Идея этого похода принадлежит Славе Петухину, и всем нам она пришлась очень по душе. Для нас это было очень привлекательно. Посудите сами — примерно половину времени идешь с нетяжелым рюкзаком на линейной части, а все оставшееся время бегаешь налегке, выбирая самое интересное в замечательных уголках Тункинских Гольцов. Рюкзаки легкие, так как продолжительность похода всего 10 дней, время — начало июля и конечно должно быть тепло, не нужны толстые спальники и флиски. Ну и кой-какой опыт у нас есть в плане раскладки, снаряжения, ну и наконец форма участников тоже должна быть на высоте — уже много чего успели к концу июня. За плечами Архат в мае, Босан на 12 июня, регулярные вело-прогулки.

Маршрут

1-й день. 29 июня.

В этот раз нас пятеро — Слава, Игорь Клименко, Марина Алексеева, Галя Быкова и автор. Выезд рано утром в субботу 29 июня из Иркутска. Ранний обед или поздний завтрак на свороте к Аршану в "Маргасане". Скорей всего завтрак, так как мы были первыми клиентами. И клиенты оказались что надо! Обслуга выразила свои глубокие сомнения в наших способностях — 6 поз плюс 2 чебурека — это на второе и солянка на первое — они посчитали что это много на одного туриста. Туристы легко победили. Я кстати благодаря этому завтраку комфортно себя чувствовал до самого обеда, часов до 16.

Затем заброска из Аршана до Зун-Хандагая на УАЗике с Володей. В результате около 13-00 мы стартуем по отличной тропе по Зуну.

Место старта
Проходим под Башней
Хорошо виден "Палец" и гребень с 1Б к Башне

Идем бодренько, почти без остановок, тормознули через пару часов на первой ровной стоянке высоко над рекой. Мы не знали, а оказывается за ней в канаве был хороший ручей — в прошлом году его не было.

Еще примерно час-полтора и пришли на одно из немногих мест, где есть вода и есть где остановиться в среднем течение Зуна. Устраиваем обед с костром. Уже подустали немного, некоторые участники не прочь и подремать 15 минут.

Дальше тропа выходит к реке, лес становится редким, и вдали появляется уже знакомый нам пейзаж — Иглы Зун-Хандагая. Быстро доходим до стоянок в зоне леса напротив отворота к Башне, пер. Иванникова и СОАНу. После них движение несколько затруднено — дело уже к вечеру, усталость, пауты-комары, и самое главное — начинается приличный чемоданинг и тянется он до самого первого озера. Игорь там потерял крышечку от объектива и сразу немного отстал — минут на 15-20, потом до самого финиша ему пришлось нас догонять.

Впереди уже видны Иглы Зун-Хандагая, нам — туда
Пришли. Закат в цирке Зуна

Расстояние нам нужно было пройти немаленькое. В итоге дошли до верхних озер мы уже на закате, в 11-м часу. Состояние участников по большей части было — так себе. Некоторые даже хотели сначала отказаться от ужина. Типа — по кружке чаю и спать. Но не тут то было. Мы сказали — нет унынию в наших рядах!

Встали на пупыре, не доходя самого левого верхнего озера метров 200-300. От дальнего края этого озера начинается подъем под перевал Лазаря. Ну а мы открыты всем ветрам. Вечер и ночь — прохладные, да и за ужином подмерзли слегка.

2-й день, 30 июня.

Погода с утра — супер! Мороз и солнце, в лужах — лед. Первая попытка набрать воды не удалась, пришлось лунку долбить. Выспались до упора — вчера конечно умотались, день был очень длинным. План у нас такой на сегодня — сначала подъем на пик Ангарск, а далее — если желание еще не пройдет — на Шелехов. Ну известное дело, что Шелехов от Ангарска недалеко.. Правда здесь и Москва недалече.

Пробуждение, место первой ночевки
Переносим лагерь прямо к озеру
Здесь живет Динозавр
Справа от Динозавра — пер. Лазаря

Шли очень сильно неспеша. Фотографировали. Путь на пик Ангарск не представляет никаких сложностей, тем более — налегке. Вообще это больше походит на экскурсию с фото сессией. Выспались, хорошо позавтракали, медленно потопали вверх по пологому склону. Подошли к сыпухе, по ней подъем тоже весьма удобный — сыпуха не сильно подвижная. Жарковато разве что немного было, разок остановились, глотнули брусничного морса — Слава запасся.

Поднялись на перевал, кажется он называется Удачный ложный. [ Упоминания этого перевала я не встречал ни в одном источнике. Однако в 1997-м году, поднимаясь на Ангарск, мы обнаружили на седловине записку, в которой утверждалось, что это перевал Удачный. Очевидно, что группа поднялась на эту седловину, перепутав её с перевалом Удачным, что немудрено, так как настоящий Удачный слишком уж сурово выглядит со стороны Зун-Хандагая, а эта седловина — первая после него, на которую относительно лёгкий подъём. Я в этот раз пытался рассмотреть, что представляет собой спуск с перевала в сторону Крутой, однако он полностью не просматривается. Верхняя часть спуска по осыпному кулуару, но вот дальше кулуар скрыт и, вероятно, там не всё так гладко. Хотя наличие возможности уйти левее обеспечивает возможность спуститься не сложнее, чем 2А (может, и 1Б). Проверять это как-то не хотелось: кулуар весь был покрыт снегом, а спускаться, чтобы что-то рассмотреть, пришлось бы очень далеко. (Здесь и далее синим цветом выделены комментарии Вячеслава Петухина.) ] Дальше подъем по гребню уже существенно круче и немного по скалам, хотя поначалу тоже несложно. Девчонки правда сразу отказались от дальнейшего продвижения вперед. "Нет-нет, мы тут как-нибудь сами, посидим потихоньку".

На перемычку — по сыпухе
Поднимаемся по сыпухе — весьма комфортно
Выходим на перевал, под нами — самое верхнее на Зуне озеро, все подо льдом
Хорошо видны Стол и Купол
А вниз — на Крутую

5 минут и мы на гребне, вершину уже видно. Сначала немного проходим по гребню, но дальше в нем серьезный провал и мы уходим влево и приспускаемся вниз разными путями. Потом — крутой подъем обратно. Несложное лазание — когда вверх действительно ничего сложного, и мы на вершине. Обзор — отличный, столько всего видно, голова кругом. Посидели минут 15, гулять тут особо не разбежишься, пофотали и я двинул назад, то есть вниз. Решил не торопясь, в одного спуститься, что-то мне подсказывало, что спуск будет посложнее подъема. Так оно и оказалось, первые метров 5-10 — спуск не очень комфортный, как-то сопливо — маловато хваталок, либо они живые. Ну а дальше — все просто. Вниз-вверх, и я снова на гребне. Слава и Игорь прямо передо мной на вершине. Спускаюсь дальше к девчонкам, а Слава с Игорем умудрились пролезть напрямую, через провал как-то просочились, жалко я не видел. Вот это видимо и есть настоящая 2А на Ангарск. Вскоре собрались все вместе, перекусили кстати, а то девчонки без нас уже ласты почти склеили. Мы ушли вверх с рюкзаками и забрали весь перекус с собой, оставили им только коврики.

Здесь пришлось немного спуститься с гребня
Вид с вершины на часть гребня и вокруг — СОАН и другие
Фотографы на вершине
Участок гребня, который прошли Слава с Игорем

Дальше — спуск, а когда до палаток уже оставалось совсем чуть-чуть, Слава, Игорь и Марина решили сегодня еще и на Шелехов сбегать. Мы с Галей пошли заниматься ужином, ну типа предлог такой был. А заодно еще и приняли ванны, постирали и позагорали. А самое главное — никуда уже больше не корячились. Мы уже получили достаточную порцию удовольствия на сегодня.

Слава, Марина и Игорь пошли на Шелехов
Вид от нашего озера
Вечер второго дня

Часам к 9 ребята вернулись. Подняться им не удалось, гребень по которому поднимались оказался слишком сложным. [ Прохождение жандарма перед вершиной никак не укладывается в рамки указанной в классификаторе сложности 1Б маршрута по юго-восточному гребню. Особенно учитывая, что весь гребень так и норовит рассыпаться. Так что что-то тут не так: либо на гребень выходят после жандарма (что нелогично, тогда уж проще на вершину), либо вообще ходят не по этому гребню (он не столько юго-восточный, сколько восточный), хотя следы кошек на скалах наличествуют. ] Ужин был замечательный, с прекрасными видами, закатом, разными вкусностями и т.д. и т.п.

Верховья Зун-Хандагая
Под пиком Ангарск
Круговая панорама с пика Ангарск
С жандарма пика Шелехов

3-й день. 1 июля.

Этот день нам запомнится надолго по ряду причин. Он получился пожалуй самым насыщенным днем всего похода. Впрочем — все по порядку. Мне как правило очень нравится, как Слава выстраивает маршрут, день напряглись — встали пораньше, прошли подольше, потом день относительно спокойный, потом снова в бой, если конечно погода способствует. Такое чередование нагрузки дает возможность пройти в темпе весьма значительные отрезки, а потом успеть восстановиться и эмоционально и физически.

Ну да ближе к делу. Встали пораньше, еще 7 наверно не было. Собрались и потопали — вокруг озера и потом вверх на перевал Лазаря. Он не слишком популярный, так как соединяет Зун- и Барун-Хандагаи, и есть более простая альтернатива — пер. Динозавр.

Чуть выше озера — зеленые лужайки и красивый ручей с ледяной водой
Прямо перед нами — взлет к перевалу Лазаря
Слава быстро поднимается по снежнику, аж пятки сверкают!
Но девчонки не отстают, только я торможу
Слава уже на перемычке

Довольно быстро поднялись на перевал, со стороны Зуна никаких сложностей нет. А на Барун — сразу видно что заметно круче. Посидели немного наверху, почитали записку, Слава написал нашу. Девчонки для виду поочковали минутку-другую после чего все и двинули вниз. Поначалу на спуске обошлись без страховки, хотя там был вбит крюк. А вот после первых метров 100 — небольшие сбросы. Пройти можно и так, но пока кули еще тяжеловатые, со страховкой — гораздо приятнее. По-спортивному проходим ключевой участок, и потом довольно длинный участок сыпухи.

Панорама с перевала Лазаря
Ключ спуска с пер. Лазаря
Галя пошла
Слава под ключевым участком
Общий план — перевал Лазаря с Баруна

Сразу забираем правее, так как дальше нам на перевал Людмила. Наконец — пологая площадка у ручья, в самом начале подъема под Людмилу. Делаем хороший привал, перекус.

Начало подъема к пер. Людмила — выходим на снежник
Взгляд назад — вниз. в сторону Баруна
Заключительный взлет на перевал Людмила

Теперь подъем на пер. Людмила — с этой стороны он совсем пологий. Верхняя часть не больше 25-30 градусов по снежнику. Вот и перевал. Слава предлагает подняться на пик Москва, однако никто его не поддержал и он побежал в одного. А мы — отдыхаем, копим силы на вторую часть маршрута. Прошли ровно половину. Так нам казалось в тот момент.

Мы на перевале!
Внизу — р. Звериная и окрестности
Позади — верхний цирк Баруна
Гребень на запад

Вернулся Слава и начинаем спуск с Людмилы. В общем-то он оказался простым, так как весь кулуар пока еще под плотным снегом. Ноги не проваливаются, мы втроем спускались почти вприпрыжку, а Слава и Игорь съехали на пятой точке. Пожалуй только стоит отметить, что спуск очень длинный и сброс высоты серьезный. И дело не в том, что перевал какой-то особо высокий — нет, всего 2620 м, но сброс почти до границы леса. То есть где-то метров 600 или даже поболее.

Спуск с Людмилы на Звериную по снежнику
После снежника — средняя сыпуха, потом выходим к ручью, потом травка, а за ней — деревья, все уже рядом
Еще один общий план спуска с Людмилы — с Игорем

Мы еще немного не дошли до дна цирка, как пошел дождь. Правда он вскоре прекратился, но потом нас пугал еще раза 3-4. Только успевали надевать-снимать накидки. Прикольно вышло у Игоря и у Гали — у них одинаковые накидки Татонки. У Игоря размер — S, а у Гали — XL, нет чтобы поменяться, но каждый привык со своей мучиться.

Прошли по ручью, завернули направо, и увидели первые деревья, а дальше уже вполне приличный лес, к тому же — весь в готовых дровах. От этой картинки с Галей что-то случилось, она стала настоятельно упрашивать нас остановиться здесь. Видимо какой-то инстинкт сработал. Однако у Славы был другой инстинкт, он сказал, что или сейчас или никогда. Это про следующий перевал — Возрождения. Мы не очень поняли, почему — никогда, но в общем-то настрой был вполне боевой, а время — еще детское, часов 5-6 вечера. [ Дело в том, что данный перевал, конечно же, не самый быстрый вариант добраться до Правой Билюты. Быстрее просто вниз по Звериной и вверх по Билюте. Особенно, учитывая, что по прогнозу погода должна была испортиться именно со следующего дня. А по дождю (и, тем более, в условиях плохой видимости) на подъём вверх на неизвестный перевал, когда есть вариант просто идти вниз по реке, шансов было не так много. Пока же и запал был и видимость ещё не пропала. (Одна из причин пройти этот перевал была посмотреть на основной хребет со стороны — не столько с перевала, сколько с вершины 2496 к востоку должен был открыться хороший вид на основной хребет. Впрочем, виды посмотреть всё же не получилось.) Кроме того, я уже один раз прошёл мимо этого перевала. Тогда мы шли с Туманного и так же вечером пошёл дождь, пришлось вставать на ночёвку, для этого в поисках более ровного места спустились ещё вниз по реке и на следующее утро тащить народ зачем-то вверх было как-то совсем нереально. ]

Море дров
Неприятный траверс по мху и кустам
Вот и показался наш кулуар к перевалу

Поэтому даже особо не останавливались, не спорили, а двинули дальше.

Нам нужно было теперь как-то попасть на следующий ручей, вытекающий из под нужного нам перевала. Для этого можно было еще немного спуститься и потом повернуть резко налево в нужную долинку. Либо сразу начать забираться на левый по ходу борт, не теряя высоты. Слава конечно выбрал второй вариант. Однако он был осложнен тем, что пришлось много идти траверсом по весьма крутому склону в добавок еще и по мху и кустарнику. В общем бывают ситуации, когда что в лоб, что по лбу — когда усталость уже накапливается, все кажется не таким уже приятным, как могло бы быть с утра. В добавок еще и дождь, порой переходящий в ливень. И еще было очень странное явление. Какие-то цветущие кустики вызвали у троих участников разной степени аллергический кашель. Никогда с таким не сталкивался. Весьма неприятные ощущения, скажу я вам.

Но все когда-то заканчивается, казалось нам, и наконец мы выбрались из кустов, мха и прямо перед нами прямой кулуар перевала Возрождения. Ничего особенного он из себя не представляет. Разве что какой-то очень гладкий — видимо с него регулярно сходят лавины, и дно кулуара местами просто вылизано. Медленно ползем вверх, тут уже усталость у большей части группы — на лицо что называется. В какой-то момент я чувствую, что сейчас рухну уже. Доходит, что давно не было отдыха и перекуса. Достаем шоколад, сало, еще что-то. Тут у Гали проявляются верные признаки усталости — "я не ем шоколад 80%, мне нужен 72 а лучше — меньше, я этот уголь не употребляю". С удовольствием выполняем ее просьбы. Идем дальше. Не торопись пись-пись, приободрись — непрерывно стучит в голове какая-то очередная считалочка Игоря. Все вверх и вверх. А кулуар то не такой и пологий, как казалось поначалу... Крутоват кулуар-то, хоть и не высок ..

Сначала хорошенько пролило а затем включили радугу под ногами
Заключительная часть подъема — по кулуару
Прошли мощный лавинный вынос

Слава с Мариной впереди, вот они уже на перемычке. Мы с Галей пониже, а Игорь еще ниже. Иду не поднимая головы уже, и вдруг какое-то движение впереди, поднимаю голову — туча камней летит прямо на меня. Есть буквально секунда, чтобы выбрать место поудобнее — метрах в 2-3 выше меня довольно большой камень, я падаю перед ним и сворачиваюсь калачиком, стараясь спрятаться еще и за рюкзак. Инстинктивно закрываю голову руками. Каменюки бьют по рюкзаку, 2-3 штуки попадают в каску. Тут до меня доходит — каска! Вот дурак — надо же прятать руки. А каска кстати была на мне с самого утра. Я не взял в поход никакой шляпы от солнца, и каска мне очень помогала, ну а тут — вообще помогла что надо! В рюкзак иногда попадают весьма увесистые камни, и по каске еще раз 5 прилетело, правда по мелочи. Лежу, в голове крутится недавно прочитанная инструкция как готовить попкорн в микроволновке, когда щелчки будут реже чем раз в 5 секунд, можно поднимать голову... Считаю, дожидаюсь, поднимаю. Слышу что-то похожее на вой сирены скорой помощи, не сразу соображаю что это. О боже! Галя! Но раз кричит — значит живая! Она была выше и левее меня. Поэтому камни в основном пролетели мимо нее, но один весьма увесистый зацепил и серьезно. Прилетело прямо в ногу, но к счастью Галя в этот момент убегала в сторону и удар пришелся по мягким тканям. Очень болезненно, страшно, но главное — кости целы, о чем пострадавшая сама и сообщила мне сквозь слезы. Через пару минут девушка успокаивается, поднимается, терпит еще очень сильную боль и продолжает подъем к перевалу.

Шок быстро проходит и мы стремительно вылетаем на широкую седловину, где сидят под ветром, дождем и крупой Слава с Мариной. Они видели камнепад — отвалилась какая-то часть скалы над перевалом, правее перемычки, но не видели нас. Подумали, что камнепад прошел далеко в стороне. Поглядели вниз — Игорь не спеша поднимается, его в основном миновал это арт-обстрел.

Ну вот мы и на пер. Возрождения! Перевал оправдал свое название.
Чёрные тучи за перевалом
Погода кстати — дрянь, дует очень сильно, с ног чуть не сбивает и сыпет крупа. Я даже камеру не стал доставать из рюкзака, сразу рванули вниз, а вниз между прочим — картинка вообще фантастическая для Саян! Слава говорил, что спуск должен быть простым, но то что мы увидели — это чудо! Сразу с перемычки — зеленая трава, склон совсем пологий, и весь в жарках! Была бы погода, все это полыхало красками. [ У меня первые впечатления от перевала другие (возможно, потому что спусковой склон меня не волновал, я был уверен, что там трудностей не будет, а вот на хорошую погоду ещё надеялся): я увидел чёрные тучи по ту сторону. И хоть облачность была не сплошной, но было слишком темно, и эффект усиливал дождь и сильный ветер. Так что цветущего склона у меня на фотографиях не осталось — только чёрный цвет. :-) Впрочем, вероятно, потом всё-таки немного посветлело, дождь периодически то стихал, то начинался вновь. ]

По траве и жаркам — с Возрождения
Внизу уже показались первые деревья,
а Слава и Игорь еще на перевале борются с ветром и накидками

Это нам выдали кусочек Хамар-Дабана. Слава остается на перевале, наверно складывал тур и поджидал нашего главного фотографа — Игоря. Мы втроем с Галей и Мариной быстро сбрасываем высоту, доходим до ручья и топаем к границе леса — она тут совсем близко, искать место под стоянку. Галя держится молодцом, невзирая на серьезный ушиб и боль. Ну а время — 9 вечера, пора уже и угомониться.

Находим стоянку, тут и Слава с Игорем подтягиваются. День подходит к концу. Три перевала позади, накатывает усталость, в который уже раз. Но еще надо устроиться, приготовить ужин. А тут еще закат выдали на загляденье!

Закат над Билютой
Закат над пер. Возрождения

В общем — все стараемся успеть, и за стол конечно. Ужин получился праздничным — за три перевала, вместе и по отдельности, за девчонок — ну просто героинь, и за возрождение!

С перевала Лазаря
С пика Москва

4-й день. 2 июля.

По Славиной системе мы сегодня спим сколько влезет, старательно и медленно собираемся и поздно выходим. Поздний выход еще обусловлен красивейшим туманом, который волнами приносило откуда-то, скорей всего из Тунки. Хотя по этому поводу были довольно серьезные споры.

Туман над Билютой
Выходить не спешим — внизу плотный, хоть и красивый, туман

Мы любовались туманом, фотали, в общем развлекались. Пока что туман для нас — не погодное явление, а просто красивая картинка.

В конце концов подраздуло и мы собрались и вышли. По плану нам нужно пройти вниз по притоку и выйти к Правой Билюте. Потом сколько получится по ней подняться вверх. Причем там вроде бы по тропе. Я все интересовался у Славы — мы за день сможем дойти до стоянок в верховьях, у водопада? Слава отвечал очень уклончиво..

По притоку мы довольно быстро вышли на площадку с замечательным видом на стрелку Левой и Правой Билюты, а так же на значительную часть верховий Правой Билюты.

Наконец выходим
Сначала по льду
Потом по травянистому склону
траверсируем склон. чтобы плавно перевалить отрог между притоками Билюты

Фотосессия и спешим вниз. Правда не сильно быстро это выходит.

Большая часть Правой Билюты — у нас под ногами!
Похоже — у ребят разногласия
Девушки слегка позируют
"Я была на Билюте"
"Мы вместе были на Билюте"

Внизу еще очень интересное место — слияние Левой и Правой Билюты.

Под нами из Левой и Правой получается просто Билюта
Непосредственно — стрелка

В зоне леса спуск оказался неожиданно крутым. Местами цепляясь аки обезьяны за деревья и кусты, кое-как сползаем вниз. Наконец выбираемся на более пологий участок и выходим к красивейшему водопаду, хорошо скрытому в лесу. Очередная фото-сессия. Правда у меня — последняя в этот день.

Начинаем спуск
В лесной чаще нашли обалденный водопад!
Горные туристы снова превращаются в фотографов

Перебираемся на другой берег притока, отдыхаем, обедаем.

Выходим и сразу подрезаем хорошую тропу. Сначала пошли вниз, к Билюте. Игорь обычно немного отстает, так как много снимает и Слава ему говорит — мы пойдем вперед по тропе, дойдем до стоянки, встанем на обед, туда и подходи. Тут деваться некуда. Но минут через 5 Слава остановился, и говорит — нелогично как-то так сильно сбрасывать высоту. Куда-то же тропа вверх идет не просто так. Разворачиваемся и топаем назад — вверх. Тут же разворачиваем и Игоря, маневр не удался.

[ Этот момент необходимо описать подробнее. Собственно, случилось довольно странная (и в то же время частая) ситуация: успешно пройдя сложный участок маршрута, мы тут же «встряли» на простом.

По поводу сложного. Благодаря кропотливому изучению карты был намечен оптимальный способ выхода с притока из-под перевала Возрождения к Правой Билюте. А именно — выход на гребень (практически без набора высоты) между этим и верхним притоком Правой Билюты и движение по гребню со спуском в сторону верхнего притока. И тот «неожиданно крутой» спуск, на который обратил внимание Сергей, был ничто по сравнению с теми трудностями, которые можно было бы получить на склонах Правой Билюты, например, угодив в каньон. Далее всё должно было быть просто. Но вот, когда я обещал это «просто», было произнесено слово «тропа». Собственно, на прямой вопрос, а обязательно ли там будет тропа, или просто несложный путь по руслу, я бы не ответил ни «да», ни «нет». Я этот участок по Билюте не проходил, так уж сложилось: проходил и ниже и выше, а здесь — нет. Точнее, проходил 17 лет назад, но шёл по другому берегу (от Левой Билюты не переходя Правую шёл вверх к притоку с перевала Бепкан).

Но я знал, что никаких сложностей на этом участке быть не должно. А выше (перед притоком с перевала Бепкан) я уже ходил и там тропа была. Поэтому, описывая предстоящее, я употребил слово «тропа». И, как это часто бывает, произнесённое слово сыграло в дальнейшем большую роль, принуждая меня искать именно «тропу».

Дело было так. Мы перешли приток ниже водопада и сразу же на борту притока наткнулись на тропки. Двигаясь вниз вдоль притока, тут же попали не то что на «тропки», а на очень мощную тропу. Идём вниз. Тут меня начинают брать сомнения: а в ту ли сторону мы идём? Я бросаю рюкзак, прошу всех подождать, пока я разведаю и бегу вниз (до реки уже было недалеко). Так и есть, никакого отворота вниз по реке нет, тропа слабеет и упирается в русло. Бегу вверх по тропе. Как я и ожидал, тропа идёт не вверх по притоку (не может такая мощная тропа уходить на небольшой приток), а незадолго перед тем местом, где мы вышли на борт, она начинает забирать вправо — видно, что она пойдёт вверх по Правой Билюте. Но забирая вправо тропа слабеет... Тут мне надоело забираться вверх по тропе (основное я узнал) и я стал возвращаться, раздумывая, стоит ли нам идти по этой тропе... Лезть вверх как-то не очень-то хотелось, и не смотря на то, что тропа была довольно мощная, я уже склонялся к тому, чтобы бросить её. Но тут я глянул на GPS. По нему получалась вот такая картина: до ближайшей известной мне точки (отворота от тропы вдоль Правой Билюты к перевалу Бепкан) было чуть более километра. При этом эта точка была (1575 метров над уровнем моря) более чем на 100 метров выше, чем устье притока, куда мы вышли, и метров на 50 выше того места, где тропа начинала забирать вправо.

Получается всё логично: значит у Правой Билюты на этом участке довольно большое падение, а тропа, наверное, поднявшись на борт, далее идёт траверсом. Это сходилось с тем, что в месте отворота к перевалу Бепкан тропа шла не по берегу, а на некотором расстоянии от берега.

В результате, было принято решение идти по тропе. Хотя, вероятно, двигаясь по реке снизу, мне никогда бы не пришло в голову отходить от русло и лезть вверх по тропе, какой бы сильно натоптанной она не была...

А тропа оказалась козлиной... Не любят они, видимо, ходить по руслу, где прятаться негде, на крутой склон там не заберёшься, предпочитают облазить этот участок поверху... ]

Идем и идем, круто вверх и долго. Постепенно тропа становится все хуже. Нас охватывает легкое беспокойство. Слава тоже слегка нервничает. Смотрит на ГПС, мы уже недалеко от развилки троп — по Билюте и к пер. БЕПКАН, но до этой развилки как-то нужно попасть, а склоны к реке — очень крутые. Один раз попробовали пойти уже конкретно вниз — но развернулись, уж очень круто. Я предложил воспользоваться веревкой. Но Славе это показалось уж слишком — в лесу и с веревкой, позорно как-то! Что ее — прямо за дерево цеплять что ли? Прошли еще немного вперед траверсом, и следующая попытка спуститься оказалась удачной. В этом месте не было сбросов. Думаю, что нам повезло. Берега Правой Билюты в этих местах обрывистые, по сути — это скальный каньон. [ Дело, конечно, не в везении. Мы спустились как раз там, где идёт тропа с перевала Бепкан. Правда, на саму тропу не наткнулись, видимо, шли параллельно. У меня не было точного трека этой тропы, но была конечная точка. И я ходил там прошлой осенью. Правда, надо сказать, что и тогда мы довольно скоро сбились с тропы (её поиски затруднял прикрывавший склон снег) — видимо, она последнее время слабеет. Первый раз я попытался спуститься распадком раньше, я, увидев знакомые очертания склонов, принял за нужный предыдущий распадок. Ну а в том месте, где мы спустились уже ошибиться было нельзя, контрольная точка тропы была уже совсем близко. Так что везение тут ни при чём. ] В этот момент с неба таки полилось, оно уже давно хмурилось, да и по прогнозу должен был быть дождь. Так что все логично. Спустились как раз к развилке троп, то есть дошли до притока с перевала Бепкан и там — удобная стоянка. Хоть и рановато встали, но дальше смысла нет идти. И следующая стоянка не скоро, и дождь идет непрерывно уже. Натянули тент, поставили палатки, устроились хорошо. В общем — хоть и умотались по этой непонятной тропе, но день не зря прошел, за что и приняли грамм по 50.

С гребня между притоками Правой Билюты

5-й день. 3 июля.

Этот день получился серым и однообразным, особенно по сравнению со всеми предыдущими. Но то ли еще будет!

С утра было сыро, беспросветно, но дождь был не сильный. Поэтому — выспались, позавтракали и пошли вверх по Правой Билюте.

Да, тут тропа, правда — где-то по кустам, где-то по камням прямо над рекой, в общем не очень быстро и удобно. Ну и мокрые по крайней мере наполовину. Час проходит за часом а меняется мало что. Какое-то развлечение — обед. Развели костер, но его вдруг чуть не затопило разбухшим ручьем. Пришлось маленькую плотину городить, чтобы не прерывать процесс приготовления.

Вскоре после обеда погода постепенно стала улучшаться — на небе стали появляться небольшие просветы, а потом даже выглянуло солнце, правда ненадолго. И почти сразу я увидел знакомую по прошлому году картинку — красивые нависающие скалы над рекой. Отсюда до водопадной стоянки уже недалеко. Ура! мы почти дома, так казалось! Но перед нами — известная здоровенная морена, перекрывающая всю реку. Правда в отличие от прошлого года, морена у нас не на старте а на финише. К тому же — камни в этот раз мокрые и скользкие. Ну что делать, занялся горным туризмом, полезай ... по чемоданам. Слегка накувыркавшись в начальной части, мы решили перебраться на самый борт — справа по ходу. И это — правильно! Так дело пошло гораздо легче и быстрее. В целом на проход морены у нас около часа ушло. Наконец она пройдена и до стоянки у водопада — рукой подать. Но как медленно подают!

Дело к ужину, силы на исходе, никак не натренируемся. Я предлагаю по этому случаю перекусить. Сильно никто не сопротивлялся. После перекуса — последний рывок и мы на месте. Время в общем-то еще не позднее — часов 5 вечера, проглядывает солнце. Делаю первые за сегодня снимки — место очень красивое. Да и погода наконец улучшается. Тщательно выбираем места под палатки — тут сильно не разгуляешься.

Знакомое по прошлому году место. Оно уже стало для нас своим
Правда с погодой постоянные метаморфозы
Мы еще не знали, что основным занятием на ближайшие дни будет — сушиться и греться
наш базовый лагерь у водопада на Правой Билюте

Игорь сразу предлагает немного принять, чтобы снять напряжение, чтобы силы влились в нас, чтобы теплее стало. Но на небе опять черное с серым вперемежку, того и гляди польется... И полилось. Так что принять пришлось попозже, когда основные дела переделали. Вечер прошел с надеждой на лучшее — после полутора дней непогоды вроде разъяснило. Сидели у костра, сушились. Дров добыли предостаточно, хоть и таскать их пришлось через ближайшую моренку — та еще тренировка на исходе дня.

6-й день. 4 июля.

Проснулись довольно рано, выглянули из палатки — на небе солнце! О, супер! Значит со сборами не затягиваем. План на сегодня — подняться в самые верховья Правой Билюты, к озерам. Там организовать базовый лагерь и успеть сегодня что нибудь сбегать. Например на пер. Байконур.

Завтракаем, собираемся, выходим.

Верховья реки прекрасны! Хотя эта фраза ни о чем не говорит, это надо видеть! Море пространства, широкая долина, кругом -гребни и вершины с перевалами. Река — в сливах и водопадах. Наледи, цветущие лужайки.

Столько пространства, что каньончик кажется игрушечным
Проходим мимо Амфитеатра, зрителей только не хватает
А перед нами — пик Стрельникова
Седло Старкова и Шоколадный

Камеры щелкают без устали. Продвигаемся из-за всей этой красоты не очень быстро. Но и идти не сильно далеко. Поэтому где-то к обеду приходим к цели — большое озеро под пиком Стрельникова, почти все еще подо льдом.

пер. Иркутянин
И показалось озеро — наша следующая стоянка будет на его берегу

Над нами — перевалы Седло Старкова и Шоколадный. Слава собирается через него сходить очень серьезное колечко. Но это — план на завтра. А сегодня у нас еще уйма времен чтобы прогуляться на Байконур. Ставим палатки, перекусываем и выдвигаемся.

Подходим к верхнему озеру
Наш следующий лагерь
Сразу за озером — мини-СОАН
Ухмылка Стрельникова — больше мы пик не видели до самого дня выхода

Подъем по ручью ступеньками, выходим на очень необычную плоскотину, всю залитую водой. Можно идти как угодно, шагая по выглядывающим из под воды камушкам. Небо между тем становится все темнее, вокруг уже не так и много видно, и начинает накрапывать.

Пошли на Байканур. погода все хуже
Типичная картинка этих дней

Потом подпускают тумана, каких-то минут 15-20 и уже почти ничего не видно. Еще проходим немного вперед, куда-то поднимаемся по камням. Далее — в основном по снежникам, иногда довольно глубоко проваливаясь. Останавливаемся. Слава смотрит на ГПС и выдает очень важную информацию — до перевала 3 км, но куда идти — практически непонятно. Всем становится понятно, что с Байконуром у нас облом. Поворачиваем назад. Дождь не прекращается, да плюс еще и ветер подул — вообще странное сочетание. Мы — мокрые, руки и ноги мерзнут, причем сильно. Приходится их отмахивать даже. Окоченевшие, кое как добираемся до лагеря. Потом на какое-то время дождь прекращался, немного погуляли рядом с лагерем — ненадолго показались ближайшие перевалы, и пик Стрельникова наполовину закрытый туманом подразнил нас — в последний раз в этом походе. Остаток дня в основном просидели-пролежали по палаткам, пытаясь как-то согреться. Слава сказал, что если завтра будет погода, то он пойдет колечко через Шоколадный, что-то там еще — Тринадцати и т.п. Игорь согласился тоже поучаствовать в этом пробеге по 3 или 4-м перевалам. Ну а я бы сходил на Амфитеатр — если без тумана. Ага, размечтались ...

От наледи на Правой Билюте
Верховья Правой Билюты

7-й день. 5 июля.

Этот день снова подарил нам надежду, что хоть что-то еще успеем. Но перед этим нам придется вернуться на стоянку у водопада, так как с утра все перевалы плотно закрыты туманом.

С утра немного посветлело — дождя нет. Ясно, что ни о каких колечках не может быть и речи — наверху все закрыто.

Наледь на Пр. Билюте
Водопад, слив подо льдом

Собираемся и через 2-3 часа перебираемся на свое, уже такое родное место у водопада. Игорь долго гуляет, фотографирует. Ставим лагерь. Варим легкий обед. Погода вроде налаживается, начинает пробиваться солнце и хоть и выше примерно 2500 м — пока туман, Слава убегает на разведку — искать перевал с кодовым названием Потаённый. Мне тоже не сидится, со Славой я не пошел — чтобы не тормозить процесс, да и большого желания не было лазить по сырым скалам. Я пошел на левый борт Билюты посмотреть на всех свысока, немного отдохнуть от людей, ну и глянуть на правый борт, через который нам предстояло выходить, причем по плану — уже завтра.

Правая Билюта с левого борта
Правый борт — пер. Желанный и гребень
Наша стоянка у водопада — вид с левого борта реки
А вверху — все по прежнему в тумане
Возвращаюсь — кажется мне рады!

Полюбовался, поснимал, девчонкам дал спокойно привести себя в порядок. Вернувшись, тоже сходил на водопад, окунулся в "тазик", воспользовавшись шампунем, и вечер мы встретили как новенькие.

Со Славой договорились, что ждем его к 21-00 и готовим грибной суп с мясом. Это было пожалуй самое вкусное блюдо похода — со Славиными сушеными грибами. Правда часов в 7-8 полил очень сильный дождь, попрятались по палаткам на полчасика. Славе этот ливень наверняка изрядно помешал.

[ Дождь меня застал при подъёме на перевал. Хорошо, что вверх по обширным курумам удалось проскочить по сухим камням. А нас спуске дождь уже шёл вовсю. Тут стоит рассказать о перевале.

Место, где можно попытаться перевалить с Правой Билюты на Хурай-Хайр я присмотрел в 2010-м году. Вот на этой панораме можно заметить это место. С самой Правой Билюты стороны его не видно — скрывают боковые хребты. Подойти и посмотреть не получилось, так как вскоре после съёмки панорамы надолго налетела непогода.

Было немного фотографий со стороны Хурай-Хайра, но там локализовать место перевала не удавалось. Вообще, со стороны Хурай-Хайра ничего хорошего здесь не видно. Однако видно (например, вот здесь), что хребет со стороны Хурай-Хайра сильно расчленён, и была надежда, что там среди складок есть вполне проходимые варианты (там могут скрываться узкие осыпные кулуары). А с учетом того, что в хребте в этом месте что-то вроде трещины, то вероятность кулуара, ведущего именно к этому месту, не такая уж маленькая.

И вот в прошлом году я попытался найти этот перевал с Хурай-Хайра. Так как были проблемы с видимостью, я сначала ушёл в конец цирка и разведал подъём на перевал, помеченный на карте Стрелюка как ~2А. Со стороны Хурай-Хайра подъём довольно простой, а вот на спуске — сбросы и как их проходить, сверху рассмотреть было нельзя. (Об этом перевале см. дальше)

Потом я попытался подняться по одному из узких кулуаров. Он вёл довольно высоко, но до гребня ещё осталось около 15 метров, проходимых только довольно сложным лазаньем. Так что там чуть-чуть не получилось даже на гребень подняться.

И уже после похода, разглядывая фотографии со стороны Хурай-Хайра, я на одной из фотографий (когда туман был послабее) сумел найти очертания, совпадающие с видом с другой стороны. Вот эта фотография. Здесь видно, что хоть под нужной седловиной и полоса сбросов, её вполне можно обойти по зелёной полке. Вот только плохо видно, что же на самом верху...
Открылась довольно впечатляющая картина

Итак, в этот раз надо не упустить возможность разведать это место со стороны Правой Билюты.
В верхней части кулуар зажат скалами
Вид вниз не обещает ничего хорошего

...На седловину вёл снежный кулуар. Только в верхней части он был зажат скалами, на которых лежал уже не снег, а лёд. Но это только что-то около 10 последних метров. Этот участок я пролез и вышел на седловину.

Открылась довольно впечатляющая картина. Хоть небо и закрыто тучами, над Тункинской долиной видна полоса белых облаков, освещенных солнцем. Впрочем, этого и следовало ожидать: это за горы зацепились тучи, а в долине погода намного лучше.

Ну а вид вниз не обещает ничего хорошего... Уступ, а что за ним — не видно. Была бы хорошая погода, я бы спустился посмотреть, что там (у меня была с собой верёвка, обвязка и даже жумар), но под холодным дождём и ветром это было слишком. Вот как это выглядит (на объективе уже капли от дождя). Я практически уверен, что высота уступа там невелика и верёвки бы хватило, но, вероятно, без верёвки перевал лучше не пытаться проходить... ]

Как и запланировали, Слава пунктуально прибежал к 21-00, когда у нас уже все было готово. Вечер прошел отлично — на завтра мы очень рассчитывали, погода опять явно налаживалась, в который уже раз.

С правого борта Правой Билюты

8-й день. 6 июля.

Так вышло, что писать про этот день — практически нечего. Ночью пошел дождь и не прекращался часов до 11 утра. Потом вроде затихло. Мы лежали по палаткам и прислушивались. Какой-то странный шелест заставил выглянуть наружу. О господи, с неба валит снег, да такими крупными хлопьями! Выскакиваю, трясу палатку и тент — на них уже приличный слой тяжелого мокрого снега. Потом еще раз-другой повторяю процедуру. К счастью через полчаса снег прекращается. Дубак. Мы — замерзшие, голодные, все бока уже отлежали. Буквально дрожжим от холода. Галя предложила согреваться трением. Я попробовал, крутился в спальнике, терся об коврик. Только запутался весь и последние силы меня покинули. Вылезаю из нашей палатки, иду к соседям — забираюсь к ним в палатку, в мокром естественно. Предлагаю перекусить. Слава немного ругается — нечего шляться по чужим палаткам, спать надо в такую погоду. А я не могу спать — от голода даже в обморок упасть не могу, чтобы забыться. Мы с Галей уже проглотили по таблетке Меллера, который я случайно обнаружил в подсумке. Прочитали его состав, подсчитали полученные калории и прослезились. В общем, от меня уже деваться некуда. Заварили лапшу, стало получше — внутре стало теплее и жизнь какая-то зашевелилась. Вот такие у нас развлечения в этот день.

К вечеру осадки прекратились, кажется были какие-то просветы, но солнца не было. Завтра — нам выходить по любому. Осталось два дня, уже не до разведок новых перевалов, успеть бы выскочить в Аршан 8 июля.

На ужин — очень жидкий "Суп из топора", который меня, честно говоря, никак не удовлетворил и я уговорил Славу дополнительно заварить лапши. В этот день у меня — ни одной фотографии.

9-й день. 7 июля.

Утро нас встретило плотным туманом и дождем. Ничего нового и хорошего, но делать нечего — надо собираться и выходить.

Выбираемся на огромный моренный вал — на правый борт Пр. Билюты. В хорошую погоду отсюда много чего можно было бы увидеть. Сейчас же едва видно нашу стоянку и водопад.

Все так же мрачно и серо
Поднимаемся на крутой моренный вал на правый борт долины Пр. Билюты
Проходим по морене немного влево и вперед
И доходим до первого озера

Подходим к озеру, потом к другому. Идти приходится в основном по крупным скользким камням. Нам нужно выйти на перевал Желанный, он простой — 1А, но подходы к нему — ну очень веселые. Пришлось пройти 2 крупных морены и перевалить через гребень-отрог от основного хребта. При этом прошли вполне приличный перевал, с явно выраженной седловиной, да и логичный он — обходить отрог — явно лишнее и неприятное занятие.

[ Здесь стоит пояснить наши предварительные планы. Планировалось сделать полуколечко (впрочем, по желанию) через перевал Потаённый на Хурай-Хайр и назад через тот, что на карте Стрелюка указан как ~2А. А после этого пройти через перевал Ажи и с Хохюра сходить на вершину 3110, потом через перевал Подушечный (с радиалкой на Бирон) перевалить на Бирон и выйти по нему.

По мере того, как плохая погода всё сокращала и сокращала время на всё это, планы сокращались. Но, собственно, в случае хорошей погоды в этот день ещё вполне можно было успеть пройти Ажи и Подушечный.

Если же говорить о максимально быстром выходе, то это, вероятно, выход через Бепкан. Но идти назад под дождём и туманом опять по мокрой «морене» на Правой Билюте было бы как минимум психологически некомфортно, да и неинтересно...

Таким образом, при подходе под перевал Ажи ещё существовала возможность его пройти (если бы к этому моменту погода улучшилась).

Подойдя к этому месту, сквозь разрывы тумана удалось разглядеть соседний перевал, обозначенный на карте Стрелюка как ~2А. Под участком сыпухи у седловины дальше вниз — более 100 метров (а, может, и 200) стены. Как-то совсем непохоже на 2А... Мы бы с нашим снаряжением были явно не готовы к прохождению такого...

Что же касается перевала Ажи, то кулуар — наиболее вероятный кандидат на роль перевала с подходов нам не был виден (он был скрыт боковыми контрфорсами, виден только косой кулуар пониже и подальше от водораздела с Бироном). Да и, собственно, там всё понятно. Вот только по такой погоде разведывать перевал — не годится. Подниматься по снегу, а потом, если что, спускаться назад всей группой не стоит, а стоять и ждать разведки тоже не пойдёт — холодно.

Так что вариантов не остаётся — идём к перевалу Желанному. Место пересечения бокового гребня было мной присмотрено уже и с той и с другой стороны. ]

На перевальчике довольно долго сидели. Слава все спрашивал — ну как назовем перевал? Тут Галя с Мариной подоспели. Гале что-то сильно вставило на подъеме, скорей всего от голода. Разболелась голова, слабость, полный упадок сил. Поэтому ничего кроме перевала "Веселых Туристов" в голову не пришло. Вроде так и назвали.

Затем проходим еще одно озеро
Второе озеро сверху
За перевалом Веселых Туристов — третье озеро
Вдруг показалась седловина пер. Желанный, в каких-то ста метрах!

Съели шоколадку, сала порезали, в общем подкрепились и пошли спускаться. Перед этим рассмотрели гребень и варианты Желанного — все было видно, туман немного раздуло. Спустились вниз — опять морена, пока с помощью какой-то матери преодолевали очередное препятствие — снова все накрыло туманом. Начали подъем к перевалу, а куда идти — ну совершенно не видно. Слава по-моему чисто интуитивно нашел перевал. [ Нет, у меня в GPS-ке была точка перевала, что позволило довольно точно под него подойти. А потом, уже начав подниматься, пришлось только чуть-чуть скорректировать направление движения (когда совсем прямо над нами были скалы, а чуть левее сквозь туман просматривался кулуар) и мы попали в нужный кулуар. ] Увидели его седловину метров за 100 буквально! Поднимаемся на гребень и видим обалденную картину — в сторону Тунки то все замечательно! Видно очень далеко, небо голубое и облака — белые, ну все как должно быть!

Заключительный участок подъема на пер. Желанный
Гребень пер. Желанный
Гребень в другую сторону
Марина, Галя и Игорь выходят на перевал
Над долиной Билюты появляется солнце и голубое небо

Пока сидели на перевале, стало раздувать и над Билютой.

Перевал Веселых туристов с Желанного
А Слава забежал на соседнюю вершинку и снимает панораму

Туман и тучи как-то очень интенсивно стало разрывать. Издевательство какое-то. И тут сквозь туман начали проступать остроконечные отроги пика Стрельникова. Еще минута-другая и показалась вся его вершина, причем она словно парила над туманом! Необыкновенное зрелище! Потрясающе, и так грустно, что мало такой красоты в этот раз нам досталось. Поэтому еще долго не могли уйти с Желанного — любовались постоянно меняющейся картинкой, фотографировали конечно — и Билюту и Тунку.

Появление
пика
Стрельникова
из тумана

В конце концов немного наелись и в прямом и переносном смысле и пошли вниз, в цирк. Прямо перед нами — пик Бирон, а из цирка вытекает река Бирон. Спуск не представляет никаких проблем — средняя сыпуха, местами подвижная, но мы разошлись пошире, чтобы не сыпать камни друг на друга.

Спускаемся в цирк и дальше идем уже по Бирону. Река в верховьях — просто изумительно красивая. Идти очень удобно. Не устаем фотографировать.

Спустились на озеро
Любуемся п. Бирон и облаками. Тут они какие-то — правильные, красивые даже
Пошли вниз по реке
Бирон протекает прямо между жарков
Море жарков

Погода наладилась, правда солнце уже вечернее — низко над вершинами, вот-вот скроется. Нам нужно успеть до границы леса, хочется костра. Впрочем запас газа еще есть. Так что скорее — это не необходимость, а просто желание выполнить план и получить побольше комфорта. До леса — довольно далеко, наверно часа 2 от цирка.

Все цветет ...
в верховьях река красивая и удобная для передвижения
подходим к водопадной ступеньке
До Тунки кажется совсем недалеко

Нужно учесть, что там где начинается лес — возможности встать нет никакой. Хорошие места есть только до леса и непосредственно перед ним — в первых деревьях. Мы встали чуть повыше, в качестве дров использовали сухой кустарник. которого было достаточно вдоль ручья. Если еще групп 5 там поживут, дрова могут и закончиться. Ну а ниже, за ГЗЛ долина реки резко сужается, склоны крутые, никаких полян. Мы не помним ни одного места для стоянки до самого выхода в долину! Но это — будет завтра. В смысле — долина будет завтра. А пока — у нас праздничный ужин. Извлекается все что приберегали на черный день, на случай того, если выбьемся из графика, просто из желание сэкономить. В общем — объелись, слегка напились, было весело и вообще — хорошо. Место красивое — на бугорке, отлично видно Тунку, в том числе — телескоп в Бадарах.

Эта ночь была потеплее, наконец-то. А то устали мерзнуть — до этого кажется все ночи были или около нуля или ниже.

С гребня перевала Желанного

День 10-й. 8 июля.

Последний день похода. Погода с самого утра отличная!

Наш последний лагерь утром
Водопад на Бироне и долина реки
Водопад поближе

Настроение — боевое, мы отдохнули, выспались и наелись. Но пройти нам нужно сегодня не мало — даже не по расстоянию, а из-за того, что без тропы, по не самой удобной местности.

Должен сказать, что выход по Бирону оказался не такой и страшный. Да, конечно, нудновато все время выбирать путь между деревьями, кустами, камнями и завалами. Реку пришлось переходить только два раза — сначала по большому бревну, а обратно — по крупным камням — и это уже в заключительной части, незадолго до выхода в долину. По пути нас пару раз мочил небольшой дождь. Ну а когда вышли в долину и наткнулись на свежее зимовье, врезал очень приличный ливень. Но это все уже было не страшно. Скользить то уже негде было.

Затем нам еще нужно было пройти по лесу до Пидориной заимки, довольно быстро подсекли неплохую тропу и шли поэтому быстро. Еще от зимухи я позвонил Володе на УАЗике — договорились, что он выедет за нами навстречу часа через полтора. Доскакали до заимки, причем Слава сказал, что до нее всего-то пара км — ох и долго они тянулись! мы уже почти бегом неслись, а ее все нет. Дорога сильно петляет, а 2 км — это по прямой. [ «Неплохая тропа» была заросшей дорогой, ведущей от основной (тоже в этом месте уже очень слабой) вдоль Бирона. Трек этой дороги (и основной) в приложении к тексту — пользуйтесь. Дорога идёт кругом, потому что напрямик — большие поля курумника. Его хорошо видно в GoogleEarth, а я его и вживую видел прошлой осенью. ]

У заимки пообедали, пошли дальше и минут через 20 встретили Володю на УАЗике-буханке, с Жуком конечно. Жук — это такая маленькая собачка, которая по лесу обычно бегает сама впереди автомобиля, а по асфальту едет верхом на пассажире, который сидит рядом с водителем. Это весьма забавно. Сначала Жук сидит просто рядом — на двигателе, потом осторожно прижимается ко мне, потом скромно кладет голову мне на колени, а еще через пару минут — он уже весь такой довольный с ногами и головой на мне. А народ надо мной ухохатывается. И это повторяется уже в третий раз! Не поеду больше главным!

Так вот незаметно рассказ и поход подошли к концу. Не все получилось в плане маршрута. Не хватило нам вершин и перевалов в этот раз. Вышел некоторый недобор острых ощущений. В остальном же все было отлично. Настрой — неизменно позитивный у всех, команда сплоченная, форма участников — достаточно ровная (ну Слава конечно сильно выделялся, но это изначально было понятно). Так что — до новых встреч и маршрутов, коллеги!

P.S. Под конец — немного о снаряжении. Мой рюкзак на старте был всего-то 22 кг. Личный рекорд, хотя у кого-то он вызовет улыбку — салага, вот когда будет хотя бы 12, можно типа с тобой разговаривать. А что выкинешь? Камера — около 1.5 кг, спиртного литр, нераскладочного около 1 кг, ну может полтора. Тент — около 1 кг, но он нам пригодился раз 5, пол-похода можно сказать. Остальное либо использовалось постоянно, либо съелось полностью. Спальник я бы в следующий раз взял потеплее — вместо Micropack 900, лучше — 1200, но в следующий раз конечно окажется гораздо теплее. Палатку в принципе можно на 1,2 кг легче и сам рюкзак — тоже 1 кг ресурса есть.

В общем, я знаю, как сделать на 5-6 кг меньше, но сильно сомневаюсь, что это будет верным решением, так как где-то пострадаю я сам, где-то — безопасность, ну и качество фотографий — это тоже важно для меня.

Страница 1 из 2:  1 2Следующая
MustaphaОчень оригинальное название и исполнение, здорово! Живенько так и с юмором, вставочки синеньким порадовали Сергей, не переживай, у меня тоже вечно рюкзак тяжёлый — и ведь всё нужное!
05.09.2013, 10:50:23 |
Sergey VСаша, по плану было что-то типа "10 перевалов за 10 дней", а лучше -"15 за 10" но вышло совсем иначе, в два раза меньше получилось. Вот и пришлось соригинальничать :-)
До сих пор жалею что лишних 200 гр сала не захватил :-)
05.09.2013, 12:51:32 |
Евгений ВоробьевРассказ читается легко и на одном дыхании: написано с юмором и интересно. Порадовали фото пер. Лазаря крупным планом. Удивило название нового перевала: Весёлых туристов (аналог: горных, заблудших, пеших и даже-ленивых!). Интересно описание перевала Потаённого. Перевал Анжи, насколько я понял, это планируемое название первопрохода? Пейзажи и технические снимки- как всегда отличные! Хорошо сходили!
05.09.2013, 13:02:22 |

Евгений Воробьев: Весёлых туристов (аналог: горных, заблудших, пеших и даже-ленивых!)

Это аналог "Ленивых" и "Хитрых" — это всё вспомогательные перевалы, через небольшие отроги хребтов. "Пеших" — уже другого характера. Вообще хотелось что-то очень похожее на "Ленивых" и "Хитрых", но обстоятельства не позволяли выбрать название с негативными коннотациями. :-) Сейчас, подумав, я бы предложил "Умных" ;-) — такое название имело шанс быть принятым.

Евгений Воробьев: Перевал Анжи, насколько я понял, это планируемое название первопрохода?

Ажи (без "н") (кстати, совершенно непонятно, что это значит). Это название есть на хребтовке (вероятно, с ляпинок идёт). Но никакой информации по этому перевалу нет. Правда, наличие названия всё-таки наводит на мысль, что перевал кем-то когда-то проходился, в отличие от соседних "перевалов", по которым есть только подписи 2А и 2Б — те не проходились, и, судя по виденному нами 2А там нет (по крайней мере с Правой Билюты он как 2А вряд ли идётся).
05.09.2013, 13:11:45 |
Евгений ВоробьевПонятно, Вячеслав. Конечно-Ажи (в памяти засел футбольный клуб). На фото Сергея, Вы с Игорем на пике Ангарск. Как взошли и обошли неприятную трещину? Снизу по зеленке и вверх? Судя по фото-там всё не просто.
05.09.2013, 13:27:38 |
Sergey V

Вячеслав Петухин: но обстоятельства не позволяли выбрать название с негативными коннотациями. :-)

Крутилось в голове в тот момент что-то типа "Мертвых", "Дохлых" или "Голодных"
05.09.2013, 15:05:46 |
Sergey V

Евгений Воробьев: на пике Ангарск. Как взошли и обошли неприятную трещину?

Отвечу, поскольку я как раз фотографировал и ребят и гребешок. В тексте впрочем это есть. Спуск-подъем, то есть обход гребешка перед Ангарском — несложный, на фото он выглядит гораздо страшнее, чем на самом деле. Причем я спустился по пути на вершину вообще по простому варианту, чуть длиннее просто. Немножко неприятный участок перед самой вершиной, и то — на обратном пути, на спуске. Но там особо не улетишь никуда. А вот как Слава и Игорь обратно пролезли прямо по гребню — пусть сами рассказывают :-)
05.09.2013, 15:34:41 |
Евгений Воробьев

Sergey V:  Вячеслав Петухин: но обстоятельства не позволяли выбрать название с негативными коннотациями. :-)

Крутилось в голове в тот момент что-то типа "Мертвых", "Дохлых" или "Голодных"

Оригинальные, жизненные варианты- желающих его посетить "живых" туристов нашлось бы немало. А как интригующе звучит: Перевал Дохлых Туристов!
05.09.2013, 16:23:43 |
Вячеслав ПетухинДобавил круговые панорамы. Поместил после описания дня, когда они были сняты.
05.09.2013, 21:21:12 |
Александр МамонтовСпасибо! Не сходить, так хоть так поглазеть. Фото, описания выше всяких похвалов :) !!!
06.09.2013, 00:15:27 |
Mustapha

Sergey V: Саша, по плану было что-то типа "10 перевалов за 10 дней", а лучше -"15 за 10" но вышло совсем иначе

Да это всё фигня — вон в какой камнепад попали! Живы все — вот что важно!
06.09.2013, 08:29:53 |
Sergey V

Mustapha:    Да это всё фигня - вон в какой камнепад попали! Живы все - вот что важно!

Зато я теперь знаю, для чего нужен большой рюкзак. Правда он немного пострадал — дырка в накидке и газовая кастрюлька погнулась.
06.09.2013, 09:54:13 |
Егор Полтавченко[cite;276012;06.09.2013, 09:54:13;Sergey V]   Mustapha:     Да это всё фигня — вон в какой камнепад попали! Живы все — вот что важно!
Перевал оправдывает своё название!! 2 мая 1974года группа "Политехов" в составе 10 человек на спуске в долину Звериной, попали в лавину и все остались живы, слава богу. Невероятный случай в лавинной практике!
Интересное описание и красивые фотографии!
06.09.2013, 19:38:13 |

Вячеслав Петухин: Ажи (без "н") (кстати, совершенно непонятно, что это значит

Предлагаю переименовать перевал в АНжи — перевал который то ли есть, то ли нет, и команда — тоже самое примерно.

Вообще с названиями интересные истории иногда получаются. Есть имена у почти несуществующих или непройденных, но нет например у перевала между башен Трехглавой. Вот это — большая несуразица на мой взгляд. Может уже кто нибудь назовет, кто там был в числе первых? Или может конкурс объявить на название?
06.09.2013, 22:32:29 |
Евгений Воробьев

Sergey V: Есть имена у почти несуществующих или непройденных, но нет например у перевала между башен Трехглавой. Вот это - большая несуразица на мой взгляд. Может уже кто нибудь назовет, кто там был в числе первых? Или может конкурс объявить на название?

Действительно, Сергей, безликих перевалов достаточно (перевал с Кынгарги на Бухоту (1А), с Бухоты на Бугатай, между Снежной Братчанкой и.т.д.)
Кто там был в числе первых? Иные здесь, а те далече. Объявить конкурс- оригинальная идея.
07.09.2013, 12:14:24 |
Игорь БрензейИнформация о походе группы политехов в 1974 году есть на одноклассниках, в группе Дорогу осилит идуший, фотоальбом Виктора Асанова.
30.09.2013, 14:32:18 |
Вячеслав ПетухинИгорь, вот только группа "Дорогу осилит идуший" закрытая, там ничего посмотреть нельзя...
30.09.2013, 18:42:15 |
Игорь БрензейСлава, Вам в эту группу примут с распростертыми объятиями, было бы желание, группа создана "стариками"-политехами, но это вовсе не значит, что всем остальным туда путь заказан, тем более Вам уж как минимум далеко не "остальному". Я рад вас туда рекомендовать и буду гордиться, что это сделал именно я, Вы там будете очень даже к месту. А к администратору группы я обращусь прямо сейчас.
01.10.2013, 11:59:59 |
Игорь БрензейА еще параллельно я выйду на Витю Асанова, попрошу его свои материалы поместить на "Природу", может это тоже будет полезно, ведь, наверное, вытащить материал из одноклассников не очень-то и просто?
01.10.2013, 12:12:13 |
Вячеслав ПетухинИгорь, спасибо. Прочитал я отчёт.

В общем, получается, что Возрождения — это не тот перевал. По рассказу Красника мне показалось, что это простой перевал, вот я и искал, где такой может быть. А оказалось, что это что-то скорее уровня 1Б. И он был тоже со Звериной (тут я угадал), но в самых верховьях, на следующий, более длиный приток Правой Билюты.

Вот теперь непонятно, что же делать с нашим "Возрождением" — переименовывать, что ли?