Подготовка традиционно заключалась в изучении картографического, описательного и навигационного материала по району предстоящего путешествия.

Восхождения на Мунку-Сардык со стороны Монголии не редки, но описательного материала мало, тем не менее мне удалось на просторах инета обнаружить описание восхождения на вершину в январе 2009 года, совершенного группой туристов из Иркутска. Их опыт и был положен в основу нашей поездки.

Восхождения на Мунку-Сардык со стороны Монголии совершаются из места, расположенного на границе зоны леса, в нескольких километрах от северной оконечности озера Хубсугул. Для совершения восхождения группы туристов приезжают сначала в монгольский поселок Ханх, где располагаются на одной из туристических баз. Таких баз по берегу озера достаточно много. Действуют они как российско-монгольские предприятия. Возглавляют их, как правило, русские.

Сведений о таких базах в интернете немного. Еще меньше отзывов от тех, кто их посещал. В том отчете, который мы взяли за основу, а также в ряде других описаний посещения озера Хубсугул, дано много положительных отзывов о работе базы Серебряный берег, расположенной в 2,5 км восточнее поселка Ханх, на берегу озера Хубсугул. Ее услугами мы и решили воспользоваться.

Основной достопримечательностью тех мест является озеро Хубсугул. Поэтому о нем надо рассказать отдельно.

Озеро Хубсугул считается самым красивым озером в Монголии. Это самое глубокое озеро в стране, расположенное у подножия высоких гор хребтов Баян-Зу, Хийн-Нууру и Мунку-Сардык. Озеро с кристально чистой водой и живописным девственным побережьем, густо заросшим высокими 25-метровыми лиственницами у самой кромки воды, остается до сих пор нетронутым оазисом дикой природы. В мире осталось совсем немного подобных мест, где совершенно не ощущается присутствие человека и природа сохраняет свое естественное состояние в неизменном первозданном виде на протяжении тысячелетий. Здесь много птиц, можно часто увидеть диких зверей, в притоках водится таймень, а озеро чрезвычайно богато рыбой. В геологическом плане Хубсугул — водоем байкальского типа и его иногда называют меньшим братом Байкала. Родственные связи подчеркиваются не только схожестью береговых ландшафтов, вода, вытекающая из Хубсугула с рекой Эгийн-Гола, попадает сначала в Селенгу, крупнейший приток Байкала, а затем, пройдя свыше 1200 км по степям Монголии и Забайкалья, вливается в Байкал. Оба великих азиатских озера расположены в одном разломе земной коры, имеют схожую серповидную форму и ассиметричные подводные склоны котловины. Вода в Хубсугуле пресная, аналогичная по своим свойствам байкальской воде, чистая и пригодна для питья в сыром виде. По сути, это огромный резервуар чистой питьевой воды, с замечательным минеральным составом. Это второе по величине пресное озеро в Центральной Азии. В нем сосредоточено около 1–2% мирового запаса пресной воды.

Источник.

Вид на озеро Хубсугул с вершины Мунку-Сардык.

Основная цель посещения озера российскими туристами, конечно же, рыбалка. Поэтому многочисленные туристические базы, расположенные вдоль берега озера, специализируются в основном на предоставлении услуг рыбакам. Надо отметить, что успешный лов рыбы возможен далеко не круглый год, а рыбу, пойманную в озере, надо съесть до выезда из Монголии, т.к. ввоз рыбы и мяса на территорию России запрещен.

В процессе изучения маршрута, мною были добыты данные для походного и автомобильного GPS-навигаторов. Походный GPS пополнился точками и треком под вершину, а в автомобильный была залита свежая неофициальная карта Байкальского региона для Навител. Эта карта содержала кусок Монголии в районе поселка Ханх. Карта актуальная, рекомендую.

Визы Монголии можно получить в Монгольском консульстве в Иркутске. Правила весьма простые и визы делаются оперативно, личное присутствие того, кому нужна виза, не требуется. Однако, посчитав стоимость билета на поезд Красноярск—Иркутск, стоимость проживания в Иркутске, а также учтя то, что для въезда в страну требуется официальное приглашение из Монголии, мы посчитали оптимальным обратиться к услугам той же турбазы «Серебряный берег». Надо отметить, что персонал базы сработал отлично. Каких-либо затруднений, непониманий или задержек при получении виз у нас не было. Стоимость получения виз, с учетом затрат на пересылку наших загранпаспортов, составила чуть менее 3000 рублей с человека.

Я всю свою жизнь прослужил в армии и в настоящей загранице ни разу не был. Вряд ли можно учитывать ГДР с родителями в глубоком детстве, а также выезды во взрослом возрасте в Казахстан, Киргизию и Абхазию. Недавно я уволился с военной службы на пенсию, получил загранпаспорт, и Монголия стала для меня первым настоящим иностранным государством, которое мне предстояло посетить. Поэтому я, наверное, больше всех других в нашей группе радовался монгольской визе в своем новеньком загранпаспорте.

По плану путешествия нам предстояло некоторое время находиться в российской погранзоне. Проконсультировавшись по телефону у пограничников в Улан-Уде, я выяснил, что нам потребуются еще и пропуска в российскую погранзону. Получение этих пропусков процедура для меня уже отработанная и никаких затруднений не составила. Описывать тут подробно не буду, но если кому интересно, пишите в личку, все расскажу, дело это нехитрое.

От сотрудников базы «Серебряный берег» и из отчетов узнал, что для восхождения на вершину Мунку-Сардык требуются пропуска в Монгольскую погранзону. Их надо оформлять на месте и лично. Поэтому эту процедуру отложили до приезда в Монголию.

Так как со стороны Монголии восходить особо не на что, то для того, чтобы встряхнуть закисший в комфортной городской жизни организм, было решено заехать сначала в район массива Мунку-Сардык с российской стороны и совершить акклиматизационное восхождение на простенькую вершину Обзорная, высотой 2900 метров.

Как и в прошлом году, в автоколонну поездки входил мой Honda Odyssey и Mitsubishi Lancer моего товарища Сергея.

Не знаю, как готовил машину Сергей, но у меня подготовка заключалась в устранении возникших за истекший год эксплуатации недочетов по подвеске. Кроме того, были заменены родные абсолютовские и изрядно уже подсевшие пружины на штатные пружины простого RA7. Машина стала заметно выше, что немаловажно, ввиду предстоящего монгольского бездорожья.

В связи с ранней весной в этом году в Сибири, решили ехать на летней резине, благо, все уже к этому времени давно переобулись. Немного рискованно, но шансы всю дорогу без толку скрести шипами радовали еще меньше. С собой была взята резервная покрышка.

Судя по отчетам (которые подтвердились), с бензином в Монголии, мягко говоря, не очень, поэтому я взял 10-литровую канистру аварийного запаса бензина. Аккумулятор у меня был уже дохлый, поэтому был взят такой же дохлый про запас. Ну и стандартное — ремни, свечи, провода для прикуривания и буксирный трос.

Связь между машинами традиционно вели с помощью УКВ раций в LPD диапазоне на частоте автомобильного канала для легковых машин (433,5 МГц, 18-й канал LPD). Моя машина была также оснащена СВ рацией, настроенной на канал дальнобойщиков (15АМ). Без СВ-рации я уже не представляю дальнего автопутешествия, без нее на трассе как глухонемой.

Партнером нашей поездки выступило Красноярское «Агентство маркетинга и рекламы UpTime». Сотрудники этой фирмы изготовили замечательные наклейки на задние стекла наших авто — за что им огромное спасибо ! :)

В нашей группе было 8 человек, в основном знакомых между собой по Красноярской городской секции горного туризма и имеющих весомый горный опыт, но для троих эта поездка стала первым настоящим горным приключением.

В связи с тем, что восхождение на Мунку-Сардык со стороны Монголии не представляет никакой технической трудности, специального горного снаряжения с собой не брали, ограничившись лишь касками на каждого, двумя парами кошек на группу и одной основной веревкой.

Итак, поехали!

Далее (Дорога в Позную)

Sergey Sergeevich"У России с Монголией визовый режим. В начале 90-х передовые демократические государства объяснили молодой Монгольской демократии, что у них главные враги — Россия и Китай, поэтому, несмотря на неоднократные предложения Российского международного ведомства отменить визовый режим, монголы облегчать режим на границе не торопятся." — к сентябрю этого года хотят отменить.
04.07.2014, 00:22:25 |
Юрий ВласовДай бог, дай бог :) А с другой стороны — отрадно что успели получить в паспорт монгольскую визу, на память :)
04.07.2014, 00:24:35 |
Юрий ВласовРоссия и Монголия отменили визы

Соглашение было подписано в присутствии президентов РФ и Монголии Путина и Элбэгдоржа

УЛАН-БАТОР, 3 сентября. /Спец.корр.ИТАР-ТАСС/. Россия и Монголия отменили визы. Соглашение об условиях взаимных поездок граждан подписано сегодня в присутствии президентов РФ и Монголии Владимира Путина и Цахиагийна Элбэгдоржа.

Безвизовый режим между двумя странами существовал ранее, но был приостановлен монгольской стороной в 1994 году. "Теперь режим возобновляется для безвизовых поездок всех граждан", — сообщил во вторник помощник Путина Юрий Ушаков. По его оценке, "это придаст дополнительный импульс развитию взаимовыгодных деловых, культурных и туристических связей".

В понедельник премьер-министр Дмитрий Медведев поручил МИД подписать от имени правительства РФ Соглашение об условиях взаимных поездок граждан России и Монголии.

Как говорится в документе, "граждане государств одной стороны въезжают, выезжают, следуют транзитом и пребывают на территории государства другой стороны на основании действительных документов, удостоверяющих личность, без виз при условии, что продолжительность их непрерывного пребывания не превышает 30 дней". При этом суммарный срок пребывания без виз не должен превышать двух месяцев в период 180 дней начиная с даты первого въезда на территорию другого государства, отмечается в проекте соглашения.
15 соглашений о сотрудничестве

Россия и Монголия также заключили 15 соглашений о сотрудничестве.

Так, сторонами подписаны соглашение о создании трансграничного резервата (природоохранной территории) "Истоки Амура", протокол об оказании Монголии военно-технической помощи на безвозмездной основе, соглашение об условиях взаимных поездок граждан, соглашение о реадмиссии и протокол о порядке его реализации, соглашение о сотрудничестве между министерствами юстиции, меморандум по развитию торгово-экономических связей, протокол о намерениях между Министерством транспорта РФ и министерством дорог и транспорта Монголии, меморандум о сотрудничестве между Федеральным казначейством России и Казначейским департаментом минфина Монголии.

Кроме того, скреплены подписями меморандум о взаимопонимании между Федеральной миграционной службой и Главным управлением иммиграционной службы Монголии, соглашение между "Роснефтью" и министерством образования и науки Монголии об обучении граждан Монголии в вузах-партнерах "Роснефти", соглашение между РЖД и министерством дорог и транспорта Монголии о стратегическом партнерстве по модернизации и развитию "Улан-Баторской железной дороги", меморандум о взаимопонимании между "Аэрофлотом" и "МИАТ — Монгольские авиалинии".

Источник
03.09.2014, 18:11:51 |
Юрий ВласовСоглашение о безвизовых поездках между Монголией и РФ вступает в силу

05:13 14.11.2014

Как отметил помощник президента РФ Юрий Ушаков, это соглашение "придаст дополнительный импульс развитию взаимовыгодных деловых, культурных и туристических связей" между двумя странами.

ПЕКИН, 14 ноя — РИА Новости. Соглашение между Россией и Монголией о безвизовых поездках до 30 дней для граждан этих стран вступает в силу 14 ноября.

Безвизовый режим между РФ и Монголией был отменен в 1995 году по инициативе монгольской стороны.

В ходе рабочего визита президента РФ Владимира Путина в Монголию в начале сентября этого года правительства двух стран подписали соглашение об условиях взаимных поездок граждан РФ и Монголии.

Согласно документу, граждане этих стран, имеющие дипломатические, служебные, заграничные паспорта, могут въезжать, выезжать, следовать транзитом и пребывать на территории другого государства без виз до 30 дней, при этом суммарный срок пребывания не должен превышать 90 суток в течение 180 дней, начиная с даты первого въезда.

Граждане одного государства, намеревающиеся пребывать либо проживать на территории другого государства более 30 дней, либо работать или заниматься коммерческой деятельностью на его территории, должны получить визу в соответствии с законодательством страны, в которую они въезжают.