Летучая мышь — это химера, чудовищное невозможное существо, символ грёз, кошмаров, призраков, больного воображения… Всеобщая неправильность и чудовищность, замеченная в организме летучей мыши, безобразные аномалии в устройстве чувств, допускающие гадкому животному слышать носом и видеть ушами, — всё это, как будто нарочно, приноровлено к тому, чтобы летучая мышь была символом душевного расстройства и безумия.

(Французский натуралист А. Туссенель, 1874 г.)

Я оценила свою купленную квартирку в Затоне летом, когда спала с открытым окном и с наслаждением слушала тишину... Ни тебе звона трамваев, ни тебе рёва машин, ни тебе гула самолётов... Железная дорога, хоть и недалеко, но совсем не слышна в моём доме. Только беспокойный пёс всхлипнет изредка на загулявших котов. Да под конец ночи какие-то соловушки запоют. А когда рассветёт — стрижи застрекочут, стремительно разрезая воздух крыльями над Затоном. А иногда по утрам слышен благовест, доносящийся с правого берега Ангары из Собора Богоявления. Но это ведь не шум, а релакс для городского жителя.

В праздники, конечно, я предусмотрительно закрывала окна, потому что люди — они везде люди: праздничное настроение загулявших до утра любителей повеселиться могло испортить ночной отдых, но это не часто бывало. В общем-то и причиной покупки моей квартиры в этом удалённом от города (но всё же находящемся почти в центре города) районе была именно тишина и удалённость. Возможность погулять на лыжах, поплавать или позагорать в пяти минутах от дома. Отсутствие остановок городского транспорта (17 минут быстрым шагом, 13 минут — бегом до ближайшей остановки). Невозможность забрести сюда, в деревянную деревню, случайным людям. Обязательное условие утренних и вечерних пеших или беговых моционов на работу и обратно. Это всё мне подходило.

К тишине я долго привыкала, около полугода. После китайской общаги в Рабочем — это была просто безумная тишина, от которой я просыпалась первое время посреди ночи в тревоге, думая, что я оглохла. Но потом, поняв, что я просто сплю в Затоне, а не в Рабочем, я засыпала счастливая. С открытым окном, со свежим воздухом, пахнущим речной прохладой, который приносил ко мне в постель ночной ветер. Наверное, именно потому, что в речных долинах хорошо продувает, комаров тут я тоже не замечала.

Однажды, когда я уже привыкла к ночной тишине, у меня случился в доме ночной переворот. Я по обыкновению спала с открытым окном. Мой кот Барсик урчал у меня под коленками, забравшись под одеяло (ну, не любит он влажную речную прохладу). Тополя за окном шептали свои истории, перебирая листвой. Было 3 часа ночи.

«Апокалипсис» случился в одно мгновение. В окно стремительно влетело что-то орущее, стало натыкаться на стены, свистеть, запуталось в тонкой занавеске, сорвало её, уронило цветок с подоконника, и продолжало орать, стрекотать и свистеть, беснуясь по комнате. Слетало в соседние комнаты, вернулось. Всё это произошло в одно мгновение. Барсик тут же среагировал, и как настоящий охотник, бросился было ловить наглое существо, нарушившее наш ночной покой. Для разбега он вначале вцепился когтями в мои коленки, подпрыгнул вместе с одеялом, запутался, зашипел, заорал утробным голосом, а когда я тоже подскочила и стала вытряхивать его из постели, он оказался в пододеяльнике. Несколько минут борьбы с прыгающим пододеяльником и свистящим по моим волосам мохнатым существом, и сердце от ужаса зашлось в тахикардии. Потом я включила свет и увидела эту химеру. Это была маленькая, мохнатая, испуганная летучая мышь. Поймать её было невозможно, она стремительно, как в ускоренно прокрученном кино, металась по квартире, почему-то натыкаясь на стены и потолок. Когда я включила свет, она немедленно переместилась в тёмные комнаты. Барсик – за ней, сметая на своём пути цветочные горшки, напольную вазу, чашки, постиранное бельё, развешанное вечером по кухне… О, ужас! На кухне полетел горшок с огромной диффенбахией, подвесная полка, земля посыпалась по всей квартире, смешалась с упавшим постиранным бельём…

Я открыла все окна и начала большим полотенцем выгонять непрошеную гостью из квартиры, но она, почему-то не желала выдворяться на улицу, а пыталась забиться в углы: за шкафами, за диваном, под кроватью. Я увлеченно занялась передвижкой мебели из угла в угол. Больше всего я боялась, что Барсик снесёт монитор, поэтому пришлось набросить на него одеяло. А ещё я боялась, что Барсик выпрыгнет за ней в окно, и разобьёт себе нос, а потом с перепугу убежит куда-нибудь, и я его не найду, он ведь домашний у меня, улицы не знает. Пока мы бегали по квартире друг за другом, проснулся сосед снизу и начал орать на меня матом и стучать по батареям. Ну вот, началось всеобщее веселье!

Бегали мы так по квартире больше получаса. Потом химера начала, видимо, уставать, всё пыталась забиться по углам. Чего не скажешь о нас с Барсиком – у нас-то самый азарт пошёл. Если бы не Барсик, конечно, я бы просто закрыла все двери и легла себе дальше спать, пусть летает в других комнатах. Но Барсик-то этого так не оставит, он ведь будет орать и пытаться ломать двери, всё равно спать не даст.

Через полчаса гостья ушуршала под ванну, и, казалось, затихла. Я легла в постель, Барсик бдительно стоял у ванны, ожидая выхода «на бис». Выход не заставил себя ждать! Не прошло и пяти минут, как мышка снова начала свистеть по квартире. В общем, ничего не оставалось делать, как бегать за ней хотя бы с фотоаппаратом, чтобы запечатлеть эту весёлую ночь. Фотографии получились все смазанные, конечно. Слишком уж она шустрая. В конце концов, я ещё и фотоаппарат уронила, и сбила настройки. Капец. Сосед снизу громко озвучил значительно более весомые и грубые аргументы…

До 5 утра мы веселились, с небольшими перерывами на мышкин отдых. Потом мышка прицепилась к потолку в моей спальне, повисла и затихла. Но фотографировать её уже было нечем.

Я осторожно сняла её, прихватив полотенцем, и выпустила в окно. Она, словно дохлая, камнем упала в траву. Я решила, что она сдохла. Не мудрено – такой дурдом развела посреди ночи, такую панику устроила. У меня и самой сердце едва не выпрыгнуло со страху от неожиданности, и едва выдержало эту ночную гонку. Жалко было мышку. Она такая беспомощная… Пушистая. Востроносенькая… А мы с Барсиком её так гоняли… Я корила себя до самого рассвета, чувствуя себя виноватой в её смерти. С мышкой не справилась… Неумеха.

Но утром, когда рассвело (это было, спустя около получаса), я спустилась под окно и осмотрела траву, я нигде её не нашла. Может, она улетела?

С тех пор я больше никогда не открывала в Затоне ночью окна настежь...

И. ФефеловЕсли ее не повредили, она уползла, забралась на предмет повыше и улетела.
26.03.2015, 19:25:13 |
Марина Васильева (Красноштанова)Ну я на это надеюсь. Ведь я аккуратно её взяла полотенцем. Интересно, Игорь, а где летучие мыши могут жить в Затоне? Там ни пещер, ни скальных стенок нет. Неужели, на чердаках домов?
26.03.2015, 19:58:56 |
И. ФефеловКонечно на чердаках, а летом и в самых разнообразных прочих строениях. Хоть в подъемных кранах. "Жить" это у них понятие растяжимое, если есть дитёнок, то он, пока маленький, висит на мамаше, а когда вырастет, висит самостоятельно. Комаров там предостаточно.
26.03.2015, 20:07:52 |

И. Фефелов: Комаров там предостаточно.

Не замечала. У меня окна в квартире — без сеток. Если кто и залетал ночью, то только мотыльки на свет.
26.03.2015, 20:14:21 |
Михаил ИвановДа! В интересном районе Иркутска посчастливилось Вам пожить,Марина!Спасибо за рассказ! Образно и с юмором.
26.03.2015, 20:27:00 |
И. ФефеловМотыльков они с превеликим удовольствием — крупная добыча. Что до простых комаров, они им, конечно, мелковаты, но если много... Стоит там повыше пройти, ближе к Дьячьему острову и Иркутному мосту, особенно через недельку после наводнения на Иркуте, комаров заполучите сколько угодно.
26.03.2015, 20:36:07 |
Егор ПолтавченкоНастоящий переполох! Прочитал с интересом, спасибо, Марина.
26.03.2015, 23:07:07 |
Марина Васильева (Красноштанова)Михаил, Егор, Игорь, спасибо!
27.03.2015, 11:54:32 |
Александр ТарановскийПрочитал и вспомнил свой случай неожиданной встречи с летучей мышью прошлым летом. А дело было так. Пригласил меня друг пойти в Чивыркуйский залив на его яхте отдохнуть от городской суеты. Вышли поздним утром ближе к одиннадцати часам. Никуда не торопясь заправились у МЧС в истоке Ангары и пошли на Малое море. Пришли туда часам к шести. Заправились на МРСе. Решили приготовить ужин и заночевать в бухте Хагдан-Далай та что левее Курминского залива. Зашли туда, но она плотно была занята по всему берегу. Решили стать посреди бухты на два якоря. Заякорились, приготовили ужин, хорошо поужинали и спокойно легли спать. Я лег в своей боковой каюте. Лето в разгаре. И на удивление вечер и ночь были теплыми. Комаров не было. Что бы вдыхать освежающие запахи Байкала решил открыть иллюминатор. На этой яхте это довольно маленькое продолговатое округлое отверстие высотой не более 15 см и шириной 35 см.
В комплекте имелась противомоскитная сетка но я ее не стал устанавливать так как комаров не наблюдалось. Спокойно улегся и предался в объятия Морфея. И не успел я как следует отключиться как услышал что что то неожиданно и резко появилось в каюте и начало метаться и истошно пищать. По звуку я сразу понял что это летучая мышь. Благо дело опыт общения с этими животными был в детстве большим. На Украине их очень много. И мы их в детстве часто ловили.
Оценив обстановку, включил подсветку для чтения над головой и увидел как по каюте мечется летучая мышь. Вначале пытался махать подушкой что бы выгнать не прошенного гостя в иллюминатор. Но все было безуспешно. Потом сменил тактику, взял полотенце и загнав крылатого гостя в угол между стеной и кроватью осторожно взял полотенцем и перенес к открытому иллюминатору и выбросил на волю. Только после этого я понял, что как хорошо, что в этот раз я был один без жены. Ее не отпустили на работе. Я представил сколько было шума и паники. Бессонная ночь была бы обеспечена. А так я сразу же после этого крепко уснул. И капитан даже ничего не услышал. И когда я ему утром рассказал о происшествии, очень удивился и на его лице я прочитал нотки сомнения в правдивости моего рассказа. Основное сомнение вызывало то, что как она могла влететь (именно влететь а не влезть) в такой маленький по размеру иллюминатор. А я до сих пор не нахожу ответа на этот вопрос и на вопрос зачем. Может перепутала с входом в пещеру в которых они обычно прячутся. А может хотела что то со мной сделать....
27.03.2015, 13:30:24 |
И. ФефеловВ 15 на 35 см влететь — да без проблем, даже с расправленными крыльями. В экспериментах, как мне помнится, мелкие рукокрылые даже в ячею сетки 15 на 15 проЛЕТАЛИ — присложив крылья, естественно.
27.03.2015, 13:37:24 |

И. Фефелов: В 15 на 35 см влететь - да без проблем

Так и у меня окно не совсем настежь открывается, т.к. имеется фиксатор-гребёнка, удерживающая щель створки не более, чем на 10см. И в эту щель мышка со свистом легко влетела.
27.03.2015, 17:02:02 |
И. ФефеловНу тут, может, за косяк лапкой цеплялась, вы ж не видели , а там они снимали на видео, если еще не на кино, -она этак крылья складывала, и бульк не касаясь по центру ячеи, как та ворона, только не вниз: