30.07.2011, день пятнадцатый

Все катамараны разбросаны по каньону, но мы вместе, в порядке и здравии, в полной уверенности правильности своей судьбы и воды. Было принято еще одно адмиральское решение: обносить нашу аварийную 4-ку, остальным все же идти 8,9,10 ступени с обносом 11 и 12 (пороги «Башмак» и «Лоток») и снова идти 13 и 14 ступени. Обнос катамаранов над каньоном и особенно спуск их на веревках по отвесным стенам – это извращенное удовольствие сумасшедших водников.

Встали рано, на завтрак гречка с тушенкой. Почти бегом, вспотевшей колонной прибежали к оставленному у «Ключа» снаряжению. Солнце уже ласковое, небо лазурное, я радуюсь, что кошмар продирания по мокрым кустам не повторится. И радуюсь за адмиральскую 4-ку – не придется мерзнуть и бояться в промозглой небесной сырости. Борьба всегда радостнее в солнечные дни.

От обноса нашего катамарана меня освободили, мое дело – снимать прохождение Нижнего каньона второй 4-кой и 2-кой. Наши каты так и лежат на скалах ниже 7-ой ступени, двойка все еще в первом лагере, напротив 4-ой ступени.

Мужики быстро разбирают наш кат, укладывают его в рюкзаки, также забирают мою гидру, каску, спас.жилет и весло. Я свободна в творческом полете. Снова залажу на первую террасу каньона, смотрю сверху как собирается 4-ка.

Левый берег Уды в Нижнем каньоне – это несколько террас, поросших лесом, часто со скальными выступами. Основная тропа обноса идет по самому верху, она торная, хорошо заметна. По террасам же идут тонкие тропы для просмотра и обноса (ой ли?) порогов. Тропки эти то появляются, то исчезают, каменные россыпи, завалы и кусты –полный набор пешеходных развлечений.

За предыдущие три дня, казалось, я наизусть выучила причудливый рисунок этих троп, скальников и платформ. С тропы обноса я спускаюсь на нижнюю террасу напротив порога «Зигзаг» – это 10-я ступень каньона. Лежа на хрустящей от лишайника плите смотрю вниз на порог. Чем-то напоминает «Ключ», или мне теперь он кругом мерещится… Тоже бочка на входе, бой в скалу слева. Перевернувшись на спину, лежу на камне, глядя в небо, обрамленное дрожащими листьями осин. По небу плывут белые рваные облака. Ценность лета – в таких мгновеньях. В голове одновременно пусто и в то же время она полна даже не мыслей, а их эмоциональных отпечатков. В это лето даже мысли стали эмоциями. Наверное, вот оно счастье – отсутствие того привычного течения в голове, которое ни на минуту не оставляет нас в повседневности. Человек как пловец в этом потоке мыслей, чувств, желаний и ожиданий… У каждого из нас своя Река.

Отлежав все, что можно было отлежать, сфотографировав все, что можно было сфотографировать, я заскучала. По всем ощущениям время приближалось к обеду, а героев, решивших пройти Нижний каньон, все не было. Наконец, потеряв терпение, не выходя на тропу, я начинаю продираться вверх вдоль реки, надеясь за очередным поворотом увидеть своих. Выхожу на ровную, выступающую над 9-ой ступенью плиту и вижу Игоря и Андрея, стоящих на страховке. Ну наконец-то, шоу началось.

За следующий час я сняла прохождение 8-ой, 9-ой и 10-ой (порог «Зигзаг») ступеней. Народ в каку не лез, работал технично, проскребаясь по оптимальным траекториям, без аварий. Зрелище, конечно, было лихое. Я как невидимый наблюдатель, сверху смотрела на их борьбу, радовалась вместе с ними и переживала.

Весь этот день я бродила над каньоном, сидела на шершавых, покрытых лишайником плитах, свесив ноги над пенным зевом. Фотографировала. Думала. Разговаривала сама с собой. Смотрела в зеленоватые удинские воды. И сжимала кулаки за друзей, которые там внизу боролись с белой водой.

После «Зигзага» был обед – быстрая лапша и килограмм изюма. Потом разобрали каты и через кусты багульника полезли в гору. Я дотащила весла до первой террасы и, оставив своих героев (им оставалось пройти еще две несложные ступени, снимать которые из-за отвесных скал было затруднительно), потопала в лагерь. Они прошли, без аварий на воде, но сломав дюралевую раму 4-ки при спуске и пропоров одну из гондол 2-ки.

А вечером мы пили за окончание «белой воды».
За каньон, за наших друзей и за тех, кого с нами нет. Пели песни – о вечном, мудром, понятном сердцу. Жарили рыбу на рожнах. Разговаривали. От души развели удинской водой пару литров спирта и долго спорили, рассказывали, вновь переживали Нижний Каньон, «Ключ» и «Крокодилов», все «котлы» и «бочки», в которые пришлось залезть и даже те, которые пронеслись мимо. Мы стояли лагерем на берегу Уды, завершив шестерочную часть маршрута, были живы, здоровы и счастливы тем особым коллективным счастьем, охватывающим людей, которым пусть на короткое время, но довелось быть объединенными одной общей судьбой.

Вот и закончилась шестерка. Мы живы, здоровы и дружны.

...Но впереди нас ждал, наверно, самый трудный участок – 240 километров тихой воды, академической гребли. И по общему мнению одно из сложнейших препятствий на всем маршруте – тофаларский поселок Алыгджер. В нем решено пополнить продовольственные и спиртные запасы.

Далее (31.07.2011, день шестнадцатый)