|
| 4 мая 2014 года
Маршрут дня: лагерь на Стрелке — р. Белый Иркут — Позная (пешком) — пос. Монды — пограничный переход Ханх — пос. Ханх — оз. Хубсугул — база отдыха «Серебряный берег».
Утром спали вволю, но долго не пролежали, часов в 8 все уже были на ногах. Завтрак не готовили, только попили чай. Быстро собрали лагерь и пошли вниз по реке к нашим машинам.
Погода была великолепной!
Погоды стояли холодные и в каньоне было очень скользко, прямо таки бутылочный лед.
Где-то уже после каньона, навстречу попались двое пограничников, которые спросили не видели ли мы кого-то кто перешел из-за границы ? Вообще, год от года, активность пограничников в этом районе растет. Я уже 6-й раз приехал сюда и только в этом году, впервые встретил пограничный наряд.
Пока шли, узнали, что с начала майских праздников, на Мунку уже 6-ть пострадавших, слава богу погибших нет.
В позной поели бууз и стали перепаковываться для автомобильного переезда.
Юля и Ваня не успели сделать себе заграничные паспорта и остались гулять по горам с российской стороны.
Ну а мы погрузились в машины и поехали за границу.
Вчера в горах мы насобирали Саган-Дайли и колючки. Можно ли возить траву туда-сюда через границу мы не знали и на всякий случай решили ее припрятать по дороге к пропускному пункту.
На выезде с грунтовки на асфальт с удивлением обнаружил, что последняя заправка на территории России не тяп-ляп, а самая настоящая Роснефть. Так что в Мондах перед Монголией можно заправляться смело.
Вообще, по Тункинской долине идет отличное асфальтированное шоссе, которое заканчивается где-то сразу после священного места с Буддой. Дальше, до границы тоже идет асфальт, но с каждым километром он становится все хуже и хуже.
Нашу траву Серега и Саша припрятали у приметного километрового столба в лесочке, а я еще и GPS точку поставил на этом месте.
Ехать до границы не долго, как мне показалось, от последней заправки — километров 5-7. Возле самой границы асфальт стал совсем уж ужасным — ямы, размывы, вспученности. Короче, не разгонишься и надо в оба глаза смотреть, чтобы не остаться с пробитым картером или без колеса.
Из достопримечательностей: действующая астрономическая обсерватория, сверкающая своими куполами в 3 км от дороги.
Автомобильный пункт пропуска Монды-Ханх (302 км от Иркутска) расположен на перевале Мунгийн-Даба (1830 м). Имеет статус двухстороннего. Это значит, что пересекать здесь границу могут только граждане Монголии и России. Работает летом с 15 апреля по 15 сентября — с 10:00 до 18:00, зимой — с 10:00 до 17:00. В выходные и праздничные дни не работает.
Из памятки туристу по пересечению Российско-Монгольской границы:
Как было у нас
Подъехали к воротам. Очереди нет, да и вообще, мы единственные, кто хочет в этот момент покинуть Родину. Ворота закрыты, мы подъехали прямо к ним. Выходит пограничник и говорит, чтобы мы сдали назад и встали на СТОП-линии, затем спрашивает цель нашего прибытия. Говорим, что едем в Монголию. Он открывает ворота. Дальше на асфальте разметка на два ряда движения и линия СТОП на каждом ряду. Машину надо остановить на линии СТОП и дружно всем пройти на таможню.
Таможня расположена в небольшом домике слева по ходу движения (есть табличка). Заходим вовнутрь — там помещение и окошко. Таможенник — разговорчивый бурят, приглашает всех толпой к окошку, достает миниатюрную видеокамеру похожую на видеорегистратор, включает ее и объявляет что все разговоры и дествия будут записываться на видео. Затем задаются стандартные при пересечении границы вопросы — куда, зачем и не везем ли оружие, наркотики и боеприпасы. Отдельно поинтересовался кто из нас имеет разрешение на оружие. Затем все ему подают загранпаспорта и он заносит данные в свой комп. Водители, кроме паспортов, подают СТС. Тут важно чтобы машина принадлежала лично вам, если авто у вас по доверенности, то нужна нотариально-заверенная доверенность с оговоренным правом выезда за рубеж.
После этого пассажиры — свободны и ждут водителей в помещении или на улице, но подходить к машинам им запрещено. Водители вместе с таможенником идут к машинам и предъявляют их к осмотру. Поднимается капот, открывается и показывается то что потребует таможенник. Таможенник сам ничего руками не трогает и постоянно все снимает на видео. Открывает всякие полости и вытаскивает вещи только сам водитель. Нам предложили показать содержимое бардачков, вытащить вещи из багажника и открыть коробки в которых мы везли походную еду. Ну вобщем водителям на русской границе пришлось самим разгрузить и загрузить машины. Содержимое рюкзаков не смотрели. Печаль в том что помогать пассажиры при выгрузке-загрузке не могут.
После того как машины осмотрены, нам вернули наши паспорта и мы пошли к пограничнику в соседнюю дверь. Там тоже помещение и окошко. Пограничник вышел, посмотрел у каждого паспорт, сверил с фейсом и поставил штамп — ВЫЕЗД. Все ! Можем двигаться дальше.
Ворота открываются и мы проезжаем 100 метров по нейтральной полосе. У монголов ворота тоже закрыты. Немного ждем пока подойдет монгольский погранец и их откроет. Заезжаем и останавливаемся у линии STOP.
К нам выходит симпатичная молодая монголка с надписью на куртке CUSTOM, мы покидаем машины и она ведет нас в двухэтажное кирпичное здание слева от дороги. Вход с торца. Нам выдают небольшие регистрационные анкеты для заполнения. Водителям выдается дополнительный бланк осмотра машины. Потом водителям предлагают пройти к одному из окошек, куда мы подаем загранпаспорт и СТС на машину. Тетенька в синем мундире вносит наши данные к себе в комп и требует по 50 рублей с машины (экологический сбор).
Затем все проходят к окошку таможенника, где наши данные также вносятся в комп, ну и на выходе из помещения в будочке сидит пограничник, который ставит прямо поверх наших виз зеленый штамп ВЪЕЗД. Затем пассажиры пока свободны, а водители идут показывать транспорт. Сначала осмотрела машину тетенька в синем мундире. Опять я разгрузил рюкзаки из машины. Я так понял, эта тетенька представляет собой карантинную службу. Претензий не было и она расписалась в бумажке осмотра машины.
Все должностные лица более-менее говорят на русском, но языковой барьер уже чувствуется. Она мне, видимо, сказала «Не загружай, еще таможня будет смотреть», но я ее не понял и загрузил. Пришлось снова разгружать. :) И опять пассажиры не могут помогать, в общем потренировался и решил, что буду учить монгольский.
Таможенник везде лазил сам, и я на всякий случай за ним следил. Парень такой же, как и русский, точнее российский таможенник, общительный, пытался у Сереги купить его бинокль, но тот не поддался :)
В результате и он расписался в бумажке и разрешил следовать на территорию суверенной Монголии. Шлагбаум на монгольской стороне был открыт и колеса наших машин сделали первые обороты по монгольской земле.
Итак, небольшое резюме: должностные лица вели себя корректно с обеих сторон, шмонали не сильно, но смотрели внимательно. Никаких деклараций мы нигде не заполняли, таможенные сборы никто не брал, страховых сборов никто не требовал, лишь водители заплатили в Монголии экологический сбор 50 рублей.
На пограничном переходе снимать видео и фотографировать нельзя, но как-то так получилось, что я забыл выключить свой видеорегистратор :) Так что, кое-что у меня на память осталось :)
Асфальт кончился сразу за шлагбаумом. Вглубь Монголии вела гравийка очень похожая на дорогу до Орлика. Как-то так сразу за границей началась монгольская степь. Слева возвышался массив Мунку-Сардык, а вдалеке угадывалось озеро.
Чувство было восторженное: мечта сбывается — мы едем по Монголии!!! Все вокруг было интересно и любопытно! :)
На границе погранзоны шлагбаум был открыт и мы проехали этот пост не останавливаясь.
От границы, до поселка Ханх — 22 километра. К нашей базе отдыха Серебряный берег можно проехать как через поселок, так и через степь. Для первого раза мы решили проехать через поселок. Вскоре вдали показались его первые дома.
Ханх - небольшой поселок с населением около 2500 человек. Расположен на северном берегу озера Хубсугул. 22 километра от пограничного перехода Монды-Ханх. Поселок Ханх имеет водное сообщение с пос. Хатгалом, время в пути на катере около 8 часов, расстояние по воде – 124 км, по автомобильной дороге – 177 км. В поселке находится детский интернат, спортивный зал. В школе можно ознакомиться с экспонатами краеведческого музея, в числе которых есть предметы железных подвесок с шаманского костюма, найденных в 35 км от Ханха. Имеется несколько туристических баз (ориентированы в первую очередь на прием туристов из России), несколько магазинов, пограничная застава, порт и законсервированная нефтебаза. Бензозаправочная станция расположена на территории нефтебазы (бензин Аи-72 и дизельное топливо).
Поселок Ханх встретил нас широкой неасфальтированной улицей, по обеим сторонам которой были расположены деревянные дома с подворьями. Часто попадались магазины. Почти все названия были дублированы на русском. Возникла идея сразу начать посещать магазины, но развития не имела, решили оставить на потом. А зря! Надо было сразу затариться на вечер монгольским пивом и водкой.
Первая улица поселка вела к обрывистому берегу, по которому дорога шла крутым серпантином спускаясь к озеру. И вот, мы уже едем вдоль берега озера Хубсугул!
Озеро еще покрывал лед, но он был уже сильно подтаявшим. У берега уже было по 5-10 метров чистой воды.
Мы ехали по самой ближней к озеру улице. Здесь располагалась поселковая администрация, школа-интернат и несколько магазинов. В конце улицы была расположена нефтебаза и пристань.
По поселку я ехал по автонавигатору с актуальной картой этой части Монголии, но где-то зевнул и заехал на галечный пляж озера. Пока я спохватился и развернулся, Серега уже успел застрять. Пошли его выталкивать. Увидев нашу ситуацию, из близлежащего двора выбежали монгольские пацаны и стали нам помогать. Впрочем, вытолкали мы Серегу без особого труда, развернулись и выехали на правильную дорогу.
Все это время мы ехали по вполне проезжим улицам поселка, пока не уперлись в нефтебазу. От пирса в ее сторону шли трубы и переезд через них был сделан из расчета на грузовик, то есть очень высоким. Как мы с Серегой ни старались, но все-таки немного цапанули об это препятствие своими днищами.
Дальше дорога совсем прижалась к озеру и стала изобиловать крупными булдыганами. Проехали с большим трудом, я несколько раз высаживал пассажиров, чтобы машина приподнялась. Некоторые участки дороги я проехал с помощью внешних наблюдателей. Короче говоря, не советую на пузотерке ехать через поселок. Как мы выяснили впоследствии, дорога через степь гораздо лучше.
Базу «Серебряный берег» нашли без труда. Она находится в самом конце построек поселка на берегу озера.
Навстречу нам вышла жена хозяина базы Галина и объяснила, где нам можно поставить палатки и машины. В нашем распоряжении оказалась беседка, место для костра и дрова.
Чуть позже подъехал хозяин базы, господин Донской. Наши намерения о восхождении на Мунку встретил без энтузиазма. Он рассказал, что монгольские пограничники никого не пускают, правда вот недавно группа с другой базы таки поднялась на Мунку. Но он попробует договориться с пограничниками на их условиях. Их условия выглядели как 8000 рублей за машину и 1000 за обязательного проводника. К слову, при предварительных переговорах по телефону, представительница турбазы в Иркутске озвучивала сумму в 6000 рублей за машину и ни о каком проводнике не упоминалось.
Наше желание жить в палатках тоже не вызвало у него энтузиазма. Интерес к нам как клиентам был потерян практически сразу. Дальнейшие переговоры с нами велись с неохотцей, сквозь зубы. Бизнес по-русски предстал перед нами во всей красе.
Перед тем как поставить палатки, нам пришлось поработать лопатой, убирая навоз. Правда это не составляло большого труда. Монголы не кормят скот комбикормом и силосом. Животные едят только подножный корм, из-за этого никаких бурлений в их организмах не происходит и их навоз выглядит не как жидкие лепехи, а как лошадиный.
Собранный навоз сложили в место для костра и подожгли. Горел он очень активно, жарко. Пахло так, будто подожгли траву. Образовались горячие угли и мы пожалели о том, что у нас нет мяса на шашлык.
База отдыха представляла собой кусок степи, огороженный изгородью из жердей. На территории находились: бар-ресторан с телевизором и маленьким магазинчиком с сувенирами, баня, дом для русского персонала, юрты для монгольского персонала и гостей, сторожка и туалет типа сортир с печкой.
Расценки были такие:
Стоимость проживания в палатке: 500 рублей с палатки в сутки. Стоимость стоянки автомобиля: бесплатно (если вы покидаете базу, временная стоянка — 150 рублей в сутки).
Почти сразу после установки лагеря, я отправился в столовку, узнать на счет пива и водки. Водка у них была монгольская, а пиво корейское «Gess». Банка стоила 60 рублей. Цену водки не помню. Пиво попробовали сразу — помои по типу «Балтики 7». Водку оставили на вечерние посиделки.
Потом пошли гулять по Монголии. Девочки пошли гулять на озеро к торосам, а мальчики пошли гулять на холм возле базы, на котором из камней было сложено нечто вроде тура с палкой.
Окружающее выглядело весьма необычно — степь, озеро, горы. Над головой пролетали экзотические птицы типа гусей с оранжевыми перьями или экзотических уток, которых в России осталось всего 12 пар. Птичий мир на озере очень богат. Неподалеку от базы находится настоящий природный птичий базар. Как раз в это время птицы возвращаются с юга и устраивают брачные игры.
Дальше поселка Ханх дороги нет. Окрестную степь исчерчивают автомобильные направления, а к ближайшему поселку Хатгал, который расположен на южной оконечности озера, добраться можно или по воде или по автомобильному пути, потому что дорогой это назвать сложно.
Проезд по берегу озера Хубугул на автомобилях от Ханха до Хатгала возможен только по восточному берегу (177 километров — 12 — 48 часов пути). Но дорога может занять и 4 дня, и неделю в зависимости от времени года и погодных условий. Дорога вдоль восточного берега озера — единственная, связывает южную оконечность озера с северной, в основном она проходит вдали от берега и преодолима только для внедорожников (УАЗы, джипы (причем УАЗы предпочтительнее), грузовики ГАЗ-66).
Мы хотели с нашими красноярскими туристами взойти на Мунку-Сардык одновременно с двух сторон и встретиться на вершине. Еще до поездки, мы договорились с Сергеем Павлюцом, что каждый день в 20 часов по Красноярскому времени будем связываться по рации друг с другом с целью синхронизации наших действий. Когда мы находились на Мунку, связь проходила отлично. В этом месте связи не было. Я подумал, что это все из-за холма, который заслоняет нам Мунку-Сардык и решил на следующий день провести связь непосредственно с холма.
Вечером приготовили на горелках ужин, развели костер, пили монгольскую водку и пиво и разговаривали допоздна.
За день прошли пешком около 10 км, проехали около 60 км
Вот такой вот насыщенный день получился. Проснулись в горах Бурятии, а заснули в степях Монголии. Всегда бы так ! :)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||