Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

4 мая 2014 года

Маршрут дня: лагерь на Стрелке — р. Белый Иркут — Позная (пешком) — пос. Монды — пограничный переход Ханх — пос. Ханх — оз. Хубсугул — база отдыха «Серебряный берег».

Утром спали вволю, но долго не пролежали, часов в 8 все уже были на ногах. Завтрак не готовили, только попили чай. Быстро собрали лагерь и пошли вниз по реке к нашим машинам.

Погода была великолепной!

Погоды стояли холодные и в каньоне было очень скользко, прямо таки бутылочный лед.

Где-то уже после каньона, навстречу попались двое пограничников, которые спросили не видели ли мы кого-то кто перешел из-за границы ? Вообще, год от года, активность пограничников в этом районе растет. Я уже 6-й раз приехал сюда и только в этом году, впервые встретил пограничный наряд.

Пока шли, узнали, что с начала майских праздников, на Мунку уже 6-ть пострадавших, слава богу погибших нет.

В позной поели бууз и стали перепаковываться для автомобильного переезда.

Юля и Ваня не успели сделать себе заграничные паспорта и остались гулять по горам с российской стороны.

Ну а мы погрузились в машины и поехали за границу.

Вчера в горах мы насобирали Саган-Дайли и колючки. Можно ли возить траву туда-сюда через границу мы не знали и на всякий случай решили ее припрятать по дороге к пропускному пункту.

На выезде с грунтовки на асфальт с удивлением обнаружил, что последняя заправка на территории России не тяп-ляп, а самая настоящая Роснефть. Так что в Мондах перед Монголией можно заправляться смело.

Вообще, по Тункинской долине идет отличное асфальтированное шоссе, которое заканчивается где-то сразу после священного места с Буддой. Дальше, до границы тоже идет асфальт, но с каждым километром он становится все хуже и хуже.

Нашу траву Серега и Саша припрятали у приметного километрового столба в лесочке, а я еще и GPS точку поставил на этом месте.

Ехать до границы не долго, как мне показалось, от последней заправки — километров 5-7. Возле самой границы асфальт стал совсем уж ужасным — ямы, размывы, вспученности. Короче, не разгонишься и надо в оба глаза смотреть, чтобы не остаться с пробитым картером или без колеса.

Из достопримечательностей: действующая астрономическая обсерватория, сверкающая своими куполами в 3 км от дороги.

Автомобильный пункт пропуска Монды-Ханх (302 км от Иркутска) расположен на перевале Мунгийн-Даба (1830 м). Имеет статус двухстороннего. Это значит, что пересекать здесь границу могут только граждане Монголии и России. Работает летом с 15 апреля по 15 сентября — с 10:00 до 18:00, зимой — с 10:00 до 17:00. В выходные и праздничные дни не работает.

Источник.

Из памятки туристу по пересечению Российско-Монгольской границы:

На российском погранпереходе декларации, как правило, заполняют только водители. Туристы заполняют декларации в том случае, если надо задекларировать вывоз предметов, с которыми могут быть проблемы при обратном ввозе в Россию. Рекомендуем запомнить или записать номер своего паспорта, так как на время заполнения декларации паспорта забираются. Информация для водителей: если машина управляется по доверенности, необходимо чтобы она была нотариально заверена. Если используется транспорт юридических лиц, водитель должен иметь путевой лист и командировочное удостоверение. Если используются автобусы категории «Д» с желтыми номерами, то необходимо иметь допуск к международным перевозкам. Фотографирование на территории погранперехода только с разрешения пограничников.

На монгольском погранпереходе регистрационный листок и декларацию заполняют все. Водитель дополнительно заполняет листок, в котором ставят отметки таможня и пограничники. Необходимо сохранять этот листок до момента выезда из Монголии. Могут быть удержаны следующие сборы: 50 руб. за санобработку машины и по 50 руб. с каждого человека таможенный сбор. После выезда с погранперехода, примерно через три километра будет деревянное здание заставы со шлагбаумом. Необходимо остановиться перед шлагбаумом и дождаться когда пограничники откроют, если никого не будет, то посигналить. На заставе могут взять по 200 рублей с человека за регистрацию и оплату пребывания в нац. парке, а также по 200 рублей с каждой машины за въезд в нац. парк. Сохраните эти квитанции, так как во время пребывания на Хубсугуле их могут проверять.

Источник.

Как было у нас

Подъехали к воротам. Очереди нет, да и вообще, мы единственные, кто хочет в этот момент покинуть Родину. Ворота закрыты, мы подъехали прямо к ним. Выходит пограничник и говорит, чтобы мы сдали назад и встали на СТОП-линии, затем спрашивает цель нашего прибытия. Говорим, что едем в Монголию. Он открывает ворота. Дальше на асфальте разметка на два ряда движения и линия СТОП на каждом ряду. Машину надо остановить на линии СТОП и дружно всем пройти на таможню.

Таможня расположена в небольшом домике слева по ходу движения (есть табличка). Заходим вовнутрь — там помещение и окошко. Таможенник — разговорчивый бурят, приглашает всех толпой к окошку, достает миниатюрную видеокамеру похожую на видеорегистратор, включает ее и объявляет что все разговоры и дествия будут записываться на видео. Затем задаются стандартные при пересечении границы вопросы — куда, зачем и не везем ли оружие, наркотики и боеприпасы. Отдельно поинтересовался кто из нас имеет разрешение на оружие. Затем все ему подают загранпаспорта и он заносит данные в свой комп. Водители, кроме паспортов, подают СТС. Тут важно чтобы машина принадлежала лично вам, если авто у вас по доверенности, то нужна нотариально-заверенная доверенность с оговоренным правом выезда за рубеж.

После этого пассажиры — свободны и ждут водителей в помещении или на улице, но подходить к машинам им запрещено. Водители вместе с таможенником идут к машинам и предъявляют их к осмотру. Поднимается капот, открывается и показывается то что потребует таможенник. Таможенник сам ничего руками не трогает и постоянно все снимает на видео. Открывает всякие полости и вытаскивает вещи только сам водитель. Нам предложили показать содержимое бардачков, вытащить вещи из багажника и открыть коробки в которых мы везли походную еду. Ну вобщем водителям на русской границе пришлось самим разгрузить и загрузить машины. Содержимое рюкзаков не смотрели. Печаль в том что помогать пассажиры при выгрузке-загрузке не могут.

После того как машины осмотрены, нам вернули наши паспорта и мы пошли к пограничнику в соседнюю дверь. Там тоже помещение и окошко. Пограничник вышел, посмотрел у каждого паспорт, сверил с фейсом и поставил штамп — ВЫЕЗД. Все ! Можем двигаться дальше.

Ворота открываются и мы проезжаем 100 метров по нейтральной полосе. У монголов ворота тоже закрыты. Немного ждем пока подойдет монгольский погранец и их откроет. Заезжаем и останавливаемся у линии STOP.

К нам выходит симпатичная молодая монголка с надписью на куртке CUSTOM, мы покидаем машины и она ведет нас в двухэтажное кирпичное здание слева от дороги. Вход с торца. Нам выдают небольшие регистрационные анкеты для заполнения. Водителям выдается дополнительный бланк осмотра машины. Потом водителям предлагают пройти к одному из окошек, куда мы подаем загранпаспорт и СТС на машину. Тетенька в синем мундире вносит наши данные к себе в комп и требует по 50 рублей с машины (экологический сбор).

Затем все проходят к окошку таможенника, где наши данные также вносятся в комп, ну и на выходе из помещения в будочке сидит пограничник, который ставит прямо поверх наших виз зеленый штамп ВЪЕЗД. Затем пассажиры пока свободны, а водители идут показывать транспорт. Сначала осмотрела машину тетенька в синем мундире. Опять я разгрузил рюкзаки из машины. Я так понял, эта тетенька представляет собой карантинную службу. Претензий не было и она расписалась в бумажке осмотра машины.

Все должностные лица более-менее говорят на русском, но языковой барьер уже чувствуется. Она мне, видимо, сказала «Не загружай, еще таможня будет смотреть», но я ее не понял и загрузил. Пришлось снова разгружать. :) И опять пассажиры не могут помогать, в общем потренировался и решил, что буду учить монгольский.

Таможенник везде лазил сам, и я на всякий случай за ним следил. Парень такой же, как и русский, точнее российский таможенник, общительный, пытался у Сереги купить его бинокль, но тот не поддался :)

В результате и он расписался в бумажке и разрешил следовать на территорию суверенной Монголии. Шлагбаум на монгольской стороне был открыт и колеса наших машин сделали первые обороты по монгольской земле.

Итак, небольшое резюме: должностные лица вели себя корректно с обеих сторон, шмонали не сильно, но смотрели внимательно. Никаких деклараций мы нигде не заполняли, таможенные сборы никто не брал, страховых сборов никто не требовал, лишь водители заплатили в Монголии экологический сбор 50 рублей.

На пограничном переходе снимать видео и фотографировать нельзя, но как-то так получилось, что я забыл выключить свой видеорегистратор :) Так что, кое-что у меня на память осталось :)

Асфальт кончился сразу за шлагбаумом. Вглубь Монголии вела гравийка очень похожая на дорогу до Орлика. Как-то так сразу за границей началась монгольская степь. Слева возвышался массив Мунку-Сардык, а вдалеке угадывалось озеро.

Вдалеке, чуть правее, виден монгольский погранпереход.

Чувство было восторженное: мечта сбывается — мы едем по Монголии!!! Все вокруг было интересно и любопытно! :)

На границе погранзоны шлагбаум был открыт и мы проехали этот пост не останавливаясь.

От границы, до поселка Ханх — 22 километра. К нашей базе отдыха Серебряный берег можно проехать как через поселок, так и через степь. Для первого раза мы решили проехать через поселок. Вскоре вдали показались его первые дома.

Ханх - небольшой поселок с населением около 2500 человек. Расположен на северном берегу озера Хубсугул. 22 километра от пограничного перехода Монды-Ханх. Поселок Ханх имеет водное сообщение с пос. Хатгалом, время в пути на катере около 8 часов, расстояние по воде – 124 км, по автомобильной дороге – 177 км. В поселке находится детский интернат, спортивный зал. В школе можно ознакомиться с экспонатами краеведческого музея, в числе которых есть предметы железных подвесок с шаманского костюма, найденных в 35 км от Ханха. Имеется несколько туристических баз (ориентированы в первую очередь на прием туристов из России), несколько магазинов, пограничная застава, порт и законсервированная нефтебаза. Бензозаправочная станция расположена на территории нефтебазы (бензин Аи-72 и дизельное топливо).

Источник.

Краткая история поселка Ханх.

"Смотрите ! Яки, Яки !" — закричали девочки :)

Поселок Ханх встретил нас широкой неасфальтированной улицей, по обеим сторонам которой были расположены деревянные дома с подворьями. Часто попадались магазины. Почти все названия были дублированы на русском. Возникла идея сразу начать посещать магазины, но развития не имела, решили оставить на потом. А зря! Надо было сразу затариться на вечер монгольским пивом и водкой.

Первая улица поселка вела к обрывистому берегу, по которому дорога шла крутым серпантином спускаясь к озеру. И вот, мы уже едем вдоль берега озера Хубсугул!

Озеро еще покрывал лед, но он был уже сильно подтаявшим. У берега уже было по 5-10 метров чистой воды.

Мы ехали по самой ближней к озеру улице. Здесь располагалась поселковая администрация, школа-интернат и несколько магазинов. В конце улицы была расположена нефтебаза и пристань.

По поселку я ехал по автонавигатору с актуальной картой этой части Монголии, но где-то зевнул и заехал на галечный пляж озера. Пока я спохватился и развернулся, Серега уже успел застрять. Пошли его выталкивать. Увидев нашу ситуацию, из близлежащего двора выбежали монгольские пацаны и стали нам помогать. Впрочем, вытолкали мы Серегу без особого труда, развернулись и выехали на правильную дорогу.

Все это время мы ехали по вполне проезжим улицам поселка, пока не уперлись в нефтебазу. От пирса в ее сторону шли трубы и переезд через них был сделан из расчета на грузовик, то есть очень высоким. Как мы с Серегой ни старались, но все-таки немного цапанули об это препятствие своими днищами.

Дальше дорога совсем прижалась к озеру и стала изобиловать крупными булдыганами. Проехали с большим трудом, я несколько раз высаживал пассажиров, чтобы машина приподнялась. Некоторые участки дороги я проехал с помощью внешних наблюдателей. Короче говоря, не советую на пузотерке ехать через поселок. Как мы выяснили впоследствии, дорога через степь гораздо лучше.

Базу «Серебряный берег» нашли без труда. Она находится в самом конце построек поселка на берегу озера.

Навстречу нам вышла жена хозяина базы Галина и объяснила, где нам можно поставить палатки и машины. В нашем распоряжении оказалась беседка, место для костра и дрова.

Чуть позже подъехал хозяин базы, господин Донской. Наши намерения о восхождении на Мунку встретил без энтузиазма. Он рассказал, что монгольские пограничники никого не пускают, правда вот недавно группа с другой базы таки поднялась на Мунку. Но он попробует договориться с пограничниками на их условиях. Их условия выглядели как 8000 рублей за машину и 1000 за обязательного проводника. К слову, при предварительных переговорах по телефону, представительница турбазы в Иркутске озвучивала сумму в 6000 рублей за машину и ни о каком проводнике не упоминалось.

Наше желание жить в палатках тоже не вызвало у него энтузиазма. Интерес к нам как клиентам был потерян практически сразу. Дальнейшие переговоры с нами велись с неохотцей, сквозь зубы. Бизнес по-русски предстал перед нами во всей красе.

Перед тем как поставить палатки, нам пришлось поработать лопатой, убирая навоз. Правда это не составляло большого труда. Монголы не кормят скот комбикормом и силосом. Животные едят только подножный корм, из-за этого никаких бурлений в их организмах не происходит и их навоз выглядит не как жидкие лепехи, а как лошадиный.

Собранный навоз сложили в место для костра и подожгли. Горел он очень активно, жарко. Пахло так, будто подожгли траву. Образовались горячие угли и мы пожалели о том, что у нас нет мяса на шашлык.

База отдыха представляла собой кусок степи, огороженный изгородью из жердей. На территории находились: бар-ресторан с телевизором и маленьким магазинчиком с сувенирами, баня, дом для русского персонала, юрты для монгольского персонала и гостей, сторожка и туалет типа сортир с печкой.

Расценки были такие:

    Стоимость проживания и питания одного человека в сутки:

  • 2-местная юрта: 1700 руб.

  • 3-местная юрта: 1600 руб.

  • 4-местная юрта: 1550 руб.

    Стоимость проживания одного человека в сутки:

  • 2-местная юрта: 1000 руб.

  • 3-местная юрта: 900 руб.

  • 4-местная юрта: 850 руб.

    Стоимость питания:

  • Завтрак+обед+ужин: 700 руб.

  • Завтрак: 180 руб.

  • Обед: 280 руб.

  • Ужин: 240 руб.

  • Национальное блюдо «Хор- хог»: 350 руб.

  • Выездные обеды: 350 руб.

Стоимость проживания в палатке: 500 рублей с палатки в сутки.

Стоимость стоянки автомобиля: бесплатно (если вы покидаете базу, временная стоянка — 150 рублей в сутки).

Источник.

Почти сразу после установки лагеря, я отправился в столовку, узнать на счет пива и водки. Водка у них была монгольская, а пиво корейское «Gess». Банка стоила 60 рублей. Цену водки не помню. Пиво попробовали сразу — помои по типу «Балтики 7». Водку оставили на вечерние посиделки.

Потом пошли гулять по Монголии. Девочки пошли гулять на озеро к торосам, а мальчики пошли гулять на холм возле базы, на котором из камней было сложено нечто вроде тура с палкой.

Окружающее выглядело весьма необычно — степь, озеро, горы. Над головой пролетали экзотические птицы типа гусей с оранжевыми перьями или экзотических уток, которых в России осталось всего 12 пар. Птичий мир на озере очень богат. Неподалеку от базы находится настоящий природный птичий базар. Как раз в это время птицы возвращаются с юга и устраивают брачные игры.

Вид на Мунку-Сардык с берега озера Хубсугул.

Дальше поселка Ханх дороги нет. Окрестную степь исчерчивают автомобильные направления, а к ближайшему поселку Хатгал, который расположен на южной оконечности озера, добраться можно или по воде или по автомобильному пути, потому что дорогой это назвать сложно.

Проезд по берегу озера Хубугул на автомобилях от Ханха до Хатгала возможен только по восточному берегу (177 километров — 12 — 48 часов пути). Но дорога может занять и 4 дня, и неделю в зависимости от времени года и погодных условий. Дорога вдоль восточного берега озера — единственная, связывает южную оконечность озера с северной, в основном она проходит вдали от берега и преодолима только для внедорожников (УАЗы, джипы (причем УАЗы предпочтительнее), грузовики ГАЗ-66).

Особенность дороги в том, что большая ее часть проходит по заболоченным высокогорным плато с лишайниково-моховой тундрой, где для проезда без лопаты и троса зачастую не обойтись. Многие застрявшие автомашины вынуждены проводить ночь в болоте на этой дороге, полностью севшую на раму машину удается высвободить только с помощью помощников из кузова, проходящего мимо какого-либо грузовика. Ехать часто приходится по глубокой колее с грязью и водой, настолько глубокой, что легко сесть на мост. Попытки обойти сложные участки в стороне от дороги заканчиваются обязательным проваливанием сквозь тонкий поверхностный дерн в жидкую трясину. Колея дороги в этом плане, несмотря на свою разбитость, надежнее объездов по целине, на которой машина садится гарантированно.

Непрерывное движение в течение дня со средней скоростью 5–10 км в час по ямам с водой и кочкам сильно изматывает пассажиров. Даже на УАЗе водитель рискует оторвать выхлопную трубу, маневрируя между крупными валунами и глубокими ямами. Дорога местами идет по остроконечным базальтовым камням. Кроме болот и грязи, серьезным препятствием после дождей могут стать многочисленные броды через реки, впадающие в Хубсугул. Через них нет мостов, а глубина на переправе может увеличиться до 1,5–2 метров. Единственное, что остается в таких случаях — ждать падения воды. Наибольшее количество осадков (до 120 мм) выпадает в июле. По высокой воде можно повстречаться с селевыми выносами.

Вот как описывают дорогу местные жители: первые 60 километров дороги Ханх — Хатгал — дорога, в принципе, сносная. (Правда, есть несколько довольно крутых перевалов, каменистые подъемы. Часть дороги идет по склонам гор (при нагруженном верхнем багажнике ощущения непередаваемые). Дальше — еще километров 20 — плохая, но терпимая. Потом — начинаются камни и грязь — 40 км (главное, чтобы не было дождей). Последние 60 км до Хатгала — уже ничего.

Источник.

Мы хотели с нашими красноярскими туристами взойти на Мунку-Сардык одновременно с двух сторон и встретиться на вершине. Еще до поездки, мы договорились с Сергеем Павлюцом, что каждый день в 20 часов по Красноярскому времени будем связываться по рации друг с другом с целью синхронизации наших действий. Когда мы находились на Мунку, связь проходила отлично. В этом месте связи не было. Я подумал, что это все из-за холма, который заслоняет нам Мунку-Сардык и решил на следующий день провести связь непосредственно с холма.

Вечером приготовили на горелках ужин, развели костер, пили монгольскую водку и пиво и разговаривали допоздна.

За день прошли пешком около 10 км, проехали около 60 км

Вот такой вот насыщенный день получился. Проснулись в горах Бурятии, а заснули в степях Монголии. Всегда бы так ! :)


Далее (Шоппинг)


Sergey Sergeevich"Где-то уже после каньона, навстречу попались двое пограничников, которые спросили не видели ли мы кого-то кто перешел из-за границы ? Вообще, год от года, активность пограничников в этом районе растет." — это точно.
В начале 90-х, работая в Солнечной обсерватории ИСЗФ, я иногда забредал за столб с гербом СССР метров на 20 вглубь Монголии и никого это не волновало (даже статус погранзоны отменили после 1991). Примерно раз в 3 дня вдоль границы проезжал наряд на машине. Параллельно границе идет дорога грунтовая с пограничными столбами на обочине. До примерно 1989 года на этом участке располагались сооружения части ПВО — всякие бункеры, пулеметные гнезда (солдат тренировали), хозпостройки. Сейчас всё разграблено, до сих пор антенна от локатора валяется огромная. Казармы были чуть ниже обсерватории (сгорели через несколько лет).
Сейчас, как говорят мои бывшие коллеги, ничего подобного (зайти за столб) сделать не получится, т. к. с вышки постоянно наблюдают и даже хотят установить видеорегистраторы и т. д.
Кстати, в СССР было ещё строже. В Мондах чужих (мы были студентами на практике) местные сразу останавливали и расспрашивали — кто, куда и откуда. Бдительность! Вроде бы им платили за обнаружение нарушителей погранзоны (а она была тогда и сейчас опять ввели). Кстати, монголы тоже платили.
04.07.2014, 01:08:43 |
Юрий ВласовДа это известно, что местное население с обеих сторон — сплошь "друзья пограничников" :)
04.07.2014, 01:20:23 |
FelixПроцедура прохода границы конечно суровая))) по сравнению с западными.. но хоть без очередей)))
29.07.2014, 02:55:40 |
Юрий ВласовВ прошлом году я пересекал на автомобиле границу с Абхазией. Процедура прохождения практически не отличалась. Неужели на западных границах не смотрят ни машину, ни документы ? :)
29.07.2014, 15:48:20 |
FelixНаши погранцы смотрят, но просто просят открыть двери и багажник, заглядывают внутрь с фонариками, больше на предмет "а не прячется кто еще". За 10 лет раз как то попросили открыть сумку (правда на обратном пути любят повнимательнее смотреть, на предмет лишнего алкоголя, соответственно вид пограничника "с будуна" не редкость)...
Но вот чтобы все из машины выгружать?
Эстонцы смотрят символически, а финны и не смотрят вовсе (говорят, изредка бывает), сейчас вводят систему, что подъезжаешь прямо из окошка в окошко подаешь документы на проверку их возвращают и все...
Ну и дьюти фри все же есть))))
29.07.2014, 22:09:49 |
Евгений Рензин

 Юрий Власов:  Над головой пролетали экзотические птицы типа гусей с оранжевыми перьями или экзотических уток, которых в России осталось всего 12 пар.

Что-то сильно подозреваю, что это огари. Их в России отнюдь не 12 пар осталось:)
29.07.2014, 23:59:58 |
И. ФефеловНу мало ли что могут рассказать гиды для привлечения туристов :)
30.07.2014, 09:11:40 |
Юрий Власов

 И. Фефелов:  Ну мало ли что могут рассказать гиды для привлечения туристов :)



Это точно ! :) К тому же я не уверен что на фото та самая редкая птица. :)
30.07.2014, 14:09:57 |
И. ФефеловДа она это, она

Кстати о 12 парах. Анекдот дореволюционный вспомнился. Царь вызывает солдата пред свои очи и говорит ему:
- Говорят, умный ты сильно... Сосчитай-ка мне, сколько звезд на небе! Сосчитаешь — награжу, а не сосчитаешь — пеняй на себя! Сроку тебе ночь.
Назавтра приходит солдат. Царь его спрашивает
- Ну что, сосчитал?
- Так точно, ваше величество! Их там ровно 3 миллиона 740 тысяч 526!
- Да ну?
- А не верите — так сами проверьте!
Делать нечего, пришлось наградить...
30.07.2014, 14:26:25 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную