Ольга Сударчикова

уходим сквозь отражения в озерах
бесконечно грустно
Мы и льды Архата
и просто льды, синие льды
стрелка Архата и Баром-Гола
передых с видом
классический вид Баром-Гола
облачный край

Утром было мокро и пасмурно, дождь закончился, но ненадолго, ночью дождь лил, кажется, лил, мы встали, позавтракали, у ребят кончился газ, всё же надо было вчера уходить в зону леса, и пошли по болотам вниз. Мы пошли домой, именно этот момент, этот день является для меня ключевым — до этого мы шли Туда, а теперь идём Обратно, и уже хотелось уйти, погода не радует, можно и уйти, но идти пока ещё далеко, ой как далеко дом, милый дом. Болота были изрыты, порваны, местами эти разрывы были очень ровные, будто сделаны человеком, машиной, инопланетянами. Такая идеально ровная черта, двадцать сантиметров шириной и глубиной в метр, длинна метров семь, но были и не такие ровные линии, наверно это просто коррозия почвы.

Погода наладилась, на знаменитых льдах Архата Саша пожалел, что нельзя остаться там часика на два, пофотографировать, Серега заметил, что он же предлагал, да, надо было вчера уйти, эх, надо было, а так мы проскочили всю красоту без особой остановки.

Был один не очень приятный момент, там мы спускались по курумам вниз, по камням короче, и в одном месте я застряла и съехала на попе, так как было высоко, а мои коленки плохо гнуться, я порвала свои новенькие непромокаемые штанишки, пока корячилась на камнях. На роздыхе-перекусе-обеде, Ира мне заклеила дыры лейкопластырем, и Сергей сравнил меня с оленухой, мол, так же я теперь сверкаю задом, ну да не до красоты, лишь бы дыры не увеличивались, новенькие были штанишки.

Вообще, в этом походе меня не так донимал дождь, как раньше. То ли его было не так много, то ли то, что мы были не одни, меня подбадривало, а может то, что нынче я основательно подготовилась — и куртка вот, и штанишки, и сапоги, хотя, как стало ясно позже – и оно всё промокает при значительном количестве осадков, однако нонче дождь меня не так донимал и не так печалил, что есть, то есть.

И тут я начала узнавать места, мы подходили к ущелью, там дальше стрелка с Баром-Голом, сердце радостно забилось, я узнаю пейзаж, но как все иначе, в том году в этом месте лежали здоровенные льды, хотя ходили мы в более позднее время, а нынче всё чисто, и вода большая, в том то году можно спокойно было перепрыгать по камушкам, ну да у нас резиновые сапоги и мы с Сашей без проблем бродим реку, Саша таскает камни, кидая их Сергею в ноги, как в компьютерной игре, вот ещё камушек и ещё один шаг, Леха тоже помогает в строительстве переправы, а уж за Сергеем идёт весь остальной отряд. Тут мы поднимаемся наверх и уходим от ущелья в сторону гор, мы срезаем угол, не видать нам водопадов, не видать и стрелки, а я так хотела туда заглянуть. Здесь бы по идее Сергей и мальчики должны были нас покинуть и уйти другим путём дорогой, если будет погода и настроение, но нет ни того, ни другого, Сергей ведёт нас короткой дорогой. Я вижу разрытую барсучью нору и кожей ощущаю на себе внимательный взгляд умных, красноватых глаз медведя, затылком чую, он рядом, он видит нас, но страха нет, нас много и Нора спокойна, значит, хотя Миша и рядом, но достаточно далеко и с подветренной стороны, он ждёт, что мы уйдём, он спрятался и пережидает, у него нет намерения нас пугать и обижать.

Тут мы выходим к обрыву – открывается шикарный вид на Баром-Гол и ржавый ручей, и я говорю свою сакраментальную фразу (даже не подумав, сорвалось с языка): «Акела промахнулся!» Все смеются, я понимаю в очередной раз, что язык мой, враг мой и не продолжаю «Стае нужен новый вожак», надеясь, что не все такие фанаты «Маугли», как я, и не помнят продолжения, вряд ли Сергею понравилась моя шутка. Погода совсем наладилась, и я переодеваюсь, снимаю с себя непромокательные штаны и переобуваюсь в ботинки, впереди крутой спуск, а на спусках в сапогах идти особенно стрёмно.

Показав на ржавый ручей, я на ходу придумываю легенду, что его называют Кровавый, а гору, ту, что повыше, зовут Мачеха. Что, де, есть легенда, что вот жила была девушка красавица сирота, а воспитывала её мачеха и всячески изводила, и вот влюбилась девица в прекрасного и сильного богатыря Баром-Гола и задумала с ним убежать, пожениться, но мачеха не пускает, злобствует и ставит условие, что девушка будет каждый день отдавать мачехе по стакану своей крови, тогда только может она уйти из дома и жить с любимым, и девице пришлось согласиться, кормит она злую мачеху своей кровью, не заживает рана, кровушка течёт уже не переставая из старой, расковырянной раны, поэтому и ручей красный и река, где в неё втекает ручей, стала красной, а мачеху боги за такое злодейство превратили в гору в наказание. Но мне, кажется, никто не поверил, разучилась уже я врать, совсем честная стала.

Спустились и встали на границе зоны леса, ближе к перевалу не пошли, газу почти нет. Сергей долго выбирал место под палатки, и тут посмотрел и там, даже на тот берег сбегал, но встали на этом. Саша тем временем нашёл даже настоящую стоянку, но мы туда не пошли, так как она была не только обжита, но и обгажена, оставили люди после себя мусор, банки, бутылки, пакеты — тут у нас лучше, только лошадиные какашки убрать и можно палатки ставить. А мальчики очень быстро натаскали дров, удивительно, как они их тут находят? Поставили палатки, успели укрыть полиэтиленом, что Саша взял с собой для рюкзака, дрова, и закапало, да, полиэтиленчик этот пригождался не раз и не два, спасал дрова от промокания, хотя надо всё же купить ему нормальную накидку на рюкзак. Вовремя встали, на мокрое палатки ставить не комильфо, когда дождь закончился, все снова повылазили, заново развели костёр, приготовили горячее, поели.

Позже снова закапало?
туман на Баром-Голе
Я вот, хоть убей, не помню уже, как часто начинался этот дождь, но помню лишь, что позже разъяснило, и мы долго ещё тусили у костра и любовались окружающим нас пейзажем. Что ни говори, а везде тут красиво, такие фотообои шикарные, не у кого таких больше нету, и картинка всё время меняется, туман привалил с перевала, набежал на гору, быстрый такой туман, шустрый. Лёша сбегал на гору в поисках связи, опять облом, но вот откуда в нём только силы берутся, так бегать? Не иначе остриё у Лёхи особенно длинное и острое. Пили чай и щёлкали семечки и даже думали, а не рвануть ли прямо сейчас в перевал? Я рассказывала Ире с важным видом, что перевал Хубытский это вообще фигня, что он энкашный и там даже кони ходют, и переводится с бурятского — детский. Но Сергей с Володей уже дрыхнули в палатке, да и поздно уже, потому Хубытский оставили на завтра.

Далее (День восьмой, зима, перевал Хубытский – 6 июля)

Константин Суханов

...а на спусках в сапогах идти особенно стрёмно.

За всю историю цивилизации, человечество так и не смогло придумать лучшей обуви для летних Саян и Хамар-Дабана, чем резиновые сапоги.
21.08.2013, 10:10:48 |
Стас ФЯ бы значительно расширил "географию" летнего нахождения в резиновых сапогах))
21.08.2013, 15:22:07 |
Светлана ЧервяковаА я вот почти поверила в "Кровавый ручей" и все переспрашивала, что и как было? Оглядывалась несколько раз на него)) Не разучилась еще верить людям)
11.09.2013, 14:47:19 |
MustaphaОля та ещё сказочница
11.09.2013, 15:29:23 |
theodor japsBeindrückende, schöne Bilder, und bestimmt eine super spannende Tour.