8.30 утра. Погода хорошая. Выход вверх по Кижи-Хему. С мыса, сначала идём по козьей тропке. Вечером искали приличную тропу, но не нашли. Проходим сверху каньона Кижи-Хема. Очень Красивый каньон, и вдруг замечаем внизу в прибрежных камнях правого берега катамаран "Аргут"? четвёрка. Что случилось — не понятно. Накануне 11 июля на обеде я слышал звук "борта, 8ки", шёл явно аэровизуалкой. После каньона красивый лес: крупные берёзы, пихты, ели, перемежаются большими луговинами с берёзкой, курильским чаем. Находим лосиные "лопаты" и их же тропы.

Каньон р. Кижи-Хем
Каньон сверху, с лев. борта
Разбитый "кат" в каньоне на прав. берегу Кижи-Хема
Район впадения р. Улуг-Даштыг-Хем в р. Кижи-Хем

К 14.00 подошли к большой долине Улуг-Хема справа. Брод на правый берег. Вода доходит до бедра. Самостраховка с палками. Вышли к заброшенным избушкам, обозначенным на карте. Это оказался бывший лагерь геологов. Решаем сделать полуднёвку. Виктор отправляет Меня и Рустама Гараева на поиски радонового источника, а он отправляется на рыбалку. Из инета и литературы я знал, что источники, где то рядом, на склоне горы, но где? Начинаются поиски. Сначала мы без рюкзаков, как хорошо! Выпучив глаза, несёмся по шикарной конной тропе до склона Чамдыяк-Хема, затем ничего не обнаружив, сопоставив снимок из Инета с местностью, несёмся обратно к Кижи-Хему. Идём по тропе правого берега, под склоном, проходим км 2 и сверху, с бугра видим впереди в долине, на излучине реки Чум и дым костра! Правильно с тув. Кижи-Хем называется "Река Людей". Тут же залаяли лайки. Нас "вычислили".

Переправа через р. Кижи-Хем, в районе заброшенных изб
Долина Кижи-Хема
Лагерь тувинцев на Кижи-Хеме в районе источников
Защита оленей дымокурами от гнуса

Идём в гости. Оленеводы приветливо нас встретили. И сразу показали на склон, где бьёт источник. Он прямо на склоне напротив стоянки оленеводов, и стекает в долину Кижи-Хема. Тувинцы сказали, что стоят давно, сплавщиков не видели. Прошлую неделю было всё в снегу, пережидали непогоду. Рассказали про экспедицию на 3 машинах "Унимог" Новосибирцев. Сайт "Большой Саян 2010". Тувинцы рассказали, что хорошая тропа идёт по р. Аржан-Хем и далее через пер. Салтасты, на р. Соруг. Купаемся, вода прохладная 27°, но после холодных бродов в удовольствие. Вокруг "баньки" растёт земляника. Высота ист.1413 м. Координаты 53°35'01,5 с.ш. и 096°49' 54,2 в.д. За день пройдено 14 км.

Вид вниз по Кижи-Хему
Вид на лев.борт р. Кижи-Хем,и распадок выше источников. По словам оленеводов по нему есть "дорога" по которой геологи в 60х годах перегоняли лошадей на р.Чело — Монго
Слияние р. Улуг-Даштыг-Хем и р. Кижи-Хем
Источник в прав. борту р. Кижи-Хем. Целебная, радоновая вода 27С. (по Горюнову А.А)

Лиственничный жёлоб, по которому вода сбегает из баньки. Здесь можно помыться и постирать
Фронтально к р. Кижи-Хем
Банька
Внутри баньки

Благодарности источнику
Соседний источник на склоне

Далее (14 июля. Подъем по р. Улуг-Даштыг-Хем.)