Выходим в 8.30 утра. Идём от лагеря по моховым кочкам к ручью из под 2939 м. Переходим вброд ручей, ниже колена и двигаемся по левой стороне долины, по редколесью. Идти тяжко и мы всё время поглядываем тропки. Наконец возле левого притока, вытекающего из под вершины 2726 м выходим на первую надпойменную террасу и натыкаемся на козью проходную тропу, идущую по краю террасы. Она видимо и шла от брода по террасе. Верховья долины р. Дерга сильно заросли рослой ивой, но благодаря тропке мы худо — бедно продвигаемся. Хр. Большой Саян закрыт облаками, но в просветах видно красивый скальный гребень. Двигаясь левым бортом Дерги, подходим к "тройнику"- истокам Дерги с отм.2014.4 м. На отдыхе замечаем изюбрей в кустах ивы.

Вид из лагеря на вершину отрога 2637,8 м. Левый борт Дерги
Левый приток Дерги на пути к истокам
Долина верховьев Дерги
Подходы к перевалу

Отсюда начинаем подъём на перевал по крайнему правому ручью. Ручей прорезает коренную породу и бежит в неглубоком углублении. На подъёме нас застигает заряд мокрого снега. Видимость плохая. Камни намокают. Характер склона по бортам ручья: горная тундра с камнями, угол подъёма приблизительно 30°. В верхней части круче и преимущественно разрушенные скалы. Преодолеваем 500 м сброса на ручье и выходим в ровный, тундровый цирк. Отсюда угадывается перевал и видно взлёт. Снег не даёт полюбоваться. Взлёт 35°. Разрушенные скалы и среднеглыбовая осыпь. Длина взлёта 200 м.

В верховьях р. Дерга, под хр. Большой Саян
Вид на "подъёмный" ручей (левый по ходу) через хр. Большой Саян
Цепь хр. Большой Саян в верховьях р. Дерга
Перевальный "взлёт" и седло пер. Дерга

На перевале через хр. Большой Саян на р. Дзун-Тагулда тура не находим и устанавливаем свой. Высота пер.2397 м. Называем, пер. Дерга. Склон, обращённый к р. Дзун-Тагулда — крутой с тундровой поверхностью. В нижней части трава с камнями, и кусты ивы. С перевала открывается замечательный вид на истоки Дзун-Тагулды и долину. Видно низенький перевал на р. Тер-Яга и красивые отроги хр. Большой Саян во главе с г. Саян 2708,1 м. Если бы не тяжёлые кули можно было бы траверсировать этот участок хребта со спуском на Барун-Тагулда.

Под "взлётом"
На седле пер.Дерга
Группа на перевале
Вид на исток р. Дзун-Тагулда и низенький перевальчик на р. Тер-Яга

Заряд снега прошёл, и мы спускаемся в долину Дзун-Тагулды (восточная по — монг.). Долина, вся заросла ивой, причём сплошной "подшерсток" занимает рослая черемша, сплошным покровом. Долго ищем тропку, проходную, наконец находим и ломимся по зарослям ивы. Кусты скрывают человека. Г. л. далеко внизу. Сначала идём по левому берегу, затем брод на правый берег и далее по правому борту, по высокотравью спускаемся к слиянию восточной и западной Тагулды к 20.30. Разведка и поиск тропок вверх по Барун-Тагулде, брод на правый берег. Устройство лагеря. Всего за день пройдено 16 км.

Меандр долины Дзун-Тагулда
Вид на исток р. Тер-Яга
Спуск с перевала в долину Дзун-Тагулды
Вид на пер. Дерга из долины р. Дзун-Тагулда

Изгибы хр. Большой Саян. Правый борт Дзун-Тагулды
Вниз по долине р. Дзун-Тагулда
Вид на вершину 2637,9 м в хр. Большой Саян
Более крупно 2637,9 м

Далее (11 июля. Перевал с р. Барун-Тагулда на р. Даштыг, 2248 м, н/к.)