21 июля мы двинулись в путь, который проходил вдоль реки Куркулы. По пути следования, естественно, мы делали небольшие 10 минутные привалы, не только чтобы перевести дух, но и чтобы свериться с показаниями GPS-приемника. Во время движения ко второй стоянке я обнаружил след медведя, но не стал останавливаться и тем самым привлекать внимание остальных участников похода, шедших за мной, дабы не вызывать страх и панику в группе. Об этом я решил и после не упоминать во время всего путешествия. Но после, уже в Москве, выяснилось, что Иван также заметил этот след, но по тем же причинам, что и я, не решился об этом говорить.

Байкальский хребет
Через два дня, вечером, 23 июля, мы были на последней четвертой стоянке, там, где ручей Водопадный впадает в реку Куркулу, от которой оставалось чуть более пяти километров до конечного пункта назначения – озера Гитара.
Река Куркула

Утром следующего дня, 24 июля, было решено оставить некоторые вещи на этой стоянке, взять с собой лишь самые необходимые, и отправиться к озеру Гитара, а обратно на эту стоянку вернуться вечером того же дня.
Ручей Водопадный
Водная тропа

Буквально через час, когда мы дошли до назначенного места, тучи сомкнулись и начал моросить дождь. Надвигалась гроза, и я попросил Ивана укрыть девушек в лесу, подальше от открытых мест, на последней нашей стоянке (там, где находились оставленные еще утром наши вещи). Я же решил остаться и дождаться прояснения на небе, т.к. мне очень хотелось сделать снимки этого необыкновенно красивого места (вряд ли мы могли бы попасть сюда еще раз). Когда Ваня и девушки ушли, гроза усилилась, тучи, словно, наполнились свинцом и, становясь более темными, опускались под собственной тяжестью все ниже. Раскаты грома и вспышки молнии были так близко, что все-таки пришлось искать укрытие. Неподалеку был большой валун, под которым было достаточно места, чтобы укрыться от грозы.

Ближе к вечеру, гроза, а вместе с ней и дождь прекратились. И наконец, подобно театральному занавесу, тучи расступились, и на сцене голубого небосвода во всем своем великолепии заиграло солнце. Вечернее солнце наполнило огненными красками небо, которое, отражаясь на поверхности озера, создавала контраст с зеленым холмом и растущими на склонах гор деревьями. Я незамедлительно приступил к фотосъемке, перемещаясь по периметру озера и подбирая ракурс для более удачного кадра.
Легендарное озеро Гитара

Вид с озера Гитары
Когда солнце стало прятаться за верхушками гор, пора было возвращаться в лагерь, где меня ожидали мои друзья и таежный ужин, состоящий из отвара молодых сосновых веточек, в который добавляется крупа (я рекомендую чечевицу, рис или гречку). В книге «Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий» автор упоминает о полезных свойствах хвойного настоя на организм человека: «Покупатели в Европе хорошо помнили легенды о чудодейственном влиянии сосновых «лекарств» на людей. Когда французский путешественник Жак Картье вторично совершил свое путешествие в Ньюфаундленд, из 110 участников экспедиции 100 человек очень тяжело заболели цингой. Индеец посоветовал членам его экспедиции применять как средство против цинги настой из игл сосновой хвои. Хвойный настой действительно оказал чудесное действие – через несколько дней все больные выздоровели, и Жак Картье с восхищением воскликнул: «Это же дерево жизни!» Таким образом, еще в 1535 году сосна за высоковитаминные свойства ее игл получила название дерева жизни» (Карнышев А.Д., 2010: 135).

Вскоре солнце полностью зашло и стало быстро темнеть, тропинка, ведущая по таежному лесу, скрывалась из виду, ориентироваться стало очень тяжело. Фонарика при мне не было, и вновь мне помог мой GPS-приемник, который показывал, отклонился ли я от необходимого мне курса. Около часа ночи я подходил к лагерю, как вдруг заметил мигающий красный свет фонаря, а чуть подальше отблески костра, у которого меня ожидали мои друзья. Они же и установили для меня фонарик с мигающим светом на подходе к лагерю. Перед лагерем был ручей, перейти через который можно было только по перекинутому через него бревну, и этот фонарик стал для меня своеобразным маяком, и я легко преодолел переправу.

Утром, 25 июля, было решено возвращаться обратно на мыс Котельниковский по тому же маршруту, по которому мы шли сюда. К вечеру мы дошли до третьей стоянки, где и заночевали. На ней мы пробыли до утра 27 июля, откуда и отправились сразу на мыс Котельниковский. Наш путь также проходил через вторую стоянку, но решено было не задерживаться на ней. Вечером того же дня мы дошли до того места, где была назначена на следующий день встреча с хозяином катера, который должен был нас доставить на остров Ольхон.

После полудня, 28 июля, среди участников этого похода возникло ощущение, что, возможно, хозяин катера забыл о нашем договоре, и надо будет как-то самим выбираться из этого места. Проблема осложнялась еще и тем, что мы были ограничены во времени т.к. у девушек нашей группы были уже куплены билеты на обратную дорогу – из Иркутска в Москву. Но поздно вечером, того же дня, уже после захода солнца, прибыл Валерий, которого мы, честно говоря, уже не ожидали увидеть, нет худа без добра – пока мои друзья и я его ждали, я успел подняться на мыс Котельниковский и сделать несколько фотографий мыса на закате солнца.
Закат на Котельниковском
Позже, с последними лучами солнца, я спустился в лагерь. Валерий прибыл не один, а со своим знакомым т.к. тот ни разу не видел Ольхона, и хотел тоже побывать на острове. Катер не был оборудован прожекторами для освещения пути и, таким образом, было решено отправиться в путь на рассвете.