Актру, Карагем-Баши, Маашей-Баши — эти вершины манили, будоражили мозг и даже слегка пугали. Но назвать этот поход моей Мечтой все же будет неправильным. Скорей всего, для меня он стал логичным продолжением уже накопленного опыта. После 10-12-дневных походов в Саянах, после техничных альпинистских двоечек на Броненосец, Аршан, траверса Трехглавой душа просила чего-то нового. И новое не заставило себя слишком долго ждать...

Предыстория. Подготовка.

Впрочем ... Логика в предыдущем абзаце перевернута с ног на голову полностью. На самом деле все было совсем по-другому. Примерно в сентябре прошлого года я почти случайно попал в Горный Алтай, точнее в Усть-Семинский район, проехал и прожил пару дней в районе Усть-Семы, Манжерока, Чемала. Уже тогда у меня появилось горячее желание попасть хотя бы под Белуху, на Аккем, на Кучерлу. Но времени осенью категорически не было, и все ограничилось парой экскурсий вдоль Катуни — Чемал, пещеры, пару часов рафтинга. Однако впечатления были очень сильными, а желание столь горячим, что уже через неделю-другую после возвращения, после обсуждения с Женей Рензиным, моя цель приобрела вполне конкретные очертания.

Белухе — нет, Женя с Костей там уже побывали и во второй раз не поедут. Зато очень интересен Северо-Чуйский Хребет с восхождениями на Актру и Маашей-Баши, его высшие точки. Мой знакомый из Барнаула, Валерий, так же советовал ехать именно в район Северо-Чуйского. Места интересные и добираться проще.

Итак, в принципе, цель есть. Дело за малым, проработать маршрут, собрать команду, подготовить ее. Далее — разработать четкий план маршрута, график и особенности движения, рассмотреть все технические сложности, подготовить снаряжение, раскладку. Решить все вопросы с заброской-выброской. А членам команды — подготовиться ко всем трудностям альпинизма в условиях Горного Алтая, ну и конечно получить отпуска на 3 недели на работе и дома.

К счастью, Женя взял подавляющую часть этих забот на себя. Пожалуй, это было слишком. Боюсь, что он слегка надорвался даже. Но главное — дело пошло. Зимой мы конечно не готовились сильно уж целенаправленно. Однако были серьезные достижения — Женю удалось поставить на лыжи, пройти несколько Комаров, а в марте — прогуляться на 4 дня до Двухэтажки и Пирамидки(2072). Этим была заложена определенная тренировочная база. Мы то на лыжах всегда катаемся, а Женька всю зиму на диване. В общем я был очень доволен и даже горд собой, что кое-что удалось сделать, поставить на лыжи такого крутого альпиниста! Впрочем, позднее мне это слегка аукнулось, но об этом — позже.

Пока же всю зиму Женя собирал материалы, прорабатывал маршрут, планировал восхождения и прохождение сложных перевалов. Одновременно шла работа с будущей командой. Участники и участницы получали необходимую информацию как о маршруте, так и о требованиях, навыках, снаряжении. В итоге, к весне, а точнее — к майским праздникам, с составом практически все было понятно. Начинался следующий этап — тренировки на натуре. И хотя условия на Алтае существенно отличаются от наших, все же основные базовые навыки вполне реально было отработать здесь. Для этого мы стали регулярно выезжать на скалы, на Фараон, и сходили несколько маршрутов — на майские на Братчанку по 1Б, потом два раза траверс Дружба-Аршан по 2Б, на июньские праздники всем составом сходили колечко через Харимту-Архут-Белокопытку-Кынгаргу. Ну этот поход скорей для тренировки физухи получился. Кроме того, был получен навык проведения спас-работ. Ну а перед самым отъездом на Алтай, вдвоем с Женей за день прошли все три вершины Трехглавой. Это получилось вообще как-то очень легко и быстро. Лично для меня эти все тренировки дали очень много. Кроме уверенности в себе, каких-то технических моментов еще и определенная высотная акклиматизация, с которой у меня обычно бывают сложности.

В итоге получилась команда из семи человек — Женя Рензин, Костя Рассадин, думаю теперь все его знают — после подвига на Белухе, Гена Хитрихеев, Галя Быкова, Таня Оверченко, Женя Ведерникова — она в последний момент присоединилась, и автор. Конечно, уровень альпинистской подготовки у всех очень разный, и Женя не мог этого не учитывать. Так же ему нужно было учесть как минимум два обстоятельства — серьезную продолжительность маршрута и наличие в команде трех девушек. В итоге он составил маршрут настолько продуманно и хитро, что по настоящему вес рюкзаков мы почувствовали пожалуй только один раз — в первый наш пешеходный день.

Автомобильная заброска.

Итак, теперь поближе собственно к путешествию и маршруту. Поездка в Горный Алтай — это действительно путешествие, мы решили ехать на своих авто, и в принципе нисколько не пожалели об этом. На наш взгляд — это оптимальный вариант заброски в район. По деньгам — это примерно по 5 тыс. руб. с участника на бензин. Весьма бюджетно, я считаю, плюс — полная свобода и независимость от самолетов-поездов, а главное от сторонних, очень недешевых авто-услуг. При большом желании от Иркутска до Акташа (или Чибита, или Курая) можно доехать за двое суток. Но это при очень плотном графике движения и наличие двух водителей на каждое авто. У нас вышло примерно по 2.5 дня, и это уже без фанатизма, без гонок, ночной езды и т.п. Следует отметить, что дорога в основном хорошего и очень хорошего качества. Почти везде асфальт. Исключение — плохой участок, км 30 между Тулуном и Нижнеудинском, и км 15-20 перед Канском. и ... всё, пожалуй. Всё остальное — хороший либо отличный асфальт, вплоть до конечной точки в Акташе. Дороги по Кемеровской области и Алтаю — вообще отдельная тема. Автобан Кемерово-Ленинск-Кузнецкий до сих пор стоит перед глазами! Почему-то дороги в тех краях намного лучше, а местами — радикально лучше, чем в Иркутской области. А еще бензин дешевле на 2-3 рубля. Сервис в придорожных кафе на Алтае замечательный. Так что — поезжайте, не пожалеете!

Запланированный маршрут.

О маршруте, о его горной части. Доехали мы до Акташа. Оттуда Женя договорился с заброской на УАЗИках до альп-лагеря Актру. Пешком на это ушло бы минимум полдня, а то и весь день. Автозаброска — по 4 тыс. руб. за один УАЗик, нам необходимо было два. Чуть больше 1 тыс. с человека. Водители произвели хорошее впечатление, в общем-то все достаточно четко прошло. Часа за три из Акташа через Курай мы попали в альплагерь Актру на высоту боле 2000м. Один немаловажный нюанс только отмечу, дорога до альплагеря в верхней части — это что-то! Так я еще не ездил, и, наверно, никто из нас! Не знаю даже с чем сравнить. Комар, Тальяны-Торы — намного лучше, рядом не лежали. В общем — экстрим. Это мы еще только вверх ехали. На спуск, я думаю, там намного веселее, так как с тормозами явно могут быть проблемы. Водители иногда слегка понтуются, открывают дверку и, не выходя из машины, срывают листья смородины, например. Рассказывают всякие ужасы из своей практики. Они умудряются делать до 4 рейсов туда-обратно за день в сезон! Это я еще и к тому, что алтайцы произвели впечатление трудолюбивых, аккуратных, предприимчивых людей. Это видно по тем же кафешкам, по некоторым магазинам, которые в целом выгодно отличаются от аналогичных в Тункинской Долине. Это конечно субъективно, могут быть и другие мнения, но у меня сложилось именно такое.

От альплагеря начинался наш пеший маршрут. Женя построил его следующим образом. Мы были разбиты на две группы, А и Б. "А" — Женя, Костя и я, "Б" — Гена, Галя, Женя, Таня. Первые дней 6-7 ходим и живем все вместе. После автозаброски сразу выходим на акклимуху — колечко через вершину Купол 3565 м, а далее — верховья р. Джело и через перевал Джело, 2Б — спускаемся обратно к альплагерю. На это — 3 ходовых дня. Перед выходом оставляем значительную часть продуктов и снаряжения в альплагере.

Другую часть продуктов забрасываем за Купол — для группы Б.

После возвращения с акклимухи забираем все оставленное и идем на Голубое озеро. Это место, по сути, базовый лагерь для восхождения на пик Актру. Встаем там, сколько нужно готовимся и живем. Далее совершаем все вместе радиальное восхождение на Актру (возможен был вариант — подняться раздельно, каждая группа по своему маршруту). Возвращаемся с восхождения на Голубое Озеро.

Далее группы разделяются и идут каждая своим путем — 4-5 дней. Группа А — через перевал Маашейский, пик Тамма и пер Тамма траверсом под Карагем-Баши. Затем траверс пиков Карагем-Баши и Маашей-Баши по гребню. Спускаемся на Правый Карагем.

Группа Б должна вернуться вниз практически до ГЗЛ, почти налегке подняться во второй раз на Купол, забрать там заброску и за оставшиеся 3-4 дня пройти два перевала — Эренбурга и Томичей (оба 1А), спуститься на Левый Карагем, потом подняться по Правому Карагему и где-то в районе озера Абыл-Оюк группы должны встретиться. Дальше — через пер. Абыл-Оюк, 1Б выход на Шавлу и далее через Шавлинские озера, и пер. Оройский, н/к в населенку. Вот примерный план. Однако по ходу дела он заметно изменился, что, впрочем никак не сказалось на морально-психологическом состоянии группы.

Для справки: В Курае забросками занимается замечательный алтаец Евгений. Тел. 89139928690, 89627988915.

Акклиматизация. Купол, перевал Кызылташ, 2А

Изменения начались уже на второй день похода. Но сначала было успешное восхождение на Купол.

Перед стартом. В альплагере Актру.
Альплагерь и долина реки Актру

Погода в этот день была отвратительная. Пожалуй, в этом плане — это худший день похода. То дождь, то снег, видимости нет — низкая облачность, ветер, холод. Технических сложностей там нет никаких. Проблема по сути одна — очень большой набор высоты с увесистыми рюкзаками в первый день похода. Высота вставила всем, и по-моему примерно одинаково. То есть, кто как шел внизу, так же шел и наверху, только раз в 5 медленнее своего первоначального темпа. И разрыв между первым и последним участником оставался примерно постоянным, минут 15-20 максимум. По моим ощущениям, где-то после 3000 м начались проблемы — из-за нехватки кислорода остановки каждые 15-20 шагов. Повис на палочках, тут же вырубился, смотрю то ли сны, то ли это галлюцинации — яркие, сочные картинки. Примерно 30-60 секунд курю вот такое, потом заставляю себя опять двигаться, 10 шагов — полет нормальный; 15 — сдох, но еще терплю; еще 5 — подох окончательно. Снова кайф, вижу каньоны заросшие высоченной секвойей, ручьи с голубой водичкой, птички щебечут... Открываю глаза — все серое, ничего не видно, снег, туман, мразь, жить не хочется. Снова вперед. У каждого, возможно, этот процесс выглядел индивидуально, но результат одинаковый. Ползем час за часом на эти почти 3600. Наконец, подходим, плоскую каменистую вершину уже видно, только желания подниматься нет. Все равно пейзаж никакой, а нам нет нужды лезть на сам Купол. Так что не дошли метров 20 по высоте. Один Костя сбегал быстренько, пока ждали отстающих. Сообщил, что "там прикольно". Хорошо, что Костя это сделал, а то совсем нехорошо бы вышло — пройти мимо вершины, бардак полный!

Дальше — пологий спуск в цирк, видимость нулевая, идем по приборам и шестому чувству. Внизу туман немного раздувает, находим вскоре ровную каменистую площадку. Часов в 8 вечера устраиваемся на ночлег. План выполнен! С погодой в этот день было неважно. Пасмурно, временами ветрено, крупа, очень плохая видимость. Мы слегка промокли, изрядно замерзли и очень устали. Но здоровье и выдержка не подвели!

На второй день спустились на один из истоков Джело. Погода не очень — снова низкая облачность. В какой-то момент забрали сильно правее и когда спохватились, уже поняли, что мы прямо под началом подъема на перевал Кызылташ, 2А. Женька в итоге даже обрадовался и сказал — так и пойдем. Так и ближе и проще. И в итоге день можем сэкономить. Тут и мы обрадовались.

В тумане поднялись на седловину. Ничего не видно было в 10 метрах. Но только поставили палатку, как вмиг все раздуло, и вскоре мы увидели весь спуск вдоль ледника Малый Актру. Вот как переменчива погода в горах! Мы смотрели на свои следы – загогулины на снегу, попытки найти перевал, и от души веселились.

На перевале Кызылташ. Позади следы наших блужданий в тумане.
Долина реки Актру и Курайская степь с перевала Кызылташ
Ледниковые фантазии. На спуске с пер. Кызылташ

Связались сразу, как только вышли на закрытый снегом ледник. Спуск мне не показался сложным, не 2А, однако были не очень приятные моменты. Спуск — длинный, перепад очень значительный, местами состояние снега близкое к фирну, уклон — на мой взгляд, 30-35 град, вряд ли больше. Но при нехватке опыта — вполне можно скользнуть по склону...

К вечеру мы спустились к истокам р. Актру, вытекающей из под ледников Малый и Большой Актру. Лагерь разбили у места слияния истоков, у самой ГЗЛ. Погода в этот день была неустойчивой, много раз менялась, было все — и солнце, и дождь, и крупа, и ветер.

Голубое Озеро. Восхождение на Актру.

Этот этап занял у нас три дня.

Утром следующего дня мы сбегали вниз, в альплагерь. Забрали всё, что оставляли, поблагодарили хозяйку — Лену. Замечу, что все в лагере были очень доброжелательны к нам. Сам лагерь — красивые многочисленные домики, построенные с фантазией и любовью. Место — тоже очень красивое и уютное. Выше альплагеря в лесу — многочисленные стоянки. Теперь они были почти все заполнены, а на нашем заходе было пусто. Вмешалась погода, да и сезон здесь только-только начинается.

Принесли вещи в свой лагерь, сложили в кучу. Женя сильно загрустил, глядя на большую гору провизии. Отъели еще очень мало. И отпили тоже немного. Поэтому решили для начала сделать заброску на Голубое Озеро. Быстренько собрались и где-то в обед вышли. Рюкзаки были более-менее легкие, за пару часов поднялись на озеро, это где-то с 2300 на 2870 по отличной тропе. Форма уже у нас – что надо. Разогнались так, что проскочили озеро, которое спрятано в кармане за моренным валом. Набрали метров 50 или даже больше лишней высоты. Спустились обратно на озеро, зарыли там принесенные продукты и снаряжение, полюбовались замечательным пейзажем — по озеру плавают айсберги, вода ярко-голубого цвета. Удивило, что нет никого, хотя по пути мы видели кучу народа. Пошли обратно.

Только немного спустились — навстречу идет человек с веслом. Протираю глаза, закрываю, открываю их, мираж не исчезает, это не глюк, а реальность! За ним идут люди с металлическими поперечинами и, наконец, с увесистой гондолой катамарана! Сборная команда водников решила потусить на Голубом озере, покататься, разгоняя льдины, заснять все это, вечером устроить шоу с дискотекой и т.д. Прикольно! Жаль, что мы не попали на это представление. Я поначалу предлагал сделать в этот день вторую ходку, чтобы назавтра уже бежать на Актру, но ребята меня переубедили, к тому же у нас уже появился сэкономленный день, не к чему изводить себя изнурительными переходами.

Вернулись в лагерь, остаток дня отдыхали. Была гроза, но в целом день был уже намного лучше.

Нижний край ледника Большой Актру
Отвалилась не одна мегатонна льда и снега
Курорт на Голубом Озере

На следующее утро наш лагерь окончательно переехал на Голубое Озеро. Теперь тут было очень людно, едва нашли место под палатки. По озеру плавал катамаран, люди гуляли вокруг в шортах и купальниках. В общем — картинка несколько не свойственная для альпинизма. Я в этот день немного приболел, и в основном лежал в палатке, а вот вся группа, путаясь в веревках, интенсивно отрабатывала спас-работы под руководством нашего зам-по-теха Кости. Вот уж окружающие повеселились! "Я в трещине! — кричит Костя, — спасайте! я замерз!". Танюха ему курточку несет, хоть и жара на улице. Ну я бы еще на Костином месте заорал: "Есть хочу!".

Спать легли очень рано, завтра подъем в 3-30!

Восхождение на Актру по двойке прошло отлично, все как по нотам под руководством Кости и Жени. После выхода на ледник Большой Актру, почти сразу связались. И, в принципе, не зря, так как я, идя шестым, умудрился провалиться по пояс в трещину, которую не видно было под снегом. Вообще, трещины на закрытом леднике — очевидно весьма серьезная потенциальная опасность. Поэтому мы практически всегда по ледникам ходили в связке.

Актру на рассвете
Участник провалился в трещину
Вторая связка подходит к началу взлета. Позади — Купол.
Предвершина и вершина уже недалеко
Последняя прямая на пик Актру

Маршрут 2А на Актру — это довольно длинный подход по леднику. Уходим как бы за вершину, дальше нужно было выйти на гребень позади вершины и по нему и подниматься. Но мы не вытерпели, до гребня не пошли, а повернули направо раньше и поднялись прямо по снежно-ледовому склону. Вышли на гребень уже недалеко от предвершины. А от нее до собственно пика Актру — минут 10-15. На восхождение ушло примерно 6 часов.

Все участники на вершине! Таня и Женя.
Жека
Монстр (Костя)
Галя
Гена
Слегка уже похудевший автор

А полностью от лагеря до лагеря — 10 часов. То есть в 15-00 мы уже были в лагере.

Спуск по уже раскисшему леднику. Лабиринты
Попала между трещин

День был очень теплый, солнце жарило так, что сначала мы устроили пляж, а уже ближе к вечеру — праздничный полдник. Затем — прощальный ужин и опять очень рано улеглись спать. Завтра наши группы пойдут каждая своим путем.

Перевал Маашейский — перевал Тамма — пик Карагем-Баши — Левый Карагем — Карагемская Поляна

Эту часть маршрута за 3 дня прошла группа А. Группа Б шла своим путем, и об этом — отдельная глава.

Мы поднялись часа в 4, позавтракали и собрались потихоньку, чтобы не разбудить группу Б. Правда каждый из нас пару раз запнулся об растяжки зеленой палатки. Интересно, что интеллигентные девушки даже слова не сказали, позднее только напомнили, дня через 3-4.

Вышли мы где-то в 5-30, уже светло. Сначала по своим вчерашним следам, потом поворачиваем влево вверх и довольно полого поднимаемся на перевал Маашейский. Подъем со стороны Актру — совсем простой. Простой технически, но не физически. Первым идет Женя, все время тропежка, снег довольно глубокий. Хорошо, что с утра морозно и он не особо проваливается. Тем не менее сил, я думаю, Женя потратил намного больше нашего.

Подъем на перевал Маашейский над линией отрыва ледника
Три точки поднимаются на перевал Маашейский
Маршруты на пик Актру
Вот такое эскимо!
Пик Иикту — высшая точка Южно-Чуйского хребта

Вышли на гребень, прошли траверсом почти через пологую вершину Тамма и начали спуск к седловине перевала Тамма. Тут неожиданно угодили в очень глубокий и раскисший снег на крутом южном склоне. Побарахтались изрядно! При этом со страхом смотрели на огромную снежную сковородку левее седловины — нам нужно было пройти через нее. Если бы на плоскости со снегом было бы так же, как на спуске, хлебнули бы мы снежка! Но, к счастью, на ровном все оказалось хорошо. Снег держал нас. Тем не менее, пройдя большую часть сковородки, немного не доходя до начала взлета на пик Барс, мы решили устроить лагерь. Время где-то 16-00, но уже нагулялись. К тому же нам как-то нужно было спуститься со сковородки прилично вниз, а явного пути видно не было. На южных склонах здесь очень много рыхлого снега и есть лавинная опасность. Ставим палатку, отдыхаем, ужинаем и... Костя собирается и по холодку решает сбегать на пик Барс. Предлагает и нам поучаствовать, но мы вежливо отказываемся. Лежим в палатке с Женей, иногда поглядывая на Костю. Примерно за полтора часа он поднялся и спустился. Потренировал свое соло.

На следующий день мы спустились со сковородки по холодку и подошли прямо под начало гребня к пику Карагем-Баши. Тут как-то незаметно произошла серьезная корректировка нашего маршрута. Женя с Костей приняли решение не делать траверс Карагем-Баши — Маашей-Баши. То есть на пик Карагем идем радиально, потом спускаемся на Левый Карагем и так далее. На Маашей-Баши с Правого Карагема тоже теперь пойдем радиально. Из-за чего так решили — отчасти из-за рюкзаков, которые по таким снегам таскать не очень легко. Отчасти, видимо, решили поберечь меня. Да и самим им не очень хотелось буровить по глубокому снегу по огромным плоским ледникам.

пик Тамма
На закате
Весь путь на Карагем-Баши на рассвете
Последние метры на Карагем-Баши по чужим следам
пик Маашей-Баши 4177 м. Траверс к нему с Карагем-Баши представляется весьма проблематичным.

Бросили вещи у самого гребня, у свежеутоптанной площадки под палатку. Пару дней назад тут прошла группа и радиально взошла на Карагем-Баши. Время в районе 12-00, быстро собрались и вышли. Даже перекус не взяли, Женя сказал — поднимемся часа за полтора, да сбежим вниз, зачем тяжести таскать!

Подъем по гребню идет сначала по скалам, совсем несложный и даже приятный, я бы сказал. Мы уже немного отвыкли от твердой поверхности, всё снег да снег. А тут хоть за что-то можно рукой взяться. Минут 40 скал, дальше выходим на снег, идем по следам предыдущей группы. Однако, идущий первым Женя, начинает проваливаться. Процесс резко замедлился. Сил он тут оставил... — все оставил. Уже незадолго до вершины мы развернули нашу связку и вперед вышел свежий Костя. Дело пошло быстрее, однако Женя проваливался, идя и третьим.

Перед самой вершиной гребень резко сужается, наддув переходит с одной стороны гребня на другой. Интересное место, мне сначала было немного... азартно, но в итоге — нормально всё. Примерно через 3 часа после старта, мы на вершине! Маршрут мне очень понравился, красиво. На вершине — шикарный вид. Погода отличная, видно очень далеко, Костя рассмотрел даже Белуху — до нее примерно 85 км.

Пошли вниз. На всё, подъем — спуск, ушло 5 часов. Кое-как дожили до перекуса. Набросились как звери на сухофрукты... Зато от перекуса до ужина — совсем немного времени теперь. Была еще короткая дискуссия. Я, как обычно, торопился вперед, у нас же было еще часов 5 светового времени. Я предлагал сегодня же спуститься до зеленки. Но Костя и Женя были категорически против — мы устали, а спуск, судя по всему, непростой, просматривается всё очень плохо, точнее — почти ничего не просматривается. Решено — опять ночуем на снегу. У нас горелка — JetBoil, с маленькой кастрюлькой миллилитров на 600. Чтобы поужинать втроем, нужно вскипятить 6 кастрюлек. Приятный, но довольно долгий процесс. Ужины и завтраки занимают у нас часа по полтора. Газа при этом израсходовали совсем немного — за три дня извели где-то 2/3 большого баллона, при том, что воду, в основном, топили из снега. Что значит интегрированная горелка!

Третий день пути для нашей группы "А" — спуск с перевала Латвийский на Левый Карагем и далее — до Карагемской Поляны, то есть до слияния Левого и Правого Карагемов.

Описания перевала Латвийский Женя не видел, в сторону Маашея он 3А, а на Карагем — кто бы его знал. Сначала идем по крутым косым скальным полкам (много живых камней), потом по пологому до водопада. А вот дальше линию спуска Костя с Женей постоянно разведывали. Справа всё время круто падающий, красивейший ледопад, а слева — сначала водопад, но потом мы через него перешли и дальше уже был просто крутой склон.

Ледопад на спуске с перевала Латвийский
Под ногами Левый Карагем, а вдали выглядывает уголок Большой Карагемской Поляны
Спуск с перевала Латвийский мимо ледопада и водопада
Часть спуска — по скалам. Несложное лазание, вокруг — красота!
Как видно, красота ушатала автора

Спуск, в основном, — простое лазание по скалам и движение по довольно крутой и очень подвижной сыпухе. Кое-где сыпуха лежала на твердой поверхности — либо лёд, либо скальное основание. В этих местах мы иногда очень неприятно проезжали по нескольку метров. В целом — вроде ничего сильно сложного, однако протяженность этого участка для меня уникальная — 3 часа. И хоть по оценке Жени и Кости это всего лишь 1Б, я вымотался под конец просто вхлам, не столько физически, а как-то весь сдулся морально.

Ну вот, слава богу, крутой спуск позади. Теперь задача — перейти на правый берег Левого Карагема. Проблема в том, что уже в самых верховьях Левый Карагем — это мощный, мутный, бурный поток. И мы с час прошли до относительно пологого участка, где и форсировали реку. Причем не без труда — еле устояли на ногах. Я при этом сломал трекинговую палочку, вторую уже. Кстати, обнаружил в одном из описаний, что переправа через Лев Карагем — 1А. Не просто так.

Выползли на берег, ребята решили вылить воду из ботинок — они прямо так переходили, а я — сандалии надел. Не успели шнурки развязать, что-то грохнуло и упала пара крупных капель. Я еще не видел ни разу, чтобы настолько быстро кто-то ставил палатку. Секунда-другая, и наша красная "семиместка" уже развернута, верхний тент естественно, а участники со всем барахлом уже лежат внутри. "Вы чего это?", — спрашиваю. "Так очкуем же! Зальет!" Вот очкуны, блин. После пары капель больше ничего и не накапало, так что я настыдил этих сачков: "Вам бы только залечь куда, да без толку проваляться". Кое-как вытолкал наружу, благо, что солнце припекло и в палатке все равно жизни никакой не было. Ещё и дышать нечем — жара и духота от трех туристов неимоверная под тентом. Выпрыгиваем, собираемся, топаем дальше.

пик Карагем-Баши. Его гребень, перевал Латвийский и спуск с него.
Поляна для маунтин-терапии
Радость встречи
И с другого берега

Долина Левого Карагема местами очень живописна. В одном месте — что-то вообще нереальное. Огромный камень кубиком, поляна белых пушистых цветов, кругом ручейки текут. После болдеринга на кубике, Костя оттуда никак уходить не хотел. Но время еще совсем раннее — часов 5 было, а у нас планы. А еще Женя сказал, что очень велика вероятность встретить наших. Это, конечно, серьезный довод. Мы уже соскучились по женскому обществу, уже огрубели и зачерствели высоко в горах среди льда, снега и скал. Хотелось общения, веселья и, вообще, — праздника. Скоро после этого красивого места русло реки повернуло направо, и появилась слабенькая тропа. И тут же буквально мы почувствовали слабый запах костра. Минут 10 шли, принюхивались, пытались понять, откуда несет дымом. Мне еще почудился аромат косметики, но об этом я промолчал. Ветер как-то крутил и было непонятно, откуда все это несет. Запах дыма уже почти исчез, как вдруг Женя закричал: "Люди!!! Наши!!! Гена!!!".

На левом, противоположном берегу реки, стояла зеленая палатка. Гена был у берега, и тут же и Галя, Женя и Танюха выскочили. Мы орали друг-другу, пытаясь перекричать рев воды, но все было тщетно — шум реки перекрывал всё. Мы что-то друг другу пытались показать жестами. Особенно преуспела Галя — мы поняли, что она беременна.

А проблема была в том, что для того, чтобы нам объединиться, нужно было перебрести нереально бурную реку. Причем сделать это должна была именно группа "Б", так как всем нужно перейти на правый берег. Но безопасно перейти здесь невозможно. В общем, покричали, поговорили жестами, и мы пошли дальше. Правда, перед этим Гена все же подошел к нам поближе, и нам хоть как-то удалось договориться, что они переправятся завтра на стрелке, там, где брод. Так что встреча была отложена до утра. Обидно!

Дальше мы пошли по тропе, но уже через минут 10-15 начался бурелом в чаще, так что дорога до Карагемской Поляны — не лучшее воспоминание. Добрались до нее мы уже на закате, изрядно потрепанные. Но Поляна, конечно, произвела сильнейшее впечатление! Огромная, метров 500 в длину, вся в цветах, практически идеально плоская на фоне гор — все это выглядело резким контрастом относительно того, что было до сих пор. Мест под стоянку неограниченно. Мы сразу нашли старое кострище и устроились рядом. Наш праздничный ужин у костра продолжался довольно долго, за полночь. В палатку закатывались усталые, чуть пьяные, сытые колобки. Этот день для нашей группы, пожалуй, самый тяжелый и длинный. Был непростой спуск с перевала и прошли весь Левый Карагем от истоков до устья.

А тем временем группа "Б" шла своим путем и, соответственно, глава от Танюхи про их жизнь в эти же три дня:

11 июля 2014 г.

Шестой день большого летнего похода или первый день без руководства.

Наши СУПЕР МЕГА альпинисты (Костя (Монстр), Женя (Генерал) и Сергей) во главе с Монстром, оставили нас на Голубом озере, и ушли совершать подвиги в вечных снегах Алтайских гор. Сделали они это без лишней суматохи, но не очень тихо. А так, как могут сделать только они. В 04:00 мы проснулись от лязганья оранжевых пластиковых ботинок и резкого подергивания нашей палатки (кто-то с завидным постоянством всё утро запинался об оттяжки).

Сразу вспомнилась первая ночевка: рано утром просыпаюсь от того, что за пределами палатки кто-то начал греметь кастрюлями-котелками. «Странно», — подумала я. Обычно этим Серега занимается, а тут он лежит рядом, сладко похрапывает и ничем не гремит. И чего соседям не спится? А кастрюли погремели, погремели и вдруг куда-то пошли. А-а-а, ясно, всё дело в оранжевых ботинках…. Костя куда-то подался.

Спустя какое-то время всё стихло, и мы продолжили наслаждаться отпущенными нам ещё двумя часами сна. Завтракая и собираясь в путь, мы все время обращали свой взор на ледник, надеясь увидеть там часть нашей дружной команды. Уже надев рюкзаки и сделав первый шаг к выходу, мы еще раз окинули взглядом ледник Большой Актру, и… вот они… три точки на равном друг от друга расстоянии двигались вверх, к Маашейскому перевалу. Сфотографировали их, пожелали им удачи и как послушные восточные жены Абдулы, мы (Галя, Женя и Таня) пошли за своим товарищем Суховым (за Геной), менее сложной, но более живописной тропой.

От Голубого озера мы спустились в долину реки Актру. Немного передохнули, сожгли накопившийся за пару дней мусор и уже не в первый раз начали подъем на Купол. В отличие от первого раза, этот отличался тем, что мы видели, куда идем. На погоду грех было жаловаться. На небе не было ни облачка. Солнышко припекало. Под ногами завораживающе блестел и отражал солнечные лучи белый и пушистый, как будто вчера выпавший, снег. Все эти блага природы предоставили нам возможность обзавестись неповторимым (не побоюсь этого слова) горным загаром, плоды которого мы пожинали следующие несколько дней!

Мы не спеша поднялись на вершину. Точнее будет сказать — я не спеша поднялась, а остальные были так любезны, что соглашались меня всё время ждать. Дело в том, что за три недели до большого похода, я в Саянах повредила связку на голеностопе. Поэтому, собственно, достойно подготовиться (физически) не смогла. Да и не зажила травма к моменту отъезда, но отказаться от планов, которые строила с Нового года, я не смогла. Поэтому ходила я медленно. И как же я уставала от того, что так медленно ходила, одному Генералу известно!!! Почти каждый раз, когда я догоняла Жеку, она угощала меня леденцовой конфетой, то с лимонным, то с грейпфрутовым вкусом. Даже сложилось впечатление, что она таким образом заманивает меня дальше. Хотя я вроде и не сопротивлялась.

Вершин как эта, я раньше не видела. Ни у нас в Саянах, ни, тем более, на Хамар-Дабане. Вся поверхность была покрыта плоскими, тонкими, похожими на пластины, камнями. Только они не лежали на поверхности, а стояли строго-вертикально, создавая совершенно неземной пейзаж. Казалось, мы очутились на другой планете.

Галя на вершине Купол
На Куполе

Немного полюбовавшись окружающей нас красотой, сделали несколько кадров на память, бросили последний взгляд на вершину, выше которой нам еще не приходилось бывать, на пик Актру, мы начали спуск к месту самой первой ночевки и продуктовой заброске.

Продукты даже не искали. Мы инстинктивно вышли прямо на них. (Ведь нюх, как у собаки, а глаз, как у орла!!!) Вытащили их из укрытия и разложили на камнях. Соленая грудинка, сыр, колбаса и особенно три упаковки сладостей радовали глаз и заставляли организм вырабатывать желудочный сок. Ведь время уже приближалось к ужину, а до предполагаемой стоянки еще пилить и пилить.

Растолкав продукты по рюкзакам, мы продолжили спуск к траве, цветам и речке. Уютное место первой, без руководителей похода, стоянки пестрело от разнотравья и разноцветья, и создавало контраст после двух предыдущих дней, проведенных в снегах и камнях.

Вечером вскипятили чай и принялись делить вкусные шоколадные конфеты с арахисом, похожие на сникерс. Следуя инструкциям Генерала, нам полагалось по одной конфетке в день. Разделив их поровну, мы обнаружили, что две оказались лишние. Не долго думая, мы ликвидировали это недоразумение.

Уставшие, но сытые и довольные, под звук журчащей реки, мы легли спать.

12 июля 2014 г.

Ночь на мягкой ровной полянке прошла отлично. Отдохнувшие и выспавшиеся, мы позавтракали и тронулись в путь. Весь переход второго дня был достаточно комфортным. В начале мы шли по травянистому склону вдоль реки без каких-либо препятствий. Спустившись в долину реки Джело, мы долго искали возможность перейти на другой берег, не снимая ботинок. Закончились поиски тем, что нам, таки, пришлось разуться.

На противоположном берегу мы обнаружили пропажу. На сколько хватало взгляда, Жеки нигде не было. Мы даже начали переживать. Что мы теперь скажем руководству? Как посмотрим Генералу в глаза? Но пропажа не заставила себя долго искать. Она преспокойненько сидела на камушке за бугорком чуть ниже по течению. Ждала, когда найдемся мы.

На этом берегу трава вскоре сменилась большими камнями. Затем начался довольно пологий подъем по очень комфортным плоским камушкам к перевалу Эренбурга. Последний взлет на перевал пришелся на сыпуху. Не люблю, когда под ногами едет. Неприятно оказалось. Не смотря на то, что весь этот взлет можно было пройти по снежнику, который вроде не плохо держал, мы почему-то предпочли его обойти.

Долина реки Джело
Красные горы. С перевала Томич в сторону Левого Карагема
Озеро между перевалами Томич и Эренбурга

Как всегда, заставив всех ждать, я таки забралась на перевал.

Собравшись вместе на перевале, мы огляделись по сторонам, затем прибегли к помощи не стоящего на месте прогресса, к GPS, определили следующий пункт нашей программы, перевал Томич. Не сбрасывая и не набирая высоты, мы траверсом направились к виднеющейся цели. Путь наш лежал по пренеприятнейшему склону с разнокалиберной сыпухой. Спуская вниз мелочь, она в свою очередь тащила за собой огромные камни. Но и эту преграду мы преодолели. И вот мы на перевале Томич. Оглядываемся по сторонам. Нас окружают пейзажи, красота которых не поддается описанию. С одной стороны, под перевалом озеро, зеленое озеро с плавающими в нем айсбергами. С другой стороны, цирк с ярко-оранжевыми склонами гор и пушистой зеленкой внизу.

Спустившись, а точнее, съехав вниз по сыпухе, мы, довольные собой, направились искать и обустраивать временное пристанище. По пути остановились поздороваться, а заодно и пригласить на вечерний чай хозяина одинокой зеленой палатки, которую мы заметили еще с перевала. Одинокий путник, Валерий из Новосибирска, один гулял по горам, так как друг сдулся перед поездкой. Это он нам поведал уже вечером, за кружкой чая с конфеткой, от спиртного он почему-то отказался. Так, за разговорами с новым знакомым, подошел наш второй день к завершению. Завтра днёвка, обещанная Галей!!! Будем спать до талого, загорать и купаться!!!

13 июля 2014г.

Днёвка началась. Талый пришел рано, поэтому выспаться лично мне опять не удалось! Проснувшись утром, мы с удивлением обнаружили, что полноводную речку, в которой мы планировали стираться и купаться, украли. А слегка заметный среди камней ручеек, с трудом позволял зачерпнуть немного воды.

Вечерний собеседник из Новосибирска мелькнул на перевале, с которого мы накануне спустились, и скрылся из виду. Удачи ему!

А мы нашли небольшое озерцо, в которое сбежала наша река. Привели в порядок себя и некоторые предметы нашего скудного гардероба.

Жаркое солнце и всяческое отсутствие тени вынудили нас второпях собрать рюкзаки и бежать вниз в поисках живительной прохлады. Днёвка не удалась.

Поначалу спуск к Левому Карагему не предвещал ничего неприятного. Мы шли и наслаждались продолжающимся отпуском, по невысокой травке и изредка встречающимся камням. Как вдруг у нас на пути образовались непроходимые заросли дикой карликовой березки. Она царапала ноги и оставляла мелкие дырочки на одежде. Крутой спуск всё по тем же кустам тоже не принес удовольствия. И вот, мы стоим на берегу долгожданной реки. Дело осталось за малым, реку надо перейти, спуститься вниз по течению до стрелки, и на огромной живописной поляне ждать героев-восходителей. За эти три дня мы ни на минуту о них не забывали, переживали, как же они там… среди вечных снегов. И с нетерпением ждали с ними встречи.

Пробежавшись вверх по течению в поисках достойного брода, Гена вернулся ни с чем. Спуститься вниз мы почему-то не решились, хотя я предлагала. А позже выяснилось, что Генерал нам говорил, что брод будет ниже.

Не долго посовещавшись, мы решили организовать стоянку прямо здесь, в лесу, на берегу Левого Карагема. Вспомнив две предыдущие ночевки, где вечерние бурные речки к утру становились чуть заметными ручейками, мы решили дождаться утра, в надежде что вода спадет и представится возможность перебродить реку.

Так мы не торопясь, времени у нас было много, разбили лагерь. Неспешно ходили по лесу, каждый занимался своим делом. Гена ставил палатку, Жека разводила костер, Галя занималась своим любимым делом, собирала дрова. Мне кажется, её хлебом не корми, дай дрова пособирать. Я копалась в пакетах с продуктами, размышляя над тем, чем же потешить нас всех на ужин.

Вдруг мне показалось, что я слышу какие-то не наши голоса. Кто-то крикнул: «Серега». И все мы, вылезая из своих лесных закоулков и бросая все занятия, кинулись бежать на берег. На противоположном берегу шли Серега, Женя и Костя. Такой неожиданной встрече мы радовались как дети, кричали и махали руками. Что-то кричали, они нам что-то отвечали, но из-за шума бурлящего потока мы друг друга не слышали.

Забыв о том, что сами мы перейти реку не смогли, я была уверена, что сейчас они с легкостью перейдут через неё. И вечер у костра мы проведем в шумной, объединившейся компании. Крича, размахивая руками и наперебой делясь впечатлениями о тех трёх днях, что мы провели порознь.

Но они так же, как и мы на своем берегу, не смогли найти подходящее место для брода. Потом что-то Сергей крикнул Гене, махнул рукой в сторону стрелки, они надели рюкзаки и ушли своей тропой.

Как-то стало грустно, надежды на долгий веселый вечер накрылись медным тазом.

В лагерь мы вернулись всё в том же составе. Поужинали, не долго поболтали у костра, завели будильник на пораньше, чтобы не проспать низкую воду, и отошли ко сну.

14 июля 2014 г.

Будильник прозвенел. По-моему, на его призыв никто, кроме Жеки, не отреагировал. Она встала, сходила на разведку к реке. Вернулась со словами: «Спим дальше». Спорить никто не стал, и все покорно продолжили спать.

Не то, чтобы вода в реке не спала — она спала примерно на 3-5 см, что никоим образом не повлияло на её проходимость. Поэтому, после завтрака мы собрали лагерь и пошли вниз по течению, выглядывая более удобный брод. Примерно через час мы вышли в долину, где река разлилась и стала более проходимой. Пока мы готовились перейти реку, из лагеря прибежал Серёга. Помог перейти и проводил к месту их стоянки. В лагере нас встретили Женя с Костей. И волшебная Генеральская фраза: «предлагаю устроить днёвку» придала объединению еще большую радость!!!

Правый Карагем. Восхождение на Маашей-Баши.

Утро уже в который раз замечательное, тепло, яркое солнце. Подъем — поздний даже у меня, но я успеваю наверно с час пофотографировать, приготовить завтрак, прежде чем ребята проснулись. Вчера нагрузились как никогда и просто необходимо было отоспаться вдоволь. Где-то в полдвенадцатого я уже почувствовал, что наши где-то рядом и пошел на стрелку Карагемов. Буквально минут через 5 вижу девчонок и Гену — уже бредут через реку. В этом месте весьма комфортно — Карагем разливается на несколько мелких рукавов и течение не очень сильное. Все очень рады встрече! Вчера остался какой-то осадок, конечно, из-за того, что не смогли перебраться друг к другу.

На Большой Карагемской Поляне
По Правому Карагему вверх

Ну вот, теперь наш лагерь снова из двух палаток, в таком замечательном месте, все радуются, и тут же принимается решение — ДНЕВКА! Кстати, на наши наводящие вопросы — кто будет, мальчик или девочка, Галя ответила, что мы её неверно поняли. Оказывается, она хотела сказать вчера, что они очень хорошо поели. Это я к тому, что днёвка – это здорово, только есть все время хочется, от безделья.

Весь день отдыхаем — валяемся, стираемся, пьем чай, жарим сало. Временами идет небольшой дождь, поэтому забираемся все в трехместку-семиместку без внутренней палатки, и развлекаемся разными играми.

На следующий день погода опять отличная, мы собираемся и идем по тропе вдоль Правого Карагема вверх по течению. Никто из нас не знал, насколько хороша тропа и сколько по времени нам подниматься. В результате тропа оказалась просто замечательная, и за каких-то полтора-два часа мы дошли до ГЗЛ. Время обеденное, руководители недолго думали и решили сегодня уже дальше не идти, а встать здесь, в лесу, а завтра снова разделиться и втроем выдвигаться под Маашей-Баши. Я немного поспорил, но один в поле не воин. Так-то было полдня — на мой взгляд, вполне достаточно, чтобы подняться где-нибудь до 3000 м.

Получилась еще одна днёвка, ну или тричетверти-днёвка.

Ночью погода испортилась, ветер, дождь. Утром — довольно сильный ветер, иногда с прояснениями. Просидели до обеда, тут уже погода стала явно улучшаться, и часа в 3 мы втроем собрались и вышли. Нас взялся сопроводить Гена — чтобы договориться о месте, где снова всей командой соберёмся. Миновали большое красивое голубое озеро Абыл-Оюк, поднялись в широченный цирк, наелись там лука, договорились с Геной, что он завтра приведет девчонок именно сюда и распрощались.

Что-то ноги нас в этот день не очень быстро несли и поднялись мы где-то под 3000 м, хотя, наверное, можно было и до перевала Надежда дойти — это где-то 3400. Но заночевали значительно ниже, на хорошей, удобной площадке рядом с микро-озером, немного не доходя края ледника.

Подъем, как всегда перед восхождением, ранний, где-то в 4-30. Выглядываем из палатки — пасмурно, но есть просветы и есть надежда, что раздует. Собираемся и выходим налегке.

Почти сразу выходим на закрытый ледник, связываемся. Далее до Надежды почти горизонтальные участки чередуются со взлетами уклоном градусов в 35-40. Ничего особенного, открытого льда нет, только попадаются приличные трещины, Женя первым аккуратно их протаптывает.

Хмурое утро перед Штурмом
Подъем по леднику к перевалу Надежда
Наша связка уходит на Маашей-Баши. Погода совсем портится.

Когда поднялись на Надежду, погода стала портиться, мы залезли и спрятались от ветра в какую-то яму-щель в камнях, прямо у седловины, передохнуть и обсудить наши дальнейшие планы.

Низкая облачность уже накрыла вершины, дуло довольно неслабо, сыпало крупой. Дальше был выход на гребень, причем мы там уже увидели свежие следы предыдущей группы. Все в снегу, а значит относительно несложно. Все эти обстоятельства подействовали на Женю и он сказал, что как-то морально не готов подниматься. В принципе, я его понимаю. У него скорей всего пропала мотивация, хотелось чего-то эдакого, типа четверки, а тут и двойки нет, наверно. Я так по крайней мере все это понял. Костя же напротив – сказал, что пойдет в любом случае, хоть один, хоть как. В общем, у слабого звена появился выбор. Никто на меня не давил, и так как я изначально был достаточно серьезно настроен идти на вершину, то не стал менять свой план. Укоротили веревку и пошли с Костей вдвоем вверх, оставив Женю на седле, ему-то торопиться некуда теперь было. Мог курить сколько влезет и потихоньку топать в теплую палатку.

Дальше у нас всё было как-то довольно монотонно. Буквально минут через 15 видимость стала вообще никакая, молоко сплошное. Холодно, у меня стали мерзнуть и руки, и ноги, поэтому по совету Кости закинул таблетку трентала — здорово помогло! Минут через 5 буквально все вошло в норму, а Костя заранее употребил, за завтраком еще.

Был участок более крутого подъема, уже близко к гребню, фирн и уклон градусов 40-45. В подъем — без проблем, но сразу отметили для себя, что на спуске нужно будет подстраховаться. Сразу после этого, выходим на гребень. Он весь задут на левую сторону — иногда видно многометровые нависающие надувы. А тропинка идет, соответственно, по склону справа. Пару раз попались участки, где нужно пройти траверсом по довольно приличному уклону. В этих местах чувствую себя не очень уверенно, но чувствую, что Костя страхует, так что все нормально. Вообще гребень, честно говоря, достал. Идем-идем, конца и края нет. Видим, например, вроде впереди вершина, поднимаемся, а это очередное повышение в гребне, и так раза 3-4. Что дальше — в молоке ничего не видно.

В какой-то момент тропинка вдруг отвернула вправо — вниз к камням. Мне уже тогда, честно говоря, всё было по барабану. Костя отправляет меня вниз к камням, вкручивает ледобур, инструктирует меня как страховать его, для верности напутствует: «Смотри, не проманай меня!», — и лезет на край карниза — посмотреть что там вообще. Потом возвращается обратно, спускается вниз, к груде камней, копается там и выуживает записку. Буквально за 2 дня до нас тут была сборная команда во главе с Максимом Лучко! А мы по всем признакам — на вершине, хотя и не очень видим это. Из-за погоды, с этого восхождения у меня нет ни одного фото. Так что Женя отчасти оказался прав, отказавшись подниматься. Ну а я по своему — тоже прав, так как поднялся на неведомую до сих пор высоту — 4177 м!

Спуск обратно не вызвал почти никаких затруднений, на крутом участке фирна Костя страховал меня через камень, так что я уверенно проскакал по склону. Я же подстраховал его через ледоруб внизу, но что Косте такие склоны?! Вот и Надежда, это мы уже почти дома, так казалось, хотя еще спускаться часа полтора. И надо сказать, заключительные минут 40 дались нам нелегко. Погода, как назло, стала налаживаться, выглянуло солнце и изрядно подтопило снег. Мы стали проваливаться почти на каждом шагу, эти проваливания и выкапывания высосали из нас почти все силы, наелись пуще чем на гребне на высоте. Еще один момент был...

Подошли к трещине, и видим, что по ширине метров 5 весь снег осел и улетел вглубь. Мы шли по Женькиным свежим следам, я первым перепрыгнул, прошел немного вперед, а когда Костя перескакивал, он вдруг остановился и стал внимательно смотреть вниз, вглубь трещины... Тут я еще обратил внимание, что с моей стороны Женькины следы как-то явно не просматривались. Секунду-другую холодок пробежал по спине. Но Костя спокойно пошагал дальше, а я увидел продолжение цепочки следов — у края трещины они оплавились сильнее. Видимо, Женя там хорошо потоптался и обрушил сам снег, чтобы нам удобнее было. Спасибо Женя! Но пару секунд ты нам нервы пощекотал :-)

Подползаем на последнем издыхании к палатке, и оттуда высовывается заспанная харя нашего Генерала. С Горой нас!! Ура!!

Перекус, и меня просто срубает, ложусь и сплю часа полтора-два. Торопиться нам некуда. Все восхождение заняло 9 часов, вернулись мы часа в 4 дня. А выходить до цирка к нашим — часа полтора, не более.

Полежали, поспали, собрались и часам к 8 вечера спустились в цирк. Наши уже давно здесь, поставили палатку на огромной поляне. Все вокруг на сотни метров в цветах. Тут же заросли дикого лука — он изумительно сочный, вкусный, ни капли не злой. Дома такого точно нет. Жую его охапками, восстанавливаю силы. Погода по-прежнему неустойчивая, то солнце, то пасмурно, прохладно.

Как жила группа "Б" эти два дня — в следующей главе от Танюхи:

16 июля 2014 г.

Женя, Костя и Сергей снова покинули нас на полтора дня, для новых восхождений. Хотя, как знать, может они ушли, чтобы спокойно выспаться подальше от нашей шумной компании. Но без них и у нас не было шумно, никто не шутил, не поучал и не пел Рамштайн.

Мы, как первобытные люди, всё время поддерживали огонь в очаге. Пили чай с такими дефицитными конфетами, которые с момента дележки стали предметом посягательств. Все время кто-нибудь да положит глаз, а то и два, на чужой пакетик с такими вожделенными сладостями. Гена даже пересчитывал свои перед сном (он сам признался)… боялся, что стащат. В конечном итоге конфеты мы так искусно сэкономили, что к моменту выхода лично у меня было еще пять штук.

Погода хмурилась и солнышко нам не показывала, но и не поливала сверху, что, собственно, не могло не радовать. Температура воздуха была не высокой, и отойдя от костра, становилось прохладно.

Но не воспользоваться очередной днёвкой для приведения в порядок гардероба было бы глупо. Поэтому, не смотря на серость и прохладу, я решила все-таки занять себя (а чуть позже и не только себя) чем-нибудь полезным.

Стирка в ледяной воде доставляла массу удовольствий. Вещь намочила – руки погрела, намылила – погрела, постирала — погрела, прополоскала — погрела и т.д. В процессе столь увлекательного мероприятия в голове крутились слова, сказанные Галей двумя днями ранее: «сейчас моё мыло закончится, потом будем стирать твоим». И вот, заледеневшие руки не удержали мыло, которым мы должны были пользоваться тогда, когда закончится Галино. Я стояла на берегу, и смотрела как оно болталось в бурлящем потоке Правого Карагема. Речка так его и не унесла, и побултыхавшись, мыло плавно опустилось на дно. Не решаясь залезть в холодную воду, я любовалась новым, так выделяющимся из всех остальных, розовым камнем, украшающим теперь дно не менее красивой горной реки.

Так и не решившись достать мыло, я с закатанными рукавами, пустой мыльницей в мокрых руках и кислой физиономией пошла к костру. У костра продолжали скучать Гена, Галя и Жека. Увидев меня в таком виде:

- Ты что, утопила мыло? – спросила Галя.

- Ага, – кивнула я головой.

- сожги мыльницу, – резко выпалила Жека каким-то грубым, утробным голосом и указала пальцем на костер, – чтоб не нести лишнее, – уже более тихим и привычным голосом добавила она.

Все залились громким смехом. Так мы не смеялись ни разу за всё время похода. Отдышались. Выяснив, что мыло не уплыло, а спокойненько лежит на дне, Галя предложила его спасти. Операция проведена была успешно, никто из спасателей и спасаемых не пострадал.

А эту, ставшую сакраментальной Жекину фразу, мы вспоминали весь оставшийся поход.

17 июля 2014 г.

Сегодня мы опять никуда не торопимся. Встреча с альпинистами назначена только на вечер, на поляне за озером Абыл-Оюк.

Поэтому образы покорных работящих восточных жен Абдулы и товарища Сухова сменились на менее подвижные, уподобившиеся жабам из сказки про дюймовочку: «ну вот поспали теперь можно и поесть, ну вот поели теперь можно и поспать».

Только после сытного обеда, мы лениво начали собираться в путь. Не торопясь, мы с Жекой гуляли по тропе. А куда торопиться-то? Идти нам час, максимум полтора. Убегая вперед и оставляя нас на тропе, Гена предостерег: «Осторожнее гуляйте, здесь ходят медведи, волки и йети». К сожалению, ни йетих, ни остальных мы не встретили. Казалось, что кроме нас здесь вообще никто не живет.

Немного пройдя по тропе, мы поднялись на морену и остановились полюбоваться и щелкнуть из фотоприбора озеро Абыл-Оюк. Цвет у него необычный, зелено-молочный. У них тут вообще все водоемы такого цвета. Вода в них совсем не прозрачная, как у нас. Такое ощущение, словно в неё добавили молоко.

Поляна, на которой была назначена встреча, была разделена небольшой речкой, убегающей к озеру. С одной стороны поляна вся была покрыта крупными синими цветами, а с другой, мелкими красными, желтыми и сиреневыми. Даже жалко было их топтать и ставить палатку. Выбрав ту часть поляны, где пестрели синие цветы, мы разбили новый лагерь.

Погода опять хмурилась, временами пробрасывал снег и было прохладно. Ха-ха… в июле… снег… видимо, нам нравится так отдыхать!!!

В ожидании, мы забрались в палатку и в полудреме играли в карты. Случайно выглянув из палатки, мы с радостью заметили приближающихся к нам почти на цыпочках …. Нет, не йети и даже не медведей с волками… а Костю, Серегу и Женьку. А может, это их и имел ввиду Гена? Хотя теперь какая разница? Мы снова все вместе!!!

Перевал Абыл-Оюк. Шавлинские озера, Шавла, река Ештыкол, Оройский перевал, выход в населенку

И заключительные три дня.

Утро нас в который уже раз порадовало — яркое голубое небо, цветы просто полыхают синевой, только немного поникли от ночного мороза. Весь цирк в ручьях, вершины сверкают ледниками сквозь легкую дымку.

Озеро Абыл-Оюк
Стоянка в цирке выше озера Абыл-Оюк
На подъеме к перевалу Абыл-Оюк

Шикарный пейзаж, уходить не хочется, но уже надо. Отодвигаем момент выхода сколько можем, но всё же приходится стартовать.

Идем под перевал Абыл-Оюк. Подходы — предельно простые, обходим морену, за ней уже почти сразу горизонтальный закрытый ледник. Скажу по секрету, что его мы прошли в первый раз за весь поход не связываясь. Обнаглели слегка, страх потеряли. Как всегда, Женя почти всё протоптал, основательно и надежно. Он вообще в этом походе всех поражал своей физухой. Не угонишься за ним. Вот что лыжи с человеком сделали! Тем временем подошли к перевальному взлету — тоже всё очень просто, снежный кулуар, подъем тут короткий, занял он минут 20. Поднялись на седловину, посмотрели на другую сторону, там очень красиво, но немного посложнее, чем мы ожидали.

Вид с перевала Абыл-Оюк в сторону Шавлы
Последний ледник на нашем пути оказался самым комфортным

Крутовато и в начале спуска участок льда. Это слегка напрягло и пришлось веревку кидать. В общем — нормальная 1Б получилась. Можно наверно было и без веревки — льда было метров 10-15, не больше, но сверху почему-то выглядело страшновато. В это время замечаем группу людей. Они спускаются с противоположного гребня по крутому снежному кулуару. Пообщаться, правда, не получилось – они здорово опередили нас.

Далее — простой спуск по снегу, затем по сыпухе, потом вышли на открытый ледник. Класс! Камушки на льду насыпаны, трещинки узенькие, идти удобно, красота вокруг! Не успели оглянуться, а уже видим самые верховья Шавлы, небольшие озера вверху, а ниже — ГЗЛ.

Вскоре видим первых людей, примерно за неделю похода. Навстречу нам идет группа с рюкзаками. Перекинулись парой слов. Ребята нам сказали, что у нас впереди нереально крутой спуск, вряд ли сможем пройти. Подходим — и правда круто, почти как у нас с Любви, даже покруче. Спустились-таки, мы сделали это, вот что значит тренировка!

Верхнее Шавлинское озеро сверху
Мечта, Сказка и Красавица. На ПП — малое Верхнее Шавлинское озеро.
Горы

Почти сразу после этого крутяка вышли на верхний край Верхнего Шавлинского озера. Ну вот и начались чудеса света. Озеро — просто шикарное! Даже и сказать больше нечего, поезжайте и смотрите. А тут еще солнце уже довольно низко, оно подсвечивает вершины — Сказку, Красавицу и Мечту. Сразу представляю, какая будет картинка — на ближнем плане ровная гладь голубого озера, а сразу за ним стоят стеной сияющие ледниками на солнце вершины. Делюсь своими фотофантазиями с Женей, он меня напутствует — беги! Так что пока все отдыхают у озера, я несусь и непрерывно щелкаю. Выхожу на большую отличную стоянку, там целый лагерь. Разговариваю с ребятами — это их отряд спускался параллельно нам с гребешка мимо пер Абыл-Оюк. Они тут живут и бегают в радиалки — ловко устроились! Тут им и диван, и матрас, и батон, да еще и альпинизм. Вообще, увиденное заставляет серьезно задуматься. Вместо двухнедельного перетаскивания рюкзаков через Хребет, за полтора дня зайти из Чибита на Шавлинские, жить тут в такой красоте и гулять налегке... Не, неспортивно однако, и обжорством с алкоголизмом отдает.

Между тем, обход Верхнего Шавлинского озера — довольно интересное занятие. Полпути — это почти боулдеринг по огромным валунам. Набитая тропа идет на самом деле вдоль левого берега, но мы шли по правому.

Озеро заканчивается большой природной дамбой и тоненьким ручейком. Вся река уходит под камни и снова появляется ниже "плотины".

Между тем дело идет к вечеру, мы уже нагулялись, и некоторым участникам хочется уже прибиться куда-нибудь поскорее. Поэтому, немного пройдя вниз, мы начинаем высматривать стоянку. И находим ровную площадку прямо на тропе, аккурат в том месте, откуда уже можно увидеть край огромного Нижнего Шавлинского озера.

Вечер прохладный, закат обалденно красивый, ужин снова праздничный, теперь все они праздничные, но то ли еще будет!

Утром оправдались наши опасения. Мы поставили палатки прямо на тропе, проснулись поздно и теперь через наш лагерь шли стройные отряды туристов, некоторые из них делали нам замечания. Однако, это не сильно ускорило сборы. Я даже успел постирать, а еще был праздничный завтрак — Женя выдавал допконфеты, большие, шоколадные. Но пока все эти приятные сюрпризы падают куда-то в бездну и пропадают там бесследно.

Наконец собрались, вышли и минут через десять достигли края Нижнего Шавлинского. Озеро — огромное, красивейшее, там хочется остановиться, жить, купаться — вода довольно теплая, — любоваться. Озеро длинное, мы обходили его больше часа, причем 90% это по отличной тропе, а остальное — по крупной неподвижной осыпи. Как раз после этой осыпи начинаются стоянки. Мест под палатки немало, но и туристов много. Очевидно, здесь бывают проблемы с размещением.

Показалось Нижнее, Большое Шавлинское озеро
Сюда едут со всей России, и не только
Мечта, Сказка, Красавица и Большое Шавлинское озеро
Так утекают Шавлинские озера

Прошли озеро, пару раз останавливались, фотали, я искупался, и пошли дальше. Из озера мощным потоком вытекает Шавла. Минут 20 крутой спуск, примерно как у нас с Казачьей до Горелой, но далее резко выполаживается и река начинает растекаться рукавами, а еще минут через 20-30 долина сильно расширяется, и по ней Шавла течет извилистой, как Куда, змейкой. Правда ярко голубого цвета. Тропа, чем дальше, тем мощнее, шире. Крутые участки закончились. Встречаем группы пешеходов, а также группы на конной тяге, с алтайцами. Пройдя еще часа полтора, выходим на большую поляну среди кедров, это уже мы повернули и пошли вдоль Ештыкола. Народ, алтайцы с лошадями и группа москвичей с маленькими рюкзачками, постепенно собирается здесь на ночлег. Они только ещё заходят на Шавлинское. Мы устраиваем шикарный обед, такого у нас еще не было. После обеда еще полежали. В итоге, отдыха получилось часа два, а может и три.

Выходим потяжелевшие, какие-то вялые. Нам сказали, что стоянок много сразу за этой поляной, а дальше почти и не будет. Так что прошли после обеда всего часа полтора и разбили наш последний на Алтае лагерь близко от ГЗЛ, на берегу Ештыкола. Интересно, что две последние ночи — чуть выше и ниже 2000 м, были, пожалуй, самыми холодными. Я даже одну ночь подмерз и просыпался несколько раз.

Завершающий день похода состоял из пологого подъема в самые верховья Ештыкола — часа три по степи с выходом на Оройский перевал. А далее уже спуск в долину Чуи по лесной тропе. Часа за три пробегаем через степь, попадаем в абсолютно плоскую болотину, это и есть Оройский перевал.

Степь на пути к Оройскому перевалу
На Оройском перевале. Далеко внизу — долина Чуи
Мост через Чую. Конец пешей части путешествия.

Это не какая-нибудь единичка-двойка, здесь ноги нужно беречь, промокнуть проще простого. Преодолеваем это препятствие, и картина тут же радикально меняется — рядом лес, крутые холмы, рядом с перевалом красивая скала, около которой мы немного отдыхаем. Пройдя минут 5, выходим к небольшой ферме, где продают молоко, лепешки, кумыс, пиво и прочее. Ну до пива мы, конечно, не докатились, но молока с лепешками врезали как следует! После чего чуть не убежали по набитой тропе в сторону Маашея. Оказывается, тут глобальная развилка. Местные нас вовремя остановили и направили куда положено, а нам — в Акташ, налево.

Далее местность напоминает наш Хамар-Дабан. Широкая тропа петляет по поросшим кедрами склонам, а часа через полтора все это заканчивается мега-серпантином аж на полчаса и мы выходим снова в степь. Впрочем, степь здесь — это относительно узкая долина Чуи, а сама Чуя спрятана в каньоне, не сразу и найдешь.

Выходим на поляну с постройками, а за ней — пешеходный мост через Чую. Мост — частный. Его построил местный предприниматель и собирает с каждого проходящего по 100 руб. Мы хотели прямо отсюда и уехать в Акташ, но мобильной связи тут нет, и мы еще минут 20 идем по правому берегу Чуи, пока не удается дозвониться до водителя. Он сообщает нам, что придется сделать два рейса, УАЗик маленький, а нас семеро да еще рюкзаки. Ну два, так два. Скоро подъезжает УАЗик и мы начинаем в него постепенно набиваться. Тут же выясняется, что семеро похудевших туристов легко входят в "козлика" даже с рюкзаками, которые тоже изрядно потеряли в объеме. Еще полчаса и мы в Акташе. Поход завершен!

У нас ночевка в Акташе, поэтому можно немного расслабиться. В гостинице есть душ, а в поселке магазин. Так что было чем заняться, весь вечер — кто куда. Потом еще и в местную столовую сходили.

По пути обратно мы в первый же день разделились. Женя Р и Женя В отвозили Костю в Тюнгур. Это далеко, крюк км в 500, поэтому мы не стали их ждать. У ребят все нормально прошло. А Костя в итоге добился своей цели — в одного поднялся на Белуху по маршруту Бутылка (5Б), но это было намного позднее, мы узнали только недели через 2-3. Ну а мы без приключений добрались до Иркутска. По времени в сумме получилось 20 дней — 14 дней собственно поход в горах, и 6 неполных дней дорога.

Заключение

Поход прошел отлично благодаря тому, что Женя очень детально всё продумал и рассчитал, не было никаких серьезных проблем. Костя очень серьезно, на мой взгляд, подошел к вопросам безопасности, соответственно никаких ЧП не было. Может даже было немного скучновато из-за этого. Хотелось чуток какого-нибудь экстрима.

Маршрут оказался в целом попроще, чем я думал. Однако многое было в новинку, приобретен хороший опыт прохождения ледников, снежно-ледовых гребней и перевалов. Такого опыта у большей части группы почти не было – пожалуй, только на Мунку-Сардык.

Если говорить о раскладке, то мне лично немного не хватало, и это ощущалось во второй половине похода. Хотя все это очень индивидуально. Девчонки жаловались, что им не удалось серьезно похудеть, а я вот сбросил кг 6-7. Отъедаюсь теперь, коплю запасы на зиму.

В общем, Горный Алтай — это такое место, куда однозначно стоит съездить. Незабываемые впечатления гарантированы! Но готовиться к такой поездке, конечно, придётся серьезно. Как альтернативу нашему варианту, можно рассматривать заброску в альплагерь Актру, либо поход до Шавлинских Озер. Оттуда можно ходить в радиалки, не сильно нагружая себя переноской рюкзаков. Погулять там есть где, и каждый скорей всего найдет занятие по силам и по своим пристрастиям. При этом жить можно в относительном комфорте – в лесу у воды, а не плавить снег, и не зимовать в июле на гребне. По ночам там минусовые температуры круглый год, и иногда бывает снег. Ну так – это горы!

Для меня это был первый такой продолжительный поход — в общей сложности, с заездом и выездом мы вместе провели три недели. Должен сказать, что не так это и просто, жить и ходить вместе столько времени. В какой-то момент вдруг обнаруживаешь, что тебя начинают раздражать даже самые незначительные мелочи. Кажется, что люди, которых ты считал чуть ли не идеалом, состоят из одних недостатков. Однако, через некоторое время все же понимаешь, что это все идет изнутри, из тебя самого, это твои собственные проблемы, твое раздражение. В общем, вопросы психологии — весьма важные в таких продолжительных походах. К счастью, мы все это успешно пережили. И исключительно со смехом теперь вспоминаем все эти "кастрюльки" по утрам, оттяжки как струны, легкое недоедание, какие-то вариации в темпе передвижения, планировании маршрута и т.п. Все это такие мелочи. Просто любите друг друга и старайтесь слышать.

Ну и конечно же — спасибо всем участникам за компанию, отличное настроение, позитив и терпение. С вами интересно, весело и вообще — все получается!

Отдельная благодарность Жене Рензину за то, что столько возился со мной перед походом, научил немного ходить в горах, ЗА АЛТАЙ, и вообще — за компанию! Хочу сказать огромное спасибо и Косте — порой одно его слово помогало забыть обо всех трудностях, преодолеть страх, и в голове и в ногах откуда-то появлялась решительность. Ну и очень надеюсь, что Женя и Костя позовут еще меня на новые вершины, невзирая на мой, порой, скверный характер, и перманентное обжорство.

P.S. Подробный фотоотчет можно смотреть здесь — https://picasaweb.google.com/105372717583319155272/2014

Sergey V

Связались сразу, как только вышли на закрытый снегом ледник. Спуск мне не показался сложным, не 2А, однако были не очень приятные моменты. Спуск - длинный, перепад очень значительный, местами состояние снега близкое к фирну, уклон - на мой взгляд, 30-35 град, вряд ли больше. Но при нехватке опыта - вполне можно скользнуть по склону...

Крутизну, на мой взгляд, ты оценил вполне адекватно. А вот что касается категории, тут я с тобой не соглашусь. Для менее подготовленных групп вполне могли понадобиться перила. Подтверждение тому, наше небольшое ЧП.
Мы шли двумя связками. Я шел первым в первой. Тут слышу: "Женя, срыв!". Оборачиваюсь, на меня по склону едет Жека Ведерникова, чуть в стороне Гена кувыркается. Я тяпку в снег воткнул и Жеку поймал. Пролетев ещё 10 метров, и Гена остановился (всего он проехал около 30 метров). Если бы мне не удалось их поймать, полёт мог бы кончиться очень даже трагично.
Или, к примеру, мог бы полететь я. Тогда вряд ли бы они смогли остановить падение. Учитывая мою массу, в первую очередь.
А ещё у нас условия были очень хорошими. Подозреваю, что к концу июля снег там практически весь сходит. А по льду и нам пришлось бы склон перилить.
В общем, учитывая протяженность и потенциальную опасность улететь на сбросы, там вполне честная 2А.
05.09.2014, 20:07:45 |

Сначала по своим вчерашним следам, потом поворачиваем влево вверх и довольно полого поднимаемся на перевал Маашейский. Подъем со стороны Актру - совсем простой. Простой технически, но не физически. Первым идет Женя, все время тропежка, снег довольно глубокий. Хорошо, что с утра морозно и он не особо проваливается.

Технически подъём тоже не совсем простой. С ледника мы свернули несколько раньше, чем нужно, и угодили в зону очень неприятных трещин. В том месте ледник как раз переламывается и трещин этих, как продольных, так и поперечных, навалом. Несколько раз я проваливался по пояс, выкарабкивался и искал пути обхода. В итоге, несмотря на то, что кое-где пришлось идти по очень хлипким снежным мостам, утаптывать настоящие канавы над пропастями, всё как-то обошлось. А ведь чуть не пришлось уходить назад, в обход. С полчаса на это точно потеряли бы.
05.09.2014, 20:24:34 |

Тут как-то незаметно произошла серьезная корректировка нашего маршрута. Женя с Костей приняли решение не делать траверс Карагем-Баши - Маашей-Баши. То есть на пик Карагем идем радиально, потом спускаемся на Левый Карагем и так далее. На Маашей-Баши с Правого Карагема тоже теперь пойдем радиально. Из-за чего так решили - отчасти из-за рюкзаков, которые по таким снегам таскать не очень легко. Отчасти, видимо, решили поберечь меня. Да и самим им не очень хотелось буровить по глубокому снегу по огромным плоским ледникам.

Извини, Сергей, но тебя мы не хотели беречь. Чего тебя беречь — на тебе пахать можно! :)
Главной причиной было состояние ледника. Он был закрыт довольно глубоким снегом и снег этот, по нашей погоде, толком не схватывался даже ночью. Пахать это огромное поле до Маашей-Баши — удовольствие ниже среднего. Плюс ко всему, технически на этом траверсе ничего сложного (читай — интересного) не светило. С другой же стороны, как я надеялся, на Маашей можно подняться по 4А. И с куда меньшими трудозатратами.
А ещё у меня ботинки промокли.:)
05.09.2014, 20:38:51 |
И. ФефеловМолодцы!
05.09.2014, 20:45:49 |

Спуск, в основном, - простое лазание по скалам и движение по довольно крутой и очень подвижной сыпухе. Кое-где сыпуха лежала на твердой поверхности - либо лёд, либо скальное основание. В этих местах мы иногда очень неприятно проезжали по нескольку метров. В целом - вроде ничего сильно сложного, однако протяженность этого участка для меня уникальная - 3 часа. И хоть по оценке Жени и Кости это всего лишь 1Б,

05.09.2014, 20:57:57 |
Ольга ТарасоваЗело борзо! Отличный поход, чудные места, приятное повествование — спасибо!))
05.09.2014, 21:18:30 |

Не, не спортивно однако, и обжорством с алкоголизмом отдает.

Это и есть — альпинизм. Вот туристы — настоящие спортсмены! :))
05.09.2014, 21:48:25 |
Евгений РензинТебе, Сергей, тоже большое спасибо! И за терпение, и за то, что умеешь страх преодолевать, и за тёплые слова, и за рассказ! В общем, возьмём тебя ещё куда-нибудь. Так и быть:)))
05.09.2014, 22:00:24 |
Есения"ОТЛ."!
Сказочны и природа, и события. Частью история прямо-таки былинна :)

Сергей,
среди фотоиллюстраций в Вашем повествовании лично мне очень недостаёт
вот этой фотографии-бомбы:
- А на юге, далеко-дал​еко, мы вдруг заметили белоснежну​ю вершину.
Судя по направлени​ю, расстоянию и тому, как она торчит, это может быть
только Эверест.
05.09.2014, 22:28:26 |
Лев БелыхКлассный отчет! Интересно следить за вашими успехами. А какой же теперь поход будет мечтой? )
05.09.2014, 23:06:21 |
Андрей РябинаПочитал про трентал. А ещё какой химией пользуетесь?
06.09.2014, 01:06:35 |

Андрей Рябина: А ещё какой химией пользуетесь?

C2H5OH :)
Трентал иногда принимает Костя. Я ещё ни разу не пил. Да и нужды особой не было.
06.09.2014, 01:54:49 |
FelixЗдорово!!! У Сергея всегда такие насыщенные отчеты :)
06.09.2014, 03:09:40 |
Sergey V

Евгений Рензин: Если бы мне не удалось их поймать, полёт мог бы кончиться очень даже трагично.

Мне не показалось все так уж совсем страшно. Насколько я помню, ниже этого, жесткого фирнового участка, был снег поглубже. Ну и уклон не такой большой, ребята ехали без разгона. Но, конечно, даже со стороны все это смотрелось крайне неприятно. А что чувствовали участники ... они предпочли даже и не говорить
06.09.2014, 12:00:43 |
Sergey V

Евгений Рензин: С ледника мы свернули несколько раньше, чем нужно, и угодили в зону очень неприятных трещин

Ну вот — пример совершенно разного восприятия одной и той же ситуации.
Поскольку мы шли в связке, то есть метров в 20 друг от друга, то общались весьма ограниченно в течение всего дня. Мне снизу казалось, что Женя просто спокойно, размеренно идет вверх, тщательно тропя себе и нам ступени. А тут вона как! Второму и третьему то уже все без проблем, никаких трещин не чувствовалось.
06.09.2014, 12:05:12 |
Sergey V

Евгений Рензин: А ещё у меня ботинки промокли.:)

А, ну да, конечно, поэтому ты их и сушил на Левом Карагеме. На переправе :-)
06.09.2014, 12:07:08 |
Sergey V

Евгений Рензин: Не, не спортивно однако, и обжорством с алкоголизмом отдает. Это и есть - альпинизм. Вот туристы - настоящие спортсмены! :))

Тогда однозначно — первую неделю у нас был типичнейший альпинизм, а вторую — жесткий туризм.
06.09.2014, 12:09:31 |
Sergey V

Евгений Рензин: В общем, возьмём тебя ещё куда-нибудь. Так и быть:)))

Поздно уже обещать! Уже взяли ;-)
06.09.2014, 12:10:24 |
Sergey V

Лев Белых: Классный отчет! Интересно следить за вашими успехами. А какой же теперь поход будет мечтой? )

С этим у меня как-то сложно. С мечтами. Если начинаю мечтать заранее, то это превращается в какую-то обыденность. Мне все же больше "вставляют" какие-то неожиданные вылазки, легкие экспромты...
Вообще говоря, в последний год я стал ходить больше альпинистские маршруты. Но есть издержки — стал меньше снимать, так как много внимания уделяется техническим сложностям. А снимать тоже хочется.
Так что пока даже и не знаю, куда понесет ...
06.09.2014, 12:15:35 |
Sergey V

Андрей Рябина: Почитал про трентал. А ещё какой химией пользуетесь?

Салом! Мы — натуралы!
Трентал впервые попробовал. В принципе можно было обойтись, одеться потеплее, постоять, поотмахивать руки-ноги. Но это — время. А так — все на ходу само наладилось.
06.09.2014, 12:18:23 |
Sergey V

Felix: Здорово!!! У Сергея всегда такие насыщенные отчеты :)

Спасибо Феликс! Но это походы насыщенные. Спасибо авторам маршрутов! Действительно насыщенно получилось, и рассказ и особенно фотографии пришлось резать и резать, иначе размер был бы неподъемный.
06.09.2014, 12:23:11 |
Sergey V

Евгений Рензин: Скажем так: если бы то же самое, но в Саянах, т.е протяженность сократить раза в 3, то 1Б. Тут же скорее 2А.Вообще, этот спуск подарил одно из самых ярких приятных воспоминаний похода. Пожалуй, с ним может сравниться только спуск по леднику Малый Актру и восхождение на пик Актру.

06.09.2014, 12:42:46 |

Sergey V: Здесь https://picasaweb.google.com/105372717583319155272/2014#6040977207146531442 на фото другой вариант спуска на Левый Керагем.

Не, вперёд два кадра пролистать нужно. Там, однако.
06.09.2014, 13:53:31 |
Андрей РябинаДочитал! Всё великолепно!!! И фотографии и стиль и слог и порочащие факты!!! Молодцы!
06.09.2014, 17:03:56 |
Андрей Рябина

Евгений Рензин: C2H5OH :)

Sergey V: Салом! Мы - натуралы!

Редкостная костность.
06.09.2014, 17:10:53 |
Лев Белых

Sergey V:    А снимать тоже хочется. Так что пока даже и не знаю, куда понесет ...

Мне кажется я понимаю о чем речь. Горы притягивают любителей фотосъемки своей суровой красотою , постоянно меняющимися условиями света и различными природными явлениями. Однако попадая в горы можно обнаружить изменение приоритетов и отношений к горному туризму, вдруг появляется ещё одно интересное увлечение. А чем больше увлечений, тем сложнее расставлять приоритеты. Хочется все успевать, но каждое увлечение требует к себе особого подхода, времени и внимания :)
06.09.2014, 19:36:40 |

Лев Белых: Мне кажется я понимаю о чем речь

Да, примерно так и есть. Тащишь с собой порой и зеркалку и Го-Про. Но когда сталкиваешься с какими то новыми сложностями, обо всем забываешь, в смысле о съемке. Правда, когда к этим сложностям привыкаешь немного, снова появляется возможность снимать. В общем, я так думаю, что бы ходить что-то новое и интересное и заниматься при этом фотосъемкой, нужно иметь запас прочности на относительно сложных участках маршрута.
06.09.2014, 21:03:51 |
Sergey V

Андрей Рябина:    Евгений Рензин:   C2H5OH :)   Sergey V:   Салом! Мы - натуралы! Редкостная костность.

Я бы сказал — здоровый консерватизм :-)
06.09.2014, 21:05:30 |
Sergey V

Ольга Тарасова: приятное повествование - спасибо!

Евгений Рензин: и за рассказ

Есения: "ОТЛ."! Сказочны и природа, и события. Частью история прямо-таки былинна :)

Felix: Здорово!!!

Андрей Рябина: И фотографии и стиль и слог и порочащие факты!!! Молодцы!

Большое спасибо за теплые слова!
06.09.2014, 21:49:52 |
Константин Суханов

Евгений Рензин: Отчасти, видимо, решили поберечь меня.
Извини, Сергей, но тебя мы не хотели беречь. Чего тебя беречь - на тебе пахать можно! :)

Ну вот всё и выяснилось.
Теперь знаю, к кому обращаться весной перед посадкой картофеля.
07.09.2014, 01:53:52 |
Лев Белых

Sergey V:    В общем, я так думаю, что бы ходить что-то новое и интересное и заниматься при этом фотосъемкой, нужно иметь запас прочности на относительно сложных участках маршрута.

Ну да, получается нужен либо достаточно большой опыт туризма, чтобы сложности маршрута отрабатывались хотя бы на полуавтомате и в сознании оставалось время место для замысла сюжетов для съемки. Либо нужно очень хорошо фотографировать, чтобы несмотря на сложности маршрута съемку производить за считанные секунды. Либо выходить на какие то точки целенаправленно для фотосъемки. Например один поход ознакомительный с разведкой, а последующий в это же место уже с конкретной целью фотосъемки.
07.09.2014, 11:55:49 |
Егор ПолтавченкоПрочитал с удовольствием и вспомнил Горный Алтай! В 2005г, мне повезло быть участником большого горного похода, идея которого состояла в том чтобы совершить восхождения на высшие точки Северо- Чуйского, Южно — Чуйского и Катуньского хребтов, связав их единой цепью маршрута, что и было сделано.
07.09.2014, 20:44:54 |

Егор Полтавченко:  связав их единой цепью маршрута, что и было сделано.

Супер! Сколько по времени заняло?
07.09.2014, 20:52:17 |
Егор Полтавченко

Евгений Рензин:    Егор Полтавченко:   связав их единой цепью маршрута, что и было сделано. Супер! Сколько по времени заняло?

Почти месяц. Ходовых 26, две "пурговки", участие в спас/ работах. Очень здорово, что у Вас всё обошлось без ЧП. За время нашего похода произошло 3 ЧП. Подходим к переправе через р. Карагем, сидит группа из Уфы- утонул руководитель, захлестнуло верёвкой. Под Берельским седлом сильно по морозился парень из Красноярска, спускали его через перевал Делоне на томские стоянки. Девушка погибла при прохождении "Бутылки" на Акемской стене, по- моему фамилия у неё была-Коломейцева.
07.09.2014, 21:47:06 |
Евгений РензинНеслабо вам "подфартило". А мы на Карагеме вообще никого не видели. Весь народ на Аккеме да на Шавле тусит. На Маашее, подозреваю, теперь тоже пусто.
07.09.2014, 22:15:18 |
Егор Полтавченко

Егор Полтавченко:  Девушка погибла при прохождении "Бутылки" на Акемской стене,

Коломейцева Наташа из Барнаула.
08.09.2014, 06:29:51 |
К РПрочел наконец то Отличный рассказ Сергей.
Фото классные.
Как раз недавно думал о том как влияет на рассказ вставки глав от других участников. Думал отрицательно, оказалось наеборот положительно.
Таня у тебя прям писательский талант.
Круто общем!
10.09.2014, 23:59:27 |
К Р

Евгений Рензин:    Андрей Рябина:   А ещё какой химией пользуетесь? C2H5OH :)Трентал иногда принимает Костя

Если бы спирт так крышу не рвал я бы Тренталом вообще не пользовался.
Ведь механика терапевтического воздействия схожа
11.09.2014, 00:09:40 |
Андрей РябинаОпасно это. Улучшая микроциркуляцию крови в конечностях, Вы увеличиваете общие потери тепла организмом. В долгосрочной перспективе, это может сыграть весьма негативную роль (ИМХО).
11.09.2014, 02:16:18 |

Андрей Рябина: Опасно

А в чем опасность? Это если весь день на трентале, а потом — холодная?
У нас 9 часов весьма активных. А потом — в тёплый спальник, да горячий чай.
11.09.2014, 06:27:12 |

Sergey V: Это если весь день на трентале, а потом - холодная?

Это в том числе. И нужно иметь в виду, что холодная всегда бывает внеплановой.
Ну и классические противопоказания — нарушение функций печени, почек. Плюс к этому протвопоказан при нарушениях мозгового кровообращения (головокружения, постинсультные состояния) и т.д.

В общем, если можно обойтись, лучше обойтись. Летом на Маашее, на мой взгляд, его стоило принять только ради того, чтобы иметь какой-то опыт. Т.е. на себе прочувствовать действие. Да и то, лучше бы тестированием заняться где-нибудь на Обзорной во время ноябрьского выезда.
11.09.2014, 12:05:25 |
Sergey VНу понятно теперь, Женя. Хоть тестирование и прошло успешно, в другой раз заранее озабочусь профилактикой. Я на Надежде немного подмерз, ноги-руки. Рукавицы тонкие да с дырками уже оказались. В общем, конечно летом это все и без трентала решаемо, тем более, что зимой без него обходился до сих пор. Вспомни, например, наш выход с "Мажолиса" в январе! Может только на крайний случай трентал иметь в аптечке.
11.09.2014, 13:01:33 |
Татьяна Оверченко

К Р
Таня у тебя прям писательский талант.

Cпасибо, Константин Петрович!
11.09.2014, 16:50:54 |
Андрей Рябина

Sergey V: Может только на крайний случай трентал иметь в аптечке.

Я, всё- таки, больше говорю об увеличивающемся риске гипотермии. Количество тепла, производимого человеческим организмом в единицу времени- величина конечная. Направив тепло в конечности, улучшив функционирование ног и рук, мы можем лишить организм его последнего резерва. Для скалолаза, который где-то там висит, без возможности размяться, это может быть и решение проблемы, но так ли это хорошо для туриста, который не всегда знает где и как он будет ночевать? Лучше всего- правильно одеваться (помня старую поговорку: "Форс мороза не боится, но мороз форсА е...ь") и иметь 2-3 термопакета на крайний случай. И не только для самого себя. Вдруг придётся кого спасать?
11.09.2014, 17:05:53 |
Sergey V

Андрей Рябина: мы можем лишить организм его последнего резерва

По-моему, это все же чрезмерная перестраховка. За 10 лет активных походов, не помню случая, что бы хоть раз ощутимо охладился. Всегда был запас — оставалось что-то из тёплых вещей, был запас сил, что бы согреваться на ходу. А вот руки-ноги прихватывало неоднократно.
Так что для меня важнее аргументы, что трентал вреден для печени и т.д. Хотя, если выбирать — разок навредить печени, или отморозить конечность- лучше пусть слегка печень помучается.
11.09.2014, 21:22:09 |

Sergey V: Так что для меня важнее аргументы, что трентал вреден для печени и т.д.

Так для печени, наверное, только глюкоза (из таблеток) не вредная. Всё остальное выводится из организма через печень или почки, а то и через то и другое сразу. Если печень в порядке, то одна таблетка трентала ей повредит не больше, чем рюмка водки. Мне так кажется.
11.09.2014, 22:45:52 |

Андрей Рябина:  2-3 термопакета на крайний случай

А это что за "зверь"? Где такое берут?
11.09.2014, 22:46:34 |
К Р

Sergey V:    Атя, если выбирать - разок навредить печени, или отморозить конечность- лучше пусть слегка печень помучается.

Евгений Рензин:  Если печень в порядке, то одна таблетка трентала ей повредит не больше, чем рюмка водки. Мне так кажется.

Я Поддерживать
11.09.2014, 23:33:48 |
Константин Суханов

Евгений Рензин: Помимо этого, трентал замедляет агрегацию тромбоцитов и в случае травмы, сопряженной с кровотечением, его приём может сыграть весьма дурную службу.
Ну и классические противопоказания - нарушение функций печени, почек. Плюс к этому протвопоказан при нарушениях мозгового кровообращения (головокружения, постинсультные состояния) и т.д.

О, для пожилых людей это очень актуальный вопрос. Особенно с постинсультными осложнениями.

Евгений Рензин: Если печень в порядке, то одна таблетка трентала ей повредит не больше, чем рюмка водки. Мне так кажется.

Ну это зависит от способа приёма. Пероральный способ уж очень вреден...
12.09.2014, 00:45:23 |

Константин Суханов: Пероральный способ уж очень вреден...

Его ещё можно капельницей в/в вводить. Но, боюсь, в горах такой способ не очень удобен.
С помощью вашего любимого девайса применение, увы, не предусмотрено :)
12.09.2014, 01:17:57 |
Андрей Рябина

Евгений Рензин:    Андрей Рябина:   2-3 термопакета на крайний случай А это что за "зверь"? Где такое берут?

Приличные люди называют это "химическая грелка". У меня были армейские (просроченные, как минимум, на 3 года) производитель- Япония (стандарт JIS-S-4100). Вес- 50г., заявленная продолжительность действия-20 часов, температура: 63- макс., 52- мин.. В полевых условиях (слава Богу) ни разу не пользовался, но, при домашних испытаниях, грелка очень хорошо работала почти 11 часов. Отрицательные моменты: смесь спекается (её нужно время от времени разминать), мешочек пропускает наружу немного пыли (почихивал и почёсывался).

Sergey V: По-моему, это все же чрезмерная перестраховка. За 10 лет активных походов, не помню случая, что бы хоть раз ощутимо охладился. Всегда был запас - оставалось что-то из тёплых вещей, был запас сил, что бы согреваться на ходу.

Возможно что и чрезмерная, но ведь если что случится- это будет Ваш первый и последний раз. Кроме того, нужно думать и о других. В горах всегда болтается много "чайников", да и опытные от травм не застрахованы. Пару лет назад, на Камчатке, погибли 3 спасателей. Искали заблудившегося, во время пурги, парня. Нашли, спасли, но сами замёрзли совсем рядом с лагерем. И те +100 гр. (по 2 грелки на человека)- возможная цена жизни...
12.09.2014, 20:59:54 |
Sergey V

Андрей Рябина: +100 гр. (по 2 грелки на человека)

ну так-то 100 грамм не задавят конечно, хотя бы на группу. А где этот зверь живет?

Андрей Рябина: это будет Ваш первый и последний раз

Ну нет, я не тороплюсь пока что. Я все же думаю — необходим запас хода, правильная снаряга, ровный состав группы. А иначе может и грелка не помочь.
15.09.2014, 16:04:36 |
Андрей Рябина

Sergey V: Я все же думаю - необходим запас хода, правильная снаряга, ровный состав группы.

И оптимизма поменьше...

Sergey V: А где этот зверь живет?

Мои были честноукраденными у честноукравшего. А так я рекламу иногда вижу, в том числе и на этом сайте (ЕМНИП).
15.09.2014, 17:47:35 |
Sergey V

Андрей Рябина: И оптимизма поменьше...

Тот, у кого поменьше оптимизма, почти всегда тащит 30-килограммовый рюкзак даже в ПВД.
А оптимизм — вещь по-моему весьма полезная. Ничего не весит, а порой помогает горы свернуть
15.09.2014, 17:52:25 |
Андрей Рябина

Sergey V: А оптимизм - вещь по-моему весьма полезная. Ничего не весит, а порой помогает горы свернуть

Это да, но только в сочетании с молодостью.

Sergey V: Тот, у кого поменьше оптимизма, почти всегда тащит 30-килограммовый рюкзак даже в ПВД

Это про меня. У меня рюкзак меньше 24 кг. никогда не весил.
15.09.2014, 18:09:06 |
Sergey V

Андрей Рябина: Это про меня. У меня рюкзак меньше 24 кг. никогда не весил.

Я с этим злом борюсь и вроде что-то получается. Позавчера на два дня вышло 12.5 кг, вместе с каской, обвязкой, веревочкой 20 м. Потом правда еще пива добавилось 1.5 — итого 14 кг, решил, что можно себе это позволить :-)
15.09.2014, 18:22:42 |
Константин Суханов

Sergey V: Потом правда еще пива добавилось 1.5 - итого 14 кг, решил, что можно себе это позволить :-)

А чего мало, надо было на два-то дня 1,5 л х 2.
09.03.2016, 22:31:22 |
Константин СухановСтранная сложилась обстановка с восхождением на В Белуху со стороны Делоне и Берельского седла. Пограничники лютуют в отношении восходителей со стороны пер. Делоне. Мне давно было интересно — а где же там можно нарушить границу Казахстана, и где она там проходит. На карте непонятно, линия толстая. По логике, должна бы идти по главному хребту: ББС, ТКТ и далее через Раздельную и Белуху. Всегда и везде горные границы государств проходили по хребтам. Но... нет! Читаем.
"От точки 1408 граница идет в общем северо-северо-восточном направлении по гребню безымянного хребта через высоты с отметками: 2019,0; 2513,1; 2601,1; 2610,2; 2964,3; 3262,2 и 3191,4 на протяжении 26,4 км до точки 1409, расположенной на г. Белуха в центре геодезического пункта с отметкой 4499,0 (это хребет с пер. Белухинский, п. Раздельная, пер. ТКТ, Катын-Баш).
От точки 1409 (это г. Белуха, напомню) граница идет в общем восточном направлении по гребню Катунского хребта через высоты с отметками: 3851,0 (это пик Героической Кореи); 3972,4; 3217,0 и 3186,3 на протяжении 15,7 км до точки 1410, расположенной в 8,5 км юго-западнее геодезического пункта с отметкой 3558,1" (ДОГОВОР между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о казахстанско-российской государственной границе).
Итак, получается, что от Белухи "в общем восточном направлении" до пика Героической Кореи прикладываем линейку... и получаем искомую линию границы. Которая поперёк пересекает верхнее поле ледника Сапожникова по Восточному плато. А все восходительские пути здесь ведут как раз по верхнему полю ледника через пер. ББС (а больше негде), который уже ого-го как в Казахстане оказался! И на официально приложенной к договору карте всё именно так и прорисовано.
Хорошо, допустим. Но ведь в договоре, кроме того, что "граница идет в общем восточном направлении", дальше сказано "по гребню Катунского хребта", который, собственно, от Белухи идёт без малого в южном направлении, и лишь после ББС поворачивает на восток к той самой Героической Корее!
Откуда такой разнобой, а отсюда проблемы восходителям?
В августе 1937 г, когда Алтай ещё был малоисследованным районом, новосибирцы Алексеев, Мездриков и Белов уходят на траверс Восточной вершины с востока на запад с заходом по Большому Берельскому леднику и подъёмом на нынешний пер. ББС. Задача — пройти по гребню Катунского хребта и прорисовать его на карте. Поднявшись в тумане на Восточное плато, далее правильно не сориентировались и прошли через пик Берельский на Белуху. Рельеф там достаточно ровный: плато. Так и прорисовали расположение Катунского хребта: п. Героической Кореи — п. Сухова — по полю ледника до п. Берельский — п. Белуха, вместо п. Героической Кореи — п. Сухова — ББС — ТКТ — п. Раздельная — п. Белуха. Прорисовали напрямую, не увидев, что Катунский хребет "идёт" вовсе не по Восточному плату; это сама В. Белуха расположена в стороне от него, в боковом хребте! По этому "водоразделу" и провели условную тогда границу с Казахстаном. Отдав немалый кусок российского ледника Сапожникова Казахстану. Потом, конечно, карты поправили, но "кривая" граница осталась до сих пор. Отклоняясь от общего восточного направления, она там "делает" в сторону пограничной В. Белухи ненужный и нелогичный зигзаг. Если его спрямить и провести границу по Катунскому хребту — логика восстанавливается, ледник Сапожникова становится российским и В. Белуха остаётся вообще ВСЯ на нашей территории.
Сейчас, правда, стороны признают, что в районе Белухи есть неопределённости с границей. Но восходителям от этого не легче, и пограничники от того добрее не стали. Так что, добро пожаловать на Белуху, официально: 4А — 5Б с севера! А чайные тройки под запретом! Можно ещё по 2Б с Геблера по Катуни; но говорят, ледопад там обвалился, давно никто не ходил, обстановка неизвестна. Да и далеко: турецкий поход.
А пока продолжаем на свой страх и риск нарушать.
10.03.2016, 01:31:03 |
Евгений РензинНеплохой ролик о походе по Северо-Чуйскому хр. в августе 2016 г. В т.ч. пер. Маашейский, пик Тамма, пер. Красавица.