Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

На земном шаре существует очень много уникальных уголков природы, встреча с которыми приносит массу незабываемых впечатлений, остающихся в нашей памяти на всю жизнь. Путевые заметки, фотографии, рисунки, кадры видео, предметы, собранные в путешествиях – снова и снова возвращают назад, в мир ярких воспоминаний. Красота водоема, яркое солнце, чистый воздух, особенности рельефа и растительности — все это составные части общего впечатления о месте, посещаемом нами. Обычно, первый образ складывается на основе внешней красоты местности, затем он изменяется в ту или иную сторону, в зависимости от нашего отношения к ощущениям, поступающих от органов чувств. Более глубокие и полные образы формируются, когда мы проводим больше времени в этой местности. Рассветы, закаты, неожиданная гроза, шторм, радуга, утренний туман или просто легкий бриз, приносящий ароматы цветущего луга или опавшей листвы – это те прелести природы, которые усиливают эмоциональное восприятие окружающего нас мира. Но самые яркие воспоминания всегда другого рода…

«Я на всю жизнь запомнил, как чуть не умер от страха, когда…» — восклицают одни. Или: «Вот это была удача, он подошел так близко, казалось, протяни руку и ты ощутишь его мягкую шерстку, блестящую на солнце…». И еще: «Этого я ни когда не забуду, такого я больше ни когда не видел…» – да и многие другие, очень похожие высказывания можно услышать от людей, переживших сильный эмоциональный всплеск от встречи с чем-то неожиданным. Нестандартные, а порой даже экстремальные ситуации, интересные встречи и находки, вызывают бурю эмоций, особенно у новичков, а чем больше эмоций мы переживаем, тем на более долгое время остается в памяти это событие. Все эти особенности психо-физиологического восприятия человеком окружающей обстановки я привожу не случайно – это основа формирования нашего отношения к чему-либо. Из комплекса впечатлений обо всем, что нас окружает, полученных в детстве и юношестве, складывается мировосприятие человека вцелом. Все переживаемые нами жизненные ситуации систематизируются нашим подсознанием и, как правило, распределяются на две части, в зависимости от значения эмоций: положительные или отрицательные. А чаша весов именно положительных эмоций, входящих в состав нашего опыта, определяет впоследствии направление интересов личности. «Больные» природой люди получают намного большее эмоциональное удовлетворение от общения с окружающим миром, чем другие потому, что это им наиболее интересно. Но простой интерес к природе – это не главное.

Любой человек, даже, я бы сказал, каждый, во многом зависит от знания внешнего мира и умения ориентироваться в нем. Его приоритетным интересом должна быть окружающая нас природа. Это тот мир, от «милости» которого еще несколько сот лет назад наша жизнь очень сильно зависела. Такое положение существует и сейчас, это станет очевидным, если хорошенько проанализировать катастрофические события последних лет. Однако, мы продолжаем об этом забывать. Но, тем не менее, пусть даже инстинктивный интерес к природе и ее явлениям, проявляется у всех. Какая завтра будет погода, хороший ли ожидается урожай, не случится ли наводнение, — эти и многие другие вопросы волнуют большинство. Именно волнуют, потому что эмоции и здесь часто выходят на первый план. Так уж устроен человек, если трезвый расчет, умственные способности и быстрота не физической, а мыслительной реакции не помогают, то нашим состоянием управляют эмоции, основанные на инстинктах. На самом деле, конечно же, инстинктивные реакции первичны, и только развитое сознание может пытаться вмешиваться в эти процессы, или умело пользоваться ими, направляя свой познавательный интерес.

Но вернемся от академических рассуждений к нашему эмоциональному восприятию окружающей среды. Бывают ситуации, когда ты с нетерпением ожидаешь, например, поездки в незнакомый край. Любыми путями ты стремишься узнать о нем как можно больше, готовясь к долгожданной поездке, но ничего не получается. Все попытки тщетны. И вот, когда ты уже и не надеешься на успех, мечта вдруг осуществляется. Именно в этот момент твоему счастью не будет предела. И не важно, с чем были связаны эти мечты: увидеть невиданное доселе место, растение, животное или что угодно еще. В любом случае, встреча с предметом мечтаний по эмоциональному состоянию сравнима лишь со встречей влюбленных после долгой разлуки.

Да, это сильные эмоции, но еще больше наши переживания в тот момент, когда мы узнаем о взаимности своих чувств. Так происходит и тогда, когда мы не только встречаем что-то долгожданное, но и узнаем о нем что-то новое или необычное. Это чувство — чувство первооткрывателя — бывает настолько сильным, что может на протяжении всей жизни руководить мыслями и поступками человека, толкая даже на безумные. И тому очень много примеров в истории. Знаменитые путешественники и ученые, биологи, врачи, и даже большинство обычных людей, познавая что-то новое, хоть раз подвергали свою жизнь необоснованному риску, с точки зрения живого организма стремящегося выжить.

Не обошло стороной это чувство и меня. Когда я учился на билого-почвенном факультете Иркутского государственного университета, я занимался изучением фауны птиц Прибайкалья. И вот, однажды, пришла пора сделать выбор и сосредоточить основное внимание лишь на одном виде. У меня это долго не выходило, пока мой научный руководитель Ю.А. Дурнев не предложил заняться изучением небольшой птички — овсянки Годлевского. И у него получилось меня заинтересовать хотя бы тем, что об этом виде не было известно почти ничего, гнезда в нашем регионе никто не находил, да и птица эта оказалась не ординарная, а редкая – занесенная в Красную Книгу России. Ну а то, что встречается она в скалистой местности, в труднодоступных местах – еще больше вдохновило меня: буду учиться карабкаться по скалам.

Достоверно было известно о присутствии овсянки Годлевского лишь только на Южном Байкале. И я с радостью начал готовиться к полевым наблюдениям, так как считаю, что нет места красивее и интереснее на озере, чем Кругобайкальская железная дорога!

Однако, моим мечтам не суждено было исполниться сразу. Весной в самый разгар работ, после второго курса мне суждено было отправиться топтать забайкальские степи в рядах наших славных Вооруженных Сил. И это оказался один из наиболее эффективных приемов продления чувства ожидания встречи с желанным. Два долгих года я был вынужден только в мечтах отправляться на берег «Славного моря». И как же сильно меня переполняли чувства, когда я все-таки оказался в местах гнездования объекта моих исследований и грез. Я готов был забраться на любую скалу, прикоснуться к каждому дереву, которых я так давно не видел… и тут, вместо того чтобы, найти гнездящуюся пару и продолжить наблюдения… я отвлекся.

При виде белоснежных птиц, огромной стаей кружащихся у скалы, переполнявшие меня чувства от встречи с долгожданным, давно любимым местом, заставили меня перенестись в другое время.

Серебристые чайки, как тогда мы называли их (а сейчас этих птиц относят к другому виду, и называют хохотуньями), гнездятся в Прибайкалье колониями. Но не везде одинаково. В большинстве случаев их гнезда располагаются на островах или топких берегах рек, прямо на земле или кочкарнике. Но на самом Байкале они устраивают настоящие птичьи базары, как на морском побережье. Оглушительный гвалт хора чаек вы услышите, если окажетесь поблизости от облюбованной этими птицами скалы. Таких мест на Байкале не так уж много, все они давно известны специалистам и находятся под их наблюдением. Вот и чаячий утес на Кругобайкалке даже стал памятником природы.

Стоя перед этой скалой и наблюдая, как чайки с криками проносятся мимо, я не мог не отвлечься и не вспомнить свою первую мимолетную встречу с этим утесом. Будучи еще совсем детьми, мы втайне от взрослых, однажды добрались до тоннеля, проходящего внутри чаячьего утеса. Там, в кромешной темноте мы еле нашли узкий проход, ведущий на берег к колонии. Тогда мне удалось лишь только взглянуть на этот «птичий город», но желание рассмотреть все это поближе еще долго занимало мои мысли. И вот, наконец-то, мне никто не мешает, и я могу осуществить свою мечту – увидеть как устраивают свои гнезда чайки.

Более раннее, заветное желание завладело моим разумом, и я стал подниматься в гору, чтобы его осуществить. У меня никогда не было никаких альпинистских приспособлений, кроме веревки, но в этот момент не было и ее. Поэтому, немного подумав, я решил, что легче будет спускаться, чем подниматься по почти отвесной скале, и так я точно осмотрю ее всю. Добравшись до того места, где склон переходит в скальник, я начал осторожно спускаться.

Это показалось довольно простым занятием, и я быстро добрался до первых гнезд. Ободренный удачей я стал продвигаться дальше, достигнув почти середины колонии. И тут я понял, что совершил большую глупость! Ну почему в этом возрасте мы не слушаем старших, если нам говорят об опасности?! А меня ведь предупреждали!

Я проклинал себя, когда понял, что не могу больше сдвинуться с места. Мне не к кому было обратиться за помощью, и я ничего больше не мог сделать. Рой мыслей пронесся в этот момент в моей голове. И что сам виноват, и …, ну в общем, чего только я не передумал. И все потому, что ничего не знал, что такое птичьи базары, особенно на Южном Байкале. Его устройство было для меня настоящим открытием!

Со стороны чаячий утес, несмотря на крутизну, выглядит довольно проходимым, с множеством уступов, поросших растительностью. На деле это не так. Все эти островки растительности и уступы – продукты жизнедеятельности птиц и растений. Они держатся на скале, как обычно говорят в таких случаях, лишь на «честном слове», которое на самом деле представляет собой тонюсенькие корешки полыни и других трав, изо всех сил цепляющиеся за трещины в камнях. Пока их не трогают, они могут противостоять и ветрам, и потокам дождевой воды, и даже выдерживать вес чаек, устраивающих на них гнезда. Но стоит человеку неосторожно наступить на такой уступ, и он весь приходит в движение, устремляясь вниз. Да и на выступы скал здесь не стоит полагаться. Юго-западный берег Байкала слагают наиболее древние горные породы, которые с течением времени, под влиянием влаги и резких колебаний температуры, сильно потрескались и рушатся при малейшем прикосновении. Кроме того, уничтожение такого островка, неминуемо приведет к сокращению числа гнезд чаек. А чтобы такой уступ снова образовался, понадобится несколько сотен лет.

Вот так, без крепкой опоры я оказался на довольно большой высоте. Мало того, по моей вине, в такой ситуации могли оказаться и птенцы чаек. Они были разного возраста, от совсем маленьких, до уже почти готовых отправиться в самостоятельный полет. Многие из них были сильно взволнованы моим появлением и истошными криками родителей. В любой момент они могли, испугавшись, броситься вниз и разбиться, или скатиться туда вместе со мной. Поэтому, я сразу стал держаться подальше от гнезд. Но все равно очутился в таком неприятном положении.

Я уже не помню, каким чудом мне все-таки удалось не сорваться с той скалы и спуститься, цепляясь почти за воздух. Но урок не прошел даром, добираясь до гнезд овсянок, я уже всегда рассчитывал свои силы, использовал веревку и был не один. Тут, извините, я немного слукавил, но все же, я никому бы не пожелал оказаться в такой же ситуации. В жизни так много примеров, когда подобные выходки заканчивались очень плачевно, раньше времени обрывая, или сильно меняя чью-то судьбу.

Все пережитые мной «непередаваемые» ощущения, я запомнил на всю жизнь. И хотя, вряд ли бы я хотел снова испытать что-то подобное, эти и многие другие воспоминания, связанные с дальнейшими исследованиями, заставляют меня снова и снова повторять: «Нет места красивее и интереснее на Байкале, чем Кругобайкальская железная дорога! Там можно не только любоваться природой и неповторимыми инженерными сооружениями, но и открывать для себя и других до сих пор еще неизвестные особенности природы и ее обитателей!» Но, все-таки, я вам советую, каждый раз, когда вы собираетесь что-либо сделать, подумайте заранее, чем это может закончиться, и стоит ли наносить раны себе и природе.


Вадим Ивушкин


Евгений РензинСпасибо, Вадим! Очень интересно написано!

 Вадим Ивушкин: И хотя, вряд ли бы я хотел снова испытать что-то подобное

Я сразу вспомнил перевал Горных Туристов, его сложный вариант (1Б). Для меня он был первой нормальной 1Б. Страшно было -жуть! Но я, наоборот, очень хотел бы испытать такой страх ещё не один раз. Только чтобы заканчивалось всё, как и тогда, благополучно:)
28.03.2012, 20:20:21 |
FelixВсе хорошо, что хорошо кончается, но ведь не о всех сюрпризах что ожидают можно догадаться или просчитать их...
28.03.2012, 20:47:00 |
Вадим Ивушкин

 Евгений Рензин: Но я, наоборот, очень хотел бы испытать такой страх ещё не один раз.

Я тебе могу только позавидовать... мне бы хотельось испытать радость открытия и только, а для этого оказывается не надо никуда лезть... Сегодня, точнее вчера хватило почитать чужую книжку и оказалось, что даже в такой толстой книге присутствуют "белые пятна", информацию о которых я считал общеизвестной...

 Felix: но ведь не о всех сюрпризах что ожидают можно догадаться или просчитать их...

Обо всех — нет, но основное можно предположить — у меня ума не хватило, слишком самоуверенный был...
28.03.2012, 21:31:18 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную