Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

У нас заканчивался поход: пешеходная «единичка» со школьниками по Хамар-Дабану во главе со мной – «мамашей». Путешествие удалось на славу: мы выносили с маршрута массу приятных впечатлений, и торопились вниз, к Байкалу. До Байкала оставалось километров семь, а там – в электричку и домой.

Мы знали, что в устье реки Выдриной на протяжении 5-7 км тянутся болота. Знали, что по ним есть и тропы, сокращающие путь до станции. Знали, также, что лучше идти по более длинной, но надежной дороге вдоль левого берега реки Выдриной.

Растительность в низовьях Выдриной – богатейшая! Наверное, не хуже, чем на Камчатке: папоротники выше человеческого роста, цветы сердечника лугового и аконита склоняются на головы путников. У борщевика и дудника ствол – хоть топором руби, вот такие цветочки! Мы брели в этих «джунглях», раздвигая руками высокие травы, чтобы насекомые, прячущиеся в этих цветах, не садились нам прямо на лица. Тропа то и дело ускальзывала в заросли.

Я понимала, что здесь легко заблудиться, поэтому шла в середине группы, поджидая последних, и тормозя, по необходимости, впереди идущих участников. Но вот, на очередном привале нас все-таки оказалось только шестеро из восьми! Покричали – никого. Пробежав метров 500, возвращаюсь – далеко они не успели бы уйти, ведь только что были рядом! Значит, где-то отвернули в сторону. Значит, надо бежать назад и искать этот отворот. Где эти два охламона, которые ускакали вперед – ума не приложу! Бегу назад. Вот и отворот тропы, и следы наших «скакунов». О, нет! Только не это! Они ушли влево, в болота! Пробегаю по тропе вперед. Надеюсь – они всё-таки увидят, что сзади нет группы, и остановятся. Но тропа, пропетляв немного между кочками, рассыпалась несколькими ниточками в разные стороны, а моих мальчишек – нет. По какой ниточке-тропке они ушли?

Что случилось с детьми в последний день похода? Всю неделю были такими умницами, я и забот с ними не знала. А тут, видимо, расслабились, почуяли – дом близко! Погнали, кто куда хочет! Вот где я пожалела об отсутствии заместителя руководителя в группе! Он в последний день перед выходом отказался идти, заболел. Сейчас бы мы вдвоём-то эту ситуацию мигом исправили: один – в одну сторону, другой – в другую, а группа – на месте бы стояла. Но, опасаясь оставить детей одних на неопределенное время и одной идти в болота (кто знает, что они ещё учудят?), я решаю проблему по-другому. Подождав с полчаса на стыке троп (вдруг вернутся!), мы идём в болота всей оставшейся группой.

На болота садится туман, начинает пробрасывать моросящий дождик. Надо на всякий случай азимут накрутить в сторону Байкала, а то, не ровен час, плутать начнем. Дети мои приуныли. Ругают, на чём свет стоит своих друзей – обормотов. Я ругаю их – почему, идя за ними следом, потеряли их из виду? А молча, про себя, ругаю и недоглядевшую «мамашу». В высокой траве, конечно, не видно было всю группу одновременно, но одного – двоих, рядом идущих – как можно упустить? Через короткие промежутки времени кричим всей группой во весь голос. Вроде бы идём по их следам. Вот убрели-то, черти! На всякий случай, заламываем веточки кустов – может, придется возвращаться. Подошли к унылому чёрному озерку с топкими заболоченными берегами. Здесь что-то случилось с компасом: стрелка упорно не хочет показывать север – гуляет во все стороны. Да и тропа какими-то петлями пошла, огибая топи, чуть ли не назад заворачивает. Тссс! Где-то слышны голоса! Кричим. Замираем, не дыша. Нет никого. Опять кричим. Только дождь шуршит по камышам, неприятно усиливаясь.

В общем, так, дети. Вывожу вас из болота на станцию (если получится!), а сама бегу по дворам, ищу кого-нибудь из местных, кто знает эти болота. Ходят, небось, на охоту, вон, сколько троп кругом. Идем долго-долго, кажется – вечность. Опять какие-то звуки! Кричим. Ответили! Да, это наши «герои»! Только вот с какой они стороны – не поймем никак: то слева, то справа отзовется. Встаём. Кричим бесперебойно через каждые полминуты. Странно, но звуки отвечают каждый раз с новой стороны! Может, это наше эхо? Я начинаю опять накручивать километры по болоту в разные стороны: ухожу на звук и возвращаюсь по надломанным веткам к моей уже дрожащей от холода и от страха, оставшейся группе. Ничего не понимаю! Есть звуки! Людей нет! Ну не галлюцинации же! Можно сойти с ума! Мои озябшие воробышки пытаются развести костер, пока я ношусь по болотам кругами. Да где там! Кругом кочки, камыши и вода. Мерзкая погода! Проклятое болото!

Приходит в голову мысль: а ведь те, двое, тоже знали, что здесь болото, а дорога – правее, у реки. Заблудившись, они могли вспомнить об этом и свернуть в восточном направлении. Но откуда они могут знать, где восток, если гуляющая стрелка компаса окончательно сбила с толку? И в каком месте тропы они могли свернуть? Отвороты были уже раза три. Попробую, все-таки, по наитию, на восток. Даже если я уже сбилась и потеряла направление, то….

Рассуждаю: я могу выйти вместо востока на север – это очень хорошо, там Байкал. Могу выйти южнее – это хуже, но, все-таки, я хоть вернусь в долину Выдриной, откуда мы пришли. На запад я выйти не должна – ну, не настолько же я уж совсем не чувствую куда иду!

Пошли на восток все вместе, выбрав тропку в том направлении. Танюшка чуть не плачет: «Мы уходим, а ведь они где-то здесь!» Спокойно, Танюха, я знаю — где они, — бодрюсь я, а у самой – мороз по коже от неуверенности в своих действиях.

И, представляете, мы нашли их через 15 минут! Сидят на большой поляне и плачут. Как наорать на них всем хотелось, да что-то жалко стало: они уже себя сами наказали. Оказывается, они все это время слышали наш крик, но, как и у нас, звуки раздавались всегда с разных сторон. И, побегав кругами по болотам, как и я, они сели на открытой, далеко проглядываемой местности, потеряв всякую надежду, когда наши голоса смолкли. Кошмарная ситуация! Запомнится «скакунам» надолго!

Вышли из болот мы ещё не скоро – поблуждали по тропам вокруг топей да озерков. Но это было уже совсем не страшно, ведь мы теперь были все вместе!


Марина Васильева (Красноштанова)


Страница 1 из 3:  1 2 3 всеСледующая 
Владимир Прадедов"Сходил" уточнил — тоже пришлось походить по протокам этой речки, давно это было. Здесь, на сайте, писал об этом.

Спасибо за рассказы: интересно и поучительно.
15.02.2012, 00:14:03 |
Александр ТагильцевИ правда, кошмар.
15.02.2012, 00:46:12 |
Алексей МисюркеевОднажды я потерял девушку в районе 5-го истока Правой Билюты к пер. БЕПКАН. Все дело в том, что иногда кажется, что потеряться взрослым людям в каком-либо месте пути просто невозможно. Ан нет, возможно все.
В тот раз в походе было 3 новичка, две девушки и один парень. Шли уже на выход с гор, где-то 11-й день пути. Прищлось снова выходить через надоевший пер. БЕПКАН, так как сломалась горелка, а потому планируемый выход без леса пришлось отменить. Предстояли крутые взлеты в ущелье 5-го притока с Правой Билюты. Стояла дикая жара, одна из девушек сказала, что дальше она идти просто не может, надо выходить с гор коротким путем, про который я говорил на Шумаке. Я объяснил, что тогда это вполне было возможно (через пер. Шумакский), а сейчас простой выход именно тот, которым мы движемся — другого простого выхода теперь нет. Девчонку успокоили, разгрузили по полной, забрав все остатки продуктов (ошибка!) и оставив лишь личные вещи и внутреннюю часть палатки (еще ошибка!). Духа у нее хватило, и она сказала, что пойдет дальше. Идти дальше нужно было по тропе около часа до границы зоны леса. Тропа там четкая, но потерять ее по неопытности вполне можно, только ничего страшного в этом нет — такое не раз бывало. Я объяснил, что мы растянемся, кто-то убежит вперед, а кто-то отстанет, встречаемся наверху (кверху ущелье притока сужается, лес заканчивается, и на одной из верхних стоянок нас хорошо будет видно). Объяснил девушке, чтобы не торопилась — времени достаточно. Объяснил всем, если потеряете тропу, просто поднимайтесь дальше вверх — не промахнетесь. Слева вас ограничивает скальный хребет, на него вы явно не полезете; а справа — приток, главное, его не переходить, в принципе, еще одна тропа идет прямо по его берегу. Куда, казалось бы, тут можно деться?
Двинулись. Одна из девушек шла в первой группе (потом объяснила, что просто боялась от нас оторваться и потеряться). Остальные, как выяснилось, тропу благополучно потеряли и ползли, кто где; с ними, сзади, и шла вторая девушка. Часа через два все потихоньку подтянулись к верхней стоянке, кто слева вышел, кто справа — кто откуда, в общем, как я и предполагал. Тут уже все хорошо видно. Не было только той самой девушки. Ребята, которые шли недалеко от нее, сообщили, что видели, как она шла за ними вверх. Не было ее и через час, и через два. Мы спокойно поджидали ее, играя в карты — пусть идет потихоньку.
Скоро должно было вечереть — начали волноваться, настало время ее искать. Девушку оставили в лагере, а впятером разделились и пошли параллельно, вдоль всего подъема. Кого-то я отправил крайним у скалы, кого-то по тропе, кого-то рядом. Сам пошел по другому краю, по берегу реки. Еще раз объяснил всем, что поиски ограничены исключительно этой зоной от реки до скального хребта, никуда в другие места соваться не надо, ведь девушка прекрасно поняла, что реку переходить не надо. Предполагалось, что скорее всего она устала, сидит где-нибудь и ждет. Чем ниже мы спускались, слушая, как кричат девушку ближайшие товарищи, не получая отзывы, тем больше предполагалось что-то страшное (типа шла, упала, ударилась головой о камень, лежит без сознания, не слышит). Я вышел на стоянку внизу, от которой мы стартанули, и дождался следующего участника поисков. Объяснил ему, чтобы он отправлял всех спустившихся обратно на верхнюю стоянку. А сам пошел на место нашей предыдущей ночевки, откуда мы выходили утром. Вторая девушка мне сказала, что если бы потерялась она, то вернулась бы к месту предыдущей ночевки, хотя мне казалось, что логичнее просто вернуться на место, откуда мы стартанули наверх. Но женщины вполне могут думать по-другому, а значит, раз это утверждает именно женщина, то в этом логики больше.
На месте утренней стоянки, ее тоже не оказалось.
Стемнело. Я возвращался назад, в надежде, что кто-то нашел потерявшуюся, и все уже вернулись и сидят у костра. Увы, девушку не нашли. Более того, не досчитались еще одного участника, того самого парня-новичка, который во время поисков шел недалеко от меня, примерно в центре поисков.
Извините, не думал, что так размахнусь. Надо было это писать отдельным рассказом. Времени нет, надо бежать. Выложу рассказ позже.
16.02.2012, 12:00:40 |
Евгений Рензин

 Алексей Мисюркеев: Выложу рассказ позже.

Ну вот, теперь буду переживать за девушку... И за парня... :)

 Алексей Мисюркеев: забрав все остатки продуктов (ошибка!)

 Алексей Мисюркеев: и внутреннюю часть палатки (еще ошибка!)

Я так не считаю. Но я и в "свободное плавание" редко кого отпускаю. Обычно все идут в пределах видимости либо разбившись на группы, но никак не по одному.
16.02.2012, 12:28:53 |
Вячеслав Петухин

 Евгений Рензин: Ну вот, теперь буду переживать за девушку... И за парня... :)

Всё будет хорошо! Они найдут друг друга и спасутся. :-)

 Евгений Рензин: Я так не считаю. Но я и в "свободное плавание" редко кого отпускаю. Обычно все идут в пределах видимости либо разбившись на группы, но никак не по одному.

Видишь ли, Женя, в небольшой группе запросто потеряться, даже когда идут плотно. В лесу на минуту отстал (в туалет отошёл, например) — и всё, уже никого не видно.

Вообще, такое, чтобы как здесь человек уходил куда-то не туда, довольно редко бывает. Наиболее типичная ситуация — когда либо есть варианты троп, либо идущие впереди сходят с основной тропы. А тот (те), кто сзади бежит, стараясь догнать и, уже обогнав, даже не догадывается об этом. Сам был и в роли догоняющего и в роли обогнанных.
16.02.2012, 12:40:46 |
Геннадий ХитрихеевСогласен с автором в том, что разделять палатку — это ошибка. Такие вещи нужно носить в одном рюкзаке.
Отпускать людей, которые никогда не были в горах или тайге, одних по тропе вообще нельзя. Тропы разделяются, теряются, где-то по ним течет ручей, где-то кусты и т.д. Могут начать обходить и куда-нибудь уйти. При этом некоторые люди очень плохо ориентируются не местности ! Могут блудить буквально на ровном месте, в трех соснах — сам встречал таких. Ну просто вообще не ориентируются, хотя кажется, что невозможно в таком месте заблудиться или сбиться в пути !
С теми, кто впервые идет в такие походы надо ходить только так, чтобы они все время находились на виду.
16.02.2012, 12:49:23 |
Геннадий ХитрихеевМой предыдущий комментарий относится к рассказу Алексея Мисюркеева.
16.02.2012, 12:52:07 |
Евгений Рензин

 Вячеслав Петухин: В лесу на минуту отстал (в туалет отошёл, например) - и всё, уже никого не видно.

Я так не хожу. У меня если кому-то нужно задержаться, этот кто-то говорит, чтобы его подождали. Даже если шнурок завязать нужно. А уж в туалет — тем более. Разумеется, не в гольцовой зоне, когда на версту вокруг всё видно. Конечно, бывают исключения, но я стремлюсь именно к тому, что только что написал.
А уж палатку делить на части — вообще ерунда. Что же, всем потенциальным потеряшкам таскать палатки, котелки и еду? А ещё аптечку и т.д. Этак никаких сил не хватит не потеряться:)
16.02.2012, 13:00:13 |
Александр Тагильцев

 Алексей Мисюркеев: Выложу рассказ позже.

Ждем с нетерпением.
16.02.2012, 13:39:28 |
Владимир Прадедов"Разделение на группы" — классическая, часто повторяемая...

"отправил вперёд, чтобы...", " посиди, отдохни, потом нас догонишь", "решил спрямить, перешёл на другой берег...", "надо было поворачивать раньше, я думал вы вернётесь..."

Как это не напрягает но — надо равняться по слабым.

Это не в упрёк кому-либо, а просто мысли вслух.
16.02.2012, 14:14:35 |
Олейник Дмитрийс нетерпением жду продолжения.
места знакомые.
надеюсь "спуск" и "подьем" она не попутала....иначе не представляю, где там можно потеряться....
или уж совсем круто надо было залезть
16.02.2012, 14:22:52 |
Вячеслав Петухин

 Евгений Рензин: Я так не хожу.

Так ведь не только от тебя зависит, если есть деление на группы. Ты ведь должен от всех такого требовать.

 Евгений Рензин: Что же, всем потенциальным потеряшкам таскать палатки, котелки и еду?

Речь о принципе. О том, что человек не должен слепо полагаться на других, но и всегда иметь в виду вариант, что он останется один. И иметь спички, хоть какую-то еду, представлять, где он находится и куда идти дальше.
16.02.2012, 14:46:22 |
Марина Васильева (Красноштанова)Алексей Мисюркеев: Я объяснил, что мы растянемся, кто-то убежит вперед, а кто-то отстанет, встречаемся наверху
____________________________
Вот это и было самой главной ошибкой!!! Разрозненные палатки и отсутствие продуктов — это всё фигня, но вот разделение группы — серьёзное нарушение техники безопасности.
Если в моей группе кто-то хочет бежать вперёд, я всегда предлагаю отрегулировать вес рюкзаков: пусть "поскакунчик" и "торопыга" возьмут часть груза из рюкзаков отстающих, или полностью их разгрузят. Вот тогда и темп группы отрегулируется.
16.02.2012, 15:04:17 |
Олейник ДмитрийМарина бывает, что вес моего рюкзака оптимален, по тому, что я не набрал целую кучу левых шмоток, как это сделал отстающий именно по этому в данный момент коллега.
Так бывает?
16.02.2012, 15:11:29 |
Марина Васильева (Красноштанова)Бывает, и очень часто. Руководитель должен жёстко проверять наличие хлама и отсекать на заезде или в первый день. Мне лично приходится часто у ковыляющих сзади студентов выливать водку и пиво. Рыться в рюкзаках — не хорошо, но иногда полезно.
Лишние вещи можно оставить (закопать в мешке), и если маршрут кольцевой, подобрать на выходе.
Вот сейчас еду в Ергаки, в лыжную 5к.с., и точно знаю, что уже в поезде руковод проверит всю снарягу, и лишнее оставим в Абакане. Ради этого момента вся группа (участники из Москвы, Литвы, Урала, Сибири) садятся в один поезд и вагон с пересадкой в Ачинске, хотя это не всем удобно, от от Ачинска до Абакана — пока едем, перетасовываем всю снарягу и пакуем продукты.

Но даже если нет возможности оставить, бросить лишний груз! Неужели безопасность участников группы для Вас значит меньше, чем гордыня и нежелание носить чужие сапоги или тулуп???
16.02.2012, 15:28:48 |
Вячеслав Петухин

 Марина Васильева (Красноштанова): Алексей Мисюркеев: Я объяснил, ..., встречаемся наверху. Вот это и было самой главной ошибкой!!! Разрозненные палатки и отсутствие продуктов - это всё фигня, но вот разделение группы - серьёзное нарушение техники безопасности.
Если в моей группе кто-то хочет бежать вперёд, я всегда предлагаю отрегулировать вес рюкзаков

По Вашим описаниям это не скажешь. Например, по тому же каларскому лыжному походу. Там у Вас то, что участники идут отдельно, подано как вполне нормальное явление.

Я не к тому, что делиться — это хорошо. Я к тому, что по-разному бывает. И всё предусмотреть невозможно. А вот назначить место, где в любом случае встречаемся (разделимся уж или нет — это ещё ведь неясно, никто ведь не даёт команду "разделиться") — это как раз очень правильно.
16.02.2012, 15:48:29 |
Олейник Дмитрий

 Вячеслав Петухин:  По Вашим описаниям это не скажешь. Например....


Совершенно верно. Противоречия есть. Я вот обратил внимание на её руководителей — об одних она говорит не надо судачить...мол, столько времени прошло....других спокойно макает в грязь.

Марина, считаю ничего зазорного в проверке чужих рюкзаков нет. Приходилось проверять х/б плавки надели или синтетические.
Безопасность конечно превыше всего. Но в условии отсутствия угрозы группе чужую хрень не понесу. (речь об абсурдных вещах — охренительные косметички, несколько полотенец, ватные вещи, и т.п...).

16.02.2012, 16:01:05 |
Марина Васильева (Красноштанова)Вячеслав Петухин: По Вашим описаниям это не скажешь. Например, по тому же каларскому лыжному походу. Там у Вас то, что участники идут отдельно, подано как вполне нормальное явление.
__________________________
Не всегда и не совсем нормальное. На Каларе — не я была руководителем. Там весь поход от начала до конца не выдерживает критики. Когда я ночью в одиночку 6 км катилась от Пурелага — это было крайне неправильно, и я написала в рассказе "удивлена, что руководитель позволил это".
Нельзя разделяться, когда есть вероятность потеряться, встретить диких животных.
Ну а ситуации с вечерним троплением — заделом на завтра — это другая история, и не имеет отношения к разделению группы. 2 человека уходят готовить на завтра лыжню или провешивают перевал — это тактика, норма. Если ремонт лыжи — тоже можно отстать (вдвоём), но договориться о контрольных сроках ожидания или встречи. Догонять по готовой лыжне всегда быстрее, чем тропить первому. А там, где есть риск травмы, только вместе. Например, нельзя начинать спуск с перевала, когда часть группы ещё даже не поднялась.

Вы правы, Вячеслав. Ситуации бывают разные. Иногда разделиться бывает необходимо.
16.02.2012, 16:02:12 |
Марина Васильева (Красноштанова)Олейник Дмитрий: Совершенно верно. Противоречия есть. Я вот обратил внимание на её руководителей — об одних она говорит не надо судачить...мол, столько времени прошло....других спокойно макает в грязь.
_______________________
???
Дмитирий! Говорить в третьем лице о присутствующем человеке — высказывать неуважение. За что Вы так ко мне? :-)))
Приведите примеры — кого я спокойно макаю в грязь, а кому прощаю?
16.02.2012, 16:12:35 |
Марина Васильева (Красноштанова)........охренительные косметички, несколько полотенец, ватные вещи, и т.п...)..........

Это можно просто сжечь. Настоять на уничтожении.
16.02.2012, 16:14:24 |
Страница 1 из 3:  1 2 3 всеСледующая 
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную