Ольга Сударчикова

Выехали мы в ночь в пятницу 28 июня 2013 года, это было довольно интересное ощущение — ехать в сумерках, выйти в темноту и сразу вляпаться в коровьи лепешки, откуда ни возьмись, материализовался в усмерть пьяный, шатающийся маятником, кривоногий бурят, поинтересовался, кто, да куда идём?

Шлёпаем в полной темноте по дороге при свете фонариков, выхватываем из темноты кусочки реальности лучами-мечами, что те джидаи, только наши мечи ко лбам приторочены, так что мы единороги-джидаи – дорога, лужи, кусты, дорога. В час ночи ставим палатки, скромный ужин под далёкий лай собак и сон полный сомнений и подозрений, смутной тревоги и радости.

дорога
а вот и горы!
уходим, уходим, уходим

Встали в семь, утро было прекрасное, солнце, горы, туман и кони. Завтракали остаткам ужина, запивая минералкой, без чаю/кофе и в путь-дорогу. У Сергея был трек в джипиэске кажется, так что на тропу вышли без проблем, пройдя мимо молочной базы, тропа хорошая, отличная, удобная. В одном месте в лесу Сергей остановился, народ сходил до ручья, дальше вода будет не скоро, ещё нашёл клеща, показала всем, кто не знает, что это за мелкий пакостник, заклеили мозоли.

Отставать я стала сразу, было такое чувство, что вся остальная группа только и делала, что отдыхала, нас дожидаючись. Когда как у меня и Иры одна забота — бежать, высунув язык. Потные и измученные, не смотря вокруг, не разбирая дороги, такой сверхмарафон, бег по пересеченке, вокруг гари, больше ничего не помню. Ещё ревень, жажда, жара, тропинка под ногами, и понимание, что я слабое звено.

горельник
вид на долину

А мы бежим и бежим, нет, конечно же, на самом деле мы медленно ползем, но для меня это слишком быстрый темп, я ничего не запомнила, лишь украдкой взгляд в долину на блестящие крыши домов, и Саша гонит нас, как пастух овец в горы, и Нора толкает под коленки, сталкивает с тропы, некогда даже головой повертеть, некогда оглядеться, некогда перевести дух, пот капает прямо со лба, по бровям тонкими ручейками, струится под майкой по спине в штаны, жуем ревень, глотать не надо, но я глотаю, Ира говорит, что ревень есть не надо, силы уйду, но сама жуёт, и мы тоже жуём, и силы уходят, а они смеются и отдыхают, они всегда отдыхают. Но замечу, что тропа хорошая, мне она понравилась, приятная такая тропа, удобная, чуть помедленнее бы только, чтобы насладиться, чуть помедленнее.

Улан-гол
сон-час

Но вот и обед на речке: орехи, сухофрукты и вода. Я пью, жадно пью эту вкусную воду, умываюсь, скидываю ботинки и купаю ножки, ноги гудят, вода леденящая, но это самый надежный и верный способ быстро снять усталость. Вода тут живая, особенная вода, она даёт силы. А потом я уснула, вырубилась под шум реки, и сквозь сон меня посетила мысль, что все это не реально, что это какой-то абсурд, что я в походе с чужими людьми бегу куда-то непонятно куда на 9 дней, мне казалось, что всё это сон, что я сплю у себя дома, и мне это только снится, весь этот поход, что этот мир не настоящий. Я исчезло, Эго уснуло, осталось лишь истинное прото-Я, на какой-то момент я ощутила всю картину бытия, этого не объяснить, но я понимала, что этот мир лишь малая часть общего замысла, нет, это невозможно объяснить. Но вот меня разбудил Саша, и я понимаю, что нет, это не сон, это реальность, и я сама на нее подписалась.

чистая вода, скальные берега
Всадник ловит лошадей (автор Андрей Олохтонов)
по дороге к перевалу

вечер, палатки

И снова в путь, и снова тяжелые ботинки, и хорошо, что солнце и погода шепчет, и снова мы в хвосте бредём вдоль берегов гордого Улан-Гола, а нас уже и не ждут, не хотят ждать, устали ждать, никто этого и не скрывает уже — мы слабое звено, и нет от нас никакой пользы, одно расстройство. Выше зоны леса, впереди вижу белую лошадку, радуюсь ей, хозяин на склоне собирает травы. Саша мне показывает золотой корень, тут его много растёт. Позже нас обгоняет всадник, он разговаривает с нашим авангардом, как выяснилось, он просил их помочь ему поймать табун, но они отказались. Наши ждут нас на том берегу, переправа где-то там раньше была, а тут уже каньон. Саша переправляется на тот берег, я тоже могу, у меня есть резиновые сапоги, а вот Ира нет, мы ищем другой брод. Саша промочил ботинок, пока искал переправу, так глупо, наступил на камень, а он булькнул в воду, это расстраивает его, он злится, ведь он может где угодно перебродить реку, а тут эти беспомощные дамы, но мы ищем то, чего нет. К нам спускается Лёша, он настоящий рыцарь, только он пришёл к нам на помощь, вся остальная группа смотрит сверху. После тыканий и мыканий решаем бродить тут, я в сапогах, потом мои сапоги отдаем Ире, и она бродит тоже, как хорошо, что я взяла сапоги, проходим двести метров и встаём на ночёвку под перевалом (точно я не помню, усталость, но так, кажется, и было).

Я настолько устала, что даже нет сил выйти из палатки, просто падаю без задних ног. Наконец чай! Сварил Саша на горелке, горячий ужин, гала-гала (что ели тоже не помню, жевала на автомате, скорее потому что надо, а хотелось только пить и спать) и спать, спать, я сильно устала, позднее я смотрела, сколько мы прошли в тот день по карте, для меня это слишком много, это не мой темп, я слишком старая и медленная для этих людей и для таких походов.

Далее (День второй, перевал Улангольский, каньон, Ара-Ошей – 30 июня)