Район: Кодар

Категория трудности: 2А

Высота: 2480 м.

Направление: юг — север

Соединяет долины рек: Бюрокан, ручей Медвежий (на Кодаре).

Прохождение с юга на север

От озера под горой Обрез (место стоянки) движение по крупным валунам и снегу, обходя озеро слева по ходу, далее – подъём по морене под перевальный взлёт, занимает 1 час.

Для подъёма с южной стороны подходит кулуар между правым и средним жандармами по ходу. Характер склона – скально-осыпной (разрушенные скалы).

1я верёвка – 40м, в кулуаре крутизной 45º, на участке есть небольшая стенка 3м. 2я верёвка – 40м, есть 2 стенных участка до 10м. Первый участник проходит лазанием, без рюкзака, используя скальные крючья, закладки.. У опытной группы навеска верёвок займет от 1 до 1,5 часов, а вместе с прохождением группы 6-8 человек – около 3 часов. Для группы и вытягивания рюкзаков нужна ещё вспомогательная верёвка.

Тур хорошо виден летом, у скалы.

Спуск до ледника по крупной осыпи – не более 30 метров. Ледник в верхней части имеет крутизну 30 º, рекомендуется проходить в кошках, т.к. лёд может быть очень гладким. Есть бергшрунд шириной 1,5-2м, заполненный водой. Его можно обойти справа (орографически и по ходу), краем ледника. Дальше ледник постепенно выполаживается до крутизны 10 º. Все встречающиеся трещины и промоины можно обойти справа.

В конце ледника выход по морене к озеру – истоку ручья Медвежьего. Дальше всё время двигаться правым бортом долины, по хорошей тропе. От перевала до ГМС – чистое ходовое время – 2ч 50 минут.

Прохождение с севера на юг (классика)

От места стоянки у озера под перевалом Медвежий подъем на моренный вал в западной части крутизной до 35º, и далее – по плоской левобережной морене до ледника. Ледник открытый, подходит прямо под перевал. Последний небольшой взлёт к туру – по скально-осыпному склону крутизной 30 º.

Нужная седловина – третья справа по ходу, между вторым и третьим жандармами. Седловина перевала в месте расположения тура — не более 3 м.

Южный склон перевала представляет две 40-метровые ступени отвесных скал. В восточной части склона ступени несколько ниже, отвесные участки короче (15-20 м), больше скальных полочек и уступов. Здесь и следует спускаться. Одна веревка вертикальных перил 45 м по скальному кулуару до скально-осыпной наклонной полки, разделяющей верхний и нижний сбросы.

Спуск с помощью ФСУ с верхней страховкой. По полке уйти 15 м влево по ходу движения (крутизна 45º). На полке есть крючья и петли. От этой точки ещё одна веревка вертикальных перил 10 м. Второй сброс выводит на среднюю живую осыпь крутизной 40º, обрывающуюся в долину вертикальным уступом бараньих лбов. Двигаться по краю осыпи вниз и влево по ходу движения, прижимаясь к стенке. Время работы на веревках — 2 часа.

Далее спуск по мелкой и средней, а внизу — крупной осыпи крутизной 30-35º до больших валунов на берегу озера.

Чистое ходовое время от озера под перелом Медвежий до озера под перевалом Трёх Жандармов — 4,5 часа, из них техническое время – 2 часа.