21.07.2011, день шестой

Утро. Сырые ботинки парят у костра. Мы пьем чай, осторожно облизывая ложки с медом – Аркаша строго соблюдает пайку и как добрый Айболит выдает нам ежедневно по сладкой дозе.

Сегодня нам предстоит взять перевал в 2 тыс. метров, спуститься уже в водораздел Уды и по ее притоку – реке Хатаге – дойти до устья. Там уже решим: идем дальше вдоль Уды до ее притока Чело-Монго, откуда в принципе и начинается традиционный сплав, или же прямо в устье Хатаги строимся и начинаем вторую часть нашего путешествия – водную.

Небо безжалостно чистое, будет жарко. Я боюсь, что жара сделает предстоящий перевал в два раза труднее. Выходим поздно – в 10-30, т.к. ждем пока тронутся каюры – после каравана хорошо видно тропу.

Под ногами хлюпает грязь, мы продираемся сквозь кусты и, наконец, выползаем на болото, – тянущаяся вдоль хребтов полоса желто-зеленого мха, с кое-где торчащими жалкими лиственницами. Тропы нет, пружинящий мох быстро исправляет все следы человеческого присутствия.

Постепенно подходим к перевалу, появилась глубокая тропа, и мы довольно быстро взбираемся на седловину. Горы сочатся водой, перевал прорезан ручьями и покрыт мхом. Тропа опять исчезает, проявляясь время от времени грязными, вспаханными лошадиными копытами, пятнами. Грязь чавкает под ногами, мешает ходьбе. А вокруг нереально красивые альпийские луга, яркие пятна весенних цветов – жарки, колокольчики, а ведь уже вторая половина июля... Несмотря на усталость, все радуются этим цветам, фотографируют и улыбаются им, небу и мне.

Наконец, перед нами открылся вид на водораздел. Внизу видно небольшую речку -приток Хатаги, на ней лежит небольшой ледник, – ярко-белая линза забытого зимой холода. Вдали, как водится – синева. Манящая, мутно-голубая даль, укрывающая нашу цель – Уду. На перевале слопали палку колбасы и баранки, поговорили о путешествиях.

С перевала тропа хорошо набита, спускается к реке, бродит ее и снова поднимается на небольшую седловину. Дальше все время под уклон. Горы сочатся водой, то справа, то слева в ущельях видны водопады, часто в несколько ступеней. Мы растягиваемся, я иду одна, налегке, балдея от запаха теплой земли, хвои и травы…

Наконец, выхожу к Хатаге, где ответственный Адмирал сгреб мою ладошку в свою лапу и потащил вброд.

Чуть ниже тропа разделяется и ее левый путь выходит в тупик – маленький пятачок, с которого открывается вид на каньон, сжавший кипящую, яростную Хатагу в своих каменных ладонях. Место красивое – тоненькая тропка и маленькая площадка над обрывом и поворотом реки. Удивительно приятно пахнет кедром и нагретой травой.

Тропа спешит под горку, по ней быстро доходим до устья. Вот, наконец, и Уда, идти дальше никому не хочется и независимо от уровня воды и оптимальности строительства, решено стартовать здесь.

…Тихий вечер, шумит вода. Мы стоим на стрелке Хатаги и Уды, сегодня закончена пешая часть маршрута – 51 км. Вокруг в живописном беспорядке разбросано наше барахло. Народ бодро собирает катамараны, мы с Сашей варим уху. Погода хмурая, по-видимому будет дождь.

А у нас все хорошо: натянуты тенты, поставлены палатки, трещит костер и большая закопченная сковородка наполнена рыбой. За сегодняшний переход все изрядно подкоптились – лица, шеи, руки расцелованы тофаларским солнцем.

Наши проводники – Роман и Денис, попив чаю, заторопились в обратный путь. Строгое прощание, сухие крепкие ладони… Еще мгновенье и рыжий растрепанный хвост последней лошади навсегда исчез в окрестных кустах. Мы остались наедине с Тофаларией.

В сердце спокойно. Даже насмотревшись сегодня на каньон Хатаги, я мало думаю о том, что ждет впереди, о том, что это все-таки шестерка, а не скаутский поход, и что лезть придется скорее всего в самую жо… Возможно, просто мое воображение устало преподносить ужасающие картины порогов и водопадов или это защитная реакция сознания – жить здесь и сейчас, а не тратить драгоценную энергию на невнятные будущие переживания. Мудрый внутренний голос вроде молчит, но как будто саркастически улыбается.

На «Поднебесный», естественно, не пошли, грустно пообещав ему вернуться.

Пешка сдружила нас. Вынужденный сухой закон, тяжелые рюкзаки и эти 51 километр по дикой неприветливой земле заставили нас сплотиться, стать внимательнее друг к другу и простить нажитые в Нижнеудинске обиды.

Сашка удивляет меня, он человек-матрешка, чемоданчик с двойным дном.

Далее (22.07.2011, день седьмой)