Предисловие

Летом 2012 года всё сложилось так, что я с сестрой и её друзьями поехали на п-ов Святой Нос. До поездки я, как обычно, прошуршала интернет: форумы, отчеты, карты, фотографии. Распечатала описание интересных для меня мест, которые можно было бы посетить на полуострове и его окрестностях. Особо отметила четыре – это источник Змеёвый, оз. Арангатуй, плато полуострова или вершину и Ушканьи острова. Через сайт связалась с капитаном катера из Усть-Баргузина, записала его контакт, надеясь, что получится попасть на Ушканьи острова.

Дорога до Монахово

Компания собралась из семи взрослых, четверых детей и одной надувной лодки с мотором. Выезд запланировали на 6 утра субботы, чтобы уже вечером быть на полуострове. Главное было успеть переправиться на пароме через р. Баргузин. Но, как и бывает чаще всего, выезд состоялся на полтора часа позже.

Тремя полностью гружеными машинами в дождичек, мы выехали из Иркутска. Решено было не ехать колонной, а ждать друг друга в определенных точках.

Изначально я хотела вести дневник путешествия, записывать информацию, которая может потом пригодиться. Но, сидя на заднем сиденье, я многое пропускала, поэтому записи вела по мере возможности.

Первая запись.Танхой 11:45, заправка 80, 92 бензин, рыба.

На обед мы остановились у речушки Ушаковка (между Танхоем и Мишихой) в районе часа дня. Перекусили, размялись. Договорились, что следующая остановка будет в селе Брянск перед съездом на мост через Селенгу. Решили не переправляться паромом, а проехать по грунтовой дороге, сделав крюк, но не зависеть от очереди на паром.

Из записей. За рекой Клюевка рынок с рыбой. Бабушкин – заправка с 95 бензином.

В Брянске остановились на заправке, заправили машины. Поделились впечатлениями о грозе, которая только что прошла над нами. Дети испугались оглушительного грома, а взрослые завораживающих молний. Хочу отметить, что в грозу отключают электричество и заправки не работают, поэтому нам повезло, что гроза окончилась.

Из записей. Брянск – заправка 80, 92 бензин. Поворот на мост перед заправкой «Подсолнух» указатель на Оймур. Далее в Шергино поворот направо. Началась плохая дорога, для легковушек с низкой посадкой придется не сладко. Деревня Кома бензин 92, 95. Турунтаево на Т-образном перекрестке направо, мост через реку и налево. В деревне две заправки.
Обо "Святой Нос"

Погода разгулялась. Выглянуло солнышко и стало веселее ехать. Дорога Турунтаево – Усть-Баргузин состояла из кусков хорошей асфальтированной и не очень — грунтовой. На каких-то участках велись ремонтные работы.

Из записей. У реки Хаим — кафе. Турка — магазины, бензин 92, 95.

Баргузинский залив
На одном из участков грунтовой дороги пробили колесо. После чего я попросила, чтобы меня обязательно остановили около Обо, иначе отдых не удастся. Остановились около святыни «Ворота Баргузинской долины».

На запаске доехали до Усть-Баргузина. При въезде в поселок на заправке шиномонтаж не работал, но заправили машины и набрали бензин в канистру для лодки. Поехали искать работающий шиномонтаж в посёлок (уже было около 8 вечера). Две другие наши машины отправились на паром. Судя по указателям, в посёлке несколько шиномонтажей. Мы нашли один работающий техсервис, в нем нам починили колесо.

К парому подъехали, когда наши уже стояли в первых рядах, мы не стали к ним проезжать, а встали в очередь. Решив, что до 22 часов попасть на паром успеем, а лишний раз будоражить очередь ни к чему. Около парома маленький рыночек с рыбой, пирожками, чаем. Чуть дальше продуктовый магазин.
Грунтовое направление

Из записей. Паром «Баргузин». Стоимость 40 рублей. Обед 12:00 – 13:00, ужин 17:30 – 18:00, работает до 22:00.

В девять часов мы переправились на правый берег. Проехав несколько километров по главной дороге, свернули налево и оказались перед шлагбаумом у кордона Забайкальского национального парка. Здесь необходимо оплатить посещение национального парка. Стоимость и правила пребывания можно уточнить на сайте http://npzabaikalsky.ru/prices/ или по телефону 8(30131) 91-578.

Лагерь и его окрестности

Я была готова, что отдыхающих будет много, но такое количество палаток я увидеть не ожидала. Вся береговая линия была в палатках. Свободных мест на берегу не было, пришлось размещаться на полянке, хорошо, хоть она оказалось свободной. На следующее утро освободилось местечко у воды, и мы туда переехали. В первые дни я позволила себе насладиться пассивным отдыхом – спала на свежем воздухе на берегу Байкала и обследовала примыкающую местность.

Берег Монахово
Берег Монахово 2
Берег Монахово 3

Второе моё потрясение было – это туалеты, которые расположены недалеко от берега в лесу. Мне сложно представить, как можно быть такими неаккуратными в туалете. Но хочу заметить, что за туалетами всё-таки сотрудники парка следили. Было видно, что их убирали. Третье моё потрясение – это мусор. Недалеко от туалетов, рядом с дорогой были мусорные контейнеры. В чём составляет сложность донести мусор 50 метров, а не оставлять его у берега, где его разнесет ветром или растащат собаки? Конечно, за въезд заплатили, значит, мусор уберут, только его увозят из контейнеров, а берег убирают только осенью. Мне рассказали, что раньше жил лесничий, который каждый день ходил и проводил с туристами беседу о правилах посещения и заставлял убирать мусор из неположенных мест, а теперь некому это делать. А наш народ в большинстве своём считает, что за ним уберут.

Полезная информация

Связь — только Мегафон. На пристани есть магазинчик, но с большими наценками. Рыбаки иногда причаливают к берегу и предлагают рыбу по приемлемой цене (сига, омуля).

При необходимости можно нанять катер на причале. Если у вас нет знакомых среди местного населения, то расценки на услуги аренды будут у всех примерно одинаковые. В отношении цены могу порекомендовать Николая Ничкова на «Вольном» из Усть-Баргузина. К сожалению, ни у кого из наших не было Мегафона, и я не могла связаться с Николаем. Только в конце отдыха я увидела его катер «Вольный» и пришла на пристань познакомиться с ним и его женой. Очень приятное впечатление на меня они произвели.

Ещё о чём хочу предупредить, часто встречаются нетрезвые капитаны, поэтому если вы не хотите попасть в неприятные приключения, то смотрите на капитана, его помощников и узнавайте о наличии спасательных жилетов.
Курбулик

Змеёвый источник

К берегу причалил катер и капитан предлагал водную прогулку. Несколько человек уже собрались, поехали и мы.

Зашли в Курбулик, там подсели ещё несколько человек.

В бухте три теплых источника, в которых можно принять лечебные ванны. Рядом с основным есть беседка для отдыха, по тропе в горку туалет. А вот нормально переодеться нельзя, нет закрытых раздевалок. Недалеко от основного — на берегу, есть еще одна ванна с термальной водой. К третьему источнику надо идти по тропе через лес, я до него не дошла, т.к. в траве зашуршала змея, а я их очень не люблю, особенно, когда ноги оголены.

Змеёвая/Змеиная бухта
Змеёвый/Змеиный источник (внешне)
Змеёвый/Змеиный источник (внутри)
Змеёвый/Змеиный источник (рядом беседка)
Змеёвый/Змеиный источник (рядом)
Бухта Змеиная

На другом берегу стоят палатки, но не в таком количестве, как в Монахово.

Близко от источников стоит плавучая гостиница с баней и рестораном.

Из записей. Ушканьи острова 24 т.р. с группы, заброска в район бухты Змеёвая 10 000р. с группы (включая обратную дорогу).

Покойницкий Камень с юга-востока
Покойницкий Камень с пташками
Покойницкий Камень с севера

Тропа испытаний

Компанию подняться на плато составить мне никто не захотел. Попросила сестру довезти меня до урочища Глинка, откуда начинается тропа. Взяла небольшой рюкзак с фотоаппаратом, бутылку воды и бутерброд.

Тропу определили не сразу, смутила табличка с надписью «проход закрыт». Но проехав дальше в урочище, рыбаки нам подсказали, что там и есть тропа на вершину, но весной был пожар, и тропу закрыли, а расчистили её уже или нет, они не знали.

Вернулись обратно к тропе (если вы дошли до ворот, значит, вы тропу пропустили). С сестрой договорились, что она меня подождет час, если будет непроходимый бурелом, то я вернусь. Иначе спущусь с 17 до 18 часов, если за это время я не выйду, то значит, надо идти меня спасать.

Старт
Тропа
В 9:40 я вышла в путь. Широкая тропа-дорога привела меня к информационному щиту. Изучив его, я пошла дальше по хорошей лесной тропе. Минут через 20-30 начался горелый лес, и практически сразу (5-10 мин ходьбы) тропа стала уходить вверх налево. Где-то она терялась, и приходилось ориентироваться на распилы поваленных деревьев. Дойдя до склона, который уходит вниз к реке, тропа устремилась вверх. Подъем был крут, поэтому где-то приходилось карабкаться при помощи рук, а сыпучие камни уходили из под ног. На тропе попадались камни с надписями, которые забавляли меня, один из таких я сфотографировала «Всё ещё охота?». Немного было страшно, когда задумывалась о медведях, но я себя успокаивала, что в горелом лесу им делать нечего. Но, когда увидела следы копытного животного, уже внимательнее стала смотреть по сторонам и на тропу, вдруг и Михал Михалыч решит наведаться в эти края. Хоть я и Маша, но не такая смелая, как в сказках.

Поднималась я не так быстро, как хотелось бы, годы конных походов дали о себе знать. На своих двоих не так легко было покорять высоту, как верхом на коне. К 13:30 я дошла до креста. На север, восток и юг распахнулась удивительная панорама Чивыркуйского и Баргузинского заливов в дымке. На горе справа, слева, вверху выжженный стланик. Дул прохладный ветерок. Я присела отдохнуть и рассчитать время и силы. В запасе у меня оказался час с небольшим, а вот сил на марш бросок у меня не было. Поэтому я решила, что пойду вверх до тех пор, пока есть время, где-нибудь пообедаю и вернусь вниз. В курумах тропа терялась, ориентировалась на камни, которые были покрашены в красный цвет. Здесь одной было не очень комфортно. Я и так не очень комфортно себя чувствую на открытых склонах, а здесь одна, и усталость давала о себе знать.

Ещё чуть-чуть
Прошла ещё какое-то время и остановилась на обед. Перекусив, я поняла, что мне на отдых надо минут 30-40, чтобы подкопить сил и дойти до самого верха. А так же нужны будут силы спуститься вниз. Чуть расстроилась, что не покорила вершину плато, но нервы моей сестры были для меня дороже, поэтому в 15 часов я повернула назад.

На обратном пути в курумнике тропа постоянно терялась, камни красной краской были покрашены только с одной стороны. В итоге я потеряла тропу. Пришлось пробираться через осыпь. Обратно надписи на камнях мне уже не казались такими забавными. К дороге я спустилась в начале шестого. Машины не было, смотрю, около берега сидят туристы. Подошла узнать, не видели ли они машину, они говорят, машину не видели, а вот мужчина, женщина и ребенок подходили и похоже спрашивали именно про меня. И просили передать, что они в ур. Глинка. Руководитель группы сказал, что они собираются подняться на плато и заночевать там. Я им рассказала про тропу и мы распрощались.

Я пошла в урочище Глинка. Там меня и ждала сестра с нашими рыбаками и детьми. Рыбалка здесь у них не удалась, поэтому мы почти сразу поехали обратно в лагерь.

Местность Глинка (1)
Местность Глинка (2)
Местность Глинка (3)
Местность Глинка (4)

Рыбалка

Наш улов
Улов соседей

Резиновая лодка не могла вместить сразу всех желающих, удочек на всех не хватало, поэтому на рыбалку выезжали по очереди. Наши рыбаки привозили окуней, а вот соседи (они стояли от нас через две палатки) каждый раз приезжали с щуками. Рассказывать не буду, какие эмоции испытывали нашенские, но щук мы всё равно «наловили», правда, не на крючок, а на лодку. А дело было так, смотрим, чья-то пустая лодка вдоль берега, покачиваясь на волнах, намылилась куда-то. Мы её поймали и на берег вытащили. Хозяева объявились только через час, ими оказались соседи щуколовы. Поблагодарив нас, они ушли на ней рыбачить, а после принесли только что выловленных щук. В один прекрасный день подошла моя очередь ехать на рыбалку. Я люблю ловить рыбу, но у меня плохо получается делать сразу три дела: рыбачить, фотографировать и снимать на камеру. Поэтому утолив свое желание, и поймав энцать штук рыб, я больше не претендовала на удочку, только на место в лодке, чтобы можно было по «фотоохотиться» на птиц.

Озеро Арангатуй и р. Исток

В следующую рыбалку я уговорила главного управляющего лодкой съездить до озера Арангантуй. Рыбаки бы там порыбачили, а я бы пофотографировала птиц. Ну и просто интересно посмотреть озеро.

Вид на озеро Арангатуй
Холм Коврижка

Устье реки Исток мы нашли сразу, никаких сложностей не возникло. Я бы об этом не писала, но оказывается, не у всех получается среди болотистых берегов найти речку. Мы ориентировались на холм Киврижка, и брали от него чуть левее.

На реке выключили мотор, и пошли на вёслах. Для меня это место оказалось особым. Словами сложно описать, что ощущаешь, скорее всего, погружаешься в состояние безмятежности. Огромные болотистые луга, покрытые осокой, плеск воды и приятное щебетание птиц.Тишина и спокойствие, только иногда из камышей взлетали то ли журавли, то ли цапли. Берега украшали ирисы. А из воды выглядывали любопытные выдры.

А вот приближаясь к истоку реки, стал, слышан галдёж пернатых. Там на озере над островами кружили стаи птиц.

Пока шли по реке — рыбачили. Ловился карась, но ехать сюда ради рыбалки смысла нет, в таких количествах рыба ловится и в заливе.

Катунь

В один из дней я собралась прогуляться в сторону дер.Катуни. Взяла фотоаппарат и отправилась в путь. Тропа начинается от дороги, поднимается на утес, наверху которого, располагается беседка с видом на залив.
Вид на залив Чивыркуйский
От неё дорожка сворачивает вглубь леса, и панорама на Чивыркуй скрывается за деревьями и кустарниками.
Берег не для палаток

Тропа хорошая, только у Катуни её завалили горелые деревья и из-за этого она терялась. Но уже просматривались и Чивыркуй, и дома, поэтому обходя или перелезая валежник, я спустилась в деревню. Дворы расположились на косе вдоль воды, за ними начиналась болотистая местность. Домов немного, народа почти не видно. Здесь было ветренее и вода в заливе холоднее, чем в Монахово.
Мыс Катунь

Я предполагала пойти дальше до деревни Курбулик, но тропу, которая шла вдоль Байкала, не нашла. Решила обратно в лагерь возвращаться по дороге. До Катуни можно проехать на подготовленной к бездорожью машине. Но туристам, как оказалось, въезд воспрещен, о чем оповещала табличка на перекрестке с дорогой Монахово — Курбулик.

На отрезке пути Монахово — Катунь у автомобилистов могут возникнуть две трудности. Не доезжая до поворота на дер. Катунь начинаются приличные ямы, с которыми внедорожники в хорошую погоду справятся, что доказал Лэнд Крузер, миновав этот участок дороги и скрывшись за поворотом в сторону Курбилика. А вот водитель седана не стал рисковать и повернул обратно. В этой грязи легко застрять между колеями.

Вторая трудность может возникнуть в дождливую погоду на крутом подъеме на перевал, который находится сразу за Монахово.

Обратный путь показался мне раза в три длиннее, чем по тропе через лес. Если посмотреть по карте, похоже, так и есть.

Вдоль дороги росли подосиновики, поэтому, когда пришла в лагерь, позвала сестру сходить за грибами, но грибы росли только у дороги, в глубине леса их не оказалось.

Дорога.Болото.Катунь
Берег
Тысячелистник
Маки
Оберегает ручей

Обратный путь

Дух местности
На почётном водительском

Продукты были съедены, поэтому получилось распределить вещи так, что я вместилась в машину к своей сестре, да ещё она меня посадила на почётное место – водительское. Обратно мы выехали раньше всех, около 11 часов, чтобы успеть на паром через Селенгу. Нашим друзьям всё равно, у них клиренс нормальный, а у нас маленькая машинка.

На первой переправе я успела сделать фотографию цапли, которая ловила лягушку.

В Усть-Баргузине остановились у рынка и купили пирожки с картошкой на обед. Забегая вперед, хочу отметить, они оказались очень вкусными.

На последний рейс парома мы успели. Моя парковка на пароме была отмечена работником, что он был готов перевести нас аж до Иркутска, с оговоркой, если бы этот паром был его.

Из записей. Стоимость на паром 72 рубля., обед с 12:30 до 13:30, может не работать при тумане, плохой погоде и техническим причинам. Хорошая дорога от Татаурово до Клюевки. Перед Переёмной можно снять комнату, есть баня.

Около 12 ночи были в Байкальске, думали, переночевать, но свободных номеров не нашли, были только люксы. Наша палатка осталась в другой машине, поэтому поехали в Иркутск. В четыре утра зашли домой.
На перешейке
Цапля с лягушкой
Паром. Селенга

Фотоальбом

Июль 2012 года

Мария Соловьева

Пётр ГорбачевскийПрочитал Ваш отчёт и не понял то Вы Селенгу проехали по мосту в сторону Оймура тогда вопрос как Вы оказались в Коме туда можно попасть только через паром? Это другая сторона.
30.07.2013, 18:19:14 |
И. ФефеловОтчего же, там из Шергино через Покровку дорога есть. До Покровки горами, а дальше в Турунтаево — по берегу. А на обратном пути они ехали из Усть-Баргузина через паром в Турунтаево.
30.07.2013, 19:00:49 |
FelixДа, эта дорога на всех картах есть. Другой вопрос что на легковушках в дождливую погоду может быть очень неприятно местами.
Мне больше нравилось пользоваться переправой (на военном плоте) у Ильинки. Правда там для легковушек тоже могут быть сюрпризы, особенно с выездом на берег
30.07.2013, 20:33:07 |
FelixКстати по поводу заправок. По тексту так часто останавливались. Из своего печального опыта я бы рекомендовал в Бабушкине (Мысовая) не заправляться. Местные с этой заправкой (Подсолнух) также имели проблемы. Лучше заправиться в Байкальске, а затем в Турунтаево (точнее уже после, на повороте на Усть-Баргузин видно Подсолнух). И обратно также. Это где то 300 км, т.е. в норме бака хватит. А между этими пунктами ни в коем случае нигде.
30.07.2013, 20:51:59 |
И. Фефелов"Подсолнух" — это "Роснефть" или другая сеть? (у Роснефти помню, что "Подсолнух" называется магазин на заправках, притом сами заправки — "Роснефть") В Култуке вот роснефтевская заправка более чем приличная, по крайней мере, по дизтопливу точно.

Кстати по поводу паромов любопытное. Смотрю на переправу в Татаурово через GoogleEarth, да и через другие спутниковые сервисы. Правобережный причальный дебаркадер вижу. Левобережный причальный дебаркадер вижу. А сам паром, спрашивается, ГДЕ?! Или у них там два парома, которые выглядят как дебаркадеры?
И катер, который возит паромы, кстати, в большинстве случаев нигде не виден отчего-то.
31.07.2013, 13:04:01 |
FelixПодсолнух — Роснефть

Дебаркадерами эти сооружения сложно назвать

в Тресково
01.08.2013, 02:20:47 |
И. ФефеловНу, значит, это и есть не дебаркадеры, а два парома.
01.08.2013, 10:03:44 |
Мария СоловьеваКорректировка к тексту. В "полезной информации" сказано, что связь "Мегафон". В этом году уже БВК отлично работал.
09.10.2013, 04:49:46 |
Татьяна КирилловаМария, добрый день! Подскажите , пожалуйста, по состоянию дороги от Усть-Баргузина до Монахово (цитата: "Далее идет грунтовое «направление» по перешейку, соединяющий полуостров с большой землей. К Монахово мы подъехали, когда начало темнеть (в районе 11 вечера)." Стоит туда соваться на пузотерке или не стоит?
03.07.2014, 13:17:26 |
Мария СоловьеваМы на KIA Venga аккуратно проехали, правда, ехали дольше, чем друзья на паркетнике. Вот дальше уже лучше не соваться, но за два года могло что-то поменяться.
В прошлом году от Монахово до Усть-Баргузина там же проезжала, дорога была в том же состоянии.
04.07.2014, 04:10:57 |
николай ничковМария,привет! Извините что прошлый раз не получилось сходить на Ушканы. Будете в наших краях подходите, что-нибудь придумаем с поездкой на Ушканы.С Уважением Николай.
23.01.2015, 12:35:13 |
Мария СоловьеваНиколай, приветствую! Спасибо! У меня получилось на них попасть на следующий год после нашей встречи. На моей страничке фотоотчет "Север Байкала — Ушканьи острова".
13.03.2015, 04:38:37 |
Jan LuszczewskiМария, здравствуйте!
Спасибо за полезные информации. Я в этом году собираюсь первый раз на Байкал и скорее всего, в Чивырк. залив.
Напишите, пожалуйста, какой шанс снять комнату в частном доме в одной из деревень: Монахово, Катунь, Курбулик? Вы написали, что там есть дома, но сдают ли их туристам?
Второй вопрос: Вы на фотографии на коне. Где на Байкале можно нанять лошадь, кроме Ольхона?
Ян.
16.02.2017, 19:12:48 |
И. ФефеловМогу ответить на второй вопрос: в Листвянке, Больших Котах, Большом Голоустном.
16.02.2017, 19:25:55 |
Мария СоловьеваЯн, в Монахово несколько домов одни из них относятся к гостевому комплексу http://zapovednoe-podlemorye.ru/services/accommodation/ Забайкальского национального парка, другие были тоже не частные. В деревне Катунь несколько домов, в одном доме точно туристы снимали жилье. Вот нашла информацию Гостевой дом в с. Катунь 8-30131-92-699, 8(3012)215711; Гостевой лагерь "У Андрея" http://www.visitburyatia.ru/hotels/uandreya/. В селе Курбулик домов больше, но сдают ли туристам, не знаю. На сайте http://baikalholiday.ru/pages/chivirk.html, похоже, собрана информация про все места, где можно разместиться.
Раньше от села Байкальское был конный тур вдоль берега Байкала. Возможно, там можно нанять лошадей.
17.02.2017, 04:21:09 |
Jan LuszczewskiСпасибо за конкретные ответы!
17.02.2017, 18:28:40 |
Евгений РензинВроде бы ещё в Слюдянке лошадей нанять можно.