающаяся, более мягкая, порода между ними.
Спуск с перевала А.Хрущёва в сторону р.Обманная.
В цирке перевала А.Хрущёва со стороны р. Обманная.
Камень с красной лужей. Чем не жертвенник.
Сад камней. 1
Сад камней. 2
Сад камней. 3
Перевал А.Хрущёва. Вид с р.Обманная.
Око

Левый берег левого притока р. Обманная нам показался более труднопроходимым и, перебродив ручей и пробурившись через заросли ивняка, мы уходим на правый берег. Идём по высокотравью и редким
Панорама ручья Обманная в верховьях. Перевал А.Хрущёва.
Панорама ручья Обманная в верховьях ( 2). Пер. А.Хрущёва.
полям курумов, лишь при приближении к стрелке с правым притоком Обманной уходим в лес. Никаких следов троп. Бурелом. Часто встречаются вырытые медведем, в поисках корешков и муравьёв, ямы. Шуруем ближе к стрелке, чтобы там уже и встать лагерем. Через буреломы и приличные уклоны добираемся, чуть выше стрелки, до правого притока Обманной. Место для стоянки хреновое — склоны или кусты с курумами. С горем пополам место нашли, но очень ограниченное и только под палатку (кучу веток ещё пришлось под палатку втиснуть, что бы выровнять место хоть как-то). Костёр сюда не компонуется никак – он будет недалеко, на берегу ручья. Других вариантов нет.

С установкой палатки поторапливаемся, т.к. хорошей погоде приходит «карачун». Появился туман, а следом и дождь забарабанил. Готовили ужин без дождя, а есть пришлось уже под проливным, у костра. В палатку мокрыми лезть уже как-то не хотелось. Настроение у всех отвратительное. Опять он, этот аномальный р.Обманная-Длинный.

Отбой в 22:00 или 23:00, а кто за этим смотрел?!

Ночью «пошугали» петардами мишку, если он где-то рядом был, конечно.

Точка: &BAZA9 – strMORA . Стоянка на стрелке ручьёв лев. и прав. Обманная.

Прошли ~ 7,8 км.

Далее (10.08.11. День четырнадцатый. *Ручей Обманная. Перевал Сырой. Озеро в цирке пер. Сырой.)

Александр ТагильцевНас послушать, так медведей вообще вокруг нас за километр не было и мы их не видели и не слышали. Но мы же были в самом наимедвежайшем краю. Мне один Иркутский биолог, который приезжала в мой город недавно, сказала: "Не переживайте, если вы медведей не видели, это еще ничего не значит, уж они то вас точно видели". И я ей верю.
11.01.2012, 08:49:23 |
LynceanОни вас чуяли! ))))
13.01.2012, 04:25:31 |
Александр ТагильцевДа, и убегали заранее. Мы часто горланили и свистели.