Ершов Никита

Маршрут

23 июля

Бугульдейка
Группа наша набралась из примерно четырех человек :) Как ни странно, первая опасность подстерегала нас уже накануне, в оккупированном нами плацкарте. Но всё же устоявшие пред неистовой духовной силой «святого человека» с верхней боковой полки, без единой красной повязки на лбу, в пять вечера мы выехали на Истане из Иркутска в Бугульдейку (по предварительной договоренности). Водитель и все пассажиры, за нашим скромным исключением, знали друг друга не менее чем в лицо, так что всю дорогу чесали языками, не делая на нас никакого акцента. Уже в Бугульдейке водитель мимолетом все-таки выразил нам свой недружелюбный настрой а-ля «Понаехали тут!». В полдевятого мы высадились у самого моста через Бугульдейку. В деревне расположены вышки МТС и БайкалВестКом (БВК), остальные операторы сети здесь отсутствуют, и к слову, связь по ним появится только в далеком Голоустном. Байкал отвечал свинцовым блеском пасмурному небу. Вода была невысокая. В 21:20 мы прошли через лагерь рыбаков к началу хорошей береговой тропы и к 21:50 дошли по ней до стоянки с костровищем. Чуть дальше соседствовал еще один палаточный лагерь. Здесь мы опробовали байкальскую воду, поужинали гречневой кашей с тушенкой и придались сну.

24 июля

Собирали рюкзаки небыстро и только в начале первого часа ушли со стоянки. Более-менее выраженная тропа пролегала, в основном, вдоль по прибрежному лесу, часто возвращаясь к каменистому пляжу, который регулярно прерывается скальными прижимами или нагромождениями крупных камней. Практически на всем протяжении дня позади нас виднелся мыс Бугульдейки с вышками сотовой связи. Через два часа пути остановились перевести дух на полчаса и потопали дальше. Тропа вышла к каменистому пляжу, где вскоре мы подошли к нескольким
Ручей впадающий в Байкал
расположенным подряд примечательным ручейкам и водопадикам, так что без фотосессии здесь не обошлось. Здесь же нарвали душистых листьев черной смородины в чай. Через сколько-то остановились на обеденный перекус и в пять вечера продолжили путь через горелый лес. Вскоре мы вышли к зимовью (2-3 домика), где встретили дедона с намыленной головой и пацана, выполняющего роль умывальника. Дед назвал это место Косым Мысом и указал на наличие примечательного маяка чуть дальше отсюда. Что там дальше он не знал, на этом мы и расстались. Вскоре нам повстречалась упомянутая в одном из отчетов прошлых лет болотистая заводь, отрезанная от Байкала тонкой песчаной косой. Пройдя ее, обосновались на прибрежной стоянке — в восемь вечера. Вдали, за группой мысов виднелся мыс Дыроватый, благородно оставленный нами на следующий день. Весь этот день был скорее пасмурным и изредка чуть моросило, а к самому вечеру начался дождь, так что мы расположились под тентом. Ночью он разок-другой набирал силу.

25 июля

Единогласно избран как самый отмороженный день похода. Встали в полдевятого, плотно позавтракали, но из-за дождя и мокрых палаток собирались дольше и вышли только в половине первого. Уже упомянутый мыс Дыроватый обманчиво обещал покориться за час-другой. Тропа быстро взошла вверх, вытянулась по 30-40-градусному склону, после чего почти сразу стала теряться, а то и вовсе исчезла. Шли мы скорее по козьим тропкам с периодическими весьма характерными кучками производства травоядных. В один момент решили-таки спуститься к берегу, но там нас ждал сплошной курумник, к тому же обдаваемый байкальскими волнами и потому скользкий. Так что мы скоро поднялись обратно и старались больше не спускаться. Из-за сопротивления крутому склону и постоянных встреч с поваленными деревьями отдыхать приходилось регулярно. Единожды траверсовали метров 50 через крутое скальное обнажение. Только вот, несмотря на количество затраченных нами сил, мыс Дыроватый приближаться не торопился. Наконец, крутой склон сполз на пологий берег к живописному песчаному плесу. Здесь, в три часа дня мы пообедали неподалеку от рыбацкого лагеря. Рыбаки подсказали нам дальнейший путь, и в 16:00 мы, проигнорировав изящный песчаный берег, заканчивавшийся скалой, однимались на мысовой холм с осыпанным глинистым боком с береговой стороны. Что радовало глаз, так это солнце, придававшее байкальской ряби потрясающий глубокий лазурно-изумрудный тон, перекликавшийся с теплой зеленью сосновой хвои. По выбранной нами тропе через час мы вышли к домику егеря с обустроенным двориком, расположенным в небольшой песчаной бухточке перед мысом Дыроватым. Увы, по здоровым поваленным камням подобраться к самой скале дыроватой со стороны этой бухточки так и не получилось. Дыроватость так и осталась неподступной для отчаянных пешкодавов. Здесь мы часок возмущенно побездельничали и в 6 вечера осваивали лесную тропу, идущую с заднего двора на верхушку мыса. К нашему счастью, здесь тропа была протоптана на славу и тянулась под ногами почти что весело и беззаботно. Через час она привела нас к более пологому луговому берегу, и наконец, к первой благоустроенной стоянке под сенью деревьев около песчано-каменистого пляжа. Столик со скамейками, каменное костровище в виде слегка недодуманной барбекюшницы, набитые крючками гвоздики, вытоптанная полянка по палатки – такой вот нам достался интерьер. Но во славу ужасности этого дня, на этой полянке мы подобрали двух клещей и даже одну блоху – всепожирающих красных мурашей здесь явно не хватало. Остаток вечера морально неустойчивые представители нашей группы, а особенно уже собравшие кровососов товарищи Батон и Лучник, облили себя аэрозолями и регулярно осматривались. Ира же героически доварила ужин, и только потом всецело подключилась к нашей панике. Отужинав, расслабились и повалились в палаточный сон.

26 июля

По тропе
Встали в 08:15 тёплого солнечного утра. Немного кофе перед плотным завтраком тихонько входит в традицию. Пока влажные вещи сохли на каменистом пляжу, позавтракали, разработали концепцию и нюансы проекта «Эко-Зэк», собрались и к 11:45 ушли с полянки по простой и очевидной лесной тропе. Через час добрались до весьма живописной песчаной бухты, в которой обосновались рыбаки со своими семействами. Тропа из бухты раздваивается, так что, переговорив с рыбаками, мы выбрали ту, что уходит направо, глубже в лес (хоть и левая просматривалась более явно). Минут через сорок тропа привела нас в Харгино, где под скалой неподалеку от берега располагался домик егеря с хоз. постройками и голосистыми собаками. Лохматые во всех красках доложили служителю Прибайкальского Национального о случайных посетителях. Добродушный хозяин собрал с нас подать в размере 240 деревянных за голову, выдал пропуск и вызвался показать нам выход на обходную тропу через перевал Пыхтун. На свежую кровь с водных просторов подтянулись еще два егеря из мест ниже по нашему пешему течению, но анфочюнатли опоздали. Мы отправились к берегу заесть наши растраты обеденным перекусом, где заняли столик с видом на каменистый пляж, который украшали изображающие рыбалку девицы и игривые стаи рыбьей молоди в прозрачной воде. Собственно, из-за многочисленных прижимов по берегу наш дальнейший маршрут вновь уходил от Байкальского брега в лес. Достопримечательностью этой тропы и гордостью местного егеря является сурово закрученное жизнью дерево в самом начале леса – его нельзя не заметить по левую руку. И столь же скоро начинается протяженный подъём в гору по смешанному лесу (с няшками типа подосиновиков), потихоньку выходящий на плато. На спуске же лес хвойный и с маслятами, а под ногами шумит широкая галечная сыпуха. Итак, попыхтев полтора часа без шансов заплутать, мы вновь оказались у берега, в песчаной бухте Сухая. Оглядываясь на задержку в преодолении мыса Дыроватый и на завершающийся отпуск Лёхи, мы переиграли маршрут, добавив в него немного водного транспорта и пару дней изнурительного матрасничества в бухте Сухая, вплоть до 30-го числа. Бухта была плотно населена приветливыми отдыхающими, так что нам досталась стоянка с двумя огромными муравейниками, разумеется, сплошь кишащая мурашами. После первых 10 минут общения с этими аборигенами земля вокруг столика и впоследствии палатки были обильно орошены Москитолом, а в соседние кусты отправлен отвлекающий маневр из мокрых карамелек. Результат нулевой по Кельвину – мы смирились, но не сдались – хлопнули «ПоПисят», поставили палатки, поужинали и как давай дрыхнуть.

27 июля

Выспавшись с запасом и плотно позавтракав, мы отправились налегке в бухту Песчаная, дабы узнать расписание воздушно-подушного Баргузина и пополнить нескромно подсожранную провизию. Тропа из бухты Сухая уводила в сухостой, повидавший пожары, и после временно сливалась с наезженной автомобильной «тропой» вплоть до домиков встречавшихся нам егерей. Уже перед бухтой Бабушка тропа расходилась. Левая вела на пляжик (где мы поплавали-полазали, а на обратном пути перекусили), от нее направо уходила тропа на мыс и далее в бухту.
Ходульные деревья
Правая же опять делилась на ту, что вела в бухту, и ту, что уходила правее в Долгую Падь. Имевшиеся указатели на деревьях, увы, были оторваны и перетасованы Неким Нехорошим Человеком. В бухте расставлены информационные щиты ПбНП о запрете палаточного отдыха на ее территории. Но, как и ожидалось в субботу, здесь громко паслось стадо постояльцев базы, перекочевавшее из бухты Песчаная, а с воды атаковала яхтенно-катерная эскадрилья любителей выпить под неуместную эстраду 80-х. Так что крики местной колонии чаек были едва слышны. В итоге, через 2 часа после выхода из Сухой, миновав Малую Колокольню, мы оказались в бухте Песчаная – обители ходульных деревьев и многочисленных домиков базы отдыха. В местном баре мы справились о расписании Баргузина, перекусили и слегка пополнили пищевую казну. Стоит отметить, что наши ожидания по провизии были оправданы лишь частично: с тушенкой на базе были откровенные проблемы, а для покупки хлеба пришлось пройти короткий советско-бюрократический квест. А вот пивася тут на всех хватит. Возвращаясь в Сухую, мы опять заглянули на пляжик с черным песком близ Бабушки, дабы перекусить. А дальше ужин и сон.

28-29 июля

То были Сухие дни откровенного матрасничества, чешского, подкидного и переводного дуракаваляния, лучных стрельбищ, презентации ancient-ethno-tech-underground-группы «МаМонт», полуночной шары и вылазок в поисках близлежащих достопримечательностей. Плюс ко всему, 29-го удалось перебраться на освободившуюся стоянку в центре бухты, где с мурашами дело обстояло гораздо лучше. При всем к ним уважении, заели уже, ей богу.

30 июля (ударно-героический)

Подъем в 7 утра уже предвещал что-то особенное. Хорошенько позавтракав, в 10 утра мы вышли по уже хоженному маршруту до Песчаной, на этот раз со всем своим добром на плечах. Нести Добро – дело из легких! На этот раз на облюбованный нами пляж близ Бабушки попасть удалось только Ире – несанкционированная акция купания нагих женщин в Байкале, хохочущих похлеще чаек. Мы же загорали и купались в Песчаной тихо и прилично, дожидаясь прибытия Баргузина в полчетвёртого. Попутно расспросили владельцев местных посудин, но безуспешно. Наше социопатическое одиночество на маленьком кусочке пляжа скрасила выгрузившаяся прямо перед нашим носом группа фотографируще-плюхающегося разновозрастного пипла под чутким руководством бородатого гида. Баргузин немного опоздал, но на борт нас приняли без проблем – до Большого Голоустного взяли 500 рублей, а до Листвянки за 2000. Тут же, через 200 метров, причалили к элитной базе «Байкальские дюны». В результате наши рюкзаки утонули в обилии гламурных чемоданов, а в салон проникли скандалирующие дамы. Примерно через полчаса корабль причалил к Голоустному, где нас троих пафосно-эксклюзивно сгрузили на берег, а Лёха остался держать курс на Листвянку, прямиком к финалу своего отпуска. Наш же маршрут делает петельку в магазинчик ГдеЕстьДажеШвепсИндианТоник – «Причал». Здесь мы обрели всё, что нам не хватало для скромного счастья, и направились по автодороге в сторону Больших Котов. Вдалеке маячил мыс Малый Кадильный, и мы, глядя на вечерние часы, как бы в шутку обсуждали его как финальную точку этого дня. Скоро замаячил и шлагбаум ПбНП, и недалече после него мы встретили прибайкальского джедая в тельняжке, занятого шашлыком. Точнее он нас выбежал встречать, но на спешную фразу «Ребята, Прибайкальский Национальный Парк!» получил законное и каменное «Мы знаем». Дальнейший короткий диалог благополучно остался без денежных операций, хотя наш моцион в Парке уже вышел за оплаченные в Харгино рамки. Еще через метров 200 вышли с дороги на начало тропы, где перекусили за 15 минут и пошли дальше. Тропа хорошая, просыпанная щебнем, но иногда на ней попадается железная проволока со старой линии связи, поэтому в потёмках по ней идти неприятно и даже опасно. Изредка встречались обвалившиеся участки тропы. Солнце плавно садилось, мыс Кадильный плавно приближался, и идея до него дойти плавно укоренялась в наших умах. На одной из стоянок мы встретили уже знакомый нам с Песчанки водоплавающий коллектив с гидом, но на этот раз не с фотоаппаратами, а с палатками и рыбой. Гид поинтересовался, догнали ли мы их катер пешком – мы не смогли отрицать этой невозможности! Следующие стоянки, располагаясь достаточно высоко на отвесном берегу, оказались лишены явного подступа к воде. Теперь-то Кадильный утвердился окончательно на роль «пункта Б», хотя силы потихоньку покидали двуногих. Так или иначе, к 10 вечера мы, увоженные и обезвоженные, доползли-таки до стоянки у воды на
Вид с М.Кадильного
Малом Кадильном. Сделав теперь этот героический бросок, мы могли честно выспаться и с утра сбегать до близлежащих пещер. Собравшись с остатками сил, приняли леденящие водные процедуры, приготовили ужин, поели в свете фонариков и расползлись по палаткам.

31 июля

Проснувшись уже с задними ногами, мы позавтракали и отправились налегке в близлежащую падь, пролегающую между вершинами мыса перпендикулярно берегу. Цель – осмотреть местные пещеры. Ближе к подъему тропа расходилась. Первая пещера, к которой вела влево вверх обычная тропа, оказалась достаточно глубокой, прямой и заужающейся. Тропа, уходящая вправо и вверх, представляла собой очаровательную укрепленную брусом лестницу и вела к двум соседствующим пещерам. Верхняя неглубокая и непримечательная. Нижняя же пещера впечатляет своим исполнением и освещением и представляет собой низкий лаз, ведущий в высокую куполообразную комнату со сквозным отверстием вверху, через которое бьют лучи солнечного света. После мы вернулись в начало тропы и забрались на правую вершину мыса, коронованную забавным каменным зубом, а откуда увидели в нашем лагере шевелящееся розовое пятно из неких незваных гостей – подумали на байдарочников. Спустившись к палаткам, обнаружили там юношеско-тёточный коллектив, без ложной скромности сжигающий наши дровишки. К слову сказать, стоянок вокруг немало. Пока мы кипятили по такому случаю чай и собирали палатки, через стоянку протянулась хорошо знакомая нам группа Песчаного пипла с гидом, на этот раз уже с рюкзаками за спинами. За ними же к стоянке подтягивалась мрачная ливневая туча. Три группы, собравшиеся в одном этом месте, стали отчаянно перевоплощаться в нечто водостойкое, ну или в пофигистское, как в нашем случае. Через 50 метров пути по проселочной дороге нас настиг-таки хороший ливень и провожал нас до самой базы Большого Кадильного. Да и после еще покапал. Когда он, наконец, стих, мы топали по местами уклончивой тропе со скользкими каменьями и корнями деревьев.
Вид на чертов мост
Добравшись до пологой стоянки перед Чертовым Мостом, мы переоделись посуше и потеплее. К фотосессии на Мосту уже разъяснилось. Пройдя эти стены из оглаженных водой камней, сцепленных монотонно-серой породой, мы вышли к песочно-каменистому пляжу, где устроили перекус и тронули к Скриперу. Тропа то уходила на траву, то возвращалась к пляжу. На подходе к Скриперу, мы поначалу пошли по протоптанной тропе параллельно берегу и вкоре обнаружили, что она упирается в скалы, вынудив нас вернуться к пляжу. Ира бывала здесь не раз, и по ее словам обходная тропа по Скриперу и ее отличительные особенности поменялись и стали менее узнаваемы. Пока Батон батонился на пляжу с опухшим голеностопом, Ира и Дима разбежались в разные стороны на разведку – тропа была найдена практически мгновенно. Собственно, она уходила под прямым углом от берега в небольшое ущелье между скрипером и предыдущей скалой. Поднявшись по ней на Скрипер, устроили там фотосессию, а после спустились к берегу на ровную площадку в 3-4 км от Больших Котов. С дровами здесь было проблематично – Дима их притащил издалека. Да и до воды не то чтобы рукой подать – метров 25 обустроенного спуска. Ополоснулись, поужинали, потрещали о мужском и женском и ушли давить храпуна.В планах следующего дня счастливый финал – добежать до Больших Котов и махнуть на ракете утренним рейсом до Листвянки.

1 августа

Подскочили в 8 утра, позавтракали с изобилием кофе и запасом вчерашнего роскошного чая со смородиновым листом и чабрецом. Спешно собрали палатки и к 10 утра вышли по местами размытой и обваленной тропе к Котам. Заметили, что эти места можно культурно обойти по береговой кромке. В деревне выяснилось что день четверг – это же совершенно удивительный день недели, единственный в своем роде, в который именно с утра нет рейса ракеты. В остальные дни ракета прибывает примерно в 11:30-12:00. Ну а разгадку сего феномена знает разве что Друзь. Ждать вечернего рейса в 18:00 нам было нерезонно, поскольку до Ангарска мы бы вряд ли успели добраться до ночи. Так что Диман отправился общаться с частными извозчиками в закоулках деревни и скоро вернулся с хорошей новостью – нашлась прогулочная моторка за 1500 рублей на троих. До двух часов дня мы ждали ее водителя, поедая пирожки с картофляном и валяя дурака в местном магазинчике. Ко времени «Ч» нас встретила очаровательнейшая семейная пара, обуздавшая моторную Казанку-5: шебутная тетка, которую мы встретили уже раз 5 в деревне, и лихой мужичок, изрядно напоенный «чаем». Мы залезли собственно в лодку, а жизнерадостная мадам разместилась прямо на ее носу перед лобовыми стеклами. Спустя минут 15 неспешного хода наш рулевой начал откровенно клевать носом. При этом лодка направлялась в безбрежные просторы Байкала. И так все 20 км с нарастающими осложнениями, хотя оклики жены и мои внезапные расспросы все-таки вмешивались во внезапный сон мужика. О чудо, мы добрались до пляжа на Листвянке и снова доверились своим ногам! Зашли на рыбный рынок и после гуляний с расспросами удачно заторговались на оптовых началах с одной из бабуль. На пляжике заточили омуля горячего копчения и, успешно завершив Листвяночную миссию, отправились на маршрутке в Иркутск, а оттуда на автобусе в Ангарск. И вот уже ду-у-у-уш, дива-а-ан, ти-ви-и-и с чемпионатом мира по водным видам спорта внутри и всякие прочие блага городской квартиры.

THE END.

И. ФефеловСпасибо!

>>Спешно собрали палатки и к 10 утра вышли по местами размытой и обваленной тропе к Котам. Заметили, что эти места можно культурно обойти по береговой кромке.

Ага, та тропа уже лет десять еще та... От Скрипера только где-то до мыса Сибирякова по террасе, за ним спускаться и по пляжу, подыматься вверх только уже в глубоком распадке в километре(?) от Котов. А я еще помню, когда до самого Скрипера верхом ходить было легко. Потом осыпалась сильно.
22.08.2013, 17:01:25 |
Владимир Прадедов

Группа наша набралась из примерно четырех человек

Некоторое время вникал в смысл, извините
22.08.2013, 22:10:04 |
Александр МамонтовКолоритно! :)
22.08.2013, 23:24:18 |
Zoolyпрекрасно)
Только мне кажется Малый Кадильный из Б.Голоустного еще не виден.
29.08.2013, 08:45:16 |
Artem KuharenkoВиден.
29.08.2013, 09:10:56 |
И. ФефеловБольшой — нет, а Малый (если мыс так называется) — да.
29.08.2013, 13:59:51 |
Светлана Богородская

Zooly: прекрасно)
Только мне кажется Малый Кадильный из Б.Голоустного еще не виден.

У Вячеслава есть фотография с противоположным взглядом — с Малой Кадильной до Большого Голоустного
29.08.2013, 16:53:53 |
Zoolyмне иногда хочется сказать что-то типа "горшочек, не вари!".
Речь идет о том, что ребята вышли с Баргузина в Б.Голоустном (на пирс, я так полагаю) и увидели мыс М.Кадильный. Вот тут я немного засомневалась (http://nature.baikal.ru/map.shtml?rg=primorskiihrebet¢er=172,208&mw=1920&mh=1040).
Всего лишь засомневалась.
А с вершины хребта можно не только Голоустное, но и Песчанку разглядеть.
29.08.2013, 17:17:01 |
И. ФефеловМожно-можно, Даша, с пирса-то легко, и даже от Семенихи можно.
29.08.2013, 17:26:21 |
Ivanishko IrinaПоверьте, М.Кадильный отлично виднеется из Б.Голоустного (с берега). И по карте это видно!