Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Нитка маршрута: пос. Хойтоголр. Ихэ-Ухгун (досюда доехали на тракторе, до места, где река поворачивает к горам) — р. Бурухтуй (шли по лесной дороге, идущей под хребтами от Хойтогола) — разведка 3-го и 4-го левых притоков Бурухтуя (назвали Ягодный и Обманный) — пер. Бурухтуйский, н/к (теперь Волкова) — траверс к пер. Бурухтуйский Восточный (н/к) — каньон Водопадный 2А — р. Ихэ-Ухгун — навесная переправа 2Б — р. Убур-Хонголдойпер. Хонголдойский, н/кр. Ара-Хонголдойруч. Зун-Голпер. Самарский, 1Ар. Ара-Ошейруч. Среднийпер. Хургутыгол-Дабан (Круговой), 1Аруч. Поисковыйпер. Крокодил, 1Ар. Архатр. Зун-Голпер. Четырёх, 1Ар. Шумак-ГолШумакские источникипер. Трёх Капитанов, 1А и Шумакский Зубр. Перевальнаяисточники (радиальное кольцо 1 день) — пер. Шумакский 1А (часть группы) и пер. Элярик 1А (часть группы) — р. ЭхегерНилова Пустынь.

Поход-экспедиция с целью изучения и описания хребта Монго.

Из десяти готовившихся участников в итоге пошли только пятеро – А. Красноштанов, М. Красноштанова, О. Макеев, С. Кулаков, Е. Варфоломеева. Остальных смутили сообщения синоптиков о селях и наводнениях в горах. Маленькая группа оказалась мобильной, легко управляемой и психологически совместимой. 230 км пути по горам были пройдены как на одном дыхании за 15 дней.

У реки Ихе-Ухгунь трактор остановился – дальше не проехать. «Вот вам ваши горы, дальше топайте сами», — посмеялись буряты-трактористы и повернули обратно, в поселок Хойтогол.

Разворачиваем карту: надо оглядеться, куда нас завезли. Места неизвестные, сразу и не разберешь, где находишься. Грибов – видимо-невидимо, и все – белые. Каждый год диву даешься – что-нибудь да увидишь необычное. Боровики в Саянах – это новость для нас.

Брод через реку Ихе-Ухгунь – не простой. После наводнения река вздулась и клокочет. Глубиной почти по пояс и шириной в 40 метров, того и гляди, подогнутся оледеневшие ноги. Сцепившись плечом к плечу, проходим реку стенкой. Обтерлись, переобулись, и дальше.

Держим путь к хребту Монго, неизученному, нехоженому. На карте – ни одного перевала, ни одной тропки не обозначено. Но, тем не менее, охотничья тропа по реке Бурухтуй хорошо набита, встречаются зимовья и балаганы. Побережья реки изобилуют красной и черной смородиной, морошкой и… медведями.

Нами исследованы практически все распадки и притоки левого берега реки Бурухтуй. Наиболее запомнились притоки – Ягодный (назван нами вполне оправданно) и Обманный. На Ягодном – черная смородина крупная, сладкая, в неописуемом количестве. А с устья Обманного притока уже видны гольцы, и мы, решив, что уже у цели, повернули к нему. А когда добрались с тяжелыми рюкзаками до самой границы леса по звериной тропе, только к полудню, оглядевшись с высоты, поняли, что мы не на истоке Бурухтуя, а на его притоке. Как ни обидно, а повернули назад, чтобы все-таки найти исток Бурухтуя.

На третий день пути подошли к единственно логичному перевалу левого берега реки, который назвали Бурухтуйским.

10 августа рано утром на перевале поставлен тур и вложена первая перевальная записка. Можно и вниз. Но, как же не обследовать соседнюю перевальную седловину, тоже на первый взгляд удобную и логичную? Идем и туда. Обе седловины перевала оцениваем как н\к. Но не обратили внимания на то, что здесь, на восточной седловине, козьих следов нет. А значит, животным не нравится сюда ходить. Почему?

Вспомнили об этом уже тогда, когда при спуске с Бурухтуйского Восточного неожиданно под ногами зазияла пропасть – отвесный 65-метровый водопад, окруженный неприступными стенами скал.

Что делать? Назад вернуться – далеко, вперед – сложно, без снаряжения – просто не реально. Снаряжение имеется – две веревки 40 и 60 метров, обвязки, крючья, спусковые устройства. Попробуем вниз! Хотя и не улыбается перспектива болтаться на веревке под падающей на тебя водой на протяжении почти 60 метров.

Спускаем 60-метровую веревку. Не хватает 5 метров до конца водопада. Встает проблема: связать веревки 60 м и 40 м, конечно, можно, но как под напором воды пройти этот узел? Перестежка затруднительна.

Ровно два часа решаем эту задачу, рассчитывая каждый метр веревки, каждый крюк, спуская разведчиков вниз до середины водопада. Женская половина «бунтует», требуя возвращения наверх и обхода по скалам, мужчины (а их большинство) рвутся вниз. Они слишком ленивы, чтобы накручивать лишние километры. К тому же они уже вошли в азарт поединка с водопадом.

Наконец, выясняется, что пониже середины водопада есть скальная площадка, где можно встать одному и вбить крюк для второй веревки. Все решено. Остается рассчитать, кто пойдет первым, кто последним, в каком порядке спускать рюкзаки и как потом сдернуть веревки.

Еще час на расчеты, на подгонку снаряжения и два часа на спуск всей группы и рюкзаков. 5 часов на 60 метров! Впредь будем ходить только по козьим следам.

Снизу водопад смотрится эффектно: ревущая сверкающая ровная лента висит в воздухе и падает в бурлящий «котел». В этом «котле» мы искупались сами и прополоскали все рюкзаки на спуске. Жаль, что не получилось ни одной фотографии за весь поход: как ни уберегали фотоаппарат, все равно он намок вместе с пленкой. Да, такие спуски на любителя! Пройдя водопад, оценили сложность спуска как 2А. Вот вам и некатегорийный перевал!

Но это еще не конец приключений в этот «банный» день. Наш водопад слился с рекой Ихе-Ухгунь в глубоком каньоне. Нам необходимо перебраться на другой берег реки Ихе-Ухгунь. А это возможно только по воздуху. Ну что ж, имея необходимое снаряжение, можно и по воздуху. Тянем навесную переправу. Самый длинноногий (Олег Макеев) отправляется на страховке с берега прыгать по валунам, орудуя шестом. Закрепляет концы веревок на противоположном берегу и остается там встречать приезжающий груз: рюкзаки и людей поочередно. Есть что-то захватывающее в скольжении по веревке над ревущей водой... Жаль, что нет видеокамеры: редкие получились бы кадры. Да и фотоаппарат неаккуратно по водопаду транспортировали… Всё вымокло.

Наконец, все благополучно «приехали». Сдернули верёвки – мокрые, тяжелые. Требуется срочная сушка. Ан, нет! Вот вам, получите ещё и душ: дождичка и грозы. Ну, хорошо, что хоть не снега, и на том спасибо Бурхану. Уж как он любит подкидывать испытания. Но привыкшие ко всему бродяги относятся к ним философски: «А-а-а, ладно, всё равно, уже мокрые!»

До полуночи сушили верёвки и вещи у костра. Этот день был самый трудный день похода, потому что не предсказуемый, но и самый памятный.

Пройден хребет Монго. Дальнейший путь – в Тункинские гольцы.

Всю мощь и угрюмую силу реки Ихе-Ухгунь можно почувствовать в грандиозном каньоне у слияния с притоком Убуртхонголдой. Вода беснуется между непоколебимыми стенами и, натыкаясь на поперечный приток, не менее мощный, встает на дыбы, шипит, вгрызается в скалы, подтачивая их у основания.

Убуртхонголдой более покладист характером. Суров, величав, снисходителен. Не душит путника в тисках каньонов, а наоборот, словно уступает дорогу. Исток этой реки на высоте 2000 метров, у перевала Хонголдойского. (Думаем, что хонголдой — это пастбище. А убурт – значит южный. Северный исток — Ара-Хонголдой).

Перевал Хонголдойский – это обширное полуторакилометровое зелёное поле с озером в центре и домиком пастуха. На берегу – стог сена. Закрой глаза на белеющие вокруг вершины и можно подумать, что ты где-нибудь в средней полосе России.

Перевальный тур усыпан гранатом. Искрятся багровым пламенем зёрна правильных двенадцатигранников прямо под ногами.

Поздно вечером спускаемся по реке Ара-Хонголдой до границы леса. «Дежурная» ежевечерняя туча подкарауливает нас, чтобы опять выполоскать.

Утром 12 августа сворачиваем на правый приток реки Ара-ХонголдойЗунгол Западный и поднимаемся вверх, под перевал Самарский.

Зунгол остался в памяти как розовый ручей. Глыбы нежно-розовых мраморов оттеняют воду цветом зари. Тихие розовые плесы из тончайшего мраморного песка. На ощупь этот розовый песок шелковистее сахарной пудры. Королевский пляж!

Перевал Самарский весь в тучах. Пробрасывает снег с дождем. Долго решаем: идти на перевал или подождать до завтра. Опять же, ночевать в такую погоду на границе леса не сладко. Когда туча ложится буквально на наши головы и заволакивает всю видимость, накрываемся одним большим куском полиэтилена и, пожевывая сухарики, взвешиваем все «за» и «против». Женская половина – «за», мужская – против перевала. Руководитель колеблется. В конце концов, как только появляется малейший просвет в небе, отправляемся на Самарский.

Оказалось, перевал не стоил долгих споров. На категорию 1Б, как он обозначен на карте, перевал не тянет, мы его оценили как 1А и, оставив записку в туре, стали спускаться вниз, к реке Ара-Ошей, чтобы остановиться на ночлег у границы леса.

Ара-Ошей – полноводная река, уступающая по своей величине в Тункинских гольцах только, пожалуй, Китою. Река изобилует хариусом. Но, к сожалению, наша встреча с Ара-Ошей коротка: только переночуем, а утром опять уйдем в гольцовую зону по правому притоку (без названия).

Напротив этого притока Ара-Ошей разливается широко-широко и становится мелкой и «ручной», поэтому проходим ее вброд без труда, почти не замочив ног.

Приток назвали Каньонным (до самой границы леса он течет между отвесными берегами). Прошли его быстро, часа за два, и встали на ночлег пораньше, чтоб каждый мог отдохнуть и заняться любимым делом: Сергей и Олег собирают грибы, Женя и Марина устроили баню, а начальник опять сушит верёвку и портит погоду. Об этой не просыхающей верёвке уже сложилась притча: «Начальник вывесил верёвку – это не к добру». Или: «Не суши верёвки – будет дождь». И, конечно, как только они были развешаны (приманки для дождя), так на чистейшее голубое небо откуда-то набросились чёрные тучи. Что остается начальнику? В спешке их сворачивать, чтоб не промокли ещё сильней. Но только он их смаркирует – дождь кончается! И так бесконечно.

На другой день проходим с утра перевал Хургутыголдабан (Круговой). Мы в восторге от его оригинальной логики и красоты. Посреди сложнейших скальных фигур такой идеально простой ход!

А после обеда еще один перевал – Крокодил. Какой умник и когда залез на него, а главное – зачем? Мы так этого и не поняли, но решили, что больше туда не пойдем. Бессмысленный перелаз через хребет высотой почти три тысячи метров. Неудивительно, что к концу дня группу «закрокодилило», и мы все слегка переругались. Но не надолго, конечно. И совсем слегка.

Выйдя на реку Архат, неожиданно утопаем в голубичнике, и наша «крокодилистость» мгновенно улетучивается. На Архате чувствуем себя как дома, эти места уже знакомы нам, и до Шумака осталось недалеко. Обилие голубики и маслят позволяет приготовить роскошный ужин – плов с грибами и голубичный кисель.

15 августа спускаемся вдоль Архатского каньона по хорошей тропе до Восточного Зунгола (правый приток). Маршрут нами умышленно проложен по этой реке, здесь мы планируем собрать минеральное сырье – каменное масло для Свирской медсанчасти. Встречается оно в труднодоступных ущельях вдоль реки, на отвесных стенах специфических скальных пород. Набрав впятером за 2 часа около 5 кг масла, поднимаемся к гольцовой зоне под перевал Четырёх. Очень высокий, крутой и затяжной подъем по мелкоосыпному склону. Шаг вверх — на шаг съезжаешь вниз… Побарахтались малость… На перевале светится стальной обелиск из ледорубов.

Встаем на ночлег на границе леса, в зарослях северной таёжной ягоды шикши (водяника). Отсюда конная тропа уведёт нас завтра прямо на Шумакские источники.

Утром нетерпеливая женская половина, не дожидаясь, когда мужики выспятся, собираются и уходят пораньше к источникам. Ликующее утро! Роса искрится в солнечных лучах, цветы и травы благоухают ароматами, а река журчит до того умиротворёно, что просто дыхание останавливается от восторга! Наверное, все хотят побыть наедине с природой, поэтому, каждый, как Робинзон, идет сам по себе. Отыскивать тропку среди зарослей лиан, пробираться между высокими корнями вековых кедров, десятки раз пересекать петляющую реку, иногда балансируя шестом на мосточке из упавшего дерева, или упасть на мягкую земляничную полянку, откинув в сторону рюкзак – это ли не счастье?

Торопиться больше некуда, мы подходим к долгожданным Шумакским источникам, где собираемся денёк-другой пожить. Тропа становится всё шире, утоптанней, и подводит нас к «деревне». Но тихо в ней и пусто. Август. В это время здесь не бывает людно (1993 год!). На всю «деревню» только группа москвичей, три омича, да наш иркутянин Леонид Стрелюк.

Пока собиралась вся группа, девчонки обследовали домики и выбрали для проживания самый уютный, насобирали рыжиков и земляники для праздничного обеда. Нет ничего вкуснее плова с рыжиками и пончиков с земляникой.

Погода – чудесная, хоть загорай, что мы и делаем. Начальнику нашему внушаем убедительно, чтоб верёвки не доставал, но не слушает он нас, упрямый: опять развешивает их на деревьях и злит погоду. Разгневанный Бурхан немедленно нагоняет тучи, и всю нашу пляжную идиллию засыпает по щиколотку градом величиной с теннисный шарик...

Приняв радоновую ванну, попив водички из каждого источника, собираемся за праздничным столом все: и мы, и группа Леонида Стрелюка (они совершали тогда свою знаменитую «шестёрку» траверсом Тунков), и группа москвичей. У каждого есть что порассказать о своих похождениях. Общение – это радость, особенно, после десятидневного скитания вдали от людей.

На следующий день на Шумак «заваливает» группа «Ралли Интернейшнл» (англичане и японцы – 20 человек) с обезумевшими глазами, синими коленками и отчаянными возгласами: «О! О! О! Мой Бог! Как у вас тут в Саянах холодно!» Мы посоветовали им надевать резиновые сапоги, шапки и варежки, а не шортики, маечки и пляжные туфли.

Наша Евгенья, студентка ИнЯза, сразу нашла себе друзей среди них и с сияющим лицом бегала по вечерам «практиковаться в языке». Мы через неё тоже кой чему научились, и, встретив японцев на тропе, можем теперь солидно сказать им: «Кёва атэтэкайтэ тэнки дэснэй» («хорошая погода сегодня, не правда ли?»).

На второй день лежачего отдыха захотелось размяться. Пошли прогуляться на пик Шумакский Зуб. Перевал, который ведёт к нему, всего неделю назад посетили трое наших знакомых иркутян и назвали его Три Капитана.

Обзор с пика потрясающий. Почему раньше не забирались сюда? Отпугивал, наверное, его мрачный вид, думали – опасно. На деле выяснилось – восхождение не сложное, даже снаряжение не требуется.

Спустились вдоль эффектного водопада к ключу Перевальному и, набрав опять полные шапки голубики, вернулись к источникам.

В последний день на Шумаке растопили баню и, напарившись пихтовыми вениками, гоняли чаи с пирожными и земляничным вареньем. Не удивляйтесь: пирожные, торты, пончики, блины – это всё неотъемлемая часть нашей походной кухни. (Прикола ради тащили даже через перевалы 6 сырых яиц в контейнере, чтобы на Шумаке приготовить торт со взбитыми белками — удивили всех приглашённых). Москвичи, питающиеся только концентратами и сухарями, были просто шокированы разнообразием наших обедов. И неудивительно, что каждый вечер ароматные дымки нашего очага соблазняли и притягивали к нашему столу всю «деревню», кроме, конечно, англичан – те, вежливо принюхиваясь, ходили мимо. Тактичные!

Кто-то из японцев спросил нашу Евгенью, не тяжело ли нам таскать столько продуктов, ведь в группе 2 слабых женщины, и поход длительный. Евгенья ответила: «А нам, коням, всё равно — 500 или 600г на человека в день по раскладке, 6 яиц — не задавит группу». На следующий день вся деревня говорила о том, что нам весь груз занесли сюда кони, а мы шли только с 500-600 г, а наши трое мужиков своими 6 яйцами задавят любую группу. Женьке мы по практике японского языка поставили незачёт…

18 августа уходим вверх по Шумаку, прощаясь с источниками. У Шумакского водопада делимся: М. Красноштанова и О. Макеев уходят на перевал Элярик, а А. Красноштанов, С. Кулаков и Е. Варфоломеева – на перевал Шумакский.

Элярик – для нас новый перевал, поэтому захотелось там побывать и сделать описание, которого ещё не было. Перед перевалом, чуть ниже его, возвышается моренная гряда, в точности повторяющая очертания Элярика, как в зеркале. Двойное изображение смотрится необычно, эффектно. Перевал удобен и логичен, как и Шумакский, но наличие вьючной тропы на последнем, даёт ему преимущество перед Эляриком.

Вечером вся группа вновь собирается вместе на реке Эхегер, у границы леса. Здесь же и компания Л. Стрелюка. Самый последний ночлег в горах. Утром 20 августа идем вниз, к Тункинской долине. У озёр собираем голубику для домашних варений, а потом, не с пустыми рюкзаками, а опять с полными – в Нилову Пустынь. Спасибо, Бурхан!

Марина Васильева (Красноштанова)


 ПредыдущаяСтраница 2 из 2:  1 2
Sergey VС удовольствием прочитал Ваш рассказ, Марина. Как-то пропустил в декабре.
Что-то поход у вас получился скорее водный, чем горный или пешеходный:-)
19.05.2014, 14:43:54 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Алексей Азаров: А категория сложности пер. Бурухтуйский точно 1А?



Непосредственно сама седловина — вообще н/к. Сложность представляет уже спуск в зоне леса по водопаду, либо в обход. Смотрите описание перевала в объектах.
22.07.2014, 19:38:59 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Sergey V: Что-то поход у вас получился скорее водный, чем горный или пешеходный:-)



Да вроде пешеходный — он и есть пешеходный, с переправами через водные преграды :-)
22.07.2014, 19:39:33 |
Игорь БлиновМарина спасибо за рассказы! Как-будто сам там побывал. С 2005 года хожу только на Шумак через Шумакский, для прокачки организма и поддержания формы, да заглядывал иногда на Аршанский перевал — много дел и жизненных забот от которых не оторвешься... . Но надеюсь ближе к пенсии появится время и походы можно будет разнообразить. Вот тогда и пригодятся ваши маршруты и отзывы о них. Пиши и дальше обязательно, а самое главное продолжай путешествовать....ведь пока есть движение и цели — мы живем. Всех тебе благ и новых троп и перевалов!
20.09.2016, 12:11:19 |
Марина Васильева (Красноштанова)Игорь, большое спасибо за отклик и пожелания! Очень важно для любого автора, что его описания кому-то могут быть нужны и востребованы! Любой положительный отклик на мои рассказы всегда мотивирует меня опубликовать что-то ещё, и ещё... И наоборот, когда отклики пренебрежительные или их вовсе нет — то и мотивация пропадет... :-)
Не всегда есть время публиковать, но желание остаётся. Буду стараться выкраивать время. Есть ещё множество неопубликованных маршрутов Прибайкалья (а также и не Прибайкалья) с описаниями.
20.09.2016, 14:04:18 |
Марина Васильева (Красноштанова)Для Сергея Зубкова. Вот, нашла в тексте ещё одно подтверждение названия пика Шумакский Зуб:

На второй день лежачего отдыха захотелось размяться. Пошли прогуляться на пик Шумакский Зуб. Перевал, который ведёт к нему, всего неделю назад посетили трое наших знакомых иркутян и назвали его Три Капитана.

Не будем называть этих трёх капитанов по именам, но это было именно так, и написан этот рассказ (походный дневник) был в 1993 году, во время совершения этого похода. Так что — авгутс 1993 года — это дата официального первопрохождения перевала Трёх капитанов, а пик Шумакский Зуб был ещё до них пиком Шумакским Зубом.
Посмотрела описание перевала Три Капитана. Странно, что Л. Стрелюк не озвучил там "трёх друзей", которые назвали перевал за неделю до начала нашего похода. Видимо, они не сдали отчёт, и поход получился не официальным. А название перевала закрепилось. Думаю, с подачи Л. Стрелюка. Но к пику это название не имеет никакого отношения!
09.08.2019, 06:21:20 |
 ПредыдущаяСтраница 2 из 2:  1 2
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную