С самого утра в пятницу 22.08 все началось по плану, и уже в восьмом часу мы мчались из Иркутска на zubaru B4 по Култукскому серпантину. С восходом солнца над лесом в низинах поднимался туман, полз и живописно стлался поперек низких участков дороги. Приятно было смотреть из окна машины на чередующиеся пейзажи с туманами и восходом солнца, каждый раз по своему непредсказуемые и непередаваемо прекрасные. Где-то за Култуком на относительно высоком участке открылась панорама с наиболее выразительной игрой солнечных красок над бескрайней таежной далью с одной стороны и перемежающихся туч, облаков и тумана с другой. Там я попросил остановить Сережу машину и вышел сделать несколько фотографий, но мне не удалось ухватить и передать эту панораму, я лишь смог запечатлеть отдельные её изображения,
Новая дорога
увы, не передававшие всей силы моего впечатления.
Туман над Тайгою
Впрочем, мое фотографическое тщеславие от этого не пострадало, ведь впереди предстояла несравненно большая часть путешествия с новыми незабываемыми впечатлениями. А начало дороги с красочным рассветом в какой-то мере предвещало её дальнейший успех.

В итоге на стартовой позиции на тропе мы так же оказались в запланированное время 11:20, а в 13:00 как и планировалось вышли в сторону верховий Зун-Хандагая вверху от реки с полуторолитровым запасом воды и 25-и килограммовыми рюкзаками.

Отправляясь на тропу мне почему-то казалось, что все будет просто, мы будем идти по обычным лесным тропам к каким я привык на берегах Байкала, но в этот раз вышло иначе. Горы есть горы, пришлось преодолевать подъем на протяжении нескольких часов, переходя то старые, то относительно свежие каменные сели. На отдельных участках и местах заваленных камнями различных размеров оказалось невозможно идти без помощи рук, то и дело опираешься всем весом тела на руки и неуверенно ставишь ноги на острые каменные выступы в страхе порвать связки или сломать себе кости. Тяжелый рюкзак за спиной смещает центр тяжести тела и нарушает равновесие, создает дополнительные нагрузки на суставы с связки там, где и без рюкзака непросто идти и надо быть предельно внимательным и осторожным.

По описаниям тропы через три часа мы должны были выйти на границу леса, но как нам с Сергеем казалось, мы двигались очень медленно. Буквально через каждые 5-10-15 минут ходьбы вверх мы чувствовали учащенное сердцебиение и сбившееся дыхание, что вынуждало нас останавливаться и приводить свой пульс в порядок. Мы не знали предусматривали ли запланированные 3 часа ходьбы до границы леса время на отдых или нет, но догадывались, что это время непрерывной ходьбы. Мы то и дело останавливались, приводили свой пульс в порядок и пили немного воды.

Тут мне хочется быть честным и точно передать мои впечатления от тропы, как начинающего горного туриста. Для этого для сравнения я сначала хотел бы вспомнить как чуть раньше 22 июня, перед селевой стихией мы с Серегой были на горной тропе направляясь в верховья Кынгырги, но то был другой опыт. Ведь тогда у нас не было отчетливых планов по достижению каких-то горных объектов, будь то перевалы или горные озера, мы лишь прошли все водопады и вышли до удобного места с ночевкой. Запасов пищи и воды у нас было ровно на сутки. Наши рюкзаки тогда были легче, чем в нынешнем походе, и тогда проходя через водопады мы сразу ушли на пьяный перевал и затем преодолевали подъем по каньону.

Мои впечатления от прошлого похода вдоль водопадов по Кынгырге были в какой-то мере смешанными. Тогда, как мне казалось, я был не в лучшей физической форме, и несмотря на относительно небольшую нагрузку я чувствовал усталость, и от ходьбы вдоль козьих троп по камням вверх нервная система давала о себе знать. Камни начинали жутко раздражать, мысли о потенциальной опасности не давали никакого покоя. Но позже все это почему-то забылось и я списал все неприятности на специфику подъема по изломанному речному каньону.

О чем я думал отправляясь вверх по Зун-Хандагаю? Я думал и надеялся, что тропа будет лучше, чем по Кыргынге, что идти будет легче и что состояние моего здоровья лучше, чем в прошлый раз, а следовательно все будет гораздо легче. Но оказалось иначе. Оказалось, что рельеф тропы вдоль Зун-Хандагая, хоть и не такой изломанный, как на Кынгырге, но по сложности он не уступал, а моя спортивная форма хоть и была лучше, но так же и рюкзак в этот раз оказался тяжелее за счет большего запаса продуктов. По мере подъема мне в голову стали приходить мысли с вопросами, типа: «А нужны ли мне вообще эти горы?», «Хочу обратно в комфортные условия квартиры, города, отдыхать и загарать на Байкальский пляж». На самом деле с непривычки было тяжело, не хватало сил и желания тащить тяжелый рюкзак, не хотелось нервничать на участках с камнями и каменными ямами, не хотелось гадать, когда же закончится участок до границы леса и т.д. и т.п. Хотелось все закончить и повернуть обратно в город, плюнуть на эту затею с динозавром, с озерами в верховьях Барун-Хандагая и вообще на горы раз и навсегда.

Но Серега не сомневался и хотя он преодолевал теже трудности, но с присутствием духа у него не было никаких проблем. Я смотрел на него и шел дальше, подавляя в себе неприятные мысли и ощущения. По дороге нам встречалось много кедрача. Тропа буквально была усыпана пустыми кедровыми шишками. Но кедр здесь высокий и со своим характером. Я сравнивал его с раскидистым кедром вдоль дороги на перешейке полуострова Святой нос, где шишки можно было срывать с веток на высоте человеческого роста. Здесь кедр был другой, шишки как я не разглядывал я практически на ветвях не увидел, а на самых нижних ветках её вообще не было. Так мы и шли и облизывались, изредка находили полупустые шишки и щелкали оставшиеся орешки.

Примерно через 2,5-3 часа хода где-то за деревьями в верховьях реки стали проглядываться очертания пика Динозавр. Как только я увидел эти очертания мне стало идти немного легче, я вдруг понял, что уже недалеко и скоро я смогу увидеть динозавра ближе, близко, может быть совсем близко и смогу сделать потрясающие снимки. Но сама мысль о том, что я столько времени хотел увидеть горы близко, походить по циркам, заглянуть в отражения горных озер, напомнила о себе с новой силой и я решил идти дальше, хотя реальность диктовала свои условия, а мечты и идеи более виртуальны. Легко сидеть напротив монитора смотреть на красивые фотки горных ландшафтов и пиков, мечтать о путешествиях и походах в их сторону, но идти по реальной тропе, преодолевая реальные подъемы и перелазить неудобные места старых каменных селей, тащить тяжелый рюкзак, сомневаясь в своих силах и своем здоровье.

Вообщем, через 4,5-5 часов ходьбы, когда мы прошли вместо запланированных 3-х, с передышками рекогносцировками на местности, мы достигли так называемой зоны границы леса и к 19:00 нашли удобное место для лагеря.

Место мне понравилось. Пик Динозавр оттуда было уже довольно хорошо видно, хотя сам перевал ещё скрывался за скальной стеной. Справа от лагеря располагался ручей из под перевала Иванникова, чуть дальше, чем под пиком Башня. Думаю в дальнейшем это место чуть дальше памятной плиты погибшим в каменных лавинах под пиком Башня и заболоченного участка можно с достаточной точностью называть границей леса.

Из лагеря мое внимание словно магнит стал привлекать цирк выше ручья под вершину Зун. Судя по структуре вершин и горных стен, снизу мне казалось, что там должно быть озеро. К тому же мне показалось, что если подняться до вершины этого цирка, то оттуда непременно откроется величественный вид на уровне гор. А от места лагеря казалось, а мне так казалось судя по опыту Байкальских походов, что взобраться туда без рюкзака можно буквально за 30-40 минут.

И вот, попив чаю с молоком и сахаром, даже не поужинав, в мою кровь поступили глюкоза и калории, я моментально почувствовал прилив сил. И глядя на заготовленные Серегой шашлыки пустыми глазами, я отпросился у него на форсирование подъема до упомянутого цирка. Где то в 19:30 я воодушевленный перспективной точкой съемки с фотокамерой отправился вверх, позабыв про усталость и самонадеянно полагая, что без рюкзака теперь подъем будет просто «моментален». В результате с передышками, местами буквально заползая на подъем по траве, местами переползая огромные чемоданы к 20:40 я уже почти стоял в цирке и до предполагаемого озера оставалось ещё минут 30 ходу. К тому времени я уже понял, что серьезно ошибся с временем предполагаемого подъема и истратил весь свой трафик светового времени на подъем. И хотя до окончательного места подъема в цирк оставалось по моему убеждению уже немного и дальнейший подъем становился пологим и не представлял трудностей, а только затраты времени, но светового времени оставалось на спуск впритык. Сделав пару снимков с наиболее высокой точки, которую мне удалось достигнуть, я отправился на спуск.
Долина реки Зун-Хандагая

На спуске хоть и идешь практически без передышек, но в условиях уменьшения видимости и плохого знакомства с местностью то и дело я сбивался с тропы и спускался чуть выше того места где поднимался, что могло сулить в дальнейшем проблемы с выходом в совсем крутое место. Под самый спуск становилось все темнее и я уже мало думал про связки и мышцы, мне во чтобы то ни стало хотелось вернуться в лагерь для комфортной ночевки. А может быть даже не просто для ночевки, а для того, чтобы выжить. В какой-то точке я совершенно потерял спуск, но камней там уже не было и держась за стволы и ветки деревьев я сполз пару метров по крутому месту по траве вниз к переправе через ручей и направился к лагерю. И вот уже внизу почти совсем стемнело, в долину стал проникать туман, а у меня с собой не было не фонаря, не спальника, не теплых вещей.
Туман в долине Зуна
И хотя судя по дыму от костра до лагеря оставалась добрая сотня метров, но в точном направлении я стал сомневаться. Я вполне осознавал, что стал подвержен панике и вспоминая страшные истории про людей подвергшихся панике в горах и впоследствии погибших. Вдруг, я понял, что нахожусь на границе дальше которой может быть все что угодно. Ещё немного спустившись я потерял направление в сторону лагеря, дым от костра в тумане стал не различим даже на небольшом расстоянии. Я стал кричать Сережу в темноте, чтобы по его ответу сориентироваться в направлении, но видимо шум реки перекричать мне не удалось и Сережа меня не слышал и не откликался. Благо я стоял уже на тропе и уже замерзая я понял, что иду по тропе, но судя по своему нахождению относительно ручьевого русла и гор я понял, что нахожусь дальше от лагеря и мне надо возвращаться обратно. Пройдя немного я в темноте наконец-то разглядел среди тумана дым от костра и хоть не без приключений благополучно вернулся.

Сережа меня уже ждал и даже стал немного волноваться. У костра меня ждал шашлык и водка. Несмотря на перенесенную за день нагрузку аппетита у меня уже не было, и алкоголь категорически пить не хотелось. Видимо сказалось волнение в течении дня и при вечернем подъеме и спуске. Я осилил лишь один шампур с мясом, напился чаю и, судя по нервно-физиологическому состоянию, а также по болезненным ощущениям в области колена понял, что за этот день я выработал свой ресурс на запланированный поход, и завтра ни о каком перевале не может быть иди и речи.

Вечерний подъем в цирк оказался серьезной ошибкой. Расстояния в горах обманчивы. Так вам может казаться, что объект (перевал, седловина, плечо и т.д.) располагается недалеко, но фактически приходится идти к этому объекту не по прямой, а по ломанному профилю с преодолением ям, каменных завалов, небольших отвесных подъемов или спусков требующих для преодоления существенных затрат времени сил. Усугубляет условия достижения объекта и отсутствие хорошо протоптанной тропы. Поэтому то, что может казаться расположенным близко по фактическим затратам усилий, рельефу тропы и подъема оказывается во временном отношении на преодоление этого расстояния достаточно существенным. Время достижения объекта в привычных условиях хорошей тропы, которое может достигать 30-40 минут, в горных условиях может растянуться до 90-120 минут. К тому же я не учел изменения условий на подъеме, когда было достаточно света и поверхность камней и травы были сухими и спуска, когда в условиях тумана камни и трава становятся мокрыми и скользкими, что так же может увеличивать время на спуск. Кроме затрат времени были затрачены усилия и драгоценная нервная энергия, а в условиях плохого освещения и быстрого подъема при необдуманной постановке ног между больших камней и в скользких местах были получены микротравмы колен и тазобедренных суставов, развившиеся впоследствии.

Второй ошибкой было выйти на подъем в условиях ограниченного светового времени без запаса воды, без спальника, дождевика и фонарика. Как известно погода и условия освещения, видимости в условиях гор могут быстро меняться. Меня могло закрыть туманом и я мог потеряться в пространстве, а с собой у меня не было теплых вещей и хоть каких то запасов воды, чтобы переночевать и переждать неблагоприятные условия погоды.

Третьей ошибкой было выйти вверх без представления о планах действиях в случае изменения условий видимости. Впрочем эта ошибка логически следовала из первой. Поскольку мне следовало предусмотреть, что тропа наверх может занять несколько часов вместо 30-40 минут. Мне следовало помнить, что в условиях изменения условий видимости нельзя подвергаться панике, а в случае плотного тумана необходимо находиться на одном и том же месте. Найти место для ночевки и ждать, пока условия видимости улучшатся. Впрочем, меня не окутывал плотный туман, и условия видимости в моем случае были ограничены только вечерним потемнением.

Была и четвертая ошибка, опять же как следствие первой и третей — это некоторая паника, изменение стабильного состояния психики и некоторая суматошность в действиях. Думаю, в горах надо быть всегда готовым к тому, что условия видимости и погоды могут быстро и непредсказуемо меняться. Необходимо сохранять хладнокровие и всегда быть готовым к разным критическим условиям. Даже в условиях отсутствия должной подготовки желательно иметь представление о вариантах выживания в неблагоприятных условиях.

Все это легко написать, думаю я и раньше слышал об этих предостережениях, но в моем случае я частично все это испытал на себе за один вечер. Мои условия не были критическими, и поэтому я все же смог сориентироваться и вернуться в лагерь, но я сам виноват, что оказался в неблагоприятных условиях ограниченной видимости и оказался к ним не подготовленным должным образом. Я не исключаю варианта паники для себя, как для обычного человека, в более худших условиях и как следствие переохлаждение, травмирование или истощение организма. Думаю всегда полезно исходить из того, что ты обычный человек и можешь быть подвергнут панике в критических условиях, и что тебе не хватит холодного рассудка для правильных действий по сохранению кондиций своего организма с минимальными потерями. Поэтому нужно быть готовым к критическим ситуациям и быть готовым отдать часть времени (до нескольких часов и суток в неблагоприятных условиях) и физических кондиций ради сохранения шансов на выживание в более долгосрочной перспективе.

Далее (Суббота 23.08 «Прогулка и отдых в горах»)

Геннадий Хитрихеев" ... и 25-и килограммовыми рюкзаками".
Что же Вы такого набрали на 3 дня ?!!!! Если это не преувеличение, то даже не знаю... Очень тяжелые рюкзаки для такого похода. Очень тяжелые !
01.09.2014, 09:58:37 |
Константин СухановХорошо написано, искренне. Откровенных ошибок мало, однако предложения сложноваты.

Действительно, в таких случаях лучше алкоголь не пить. Но ведь можно воспользоваться и иным методом его приёма?

Вечерний подъём в цирк — обычная прогулка. Какие там ошибки? Наличие физических и психологических навыков всегда работает как спасительный амортизатор, и ошибки в нём просто тонут. Правда, нужно постоянно заботиться о развитии таких навыков и чётко представлять порог, где они заканчиваются. Тогда всё и всегда будет хорошо.

01.09.2014, 14:43:43 |
Лев Белых

Геннадий Хитрихеев: " ... и 25-и килограммовыми рюкзаками". Что же Вы такого набрали на 3 дня ?!!!!

Геннадий, я уже ответил на этот вопрос в комментариях под "воскресением". Там кстати и другие высказались на этот счет, думаю вам будет интересно почитать ту ветку обсуждений.

Константин Суханов:  Тогда всё и всегда будет хорошо.

Спасибо, Константин за внимание к тексту. Я старался сделать изложение простым и понятным, надеюсь со временем смогу печатать лучше.

А вот ваш комментарий насчет алкоголя и амортизатора я не совсем понял. Мне кажется вы постеснялись закончить свою мысль.
01.09.2014, 18:23:09 |
Константин Суханов

Лев Белых: А вот ваш комментарий насчет алкоголя и амортизатора я не совсем понял.

Так ведь пропагандируемый мною метод приёма внутрь алкоголя и разных прочих жидкостей, приемлют далеко не все...
Амортизатором любых допущенных ошибок являются личные навыки — психологические и физические. Причём, первые часто важнее; но если развивается физика (тут я имею в виду выносливость и умение быстро и безопасно передвигаться по пересечёнке — кстати, без палок) — то и психика подтягивается. Например, холодная на горе может убить новичка, а мастер её воспримет как вполне штатную ситуацию. Но грань своих способностей всегда нужно знать.
01.09.2014, 20:29:15 |
Лев Белых

Константин Суханов:    Например, холодная на горе может убить новичка, а мастер её воспримет как вполне штатную ситуацию. Но грань своих способностей всегда нужно знать.

Холодная кто /что?
02.09.2014, 22:06:08 |
Владимир Л.

Холодная кто /что?

Ночёвка, Лев. Это когда без костра, без спальника, без палатки...
02.09.2014, 22:08:51 |
Лев Белых

Владимир Л.:    Лев Белых:   Холодная кто /что? Ночёвка, Лев. Это когда без костра, без спальника, без палатки...

02.09.2014, 22:20:43 |

Лев Белых: Брр... ну и как там выживать? Разве только если залезть в пещеру между камней и вход ещё камнями заложить? )

Лев, источники выживания надо искать не во вне, а внутри себя. Ситуации, когда можно соорудить жилище (не из камней, конечно, но вот из льда и фирна такое делается) достаточно редки (если речь идёт про холодную ночёвку на маршруте на гору). Но тепла, выделяемого работающим организмом (человека, который не сдался), в нормальных условиях (когда есть подходящая одежда) вполне достаточно, чтобы не замёрзнуть. Вопрос только в выносливости и в способности работать после дня нагрузки и ночи без полноценного сна.
02.09.2014, 22:47:33 |
Лев БелыхА работать имеется ввиду тоже психологически или тут как раз физиологическая работа нужна? Ну например можно перекладывать камни, чтобы согрется... у меня просто других вариантов опять же нет )
02.09.2014, 23:35:27 |
Вячеслав ПетухинНу тепло вообще-то выделяется в основном, когда мышцы работают. А что делать обычно можно найти: и какие-то полезные дела, и отмашка замерзающих конечностей (знаете такой приём, гонящий кровь в конечности и не дающий им замёрзнуть?).
02.09.2014, 23:55:12 |
И. ФефеловОдин знакомый, кстати, рассказывал, что ему удалось научиться приводить организм в такое состояние, когда... ну, может, не в прямом смысле, но — внешний слой тела работает на разогрев и не дает замерзнуть, а "сердцевина" тела, напротив, экономит энергию по максимуму. Он не горник, а моряк, из Магадана... ну, как понимаете, там тоже бывает всяко. Уже после того ,как научился, пару раз попадал в тяжелые ситуации с холодом и намоканием, говорит, помогает. Один раз он выжил единственным из троих попавших в аварию на катере в шторм, остальные двое переохладились и спасти их не удалось, хотя, говорит, мужики были крепче его.
03.09.2014, 10:28:10 |
Олейник ДмитрийВсе "проклинают" тропу, рюкзак, дождь, весло.... во время нудного движения. Эйфория настпупает лишь в определённых точках (долгожданный привал, вершина, взлёт на валах в пороге...и т.п.). Кайф приходит позже дома, когда мозг постепенно стирает негатив оставляя лишь приятные воспоминания. Особенно если идёшь по этому маршруту не первый раз. Я, например, часто бубню себе "Ну нахрена я опять поперся?". А на следующий год опять иду))).

Лев, в твоем случае туман и сумерки ничего страшного не несли из-за особенностей рельефа. Обратно — это всегда ВНИЗ. Осторожно, но верно. Остаться и пережидать без укрытия — гораздо хуже.
На мой взгляд более сильной ошибкой было идти туда одному. Упал-ножку сломал-и что бы делал?

А опыт как раз и приходит на ошибках)))
Не правда ли?)))

03.09.2014, 11:41:56 |
Лев Белых

Олейник Дмитрий: А опыт как раз и приходит на ошибках)))Не правда ли?)))

Спасибо, Дмитрий за ответ, за понимание ) Действительно под конец похода не осталось негатива и вскоре появилось большое желание повторить маршрут. В следующий раз психологическая, теоретическая и возможно даже техническая готовности будут на более высоком уровне. Интересно пройти через новые испытания, подняться выше, увидеть больше...

А опыт бесспорно приходит с практикой. В идеале сначала должна быть подготовка, чтение материала, знакомство с теорией, обеспечение себя оптимальной одеждой и снаряжением, но практика и последующий разбор мне нравится больше, поскольку именно в таком варианте лучше понимаешь, что нужно именно тебе, а что нет, чем можно пренебречь в своем индивидуальном случае, а чем нельзя.

Вячеслав Петухин: (знаете такой приём, гонящий кровь в конечности и не дающий им замёрзнуть?).

Не слышал, пока могу только представлять. Видел по телеку, как практикующие товарищи в горных условиях с помощью техники дыхания повышали устойчивость своего организма к переохлаждению. Получается, что не только с помощью дыхания можно добиваться такого состояния.
03.09.2014, 19:34:25 |
И. ФефеловОдин из таких приемов, помнится, команда Дмитрия Шпаро практиковала при лыжных походах по Северу: встать палками под мышки и интенсивно маятником размахивать прямой ногой вперед-назад, затем, естественно, другой ногой. Книгу давненько читал, но вроде так.
03.09.2014, 19:54:59 |
Марина Васильева (Красноштанова)Вот нашла иллюстрацию к этому приёму, но в летнем исполнении:

тут Саша Баринов и я делаем отмашки ногами.