Этюд второй. Как все начиналось.

9.08.01

Заехали в Нилову Пустынь заказанным автобусом из Иркутска с группой молодежи из разных городов области. В Ниловке пришлось задержаться на весь вечер, и даже ночь: сломалась где-то на дороге машина, которая везла наши рюкзаки. Хорошо, что хоть немного денег было при себе – купили в магазине хлеб с повидлом и жевали, сидя прямо на дороге. А ночью спали в пустующих комнатах свирского пансионата, прямо на голом полу, подстелив под себя какие-то старые шторы, которые нам пожертвовала завхоз пансионата.

10.08.01

Утром, дождавшись машины, сонные и голодные сели в ГАЗ-66 и двинули в гору. Мост на реке Ихе-Ухгунь смыло наводнением в июле, и теперь все машины едут через гору в объезд. Чтобы в кузове трястись было веселее (да и дешевле), прихватили с собой в кабину группы ангарчан и чунцев. До ЛЗУ – полтора часа адреналина по крутым склонам и промоинам. Думали, перевернемся, но шофер оказался – просто ас.

Вчерашний ужин, а одновременно и сегодняшний завтрак, съели уже ближе к обеду, у балагана. Погода не предвещает ничего хорошего – нудный заволакивающий дождь без просвета. В общем, начало похода – не позавидуешь. До озёр идем, скрипя коленками и мечтая поскорее скинуть заброску. Новичкам тяжеловато – кули пока еще груженые под завязку, а дорога – в гору. И только маленький Максимка всегда убегает вперед, чем изрядно раздражает папаню Гену.

Озёра на развилке троп Шумак — Хубыты, как всегда, тихие, глубокие и чёрные, как мазут. Одно, которое в тени кедров – совсем дремучее – кажется, оно никогда не видит солнца.

Как-то однажды, в 1995 году, оно высохло – это было непривычно. Но теперь после наводнения, озёра еще глубже, чем всегда. Нырнуть в чистый омут с ароматами прелой хвои и душистых трав и переплыть с берега на берег по леденящей глади… Дух захватывает! С виду – мёртвая вода, чёрная, а окунёшься – живая, как в сказке. Прилив энергии и бодрости ощущаешь мгновенно. Теперь можно и заброску уносить. Да ещё и солнышко выглянуло – вот красота! Час назад всё было так безнадежно, и вот, пожалуйста, солнце сквозь тучи. Пока группа отдыхает и варит обед, мы втроём – Марина, Елена и Катя Казанкова – уходим под перевал Хубытский, чтобы закопать там в камнях заброску на «четверочную» часть маршрута. 20 кг продуктов сбросить с четырех пар женских плеч – это не плохо, особенно, в первый день похода. До перевала, как планировали, занести уже не успеем (из-за задержки в Ниловке), но под перевал – постараемся. Обратно, к озёрам, а потом к Эхегеру, бежали почти бегом, догнали группу уже вечером, на границе леса реки Эхегер, пришли как раз к дымящемуся аппетитными запахами ужину, когда все остальные товарищи уже были сыты и валялись в палатках, блаженно вытянув ноги.

11.08.01

Второй день похода в горах – всегда самый впечатляющий, особенно для новичков. Просыпаешься утром на границе леса – кругом фантастика: занавес розовых от восхода солнца туманов медленно отодвигается ветром и открывает долину реки Эхегер, окруженную стенами хребтов, как неприступными замками. Вчера вечером этого никто не видел – ну, горы и горы. Все были уставшими. А утро – это картина! Гена со своими детьми убегает пораньше вперед, чтобы «поймать» хорошие кадры для фильма. Все остальные уходят следом, держа наготове фотоаппараты.

На Шумакском перевале (1а, 2760 м), как на перекрестке семи дорог, встречаемся с разными путешественниками со всех краев – от Москвы до Хабаровска. Поздравляем всех новичков с первым восхождением, угощая друг друга традиционным шоколадом, и расходимся по разные стороны – одни в Ниловку, другие – наоборот…

У нас ещё всё впереди. Вечером будем на Шумакских источниках. Предвкушение встречи с ними подогревается запахами прогретой на солнце смородины, грибов и можжевельника. Новички терпеливо пыхтят по тропе, ожидая встречи с чудом. Но подходим к источникам – с болью в душе. В глазах новичков недоумение: говорили, что здесь райский сад, а что мы видим? После июльского наводнения тропа смыта, снесённые водой кедры завалили и замусорили берега, а верхний слой почвы, всегда богатый ягодами и грибами, просто отсутствует – сплошной ил и песок. Дремучие дебри, да и только. Жаль, конечно, нижние источники второй долины (все, которые находились ниже «женских капризов», теперь смыты рекой), жаль и долину Шумака, когда-то прозрачного и чистого, а теперь – как после взрыва. Жаль и смытую водой почву, где росли грибы и ягоды. Натворила дел стихия. Не один десяток лет пройдет, пока природа «залижет раны» после разрушительного наводнения...

Далее (Этюд третий. Ясное кольцо при не ясной погоде.)